способность мозга к обучению с возрастом
Современные ученые – о способности мозга к обучению и переобучению
«Любой, кто перестает учиться, стареет – неважно, двадцать ему или восемьдесят»
Новые знания – ключ к повышению доходов. Они дают возможность полностью сменить профессию, повысить качество или расширить спектр собственных услуг. Но будет ли обучение эффективно, если человеку давно уже не 20 лет? Смогут ли знания задержаться в его голове?
Ответы на эти вопросы нам помогут найти современные ученые и их исследования мозга.
Что такое мозг человека
«Основная функция тела – переносить мозг», – сказал когда-то Томас Эдисон. Действительно, в этом органе нервной системы заключена вся наша личность. «Если выключить мозг, – говорит психотерапевт Андрей Курпатов. – Жизнь оборвется. И только наше тело, и то, если его подключить к определенным приборам, может какое-то время продолжать свое бессмысленное существование».
«Мозг человека состоит, в среднем, из 100 миллиардов нервных клеток, нейронов», – говорит доктор нейробиологии Сюзана Геркулано-Хаузел. Большинство клеток – самостоятельные «вычислительные машины», которые сохраняют и обрабатывают поступившую к ним информацию. Но настолько огромное количество функций, которые выполняет нервная система, становится доступным только благодаря связи между нервными клетками.
Роберт Сапольски, профессор Стэнфордского университета, так описывает нейронную сеть мозга: «Каждая из 100 миллиардов клеток соединяется с 10-ю тысячами других нейронов, образуя синапсы. Квадриллион синапсов – столько соединений нервных клеток в нашем мозге. Это примерно в 1000 раз больше количества звезд, находящихся в нашей Галактике».
Формирование мозга в детском возрасте
Новые синапсы образуются постоянно. «Происходит это с момента формирования головного мозга, с пятой недели внутриутробной жизни, и продолжается до самой смерти», – рассказывает Джон Медина, доктор молекулярной биологии, руководитель биоинженерного отделения Вашингтонского Университета.
Активно развиваться мозг начинает сразу после рождения. К шести годам он достигает 95% размера мозга взрослого человека, а к завершению подросткового периода он полностью идентичен «взрослому» органу.
«За это время межнейронные связи здесь проходят несколько «волн» развития, – говорит Сапольски. – Пик их увеличения приходится на период максимальной тренировки умения – например, ползания, ходьбы, речи. Когда же новый навык полностью освоен, его «предварительную версию», записанную в синапсы, организм удаляет. Так у ребенка, твердо научившегося ходить, исчезает умение быстро ползать, а у того, кто теперь бегло читает – навык чтения по слогам».
Одновременно с формированием новых межнейронных связей происходит миелинизация: нужные нервные волокна окутываются специальным «покрытием», миелином. Это, по словам доктора Медина, увеличивает скорость передачи информации в 240 раз – с 0,5 до 120 м/с. Теперь тренировать определенный навык становится гораздо легче.
Растут и размеры синапсов: чем чаще синапс используется, тем больше в размерах он становится, тем быстрее пропускает нужную информацию.
Синапсы у взрослого человека
Окончательное формирование мозга заканчивается к 25 годам. «Основные нужные синапсы уже сформировались, нервные волокна – миелинизировались. Необходимая информация занесена в гиппокамп – орган долговременной памяти, а также хранится в отдельных участках мозга. Но и сейчас ваш мозг не утратил способности к обучению!» – пишет Джуди Уиллис, невролог, преподающий в Школе Санта-Барбара, в Калифорнии.
«Вы должны знать следующее, – говорит нейробиолог Бассет из Пенсильвании. – Мозг не теряет способности создавать новые синаптические связи и оптимизировать старые. Он имеет достаточную гибкость, чтобы перестраивать свои соединения для усвоения новых знаний. Этот процесс подтвержден с помощью функциональной МРТ».
Согласно более ранних данных, образование новых синапсов у человека сохраняется до его смерти. Оно идет тем лучше, чем больше времени человек посвящает оттачиванию навыка. В своей книге «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэлл пишет так: «Человек достигает наилучших результатов в той деятельности, на тренировку которой он потратил 10 или более тысяч часов».
