сравнение дистанционного обучения и традиционного
Дистанционное обучение или очное: что лучше?
Главная » Обучение » Дистанционное обучение или очное: что лучше?
В последнее время все больше желающих перейти на получение образования удаленно, поэтому остро встает вопрос: «Что лучше: очное или дистанционное обучение?» Каждая форма получения знаний имеет свои особенности, преимущества и недостатки.
Очевидно, что получать образование из дома удобней для большинства, но можно ли сравнивать качество получаемых знаний и как контролируется процесс обучения в таком случае.
Найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с обучением онлайн и дистанционно, сможете в статье.
1. Плюсы и минусы очного обучения
Очное обучение – это традиционная форма получения образования, характеризующаяся обязательным присутствием учащихся на лекциях. Чаще такую форму выбирают молодые люди, закончившие школу, необремененные постоянной работой и домашними обязанностями, что позволяет много времени проводить в стенах учебного заведения.
У очного образования есть весомые преимущества перед дистанционным:
К недостаткам традиционной формы обучения относятся:
Таким образом, очное обучение подходит не всем, необходимо хорошо подумать, взвесить все «за и против» прежде, чем пойти на такой ответственный шаг.
2. Плюсы и минусы дистанционного обучения
Если раньше альтернативой стандартной системе образования была заочная или вечерняя форма, то сегодня все больше вузов предлагают освоить ту или иную профессию дистанционно, через интернет.
Преимущества такого формата учебы очевидны:
Вместе с тем, есть у дистанционного обучения и свои недостатки:
Дистанционное обучение – хороший вариант для совершенствования существующих знаний, повышения квалификации или углубленного изучения материала, но не для осваивания новой профессии с нуля.
3. Очно или дистанционно – выбираем лучший вариант
Сравнивая две формы получения образования, нельзя однозначно сказать, что лучше – дистанционное обучение или очное. Выбор зависит от многих факторов, в том числе от возраста и квалификации человека, начального уровня знаний и требуемого результата, самого предмета изучения.
Не последнюю роль играют и личные качества – одним легче учиться в группе под контролем преподавателя, другим достаточно задать нужное направление, и они с легкостью усваивают новую информацию самостоятельно.
Несколько общих рекомендаций по выбору дистанционного или очного обучения:
Заключение
Выбрать дистанционное обучение или очное – во многом зависит от заинтересованности учащегося в получении знаний, его способности к самообучаемости и мотивации. Так как при онлайн-обучении сложно контролировать, как усваивается и закрепляется материал, успех такой учебы напрямую связан с ответственностью и организованностью обучаемого.
С другой стороны, очная форма обучения требует постоянной вовлеченности, присутствия на лекциях и проработки знаний на практике, поэтому не подойдет занятым людям с постоянной работой.
И у очного, и у дистанционного обучения есть преимущества и недостатки. Стоит оценить свои возможности и предпочтения, после чего делать выбор.
Почему дистанционное образование лучше традиционного
Что выбрать для ребёнка: классическое школьное образование или дистанционное обучение? Образовательный проект Interneturok.ru разработал и снял более 4500 видеоматериалов по всем предметам школьной программы. «Летидор» совместно с изобретателем и основателем ресурса Лазаревым Михаилом Ивановичем рассуждает о сильных и слабых сторонах двух форматов образования.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Преимущества онлайн-образования
Как правило, родители хотят от школьного образования двух вещей: чтобы ребёнок сдал экзамены и получил возможность поступить в вуз. Дистанционное образование — это новый инструмент, который оказался в руках родителя. Этот инструмент дает возможность получать знания без непосредственного контакта с преподавателем из любой точки мира и в любое время. Онлайн-образование — это то, к чему общество в конечном итоге пришло. Оно дополняет классическую форму обучения. Основные критерии для сравнения представлены ниже:
В классе, где учатся 40 человек, невозможно «отмотать» урок назад
У каждого ребёнка разные скорость реакции, способность усваивать материал, склонности к определённым предметам. Достаточно одному ученику в классе из 20-40 человек задать вопрос — и для других учебный процесс приостанавливается. На уроке невозможно «отмотать» плёнку назад, чтобы разобраться с непонятными местами. В обычной школе учитель придерживается среднего темпа, в котором происходят занятия. Дистанционное обучение даёт возможность вернуться назад, разобраться в материале. Ребёнок учится с той скоростью, на которую способен.
Качество образования меняется, когда в классе 5 человек
«Родителям кажется, что их дети умные, потому что дети действительно умные, — рассуждает Михаил Иванович. — Весь фокус в том, что родители видят ребёнка подробно: он растёт у них на глазах, чему-то учится. Сегодня у ребенка что-то получается, что не получалось вчера. Чужих детей мы видим только с одной стороны при мимолётном общении, когда они не готовы быть открытыми». Когда в классе 40 человек, учитель может просто не заметить, как развивается один-единственный ученик. Представьте, как меняется качество образования, если в классе только 5 учеников?
В онлайн-школе гораздо больше возможностей найти хорошего преподавателя
Зачем родители отдают ребёнка в школу и по какому принципу эту школу выбирают? Если «сдавать» ребёнка туда, как в камеру хранения, — это один подход. Если ждать результата от образовательного процесса, то это другой подход. Но ребёнок не чемодан. Его нельзя оставить именно в этой школе только потому, что она рядом с домом. Ведь ребёнку нужны лучшие учителя, которые не только передадут знания, но и объяснят, зачем ему это надо. А главная цель образования — не только дать знания, но и показать, как и где их применить. Хорошо, скажут некоторые, заменив школу рядом с домом на дистанционное обучение, мы лишаем ребёнка возможности общаться со сверстниками, находить близких по духу людей. Но круг общения не ограничивается только школьными товарищами: дети ходят в музыкальную школу и спортивные секции. И в этом случае переход на онлайновую форму образования никак не отражается на социальном развитии. Более того, это оставляет ребёнку время и пространство на увлечения, потому что он может посвятить всё своё время сегодня только танцам или изучению биологии, а потом подтянуть математику: электронные материалы никуда не убегут. Общение со сверстниками в школе происходит не только на переменах, но и во время уроков, что одновременно служит и отвлекающим фактором, поэтому вопрос о социализации следует рассматривать с разных сторон.
Сравнение офлайн- и онлайн-образования — это сравнение фильма, снятого по хорошему сценарию крутым режиссёром на профессиональной студии, с бюджетным кино, смонтированным на коленке. И в сравнении с дистанционным образованием школа — единственная из информационных областей, которая осталась тем самым местным кино.
Онлайн-образование пока не вытесняет классическое, но через какое-то время это может произойти.
Зачем родители нанимают репетиторов, когда ребёнок ходит в школу
Основная мотивация для ребёнка (полученная от родителей) — сдать экзамены, а для учителей — подготовить к этим экзаменам. Но почему-то огромные бюджеты тратятся на репетиторов. Рынок репетиторов сегодня — это миллиарды рублей. Это и есть измеритель качества образования. Ведь если образование хорошее, то зачем платить репетиторам? Обучение онлайн также предоставляет возможность готовиться к экзаменам: в любое время и в любом месте. С выполнением и проверкой заданий, возможностью задать вопрос учителю и с меньшими финансовыми потерями. Факт наличия дистанционного образования не ставит под сомнение квалификацию школьных учителей, живую коммуникацию с ребёнком и не вытесняет офлайн-формат. Онлайн-образование — это альтернатива, дополнение, которое при желании может стать и основной формой получения знаний.
Отличие дистанционного обучения от традиционных форм обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
«Современные образовательные и информационные технологии в области преподавания английского языка»
«Отличие дистанционного обучения от традиционных форм обучения»
Ахметова Татьяна Дмитриевна
III .Отличие дистанционных от традиционных форм обучения……………………………………………………………….11
Дистанционное обучение, по своей методологии претендует на отдельную форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2006 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологиях) можно проводить как очно, так и дистанционно. ГосДума РФ рассматривает проект поправок к закону «Об образовании», связанных с дистанционным обучением.
