справка о надомном обучении форма
Как оформляется справка для надомного обучения ребенка (3 фото)
Состав врачебной комиссии на справку для надомного обучения
По закону бесплатное надомное обучение обеспечивается лишь по состоянию здоровья. Клинико-экспертная комиссия должна рекомендовать такую форму получения знаний для ребенка. Причем оформление документа возможно только в государственных поликлиниках.
Перечень остальных врачей формируется исходя из жалоб или уже установленных диагнозов. Выполняются обязательные анализы: кровь из пальца, общий анализ мочи и флюорография. Лишь после сбора всех данных и заключений, ведущий дело врач пишет заявление на заседание клинико-экспертной комиссии.
Оформление справки 297 у для домашнего обучения
Документ печатается на обычной бумаге по установленному образцу. На него обязательно наносится прямоугольный штамп поликлиники. Заполняются личные данные просителя, принятое комиссией заключение с рекомендацией перейти к домашнему обучению ребенка. Каждый врач оставляет свою подпись и личную печать. Без них документ не будет принят. Это стоит учесть при его покупке в интернете.
Получить честно такую справку довольно сложно. Особенно если ребенок действительно особенный. Впереди ждут очень много нервов, походов по различным кабинетам. Среднее время получения около 3 недель. Причем заплатить за комфорт и скорость в частной клинике нельзя по закону. Когда справка необходима срочно, то нужно обратиться в специализированную компанию в интернете.
Справка о надомном обучении форма
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
от 7 августа 2018 года N 05-283
Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении
Законодательство Российской Федерации в сфере образования предусматривает возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации. Статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Минздравом России пересмотрен перечень заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам. Он утвержден приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н. В перечень внесены 60 групп наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с указанием течения заболевания, препятствующих получению образования в условиях образовательной организации. Вместе с тем врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии медицинских показаний у ребенка для обучения по основным общеобразовательным программам на дому исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья вне зависимости от того, внесено заболевание или нет в указанный перечень. Соответствующие разъяснения Минздрава России были направлены в адрес руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (письмо от 14.09.2016 N 15-3/10/2-5810).
Приказом Минобрнауки России от 02.09.2013 N 1035 указанные письма признаны недействующими на территории Российской Федерации и отменены.
На основании вышеизложенного рекомендуем:
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, направить разъяснения в муниципальные органы управления образования и образовательные организации об организации обучения детей на дому или в медицинской организации, обратив особое внимание на основания перевода на обучение на дому или в медицинской организации и соответствие объема недельной образовательной нагрузки обучающегося федеральным государственным образовательным стандартам;
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования проверять соблюдение норм законодательства в сфере образования в части обоснованности перевода обучающихся на обучение на дому или в медицинской организации и освоения ими в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом.
Кроме того, просим в срок до 01.11.2018 представить в Управление надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (yavkina@obrnadzor.gov.ru) информацию согласно таблице:
Организация обучения на дому
Субъект Российской Федерации
Количество обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (по состоянию на начало 2018/2019 уч.г.), из них:
Типичные нарушения, выявляемые при осуществлении
Рособрнадзора от 07.08.2018 N 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
от 7 августа 2018 г. N 05-283
ОБ ОБУЧЕНИИ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДОМАШНЕМ ОБУЧЕНИИ
Законодательство Российской Федерации в сфере образования предусматривает возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации. Статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Минздравом России пересмотрен перечень заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам. Он утвержден приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н. В перечень внесены 60 групп наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с указанием течения заболевания, препятствующих получению образования в условиях образовательной организации. Вместе с тем врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии медицинских показаний у ребенка для обучения по основным общеобразовательным программам на дому исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья вне зависимости от того, внесено заболевание или нет в указанный перечень. Соответствующие разъяснения Минздрава России были направлены в адрес руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (письмо от 14.09.2016 N 15-3/10/2-5810).
Приказом Минобрнауки России от 02.09.2013 N 1035 указанные письма признаны недействующими на территории Российской Федерации и отменены.
На основании вышеизложенного рекомендуем:
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, направить разъяснения в муниципальные органы управления образования и образовательные организации об организации обучения детей на дому или в медицинской организации, обратив особое внимание на основания перевода на обучение на дому или в медицинской организации и соответствие объема недельной образовательной нагрузки обучающегося федеральным государственным образовательным стандартам;
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования проверять соблюдение норм законодательства в сфере образования в части обоснованности перевода обучающихся на обучение на дому или в медицинской организации и освоения ими в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом.
Кроме того, просим в срок до 01.11.2018 представить в Управление надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (yavkina@obrnadzor.gov.ru) информацию согласно таблице:
Организация обучения на дому
Субъект Российской Федерации
Количество обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (по состоянию на начало 2018/2019 уч.г.), из них:
Типичные нарушения, выявляемые при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования в части соблюдения прав обучающихся при организации их обучения на дому
получающих образование на дому, из них:
по форме «приходящий на дом учитель»
Только с применением дистанционных образовательных технологий
По комбинированной форме (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе и т.п.)