Что поможет в обучении
Для лучшего обучения Джон Медина рекомендует использовать закономерности работы мозга. Они следующие:
«При стрессе, – говорит Медина. – Образуются гормоны кортизол и адреналин. Их действие направлено на то, чтобы человек выжил, а не осматривал окружающую обстановку».
Сейчас существует множество техник, направленных на избавление от стресса. Это дыхательные практики, релаксация, медитация. Освойте их, прежде чем начнете вникать в новую профессию.
Доктор Медина проводил исследования, которые показали, что физические упражнения улучшают долговременную память и внимание. Для этого необходимо уделять спорту минимум 30 минут трижды в неделю.
«8-9-часовый ночной сон, – пишет Медина. – улучшает умственную деятельность на следующий день».
«Когда мозг находит вызывающее эмоции событие, миндалина мозжечка выделяет дофамин, который будто пишет на листке: «Запомни это!». И когда такой ярлык прикрепляется к нужной информации, мозг более тщательно ее анализирует».
Заключение
Следовательно, обучаться и переобучаться можно в любом возрасте. Хотите добиться лучшего эффекта – не забывайте во время учебы выполнять физические упражнения, высыпаться и гасить стресс в самом его зародыше.
Глупеем ли мы с возрастом?
Распространенное мнение: интеллектуальные способности человека с возрастом неизбежно ухудшаются. Считается, что, отучившись в школе и закончив институт, мы усваиваем основной объем знаний, главные рабочие навыки получаем до 30-35 лет, а дальше обязательно начинается спад. Мы верим этому и. боимся. Но действительно ли люди глупеют с возрастом?
Первое, что хотелось бы отметить: ощущение, будто вы поглупели, иррационально, как любое чувство. Толчком к нему могут послужить какие-то реальные факты, но делать выводы на его основе было бы поспешностью. Поэтому разберем научные доводы.
Что происходит с мозгом в процессе взросления человека?
У младенцев и маленьких детей развитие мозга происходит с наибольшей интенсивностью. Впервые устанавливаются нейронные связи, которые впоследствии станут основой привычных для взрослого человека навыков —
Но можно ли сказать, что среднестатистический младенец умнее студента?
Вот, кстати, и первый факт: высокая интенсивность процессов в мозге еще не означает самые высокие интеллектуальные способности. Младенец развивается так активно, потому что ему нужно успеть заложить «базу» для будущей жизни. То же можно сказать
Нервные клетки начинают постепенно отмирать после 20 лет
На последние классы школы и на время обучения в институте (то есть на возраст примерно между 15 и 25 годами) действительно приходится пик способности запоминать новую информацию и осваивать незнакомые предметные области. Отчасти это связано с биохимическими процессами в мозге: нервные клетки начинают постепенно отмирать после 20 лет.
Хотя, как показали исследования, объем отмерших клеток незначителен и реально практически не влияет на мыслительные способности человека, особенно если учесть, что количество самих нейронов составляет всего 10 процентов от общего объема мозга. Но есть и другие причины: чем меньше знаний мы имеем, тем легче наш мозг поглощает их, подобно губке.
А с возрастом, когда мы уже накопили определенный багаж информации и развили критичность мышления, любые новые сведения должны пройти проверку
и «встроиться» в уже имеющуюся картину мира.
Неудивительно, что на усвоение одного и того же объема новой информации сорокалетнему человеку понадобится больше времени, чем двадцатилетнему. Но и его интеллектуальные ресурсы будут при этом более активны: он проделает работу не просто по запоминанию новых сведений, но также подвергнет их критическому осмыслению и освежит все прежние знания, касающиеся данной темы.
Мозг взрослого человека не теряет пластичности
Более того, ученые уже опровергли постулат о том, что с окончанием юности и началом взрослой жизни мозг теряет способность к пластичности — образованию новых нервных клеток и связей между ними. Исследования мозговой активности людей, перенесших инсульт, доказали: мозг взрослого человека способен вырабатывать нейроны и устанавливать новые связи между ними.