В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педагогической литературе. В характеристике использованных первоисточников отмечается научный подход (употребление терминологии, ее раскрытие, выведение и обоснование основных положений, лаконичность и логичность изложения); однако, наблюдается некоторое расхождение авторов изданий разных лет по тем или иным вопросам.
О дистанционном обучении.
Дистанционное обучение — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени) и асинхронные системы (системы off-line).
Очень часто дистанционные уроки применяются по отношению к тем детям, которые пропускают занятия по болезни, или в отношении детей-инвалидов. Вместе с тем, дистанционные занятия не имеет смысла применять для обучения некоторым особым видам творческой деятельности, например, игре на музыкальных инструментах, танцам, пению, живописи, и вообще там, где обязательно требуется непосредственный контакт ученика и учителя, а без этого качество дистанционного обучения будет невелико.
Для проведения дистанционных уроков в реальном времени (синхронно) наиболее удобно и просто использовать чат, особенно для групповых занятий. Для индивидуальных занятий можно использовать ICQ. При асинхронной форме проведения дистанционных уроков наиболее эффективно использование E-mail. При этом по E-mail можно пересылать документы как от учителя к ученику, так и обратно.
Очень важно в процессе проведения дистанционного урока получить некоторую образовательную продукцию, например, в виде приращения знаний и умений ученика, или (лучше) в виде созданного учебного документа. Например, ученик под руководством дистанционного учителя создал и разместил в интернете собственную web-страничку.
Формы дистанционного обучения.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Она была изобретена в Великобритании[источник не указан 145 дней] и сейчас активно используется жителями Европы, для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях(при наличии).
Под «традиционным обучением» понимается классно-урочная система обучения, сложившаяся в XVII веке на принципах дидактики Я.А.Коменского.
Концептуальную основу традиционного образования составляют принципы обучения, сформулированные Я.А.Коменским:
научности (ложных знания нет, есть неполные),
природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется
последовательности и систематичности (линейная логика процесса обучения, от частного к общему),
доступности (от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, усвоение готовых ЗУНов),
прочности (повторение – мать учения),
сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд),
наглядности (привлечение разных органов чувств к восприятию),
связи теории с практикой (учиться применять знания на практике),
учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
Обучение понимается как целостный процесс передачи ЗУНов, социального опыта от старших поколений – младшим, в составе которого определены цели, содержания, методы, средства.
Традиционная система остаётся единообразной, невариативной, несмотря на декларацию свободы выбора и вариативности. Планирование содержания – централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) изолированы друг от друга. Обучение преобладает над воспитанием. Учебные и воспитательные формы работы не взаимосвязаны, клубные формы составляют лишь 3%. В воспитательном процессе преобладает педагогика мероприятий, вызывающая негативное восприятие всех воспитательных воздействий.
Методика обучения представляет собой авторитарную педагогику требований. Ученье слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями; отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Авторитаризм процесса обучения проявляется в:
регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур (говорят: «школа насилует личность»),
ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).
Позиция учителя: учитель- командир, судья, старший («всегда прав»), «с предметом – к детям», стиль- «разящие стрелы».
Методы усвоения знаний основываются на:
сообщении готовых знаний,
обучении по образцу;
индуктивной логике от частного к общему;
вербальном (речевом) изложении;
Слабая мотивация, отсутствие самостоятельности в учебной деятельности ученика:
цели обучения ставит учитель;
оценивание деятельности тоже осуществляется учителем.
В таких условиях учение превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребёнка от учёбы, воспитание лени, обмана, конформизма,- «школа уродует личность»).
Проблема оценки. В традиционном обучении разработаны критерии количественной пятибалльной оценки ЗУНов по учебным предметам; требования к оценке (индивидуальный характер, дифференцированный подход, системность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность).
отметка часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, средством давления на ученика;
отметка часто отождествляется с личностью ученика в целом, сортируя детей на «плохих» и «хороших»,
«двойка» является непереводной, приводит к второгодничеству со всеми его проблемами, либо к бросанию школы и учения вообще. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, приводит к конфликтам и пр.
К традиционным технологиям относят также и лекционно-семинарско-зачётную систему (форму) обучения: сначала материал преподносится лекционно, затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях; и потом результаты усвоения проверяются в форме зачётов.
III .Отличие дистанционных от традиционных форм обучения.
В чем же принципиальное отличие новой формы обучения на расстоянии от ранее принятого заочного обучения? Отличие заключается в том, что при дистанционном обучении создается возможность организации современного учебного процесса со всеми атрибутами, характеризующими данный процесс как учебный (возможностью объяснения, разъяснения учебного материала при необходимости преподавателем, возможностью общения с преподавателем и обучающихся между собой в течение всего периода обучения, проведения обсуждений, тестов, промежуточных и итоговых, выполнения совместных заданий, в том числе исследовательского и творческого характера) (М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, М.И. Нежурина, О.П. Околелов, Е.С. Полат Е.С., И.В. Роберт, Э.К. Самерханова, Б.Е. Стариченко, С.А. Щенников и др.).
При этом предусматриваются все факторы, определяющие его как учебный (возможность организации активной познавательной деятельности каждого обучаемого, индивидуальной и групповой; обеспечения эффективной обратной связи, интерактивности, индивидуализации и дифференциации процесса обучения; формирования устойчивой мотивации учебнопознавательной деятельности).
Собственно, в этом и кроется принципиальная разница между заочной формой обучения, как она сложилась практически во всем мире, и дистанционной. В этом заключается, если не гарантия (в педагогике вообще не может быть никаких гарантий, поскольку эта система слишком сложная и открытая), то, во всяком случае, возможность создания достаточно благоприятных условий для эффективной учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Термин «distance learning» («distance» в переводе с англ. – дистанционное, на расстоянии) введен в практику не случайно, ибо сам по себе он показывает, что новая форма обучения существенно отличается от ранее практиковавшегося заочного обучения. Термин «дистанционное обучение» подчеркивает основную черту этой формы – обучение без границ, открытое и доступное для всех, независимо от того места, где человек живет, обучение, а не самообразование. Дистанционное обучение использует в качестве технологической основы современные средства новых информационных технологий и средства массовой коммуникации, как уже привычные (радио, телевидение, в том числе кабельное, факс), так и новейшие (аудио-, теле- и видеоконференции, средства мультимедиа и гипермедиа, компьютерные телекоммуникации).
За последние два десятилетия дистанционное образование не только получило свое название, но и выделилось из системы заочного обучения за счет технологического прорыва – использования новых коммуникационных технологий (компьютерных телекоммуникаций, спутниковой связи, аудио- и видеотехнологий), позволивших обеспечить постоянное взаимодействие (интерактивность) между участниками обучения, невзирая на их географическую удаленность друг от друга.
Высокая интерактивность процесса обучения, выражающаяся в постоянных контактах между всеми его участниками (преподавателями и обучаемыми) в течение всего периода обучения, оперативной обратной связи, наличием постоянного контроля за учебной деятельностью обучаемых, придают подлинно обучающий характер всему процессу познания. Высоким уровнем интерактивности отличаются также и сетевые информационные ресурсы, используемые как средства дистанционного обучения, например электронные учебники, выполненные в технологии World Wide Web системы поиска информации по сети и т.д
Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы и пр. Когда речь идет о дистанционном обучении, следует понимать наличие в системе учителя учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Не следует отождествлять дистанционную форму обучения с заочной, так как здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами.
Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. То, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.
Журнал PCWEEK Russian edition №5 (227) 2000 год
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. Cерия «Учебник нового века», Изд. «Питер», Санкт-Петербург, 2001, 544с.
Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. ИОСО РАО, М., 2000, 304 с.
Дистанционное и традиционное обучение: что лучше?
Коронавирус может отбросить казахстанское образование на многие годы назад
В период пандемии 2020 года почти все страны перевели среднеобразовательные школы и высшие учебные заведения на дистанционное обучение. Более прогрессивные и технологически развитые образовательные системы, которые до пандемии предоставляли качественное обучение, ставили во главу угла ученика и его индивидуальные интересы, смогли подготовиться к такому режиму эффективнее. Весна для многих систем образования выдалась жаркой, и многочисленные решения принимались в режиме чрезвычайного положения. Наступило лето. Пока школьники и студенты отдыхают, у государственных органов и организаций образования есть время подготовиться к новому учебному году. Давайте посмотрим, какие модели передачи знаний выбрали развитые системы образования и почему.
Традиционная «универсальная» модель обучения в том формате, в котором мы его знаем сейчас, возникла в XVIII веке в Европе и до пандемии была представлена в большинстве школ мира. При таком формате учитель лично взаимодействует с учениками, практически не использует цифровые возможности и передает информацию в одностороннем порядке.
Дистанционное обучение стало активно развиваться c приходом массового интернета в начале 2000-х годов в странах ОЭСР, а потом дошло и до развивающихся стран. Оно широко представлено в форме MOOCs (Massive Open Online Courses, или Массовые открытые онлайн-курсы) на таких платформах, как Khan Academy, Coursera, EdX и Udemy, и в последнее десятилетие используется школами и вузами в дополнение к традиционному.
Смешанное обучение объединяет в себе очный формат с применением онлайн-ресурсов (видео, презентации, другие цифровые ресурсы) и передовых практик, ориентированных на ученика. Такие практики включают «перевернутый» класс, проектное, индивидуализированное обучение и обучение через решение проблем.
Как университеты США будут учить студентов в следующем году
Согласно многочисленным международным исследованиям, самым эффективным методом является смешанное или гибридное обучение. При таком ученики получают навыки XXI века (критическое мышление, ИКТ-навыки, работа в команде, коммуникации и т.д.), превращаясь из «получателя» знаний в активного участника образовательного процесса. Исследования ОЭСР и департамента США подтвердили, что смешанное обучение повышает результаты учеников, улучшает их дисциплину и отношение к школе. Также оно выгодно с финансовой точки зрения и подтвердило экономию средств на государственном и муниципальном уровне.
Почему онлайн-обучение не может заменить учителей и очное обучение? Потому что процесс обучения и передачи знаний – это персональный опыт. Он максимально эффективен тогда, когда передается от человека к человеку в личном общении. Многие помнят лучших учителей, которые повлияли на становление нашей личности. Возможно, именно по причине любви к определенным учителям у нас появился интерес к предметам. Никогда компьютеры не смогут полностью заменить настоящего учителя.
Образование уже не будет прежним: что станет с вузами?
По этой причине в США, где вопросы касательно образования принимаются не на центральном уровне, а на уровне штатов и муниципалитетов, приняли решение проводить обучение в гибридном формате. Реализация данного метода выглядит по-разному на практике в зависимости от штата и определенной школы. Например, в штате Мичиган школа будет работать очно два раза в неделю. В остальное время дети будут заниматься онлайн. Таким образом, сократится количество детей в классе и будут соблюдены меры социального дистанцирования. На уровне высшего образования каким-то предметам будут обучать онлайн и в гибридном формате, и часть – очно.
Многие исследователи в области образования, психологи и врачи лучших вузов (например Гарварда), подтверждают мысль о том, что «возвращение в школы детей должно стать национальным приоритетом». Это важно не только для их социально-эмоционального и академического развития, но и экономики всей нации. Именно образовательная система нивелирует социальное неравенство и помогает предоставлять равные возможности, в том числе для уязвимых слоев населения.
К пандемии были готовы: как казахстанский вуз заранее внедрял систему дистанционного обучения
Казахстан принял решение проводить занятия на всех уровнях дистанционно с нового учебного года. Возможно, из-за большого количества заражений по стране и продления карантина. Однако, по мнению многих экспертов и родителей, главная причина – это неготовность нашей системы к смешанному или очному методам обучения в период пандемии. Для организации таких видов обучения необходимо подготовить всю систему. В физическом смысле школы должны будут поменять учебное пространство для сохранения социального дистанцирования и мониторить соблюдение санитарных норм. В методологическом смысле педагоги и школьная администрация должны быть подготовлены к новому формату обучения и владеть цифровыми навыками. Система оценивания должна быть обновлена в соответствии с новыми реалиями. Все это требует слаженной работы на всех уровнях (центральный государственный аппарат, области, районы, школы) и дополнительных финансовых вложений в образовательную систему.