спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена

ТРЕНИРОВКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ, ЕЁ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Смотреть фото спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Смотреть картинку спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Картинка про спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Фото спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Смотреть фото спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Смотреть картинку спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Картинка про спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Фото спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Смотреть фото спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Смотреть картинку спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Картинка про спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Фото спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Смотреть фото спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Смотреть картинку спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Картинка про спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Фото спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена

спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Смотреть фото спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Смотреть картинку спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Картинка про спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Фото спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена

спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Смотреть фото спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Смотреть картинку спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Картинка про спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Фото спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена

Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранного общественного явления, т.к. она затрагивает различные сферы деятель­ности человека. Достижение максимального результата невозможно без вовлечения в сферу спорта большого количества специалистов различных профессий. Социологи,физиологи, врачи, педагоги,тренеры,психологи, строители, инженеры, менеджеры, юристы и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране.

Для осуществления эффективной соревновательной деятельности и достижения значимых результатов необходима четко отлаженная система подготовки спортсмена.Включающая следующие компоненты:

— систему дополнительных факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.

Основной формой подготовки спортсмена является спортивная тренировка, которая осуществляется в виде обязательных тренировочных и самостоятельных занятий проходящих под руководством тренера. Спортивная тренировка представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на развитие физических, духовных, и психологических способностей.

Кроме спортивной тренировки, соревнований в систему подготовки спортсмена входят факторы, усиливающие, дополняющие и оптимизирующие эффект тренировки и соревнований к ним относят:

— подготовку кадров – специалистов и тренеров;

— систему отбора и спортивной ориентации, направленных на выявление одаренных детей, подростков и спортсменов на основе изучения задатков, способностей и индивидуальных особенностей занимающихся;

— научно-методическое и информационное обеспечение;

— факторы внешней среды.

Необходимо различать понятия спортивной тренировки и подготовки спортсмена. (Так если спортсмен выполняет физические упражнения, идет спортивная тренировка, а если он изучает противника, просматривая видеозапись, идет подготовка спортсмена, а тренировки нет.)

Подготовка спортсмена– это многосторонний процесс использования всей совокупности факторов (знаний средств, методов, организационных форм и условий), с помощью которых обеспечивается наивысшую готовность спортсмена к спортивным достижениям, а также сама практическая деятельность по его подготовке.

Готовность – это достигнутый уровень, физической и психологической работоспособности и степень совершенства необходимых умений и навыков.

Спортивная тренировка – это часть и основная форма подготовки спортсмена, построенная на основе методов упражнения.

Спортивная тренировка – это специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств, способностей, сторон подготовки обеспечивающих спортсмену достижение наивысших показателей в избранном виде спорта.

спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Смотреть фото спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Смотреть картинку спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Картинка про спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Фото спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена

Целью спортивной тренировкиявляется подготовка спортсменов к активной жизнедеятельности, защите Родины, а затем к достижению максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, гарантирующего запланированный результат в соревнованиях, т.е. развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов.

Для достижения этой цели в процессе тренировки решаются следующие основные задачи:

1. Укрепление здоровья содействие оптимальному физическому развитию;

2. Развитие основных двигательных качеств – силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости;

3. Обучение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метания, плавание и т.д.);

4. Развитие специальных физических способностей и повышение функциональных возможностей организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательных упражнений.

5. Развитие и совершенствование психических, интеллектуальных, морально-этических, волевых, эстетических качеств обеспечивающих максимальное проявление усилий спортсмена во время тренировок и соревнований;

6. Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;

7. Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих рационально строить тренировку.

8. Комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности в соревнованиях.