Справка о надомном обучении форма
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07
Об организации образования учащихся на дому
Дополнительно сообщаем, что аналогичные разъяснения были направлены Рособрнадзором в регионы письмом от 7 августа 2018 г. N 05-283 для организации работы при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, и мониторинга организации образования на дому (приложение 2*, 3*).
Для изучения соблюдения норм законодательства в сфере образования учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому в 2018-2019 учебном году, Министерство просвещения Российской Федерации проводит мониторинг.
Мониторинг проводится специалистами ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» в период с июня по ноябрь 2019 г. в 3 этапа:
1 этап: мониторинг организации обучения на дому в субъектах Российской Федерации.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования заполняет форму мониторинга, состоящую из 3-х таблиц (приложение 4*) и направляет скан-копию официального письма с пометкой «мониторинг образования на дому» и файл в формате Excel на адрес электронной почты kakovkina.antonina@fcprc.ru в срок до 1 июля 2019 года.
Оригинал документа направлять в адрес Минпросвещения России не требуется.
2 этап: расширенный мониторинг организации образования на дому в 10 общеобразовательных государственных и /или муниципальных организациях.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования заполняет форму мониторинга, состоящую из 8-ми таблиц (приложение 5*) и направляет скан-копию официального письма с пометкой «расширенный мониторинг образования на дому» и файл в формате WORD на адрес электронной почты kakovkina.antonina@fcprc.ru в срок до 1 августа 2019 года.
Оригинал документа направлять в адрес Минпросвещения России не требуется.
Общеобразовательные организации, участвующие в данном этапе мониторинга, отбираются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования на основании результатов 1 этапа мониторинга как организации, в которых выявлено наибольшее количество нарушений в сфере соблюдения прав обучающихся на дому.
3 этап: выездной мониторинг сотрудниками ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» в 8 федеральных округов Российской Федерации согласно графику (приложение 6*).
В ходе выездного мониторинга будет проведен анализ региональных нормативных правовых актов и локальных нормативных актов образовательных организаций, принимавших участие во 2 этапе мониторинга, в части организации обучения на дому (приложение 7*).
Приложение 1
Разъяснения об особенностях организации образовательной деятельности для учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому
Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации в соответствии с перечнем заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н, и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Заключение медицинской организации оформляется в произвольной форме с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяются личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации медицинское заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии (пункт 14 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 2 мая 2012 г. N 441н).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Обучение на дому осуществляется как самостоятельно образовательной организацией, закрепленной за территорией, на которой проживает учащийся, нуждающийся в длительном лечении, учащийся, который по состоянию здоровья не может посещать образовательную организацию, так и посредством сетевых форм реализации образовательных программ.
Обучение учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, осуществляется по индивидуальным учебным планам в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Индивидуальные учебные планы разрабатываются с учетом примерных основных, в том числе адаптированных, образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, а также примерных основных общеобразовательных программ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования:
Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) учащихся не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся, определенных СанПиН 2.4.2.2821-10 (Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189) и СанПиН 2.4.2.3286-15 (Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26).
Учащиеся, получающие образование на дому, включаются во внеурочную деятельность (в том числе коррекционно-развивающей направленности) и занятия в рамках дополнительного образования.
Часть учебных предметов и коррекционных курсов может быть освоена с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. В случае, если состояние здоровья ребенка позволяет посещать образовательную организацию, часть учебных предметов и коррекционных курсов может быть освоена ребенком в стенах школы.
Одновременно обращаем внимание, что в случае, если состояние здоровья обучающегося не позволяет ему освоить полный объем образовательной программы, реализуемой в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, необходимо разработать для такого обучающегося индивидуальный учебный план, включающий все обязательные предметные области и учебные предметы в соответствии с учебным планом получаемого уровня общего образования.
Вместе с тем, в соответствии с приказом Министерства образования и науки России от 14 февраля 2014 г. N 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учетf и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» при заполнении бланка приложения к аттестату об основном общем/среднем общем образовании в графе «Наименование учебных предметов» указываются сведения о результатах освоения выпускником образовательной программы соответствующего уровня, в частности наименования учебных предметов в соответствии с учебным планом образовательной программы соответствующего уровня.
Форма получения образования в аттестате и приложению к нему не указывается.
Индивидуальный учебный план, график занятий, необходимых для реализации образовательной программы при организации обучения на дому, согласовываются образовательной организацией с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому.
При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом график его реализации может быть изменен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом состояния здоровья учащегося и назначенного ему лечения при согласовании с родителями (законными представителями) учащегося.
Обращаем внимание на недопустимость преподавания всех учебных предметов учебного плана основного общего и среднего общего образования одним учителем-предметником.
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования. Рекомендации по созданию специальных условий для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
В случае организации начального общего образования учащегося с ограниченными возможностями здоровья и образования учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), часть индивидуального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, должна включать часы на внеурочную деятельность (до 10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю), в рамках которой реализуются коррекционные курсы и индивидуальная/подгрупповая работа дефектолога (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога), логопеда, психолога.
Освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию, завершает государственная итоговая аттестация.
Учащимся, осваивающим основные общеобразовательные программы на дому, не имеющим академической задолженности и в полном объеме выполнившим учебный план или индивидуальный учебный план, должны быть созданы условия сдачи государственной итоговой аттестации на дому (при их желании).
Дополнительно сообщаем о необходимости обеспечения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, получающих образование на дому, двухразовым бесплатным питанием в качестве меры социальной поддержки в соответствии с частью 7 статьи 79 Закона об образовании. Осуществление выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающимся на дому, разъясняется в письме Министерства образования и науки Российской Федерации, направленном руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, (И.О.Терехина, письмо от 14 января 2016 г. N 07-81).
Как организовать домашнее обучение ребенка
Общее образование, которое дают в 1—11 классах, в России обязательное. Но получить его можно и в школе, и вне школы.
А можно вообще совместить два формата. Так с 2019 года учится моя дочь, сейчас ей 11 лет. Она числится в частной московской школе и проходит там аттестацию, а учу ее я сама.
Расскажу, какие вообще есть формы общего образования и что называют домашним обучением. А еще поделюсь опытом, как в нем участвуют родители и сколько оно может стоить.
Что такое домашнее обучение
Официально домашним обучением считается только надомное. Это когда ребенок не может ходить в школу из-за ограничений по здоровью и учителя сами приходят к нему домой.
Но в народе так называют и другие случаи, когда ученик совсем не посещает школу. Например, дистанционное и семейное обучение. Так что в этой статье я тоже буду называть их домашним и подробно расскажу о каждом. Пусть педагоги и министры меня простят.
Виды обучения в школе
В рамках любой школы, хоть частной, хоть государственной, есть три формы обучения: очная, очно-заочная и заочная. В любой из них ребенок строго следует учебной программе и за его знания отвечает школа, а не родители.
При очной форме ребенок ходит в школу каждый день. У этой формы есть разновидность — надомное обучение. Это когда ученик не посещает уроки по состоянию здоровья и учителя сами приходят к нему домой.
При очно-заочной форме ребенок ходит в школу 2—4 раза в неделю и только на некоторые предметы, а остальные осваивает дома. При этом он делает все домашние задания и сдает с классом контрольные и экзамены.
А при заочной форме ребенок появляется в школе раз в несколько месяцев. Например, чтобы разобрать с учителем самые сложные темы. В остальное время он учится дома по школьным учебникам, а сдает домашние работы и экзамены очно или через интернет.
К любой из этих форм можно применить дистанционный формат обучения. Это когда учителя ведут уроки онлайн, а дети сдают все домашние и контрольные через интернет.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Виды обучения не в школе
Внешкольным считается семейное и самостоятельное обучение. Последнее еще называют самообразованием.
При семейном формате за знания ребенка отвечает семья. До девятого класса он может не прикрепляться ни к какой школе, не делать никакие домашние задания и не сдавать контрольные. В девятом придется прикрепиться, чтобы сдать ОГЭ и получить аттестат.
А можно прикрепиться сразу — так сделали мы. Но знания дочери в течение года все равно контролирую только я, а в школе она аттестуется дважды в год.
При самостоятельном обучении все то же самое, но за знания ребенка отвечают и родители, и он сам — в равной степени. Но оно возможно только для учеников, которые уже окончили девять классов. Поэтому дальше я не буду его упоминать.
Условия обучения на дому
В этой статье я буду рассказывать о надомном, дистанционном и семейном обучении. Это их чаще всего называют домашним.
Для перехода на надомное обучение у ребенка должны быть ограничения по здоровью, из-за которых он не может ходить в школу. Например, тяжелая степень несвертываемости крови или нарушение интеллектуального развития, когда ученик не контролирует свое поведение. Или если ребенок перенес тяжелую операцию и после нее прошло меньше года. Допустим, если ему лечили разрывы сетчатки глаза.
С дистанционным обучением тоже есть условие — школа, которую вы выбрали, должна применять электронные технологии. Но по закону это ее право, а не обязанность. И если в вашей школе их нет, вы не заставите учителей вести уроки онлайн специально для вашего ребенка. Придется переводить его в другую школу.
Чтобы перевести ребенка на семейное обучение, особых условий нет — достаточно желания родителей. В остальном все зависит от того, прикреплен ли ребенок к какой-то школе и какие там порядки.
Что говорит закон о домашнем обучении
Все виды обучения, которые в народе называют домашними, регулирует федеральный закон «Об образовании». А часть положений этого закона детализирует Письмо Минобрнауки от 15.11.2013 № НТ-1139/08 — главный нормативный документ о семейном обучении. Если вы задумались о том, чтобы ребенок учился дома, желательно прочитать его полностью.
А пока вот самое важное из закона.
Родители имеют право сами выбрать ребенку форму обучения. Допустим, если ему не понравится на домашнем, он всегда может вернуться в школу по месту жительства — к очной форме. И директор школы не имеет права этому мешать.
Семейная форма обучения так же законна, как надомная или дистанционная в школе. Если вы захотите перевести на нее ребенка, никто не может вам препятствовать: ни учителя, ни директор, ни городской отдел образования.
При семейной форме у ребенка есть право аттестовываться в государственной школе по месту жительства: сдавать там контрольные работы, экзамены и получать оценки. Даже если вы захотите прикрепиться к школе только ради этого, вам не вправе отказать.
Если ребенок на домашнем обучении прикреплен к школе, он может пользоваться школьной библиотекой, спортивной площадкой и физкультурным залом. А еще участвовать в олимпиадах, спортивных соревнованиях и научных конференциях от лица школы.
Нельзя просто взять и забрать ребенка из школы. Если вы выбрали семейное обучение, об этом придется сообщить в местный отдел образования. Там ведут учет всех детей, которые в данный момент должны получать общее образование.
Если ребенок не прикреплен ни к какой школе, а вы не сообщите о семейном обучении, вы нарушите закон.
На домашнем обучении можно аттестовываться экстерном. Допустим, за год ребенок прошел программу сразу двух классов — к примеру, седьмого и восьмого. А по возрасту должен идти только в восьмой. Если он прикреплен к школе и сдаст все контрольные за восьмой класс, его переведут в девятый несмотря на возраст.
Ребенка на домашнем обучении, прикрепленного к школе, могут оставить на второй год. Это точно случится, если у него две академических задолженности или больше: например, он не написал годовую контрольную по двум предметам и не сдавал по ним экзамены. Или получил за них двойки.
Если у ученика одна задолженность, его переведут в следующий класс условно. То есть он сможет проходить программу этого класса, но за ним будет долг.
В течение года ученику придется пересдать предмет. Если он снова получит два, то вернется в предыдущий класс.
Что такое надомное обучение
В чем суть. Ребенок на надомном обучении прикреплен к школе по месту жительства и к конкретному классу. Его учат школьные учителя — у него дома после своих уроков или через интернет. А все аттестации и контрольные он сдает по школьному графику.
Как перевестись. В разных регионах могут быть свои правила. Их лучше узнавать в городском отделе образования. А в Москве нужно получить от лечащего врача направление на врачебную или клинико-экспертную комиссию (КЭК). Ее организовывают в одной из городских поликлиник или больниц. Там специалисты осмотрят ребенка и изучат результаты его анализов и обследований. На основании этого решат, может ли он посещать школу очно. Если нет, выдадут заключение, что ему рекомендовано учиться на дому.
Администрация школы заключит с вами договор о переводе на надомное обучение, а в Москве — составит об этом акт. К нему будет прилагаться индивидуальный учебный план и расписание. Вы сможете принять их или скорректировать вместе с завучем.
После этого администрация назначит учителей, которые будут приходить к ребенку. Причем один и тот же учитель может обучать сразу нескольким дисциплинам. Это нормально: например, в дипломах учителей математики обычно есть дополнительная специализация — физика, и наоборот. Учитель географии может преподавать биологию, а историк — обществознание.
Плюсы надомного обучения. Болезнь не мешает ребенку получать образование. А школа адаптируется под его нужды, предоставляет бесплатные учебники и учителей.
Минусы надомного обучения. В список заболеваний входят только самые острые состояния. Если ребенок болен, но не тяжело, ему придется ходить в школу со всеми.
При надомном обучении дети мало общаются со сверстниками. Еще им не преподают ИЗО, музыку, ОБЖ и технологию, хотя кому-то эти предметы могли бы понравиться.
У учителей часто не хватает квалификации, чтобы находить подход к детям с ограниченными возможностями.
Что такое семейное обучение
В чем суть. Семейное обучение похоже на надомное, только ответственность за знания ребенка лежит на родителях, а не на школе. Они могут учить его сами, нанять репетиторов или определить в частную онлайн-школу.
Есть два формата семейного обучения — хоумскулинг и анскулинг.
Хоумскулинг — это когда ученик прикреплен к какой-то школе: частной или государственной по месту жительства. Он сдает там контрольные, зачеты и экзамены — хоть очно, хоть дистанционно. Но при этом не посещает уроки.
В целом ребенок следует программе своей школы, но родители могут немного ее менять. Например, не заниматься с ребенком ИЗО или технологией. Или углубленно изучать предметы, которые интересны.
Например, моя дочь-шестиклассница прикреплена к частной «Международной школе завтрашнего дня». Оттуда мне прислали список из двенадцати дисциплин, которые я должна ей преподавать:
Я сама составила расписание и преподаю дочке все, кроме физкультуры. Другие предметы мы не выбрасываем, иначе у дочери будут проблемы с аттестацией. Но географию и биологию осваиваем углубленно.
Анскулинг — это когда ребенок не прикреплен ни к какой школе, не следует никаким программам и родители сами решают, чему его учить.
Такой формат возможен до девятого класса. Потом ребенку придется прикрепляться к какой-то школе и сдавать там ОГЭ по русскому языку, математике и двум предметам на выбор. Без этого не дадут аттестат.
Но для допуска к ОГЭ нужно пройти в школе промежуточную аттестацию за девятый класс. Словом, чтобы сдать ОГЭ и получить аттестат, придется все равно прикрепляться к школе.
Кому подойдет семейное обучение: детям, у которых нет времени ходить в школу. Например, профессиональным спортсменам или артистам. Еще оно подходит ребятам со слабым здоровьем или тем, кто не успевает за сверстниками в классе. И ученикам, которые конфликтуют с одноклассниками или учителями.
Плюс это выход для семей, которые много путешествуют или живут за границей, но хотят, чтобы у ребенка был российский аттестат. Отчасти так было и у нас. Мы выбрали семейное обучение, потому что у дочери проблемы со здоровьем — они осложняют очную учебу. А в 2019 году мы еще и уехали зимовать в Грузию и задержались там почти на год. Благодаря семейному обучению это не сказалось на учебе дочери.
Как перевестись. Если вы хотите, чтобы ребенок аттестовывался в прежней школе, нужно заключить с администрацией школы договор на семейное обучение. В нем будут прописаны все условия насчет консультаций, аттестаций, пользования библиотекой и участия в школьных мероприятиях. После этого сообщите в городской отдел образования, что ребенок теперь учится дома.
Если вы хотите прикрепить ребенка к другой школе, в прежней нужно написать заявление на имя директора и попросить отчислить ребенка. Вам выдадут пакет документов: личное дело ребенка, табель с оценками и медицинскую карту.
Потом нужно отнести их в новую школу и заключить с ней договор: в частной школе — на заочное обучение, а в государственной — на семейное. И не забыть сообщить об этом в отдел образования. Так сделали мы — формально дочь учится заочно в частной школе, но по факту проходит там только аттестации.
Если вы не хотите прикреплять ребенка ни к какой школе, нужно написать заявление об отчислении в прежней школе. И обязательно сообщить об этом в отдел образования по месту прописки. Контакты всегда есть на сайте городской администрации.
Образец уведомления о переходе на семейное обучение PDF, 127 КБ
Уведомление можно отнести лично или отправить заказным письмом. Письмо актуально, если ребенок живет в одном городе, а прописан в другом.
Плюсы семейного обучения. Главный плюс — это максимум свободы: родители сами решают, что и как преподавать ребенку, и выбирают школу для аттестации. Еще они учитывают интересы ребенка: углубляются в то, что ему нравится, а остальное разбирают не так подробно. Например, моей дочери тяжело даются языки. Мы делаем акцент на английском, а французский изучаем в облегченном режиме.
Еще ребенок учится в удобном графике и темпе. Например, я преподаю дочери только до обеда, чтобы остаток дня был свободным. Ей нравится, что нет ранних подъемов, спешки, суеты и домашних заданий. Она высыпается, может заниматься хобби и путешествует вместе с нами. Плюс она защищена от школьного буллинга.
Минусы семейного обучения. Семейное образование в России еще в новинку. Многие наши знакомые не понимают, что это, и осуждают нас за то, что мы забрали дочь из школы. Это неприятно.
Не у всех родителей есть время и знания, чтобы учить ребенка самим. У нас на это уходит много сил и времени. Хотя с самим преподаванием проблем нет: у меня педагогическое образование и диплом картографа, а муж математик и знает семь языков.
В учебе важна дисциплина, и не каждый ребенок может оторваться от личных дел и вовремя сесть за урок. Это тоже требует усилий. Например, я сама составила дочке расписание на все будние дни. Она не встает по будильнику, а спит сколько хочет, после этого завтракает и иногда недолго гуляет. Но потом мы садимся за уроки.
Есть выход, который снимет все минусы семейного обучения: при анскулинге нанять репетиторов, а при хоумскулинге записаться в частную семейную школу. В таких школах занятия часто проходят офлайн, но в присутствии родителей. В классах максимум десять человек, а преподаватели проводят уроки нестандартно: в формате игр, интересных опытов или обсуждений.
