способность к обучению саморазвитию приемного родителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
замещающих родителей – основа воспитания ребенка в приемной семье
Ведущими личностными качествами замещающих родителей, влияющими на успешность реализации системы воспитания в семье являются : жизнерадостность, мягкосердечность, открытость, эмпатия, доброжелательность, ответственность, терпимость, спокойствие, уверенность в себе как в родителе, эмоциональная стабильность, самоконтроль, готовность понять субъективные переживания ребенка; способность принять ребенка таким, какой он есть; готовность к нежелательным обстоятельствам и проявлениям в поведении ребенка; способность заботиться об эмоциональном, физическом и социальном благополучии ребенка; умение создавать в семье атмосферу доброжелательности; способность к стабильным и доверительным взаимоотношениям с ребенком; умение слушать и слышать ребенка.
Образцы поведения приемных родителей могут не соответствовать реальному поведению или претерпевать значительные изменения в процессе взаимодействия с приемным ребенком, в зависимости от эмоционального отношения к нему приемных родителей. Необходимым условием для интеграции ребенка в семью и его позитивного развития является симпатия. С одной стороны, симпатия (антипатия) является первичным эмоциональным проявлением возникающим у одного человека к другому, которое служит основой для развития дальнейших отношений (лояльности, привязанности, любви или отчуждения, вражды, ненависти), с другой стороны – симпатия играет многообразную роль в жизнедеятельности семьи. Аспекты этой роли во взаимоотношениях приемного ребенка и приемных родителей: удовлетворение потребности в эмоциональном общении; нейтрализация состояний фрустрации, возникающих в межличностных отношениях (приемному ребенку, который симпатичен, многое прощается, легче возникает принятие его личностных особенностей, порой даже негативных); увеличение интереса к приемному ребенку, желание помочь; усиление склонности воспринимать радости и неудачи приемного ребенка как свои собственные («сочувствие» и «сопереживание»); «альтруистическое» поведение приемных родителей, определяемое симпатией к приемному ребенку, способствует возникновению у него ответной реакции – симпатии.
К личностным качествам замещающих родителей, препятствующих созданию оптимальных взаимоотношений родителей с приемными детьми:
— Отсутствие способности испытывать симпатию. Данная способность имеется не у каждого человека, уровень ее развития также различен, как и личностные качества людей и особенности ситуации, способные ее вызвать. В некоторых случаях отношения симпатии в приемной семье не формируются. Как правило, причиной этого служит отсутствие у приемных родителей позитивного образа приемного ребенка. Другими словами, приемные родители не смогли выделить положительные, симпатичные им качества приемного ребенка. Например, приемному родителю нравятся энергичные, активные дети, а приемный ребенок любит одиночество, и у него хорошо развиты художественные способности. Поэтому приемным родителям важно иметь навыки выявления у приемного ребенка качеств, вызывающих симпатию. Отсутствие таких навыков является одной из наиболее негативных характеристик родительского отношения.
-Повышенный уровень тревожности и связанные с ним закрытость, ориентация на социально желательные формы поведения, а возможно и неуверенность в себе как воспитателе, являются неблагоприятными факторами для воспитания и развития ребенка в замещающей семье.
-Замкнутость, как правило, ей сопутствуют холодность, жесткость, бескомпромиссность, слабый интерес к жизни окружающих.
-Эмоциональная нестабильность, таких людей отличает неспособность контролировать эмоции и свои импульсивные влечения. Внешне это проявляется как плохой самоконтроль, безответственность, капризность, попытка уклониться от реальности. Внутренне эти люди чувствуют себя беспомощными, усталыми, пасуют перед жизненными трудностями.
-Подозрительность, отношения этих людей с окружающими основываются на предубеждении, что все люди плохие, хотят им зла; они никому не доверяют, ждут подвоха, часто излишне настойчивы, придирчивы и раздражительны, плохо воспринимают новое.
Эти качества не позволяют приемным родителям принять ребенка таким, какой он есть, со всеми его проблемами, вследствие чего взаимоотношения с ним могут зайти в тупик. Если не обратить на это внимание, можно поставить под угрозу приемную семью, так как названный «букет»’ негативных личностных качеств приемного родителя неизбежно осложнит адаптацию ребенка в семье. Слишком жесткая воспитательная политика, стремление требовать от ребенка больше, чем он может дать, попытка полностью подчинить его себе, скорейшим образом перевоспитать непременно вызовут напряжение, зажатость, повышенную тревожность. На жесткость он отвечает непослушанием и обманом, не проявляет желания учиться, что вызывает дальнейшее ужесточения воспитательного подхода и, как следствие, разрушение приемной семьи.
Исходя из соотношения качеств, гарантирующих успешность или наоборот неуспешность приемной семьи выделяют две группы приемных родителей: «добрых» и ответственных.
«Добрые» родители характеризуются следующим поведением:
1) контролируют ребенка наказаниями и наградами, считают, что они всегда правы и поэтому ожидают от ребенка послушания;
2) хотят совершенства и постоянно придираются к ребенку, желая, чтобы его поведение вызывало восхищение у знакомых им людей;
3) подозрительны, не доверяют ребенку, опутывают его правилами и ограничениями;
4) относятся к ребенку как к маленькому, выполняют за него его обязанности, чрезмерно защищают, жалеют, винят, балуют;
5) не умеют сказать «нет», постоянно потакают ребенку, буквально «стелются» перед ним.
Ответственные родители имеют другое поведение:
1) позволяют ребенку принимать решения, поддерживают и поощряют его;
2) рады маленьким достижениям ребенка и поощряют его делать то, в чем он силен;
3) доверяют ребенку и поощряют его старания;
4) проявляют уважение к ребенку и поощряют его личную ответственность;
5) проявляют твердость, уважают свои права и права ребенка, поощряют сотрудничество.
Таким образом, ответственное родительство позволяет развиваться ребенку в полноценную личность, активизирует его положительные качества и воспитывает необходимые навыки для жизни в обществе.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Личностные качества замещающих родителей
Тема 2.
Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей.
Понятие о мотивации приемных родителей.
Задачи:
— осознанное восприятие кандидатами в приемные родители своих чувств, ожиданий, мотивов в процессе принятия решения и принятии в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Лекция (c использованием материалов «Виртуальной школы приемных родителей», авторы к.п.н. Ослон В.Н., к.ю.н. Пименов В.А., Селящева Л.Н., М., 2011г.).
Не стоит действовать скоропалительно, находясь под впечатлением от увиденных в детском доме детей, только из жалости. Трезвый расчет не помешает. Задумайтесь о возможностях и ресурсах своего здоровья, о том, кто сможет вас поддержать в трудный момент.
Вы принимаете ребенка в семью, поэтому очень важно, чтобы Вы все вместе старались справиться с теми проблемами, которые обязательно возникнут во время приема. Постарайтесь решить максимум своих проблем до, а не после приема.
Успех зависит от готовности принять ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть самим собой. Надо развивать лучшее, что заложено природой в каждом ребенке, а не тратить силы на борьбу с негативными чертами.
Оцените свою готовность достойно встретить традиционную настороженность окружающих, а иной раз и неприятие, пересуды соседей. Не забудьте посоветоваться со своими близкими и узнать, как те относятся к вашему решению. Важно, чтобы они поддержали эту идею.
Задумайтесь, сможете ли вы принять личностные особенности ребенка. Справитесь ли вы со своими амбициями, если ребенок не сможет усвоить все ваши правила и быстро приноровиться к сложившемуся у вас жизненному укладу? Сумеете ли отказаться от желания немедленно отдать его назад, перевоспитать и сделать из него «нормального ребенка»? Сможете ли не фиксироваться на отдельных негативных моментах, не «застревать» на мелочах, приписывая генам возникающие проблемы, а преодолевать свои страхи, не поддаваясь общественному мнению?
Ответы на эти вопросы либо придадут вам уверенности в правильности принимаемого решения, либо, наоборот, помогут от него вовремя отказаться.
Не подлежит сомнению тот факт, что не каждая семья способна должным образом воспитать ребенка, в противном случае такая мера, как лишение родительских прав, просто бы не имела места. Бесспорно также, что воспитание чужого ребенка (по сравнению с кровным), сопряжено с большим количеством трудностей. Учет только правовых требований к кандидатам в усыновители и опекуны является недостаточным для полноценного развития ребенка в замещающей семье огромное значение имеют стиль отношений в семье, личностные качества кандидатов. Именно эти параметры во многом являются определяющими для всей дальнейшей судьбы замещающей семьи, так как от этого зависит общая атмосфера в доме, стиль взаимоотношений взрослых и детей, а, следовательно, длительность отношений, прочность или же возможность распада семьи.
Личностные качества замещающих родителей
На формирование личности премного ребенка значительное влияние оказывают личностные качества замещающих родителей. Такое влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Например, наличие у родителей таких качеств, как сенситивность (повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать близко к сердцу) и гиперсоциализация (повышенное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов), приводит к развитию у ребенка невроза. Негативно сказывается на развитии ребенка и наличие у родителей таких качеств, как подозрительность, недоверчивость, упрямство, ригидность мышления, тревожность, неуверенность в себе, недостаточная эмоциональная отзывчивость и другие.
Согласно исследованиям детского психиатра А.И. Захарова, благополучно приемный ребенок развивается у замещающих родителей, обладающих следующими качествами:
— эмпатичность (способность к сопереживанию) – позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать;
— открытость родителя в общении с ребенком – формирует между ними доверительные отношения;
— эмоциональность родителя – позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя;
— коммуникативность – обеспечивает межличностную связь, удовлетворяющую родителя и ребенка;
— уравновешенность – способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка;
— ответственность – включает представления об ответственном и безответственном поведении родителя, распределение ответственности между супругами в семье, контроль своего поведения как родителя в связи с происходящими событиями;
— гибкость – позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации;
— прогностичность – способность родителей предвидеть перспективы дальнейшего развития ребенка и выстраивать взаимодействие с их учетом;
— адекватная самооценка и уверенность в себе – исключает самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантирует самостоятельное принятие своих проблем;
— способность к развитию и изменению – может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 2478 ; Мы поможем в написании вашей работы!
«особые качества» приемных родителей
Желания, планы, сомнения. Форум приёмных родителей «Жизнь, как она есть»
«особые качества» приемных родителей
Сообщение ТаняСорока » 09 май 2013, 13:24
Должны ли у приемного родителя быть какие-то «особые качества», особый опыт?
— В первую очередь очень важно, чтобы у родителей был реалистичный взгляд на то, что такое приемный ребенок. Необходимо заранее читать литературу по проблемам приемных детей, общаться в живую или на форумах с уже состоявшимися приемными родителями. Существуют тренинги и школы приемных родителей — они дают некие навыки и определенное испытание себя.
Опыт воспитания собственных детей — это хорошо, но с приемным ребенком своя специфика, и стать прекрасными приемными родителями могут люди, не имеющие собственных детей. Скорее важны личностные качества, такие как терпение и терпимость к отличиям. Когда люди не пугаются и не становятся агрессивными, если ребенок делает что-то не совсем понятное для них, не совместимое с их укладом. Вторая важная вещь — у людей должно быть много энергии. Дети, у которых есть дефицит родительской любви, проблемы в развитии, пережитые стрессы, требуют очень много сил. И иной раз эту свою потребность в поддержке они выражают не самым приятным образом. Очень важно, чтобы у людей элементарно хватало физических и психических сил. Потому что, если нагрузка, которую привносит ребенок, людей истощает, раздражает, провоцирует гнев — это проблема взрослых, а не ребенка.
И еще одно важное качество — люди должны быть устойчивы к проявлениям агрессии. Если по опыту общения они знают за собой, что проявление агрессии или цинизма выбивает их из равновесия, может стать причиной, чтобы прервать общение с другим человеком, если важным условием для общения является понятность другого — в этом случае с приемным ребенком может оказаться невозможно жить. Ведь приемные дети чаще всего оказываются из другой среды, чем люди, которые хотят взять их в семьи. И, как у всех травмированных детей, у них много боли и агрессии. Родителям это надо учитывать.
