среди спецефических фунцкций форм организации обучения выделяют
Функции форм организации обучения
Функции форм организации обучения | Содержание функций форм организации обучения |
Обучающе-образовательная функция | Позволяет создать наилучшие условия для передачи обучающимся знаний, умений, навыков (компетенций), формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни. |
Воспитательная функция | Способствует активному проявлению всех духовных сил и нравственных качеств обучающихся. |
Организационная функция | Требует от педагога четкой организационно-методической подачи материала. |
Психологическая функция | Состоит в выработке у обучающихся определенного биоритма активности, привычки к работе в одно и тоже время. |
Развивающая функция | Порождает богатство условий для умственной, трудовой и игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов обучающихся. |
4.Требования, предъявляемые к уроку.
Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.
Общие требования к уроку подразделяются на три группы: дидактические, воспитательные и организационные (табл. 46). Выполнение требований является необходимым условием эффективности урока, т. е. достижения желаемых результатов. Учитель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.
Содержание требований к уроку
Требования к уроку | Содержание требований к уроку |
Дидактические требования | 1.Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков. 2.Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки обучающихся; прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах. 3.Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, методов стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока; выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью обучающихся. 4.Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей. |
Воспитательные требования | 1.Постановка воспитательных задач урока. 2.Формирование и развитие у обучающихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, творческой активности. 4.Изучение и учет уровня развития и психологических особенностей обучающихся (мышления, памяти, внимания, воображения). 5.Соблюдение учителем педагогического такта. |
продолжение таблицы 47
Организационные требования | 1.Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования. 2.Организационная четкость проведения урока. 3.Подготовка и рациональное использование различных средств обучения. |
Вопросы для повторения и самостоятельного изучения темы:
1.Дайте характеристику вспомогательным формам обучения.
2.Какие формы учебной работы получили название нестандартных уроков? Приведите примеры.
3.Раскройте виды уроков физической культуры и учебных занятий.
4.Охарактеризуйте функции форм организации обучения.
5.Какие требования предъявляются к домашней самостоятельной работе обучающихся?
6.В чем заключаются требования, предъявляемые к уроку физической культуры в школе?
7.Какой должна быть система педагогического контроля в школах для одаренных детей? В спортивных школах?
8.Нельзя отрицать, что экзамен — это всегда стресс как для обучающегося, так и для педагога. А кто этот стресс создает? И можно ли представить себе экзамен без лишних волнений?
Практическая работа:
Практическая работа № 54. «Формы организации обучения в зарубежной и российской школе». Заполнение таблицы.
Заполните таблицу, используя учебную литературу и Интернет-ресурсы.
Охарактеризуйте использование различных форм организации обучения в зарубежной и российской образовательной практике (неградуированные классы, открытые школы, погружение и т. д.).
Форма обучения | Сущность формы обучения | Достоинства | Недостатки | Применение в современных условиях |
Классно-урочная форма обучения | ||||
Индивидуально-групповая (школы Средневековья) | ||||
Взаимного обучения (белл-ланкастерская, Англия) | ||||
Коллективно-индивидуальная (батовская, США) | ||||
Дифференцированная по способностям учащихся (маннгеймская, Европа) | ||||
Индивидуализированного обучения (Дальтон-план, США) | ||||
Индивидуализированного обучения (план Трампа, США) | ||||
Неградуированные классы (США) | ||||
Погружение | ||||
Обучение по эпохам (Вальдорфские школы) |
Педагогический проект: «Педагогический словарь».
Задание № 7. В «Педагогический словарь» внесите определения понятий: форма обучения, форма организации обучения, урок, структура урока, вспомогательные формы организации учебной деятельности.
Тест по теме: «Формы организации обучения».
Среди спецефических фунцкций форм организации обучения выделяют
План.
1. Понятие «форма обучения», основные функции форм обучения.
2.Классификация форм обучения.
3.Учебное занятие, его структура, основные аспекты, типы. Требования к учебному занятию.
4. Подготовка преподавателя к занятию.
5.Варианты анализа учебного занятия, оценка его эффективности.
Литература:
1. Буряк В.К. Методический аспект построения урока // Специалист. 1993. №9.
2. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования / Н.А. Морева. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.
3. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
4. Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. – М. : Просвещение, 2007. – 158 с.
4. Никитина Н.Н., Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов.– М. : Мастерство, 2002. – 288 с.
5. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.] – М. : Вентана – Граф, 2005. – 368 с.
6. Столяренко, Л. Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия» / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/ Д: Феникс, 2003. – 448 с.
2.Классификация форм обучения.
Исторически выделились следующие формы обучения:
Фронтальная – совместная деятельность всей группы, преподаватель излагает учебный материал для всей группы, ставит одинаковые задачи, а обучающиеся решают 1 проблему, овладевают общей темой.
Групповая – учебная группа делится на несколько подгрупп, которые выполняют одинаковые или различные задания. Количество обучающихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (2-10 чел., но чаще от 3 до 5 чел.).
Индивидуальная – каждый учащийся получает задание, которое он выполняет независимо других, что предполагает высокий уровень активности и самостоятельности обучающихся. Особенно целесообразно для таких видов работ, в которых могут более ярко проявляться индивидуальные особенности и возможности обучаемых. Выполнение различных упражнений, задач, успешно применяется при программированном обучении, для углубления знаний, ликвидации пробелов в изучении материала у студентов и слушателей.
4. Подготовка преподавателя к учебному занятию.
А.М. Столяренко, говоря о культуре подготовки преподавателя к занятию, отмечает, что успех каждого занятия на 80 % зависит от культуры личного труда в свободное время и лишь на 20 % – от непосредственной подготовки преподавателя к занятию накануне его проведения.
Подготовка преподавателя к занятию – это предварительная учебно–методическая работа, цель которой – успешное проведение предстоящего занятия.
Н.А. Морева выделяет 4 этапа подготовки педагога к учебному занятию и выступления перед аудиторией:
1. Планирование:
предварительный анализ литературы;
определение темы, целей, типа занятия, плана и оборудования учебного занятия;
определение стратегии и тактики ведения учебного занятия.
2. Оперативная подготовка:
отбор и систематизация учебного материала;
обдумывание и компановка содержания учебного занятия;
детальная разработка каждого этапа учебного занятия;
продумывание поведенческого аспекта деятельности преподавателя.
3. Редактирование:
чтение конспекта занятия;
правка содержания учебного материала, предназначенного для занятия;
определение окончательного варианта содержания учебного занятия.
4. Тренировка:
мысленная и устная репетиция предстоящего занятия;
репетиция в форме диалога с собеседником.
Технология подготовки преподавателя к учебному занятию может выглядеть несколько по–другому и включать в себя следующие элементы:
1) разработка системы занятий по теме или разделу, анализ результатов предыдущего занятия;
2) осознание цели предстоящего занятия, его образовательного и воспитательного значения;
3) установление объема учебного материала для данного занятия;
4) использование специальной и необходимой литературы;
5) составление плана, конспекта предстоящего занятия;
6) подготовка оборудования учебного занятия;
7) выделение материала для опроса студентов, определение формы опроса;
8) формулирование важнейших выводов по материалу предстоящего занятия.
Формы организации обучения. Функции систем форм организации обучения
Форма организации обучения – это
· способ реализации педагогического процесса, осуществляемого образовательными учреждениями (школами, колледжами, университетами др.) в системе формального образования, который имеет организованный и иерархически структурированный контекст и четко определенные временные границы;
· вариативная, и в то же время относительно устойчивая структура взаимодействия участников процесса обучения, характеризующаяся составом участников, временем, порядком, местом взаимодействия, оказывающая влияние на ход и результат учебного процесса;
· «ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения» (В.В.Краевский, А.В.Хуторской [2, С.250]).
В системе формального образования эффективная реализация образовательного процесса обеспечивается не отдельными формами организации обучения, а их продуманной, взаимосвязанной системой, которая выполняет следующие функции(В. А. Ситаров, [2]):
Рис. 10.1.Функции систем форм организации обучения
В педагогической литературе наряду с термином «форма организации обучения» также широко употребляется термин «форма обучения». В отличие от форм организации обучения, структурирующих жизненный цикл обучения в системе формального образования,форма обучения представляет собой способ реализации процесса обучения, осуществляемого индивидом в рамках неформального и информального образования (самообразование и самообучение).
Системы форм организации обучения
10.1. Формы организации обучения. Функции систем форм организации обучения
Форма организации обучения – это
В системе формального образования эффективная реализация образовательного процесса обеспечивается не отдельными формами организации обучения, а их продуманной, взаимосвязанной системой, которая выполняет следующие функции (В. А. Ситаров, [2]):
В педагогической литературе наряду с термином «форма организации обучения» также широко употребляется термин «форма обучения». В отличие от форм организации обучения, структурирующих жизненный цикл обучения в системе формального образования, форма обучения представляет собой способ реализации процесса обучения, осуществляемого индивидом в рамках неформального и информального образования (самообразование и самообучение ).
10.2. Подходы к классификации форм организации обучения
В теории и практике образования накоплен значительный массив разнообразных форм обучения, что вызвало необходимость их классификации.
В. И. Андреев ( рис. 10.2) выделил три категории форм организации обучения, которые отражают специфику взаимодействия участников педагогического процесса (общие формы), особенности передачи учебного материала (внешние формы) и доминирующие образовательные цели (внутренние формы).
В основу классификации форм организации обучения, предложенной авторским коллективом под руководством В.А. Сластенина, положены два критерия: количество обучающихся и специфика управления образовательным процессом ( рис. 10.3).
Основанием классификации форм организации обучения Ч. Куписевича и И.П. Подласого являются: количество обучающихся, место и продолжительность обучения ( рис. 10.4).
Интересна классификация внутренних форм организации обучения Т.И. Шамовой, представленная на рис. 10.5.
На рис. 10.7 представлены сравнительные характеристики эффективности использования индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации обучения.
Организационные формы процесса обучения
Организационная форма обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности преподавателя и обучаемого, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Организационная форма обучения обеспечивает упорядочение, приведение в систему
взаимодействия преподавателя с обучаемыми при работе над определенным фрагментом содержания образования.
Организационные формы обучения можно определить как варианты непосредственного и опосредованного педагогического общения между обучаемыми и обучающими в процессе
обучения.
Непосредственное общение чаще всего происходит в парной форме организации занятий
(«учитель – ученик», «ученик – ученик»). Опосредованное общение происходит без личного
контакта, главным образом, через письменную речь или средства ее заменяющие.
Функции форм обучения сложны и многообразны. Среди них на первом месте обучающе-образовательная. Форма обучения конструируется и используется для того, чтобы создать
наилучшие условия для передачи знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения
учащихся, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни.
Воспитательная функция обеспечивается последовательным введением обучаемых с
помощью системы форм обучения в разнообразные виды деятельности. В результате в работу
активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические.
Организационная функция обучения состоит в том, что с ее помощью достигается соответствие объема, качества содержания образования возрастным возможностям обучаемых.
Реализация этой функции требует от учителя четкой организационно-методической инструментовки подачи материала, строгого отбора дидактических средств.
Психологическая функция форм обучения предполагает формирование определенного
деятельностного биоритма – привычки обучаемых к работе в одно и то же время. Привычное
время и знакомые условия учебных занятий порождают психическое состояние раскрепощен-
ности, свободы, оптимального напряжения духовных сил обучающихся.
Развивающая функция особенно эффективно реализуется, когда при изучении темы в
процессе обучения используются активные методы обучения в сочетании с многообразием
организационных форм обучения, которое порождает богатство условий для умственной, трудовой, игровой деятельности и позволяет включать в работу весь комплекс психических про-
цессов.
Интегрирующе-дифференцирующая функция. Процесс обучения, реализуемый в разнообразных формах, в основе своей, – процесс коллективной познавательной деятельности.
Обучающиеся познают сообща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности обучаемых, обеспечения работы по продвинутым программам одних и подтягивания до среднеобязательного уровня других.
Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют разбивки всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизации как в целом, так и для каждого занятия.
Комплексирующая и координирующая функции. В целях повышения эффективности
усвоения материала детьми на основе какой-либо формы обучения могут быть объединены и
использованы составные части других форм. Так, во время экскурсии прочитывается небольшая лекция, организуется беседа, и обучаемые принимают участие в практической работе. При
изучении целой темы одна форма, например урок, может исполнять роль основной (базовой,
ведущей) по отношению к другим – семинарам, бригадным занятиям, дающим дополнительный или вспомогательный материал.
Стимулирующая функция проявляется с наибольшей силой, когда форма организации
учебных занятий соответствует особенностям возраста учащихся, специфике развития их пси-хики и организма. Так, лекционная форма своей монотонностью способна подавить в младших школьниках всякую познавательную активность. Между тем как урок есть
драматизация рассказа, включающая в действие воображение, речь, мышление, организм в целом, стимулирует их учебную деятельность. Самостоятельная работа старшеклассников
интенсифицирует процесс усвоения знаний, а «разжевывание» текста учебника учителем превращает любую организационную форму в скучное и бесполезное времяпрепровождение.
Формы обучения могут быть классифицированы по количеству учащихся.
Различают фронтальную (коллективную), групповую, индивидуальную формы обучения.
Фронтальная форма предусматривает работу преподавателя одновременно со всей учебной группой (классом): спрашивать всех, беседовать со всеми, контролировать всех.
Групповая форма – разделение обучаемых на группы для выполнения определенных
заданий; ее можно использовать, например, при лабораторных работах.
Индивидуальная форма – углубленная индивидуализация обучения, когда каждому уча-щемуся дается самостоятельное задание.
Все эти формы ценны сами по себе и применяться могут только во взаимосвязи.
Примером взаимосвязи фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения является
получивший распространение в США в конце 1970-х гг. план Трампа (по имени американского
педагога Л. Трампа). План Трампа предусматривает сочетание занятий в больших аудиториях
(40 % учебного времени), малых группах (20 %) и индивидуальных. В ходе реализации плана
Трампа в крупных аудиториях высококвалифицированные преподаватели читают лекции для
двух и более параллельных классов, затем проводятся занятия в небольших группах (15–20 человек) с обсуждением прочитанной лекции. Индивидуальная работа проводится по
заданиям преподавателя, отчасти по выбору учащихся в соответствии с их склонностями. План Трампа в полном виде применяется только в некоторых экспериментальных школах США, в
массовой школе имеют место лишь отдельные его элементы.
Для отражения других видов и особенностей форм организации обучения могут быть использованы следующие критерии классификации: место учебы, продолжительность учебных занятий.
По месту учебы различаются школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на при-школьном участке, в лаборатории и иное, а ко вторым – домашняя самостоятельная работа,
экскурсии, занятия на предприятиях и т. д.
По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин), спаренное
занятие (90 мин.), спаренное ускоренное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» про-извольной длительности.
Урок имеет ряд существенных преимуществ перед другими формами организации обучения. В нем как в целостном отрезке процесса обучения взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса. Решая на каждом отдельно взятом временном отрезке процесса обучения конкретные задачи, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами учебного предмета, урок занимает важное место в системе учебного предмета. Он имеет свою строгую внутреннюю логику, определенную дидактическими целями, содержанием, средствами, методами и приемами обучения, деятельностью по организации и управлению.
К достоинствам урока можно отнести четкую организованность и упорядоченность деятельности учения, организующую и направляющую роль педагога в ней, взаимодействие обучающихся и возможность коллективных способов работы, экономичность обучения.
Классно-урочной форме обучения присущи следующие характерные черты:
Некоторые сущностные характеристики урока как организационной формы
обучения можно выявить, анализируя урок по схеме, предложенной Т.И. Ильиной:
Достоинства классно-урочной формы обучения сочетаются с рядом серьезных недостатков: ограниченными возможностями индивидуального подхода, ориентацией на «среднего» ученика, работой в едином для всех темпе, преимущественно вербальным (словесным) характером деятельности преподавания.
Кроме классно-урочной формы, в современных образовательных учреждениях используются и другие формы. Их называют по-разному: вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним также относятся консультации, дополнительные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа и др.
К числу недостатков лекции можно отнести:
Преодолению указанных недостатков, по мнению А.Г. Бусыгина и Т.А. Бусыгиной может
способствовать создание последовательной и четкой теории вузовской лекции.
Первым шагом в создании такой теории должно стать изменение семантического содержания
понятия «лекция» и переход от термина «чтение лекции» к термину «постановка
лекции». Постановка лекции здесь предполагает подход к процессу проектирования и «совершения» (термин А.П. Минакова) лекции с учетом законов психологии восприятия и общения. Педагогическую технологию постановки лекции отражает следующая формула: «Разработка установок на лекцию – разработка плана – выбор режиссуры постановки – конструирование и написание текста – оценка и самооценка качества лекции – доработка
или переработка лекции».
Педагогическая деятельность на основе этой формулы осуществляется в органическом единстве реализации нравственных воспитательных функций, развитии социального интеллекта студентов, использовании аксиологического подхода к конструированию лекции, достижении убедительности лекции через доверие к преподавателю.
Процесс постановки лекции, по мнению авторов, включает два этапа: тактический и стратегический. Тактический этап – это разработка структуры и содержания лекции, режиссуры и т. п. Стратегический этап предполагает выбор основных исходных положений каких-либо теорий, учений, наук, т. е. принципов, которым преподаватель должен следовать в течение всего лекционного курса.
Если воспользоваться терминологией современной психологии, то речь в данном случае идет, очевидно, о формировании системы установок. В качестве примера установок такого рода можно привести классические принципы научности лекции, доступности изложения лекции, систематичности построения и убедительности лекции.
При всех своих объективных недостатках лекция может быть направлена опытным преподавателем на посвящение студентов в процесс научной деятельности, на приобщение их к
научному творчеству. В частности, в ходе лекции можно показать наглядно и даже опробовать
экспериментально методы научной работы.