Но и репетиторы, и семейные школы — это дорого. О ценах я подробнее расскажу дальше.
Что такое дистанционное обучение
В чем суть. Ребенок учится онлайн — в частной школе или в государственной. Если он на семейном обучении и занимается у онлайн-репетиторов, это тоже можно считать дистанционным форматом.
В школе ребенок слушает аудио- и видеолекции, а иногда и участвует в вебинарах. В частных школах аттестации тоже проходят дистанционно, а в государственных они очные. Еще в школе у ребенка есть расписание и он четко следует школьной программе. А родители не могут ее менять.
Менять программу можно только при семейном дистанционном обучении. Для этого можно обсудить с онлайн-репетитором учебный план и попросить четко ему следовать.
Кому подойдет. Семьям, где у родителей нет времени или знаний, чтобы разбираться в программе и учить ребенка самим. Еще это выход, если вы часто переезжаете или если офлайн-школы закрыты на карантин.
Как перевестись. Если ребенок учится в государственной школе, нужно написать заявление на имя директора о переводе на дистанционное обучение. Или отчислиться из школы, где оно невозможно, и заключить договор с новой.
Плюсы дистанционного обучения. В школах есть готовый учебный план, преподаватели и система контроля знаний. А если ребенок не прикреплен к школе, ими займется репетитор. Родителям не нужно об этом беспокоиться.
В частных школах обычно гибкое расписание и ученик может прослушать урок в любой момент. Это позволяет ему высыпаться, самому планировать день и путешествовать с родителями.
Буллинг тоже маловероятен: ученики не пересекаются в перерывах между занятиями и могут вообще не видеть друг друга.
Минусы дистанционного обучения. Не во всех государственных школах есть онлайн-формат. А частные обычно дорогие.
К тому же частные школы иногда идут по уникальным авторским программам — рассказываю, почему это минус.
Программы домашнего обучения
Я уже упоминала, что при анскулинге родители могут сами разработать программу и обучать по ней ребенка. В остальных случаях придется следовать программе школы, к которой он прикреплен.
Стандартные. Каждая школа имеет право составить свою программу. Но государственные школы ориентируются на ФГОС — Федеральные государственные образовательные стандарты. Там есть перечень предметов, которые нужно изучать в 1—4, 5—8 и 9—11 классах, количество уроков на каждую дисциплину, длительность учебного года, требования к результатам и сроки аттестации.
В общем, если ребенок прикреплен к государственной школе, то он будет учиться по программам ФГОС. И на семейном обучении родителям придется следить, не отстает ли он по этим программам, иначе будут проблемы с аттестацией.
Та же история и с частными школами, которые прошли государственную аккредитацию. Она подтверждает, что программа этих школ тоже соответствует ФГОС, и дает им право не только учить, но и аттестовывать учеников и выдавать им аттестаты.
Школа моей дочери тоже аккредитованная. Мне было важно, чтобы она проходила аттестации по ФГОС: думаю, так оценка знаний объективнее.
Узнать, аккредитована ли частная школа, можно в реестре Рособрнадзора. К тому же обычно школы выкладывают документы об аккредитации на своих сайтах в разделе «Документы» или «О нас».
Альтернативные, или авторские, программы практикуют неаккредитованные частные школы. Например, школы по методике Монтессори или вальдорфские — там дети познают мир через творчество: рисунки, поделки из натуральных материалов, песни и танцы.
Проблема в том, что при авторских программах развитие ребенка иногда получается однобоким. Так случилось и у нас. В 2017 году, до перехода на семейное обучение, моя дочь училась во втором классе частной Монтессори-школы. Она была очной, но я все равно о ней расскажу: по этой методике преподают и дистанционно.
Мне нравилось, что материал подавался креативно: детям показывали опыты и интересные видео, играли в обучающие игры. Дочери было интересно, и она многое делала самостоятельно.
Но к концу учебного года я заметила большие пробелы в ее знаниях: дочь почти не умела делить в столбик, а при письме делала много ошибок. Причем они касались самых простых правил русского языка. Пришлось забрать ее из этой школы и нанять репетиторов на все лето.
Аттестация: как проверяются знания
При анскулинге знания проверяют родители. То же самое если ребенок прикреплен к неаккредитованной школе. В этих случаях в девятом классе придется прикрепиться к государственной школе или аккредитованной частной, чтобы получить допуск к ОГЭ.
В аккредитованной школе — частной или государственной — нужно сдавать экзамены минимум в конце каждого учебного года. Без этого даже не перейти из класса в класс. А некоторые школы требуют сдавать мини-экзамены в конце каждой четверти, триместра или полугодия.
Дочке присылают тесты по всем предметам и устанавливают дедлайн сдачи — примерно через три недели. Мы составляем расписание и проходим эти тесты один за одним.