Есть и еще один психологический фактор: чем больше мы узнали, тем менее значительным кажется прирост новых знаний. Студент-первокурсник, проучившийся полгода, чувствует себя невероятно поумневшим по сравнению со школьным периодом. Человек, получающий второе высшее образование или проходящий курсы повышения квалификации, уже не ощущает подобной эйфории, хотя проделывает ничуть не меньшую умственную работу.
Чтоб не глупеть, мозг надо тренировать
Однако в предположении о том, что многие люди глупеют с возрастом, есть своя доля правды. И заключается она вот в чем: интеллектуальные способности нуждаются в тренировке. Получая образование (что заложено стандартной «социальной» программой), мы вольно или невольно «тренируем» свои нейроны.
А дальше все зависит только от нас: от выбора
Причем развитие мозга происходит не только во время интеллектуального труда — на его работу благотворно влияет и разнообразие впечатлений.
То есть «тренировать мозг» — это не только читать новые книги, но и
Глупеет тот, кто считает себя солидным и не терпит «ребячества»
И здесь психологический фактор тоже играет существенную роль: тот, кто считает подобный досуг «ребяческим» и недостойным солидного взрослого человека, или тот, кто не желает выступать в роли новичка, предпочитая всегда и во всем быть на высоте, в перспективе значительно снижает свое умственное развитие.
После 30-35 лет у человека повышается уровень аналитических способностей, а также возрастает самооценка, что благоприятно сказывается на многих сферах деятельности — от качества коммуникативных навыков до эффективности решения задач в команде.
После шестидесяти интеллект снижается у тез, кто ведет пассивный образ жизни
То же относится и к людям старше шестидесяти. Тесты интеллектуальных способностей пожилых людей показывают, что их интеллектуальные способности сохраняются на прежнем уровне.
На их сохранность влиял не возраст, а среда: мыслительные способности снижались лишь у тех пожилых людей, которые вели пассивный образ жизни. Также исследования показали, что роль играет рабочая квалификация и образование: те, кто в молодости получил более высокий уровень образования и квалификации, дольше сохраняли в целости свои умственные способности.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Способность мозга к обучению с возрастом
ФГБОУ ВО «Северный федеральный университет им. М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия
ФГБОУ ВО «Северный федеральный университет им. М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия
ФГБОУ ВО «Северный федеральный университет им. М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия
ФГБОУ ВО «Северный федеральный университет им. М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия
НИИ кардиологии СО РАМН, Томск
Старение головного мозга человека: морфофункциональные аспекты
Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2017;117(1-2): 3-7
Грибанов А. В., Джос Ю. С., Дерябина И. Н., Депутат И. С., Емельянова Т. В. Старение головного мозга человека: морфофункциональные аспекты. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2017;117(1-2):3-7.
Gribanov A V, Dzhos Yu S, Deryabina I N, Deputat I S, Emel’ianova T V. An aging brain: morphofunctional aspects. Zhurnal Nevrologii i Psikhiatrii imeni S.S. Korsakova. 2017;117(1-2):3-7.
https://doi.org/10.17116/jnevro2017117123-7
ФГБОУ ВО «Северный федеральный университет им. М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия
Представлен обзор основных данных в рассматриваемой области, которые имеют значение для понимания патологии, развивающейся в позднем возрасте. Обращено внимание на особенности атрофических процессов и их выраженность в разных структурах мозга, в том числе в аспекте снижения когнитивных функций. Обсуждается также сопряженность структурных изменений в ткани головного мозга с изменениями нейрохимических и биоэлектрических процессов в ЦНС.
ФГБОУ ВО «Северный федеральный университет им. М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия
ФГБОУ ВО «Северный федеральный университет им. М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия
ФГБОУ ВО «Северный федеральный университет им. М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия
ФГБОУ ВО «Северный федеральный университет им. М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия
НИИ кардиологии СО РАМН, Томск
Известно, что возрастные изменения проявляются во всех органах и системах организма человека. При этом особое значение имеют процессы, происходящие в период старения нервной системы, чему посвящен настоящий обзор, в котором обобщены основные факты в этой области.