С точки зрения педагогики спортивные достижения не являются самоцелью, т.к. на пути к ним и через них достигаются существенные для общества и личности ценностей. Крепкое здоровье, высокоразвитые физические и психологические способности, повышенная трудоспособность. Спортивные качества входят составной частью в общую систему воспитания гармонически развитой личности. Положительный эффект спортивной тренировки должен выражаться в:

— повышенном уровне, функциональных возможностей организма,

— общей и специальной работоспособности,

— в большой степени совершенства двигательных умений и навыков.

Эти характеристики состояния спортсмена определяют его тренированность.

Тренированность– обычно связывают с биологическими (функциональными и морфологическими), приспособительными изменениями, происходящими в организме под воздействием тренировочных нагрузок и выражающихся в работоспособности. Изменения в организме протекают в двух направлениях:

1. Увеличиваются функциональные возможности различных органов и систем организма на базе структурных и биохимических изменений.

2. Совершенствуется координация их деятельности со стороны ЦНС и ее само регуляция.

Таким образом, тренированность – это мера приспособленности организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки.

Различают общую тренированность – степень приспособленности к различным видам деятельности и специальную – степень приспособленности к требованиям данного вида спорта.

Подготовленность— понятие более ёмкое, чем тренированность – это все то, что дает спортсмену подготовка:

— определенную степень развития физических качеств (физическая подготовленность);

— уровень спортивно-технического мастерства (технико-тактическая подготовленность;

— необходимый уровень психологической готовности и твердую целевую установку (психологическая подготовленность);

— необходимый уровень интеллектуального развития, тактического мышления и теоретических знаний (теоретическая подготовленность).

Подготовленность и тренированность имеют тенденцию к повышению, при этом они цикличны.

Высшей формой тренированности – является состояние спортивной формы – это состояние оптимальной готовности к спортивным достижениям.

Следовательно, спортивная тренировка – есть процесс управления спортивной формой.

Спортивная форма имеет три фазы развития:

Первая фаза – становления (накопление) спортивного мастерства – повышение функционирования деятельности организма (накопление строительного материала).

Вторая фаза – стабилизации спортивной формы – соединение всех видов подготовки в единый эффект, повышенное функциональное состояние всех органов и систем, а также координация ЦНС их деятельности, высокая экономичность работы и врабатываемость и ускоренное восстановление работоспособности.

Третья фаза – временная утрата спортивной формы.

Критерии спортивной формы:

1. Спортивные результаты.

2. Высокие показатели педагогического контроля всех видов подготовленности.

3. Хорошие показатели врачебного контроля.

4. Экономичность и эффективность спортивной деятельности.

5. Быстрая восстанавливаемость работоспособности.

Условия осуществления тренировочного процесса:

1. Режим труда, учебы, тренировки.

2. Углубленный врачебно-педагогический контроль.

3. Условие восстановления, реабилитации.

4. Эффективность тренировочного процесса.

В подготовке спортсмена принято различать следующие органически связанные между собой виды: физическую, техническую, тактическую, теоретическую, психологическую и интегральную подготовки.

Система спортивной тренировки – это совокупность знаний, достижений и практическая деятельность по организации и проведения тренировочного процесса.

Источник

Теоретические основы и организация подготовки спортсменов

спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Смотреть фото спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Смотреть картинку спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Картинка про спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Фото спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена

В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теоретические основы и организация подготовки спортсменов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

1. Определение системы спортивной подготовки

Термин «спортивная подготовка» используется для характеристики весьма сложно организованного процесса с широким диапазоном видов деятельности, предусматривающим использование разнообразных факторов, средств и методов, которые позволяют оказать эффективную помощь отдельному спортсмену или группе спортсменов для их совершенствования в избранном виде спорта и обеспечить наилучшую готовность к росту достижений.

По мнению Л.П. Матвеева (1999) системно упорядоченный процесс подготовки спортсмена представляет собой долговременный педагогически регулируемый процесс, в условиях которого происходит систематическая передача наставником и усвоение спортсменом определенных, необходимых в спорте знаний, обеспечивается формирование и совершенствование необходимых умений и навыков наряду с воспитанием физических, волевых, нравственных и других качеств, необходимых для прогрессирования в спорте.

Подготовка высококвалифицированного атлета — это, как правило, длительный процесс, охватывающий период от 8 до 20 лет и более. В состав этого систематизированного процесса входит целый ряд компонентов, обусловливающих общую эффективность ее функционирования. От наличия или отсутствия, от полноты и корректности использования того или иного компонента в процессе многолетней подготовки конкретного спортсмена во многом зависит конечный успех.

Основными, наиболее важными, компонентами (подсистемами) системы спортивной подготовки являются: система соревнований, система тренировки и система факторов, повышающих эффективность их функционирования. Последние дополняют тренировку и соревнования через сопутствующие воздействия, режимы и условия в которых проводятся тренировка и соревнования, помогая оптимизировать динамику состояний спортсмена в целом. Каждый компонент имеет свое назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и развития всей системы, способствуя решению ее основных задач и усиливая действие других компонентов. Причем, следует отметить, что степень их влияния на общую систему подготовки на разных этапах существенно меняется.

В специальной научно-методической литературе авторы несколько по разному дают определение этому достаточно сложному процессу. Обобщение и осмысление их позволяют определить систему спортивной подготовки как длительный, многокомпонентный процесс, представляющий собой упорядоченную совокупность специфических тренировочных и соревновательных средств, целесообразную их организацию в сочетании с внешними факторами и условиями, взаимосвязанное использование которых на этапах многолетней подготовки, дополняя и усиливая друг друга, обеспечивает наилучшую готовность спортсмена к достижениям.

2. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки

Важнейшим компонентом системы спортивной подготовки является система соревнований. Система спортивных соревнований является главным системообразующим фактором, наиболее существенно влияющим на все остальные элементы спорта и спортивной подготовки. Она объединяет в определенную систему разнообразные соревнования, отличающиеся частными функциями (конкретной ролью в удовлетворении тех или иных потребностей в сфере спорта) и своими формами (способами организации, построения, ведения), делает оправданным использование соревнований того или иного типа, определяя их соотношение и последовательность в типичных условиях спортивной подготовки.

Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова (1997) опираясь на мнения большинства специалистов, характеризуют соревновательную деятельность, как специальную сферу, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющую объективно сравнивать определенные его способности, обеспечивать их максимальное проявление и максимально специализированными средствами повышать уровень подготовленности занимающихся.

Это определение можно считать правомерным. Однако, по мнению Л.П. Матвеев (1999), при характеристике соревновательной деятельности целесообразно различать понятия «спортивное соревнование» и «спортивное состязание». С одной стороны оба они характеризуют процесс конкурентного сопоставления спортивно-достиженческих возможностей спортсменов (команд), организованный в форме регламентированного соперничества, упорядоченной борьбы за первенство либо за иной доступный спортивный результат. С другой стороны в них закладывается несколько отличный смысл.

Под спортивным состязанием подразумевается собственно соревновательная деятельность спортсменов, то есть конкурентное сопоставление реальных спортивно-достиженческих возможностей спортсменов или команд.

Термин «спортивное соревнование» связывается с более широким понятием, которое охватывает:

— собственно соревновательную деятельность спортсмена;

— «соучастие» в состязании заинтересованных лиц (спортивных арбитров, тренеров, зрителей и т.д.);

— формы организации соревновательной деятельности, регламент взаимоотношений участников и «соучастников» состязания как целостного события спортивной жизни. Все это свидетельствует, что спортивное соревнование охватывает не только собственно соревновательную деятельность спортсменов, но и многое сопряженное с ней.

Таким образом, спортивное соревнование это многостороннее явление спортивной жизни, в сфере которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечивать их максимальное проявление, а также обусловленные ими отношения непосредственных участников и «соучастников», поведение которых организуется в сложившихся для определенных видов спорта формах (Л.П. Матвеев, 1999).

С учетом спортивной и экономической целесообразности, имеющихся условий проведения, сложившихся традиций, специфических особенностей соревновательной деятельности и других, объективно действующих факторов, в каждом виде спорта образуются собственные системы соревнований, которые, как правило, имеют преемственность в возрастном плане, а также на мировом, континентальном, национальном, региональном и местном уровнях.

Система соревнований складывается в виде календаря соревнований, определяющего их ранг, сроки и место проведения. Календарь соревнований для отечественных атлетов включает в себя международные, всероссийские, ведомственные, региональные и местные состязания.

Все соревнования должны проводиться строго в соответствии с правилами и иметь четко оговоренный регламент проведения: «Положение о соревнованиях». В разных видах спорта имеется своя система оценки итогов соревновательной деятельности. В «Положении о соревнованиях» обязательно определяется система зачета.

Функции системы спортивных соревнований в современном спорте исключительно широки и многообразны. Система соревнований:

— является важнейшим универсальным механизмом управления совершенствованием мастерства спортсменов;

— во многом определяет содержание, направленность и структуру тренировочного процесса;

— используется в качестве одного из важнейших средств специализированной тренировки;

— выступает в качестве необходимого инструмента контроля;

— позволяет сопоставлять и оперативно координировать различные системы подготовки атлетов;

— активно воздействует на формирование мотивационного механизма в спорте;

— оказывает определяющее воздействие на дальнейшее развитие вида спорта;

— способствует развитию гласности и популярности спорта.

3. Система тренировки

Достижение запланированных спортивных результатов в заранее определенных стартах и в нужные сроки обеспечивается эффективной системой тренировки.

Спортивная тренировка — это основная форма подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный преимущественно на сис-теме физических упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению высших результатов.

Спортивная тренировка, как и любой другой педагогический процесс осуществляется:

— под непосредственным или опосредованным руководством преподавателя (тренера);

— по определенной программе;

— в виде обязательных занятий с определенным контингентом;

— по фиксированному расписанию с возможным дополнительным использованием спортсменом самостоятельных занятий, проводимых при опосредованном управлении со стороны тренера.

Спортивная тренировка строится в строгом соответствии с закономерностями, позволяющими добиться максимально возможных для занимающихся результатов в избранной спортивной специализации. В ее содержании, по мнению Л.П. Матвеева (1997), должны быть представлены слагаемые, которые составляют специфические и неспецифические факторы совершенствования. Спортсмен, используя преимущественно физические упражнения, совершенствует общую и специальную подготовленность, в которых различают физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовленность. При этом необходимыми предпосылками для достижения их высокого уровня является общая воспитанность человека и его развитый интеллект.

Разграничение на отдельные виды подготовки, по мнению Л.П. Матвеева (1999), исходит из того, что для гарантирования максимального уровня подготовленности спортсмена объективно необходимо не только комплексно, но и однонаправлено воздействовать на присущие каждому и не сводимые друг к другу физические и психические качества и способности, а также избирательно формировать и совершенствовать различные умения и навыки, от которых в целом зависит уровень мастерства. При этом каждый вид подготовки требует использования принципиально отличных средств.

Специальную подготовку спортсмена составляют специфические средства, которые имеют ближайшее отношение к предмету избранной соревновательной деятельности и тем самым специализирует его развитие в этом направлении. Средствами специальной подготовки могут быть: само соревновательное упражнение, его отдельные элементы или упражнения структурно тождественные соревновательному упражнению.

Термин общая подготовка характеризует то, что не сводится к спортивной специализации и, тем не менее, создает и оптимизирует предпосылки прогрессирования спортсмена в избранном виде спорта путем содействия общему подъему уровня функциональных возможностей, разностороннему развитию, обогащению знаниями, умениями, навыками. При этом содержание общей подготовки спортсмена находится в непосредственной зависимости от специфики избранного вида спорта.