И еще, людям, склонным впадать в самокопание, зацикленным на своих сложных многообразных чувствах, с приемным ребенком будет трудно. Он их «заклинит» до ступора. Но бывает и наоборот, некоторые выправляются: по сравнению с приемным ребенком все надуманные проблемы рассеиваются. Жизнь все ставит на свои места, люди учатся думать по-другому и становятся гораздо проще: чувства укрепляются, разум проясняется. И они говорят потом: благодаря приемному ребенку мы избавились от многих собственных проблем.
Какими качествами должен обладать приемный родитель: мнение психологов и специалистов
Существует ли какой-то определенный набор личных качеств и черт характера, который помогает успешно воспитывать детей, лишившихся собственной семьи? Какое из этих качеств будет самым важным: эмпатичность, открытость, коммуникативность, терпение, чувство юмора, оптимизм и вера в свои силы? Или на первом месте стоит понимание чувств приемного ребенка? Своим мнением по этим вопросам делятся специалисты Центра содействия семейному воспитанию «Алые паруса».
Ребенок зависим от взрослого
Дети нуждаются в защите взрослых, а также помощи и поддержке образовательных, медицинских и социальных служб. В будущую самостоятельную жизнь ребенок выходит с тем набором навыков и ценностей, которые получил от своей семьи. В случае деструктивной семейной системы, взгляды ребенка на жизнь могут иметь искаженный характер.
«Если семья не справляется со своими проблемами, даже с помощью специалистов, ребенок попадает в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Работая с такими детьми в центрах содействия семейному воспитанию, специалисты видят, что у них отмечается социально-педагогическая запущенность, трудности с установлением конструктивных социальных контактов, задержка психоэмоционального развития. По прошествии времени, находясь в учреждении, научившись доверять сотрудникам, дети делятся с ними своим негативным опытом, своими переживаниями», — отмечает психолог Центра Ирина Юрова.
Есть дети, которые любят своих кровных родителей, есть дети, которые на них сильно обижены, но каждый из них хочет чувствовать себя любимым и жить в семье.
Необходимо помогать и взрослому, и ребенку
При подборе приемных родителей для ребенка, специалистами службы семейного устройства движет искреннее желание помочь ему найти свою семью, в которой его будут принимать полностью, со всеми достоинствами и недостатками, прошлым жизненным опытом и наличием кровной семьи, если она есть.
«Для ребенка очень важно сохранять связь со своей кровной семьей, знать, откуда он родом, кто он есть, и на что способен, таким образом он обретает опору. У каждой семьи есть своя уникальная история, биография, опыт. Человек может гармонично развиваться, только зная свои корни, свою истинную историю. И возможность ребенка с этим опытом соприкасаться — это его личностный ресурс и опора, которые он будет использовать в своей приемной семье и дальнейшей жизни. Мы часто наблюдаем, что ребенок при встрече с кандидатами в замещающие родители, устраивает потенциальным приемным семьям своеобразную проверку, практически сразу же рассказывая им о своей семье и своем жизненном опыте, возможно, осознавая причины своего нахождения в ЦССВ», — говорит психолог Центра Алина Медведева.
Кандидаты в приемные родители в свою очередь задают специалистам по семейному устройству вопрос: «Почему ребенок представляет себя с такой непривлекательной стороны?»
«А причин у ребенка может быть несколько: получить сочувствие, понимание, надежды на счастливое будущее, убедиться, что его примут таким, какой он есть, со всем его «приданым», — комментирует заведующий отделением семейного устройства Людмила Климова.
Даже открывая себя с непривлекательной стороны, ребенок проявляет свои чувства, переживания, опасения и надежды на возможность построить крепкие отношения со взрослым. И в этом случае, получив от специалистов службы семейного устройства, полную информацию о ребенке, его родных, склонностях, круге общения, жизненном опыте, ограничениях здоровья, можно понять, насколько приемный родитель этому ребенку способен помочь.
Если это возможно, то надо сохранять связи с кровной семьей
Успешные случаи устройства детей в замещающие семьи в Центре «Алые паруса» связаны с сохранением родственных связей ребенка. Нередка ситуация, когда у ребят есть бабушки, дедушки, другие родственники, которые не могут сами растить их, но привязаны к детям, а дети — к ним. Они хотят продолжать общение, оно важно для обеих сторон. В таких ситуациях специалисты Центра помогают потенциальным опекунам познакомиться и наладить контакт с родственниками ребенка, если обе стороны к этому готовы. Для ребенка это сделает переход в новую семью комфортнее.
«Был такой случай: мальчик находился под опекой у бабушки, мальчик непростой, с серьезным медицинским диагнозом. Бабушка со временем перестала справляться с воспитанием, и ребенок попал к нам в Центр. Помимо бабушки, у ребенка были еще родственники. И вот они как раз были против того, чтобы мальчик попал в приемную семью, но и сами забрать его не могли. Это отражалось и на отношении самого ребенка к потенциальным приемным родителям. Полгода специалисты работали с ребенком и родственниками. Мальчик обрел приемную семью, и чтобы хорошо проходила реабилитация ребенка, мы познакомили приемных и кровных родственников. Они развеяли все свои страхи и предположения насчет друг друга, и теперь у них все хорошо», — убеждена заведующая отделением семейного устройства Людмила Климова.
Специалисты помогают приемной и кровной семье наладить контакты, найти точки соприкосновения для дальнейшего взаимодействия и снижения тревоги у взрослых за дальнейшую судьбу ребенка. В процессе знакомства интересы и потребности ребенка выходят на первый план, — и это основная цель специалистов службы семейного устройства Центра.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
5 навыков будущих опекунов и усыновителей
Читайте также
Лариса Финская: «Приемным детям важно найти свою родню»
Недоразумение с братом
«Фонд «Измени одну жизнь» помог мне забрать дочку из дома ребенка»
Знакомство. Мама и папа
Получить заключение о возможности быть опекуном оказалось непросто
Овца я неблагодарная
5 шагов к принятию ребенка в семью
Катерина Гордеева: «Любовь к приемным детям – это не паралич сердца, а действие»
Немногие готовы стать приемными родителями — исследование ВЦИОМ
1. Знать, готовы ли вы принять ребенка в семью
Будущим опекунам/усыновителям нужно не только знать многое о воспитании детей, но еще и оценивать свои силы и возможности. И прежде чем принять окончательное решение о том, чтобы взять ребенка в семью, важно ответить на несколько вопросов:
Если вы можете ответить «да» на большинство из этих вопросов, то у вас отличный шанс изменить одну жизнь – взять ребенка в семью.
2. Знать, как разговаривать с разными людьми о своих приемных детях
Говорить ли посторонним о том, что ваш ребенок – под опекой или усыновлен? Это решение принимаете вы сами. Не забывайте, что ребенок должен чувствовать вашу уверенность, знать, что вы всегда на его стороне. Очень важно, чтобы остальные члены семьи придерживались той же линии поведения. Договориться об этом лучше до того, как ребенок появится в вашей семье.
Как опекуны/усыновители вы будете вынуждены общаться с разными людьми. Это могут быть:
3. Знать о сложностях воспитания приемных детей
У каждого возраста детей, которых берут в приемные семьи, свои особенности. Вы уже определились с возрастом ребенка, которого возьмете в семью? Дети – это люди в возрасте от 0 до 18 лет.
Выделяют 6 основных периодов детства:
младенчество – до 1 года
раннее детство – до 3-х лет
дошкольное детство – от 3-х до 7 лет
младший и средний школьный возраст – от 7 до 12 лет
подростковый возраст – 12-15 лет
4. Знать, как помочь детям, переживающим разлуку или потерю
Горе — очень личное чувство, и каждый ребенок пройдет через горе в своем собственном темпе. Помощь в минимизации травмы зависит от возраста ребенка.
5. Знать, как поддерживать связи между детьми и их кровными родственниками
Многие приемные родители переживают и нервничают из-за встреч с кровными родственниками ребенка. Однако при поддержке специалистов сопровождающих центров и психологов вы научитесь со временем правильно к этому относиться и помнить, что ребенку очень важно сохранять связь с прошлой семьей.
Способы поддержания связей между детьми и их кровными родителями: