способы организации обучения по индивидуальным траекториям развития
Консультация «Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей»
Елена Левина
Консультация «Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей»
Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей
С приходом в мир дошкольного образования Федерального государственного стандарта перед педагогами открылись новые горизонты в реализации образовательного процесса. Новая модель работы с детьми дошкольного возраста напрямую показывает, что ребенок сам создает свою личность, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. Отсюда можно сказать, что цель дошкольного образования в современном обществе, состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. При изучении стандарта, мы не могли не заметить, что одним из достоинств этого документа является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:
-это п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;
— п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;
-п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);
п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ученика.
Таким образом, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных качеств ребёнка, так индивидуализация образования предполагает обращение к созданию личного творческого образовательного продукта.
Вторым направлением является уже индивидуальный подход к детям с нарушением в развитии и воспитательно – образовательном процессе. Здесь педагоги ежедневно применяют не только общеразвивающую, но и коррекционно – профилактическую работу, для оказания помощи ребенку в освоении задач образовательной программы.
Главной задачей педагогов нашего ДОУ стала переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.
В связи с этим возникла проблема реализации индивидуального подхода: как же достичь поставленных перед педагогами целей, одновременно обучая всех по разному!
В науке известно два способа – дифференциация обучения и индивидуализация через построение собственного пути образования применительно к каждой образовательной области. Где интеграция подразумевается как линии развития заложенного потенциала ребёнка.
Построение индивидуальной траектории в работе наших педагогов состоит из следующих методов взаимодействия с ребёнком:
– сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности;
– подготовка ребёнка к участию в конкурсах и мероприятиях по интересам.
– педагогическая поддержка реализации потенциалов и способностей детей через дополнительное образование, организацию кружковой работы, предоставление платных услуг;
– совместная с детьми и родителями реализация проектов в образовательном процессе, наполнение личного портфолио ребёнка;
Реализуется индивидуальная образовательная траектория воспитания в детском саду с момента поступления ребенка в ОУ и продолжаться на протяжении всего периода пребывания в детском саду.
-содержательный (ежедневные планирование работы педагогов и рабочие программы, где определяется индивидуальный образовательный маршрут);
-деятельностный (использование различных форм, методов и педагогических технологий в работе);
-процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального маршрута, который отражается в планах, а также разработка способов реализации намеченного маршрута через использование различных технологий организации образовательного процесса.
Индивидуальный маршрут определяется личными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника, то есть учитывается его уровень готовности к освоению программы ДОУ.
Индивидуальные образовательныемаршруты разрабатываются:
— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
— для детей, с ОВЗ, детей-инвалидов (при наличии таких).
— для одарённых детей.
Разработка индивидуальных образовательныхмаршрутов в нашем учреждении реализуется в нескольких этапах:
Первый этап: проведение мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (т. е. педагогическая оценка развития ребенка). Результаты обсуждаются на педагогическом совете в начале уч. года.
При необходимости диагностика отклонений развития ребенка проводится узкими специалистами (в партнерстве с детским психологом либо врачом ХЦРБ).
Педагогический коллектив таким образом выявляет количество детей, показавших низкий или высокий результат освоения основной программы учреждения, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории или дифференциации по подгруппам.
Воспитателями разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который отражается в календарном плане, с указанием способов и приемов его реализации.
На перспективу данной работы, мы запланировали со следующего учебного года начать разработку бланков индивидуального образовательного маршрута для воспитанников нуждающихся в этом.
При разработке индивидуального маршрута для конкретного ребенка,педагоги опираются на следующие принципы:
— принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
— принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение.
— принцип тесного взаимодействия и согласованности работы педагогов группы
— принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
— принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Осуществляется индивидуальная работа, учитывающая модель индивидуализации тремя видами:
-это отдельная коррекционная работа, организованная узкими специалистами (при наличии) и педагогами по разделам программы.
-компенсирующая: работа с вновь прибывшими детьми в ДОУ, с длительно отсутствующими детьми.
