способы преодоления кризиса профессионального обучения
Профессиональные деструкции и пути их преодоления или же барьеры карьерного роста и пути их преодоления
Предисловие: я не спец по этой теме, и лишь разбил на составные части одного материала в интернете.
(Я хотел сначала выложить презентацию, но так и не понял, как это сделать, потому есть только текст :D)
Источник: https://studme.org/129205225310/psihologiya/professionalnye_destruktsii
Будет рассматриваться следующее:
5.1 КРИЗИС УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (С 14-15 ДО 16-17 ЛЕТ)
5.2 КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА (23-25 ЛЕТ)
5.3 КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ (30-33 ГОДА)
5.4 КРИЗИС СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ (38-42 ГОДА)
5.5 КРИЗИС УГАСАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(55-60 ЛЕТ, Т.Е. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПЕРЕД ПЕНСИЕЙ)
5.6 КРИЗИС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДЕКВАТНОСТИ
(65-70 ЛЕТ, Т.Е. ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ)
6. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (ПО Э. Ф. ЗЕЕРУ)
7. ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ИСТОЧНИК
1. Определения , связанные с темой:
2. Черты поведения, выражающие профессиональную деструкцию (по А.К. Макарову) :
1. Отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами.
2. Несформированность профессиональной деятельности (работник как бы «застревает» в своем развитии).
4. Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация.
5. Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания).
6. Свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления.
7. Искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих, профиль личности.
9. Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.
10. Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают её адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
3. Психологические детерминанты профессиональных деструкций :
Основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:
1) объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально- экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);
2) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;
3) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.
4. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВАЖНЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ:
5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИЙ НА ПРИМЕРАХ ДЕСТРУКЦИИ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ .
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ (ПО Э. Ф. ЗЕЕРУ) :
1) Кризис учебно-профессиональной ориентации (с 14-15 до 16-17 лет) :
Факторы, обусловившие кризис:
Способы преодоления кризиса:
2) Кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном заведении) :
Факторы, обусловившие кризис:
Способы преодоления кризиса :
3) Кризис профессионального роста (23-25 лет):
Факторы, обусловившие кризис:
Способы преодоления кризиса :
4) Кризис профессиональной карьеры (30-33 года):
Факторы, обусловившие кризис:
Способы преодоления кризиса :
5) Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38-42 года) :
Факторы, обусловившие кризис:
Способы преодоления кризиса :
6) Кризис угасания профессиональной деятельности (55-60 лет, т.е. последние годы перед пенсией) :
Факторы, обусловившие кризис:
Способы преодоления кризиса :
7) Кризис социально-психологической адекватности (65-70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию) :
Факторы, обусловившие кризис:
6. Способы преодоления кризиса :
7. Возможные пути профессиональной реабилитации (по Э. Ф. Зееру ) :
The End
8. Ссылка на интернет-источник.
Кризисы профессиональной деятельности
Алексеева Ольга Викторовна
Кризисы профессиональной деятельности
Кризисы
Решающее значение в возникновении кризисов на первых стадиях профессиональногостановления имеют объективные факторы: смена ведущей деятельности, кардинальное изменение социальной ситуации.На последующих стадиях все большую роль играют субъективные факторы: изменение «Я-концепции», перестройка профессионального сознания, возрастание уровня притязаний и самооценки, проявление потребности в самоутверждении и самоосуществлении, т. е. личность сама становится инициатором кризисов профессионального развития. Продуктивное выполнение деятельности приводит к тому, что профессионализм личности перерастает саму деятельность. Помимо нормативных кризисов профессиональное становление сопровождается ненормативными, обусловленными жизненными обстоятельствами. Такие события, как вынужденное увольнение, переквалификация, смена места жительства, перерывы в работе, связанные с рождением ребенка, потеря трудоспособности вызывают сильные эмоциональные переживания и часто приобретают отчетливо выраженный кризисный характер.
• Кризис профессиональной ориентации и профессионального выбора (14—18 лет)
Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, несформированность Я-концепции, подверженность дурным влияниям.
В этом возрасте, как правило, уже имеется представление о мире профессий, но остается выбрать способ получения профессионального образования или профессиональной подготовки. Именно выбор способа продолжения образования и является центром кризиса. Появляются сомнения, насколько способности и знания соответствуют желаемой профессии и социальной ситуации. «Развилка» на данном этапе – продолжение учебы в определенной профессиональной области (конструктивный выход из кризиса) или выпадение из нормальной социальной среды и общение в сообществах с отклоняющимся поведением. Выбор способа профессиональной подготовки, помощь специалиста.
• Кризис профессиональных ожиданий (экспектаций). Происходит в 18—20 лет.
После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Начинается самостоятельная трудовая деятельность. Кардинально изменяется профессиональная ситуация: новый разновозрастный коллектив, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и, конечно, принципиально новый вид деятельности — работа. При выборе профессии имеется определенное представление о будущей работе. В профильном учебном заведении оно значительно обогатилось. И вот наступило время реального выполнения, профессиональных функций. Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности. Но они не становятся фактором возникновения кризисных явлений. Основная причина психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций.
Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой.
Возможны два варианта разрешения кризиса:
конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы;
и деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.
• Кризис профессионального роста (23—25 лет)
• Кризис профессиональной карьеры (30—33 года)
Этот период профессиональной жизни совпадает с кризисом среднего возраста – сложным периодом жизни, в котором происходит переосмысление ценностей, взглядов на жизнь. Особенностью этой стадии является высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Способы ее реализации имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему присущи социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка. Кардинально перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, изменяются способы выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новую стадию профессионального развития, так как эти изменения приводят к существенному преобразованию и социальной ситуации, и ведущей деятельности, которая характеризуется индивидуальным стилем и элементами творчества.
Во многих случаях качественное и высокопродуктивное выполнение деятельности приводит к тому, что личность перерастает свою профессию. Усиливается неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением. Сформировавшееся к этому времени профессиональное самосознание подсказывает альтернативные сценарии дальнейшей карьеры, и не обязательно в рамках данной профессии. Личность испытывает потребность в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается «Я-концепция», вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения.Можно констатировать: идет перестройка профессиональной ситуации развития.
Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность.
• Кризис социально-профессиональной самоактуализации (40—42 года)
Стадия мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации, самоосуществлении. Профессиональная самоактуализация личности приводит к неудовлетворенности собой, окружающими людьми.
• Кризис утраты профессиональной деятельности (55—60 лет)
Кризис обусловлен уходом из профессиональной жизни. По достижении определенной возрастной границы человек уходит на пенсию. Предпенсионный период для многих работников приобретает кризисный характер. Это связано с необходимостью усвоения новой социальной роли и поведения. Уход на пенсию означает сужение социально-профессионального поля и контактов, снижение финансовых возможностей. Острота протекания кризиса утраты профессиональной деятельности зависит от характера трудовой деятельности (работники физического труда переживают его легче, семейного положения и здоровья. Для снятия кризисных явлений оправданно было бы проводить курсы по подготовке к уходу на пенсию, тренинги социально-экономической взаимопомощи, организовывать клубы досуга пенсионеров.
• Кризис социально-психологической адекватности
После ухода на пенсию начинается социально-психологическое старение. Оно проявляется в ослаблении интеллектуальных процессов, повышении или снижении эмоциональных переживаний. Снижается темп психической деятельности, появляется настороженность к нововведениям, ко всему новому, наблюдается постоянная погруженность в прошлое и ориентация на прошлый опыт. Отмечается также пристрастие к морализированию и осуждению поведения молодежи, четко прослеживается противопоставление своего поколения поколению, идущему на смену. Неудачно прожитая жизнь завершается страхом смерти, постоянными жалобами на здоровье, близких родственников, упущенные возможности. Эта неудовлетворенность современной жизнью обусловлена укорочением жизненной перспективы, аморфностью профессиональной идентичности, социальной изоляцией и одиночеством. Назовем это беспокойное и тревожное состояние души кризисом социально-психологической адекватности.
Консультация для родителей «Как устроены детские кризисы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией о детских кризисах. Мне часто.
Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.
Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.
Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.
Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.
Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.
Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.
Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.
Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физическому воспитанию Самоанализ профессиональной деятельности. Свою педагогическую деятельность я начала в 1977 году. В дошкольном образовании работаю 38 лет,.
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.