спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

Спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть картинку спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Картинка про спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

Вернуть наследие (СИ)

Книжка очень среднего уровня, прочитать можно, а вот получить удовольствие сомнительно. ГГ с сознанием маленькой избалованной девочки играет во взрослую жизнь, типа вся такая крутая, но выводов не делает.

спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть картинку спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Картинка про спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

Как избавиться от наследства (СИ)

спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть картинку спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Картинка про спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

Город

Эта книга одна из моих любимых книг. Прочитав её впервые в подростковом возрасте, я открыла для себя путь познания Мироздания со стороны, которую нас не учили видеть и осознавать. Несколько раз

спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть картинку спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Картинка про спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

Всё, о чем мечтал [ЛП]

Стандартный для автора романчик розово-ванильного сюжета. Стандартный для автора романчик розово-ванильного сюжета.

спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть картинку спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Картинка про спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

Рискованный полет (ЛП)

Доминирующий самец и милая наивная, но любвеобильная девственница. Райли в своëм репертуаре. Оценила на 3,5

спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть картинку спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Картинка про спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

Скажи, что ты его (ЛП)

спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть картинку спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Картинка про спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

Дьявол всегда рядом со мной (СИ)

Левый мозг, правый мозг

спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть картинку спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Картинка про спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

Книга американских авторов посвящена различным аспектам функциональной асимметрии правого и левого полушарий головного мозга человека и животных. Рассмотрены также половые различия в характере функциональных асимметрий, роль последних в возникновении нарушений высшей нервной деятельности, а также связь работы правого и левого полушарий с процессами мышления и эмоциями.
Предназначена для физиологов, нейрофизиологов, психологов, психиатров» и врачей других специальностей.

Спрингер Салли, Дейч Георг, Левый мозг, правый мозг:. Пер. с англ. – М.: Мир, 1983. – 256 с, ил.
Перевод с английского канд. биол. наук А. Н. Чепковой под редакцией канд. мед. наук И. В. Викторова
МОСКВА, «МИР», 1983

ББК 28.903
С74 УДК 612+577.3
5А2. 2

Старший научный редактор Е. А. Яновская, мл. редактор Н. Ю. Плавниская
Художник В. С. Голубев, художественный редактор А. В. Лисицын
Технический редактор Л. П. Ермакова, корректор К. Л. Водяницкая

Редакция литературы по биологии
© 1981 by Sally P. Springer and Georg Deutsch
© Перевод на русский язык, «Мир», 1983

Источник

спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть картинку спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Картинка про спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

Автор: Спрингер С., Дейч Г.