-дополнительная: кружковая работа, предоставление платных дополнительных услуг, направленных на развитие природного потенциала ребенка или на работу с детьми с опережающим темпом развития.
Также при организации данной работы педагоги ДОУ включают во взаимодействие не только родителей, но и всех педагогов и сотрудников других образовательных учреждений, которые посещает ребёнок, что необходимо для более успешной самореализации дошкольника с опорой на его личностный потенциал.
Из всего сказанного, становится очевидно, что стандарт позволяет педагогам ДОУ развивать детей с учётом индивидуальных особенностей, заложенных природных задатков и потенциалов.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Что обсуждали на первой всероссийской ИОТ-конференции для вузов
Как и зачем российские университеты внедряют индивидуальные образовательные траектории.
Индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) — не просто модный тренд, а самые истоки образования. По такому подходу учили ещё в первых европейских университетах почти тысячу лет назад. Но чтобы вернуть эту идею в современный вуз, придётся потратиться на цифровые платформы — не вручную же расписывать на миллиметровке тысячи индивидуальных расписаний. Хотя — стоп! — цифровизация вообще не главное. Если нет условий для субъектности студента, никакой индивидуализации у нас не будет…
Всё это можно было услышать на первой всероссийской ИОТ-конференции для университетов «Индивидуальные образовательные траектории в высшем образовании». Её провели при поддержке Министерства науки и высшего образования ИT-компания CUSTIS, национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» и экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика». Делимся основными выводами из десятичасового мероприятия.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Зачем вузам ИОТ
Индивидуальные образовательные траектории (или маршруты) — модная тема на всех уровнях образования. Модная и перспективная — новая стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования предусматривает переход к ИОТ всех подведомственных Минобрнауки России вузов к 2030-му году. В идеале на такой траектории набор курсов, их содержание, форматы и темп изучения подстраиваются под потребности, интересы и возможности каждого студента.
Для любого университета переход к ИОТ от классических образовательных программ — очень сложная задача. Одно расписание на группу должно разделиться на десятки разных, общий учебник по каждой дисциплине придётся заменить набором учебного материала в разных форматах, а сверх того студентам понадобятся тьюторы. Зачем всё это?
Несколько вариантов ответа предложили участники пленарной дискуссии ИОТ-конференции « В „Приоритете“ ли индивидуальные образовательные траектории». На ней обсуждалось, как внедрение ИОТ может помочь вузам в достижении показателей государственной программы поддержки университетов «Приоритет-2030». Хотя, как отметил научный руководитель Московской школы управления «Сколково» и эксперт программы «Приоритет» Андрей Волков, напрямую в её документах ничего не сказано об индивидуальных траекториях, этот образовательный подход поможет вузам выполнить основные задачи программы, в том числе нарастить объёмы исследований. И вот почему.
Это лучший способ подготовить междисциплинарных исследователей
Об этом заявил проректор МИСиС Сергей Салихов на примере проектов МИСиС по изучению живых клеток, в которых участвуют физики и специалисты по полупроводниковой электронике:
«Работать в междисциплинарной лаборатории могут только студенты, которые имеют уникальный трек развития, получают особенные навыки, компетенции. Обеспечить подготовку исследователей и научную работу студентов в лаборатории без реального внедрения индивидуальных образовательных траекторий будет невозможно».
Сама по себе идея сложного пути обучения будущих исследователей для университетов, конечно, не нова. Об этом Салихов рассказал на личном опыте: он пришёл учиться в МИСиС после специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) имени А. Н. Колмогорова при МГУ, и при такой фундаментальной физико-математической подготовке часть материала первого курса была ему уже знакома. Чтобы талантливый студент не скучал, в МИСиС для него организовали настоящую индивидуальную траекторию с возможностью посещать занятия в других университетах.
Отличие современной ситуации в том, что в годы учёбы Салихова в 90-е такие условия требовались единицам студентов, они были «штучным товаром». Теперь же, отметил проректор МИСиС, нужно перейти к массовым ИОТ — то есть персонализировать образовательные пути многих студентов.