Общий и специальный компоненты есть во всех разделах подготовки (физической, технической, тактической, психической). Однако их разграничение достаточно условно, поскольку они характеризуют отличающиеся стороны одного и того же комплексного процесса. Вместе с тем такая структура упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет систематизировать средства и методы их совершенствования.

Следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, объединяясь в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. По мнению П.К. Анохина (1975) степень включения различных компонентов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие происходит по закономерностям формирования необходимых функциональных систем.

Соотношение различных элементов, их взаимообусловленность меняется на разных этапах и зависит от: специфики вида спорта, периода, этапа подготовки, индивидуальных особенностей спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалификации и др.) и целого ряда других факторов. При этом необходимо помнить, что если нарушается их необходимое соотношение, это негативно скажется на общей эффективности целостного процесса подготовки. Отсюда возникают проблемы сбалансирования взаимодействия различных сторон тренировочного процесса, как в пределах отдельных этапов, так и динамики многолетней подготовки.

Источник

70. Спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена.

Целью спорт тренировки явл подготовка к спорт состязаниям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спорт результатов. В процессе спорт тренировки решаются задачи:

1) освоение техники и тактики избранной спорт дисциплины

2) совершенствование двиг качеств, повышение возможностей функц систем организма

3) воспитание необходимых моральных и волевых качеств

4) приобретение необходимого уровня спец психич подготовки

5) приобретение теор знаний и практ опыта, необходимых для соревновательной деятельности.

Основным средством явл ФУ. Они подразделяются на 3 группы: избранные соревновательные (целостные ДД, которые явл средством ведения спорт борьбы и выполняются в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта), специально подготовительные (включают элементы соревновательных действий, их вариации, а также действия существенно сходные с ними по форме или характеру проявления способностей. Они подразделяются на : подводящие – направленные на освоение формы и техники движений, развивающие – направленные на воспитание физ качеств), общеподготовительные( явл средством общей подготовки спортсмена).

1. Единство углубленной специализации и направленности к высшим достижениям Тренировка должна строится с учетом ближней и дальнейшей перспективы. Принцип выражается в возрастающих требованиях к подготовленности спортсмена на каждом этапе тренировки.

2. Единство общей и специальной подготовки. Должна существовать тесная связь спорт специализации с общим разносторонним развитием спортсмена.

3. Непрерывность тренировочного процесса.

4. Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам.

5. Волнообразность и вариативность динамики нагрузок.

6. Цикличность тренировочного процесса. Весь тренир процесс строится в форме циклов.

Методы спортивной тренировки,

— строго регламентированного упражнения, (основная черта данных методов заключается в строгой упорядоченности дей­ствий выполняющего упражнения и достаточно четком регулирова­нии воздействующих факторов);- сорев­новательный;- игровой методы.

Методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воз­действия.

74. Структура и виды микроциклов тренировки.

Микроцикл – малый цикл тренировки, с недельной или околонедельной продолжительностью, вкл.от 2 до нескольких занятий.

Внешние признаки микроцикла: Наличие двух фаз: стимуляционной(кумулятивной) и восстановительной(разгрузка и отдых).

Типы микроциклов: 1.Втягивающие(невысокая суммарная нагрузка, направлена на подведение к напряженной тренировочной работе, примен. после болезни),

2.Базовые (общеподготовительные) (большой суммарный объем нагрузок, стимуляция адаптационных процессов, подготовительный период),

3. Контрольно-подготовительные(спец.подготовительные(средний объем нагрузок, высокая соревн. интенсивность) и модельные(контроль и повышение способностей к реализации двигательного потенциала) использ.на заключительных этапах подготовит. периода),

4.Подводящие(невысокий уровень объема и суммарной интенсивности нагрузок),

5.Восстановительные(после напряженной соревновательной деятельности, условия для восстановительных и адаптационных процессов в организме),

6.Соревновательные(могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним восстановительными занятиями, вкл. трениров.занятия в интервалах между стартами и играми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *