Краткое содержание мифа о споре Афины с Посейдоном.
Как подготовить сообщение на тему мифа о споре Афины и Посейдона?
Наш ответ:
Дать готовый ответ на ваши вопросы было бы не честно, согласитесь? Давайте лучше попробуем разобраться, как самостоятельно (и очень легко) готовить сообщения или краткие пересказы. Но для начала разберёмся с терминами.
Спор Афины и Посейдона Ноель Галле, 1748
Ну что же. Давайте приступим к работе. Для начала целиком прочитаем миф Спор Афины и Посейдона. Теперь возьмём черновик и ручку и прочитаем миф ещё раз. Но теперь мы будем выделять в тексте смысловые блоки, то есть части текста, где речь идёт об одном событии, или об одном персонаже. Давайте покажем на примере:
Однажды такой конфликт разгорелся между Посейдоном и Афиной, ясноглазой дочерью Зевса. В те давние времена Аттика управлялась королём Кекропсом, почётным и уравновешенным мужем. Когда до ушей Посейдона дошло, что Афина неофициально упоминает Аттику среди своих личных владений, морской Бог приказал Кекропсу как можно скорее собрать подданных и сообщил им, что если Зевс решил засорять Вселенную привилегированными отпрысками, на то его право. Но до тех пор, пока подобная привилегия не сталкивается с его, Посейдона, правами. Он, повелитель океанов и хозяин рек, покажет жителям Аттики, кто из Богов действительно достоин поклонения.
В этой части текста рассказывается о том, что Боги решили, что город достанется тому, чей дар будет достойнее и оба преподнесли свои дары его жителям.
В этом абзаце есть несколько логически разных мыслей. В одной речь идёт о голосовании жителей Аттики, в другой о том, что Посейдон хотел затопить город из мести, в третьей о том, что Афина для примирения приняла несколько решений и восстановила город. Это еще несколько тезисов.
Теперь соберём все тезисы вместе и вот, что у нас получилось:
1. Афина и Посейдон поспорили за право владения Аттикой. 2. Боги преподносят дары жителям города, чтобы проверить чей дар будет ценнее. 3. Жители города проголосовали за Афину 4. Посейдон затапливает город 5. Афина лишила женщин города права голоса и восстановила город.
Обратите внимание, что мы намеренно сократили миф, а поэтому вам всё же придётся потренироваться составлять тезисы самостоятельно. Перечень этих тезисов и есть краткое содержание мифа. Здесь мы проанализировали приведённый текст, сжав его в набор логических выводов. Эти выводы показывают и значение мифа, ведь в них указано, какие изменения ждали жителей города после случившегося.
Теперь, глядя на эти тезисы вам будет намного легче пересказать сам миф, не так ли? Давайте теперь попробуем восстановить текст мифа, расшифровывая записанные тезисы, но при этом мы не будем заглядывать в текст.
Афина и Посейдон поспорили за право владения Аттикой. Посейдон узнал, что Афина претендует на город Аттику. Он был этим очень возмущён, так как считал этот город своим владением.
Боги преподносят дары жителям города, чтобы проверить чей дар будет ценнее. Боги решили преподнести дары Аттиканцам. Посейдон ударил трезубцем и появился источник солёной воды (по другой версии, он подарил лошадь), а Афина посадила в землю свой посох, который начал расти и превратился в оливковое дерево.
Жители города проголосовали за Афину. Все женщины города отдали свои голоса Афине, а все мужчины Посейдону. В Аттике было ровно на одну женщину больше, поэтому Афина победила.
Посейдон затапливает город. Бог морей обрушил на город потоки воды, чтобы затопить город из мести.
Афина лишила женщин города права голоса и восстановила город. Ради примирения Афина решила лишить женщин города права голоса, теперь принимать участие в выборах могли только мужчины. В то же время мужчинам было запрещено носить имена своих матерей. После этого она восстановила город.