Старение центральной нервной системы (ЦНС) сопровождается выраженными в различной степени атрофическими процессами. Масса головного мозга медленно, но неуклонно уменьшается. Кора больших полушарий, а в последующем, и мозжечка, становится тоньше. По данным В.В. Фролькис, масса мозга человека в возрасте от 60 до 75 лет снижается на 6%, причем неравномерно в разных отделах. Кора больших полушарий уменьшается на 4%, наибольшие изменения (на 12—15%) происходят в лобной доле. Отмечены гендерные различия степени атрофии мозга при старении. Масса головного мозга женщин примерно на 110—115 г меньше, чем у мужчин. Между 40 и 90 годами масса мозга уменьшается у мужчин на 2,85 г в год, а у женщин — на 2,92 г [1]. Твердая мозговая оболочка становится толще, склерозируется, срастается с костями черепа. Мягкая мозговая оболочка также заметно утолщается, извилины истончаются, борозды расширяются и углубляются. Паутинная оболочка прогрессирующе гиперплазируется и склерозируется с возрастом. По данным H. Brody [2] и H. Chugani и соавт. [3], и масса мозга снижается на 6—7% к 80 годам, мозжечок теряет с возрастом до 25% клеток Пуркинье, ядра таламуса — до 18%; наиболее часто изменения проявляются в префронтальной и медиально-височной областях. По данным E. Kensinger и соавт. [4], в префронтальной области наблюдается атрофия и белого и серого вещества. Уменьшение объема серого вещества обусловлено снижением количества нейронов ввиду их дегенерации. В белом веществе отмечаются аксональные патологические изменения и замедленная нейротрансмиссия. При этом R. Cabeza и соавт. [5] установили, что уменьшение межполушарной асимметрии, наблюдаемое у пожилых людей, наиболее выражено в префронтальной коре. До сих пор остается неясным, является ли билатеральное выравнивание отражением компенсаторной активизации одного из полушарий или же это результат патологических изменений.
Еще одной областью головного мозга, где возрастные изменения наиболее выражены, является гиппокамп [6]. Учитывая роль гиппокампа в формировании памяти, становится понятно, что функциональные и структурные изменения в этой зоне при старении обусловливают трудности запоминания контекста, в котором была получена информация [7, 8].
Таким образом, большинство исследователей мозга человека указывают на преимущественную потерю нейронов в коре, гиппокампе и мозжечке. В большинстве подкорковых образований клеточный состав остается неизменным до старческого возраста [1]. При этом филогенетически более «новые» структуры мозга, связанные с познавательной функцией, в большей степени подвержены возрастной потере нейронов, чем филогенетически «старые» (ствол мозга).
В процессе старения сами нейроны и их отростки уменьшаются в размерах, в них накапливаются липофусцин и жировые вакуоли. Миелиновые волокна истончаются. При электронно-микроскопическом исследовании обнаруживается старческий хроматолиз нейронов, их склеротические изменения и превращение в «клетки-тени». Выявляются не только признаки повреждения и дистрофии нейронов (гомогенизация цитоплазмы, смещение и пикноз ядер, цитолиз, тигролиз) различной выраженности, но и признаки гипертрофии внутриклеточных структур, что указывает на адаптивные процессы в условиях возрастной дегенерации нейронов [9, 10]. В связи с гибелью нейронов возникает один из типичных морфологических признаков стареющего мозга — разрежение клеток. Пустоты в участках полного исчезновения нейронов содержат гранулярный базофильный материал и вакуоли, а также происходит их замещение глиальными элементами [11, 12].
При старении головного мозга в коре больших полушарий, главным образом в лобных долях, а также в гиппокампе и подкорковых узлах увеличивается число глиальных элементов и выявляются старческие (сенильные) бляшки. Они располагаются рядом с сосудами микроциркуляторного русла коры и представляют собой скопления аргирофильного бесструктурного материала, содержащие амилоид и окруженные переплетениями утолщенных аксонов и клетками макро- и микроглии, имеющими мало цитоплазмы [13, 14].
При старении уменьшается плотность синапсов. Однако утрата синапсов происходит не во всех отделах ЦНС в равной степени. Так, в лобной доле достоверно доказано уменьшение количества синапсов с возрастом, в то время как в височной возрастные изменения не наблюдаются. Изменения в состоянии синапсов отмечаются не только в коре, но и в подкорковых структурах. Например, возрастные нарушения пространственной памяти объясняются снижением специфичности, эффективности и пластичности синаптической передачи в гиппокампе. При старении уменьшается способность формирования новых синапсов. Редукция синаптической пластичности в старости может способствовать снижению памяти, ухудшению двигательной активности и развитию других нарушений. При этом ухудшаются межнейронные контакты в различных областях ЦНС, нейроны как бы подвергаются деафферентации, в связи с чем нарушается их ответная реакция на сигналы внешней среды, нервные и гормональные стимулы, т. е. повреждаются синаптические механизмы деятельности мозга [1].
По мере увеличения возраста существенно изменяется состояние медиаторных систем мозга. Одним из наиболее характерных феноменов старения является дегенерация дофаминергической системы мозга, что непосредственно связано с развитием в старческом возрасте таких заболеваний, как паркинсонизм. Нарушения деятельности холинергической медиаторной системы мозга играют одну из основных ролей в расстройствах памяти, восприятия и других познавательных процессов, возникающих при болезни Альцгеймера [15].
Старение сопровождается также изменением активности и содержания в ткани мозга человека энзимов, имеющих отношение к синтезу и разрушению тирозингидроксилазы, ДОФА-декарбоксилазы в черной субстанции, хвостатом ядре и скорлупе; холинацетилазы и ацетилхолинестеразы — в коре, стриатуме, гиппокампе и мозжечке, и следовательно, синтез ацетилхолина в этих структурах уменьшен. Напротив, в среднем мозге увеличивается содержание моноаминоксидазы. Нарушение обмена нейромедиаторов в дофаминергических нейронах головного мозга влечет за собой его снижение в базальных ганглиях, хвостатом ядре и скорлупе, что и вызывает нарушение двигательной активности. Уменьшение содержания серотонина и норадреналина, снижение содержания и скорости обмена дофамина в гипоталамусе связывают с развитием депрессии у лиц пожилого возраста [16].
Возрастное ухудшение кровоснабжения головного мозга по экстра- и интракраниальным сосудам сопровождается изменениями мелких сосудов: склерозом и гиалинозом стенок, сужением просвета. При старении снижается мозговой кровоток, нарушаются функции гематоэнцефалического барьера, уменьшается сопряжение между мозговым кровотоком и метаболизмом глюкозы в связи с использованием в качестве энергетического субстрата кетоновых тел, снижаются уровни тканевого дыхания и окислительного фосфорилирования, а также внутриклеточный рН в мозге, что характеризует изменения церебрального энергетического обмена на всех уровнях. Такие изменения при нормальном старении выражены относительно слабо, тем не менее они повышают чувствительность мозга к окислительному стрессу и другим повреждающим факторам [17—19].
Возрастные изменения сосудистых сплетений проявляются склерозом, образованием кист, кальцификацией, появлением псаммозных телец. Процессы обызвествления в них прогрессируют с возрастом: при компьютерной томографии они выявляются у 1 из 3 — 50-летних, у 3 из 4 — 60-летних и у 5 из 6 — 80-летних пациентов [11].
В процессе старения имеет место постепенное снижение высших психических функций — восприятия, внимания, памяти, мышления. Снижаются скорость обработки информации, объем оперативной памяти, способность к обучению и запоминанию новой информации [20, 21].
Для пожилых людей характерны эмоциональная неустойчивость, снижение умственной работоспособности, повышение порога безусловных рефлекторных реакций, трудности выработки условных рефлексов, а также более медленное их угасание по сравнению с молодым возрастом [22, 23].
По мере того, как человек становится старше, процесс восприятия новой информации и ее кодирования для последующего хранения требует все большего времени, что связано со сниженной эффективностью нервной передачи и сенсорным дефицитом, который ограничивает способность человека быстро и точно воспринимать информацию, предъявляемую для запоминания [24, 25]. У пожилых людей, кроме того, снижается способность извлекать хранящиеся в памяти сведения. Отчасти это обусловлено тем, что им сложнее дифференцировать необходимый фрагмент информации от обильных запасов сведений и знаний, накопленных в течение долгих лет жизни. Этот процесс отграничения (дифференцировки) может быть особенно трудным в случае, когда новая информация сходна по содержанию с давно усвоенной. Вследствие этого пожилые люди демонстрируют гораздо худшие показатели по сравнению с молодыми, в тестах на свободное вспоминание, когда их просят вспомнить заученную информацию, давая при этом минимум подсказок. Однако эта разница сводится к минимуму, когда пожилым испытуемым дается достаточное количество подсказок и ориентиров, чтобы сузить фокус поиска в памяти нужной информации, или когда их просят выбрать правильный ответ из небольшого числа вариантов [26—28].
Считается, что люди пожилого возраста обладают лучшей памятью на события, происшедшие в давнем прошлом, чем на недавние события. Это в основном связано с тем, что давние события либо имеют для человека особое личное значение, либо настолько особенны по содержанию, что не могли в течение жизни быть «стерты» из памяти более поздними событиями [29, 30]. Пожилые люди в течение жизни многократно обращаются к этим воспоминаниям, что повышает их доступность для извлечения из памяти, по сравнению с ежедневными событиями, значительная часть которых со временем забывается. Следует иметь в виду, что гораздо труднее выявить ошибки испытуемых в воспроизведении давних событий по сравнению с событиями текущими, когда ошибки припоминания оказываются очевидными. Так, кратковременная память значительно ослабевает с возрастом и часто оказывается нарушенной у пожилых людей. Возрастные различия долговременной памяти гораздо менее выражены и, как считается, могут быть следствием использования неэффективных стратегий кодирования или дефицита функции воспроизведения [31, 32]. Семантическая память в позднем возрасте не нарушается. Прогрессирующее снижение памяти у некоторых людей отмечается уже между 50—60 годами, что, вероятно, является результатом дегенеративных изменений в нейронах, отложения липофусцина, образования сенильных бляшек в ткани мозга [27].
Речь при старении сохраняется относительно хорошо [3]. Пожилые люди 60—70 лет используют в своей речи более разнообразные грамматические формы по сравнению с более старшей возрастной группой. Беглость речи у пожилых не отличается от лиц более молодого возраста. Однако имеются изменения в процессах понимания чужой речи в связи с сенсорным дефицитом и замедлением скорости обработки информации. В отношении письменной речи также наблюдаются определенные изменения с возрастом. Понимание и восприятие замедляются, пожилым людям становится труднее уловить смысл прочитанного.
Другой особенностью нейродинамических нарушений является уменьшение способности концентрировать внимание в течение длительного времени, поэтому пожилые люди часто отвлекаются на посторонние стимулы при выполнении тех или иных заданий, особенно это выражено, когда необходимо запомнить информацию на фоне «шума» [33]. Им также трудно работать с несколькими источниками информации. Последнее может быть связано с уменьшением способности переключать внимание, т. е. с определенной интеллектуальной ригидностью.
В связи с морфологическими изменениями головного мозга биоэлектрическая активность его также медленно и прогрессирующе изменяется. Начиная с возраста 50 лет наблюдается перестройка спектра ритмов ЭЭГ, выражающаяся в снижении амплитуды и относительного количества альфа-ритма и тета-волн и в нарастании мощности бета-ритма [34, 35]. Что касается медленноволновой активности, то здесь полученные результаты противоречивы. По данным одних исследований [36, 37], имеет место возрастание мощности медленных ритмов и реже выявлялось [38—40] отсутствие изменений и снижение мощности медленных ритмов. Ряд авторов отмечают, что доминирующая частота после 60—70 лет имеет тенденцию к снижению, а по данным визуального анализа ЭЭГ преобладают тета- и дельта-волны. Считается, что замедление ЭЭГ связано ишемией, которая приводит к прогрессирующему увеличению количества пограничных с нормой и патологически измененных ЭЭГ [41]. Есть данные, что существенные отклонения фоновой ЭЭГ у лиц после 70 лет могут обусловливаться нарушениями функции нормальной регуляции сна и бодрствования. К 90—100 годам продолжает снижаться частота доминантного ритма, увеличивается представленность медленной активности, появляется ее асимметрия в височных отведениях. Количественный анализ показывает снижение мощности доминантного ритма и уменьшение его различий по разным зонам по сравнению с 60-летними здоровыми. Тета-ритм связан с памятью и эмоциональной регуляцией [42, 43]. Поскольку нарушения памяти являются одним из наиболее значимых проявлений старения головного мозга, во многом этим объясняется снижение мощности тета-ритма [44, 45]. Также отмечено снижение мощности альфа-ритма. Альфа-1-ритм связан с вниманием и трудностью выполняемого задания, тогда как альфа-2 является нейрофизиологическим коррелятом сложной семантической памяти [46]. Одновременно снижается реактивность альфа-ритма на активирующие нагрузки, а мощность бета-активности при функциональных нагрузках возрастает [47]. Н.В. Вольф и А.А. Глухих [34] обнаружили в своих исследованиях увеличение мощности высокочастотных бета-2 и гамма-ритмов во всех отведениях по сравнению с группой молодого возраста, причем эти различия были наиболее выражены во фронтальных отделах полушарий. У пожилых наблюдается также снижение возможности усвоения навязанных ритмов, диапазон усвоения ритма сужен и сдвигается в сторону низких частот.
Наблюдается также устойчивое увеличение латентности волны Р300 вызванных потенциалов с возрастом (латентность Р300 удлиняется на 1,25 мс в год, а амплитуда уменьшается со скоростью 0,09 мкВ в год) и уменьшение амплитуды зрительных вызванных потенциалов. При исследовании слуховых вызванных потенциалов было отмечено увеличение латентности N1 и P2, а их амплитуды меняются в зависимости от вида стимула: амплитуда N1 увеличивается в ответ на речевой стимул по сравнению с неречевым [48]. Амплитуда P2, по данным J. Lister и соавт. [49], меньше у людей пожилого возраста в сравнении с более молодыми из-за снижения активности процессов торможения. Однако K. Rufener и соавт. [48] в своем исследовании не выявили какой-либо значимой модуляции P2 у пожилых по сравнению с молодыми. С возрастом происходит падение скорости распространения возбуждения по нервам, замедляется синаптическое проведение [50, 51].
По данным В.Ф. Фокина и соавт. [52, 53], качественный анализ характера изменений при старении может быть представлен в отношении двух параметров: усредненного уровня постоянных потенциалов (УПП) и межполушарной разности в височных отведениях. При этом, возможно, картина церебрального энергообмена будет меняться в зависимости от биологического возраста, социального и психологического статуса, региона проживания и других факторов.
Имеются данные, что в лобных областях, где преобладают возрастные изменения — снижение кровотока и гипометаболизм глюкозы, регистрируется вторичное небольшое нарастание УПП, отражающее снижение церебрального рН. В пожилом возрасте отмечается определенное расхождение между динамикой метаболизма глюкозы и изменением КЩР: потребление глюкозы при старении снижается, но pH в мозговой ткани растет, что может быть обусловлено комплексом причин: снижением кровотока и энергетического обмена, деструктивными процессами [18].
Проводились исследования распределения УПП у пожилых северян, которые показали, что к характерным изменениям при старении у них относятся: низкие значения УПП в лобных отведениях, повышение значений в центральных и теменных отведениях, а также повышение индивидуальной вариабельности показателей межполушарных различий. Отмечено сглаживание межполушарной асимметрии у мужчин-северян в лобных, а у женщин-северянок — в центральных отведениях и правополушарное доминирование в центральных отведениях у мужчин [54].
Таким образом, в процессе старения наиболее значимые изменения наблюдаются в медиально-височной и префронтальной областях головного мозга, что в свою очередь приводит к снижению когнитивных функций: уменьшению скорости обработки информации, объема оперативной памяти, способности к обучению и запоминанию новой информации. Морфологические изменения головного мозга обусловливают перемены его функциональной активности, которая отражается на ЭЭГ, при анализе вызванных потенциалов, а также УПП.
Работа выполнена в рамках проектной части государственного задания в сфере научной деятельности Министерства образования и науки РФ на 2014—2016 гг., № 2025 Северному (Арктическому) федеральному университету им. М.В. Ломоносова.