Качество: Отсканированные страницы

Описание: На протяжении относительно короткой истории исследования человеческого мозга ученые не раз возвращались к вопросу о функциях различных его областей. Наиболее ярко это проявилось в попытках разделения психических функций человека в соответствии с очевидным физическим делением мозга на правую и левую половины. Асимметрия в функциях полушарий впервые была обнаружена в XIX в., когда обратили внимание на различные последствия повреждения левой и правой половин мозга. В последующие • годы клиницисты неоднократно подтверждали характер нарушений поведения, возникающих вследствие таких повреждений.
Интерес к проблеме функциональной асимметрии значительно возрос после первых операций расщепления мозга, произведенных в 60-е годы. Это привело к резкому увеличению числа исследований, ставивших своей целью выявление различий в функциях полушарий и пытавшихся оценить их значение для поведения человека. Значительное внимание уделялось также вопросу о возможной связи этих различий с такими разнообразными феноменами, как неспособность к обучению, психические заболевания и особенности познавательных процессов у представителей различных культур. Проблема функциональной асимметрии была дискуссионной по крайней мере по двум причинам. Во-первых, получаемые данные не всегда были однозначными: иногда исследования, направленные на решение одного и того же вопроса, давали противоречивые результаты. Во-вторых, слишком велик был соблазн делать предположения и выводы, далеко выходящие за рамки фактических данных.
В этой книге предпринята попытка свести воедино результаты большого числа исследований, посвященных природе межполушарной асимметрии. Сначала мы рассмотрим основные данные по асимметрии у больных с повреждениями мозга и с расщепленным мозгом, а также у здоровых людей, затем обсудим некоторые специальные вопросы, в частности проблему леворукости, проблему половых различий в асимметрии мозга и развитие асимметрии. Подготавливая обзор о работе левого и правого мозга, мы пытались отделить надежно установленные факты от умозрительных гипотез, не принося при этом в жертву интересных моментов в тех и других. Кроме того, мы стремились найти, где это возможно, объяснение причин несоответствия результатов некоторых исследований. Мы пытались также показать, каким образом исследования межполушарной асимметрии внесли важный вклад в понимание функций мозга в целом. Изучение функций левого и правого мозга представляет собой в конечном счете только один из подходов к исследованию мозга. Мы надеемся, что в этом отношении книга будет полезной.
Мы писали свою книгу для сравнительно широкого круга читателей и стремились как можно яснее излагать материал, не поступаясь, однако, точностью изложения и не пытаясь преуменьшать сложности обсуждаемых проблем. Книга может оказаться полезной для студентов-старшекурсников, изучающих взаимоотношения между деятельностью мозга и поведением. Мы полагаем, что она заинтересует также читателей, которые хотели бы больше узнать об асимметрии мозга, не ограничивая себя чтением чрезвычайно упрощенной популярной литературы.
Нам хотелось бы выразить благодарность коллегам и друзьям за помощь при работе над этой книгой. Боб Лайберт натолкнул нас на мысль о написании книги, попросив дать ему ссылку на обзорную работу, посвященную проблеме межполушарной асимметрии. Когда ему ответили, что ничего подходящего нет, он сказал, что пришла, по-видимому, пора написать об этом книгу. Алан Рабенс, Чак Хамильтон, Фил Брайден, Моррис Московиц и Барри Лоринстейн высказали ценные замечания и предложения по различным аспектам текста. Петер Шульман сократил наше первоначальное тяжеловесное заглавие. Нам хотелось бы выразить особую благодарность нашему редактору В. Хэйварду Роджерсу за то, что он с энтузиазмом разделял нашу убежденность в необходимости написания этой книги.

Источник

Спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть картинку спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Картинка про спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

Вернуть наследие (СИ)

Книжка очень среднего уровня, прочитать можно, а вот получить удовольствие сомнительно. ГГ с сознанием маленькой избалованной девочки играет во взрослую жизнь, типа вся такая крутая, но выводов не делает.

спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть картинку спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Картинка про спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

Как избавиться от наследства (СИ)

спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть картинку спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Картинка про спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

Город

Эта книга одна из моих любимых книг. Прочитав её впервые в подростковом возрасте, я открыла для себя путь познания Мироздания со стороны, которую нас не учили видеть и осознавать. Несколько раз

спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть картинку спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Картинка про спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

Всё, о чем мечтал [ЛП]

Стандартный для автора романчик розово-ванильного сюжета. Стандартный для автора романчик розово-ванильного сюжета.

спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть картинку спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Картинка про спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

Рискованный полет (ЛП)

Доминирующий самец и милая наивная, но любвеобильная девственница. Райли в своëм репертуаре. Оценила на 3,5

спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть картинку спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Картинка про спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

Скажи, что ты его (ЛП)

спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть картинку спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Картинка про спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

Дьявол всегда рядом со мной (СИ)

Левый мозг, правый мозг

спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть картинку спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Картинка про спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

Книга американских авторов посвящена различным аспектам функциональной асимметрии правого и левого полушарий головного мозга человека и животных. Рассмотрены также половые различия в характере функциональных асимметрий, роль последних в возникновении нарушений высшей нервной деятельности, а также связь работы правого и левого полушарий с процессами мышления и эмоциями.
Предназначена для физиологов, нейрофизиологов, психологов, психиатров» и врачей других специальностей.

Спрингер Салли, Дейч Георг, Левый мозг, правый мозг:. Пер. с англ. – М.: Мир, 1983. – 256 с, ил.
Перевод с английского канд. биол. наук А. Н. Чепковой под редакцией канд. мед. наук И. В. Викторова
МОСКВА, «МИР», 1983

ББК 28.903
С74 УДК 612+577.3
5А2. 2

Старший научный редактор Е. А. Яновская, мл. редактор Н. Ю. Плавниская
Художник В. С. Голубев, художественный редактор А. В. Лисицын
Технический редактор Л. П. Ермакова, корректор К. Л. Водяницкая

Редакция литературы по биологии
© 1981 by Sally P. Springer and Georg Deutsch
© Перевод на русский язык, «Мир», 1983

Источник

С. Спрингер г. Дейч Левый мозг правый мозг Асимметрия мозга

Перевод с английского

канд. биол. наук А. Н. Чепковой

канд. мед. наук И. В. Викторова

С74 Левый мозг, правый, мозг:. Пер. с англ. — М.: Мир,.

Книга американских авторов посвящена различным аспектам функциональной аснмметрнн правого и левого полушарий головного мозга человека и животных. Рассмотрены также половые различия в характере функциональных асимметрий, роль последних в возникновении нарушений высшей нервной деятельности, а также связь работы правого и левого полушарий с процессами мышления и эмоциями.

Предназначена для физиологов, нейрофизиологов, психологов, психиатров» и врачей других специальностей.

2007020000—426 ББК 28.90*

Салли Спрингер, Георг Дейч ЛЕВЫЙ МОЗГ, ПРАВЫЙ МОЗГ

Старший научный редактор Е. А. Яновская, мл. редактор Н. Ю, «Плавниская. Художник В, С. Голубев, художественный редактор А. В. Лисицын Технический редактор Л. П. Ермакова, корректор К- Л. Водяницкая

Сдано в набор 31.03.8S. Подписано к печати 11.07.83. Формат 60X907ie-Бумага типографская № 2. Гарнитура литературная. Печать высокая. Объем 8 бум. л. Усл. печ. л. 16, Усл. кр.-отт. 16^ Уч.-изд. л, 17,01. Изд. 4/2414. Тираж 12 000 экз. Зак. 1009. Цеиа 1 р. 50 к.

129820, Москва, И-110, ГСП, 1-й Рижский пер., 2.

Московская типография № 11 Союзполиграфпрома прн Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и киижной торговли. Москва, 113105, Нагатинская ул., д. 1.

Редакция литературы по биологии

© 1981 by Sally P. Springer and Georg Deutsche © Перевод и а русский, язык, «Мир»-, 1983

Предисловие редактора перевода

Предлагаемая вниманию читателя книга С. Спрингер и Г. Дейча посвящена одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых проблем современной неврологии — проблеме функциональной асимметрии мозга. Эта проблема, выросшая из многочисленных клинических наблюдений неравнозначности двигательных и речевых нарушений при очаговых поражениях правого или левого полушарий мозга человека, вышла сегодня за пределы неврологической клиники и приобрела широкий междисциплинарный характер, привлекая внимание специалистов разных профилей — нейрофизиологов, нейроморфологов, психологов, генетиков и психиатров.

Все возрастающий интерес к проблеме межполушарных асимметрий, пожалуй, одной из самых «человеческих» проблем науки о мозге, ие случаен и обусловлен не столько накопленным объемом фактических данных, сколько несомненным прогрессом в разработке новых, все более тонких и объективных методов исследования мозга человека. Основу изучения межполушарных асимметрий, и это четко показано в книге С. Спрингер и Г. Дейча, составляют исследования функциональной организации мозга конкретного индивидуума, а не мозга человека вообще. Это положение лишний раз подчеркивает приоритет клинических, электрофизиологических и психологических подходов в анализе межполушарных асимметрий мозга человека и явную недостаточность чисто описательных морфологических данных, накопленных к настоящему времени, на что неоднократно указывают авторы книги. Такая ситуация ставит перед морфологами, изучающими моэг человека, новые методические и исследовательские задачи. В этой связи очевидно, что созданные в последние годы методы количественного и стереологического исследования коры и подкорковых образований должны внести свой вклад в понимание морфологических основ функциональных асимметрий мозга человека. Новые перспективы в изучении этой проблемы открывают методы компьютерной аксиальной томографии, а также позитронно-эмиссиоиной томографии с использоваияем 2-дезоксиглю-козы и ряда сверхкороткоживущих изотопов, которые позволяют анализировать динамику функциональных параметров различных структур мозга человека.

Как в отечественной, так и в зарубежной литературе существует множество работ по функциональной асимметрии мозга — от небольших журнальных статей, содержащих клинические или экспериментальные данные, до солидных обобщающих монографий. Среди этих публикаций, большинство которых доступно и представляет интерес главным образом для узкого круга специалистов, книга С. Спрингер и Г. Дейча, написанная как обзор современного состояния проблемы межполушарных асимметрий мозга животных и человека, занимает особое место, поскольку авторы сумели найти оптимальный вариант изложения большого числа фактов и гипотез в свободной и простой, но.научно строгой форме. Книга насыщена фактами. Приведенные в ней данные, противоречащие друг другу, а иногда и взаимоисключающие точки зрения разных исследователей подчеркивают реальную сложность обсуждаемой проблемы и нерешенность многих ее аспектов. Стремясь к объективности и излагая все эти «за» и «против», авторы не навязывают читателю своего мнения, а как бы предлагают ему отыскать свой собственный путь в сложном лабиринте фактов

Предисловие редактора перевода

и гипотез. Это делает книгу интересной и увлекательной не только для специалистов, занятых исследованиями структуры и функций мозга, но н для более широкого круга читателей.

К сожалению, авторам остались неизвестными публикаций наших отечественных исследователей по проблемам локализации функций в мозгу и межпо-лушарным асимметриям, которые могли бы существенно дополнить многие разделы их книги, построенной преимущественно на даииых американских ученых и отражающей основные результаты и тенденции развития исследований «правого и левого мозга» в США. Не со всеми положениями книги С. Спрингер и Г. Дейча можно согласиться полностью. Возможно, эти спорные положения послужат основой плодотворных дискуссий, которые будут способствовать дальнейшему развитию исследований межполушарных асимметрий мозга человека и животных.

1 См. книгу Н. Н. Брагиной и Т. А. Доброхотовой «Функциональные асимметрии человека», М.: «Медицина», 1981, а также статьи в журнале «Вопр. философии», № 3, 1978.

Памяти Фаннн Маргулис и Питера Дейча

На протяжении относительно короткой истории исследования человеческого мозга ученые не раз возвращались к вопросу о функциях различных его областей. Наиболее ярко это проявилось в попытках разделения психических функций человека в соответствии с очевидным физическим делением мозга на правую и левую половины. Асимметрия в функциях полушарий впервые была обнаружена в XIX в., когда обратили внимание на различные последствия повреждения левой и правой половин мозга. В последующие • годы клиницисты неоднократно подтверждали характер нарушений поведения, возникающих вследствие таких повреждений.

Интерес к проблеме функциональной асимметрии значительно возрос после первых операций расщепления мозга, произведенных в 60-е годы. Это привело к резкому увеличению числа исследований, ставивших своей целью выявление различий в функциях полушарий и пытавшихся оценить их значение для поведения человека. Значительное внимание уделялось также вопросу о возможной связи этих различий с такими разнообразными феноменами, как неспособность к обучению, психические заболевания и особенности познавательных процессов у представителей различных культур. Проблема функциональной асимметрии была дискуссионной по крайней мере по двум причинам. Во-первых, получаемые данные не всегда были однозначными: иногда исследования, направленные на решение одного и того же вопроса, давали противоречивые результаты. Во-вторых, слишком велик был соблазн делать предположения и выводы, далеко выходящие за рамки фактических данных.

В этой книге предпринята попытка свести воедино результаты большого числа исследований, посвященных природе межполушарной асимметрии. Сначала мы рассмотрим основные данные по асимметрии у больных с повреждениями мозга и с расщепленным мозгом, а также у здоровых людей, затем обсудим некоторые специальные вопросы, в частности проблему леворукости, проблему половых различий в асимметрии мозга и развитие асимметрии. Подготавливая обзор о работе левого и правого мозга, мы пытались отделить надежно установленные факты от умозрительных гипотез, не принося при этом в

жертву интересных моментов в тех и других. Кроме того, мы стремились найти, где это возможно, объяснение причин несоответствия результатов некоторых исследований. Мы пытались также показать, каким образом исследования межполушарной асимметрии внесли важный вклад в понимание функций мозга в целом. Изучение функций левого и правого мозга представляет собой в конечном счете только один из подходов к исследованию мозга. Мы надеемся, что в этом отношении книга будет полезной.

Мы писали свою книгу для сравнительно широкого круга читателей и стремились как можно яснее излагать материал, не поступаясь, однако, точностью изложения и не пытаясь преуменьшать сложности обсуждаемых проблем. Книга может оказаться полезной для студентов-старшекурсников, изучающих взаимоотношения между деятельностью мозга и поведением. Мы полагаем, что она заинтересует также читателей, которые хотели бы больше узнать об асимметрии мозга, не ограничивая себя чтением чрезвычайно упрощенной популярной литературы. •» Нам хотелось бы выразить благодарность коллегам и друзьям за помощь при работе над этой книгой. Боб Лайберт натолкнул нас на мысль о написании книги, попросив дать ему ссылку на обзорную работу, посвященную проблеме межполушарной асимметрии. Когда ему ответили, что ничего подходящего нет, он сказал, что пришла, по-видимому, пора написать об этом книгу. Алан Рабенс, Чак Хамильтон, Фил Брайден, Моррис Московиц и Барри Лоринстейн высказали ценные замечания и предложения по различным аспектам текста. Петер Шульман сократил наше первоначальное тяжеловесное заглавие. Нам хотелось бы выразить особую благодарность нашему редактору В. Хэйварду Роджерсу за то, что он с энтузиазмом разделял нашу убежденность в необходимости написания этой книги.

Источник

Научная электронная библиотека

спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Смотреть картинку спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Картинка про спрингер с дейч г левый мозг правый мозг. Фото спрингер с дейч г левый мозг правый мозг

1.3. Психологические исследования в области межполушарных дихотомий

Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. (Лурия А.Р., 1969, 1973; Мосидзе В.М., 1986; Хомская Е.Д., 1987, 1996).

Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозговых структур), объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития (Бехтерева Н.П., 1971).

Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., 1996). «Согласно современным представлениям, сложившимся в науках о мозге, закономерности межполушарного взаимодействия (и межполушарной асимметрии как его частного случая) относятся к важнейшим, фундаментальным основам работы мозга как парного органа. Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» (Выготский Л.С., 1983).

Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий.

Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария (Симерницкая Э.Г., 1978; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д., 1988).

При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область (Будохоска В. и др., 1990).

Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт. При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи.

В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. «Немое» правое полушарие обладает и некоторыми способностями к письменной речи. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. С этим, видимо, связан феномен «зеркального письма», наблюдающийся у 85% леворуких детей.

Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое».

Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно. Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова. Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад.

Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.

Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения (Кураев Г.А., 1982; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1994; Ермаков П.Н., 1988).

Таким образом, каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария.

В психофизиологической и психологической литературе проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека в последние годы все больше обсуждается в связи с ее непосредственным отношением к проблеме «мозг и сознание» (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симонов П.В., 1990, 1994).

Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека имеет в настоящее время большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане выявление закономерности работы интактного мозга расширили не только естественнонаучное понимание кортикальных процессов, но и философское осмысление принципа симметрии-асимметрии (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1986).

В практическом направлении проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в настоящее время все более привлекает внимание психологов и психофизиологов с точки зрения взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, особенностей обучения и общения, развития творческих способностей личности (Ермаков П.Н., 1988; Москвин В.А., 1990, 1999; Ахутина Т.В. и другие, 1996).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *