сравните понятия методика и технология обучения что в них общее и что различное
Методика и технология.По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методика и технология
Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, «на глазок». В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.
Методы обучения и их классификация
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
Сравнительная характеристика методики и технологии обучения
Методика обучения – это свод правил, приёмов и средств, с помощью которых многолетний опыт передаётся от одного поколения другому. При этом формируется опыт жизнедеятельности людей.
Методика обучения – это совокупность способов, приёмов, средств целесообразного проведения какой-либо работы.
Методика отражает не стратегию, а тактику получения знаний.
Методика – отрасль педагогического знания, выражающая подходы к обучению (изучению учебных предметов).
Методика учебного предмета – теория обучения учебному предмету. Объект её изучения – процесс обучения той или иной учебной дисциплине. Методика разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Эти формы и системы находят конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в программах и учебниках по каждому учебному предмету. Они реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения. В системе педагогики методика опирается на основные положения дидактики.
Основываясь на принципах воспитания, методика раскрывает цели обучения предмету, его значение для развития личности обучающихся.
Методика учебного предмета опирается на данные педагогической психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логии, информатики, кибернетики.
Существуют конкретные методики, «привязанные» к потребностям, мотивам, условиям жизни людей, их образованию.
Методика обучения различным дисциплинам складывается на основе 6 общепринятых идей:
1) опытно-практическое обучение;
2) догматическое обучение;
3) объяснительно-иллюстративное обучение;
4) адаптированное обучение;
5) развивающее обучение;
6) культурологическое обучение.
Методики обучения более устойчивы, чем технологии. Они изменяются вместе со сменой образовательной идеи.
Технология обучения или образовательная технология – это «привязывание» методики к конкретным условиям. Это – система использования выработанных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса.
Последние годы мы являемся свидетелями глобального процесса стандартизации нашего образовательного пространства. Это – сложный процесс, во многом непонятный и неожиданный для преподавательского состава. Многие педагоги не видят разницы между методикой и технологией.
Если методика, в основе своей – это совокупность рекомендаций и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличает ряд принципиальных моментов:
1. Организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс.
2. Содержательная техника реализации учебного процесса.
3. Описание процесса достижения планируемых результатов обучения, т.е. достижения целей обучения.
4. Процесс обучения в системе, объединяющей личностный и коллективный поиск, учитывающий все взаимосвязанные элементы педагогической системы.
5. Методологическая основа методики, поскольку методика находит в технологии своё обоснование и процесс построения.
6. Процессуальный, динамичный характер процесса обучения в отличие от методики, дающей вполне конкретные рекомендации.
7. Ориентация не на один предмет и на достижение одной цели, а на универсализацию подходов к изучению учебного материала.
8. Ориентация на обучающихся, в то время как методика направлена на преподавателя.
Приход технологии обучения на смену традиционной методике должен способствовать повышению эффективности учебного процесса. Но проблема различия технологии обучения и методики остаётся предметом дискуссии.
Учёные считают, что понятие «технология обучения» шире, чем понятие «методика обучения».
Технология отвечает на вопрос, как наилучшим образом достичь целей обучения, при котором достижение этих целей обусловлено управлением. Проф. В.М. Монахов говорит о том, что «приход технологии на смену традиционной методике должен способствовать повышению эффективности учебного процесса». Об эффективности технологии можно определить не вообще, а лишь по отношению к определённым учащимся и педагогам.
Любая современная технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетания традиционных элементов прошлого и современных инновационных процессов в образовательных учреждений.
Источниками современной педагогической технологии являются:
· отечественный зарубежный опыт прошлого;
· передовой педагогический опыт, в том числе и опыт учителей-новаторов;
· идеи народной педагогики (этнопедагогика);
· достижения педагогической, психологической и других наук;
· социально-экономические преобразования в нашей стране и за рубежом;
Особенности понятий «технология» и «методика» их отличительные черты и взаимосвязь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 01:37, доклад
Описание
Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъектно-объектной педагогике ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение передает опыт. Подготовить ребенка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для ее достижения.
Работа состоит из 1 файл
тфк доклад.docx
Если рассматривать технологию на уровне деятельности отдельного учителя, то она будет выступать как способ этой деятельности, способ, дающий высокий результат. Наиболее распространенным является именно такое толкование педагогической технологии.
Так как в педагогическом процессе всегда участвуют две стороны – учитель и учащийся, то в технологии обучения как процедуре деятельности можно выделить два «слоя»: первый (внутренний) составляет деятельность учащегося, второй (внешний) – деятельность учителя. «Внутренний слой» технологии обучения представляется нам как взаимодействие содержания обучения («инструмента») и учащегося («материала»), в процессе которого происходит его преобразование – собственно технологический процесс. «Внешний слой» технологии обучения можно рассматривать как деятельность по реализации собственно технологического процесса в конкретных условиях.
В профессиональной деятельности каждого учителя проявляются его личностные особенности: направленность, мотивация, педагогические способности, характер, темперамент, психические состояния, черты личности, самосознание, индивидуальный стиль, креативность и другие. Поэтому способы реализации технологического процесса учителями могут быть различны в силу их индивидуальных особенностей.
В связи с этим, Г. Е. Муравьева вводит понятие «технологический способ обучения»,которое означает внутренний, собственно преобразовательный процесс, происходящий в ученике при взаимодействии с содержанием обучения и основанный на определенной дидактической теории. Тогда понятием «технология обучения» можно обозначить конкретизацию технологического способа обучения, его адаптацию к конкретным учащимся и условиям обучения. Отсюда следует, что технология обучения есть результат проектирования учителем процесса обучения. При организации и осуществлении педагогического процесса учитель реализует спроектированную технологию обучения на практике, при этом проявляются его личностные особенности.
Таким образом, технологический способ обучения объективен, не зависит от личностных особенностей ни учителя, ни учащихся. Технология обучения как конкретизация технологического способа всегда отражает особенности учащихся, для которых она разрабатывается. Наконец, в процессе реализации технологии обучения выражаются еще и особенности личности учителя.
С развитием педагогических технологий возникает проблема определения того, в чем ее отличие от традиционной методики. Существует несколько мнений по этому поводу:
Существующее в педагогической теории и практике положение дел наиболее верно и полно отражает первый из рассмотренных вариантов (Е.О. Иванова).
Состав технологии – не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи (законы) сторон педагогического процесса.
Технология основана на закономерностях учебного процесса, как результате научного познания процесса образования человека. Методика опирается на эмпирический опыт, мастерство педагога, она ближе к его артистизму, искусству.
Технология – это каркас, методика – оболочка, форма деятельности педагога. Функция технологии в построении образовательного процесса, обеспечивающего заданный результат. Это возможно при использовании сущностных оснований, выявлении того, что работает, а это позволяет реализовать еще одну важную функцию технологии – перенос опыта, использование его другими, поэтому она изначально должна лишаться личностного оттенка. Педагогическое образование на уровне сущностной репродукции необходимо строить на технологиях, а не на методиках, которые либо неповторимы, либо предполагают их формальное повторение.
Методика обучения предмету включает в себя [3] :
Технология (от греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; др.-греч. λόγος — мысль, причина ; методика, способ производства) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
Методика и технология в педагогике, определение
Педагогическая деятельность – это отрасль, требующая постоянного совершенствования. Она оставляет свой отпечаток на процессе воспитания и формирования личности. Консерватизм здесь неуместен, ведь специалистами выведено множество альтернативных способов и методик преподавания.
Педагогическая методика – это наука структурирующая всевозможные техники и закономерности обучения. Состоит из комплекса методов, приемов и средств образования. Имеет исследовательскую природу, и дает возможность педагогу совершенствоваться.
Творческий взгляд на педагогическую методику
Что такое методика в педагогике? Это итог многовековых поисков педагогами способов эффективного обучения с максимальной работой на результат. Их существует огромное количество, и все обладают научной основой. Использование различных методик для педагога – это определенно возможность проявить свой творческий потенциал.
Методы в педагогике – это постоянный поиск смыслов, целей, классификаций, возможность продумать занятие наперед и дать шанс детям реализовать себя в ходе урока. Это по праву называют педагогическим искусством, ведь свидетельствует о раскрепощении учителя и его инициативности. В современных школах, употребление методик – это обязательная и неотъемлемая часть работы.
План-конспект урока как визуальное воплощение методик
Визуальным показателем любой использованной методики является план-конспект занятия. В нем в письменном виде находится постепенный ход урока, дословная последовательность реплик преподавателя, формы работы и необходимые дидактические элементы. В ходе составления конспекта прописывают и желаемые результаты итога занятия. Несмотря на точность, это никак не сковывает действия учителя, а наоборот направляет его и помогает структурировать работу в короткий отрезок времени.
Составление конспекта – ответственная задача, при выполнении которой стоит учитывать некоторые необходимые компоненты:
Методика и технология
Методика педагогики – это не технологии обучения, хотя эти понятия часто путают, ведь они схожи по своей природе.
Педагогическая технология – это набор форм, методов, приемов и средств учебного процесса. Они устанавливаются на фоне психолого-педагогических инсталляций, направленных на получение эффективного результата работы.
Методика и технология – два звенья одного механизма. Совокупность методов имеет ряд характеристик:
Методика. Что это такое? Это действие имеющее творческий характер. Технология же более универсальна и стандартизирована. Но, несмотря ни на что, технологии могут использоваться в методике, и методика применима в технологии.
Понятие «методика» и «педагогические технологии», их отличительные особенности и место в преподавании культурологических дисциплин
Изменения в обществе, экономике, политике и культуре на рубеже столетий столь велики, что консерватизм педагогической практики часто оказывается тормозом социального развития, он ограничивает возможности выпускников школ в самореализации, успешной деятельности в быстро меняющимся и полипроблемном мире.
Образование может стать мощным стимулом прогрессивных трансформаций в стране при условии владения выпускниками школ функциональной грамотностью и универсальными компетенциями: делать выбор в ситуации неопределенности, ненасильственно решать проблемы, ставить цели собственной деятельности, планировать и организовывать деятельность, работать в команде, оценивать полученные результаты.
Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъектно-объектной педагогике (Я. А. Коменский) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение передает опыт. Подготовить ребенка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для ее достижения.
Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой ученик как целостная личность? Какие структуры определяют его субъектные позиции? Какие качества следует у него развивать?
Педагогика субъект-субъектных отношений завоевывает все больше сторонников, и все прогрессивные образовательные технологии в большей или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи.
Естественно и понятно желание преподавателей гарантированно обеспечивать достижение высоких результатов учебно-воспитательного процесса. В настоящее время в литературе описано множество технологий. Чтобы понять сущность этих технологий, важно их упорядочить, найти основания для их систематизации; каждой из них найти место, соотнести с понятиями методика, дидактика. В качестве таких оснований различными авторами предлагаются: целевые установки, содержание обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся, способ управления познавательной деятельности обучаемых, масштаб применения и т. п.
Так, М. В. Кларин на основе анализа практики обучения в зарубежной школе, выделяет 4 модели учебно-воспитательного процесса: а) обучение как усвоение заданных образцов, б) обучение как дискуссия, в) обучение как игра, г) обучение как исследование. Этим моделям соответствуют технологии: полного усвоения, коммуникативные, игровые и исследовательские.
Г. К. Селевко представил классификацию широкого спектра традиционных и инновационных методик и технологий. Он указал классификационные параметры и основные характеристики каждой из них. Автором выделены классы технологий, которые различаются по уровню применения, философской основе, ведущему фактору психического развития ребенка, научной концепции, типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся, категории обучающихся и др.
В. В. Гузеев рассматривает 4 класса технологий, которые в определенной степени характеризуют этапы развития образования: 1) традиционные методики, 2) модульно-блочные технологии, 3) цельноблочные и 4) интегральные. Все они представлены в современном образовании, но обнаруживает себя тенденция увеличения удельного веса интегральных технологий.
В настоящее время все активнее проявляют себя две ведущее тенденции модернизации педагогического процесса: первая связана с технологическим подходом к его проектированию и осуществлению, вторая – с гуманизацией и гуманитаризацией образования. В соответствии с этим Г. Д. Левитес предложил различать предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. Первые из них еще называют знаниевыми или обучения, вторые – способностными, развивающими, гуманитарными. Можно привести несколько оснований для такого разделения: а) по ведущей деятельности на уроке – обучение или познание; б) по содержанию образования – знания, умения и навыки или, помимо них, еще и способности; в) по “продуктам” применения технологий – человек, умеющий работать по готовым нормам, в стандартных ситуациях или – способный к успешной деятельности в нетипичных ситуациях, в условиях быстрых перемен и множественных вариантов для собственного выбора.
Существуют множество определений технологии обучения, в которых, как отмечает Г. К. Селивко, в той или иной степени подчеркиваются следующие критерии технологичности.
Для четкого понимания сущности технологического подхода к учебно-воспитательному процессу целесообразно сравнить технологии обучения с традиционной учебной практикой (см. табл. 1).
Необходимо развести понятия методика и технология обучения. Это сделать сложно, ибо существует множество определений этих понятий, имеются значительные разночтения. Обратимся к авторитетным источникам. “Методика – это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определенному учебному предмету”. “Методы обучения – способы деятельности учителя и ученика, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности”. Понятие “методика” выражает механизм использования комплекса методов, приемов, средств и условий обучения и воспитания учащихся.
Если в методиках прописывается деятельность учителя на уроке, то в технологиях обучения, как правило, описана деятельность самих учащихся.
Если методики имеют мягкий, рекомендательный характер (преподаватель вправе в большей или меньшей степени следовать советам методический пособий), то технологии обучения предписывают определенную последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которых нарушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата.
О технологии далеко не всегда корректно говорить “моя технология”, поскольку при этом проявляется претензия на универсальность, на научную обоснованность того, о чем говориться, на то, что она воспроизводима и может без купюр принята другими. Ведь систему В. Ф. Шаталова никто полностью не повторил. У него авторская методика, включающая, вместе с тем, большое количество воспроизводимых, технологичных фрагментов.
Практическим воплощением методики является план урока учителя, в котором прописывается, в частности, определенная последовательность этапов, действий педагога, а иной раз – и учащихся. Как пишет В. П. Беспалько, “…любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противостоит экспромту. Действиям по наитию, по интуиции, это значит является началом технологии”. Важно отметить, что является только “началом технологии”, так как общепринято, что есть ряд признаков, которые выделяют предметно-ориентированную технологию:
Часто в педагогической среде обсуждают вопрос: “Какое понятие шире – технология или методика?”. Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. В рамках той или иной технологии учитель может использовать локальные авторские методики, например выводу формулы, составления таблицы и т. п. Другой пример имеет противоположный смысл: педагог строит учебный процесс по своей авторской методике, однако, использует в ней технологические вставки.
При преподавании предметов культурологического цикла можно пользоваться как педагогическими технологиями, так и их элементами. К традиционным технологиям, применяемым в преподавании предметов культурологического цикла, относят лекционно-семинарско-зачетную систему обучения: сначала учебный материал преподносится лекционным методом, а затем прорабатывается на семинарских, практических и лабораторных занятиях. И результаты усвоения проверяются в форме зачетов. Основные методы усвоения знаний основываются на сообщении готовых знаний; обучении по образцу; индуктивной логике от частного к общему; механической памяти, вербальном изложении, репродуктивном воспроизведении.
Педагогические технологии, применяемые в преподавании предметов культурологического цикла, можно поместить в таблицу (см. табл. 2).
Развитие образования, прогресс в отдельных его направлениях могут осуществляться только как инновационный процесс. Организация и управление этим процессом основываются на определенной базе, которая включает:
При использовании педтехнологий в образовании необходимо помнить, что они эффективны настолько, насколько с их помощью решается конкретная учебная задача – научить чему-то, выработать навык работы с чем-то.