Задания в тестах вполне понятные, а иногда даже интересные. Они никогда не выходят за рамки изученного материала, но некоторые попадаются сложные. Поэтому за неделю до получения тестов мы с дочкой повторяем весь материал, который прошли за год.
Дочь решает тесты сама. Но математика и французский даются ей тяжело, и по этим предметам мы иногда ей помогаем.
Через пару недель я получаю на электронную почту результаты и комментарии учителей насчет ошибок. Я знаю, что если мы не сдадим работу в срок или дочь получит два, придется идти на пересдачу — как в государственной школе. Но пока у нас такого не было: дочь учится на четыре и пять.
Во сколько обходится домашнее обучение
Принадлежности для учебы. Когда ребенок учится дома, не надо тратиться на школьную форму, сменную обувь и сборы на нужды класса. Но без учебников и канцелярских принадлежностей все равно не обойтись.
Если ребенок прикреплен к офлайн-школе, учебники можно бесплатно брать в библиотеке. В остальных случаях их придется покупать или скачивать электронные. Плюс ребенку понадобятся атласы, контурные карты и рабочие тетради.
В магазинах я покупаю только расходники вроде контурных карт и рабочих тетрадей и канцелярские принадлежности: линейку, транспортир, циркуль, карандаши, ручки и прочее. Из дополнительного, но не обязательного, мы купили еще глобус и микроскоп: дочь особенно любит биологию и географию. И то и другое я нашла на «Авито».
На принадлежности для учебы в шестом классе я потратила 9300 Р
Что понадобилось | Где взяла | Сколько потратила |
---|---|---|
Микроскоп | «Авито» | 3500 Р |
Рабочие тетради по биологии, истории и географии | «Читай-город» | 1500 Р |
Принадлежности для рисования | Магазин у дома | 1000 Р |
Тетради | «Озон» | 1000 Р |
Хрестоматия по литературе | «Читай-город» | 700 Р |
Глобус | «Авито» | 500 Р |
Письменные принадлежности | «Озон» | 500 Р |
Рабочая тетрадь по русскому языку | «Авито» | 300 Р |
Фломастеры | «Озон» | 300 Р |
Учебники | Отдали знакомые | 0 Р |
Моя дочь учится по общеобразовательной программе в «Международной школе завтрашнего дня». Если бы она присутствовала на онлайн-занятиях с учителями, обучение в шестом классе стоило бы 6000 Р в месяц, или 54 000 Р в год. Но я учу ее сама и плачу только за аттестации — 10 000 Р в год.
Цены в семейных школах. Семейные школы формально не считаются школами. У них не бывает лицензий на образовательную деятельность и аккредитации. Чтобы ребенок учился в такой школе, нужно перевести его на семейное обучение.
Зато дети могут заниматься там в присутствии родителей. А уроки проходят в игровой форме и не каждый день, а пару раз в неделю. Много внимания уделяется творчеству, исследованиям, практическим опытам. На занятия по географии могут приглашать путешественников, которые рассказывают детям о разных странах. А по литературе — писателей.
А есть и дорогие школы. Например, в Reggioschool занятия идут пять дней в неделю и обучение стоит 60 000 Р в месяц. Но его вряд ли можно назвать домашним, ведь занятия проходят очно.
Р в месяц» loading=»lazy» >
Может ли домашнее обучение быть качественным
На домашнем обучении ребенку комфортнее. Он высыпается, ест домашнюю еду и учится в графике, который подходит именно ему. К тому же на домашнем обучении нет буллинга. В результате ребенок не отвлекается на внешние раздражители и лучше усваивает материал.
В 2008 году в США исследовали успеваемость хоумскулеров. И она оказалась выше, чем у их сверстников из общеобразовательных школ. Причем даже в семьях, где у родителей не было педагогического образования, и в относительно бедных семьях.
На домашнем обучении больше возможностей развивать природные склонности. Например, мы с дочерью углубленно проходим биологию и географию, потому что они ей нравятся. В государственных школах такое возможно не всегда. Выход — только нанимать репетиторов.
Оценки по итогам предметных тестов в США в 2008 году
Хоумскулеры | Учащиеся школ | |
---|---|---|
Литература | 89 | 50 |
Родной язык | 84 | 50 |
Математика | 84 | 50 |
Естественные науки | 86 | 50 |
Гуманитарные науки | 84 | 50 |
Базовые знания | 88 | 50 |
Общие результаты | 86 | 50 |
Какие проблемы могут возникнуть
Нехватка знаний у родителей. Исследование, которое я упоминала, показало: чем образованнее родители, тем лучше знания хоумскулеров.
Дело в том, что родитель может не помнить школьную программу и ему придется осваивать ее заново. Для этого родитель должен уметь учиться сам.
Например, чтобы освежить свои знания, перед уроком я всегда пробегаю параграф и смотрю видео по теме. А вот мой муж более эрудированный, и ему не нужна такая подготовка. По истории, географии, иностранным языкам он и так знает больше, чем написано в учебниках.
Еще родителям может не хватать педагогических навыков. Исследование показало, что в 2008 году только у 16% хоумскулеров родители имели педагогическое образование. И это осложняло обучение.
Но я училась в педагогическом вузе и умею подавать сложный материал. Например, дочери плохо дается математика, но она любит считать деньги и ходить за покупками. В итоге многие темы мы объясняем на примере финансов.
А в английском мы добавили интерактива с помощью видеокурса «Полиглот». Он для взрослых, но понравился нашей дочери.
Но если родитель сам не может вникнуть в программу или не умеет объяснять материал, остается только нанимать репетиторов или записывать ребенка в онлайн-школу.
Непонимание роли родителей. Когда ребенок учится в школе, родитель — это принимающий и любящий человек, с которым можно отдохнуть и расслабиться. А при домашнем обучении он становится учителем, который постоянно что-то требует и контролирует. Ребенку бывает трудно перестроиться и воспринимать такого учителя всерьез.
Недостаток общения. На домашнем обучении ребенок реже общается со сверстниками и другими взрослыми, кроме родителей. И для детей-экстравертов это может быть проблемой.
Моя дочь никогда не проявляла интереса к сверстникам, поэтому у нее нет дискомфорта. К тому же дважды в неделю она ходит в школу рисования и общается там с ребятами и учителями.
Еще у нас есть друзья с детьми — мы ходим друг к другу в гости, играем в настольные игры и выбираемся на природу. И дочь регулярно общается с людьми в нашем районе: ее знают все кассиры, продавцы, дворники и мамочки на детской площадке.
Плюс каждый вечер у нее телемост с бабушками, прабабушкой, дедушкой, крестным и подругами. И наконец, у дочки есть психолог, с которым она обсуждает переживания, учится проживать свои чувства и управлять эмоциями.
Отсутствие системности. В самом начале обучения бывает сложно составить учебный график. Получив полную свободу, я не понимала, сколько времени уделять каждому предмету и по каким учебникам идти. Мы пришли к оптимальному режиму постепенно, путем проб и ошибок.
Недостаток мотивации. Дети очень радуются, когда узнают, что больше не надо ходить в школу. И родителям кажется, что теперь они будут усердно учиться дома. А потом выясняется, что ребенок поздно просыпается, долго играет и ему не до уроков.
Чтобы ребенок сам хотел учиться, нужно делать уроки интересными: показывать тематические видео и водить в музеи. С историей моей дочери помогли «Уроки истории питона Каа» на «Ютубе». Для общего развития мы водили ее в океанариум, Музей космонавтики и Государственную библиотеку в Москве. В Санкт-Петербурге возили в Эрмитаж, а в Грузии — по древним церквям. Нам вообще очень помогают путешествия: к 12 годам дочь посетила 16 стран и соприкоснулась с другими культурами.
Мы заметили, что без давления ребенок искреннее познает мир и мотивация появляется сама собой.
Аттестация — это испытание для всех. На ребенка давят ожидания родителей, а на родителя — груз ответственности. Все в напряжении, и это приводит к ссорам.
Важно правильно относиться к аттестациям — не гнаться за высокими отметками, а делать ставку на знания и психологическое здоровье ребенка. Вот для нас оценки не важны, и из-за троек мы не расстраиваемся. Нас не устроит только двойка.
Критика от окружающих. Не все воспринимают домашнее обучение всерьез. Пожилые родственники и школьные учителя могут сильно критиковать родителей за то, что ребенок перестал ходить в школу.
Например, бабушки моей дочери решили перевести ее в школу в их районе, а нам ничего не сказали. Они считали, что дочь отстанет от программы, одичает, не поступит в вуз и вся ее жизнь пойдет по наклонной.
Чтобы снизить накал страстей, мы ненадолго перестали общаться с бабушками. Сейчас они разве что устраивают дочке «контрольные срезы знаний»: спрашивают таблицу умножения или выпытывают, что она сейчас читает. Но дочь научилась плавно и с юмором переходить на другие темы.
Кому лучше не переходить на домашнее обучение
Думаю, домашнее обучение не подойдет семьям, в которых у родителей нет времени вести уроки или нет денег на репетиторов. Если полностью доверить учебу ребенку и никак не контролировать процесс, у него будут проблемы с аттестацией. Причем если он не прикреплен ни к какой школе, это вскроется только в девятом классе. И чтобы ребенок получил аттестат, придется наверстывать знания сразу за несколько лет.
Очень общительным детям тоже будет сложно учиться дома. Ведь кружки бывают несколько раз в неделю и длятся всего пару часов, а в школе ребенок-экстраверт общается с детьми постоянно.