Итак, мы восстановили текст с помощью тезисов своими словами, таким образом мы получили краткий пересказ текста, другими словами сообщение на тему мифа «Спор Афины и Посейдона». Теперь проделайте всё то же самое, прочитав полный текст мифа. Напомним, что последнюю часть мифа мы намеренно не стали разбирать, ведь именно там содержатся все основные выводы и итоги. Удачи!
Задайте свой вопрос на главной странице рубрики «Вопрос-ответ» и мы постараемся на него ответить!
Режим обучения доступен только авторизованным пользователям
Возможности режима обучения:
Озвучка доступна в режиме обучения
Случилось это очень давно. Однажды получеловек-полузмей по имени Кекропс построил город Аттику и стал её царём.
Полезные ссылки
Понравился этот город Афине Палладе, мудрой дочери Зевса, богине войны. Решила она стать покровительницей этого города. Она хотела помогать жителям города своим волшебством. А жители молились бы ей и приносили в жертву животных.
Полезные ссылки
Но однажды грозный Посейдон, бог моря, посмотрел на Аттику и тоже захотел быть покровителем города. Посейдон и Афина поспорили: кто лучше одарит Аттику, тот и станет покровителем города.
Полезные ссылки
Первым свои дары преподнес народу Посейдон. Он ударил своим трезубцем о землю, и из скалы брызнул фонтан соленой воды, оттуда же появилась лошадь. В те времена в мире смертных лошадей еще не бывало. Поразился народ таким дарам. Но соленую воду пить не станешь. А вот лошадь очень понравилась мужчинам – ведь на ней можно перевозить грузы и биться с врагами.
Полезные ссылки
Пришел черед Афины. Богиня воткнула свой посох в землю, и из него выросло оливковое дерево. Понравился людям вкус плодов этого дерева. Но боялись люди обидеть Посейдона, а потому не знали, что отвечать.
Полезные ссылки
Тогда Кекропс устроил в городе голосование. Все мужчины проголосовали за Посейдона, а все женщины выбрали Афину. Женщин в Аттике оказалось на одну больше, чем мужчин, поэтому Афина стала хозяйкой города.
Разозлился Посейдон и залил Аттику потоком дождей.
Но Афина возродила свой город и назвала его своим именем – Афины. И сделала она этот город столицей мира смертных. Афины – и по сей день столица Греции.
Полезные ссылки
Оливки с дерева Афины греки любят и по сей день. А еще они делают из них очень полезное и ценное оливковое масло.
Полезные ссылки
Да и подаренная Посейдоном лошадь грекам пригодилась. Люди приручили ее, и она стала им помогать в хозяйстве и на войне.
Знаменитый спор между Афиной и Посейдоном: как появились маслины, а женщин лишили права голоса?
Повествуем о культуре и искусстве, мифологии и фольклоре, выражениях и терминах. Наши читатели постоянно обогащают словарный запас, узнают интересные факты и погружаются в океан вдохновения. Добро пожаловать и здравствуй!
В Древней Греции была область, которую сегодня называют Аттикой. На этой территории правил Кекропс — царь, рожденный богиней земли Геей. Выше пояса он был человеком, а ниже было змеиное туловище и хвост. Он был мудрым правителем, первый начал поклоняться богам и совершать подношения им.
На территории современных Афин Кекропс построил Кекропию — процветающий город. Его окружало море, поэтому неудивительно, что жители глубоко почитали владыку морей Посейдона.
Подарки богов
Однажды Посейдон решил установить официальную власть над городом. Он явился в Кекропию, предложил взять город под свое покровительство и переименовать его в Посейдонию. Бог пообещал, что взамен на это жители станут лучшими мореплавателями в мире.
Посейдон (Гданьск, Польша)
Посейдон ударил трезубцем о землю, и из нее забил источник с соленой водой. Морской владыка сказал: «Это мой подарок вам. Как только соберетесь в плавание, преклоните колени перед ним и спросите, стоит ли отправляться в море, спокойно ли оно. Вам будет дан ответ».
Спор Посейдона и Афины (реконструкция, Афинский Акрополь)
Вслед за Посейдоном в Кекропию явилась Афина, которая тоже хотела властвовать над территорией. Она пообещала: если жители изберут ее покровительницей города и назовут его в ее честь, то в нем всегда будет царить красота и мудрость, а науки и искусство будут развиваться быстрыми темпами.
Спор Посейдона и Афины (реконструкция, Афинский Акрополь)
Богиня ударила о землю копьем, и из земли выросло красивое оливковое дерево. Афина сказала: «Это мой подарок. Я знаю, что почва в окрестностях города не очень плодородна. Но это растение даст вам пищу, а с помощью его масла вы сможете отопить свое жилье и наполнить его светом».
Результаты и последствия выборов
Жители Кекропии провели голосование. Мужчины практически жили на море, добывая пищу, поэтому голосовали за Посейдона. Женщины же жили на земле, дерево показалось им более ценным подарком, они голосовали за Афину. Дам было больше, и богиня выиграла спор.
Посейдон был в бешенстве и вызвал Афину на поединок, он был уверен, что она испугается и победа достанется ему. Но богиня приняла вызов. В этот момент вмешался Зевс: он сказал, что спор должен решить священный суд Олимпа.
Спор Посейдона и Афины — Рене-Антуан Уасс, ок 1689—1706
Эти боги изрекли приговор, согласно которому эта страна должна была принадлежать Афине, так как Кекропс засвидетельствовал, что Афина первой вырастила там оливу. Афина назвала город по своему имени Афинами, Посейдон же, разгневавшись, затопил Триасийскую равнину и двинул море на Аттику.
Царь Кекропс присуждает победу в знаменитом споре за Аттику Афине (Источник: cghell.com/images/33138)
Как женщины лишились права голоса
Гнев Посейдона сильно испортил жизнь народу: в бушующем море невозможно добыть пищу. Тогда люди обратились к дельфийскому оракулу. Пророчица сообщила, что горожане должны загладить свою вину, наказав всех женщин.
И мужчины придумали такое наказание: они лишили дам права голоса, дети не имели права брать имя матери, а сами женщины не имели права называться афинянками. Народ построил храм для поклонения Посейдону, и морской владыка сменил гнев на милость.
Если было интересно и познавательно, то рекомендуем поставить «сердечко» и подписаться. Благодаря этому вы не будете пропускать новые материалы. Спасибо за уделённое внимание, удачного дня!
Миф о рождении Афины Паллады. — Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей). — Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном. — Тип и отличительные признаки Афины Паллады. — Статуя Афины Паллады работы Фидия. — Богиня Афина и бог Эрот. — Миф о флейте сатира Марсия. — Афина-работница: миф о лидийке Арахне. — Великие Панафинеи.
Афина Паллада древнегреческого скульптора Фидия, копия. NB Под щитом Афины Паллады — змея, один из символов богини Афины. <Фото: (Creative Commons license): william.neuheisel>
АФИНА ПАЛЛАДА
Миф о рождении Афины Паллады. — Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей). — Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном. — Тип и отличительные признаки Афины Паллады. — Статуя Афины Паллады работы Фидия. — Богиня Афина и бог Эрот. — Миф о флейте сатира Марсия. — Афина-работница: миф о лидийке Арахне. — Великие Панафинеи.
Миф о рождении Афины Паллады
Один из древнейших греческих мифов рассказывает следующее о происхождении и рождении богини мудрости. Афина Паллада (в римской мифологии — богиня Минерва) была дочерью Зевса (Юпитера) и его первой супруги Метиды (в переводе с древнегреческого языка — «размышление»). Богиня Метида предсказала, что у нее сперва родится дочь, а затем сын, и этот сын будет властелином вселенной.
Зевс (Юпитер), напуганный таким предсказанием, обратился за советом к богине Гее (Земле). Гея посоветовала Зевсу проглотить Метиду, что он и исполнил.
Спустя несколько времени Зевс (Юпитер) почувствовал сильную головную боль. Зевсу казалось, что череп его готов разлететься на куски. Зевс попросил бога Гефеста (Вулкана) раздвоить ему голову топором и посмотреть, что там происходит. Лишь только Гефест исполнил его просьбу, как из головы Зевса вышла вооруженная и в полном расцвете сил Афина Паллада — «могучая дочь могучего отца», как богиню Афину обыкновенно называет Гомер.
Богиня родов Илифия помогает Зевсу (сидит) родить Афину Палладу из его головы. Справа от Зевса: Илифия, Геракл, Арес. Слева от Зевса: Гефест (бежит), Гера, Посейдон, Аполлон. NB Над головой богини Геры летит кукушка — ее символ; бог Посейдон держит трезубец; бог Аполлон играет на лире.
Несколько памятников античного искусства (между прочими — Парфенонский фриз, не существующий теперь), изображали рождение Афины Паллады.
Афина Паллада есть, таким образом, олицетворение божественного разума и благоразумия Зевса (Юпитера). Афина Паллада — сильная и воинственная богиня, умная и рассудительная. Так как богиня Афина родилась не от матери, а прямо из головы Зевса (Юпитера), то Афине Палладе чужды все женские слабости. Богиня Афина отличается серьезным, почти мужским характером; ее никогда не смущают волнения любви и страсти. Афина Паллада — вечная девственница, любимица Зевса (Юпитера), его единомышленница, хотя иногда, как, например, в Троянской войне, богиня Афина поступает против воли отца.
Здраво и ясно смотрит Афина Паллада на человечество и охотно принимает участие во всех жизненных проявлениях людей. Афина Паллада всегда на стороне правого дела, помогает храбрым героям одерживать победы над врагами, является покровительницей Одиссея и Пенелопы, руководительницей Телемаха.
В богине Афине как бы олицетворяется человеческая культура. Богиня Афина изобрела много полезных предметов, как-то: плуг и грабли. Афина научила людей запрягать волов и заставила их склонить шею под ярмом. Мифы древней Греции полагают, что Афина Паллада первая смирила лошадь и превратила ее в домашнее животное.
Афина Паллада научила Ясона и его спутников построить корабль «Арго» и покровительствовала Аргонавтам все время, пока продолжался их знаменитый поход.
Афина Паллада — богиня войны, но она признает только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определенную цель. Этим Афина Паллада отличается от бога войны Ареса (Марса), которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятение войны.
Богиня Афина является повсюду строгою исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав, городов и гаваней. Афина Паллада обладает зорким глазом. Поэты античности называли богиню Афину «голубоглазой, светлоокой и дальнозоркой».
Афиной Палладой был учрежден Ареопаг. Богиню Афину почитали как покровительницу музыканты, художники и все ремесленники.
Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей)
Когда богиня Гея (Земля), родив от бога Гефеста сына Эрихтония (иначе — Эрехтея), бросила его на произвол судьбы, Афина Паллада подобрала Эрихтония и воспитала. По греческому мифу, Эрихтоний походил одною половиною своего туловища, а именно — его нижней частью, на змею.
Богиня Гея передает новорожденного Эрихтония (Эрехтея) Афине Палладе. Слева изображен бог Гефест, отец Эрихтония. Бог Гефест держит кузнечные щипцы. В воздухе порхают две богини Ники. Справа — взрослый Эрихтоний.
Богиня Афина, занятая постоянно войнами, положила ребенка в корзину и поручила Эрихтония на время дочерям Кекропса, запретив им открывать корзину. Но две из дочерей Кекропса, вопреки советам старшей, Пандросы, мучимые любопытством, открыли корзину с Эрихтонием и увидали там спящего ребенка, обвитого змеей, которая тотчас же ужалила любопытных девушек.
Эрихтоний был поручен богиней Афиной Пандросе, дочери Кекропса, и вырос под ее наблюдением. Желая выказать Пандросе, а также и богине Афине свою благодарность, Эрихтоний выстроил в городе Афинах храм, одна половина которого была посвящена Афине Палладе, а другая Пандросе.
Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном
Когда Кекропс основал город, названный потом Афинами, он не мог решить, кого выбрать покровителем названного города — богиню Афину (Минерву) или бога Посейдона (Нептуна). Эта нерешительность царя Кекропса вызвала спор между богами — Афиной и Посейдоном.
Древнегреческий скульптор Фидий изобразил на обоих фронтонах Парфенона (храма Афины) этот спор. Куски этих фронтонов хранятся теперь в Британском музее.
Бог Посейдон и богиня Афина спорят о покровительстве над Аттикой.
Чтобы примирить богиню Афину и бога Посейдона, Кекропс решил выбрать того из них, кто изобретет самый полезный предмет. Бог Посейдон (Нептун) ударил землю своим трезубцем, и появился источник морской воды. Затем Посейдон сотворил коня, как бы желая дать понять, что народ, покровителем которого он, Посейдон, будет избран, станет племенем мореплавателей и воинов. Но богиня Афина превратила дикого коня в домашнее животное, а от удара копья Афины по земле появилось оливковое дерево, покрытое плодами, указывая этим, что народ богини Афины будет сильным и могучим благодаря земледелию и промышленности.
Царь Афин Кекропс обратился тогда к народу, прося его самого решить, которого из богов народ Афин желает избрать своим покровителем. Народ прибегнул к всеобщему голосованию, причем все мужчины подавали голос за бога Посейдона, а женщины — за богиню Афину. Одной женщиной оказалось больше, богиня Афина одержала победу, и город был посвящен ей. Но, опасаясь гнева Посейдона (Нептуна), пригрозившего поглотить своими волнами Афины, жители воздвигли храм и Посейдону. Вот каким образом афиняне в одно и то же время стали землепашцами, мореплавателями и промышленниками.
Тип и отличительные признаки Афины Паллады
Афина Паллада была главным божеством для афинян, и Акрополь считался ее священной горой. Античный культ богини Афины существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского учения.
Сохранилось много античных монет с изображением головы Афины Паллады (у римлян — богини Минервы). На одной из древнереческих монет изображена также сова — птица богини Афины, ее символ (сова Минервы).
Известный ученый Готфрид Мюллер говорит, что идеальным типом Афины Паллады является статуя Фидия — Афина Парфенонская. Черты лица статуи Афины Паллады работы Фидия стали прототипом всех статуй богини Афины у древних греков и богини Минервы у древних римлян. Знаменитый ваятель Фидий изобразил Афину Палладу со строгими, правильными чертами. У Афины Фидия высокий и открытый лоб; длинный, тонкий нос; линии рта и щек несколько резкие; широкий, почти четырехугольный подбородок; глаза, опущенные долу; волосы, просто откинутые по сторонам лица, и вьются слегка по плечам.
Афина Паллада (Минерва) часто изображается в шлеме, украшенном четырьмя конями, показывая этим, что богиня примирилась с богом Посейдоном (Нептуном), которому была посвящена лошадь.
Богиня Афина всегда носит эгиду. На эгиде Афины Паллады помещена голова Медузы Горгоны. Афина всегда украшена драгоценностями, и ее наряд очень роскошный.
На одной из античных камей на Афине Палладе, кроме блестящей эгиды, надеты богатое колье из желудей и серьги в виде виноградных гроздей.
Иногда на монетах шлем богини Афины украшен фантастическим чудовищем с змеиным хвостом. Афина Паллада всегда изображается со шлемом на голове, весьма разнообразным по формам.
Художники античности изображали охотнее всего Афину Палладу. На самых древних памятниках античного искусства богиня Афина изображается с поднятым щитом и копьем.
Эгида Афины Паллады, которую богиня всегда носит, есть не что иное, как шкура козы, на которую богиня прикрепила голову Медузы Горгоны. Иногда эгида заменяет богине Афине щит. Олицетворяя в физическом порядке молнию, Афина должна носит эгиду как отличительный признак. На статуях древнегреческой архаики Афина Паллада употребляет эгиду вместо щита. В эпоху золотого века древнегреческого искусства Афина Паллада носит эгиду на груди.
Голова Медузы Горгоны — также один из отличительных признаков богини Афины и изображается или на эгиде, или на шлеме. Голова Медузы Горгоны должна была намекать на то, какой ужас овладевал врагами Афины Паллады, когда богиня появлялась перед ними. На одной древнеримской фреске, открытой в Геркулануме, богиня Минерва одета в пеплос, ниспадающий на хитон грубыми и неизящными складками; Минерва закрыла левую руку эгидой и готова вступить в бой.
Статуя Афины Паллады работы Фидия
Знаменитая статуя древнегреческого ваятеля Фидия, Афина Парфенонская, была изваяна из слоновой кости и золота.
Богиня Афина скульптора Фидия стояла во весь рост, грудь ее покрывала эгида, а туника ниспадала до пят. Афина держала в одной руке копье, а в другой — статую богини победы Ники.
На шлеме у нее был сфинкс — эмблема божественного разума. По бокам сфинкса были изображены два грифона. Над забралом статуи Афины работы Фидия — восемь коней, несущихся во весь опор, — символ быстроты мысли.
Голова и руки статуи Фидия были из слоновой кости, вместо глаз вставлено два драгоценных камня; золотые драпировки могли по желанию сниматься для того, чтобы город Афины в случае каких-либо общественных бедствий мог воспользоваться этим сокровищем.
На наружной стороне щита, поставленного у ног богини Афины, была изображена битва афинян с амазонками, на обратной стороне — борьба богов с великанами. Миф о рождении Пандоры был изваян на пьедестале статуи Фидия.
Богиня Минерва скульптора Зимарта, бывшая на выставке в Салоне 1855 г., есть повторение шедевра Фидия, возможно точно и тщательно воспроизведенная копия по описанию древнегреческого автора Павсания, дошедшему до нас.
Прекрасная бронзовая статуя богини Минервы, находящаяся в Туринском музее, является одной из самых замечательных и красивых античных статуй, сохранившихся до нашей эпохи.
Богиня Афина и бог Эрот
Целомудренная богиня Афина никогда не изображалась античными художниками обнаженной, и если некоторые современные художники и представляют Афину в этом виде в своих произведениях, например, «Суд Париса», то это по незнанию древних традиций.
Богини Афины никогда не касались стрелы бога Эрота, который ее всегда избегал и оставлял в покое.
Богиня любви Афродита (Венера), недовольная тем, что ее шаловливый сын не делает даже попытки ранить своею стрелою целомудренную богиню, осыпала Эрота за это упреками.
Эрот оправдывается, говоря: «Я боюсь Афину, она страшная, глаза ее зорки, а вид ее мужественен и величественен. Каждый раз, как я отваживаюсь подойти к Афине, чтобы задеть ее моей стрелой, она вновь пугает меня своими мрачными взорами; кроме того, у Афины на груди такая страшная голова, и я в страхе роняю мои стрелы и дрожа бегу от нее» (Лукиан).
Флейта Марсия
Богиня Афина нашла однажды оленью кость, сделала флейту и стала извлекать из нее звуки, доставлявшие ей большое удовольствие.
Заметив, что при игре у нее раздуваются щеки и некрасиво оттопыриваются губы, богиня Афина, не желая так обезображивать свое лицо, забросила свою флейту, прокляв заранее того, кто найдет ее и будет на ней играть.
Флейту Афины нашел сатир Марсий и, не обращая внимания на проклятие богини, принялся играть на ней и стал хвалиться своим талантом, вызывая самого бога Аполлона на состязание с ним. Марсий не избежал страшной кары за свое ослушание и высокомерие.
Афина-работница: миф о лидийке Арахне
Когда богиня Афина является покровительницей ремесел и всяких женских работ, она носит название Афины-работницы, или Эрганы (по-древнегречески).
Тканье разных тканей было одним из главных промыслов афинян, но азиатские ткани всегда ценились выше по тонкости и изяществу работы. Это соперничество между двумя странами породило поэтический миф о соперничестве между Арахной и богиней Афиной.
Арахна-паук. Иллюстрация Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте Алигьери, 1860-е гг.
Арахна была незнатного происхождения. Отец Арахны был простой красильщик родом из Лидии (область в Малой Азии), но Арахна славилась своим искусством ткать красивые и тонкие ткани. Арахна умела ровно и быстро прясть, а также украшать свои ткани всевозможными вышивками.
Всеобщие похвалы так вскружили Арахне голову и она начала так гордиться своим искусством, что вздумала состязаться с богиней Афиной, хвастаясь, что она может ее победить. Богиня Афина, приняв вид старухи, пришла к гордой ткачихе и стала доказывать Арахне, как опасно для простой смертной оспаривать первенство у богини. Арахна ей дерзко ответила, что, явись перед нею сама богиня Афина, она сумеет и ей доказать свое превосходство.
Богиня Афина приняла этот вызов, и они принялись за работу. Афина-Эргана выткала на своем станке историю своей распри с богом Посейдоном, а дерзкая Арахна изобразила на своих тканях разные любовные похождения и превращения богов. При этом работа Арахны была исполнена с таким совершенством, что богиня Афина не могла отыскать в ней ни малейшего недостатка.
Богиня Афина превратила Арахну в паука, который вечно ткет свои тончайшие паутины.
Этот миф древней Греции указывает на превосходство восточных тканей: Арахна, лидийка по происхождению, все же одержала победу над афинской Эрганой. Если лидийка Арахна и была наказана, то не как работница, а только за свое высокомерное желание тягаться с богиней.
Великие Панафинеи
Праздник, известный под названием Великие Панафинеи, был учрежден в Афинах в честь Афины Паллады, защитницы и покровительницы этого города.
Великие Панафинеи были, несомненно, самым большим и древним народным праздником. Великие Панафинеи праздновались каждые четыре года, и в них принимали участие все афиняне.
Праздник Великие Панафинеи продолжался с 24-го по 29-е число древнеаттического месяца Гекатомбеона (половина июля и августа).
Первый день Великих Панафиней был посвящен музыкальным состязаниям, которые происходили в Одеоне, построенном по повелению Перикла. В Одеон собирались всевозможные певцы, музыканты с их разнообразными инструментами и поэты.
Другие дни Великих Панафиней были посвящены гимнастическим и конским состязаниям, причем победителя награждали венком из оливковых ветвей и красиво расписанными сосудами, наполненными драгоценным оливковым маслом.
Самая торжественная часть праздника Великие Панафинеи происходила в день рождения богини Афины — 28-го числа месяца Гекатомбеона. В этот день устраивалось шествие, в котором принимали участие не только все взрослые, но и дети.
Во главе процессии шли юные афинянки, они несли новое платье для статуи богини Афины — шафранного цвета пеплос. В продолжение девяти месяцев все знатные афинянки работали над ним, украшая его всевозможными вышитыми и вытканными узорами. За ними шли другие афинские девушки (канефоры), неся на головах священные сосуды. Вслед за канефорами появлялись жены и дочери афинских вольноотпущенников и чужестранки — они не имели права нести священные сосуды и могли только держать вазы и сосуды с вином, а также складные стулья для знатных жен.
Почтенные старцы, роскошно одетые за счет города, следовали за ними с оливковыми ветками в руках; затем — устроители и распорядители праздника; мужчины с ветками и сосудами с оливковым маслом; быки, предназначенные в жертву богине Афине; дети, ведущие украшенного барана; музыканты и певцы.
Шествие заключали великолепные колесницы, запряженные четверками; ими управляли знатные юноши и всадники на прекрасных конях, в память того, что Афина Паллада первая научила запрягать и управлять лошадьми.
Отдельные группы этого шествия были изваяны на фронтоне и фресках Парфенона Фидием, и часть этих барельефов сохранилась до наших дней.
Эпитет «совоокая» придавали древнегреческие поэты и самой богине Афине.