Как вузы будут решать эту задачу, предположил Андрей Волков. По его словам, «Приоритет-2030» ставит перед вузами задачу стать университетами мирового класса. Быть вузом мирового уровня значит в том числе иметь мультидисциплинарную обучающую среду. Это означает, что в университетском ландшафте России из отраслевых вузов произойдёт «сборка» больших и разносторонних, предсказал эксперт. И, конечно, вне зависимости от того, придут ИОТ в крупный вуз со множеством направлений или в отраслевой, их внедрение потребует больших вложений в цифровые технологии. Ведь надо будет рассчитать организацию учебного процесса для тысяч индивидуальных студентов.
На индивидуальной траектории студент не заскучает
Результат высшего образования складывается не только из возможностей, которые университет предоставляет студенту, но и из вовлечённости и усилий самого учащегося. По мнению Андрея Волкова, сейчас в России слишком много вузов и программ, где студентам легко и скучно.
«В университетах всегда, с момента появления в европейской версии, была индивидуальная траектория. Человек учился у конкретного учителя и переходил за нужным знанием из университета в университет. То, как мы учимся в последние сто лет, наоборот, такое отклонение от магистрального тысячелетнего пути индивидуального подхода к образованию… Люди же разные, по-разному учатся, и когда образовательное учреждение не может подхватить эту разность, они скучают и иногда теряют интерес к образованию».
ИОТ может решить эту проблему, вместо единообразной «образовательной трубы» предлагая каждому студенту интересный именно ему путь.
Но в этом и сложность: не только вузам трудно управлять тысячами разных треков, студентам непросто принимать решения. «Большинство людей не хотят ничего выбирать, они хотят, чтобы им сказали, что делать», — считает Волков.
На индивидуальной траектории ответственность за обучение более весомо, чем раньше, ложится на самого студента. Для университета это означает, что у студентов придётся развивать соответствующие качества и навыки: интерес к саморазвитию, привычку к интеллектуальной заботе о себе, умение критически оценивать варианты, принимать решения и нести за них ответственность.
ИОТ лучше «образовательной трубы» соответствуют рынку труда
Похожих навыков, кстати, хотят от своих будущих сотрудников и работодатели. «Компании всё чаще говорят: „Мы по месту доучим нужному, но дайте нам человека, который умеет работать в коллективе, умеет выражать свои мысли, вступать в сложную коммуникацию“», — отметил Андрей Волков.
Более подробно изменение описал проректор Высшей школы экономики Сергей Рощин:
«Бум массового высшего образования начался с технических изменений середины XX века и во многом работал на профессиональную подготовку и профессиональные компетенции, с этим связанные… Почему это не работает? Изменились технологии, профессии размываются, скорость появления новых технологических задач резко возросла. Технологические и бизнес-изменения заставляют не просто освоить сумму знаний, а формировать умение на основе образовательного фундамента осваивать новое и новое».
Университеты не должны, считает Рощин, обучать студентов точно по лекалам будущего места трудоустройства, это подход для СПО: «Даже когда у нас есть стратегические партнёры, мы же не готовим на самом деле человека, который выйдет к этому партнёру и потом 50 лет до пенсии-дряхлости будет работать только у него».
Готовы ли работать в таком подходе коллективы вузов? По большей части нет, считает Андрей Волков. Преподаватели привыкли к более-менее стандартным схемам и настороженно воспринимают инновации. К тому же руководство университетов часто не считает нужным детально обсуждать с сотрудниками переход к ИОТ, рассказывать, почему это нужно, каких целей новая система позволит достичь. Такой коммуникации уделяется недостаточно внимания, а результатом могут стать серьёзные репутационные потери.
Сергей Рощин заметил, что переход на ИОТ не означает, что от представлений преподавателей о том, как должно строиться обучение, нужно полностью отказаться. Оптимальная модель обучения по индивидуальным трекам не та, в которой студент изучает исключительно курсы по своему желанию:
«Мы таким образом нивелируем роль академического сообщества, которые как профессионалы знают, что нужно, чтобы выйти на определённые знания и умения, и с этой точки зрения являются не нейтральными тьюторами. И в этом ответственность университета: сказать студенту, что он должен взять, а что он может выбирать сам по своим наклонностям и предпочтениям».
Благодаря гибкости ИОТ студент может выбрать своё призвание осознанно
В последнее время государственное регулирование высшего образования в России создаёт больше возможностей для выбора студентом индивидуальной траектории развития. Например, утверждённый в прошлом году порядок приёма в вузы позволяет принимать первокурсников не на конкретную образовательную программу, а на укрупнённую группу специальностей или направлений подготовки. Участники дискуссии « В „Приоритете“ ли индивидуальные образовательные траектории» такую возможность приветствуют:
«Честно скажу — слабо себе представляю человека после школы, который в 16 лет чётко знает разницу между горными машинами и технологическим оборудованием. Но что характерно, не очень большое количество вузов перешло на приём по укрупнённым группам», — сказал проректор МИСиС Сергей Салихов.
Новая модель поступления — одна из составляющих перехода к новой схеме высшего образования. Когда-то обучение в вузе было пяти- или шестилетним, причём всё это время студент двигался в рамках одной специальности. Сейчас в большинстве университетов, за исключением медицинских и других специализированных, действует модель «4 + 2» — после бакалавриата можно выбрать магистратуру, напрямую не связанную с уже полученным дипломом. Следующий шаг — модель «2 + 2 + 2», когда в первые два года бакалавриата студенты изучают достаточно общие дисциплины и только к третьему году выбирают конкретную профессиональную область и погружаются в неё.
Схема «2 + 2 + 2», по словам Андрея Волкова, поможет вузам «подхватить» изменения в отношении студента к собственному образовательному пути уже внутри бакалавриата. Например, позволит выбирать между двумя схожими узкими специализациями не сразу, а спустя два года учёбы.
Это сложная задача для большинства вузов. Во-первых, рамки нормативных актов в сфере высшего образования всё-таки диктуют другое, напомнил Салихов. Сейчас перевод бюджетного студента с одной специальности на другую — очень непростая организационная операция. Во-вторых, как заметил Сергей Рощин, не на каждую специальность можно переключиться после двух лет на общем бакалавриате.
Как строятся ИОТ сейчас
Большая часть ИОТ-конференции состояла из выступлений представителей вузов, которые делились своим опытом по внедрению индивидуальных образовательных траекторий. Найти все презентации можно в Telegram-канале мероприятия. А здесь мы выделяем основные принципы и тренды перехода к ИОТ, о которых говорили участники.
Появляется ядро универсальных компетенций
Пазл индивидуальной образовательной траектории можно сложить из разных элементов. Но во всех образовательных программах тех российских университетов, где уже внедрён этот подход, есть общая составляющая. Как правило, её называют ядром. Разработчики таких курсов исходят из того, что университет должен создать условия для развития универсальных компетенций, которые будут необходимы студенту на любой работе и в целом для жизни в современном мире.
Читайте также: Как обучить студентов и сотрудников командным навыкам и кросс-дисциплинарности
Например, в Казанском федеральном университете в ядро общеуниверситетских модулей входят дисциплины по развитию цифровой и юридической культуры, естественно-научной картины мира, философской и исторической грамотности. В Высшей школе экономики набор обязательных для бакалавриата дисциплин общего цикла и общеуниверситетских курсов похожий: экономика, право, Data Culture (цифровая грамотность), иностранный язык. Подобное ядро (модуль Core) выделяется и в образовательных программах Тюменского государственного университета.
Центральное место по-прежнему занимает мэйджор
Несколько участников ИОТ-конференции упомянули в своих докладах Брауновский университет в США как экстремальный пример индивидуализации. В этом вузе студент может самостоятельно выбирать 100% курсов в течение всего периода обучения.
Российские примеры ИОТ от этого далеки. Максимум — до 70% курсов по выбору — достигнут на факультете свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета. Остальные предпочитают, чтобы студенты уделяли выбранной образовательной программе максимум внимания.
Профессиональное ядро (часть дисциплин в нём может варьироваться в зависимости от специализации) есть везде. И его освоение должно начинаться сразу, уверены многие участники: если студент поступил в университет, выбрав конкретную программу, ему надо дать возможность изучать её с первого курса, пока он достаточно мотивирован. Такую позицию выразил, например, проректор ВШЭ Сергей Рощин. Так что даже при системе «2 + 2 + 2» первые два года бакалавриата не должны быть совсем общими и далёкими от профессиональной сути, считает эксперт.
В управление внедряются элементы искусственного интеллекта
Именно цифровые инструменты позволяют обучаться по индивидуальным траекториям большому числу студентов. Это подчёркивали многие участники конференции. На бумаге-миллиметровке десятки тысяч расписаний не рассчитаешь, отметил научный руководитель МШУ «Сколково» Андрей Волков.
На практике внедрение ИОТ базируется, как правило, на нескольких цифровых системах, в которые постоянно внедряются всё более продвинутые технологии. Так, в Казанском федеральном университете внедряется система предиктивной аналитики: по информации об учебных успехах студента в университете и до него (в какой школе учился, с какими баллами ЕГЭ поступил в вуз) она оценивает вероятность отчисления. О некоторых студентах, участниках программы «Академические лидеры», университет собирает больше информации — они добровольно проходят IQ-тесты, оценку мотивации и коммуникативных навыков. Анализ этих данных с использованием искусственного интеллекта помогает точнее предсказывать успеваемость, давать рекомендации самим студентам и их преподавателям.
Но есть и ограничения: не решён вопрос, а есть ли вообще у вуза право собирать информацию о психологических характеристиках студента. Некоторые из них специально сообщают в исследованиях неверную информацию, когда считают, что университет хочет знать слишком много.
Интересное новшество в цифровой инфраструктуре Высшей школы экономики — автоматизированная система записи на дополнительные модули (майноры). Чтобы самые популярные из них не разбирали сразу же после открытия записи, в информационную систему внедрили алгоритм, который отдаёт приоритет студентам с самым высоким рейтингом. Остальные могут получить в итоге запись не на тот модуль, который отметили как наиболее им интересный, если он оказался слишком популярным. Вместо этого они попадут на курсы, которые отметили как вариант №2 или №3. Следующий шаг в развитии этих технологий — рекомендательные системы, которые помогут студенту выбрать подходящую дисциплину.
Как рассказал Комиссаров, по цифровому следу алгоритмы Университета 20.35 определяют два важных момента для построения индивидуальной траектории: как студент продвигается к образовательному результату (например, как меняется его понимание предмета) и что в программе ему нравится, что вовлекает и вызывает эмоциональный отклик, а что нет.
Цифровой след собирается не только по результатам взаимодействия пользователя с учебным контентом, но и по его общению в чатах с сокурсниками. Все данные складываются в цифровые профили пользователей, а от них отстраиваются траектории развития в течение всей жизни.
При этом алгоритмы Университета 20.35 по построению ИОТ и другие сервисы доступны на его цифровой платформе для тех учащихся, которые проходят размещённые на этой платформе курсы партнёров организации. Студенты российских университетов могут присоединиться к платформе, например, через проектные интенсивы Университета 20.35.
Создаются общеуниверситетские «МФЦ для студентов»
Все докладчики говорили, что системы искусственного интеллекта должны работать в одном направлении с человеческой поддержкой. При внедрении ИОТ роль тьютора в университете становится практически обязательной. Но этим перестройка системы поддержки учебного процесса не ограничивается.
В вузах появляются студенческие офисы, единые деканаты. В Тюменском госуниверситете вместо отдельных учебных частей факультетов и институтов образовали единый «студенческий МФЦ». А в МИСиС студенческий офис работает как единое окно для всех запросов студентов. Это логично в ситуации, когда отдельное подразделение университета, например, факультет, уже не отвечает за весь образовательный путь студента.
Опыт ТюмГУ показывает, что изменения выгодны: хотя в вузе появилось много новых центров и служб, количество сотрудников на административных позициях сократилось. Например, ставок специалистов, которые занимаются сопровождением студентов, стало вдвое меньше, а тех, кто составляет расписание, — в 2,3 раза меньше.
Используется внешний образовательный контент
На пленарной дискуссии конференции неслучайно говорили о том, что лишь немногие вузы могут своими силами обеспечить всё многообразие индивидуальных траекторий — для ответа на какие-то запросы студентов в университете может просто не быть специалистов.
Сегодня университеты активно включают в образовательный процесс открытые онлайн-курсы и курсы в сетевом формате с другими вузами. Например, в Уральском федеральном университете студенты программ, на которых внедряются ИОТ, могут выбирать не только дисциплину, но и формат её освоения — курс своего института, другого подразделения внутри вуза или онлайн-курс на внешней платформе. Для ВШЭ в этом направлении важно ещё и межкампусное взаимодействие: студенты из разных городов обучаются в смешанном формате на одних и тех же курсах.
Пространство университета тоже меняется
Один из явных вызовов на первом этапе перехода к ИОТ — логистика. Как организовать тысячи индивидуальных расписаний, когда вся инфраструктура университета годами работала на несколько групп каждого курса? Как отметил проректор МИСиС Александр Волков, в расписании студентов неизбежно появятся «окна». А если есть перерыв, значит, в вузе должно быть место, где его провести с пользой. Нужны свободные холлы и коворкинги, библиотекам и лабораториям надо быть открытыми всё время, пока идут занятия, а не по ограниченному расписанию.
Без чего ИОТ не заработают
Завершением конференции стал открытый разговор со студентами «Выбор, траектория и свобода воли», который провёл научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин. В беседе участвовали пять студентов МИФИ, ТюмГУ и МГИМО. Итоги разговора только отчасти совпадают с позициями руководителей и преподавателей вузов.
Для студентов ИОТ — не главное
Оказалось, что почувствовать персональное отношение и получить важную для своего индивидуального развития информацию можно и без ИОТ.
Разговор начался с примера от второкурсника МИФИ Дмитрия. Он рассказал, как на обязательной для всех классической лекции преподаватель находит возможность ответить на узкие вопросы, разъяснить сложные темы за пределами программы, порекомендовать дополнительные материалы по запросам студентов. Каждый студент ищет, что ему интересно и важно, и обучение для него вовсе не выглядит как конвейер.
Получать высшее образование можно по-разному
Несколько раз Исак Фрумин обратил внимание собеседников и аудитории, что, несмотря на внешнее единообразие системы высшего образования, в разных вузах России студенты получают принципиально разный опыт:
В основе всего — индивидуальность
Общее для всех имеющихся и будущих подходов, считает Исак Фрумин, — субъектность студента, его стремление учиться:
А это значит, что один из самых важных вопросов для вузов — как пробудить индивидуальность и стремление выстраивать личный образовательный путь к своим целям у студента, который никогда прежде об этом не думал, в школе следовал указаниям учителей, а в вуз попал по решению родителей.
Студенты — участники беседы предложили несколько вариантов. Например, к собственным целям можно прийти через выход из зоны комфорта в образовательных практиках, которые заставляют делать что-то непривычное, сложное, работать над проектами с другими студентами и преподавателями. Может помочь ментор-старшекурсник или профессиональный тьютор.
Но всё это, подытожил Исак Фрумин, только поддержка. Да, было бы здорово, если бы цифровые технологии помогали всем студентам найти такую поддержку, связаться с наставниками. Но основой для создания индивидуальной образовательной траектории всегда будет образ собственного будущего, сложившийся у студента.