список захоронений петропавловского собора
selenaes
selenaes
«У самых вод раскатистой Невы,
Лицом к лицу с нарядною столицей,
Темнеет, грозный в памяти молвы,
Гранитный вал с внушительною спицей.
Там виден храм, где искони внутри
Опочивают русские цари,
А возле стен зарыты коменданты,»( С)
У алтарной части Петропавловского собора есть небольшой участок, на котором находится 19 захоронений.
Петропавловская крепость относилась к первому классу крепостей Российской Империи и коменданты в ней назначались по непосредственному усмотрению Государя Императора, с объявлением об этом в Высочайшем приказе и в указе Правительствующему Сенату. Комендант Петропавловской крепости считался третьим человеком в городе после императора и генерал-губернатора и по долгу службы должен был постоянно находился на территории крепости. Он отвечал за защитные сооружения города и безопасность столицы.
Комендант являлся главным начальником крепости и руководил всеми войсками,учреждениями и людьми, прикрепленными к гарнизону.
С 1830-х годов в обязанности коменданта входило открытие навигации. Церемония эта выглядела следующим образом: комендант наполнял серебрянный кубок водой из Невы, переправлялся на катере к Зимнему дворцу, и преподносил кубок Государю. Государь выплескивал воду и до краев наполнял сосуд серебряными рублями. После этого комендант взмахивал белым платком и по этому сигналу с Петропавловской крепости звучал выстрел пушки, что означало готкрытие навигации.
Первый комендант был похоронен здесь в 1720 году. Этим комендантом был Роберт Брюс.
В 1703 году Брюс участвовал в взятии крепости Ниеншанц и в дальнейшем заложении крепости Санкт-Петербург. Так как все еще шла война эта крепость имела огромное значение и Петр I выбирал на должность ее главы опытного и надежного военачальника. Им стал Роберт Брюс.
Будучи комендантом он отразил несколько атак шведов на город. После его смерти в 1720 году Петр I приказал похоронить его у алтарной стены Петропавловского собора и сам присутствовал на погребении своего соратника.
Надгробие могилы Брюса.
Вот так в этом месте появилось Комендантское кладбище, на котором до 1917 года было похоренено 19 из 32 комендантов крепости. Я решила выяснить почему же 19 были похоронены на кладбище, а не все. Посмотрела в интернете список комендантов и отметила что похоронены на кладбище те у кого год смерти совпадает с последним годом в качестве коменданта. Лишь только Чернышёв Андрей Гаврилович выделялся из этого списка, года у него совпадали, но похоронен он был в Алксандро-Невской Лавре. Посмотрев про него подробней, выяснилось что он в 1797 году вышел в отставку и после этого в этом же году скончался. Из этого я сделала вывод, что похоронены на клабище были те коменданты что окончили свой жизненый путь на посту коменданта.
Чаще всего комендантами назначались генералы, доказавшие преданность императору на полях боя, нередко получившие увечья при сражениях. Так генерал Сукин в сражении при Фридланде был лишен ноги, а генерал Крыжановский завещал похоронить себя в мундире «крепко пришитом к нему, — как он говорил, — неприятельскими пулями и ядрами»
Также получвшим увечья в сражениях и отличившимся своей храбростью в боях был генерал Скобелев Иван Никитич.
Могила генерала Ивана Никитича Скобелева
Раньше на кресте висело распятие Спасителя
«Отличился Иван Никитич сперва в последнем походе Суворова, при императоре Павле Петровиче. Вышел на линию офицера. Моложе его в отряде был только Милорадович. Потом дрался против Наполеона под Кульмом, Аустерлицем и Лейпцигом и во всю Отечественную войну. Под Смоленском он командовал полком, и там ему ядро оторвало левую руку. В другом сражении потерял он два с половиною пальца на правой руке. Кроме этого, имел ран и контузий без числа. Участвовал он и в славной Бородинской битве, покрыв себя неувядаемой славой. Весь его полк полег на поле брани ранеными и убитыми, окруженный французскими полками. Остались на ногах только Скобелев, да знаменщик со знаменем, да трубач с барабанщиком, и еще пять солдат. Сомкнулись кучкой для последней смертной минуты. Сам Наполеон это видел и приказал не трогать храбрецов, а доставить ему живыми. Так и было сделано. И что же вы думаете, как поступил император французов? Велел выстроиться своим войскам и отдать русским героям воинскую почесть, с ружьями на караул, с музыкой и преклонением знамен! Почтил храбрость во враге. Он понимал эти высокие вещи и умел их показывать своим солдатам. Со своей груди снял орден Почетного леги- она, прикрепил его на грудь Скобелеву. И объявил русским, что они свободны и могут возвратиться к себе.»
Интересен проект герба, который видно был разработан при участии Ивана Никитича, но так и не был утвержден. Гербы был изображен на могиле Скобелева.
У Скобелевых была знатная военная династия, его внуком был «Белый Генерал» Скобелев Михаил Дмитриевич. Он родился в Петропавловской крепости и дед Иван Никитич вместе со своим другом, служащим собора занимались его воспитанием. О Михаиле Дмитриевиче, родившемся в крепости напоминает эта памятная доска
Последним захороненным на кладбище у собора комендантом стал генерал-адъютант Данилов Владимир Николаевич, а последним(по крайней мере, как известно) комендантом крепости в 1917 году был Лисунов Сергей Михайлович. В Советское время работал техником-строителем. В 30-х годах, как бывший дворянин и полковник царской армии был выслан из Ленинграда. В 1937 году был арестован и приговорен к 10 годам лагеря.
Кладбище после революции оставолось без присмотра и приходило в запустение, пока в 70-е годы не началась рестоврация по проекту архитектора Ирины Бенуа. Многие склепы, надгробия были разрушены. Многое приходилось восстанавливать. Сейчас кладбище имеет трехуровневое расположение.
Такое расположение имеет целью показ разных культурных слоев земли. Надгробия XVIII века находятся напротив центра восточной стены собора на самом нижнем уровне. Захоронения XIX века находятся на среднем уровне в южной части кладбища, а захоронения XX века в северо-западной части.
Сердце империи: царская усыпальница
Петропавловский собор — символ новой эпохи в истории России. Петр Великий взял курс на прозападное развитие страны и коренным образом изменил сложившиеся уклады и обычаи. Громадная колокольня, принципиально новая планировка одной из первых православных церквей в Петербурге, ещё раз напоминают нам об этом. С собором во многом связана и одна из самых незаметных, но, тем не менее, важных реформ Петра – изменение традиций похоронного обряда.
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
Когда-то на месте нынешнего собора стояла деревянная церковь, заложенная с крепостными сооружениями в один год. Однако она недолго пробыла на своём месте и после начала строительства каменного храма была перенесена в слободу Белозерского пехотного полка, а в дальнейшем именовалась Матфиевской (сейчас на этом месте расположен Матвеевский сад). В крепости же принялись возводить новый собор, который, по планам Петра, должен был быть самым высоким в Европе и символизировать укрепление России на берегах Невы. Строительство началось в 1712 году и продолжалось больше двух десятилетий. Первой была возведена колокольня собора – работы завершили к 1724 году.
Проект церковного комплекса был создан Доменико Трезини — основоположником европейской школы в русской архитектуре. Храм-усыпальница представляет собой своеобразное слияние итальянского и северного барокко, и, как во внешнем, так и во внутреннем убранстве, он далёк от привычного устройства русской православной церкви.
Предположительно, первой в усыпальнице была погребена Наталья Петровна, двухлетняя дочь императора и его супруги Екатерины, умершая в мае 1715 года. Спустя полгода в недостроенном Петропавловском соборе похоронили невестку Петра, жену цесаревича Алексея – Шарлотту-Христину-Софию, урождённую принцессу Брауншвейг-Вольфенбюттельскую. В октябре 1715 года она родила сына – великого князя Петра Алексеевича (Пётр II) и вскоре скончалась. Именно в связи с Шарлоттой стоит упомянуть две важные детали, касающиеся привнесённых Петром новшеств. Прежде всего, принцесса стала одной из «жертв» интереса императора к анатомии — он лично присутствовал при вскрытии её тела.
«Царь после вскрытия тела увидел кровяные спазмы, неожиданно приказал ничего не вынимать, всё опять зашить и распорядился насчёт погребения», — писал в донесении австрийский резидент Отто Плейер, о чём говорится в книге Николая Павленко «Царевич Алексей».
Ещё один важный момент касался изменения императором процесса похоронного обряда. Впервые новые элементы траурного ритуала были задействованы во время похорон приближённого Петра, российского адмирала Франца Лефорта: так, в траурной процессии участвовал дипломатический корпус, во время службы пастором была произнесена речь, а вместе со звоном колоколов прозвучали пушечные выстрелы. Последняя деталь особенно волновала царя в связи с похоронами кронпринцессы Шарлотты – Петру хотелось сделать церемониал близким к западному образцу, однако палят ли из пушек при погребении принцесс, самодержец не знал.
«Перед погребением ещё утром царь послал опросить пленного шведского графа Пиппера, производятся ли в Швеции пушечные выстрелы и если да, то сколько на похоронах королевы, а также при погребении кронпринцессы. На что тот ответил, что никакого пушечного салюта не производится. Когда же тайный советник барон фон Левенвольде, урожденный лифляндец и нередко использовавшийся в Швеции человек, сообщил, что при похоронах королевы производятся 100, а при погребении кронпринцессы 90 залпов, царь направил Левенвольде с одним генералом к графу доказать обратное и спросить, с какой целью и намерением он в этом деле лжёт и умалчивает, и сделать ему строгое внушение. Однако во время сбора перед процессией он отвёл меня, а затем и ганноверского секретаря в сторону и спросил, не стреляют ли при этих двух дворах во время похорон кронпринцессы, на что я и секретарь ему ответили, что при наших дворах подобного примера ещё не было. После нас он опросил ещё некоторых, но никто не знал такого примера, кроме саксонского министра, при дворе которого производится салют. Поэтому теперь всё осталось как было», — вспоминал Отто Плейер.
Была и ещё одна примечательная деталь, характерная для петровской эпохи: Шарлотта не отказалась от лютеранской веры, поэтому в православном храме похоронили иноверку. Могила её располагалась у западной стены колокольни, однако надгробие (как и в случае с другими памятниками времён Петра) сняли по приказу Анны Иоанновны.
Печальный ритуал для представителей дома Романовых и приближённых царя постоянно дополнялся. Именно благодаря Петру, появилась традиция использовать военный оркестр и караул в траурной процессии, произносить прощальные или пасторские речи. Своим появлением в традициях русской смерти XVIII веку обязаны посмертные портреты, печальные сувениры и профессия гофмаршала. Практически все нововведения прозападного монарха были применены и на его собственных похоронах. Пётр Великий скончался в январе 1725 года, и почти до середины марта тело императора находилось в Зимнем дворце, где была декорирована специальная траурная зала для прощания с царём. Несмотря на то, что были произведены вскрытие и бальзамирование, труп правителя начал быстро разлагаться – очевидцы указывали, что уже через десять дней после смерти при постоянно открытых окнах и морозе признаки этого стали слишком заметны, и к гробу покойного перестали пускать посетителей. Тем не менее, похороны Петра состоялись лишь 10 марта, вместе с ним предстояло похоронить и дочь венценосной четы – девятилетнюю Наталью Петровну, которая умерла в начале весны. Интересно, что гроб с телом правителя выносили не через дверь, а через окно, к которому специально приставили своеобразное крыльцо из шести ступенек, обитых чёрной тканью. Траурная процессия следовала через закованную льдом Неву по помосту, а путь ей освещали больше тысячи факелов. Поскольку собор ещё не был достроен, тело императора не предали земле. Он покоился в специальном ковчеге, расположенном во временной деревянной церкви в стенах собора. В качестве символа погребения на крышку была брошена горсть земли. Супруга Петра Екатерина I умерла два года спустя, но похоронена пара была в 1731 году, после завершения строительства усыпальницы. Надгробие, которое сейчас можно увидеть в Петропавловском соборе на месте их захоронения, было установлено в 60-х годах XVIII века. Оно выполнено из белого каррарского мрамора и украшено бронзовым позолоченным восьмиконечным крестом, а также двуглавыми орлами.
С погребением сразу двух российских правителей Петропавловский собор окончательно утвердился в статусе царской усыпальницы. Отныне именно здесь хоронили императоров, а также членов их семьей. Монархи могли при жизни высказывать пожелания о месте захоронения в соборе, но чаще могилы выбирались по другому принципу – рядом с иконой покровителя умершего или же с ближайшими родственниками. Так, перед изображениями своих святых были погребены Пётр I, Пётр III и Павел I. Александр II предпочёл быть похороненным рядом со своими детьми и супругой, рядом была устроена могила его сына – императора Александра III.
В выбранном месте снимались плиты пола и вырывалась яма около двух метров глубиной. Стены и дно выкладывали кирпичом, который назывался «крещатым» — на каждом был начертан крест, о чём говорится в книге Марины Логуновой «Печальные ритуалы Российской империи». В могиле также делалось особое углубление для урны и ящика с внутренностями покойного, поскольку – по заложенной Петром традиции – после смерти производилось вскрытие и бальзамирование. Сердце и мозг умершего помещали в серебряную вазу, наполненную спиртом, после чего к ней припаивалась крышка. В дубовый и обитый изнутри свинцом ящик закладывали остальные органы. Оба предмета обшивались чёрным сукном и перевязывались серебряным шнуром. Поздно вечером накануне похорон ящик и урна вывозились приближёнными умершего царя в Петропавловский собор, где проходила церемония захоронения и служилась панихида. Перед окончанием службы протопоп спускался в склеп и помещал в углубление урну, туда же священники устанавливали ящик, после чего тайник закрывался мраморной плитой. Вслед за этим в могилу помещался деревянный ковчег, изнутри отделанный свинцом. В завершении похорон ковчег с гробом императора запирался на замки. По традиции это делал новый император. Изначально ключи хранились у причта храма, но после их стали передавать коменданту крепости. Это было приказанием Николая I, обнаружившего пропажу некоторых ключей.
Надгробия традиционно выполнялись из белого мрамора – до середины XIX века использовалась рускеальская порода, а после в Петербург стали заказывать итальянский каррарский мрамор. Интересно, что для изготовления надгробий Александра I и его супруги был отпущен мрамор со строительства Исаакиевского собора. Могилы украшались различными ценными предметами и реликвиями, превращая Петропавловский собор в настоящую сокровищницу. В усыпальнице можно было увидеть иконы в драгоценных окладах, лампады, серебряные венки и памятные медали.
«На надгробии Александра I находились четыре медали (в том числе золотая в честь победы 1812 года), обручальное кольцо с бриллиантами, бронзовая лампада и одиннадцать венков. На надгробии его матери, знаменитой благотворительницы императрицы Марии Федоровны, стояли четыре иконы в богатых окладах, в том числе Скорбящей Божией Матери от бывших воспитанниц Петербургского училища глухонемых. Надгробный памятник Николаю I постепенно включил в себя четыре драгоценные лампады, икону Смоленской Божией Матери (дар неизвестного прусского офицера), три серебряных креста, хоругвь с изображением святого Николая Чудотворца и святой царицы Александры (дар свиты), несколько золотых и серебряных медалей, другие ценные предметы. Чрезвычайно пышно было убранство надгробия Александра II: шесть лампад, три подсвечника, двадцать одна икона, десять крестов, Евангелие, восемь медалей, пять пасхальных яичек, два знамени – трофеи Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, сто шестьдесят пять серебряных венков», — такое описание приводят историки Лев Лурье и Римма Крупова.
В конце XIX века мест под захоронение в соборе практически не осталось. Это послужило причиной для строительства Великокняжеской усыпальницы – придела храма, соединённого с ним галереей. Здание построили с уже сооруженными бетонными склепами глубиной 2,2 метра. Могилы закрывались мраморными крышками вровень с полом. К 1916 году здесь покоились тринадцать представителей дома Романовых. После Октябрьской революции в стенах Петропавловской крепости были убиты ещё четверо членов монаршей семьи – великие князья Георгий и Николай Михайловичи, Павел Александрович и Дмитрий Константинович. Точное место их захоронения (оно же, скорее всего, является местом казни) до сих пор не установлено, неизвестно также – найдены ли их останки в раскопанных на территории крепости братских могилах.
Убранство и сокровища собора были разграблены, проданы за границу или переданы на хранение петербургским музеям. Музеем на десятилетия стало и само царское кладбище. Только в 1992 году в Великокняжеской усыпальнице вновь провели похороны – правнука Александра II, Владимира Кирилловича Романова. В 1998 году в соборе были захоронены останки последнего русского царя Николая II, его супруги Александры Фёдоровны, а также дочерей Татьяны, Ольги и Анастасии. Вместе с ними были погребены и другие узники Ипатьевского дома — лейб-медик Евгений Боткин, камер-лакей Алексей Трупп, повар Иван Харитонов и горничная Александра Демидова. В 2006 году из Дании в собор был перенесен прах супруги Александра III Марии Фёдоровны. Спустя год после этого события близ Екатеринбурга были найдены останки, предположительно принадлежащие цесаревичу Алексею и великой княжне Марии – детям Николая II. Их соответствие подтвердила генетическая экспертиза, однако до сих пор с её результатами не согласна Русская православная церковь, поэтому о том, когда в Петропавловском соборе состоятся новые похороны, можно только гадать.
Подготовила Маша Минутова / ИА «Диалог»
Больше материалов о Петропавловке с неожиданной стороны — в проекте «Петербург и его сердце».
Список захороненных в Петропавловском соборе
Список захороненных в Петропавловском соборе (не включая Великокняжескую усыпальницу; см. в статье о ней список захоронений).
Содержание
Характеристика
В 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего брата Константина Павловича. С этого времени в соборе стали погребать близких родственников императоров. После постройки в 1908 году рядом с собором Великокняжеской усыпальницы некоторые из этих захоронений были перенесены туда.
17 июля 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии, убитых в Екатеринбурге в 1918 году, а также 4 членов их свиты. Мария Николаевна и Алексей Николаевич остаются непогребенными.
Алфавитный список
Надгробие Александра I
Надгробие Александра II
Надгробие Александра III
Надгробие Александры Георгиевны
Надгробие Александры Федоровны, жены Николая I
Надгробный мемориал семьи Николая II
Надгробие вел. кн. Алексея Михайловича
Капелла св. Екатерины с могилами царевича Алексея, его жены и тетки царевны Марии Алексеевны
Надгробие Анны Иоанновны
Надгробие Анны Петровны
Надгробный мемориал семьи Николая II
Надгробный мемориал семьи Николая II
Надгробие Екатерины I
Надгробие Екатерины II
Надгробие детей Петра I, умерших в детстве
Надгробие императрицы Елизаветы Петровны
Надгробие императрицы Елизаветы Алексеевны
Надгробие Константина Павловича
Надгробие детей Петра I, умерших в детстве
Надгробие императрицы Марии Александровны
Капелла св. Екатерины с могилами царевича Алексея, его жены и тетки царевны Марии Алексеевны
Надгробный мемориал семьи Николая II
Надгробие императрицы Марии Фёдоровны (жены Павла I)
Надгробие императрицы Марии Фёдоровны (жены Александра III)
Надгробие вел. кн. Михаила Николаевича
Надгробие детей Петра I, умерших в детстве
Надгробия Николая I и супруги Александры Федоровны
Надгробный мемориал семьи Николая II
Надгробный мемориал семьи Николая II
Надгробие вел. кн. Ольги Федоровны
Надгробие детей Петра I, умерших в детстве
Надгробие Петра III
Надгробный мемориал семьи Николая II
Надгробный мемориал семьи Николая II
Капелла св. Екатерины с могилами царевича Алексея, его жены и тетки царевны Марии Алексеевны
Хронологический список
Перезахоронения
Список похороненных в Петропавловском соборе, чьи останки были впоследствии перенесены
Прах Александры Георгиевны в 1939 году был перенесён в Грецию (королевское кладбище Татой), надгробие над пустой гробницей осталось в соборе. Захоронения остальных перечисленных в этом списке членов императорского дома после постройки в 1908 году рядом с Петропавловским собором Великокняжеской усыпальницы были перенесены в неё из собора.
Напишите отзыв о статье «Список захороненных в Петропавловском соборе»
Примечания
Библиография
Список неработающих ссылок: Титов, 2003
Отрывок, характеризующий Список захороненных в Петропавловском соборе
«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».
Оба письма были из Троицы. Другое письмо было от графини. В письме этом описывались последние дни в Москве, выезд, пожар и погибель всего состояния. В письме этом, между прочим, графиня писала о том, что князь Андрей в числе раненых ехал вместе с ними. Положение его было очень опасно, но теперь доктор говорит, что есть больше надежды. Соня и Наташа, как сиделки, ухаживают за ним.
С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но благодаря этому письму Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения.
На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк.
Письмо Сони к Николаю, бывшее осуществлением его молитвы, было написано из Троицы. Вот чем оно было вызвано. Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню. Она знала, что Соня была главным препятствием для этого. И жизнь Сони последнее время, в особенности после письма Николая, описывавшего свою встречу в Богучарове с княжной Марьей, становилась тяжелее и тяжелее в доме графини. Графиня не пропускала ни одного случая для оскорбительного или жестокого намека Соне.
Но несколько дней перед выездом из Москвы, растроганная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем.
– Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.
Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.
Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.
В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии.
В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.
– Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив!
Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери.
Князь Андрей лежал высоко на трех подушках. Бледное лицо его было покойно, глаза закрыты, и видно было, как он ровно дышал.
– Ах, Наташа! – вдруг почти вскрикнула Соня, хватаясь за руку своей кузины и отступая от двери.
– Что? что? – спросила Наташа.
– Это то, то, вот… – сказала Соня с бледным лицом и дрожащими губами.
Наташа тихо затворила дверь и отошла с Соней к окну, не понимая еще того, что ей говорили.
– Помнишь ты, – с испуганным и торжественным лицом говорила Соня, – помнишь, когда я за тебя в зеркало смотрела… В Отрадном, на святках… Помнишь, что я видела.
– Да, да! – широко раскрывая глаза, сказала Наташа, смутно вспоминая, что тогда Соня сказала что то о князе Андрее, которого она видела лежащим.
– Помнишь? – продолжала Соня. – Я видела тогда и сказала всем, и тебе, и Дуняше. Я видела, что он лежит на постели, – говорила она, при каждой подробности делая жест рукою с поднятым пальцем, – и что он закрыл глаза, и что он покрыт именно розовым одеялом, и что он сложил руки, – говорила Соня, убеждаясь, по мере того как она описывала виденные ею сейчас подробности, что эти самые подробности она видела тогда. Тогда она ничего не видела, но рассказала, что видела то, что ей пришло в голову; но то, что она придумала тогда, представлялось ей столь же действительным, как и всякое другое воспоминание. То, что она тогда сказала, что он оглянулся на нее и улыбнулся и был покрыт чем то красным, она не только помнила, но твердо была убеждена, что еще тогда она сказала и видела, что он был покрыт розовым, именно розовым одеялом, и что глаза его были закрыты.
– Да, да, именно розовым, – сказала Наташа, которая тоже теперь, казалось, помнила, что было сказано розовым, и в этом самом видела главную необычайность и таинственность предсказания.
– Но что же это значит? – задумчиво сказала Наташа.
– Ах, я не знаю, как все это необычайно! – сказала Соня, хватаясь за голову.
Через несколько минут князь Андрей позвонил, и Наташа вошла к нему; а Соня, испытывая редко испытанное ею волнение и умиление, осталась у окна, обдумывая всю необычайность случившегося.
В этот день был случай отправить письма в армию, и графиня писала письмо сыну.
– Соня, – сказала графиня, поднимая голову от письма, когда племянница проходила мимо нее. – Соня, ты не напишешь Николеньке? – сказала графиня тихим, дрогнувшим голосом, и во взгляде ее усталых, смотревших через очки глаз Соня прочла все, что разумела графиня этими словами. В этом взгляде выражались и мольба, и страх отказа, и стыд за то, что надо было просить, и готовность на непримиримую ненависть в случае отказа.
Соня подошла к графине и, став на колени, поцеловала ее руку.
– Я напишу, maman, – сказала она.
Соня была размягчена, взволнована и умилена всем тем, что происходило в этот день, в особенности тем таинственным совершением гаданья, которое она сейчас видела. Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором она любила и привыкла жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая.
На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношении к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный человек), и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним.
Но когда, в утро другого дня, пришла смена, то Пьер почувствовал, что для нового караула – для офицеров и солдат – он уже не имел того смысла, который имел для тех, которые его взяли. И действительно, в этом большом, толстом человеке в мужицком кафтане караульные другого дня уже не видели того живого человека, который так отчаянно дрался с мародером и с конвойными солдатами и сказал торжественную фразу о спасении ребенка, а видели только семнадцатого из содержащихся зачем то, по приказанию высшего начальства, взятых русских. Ежели и было что нибудь особенное в Пьере, то только его неробкий, сосредоточенно задумчивый вид и французский язык, на котором он, удивительно для французов, хорошо изъяснялся. Несмотря на то, в тот же день Пьера соединили с другими взятыми подозрительными, так как отдельная комната, которую он занимал, понадобилась офицеру.
Все русские, содержавшиеся с Пьером, были люди самого низкого звания. И все они, узнав в Пьере барина, чуждались его, тем более что он говорил по французски. Пьер с грустью слышал над собою насмешки.
На другой день вечером Пьер узнал, что все эти содержащиеся (и, вероятно, он в том же числе) должны были быть судимы за поджигательство. На третий день Пьера водили с другими в какой то дом, где сидели французский генерал с белыми усами, два полковника и другие французы с шарфами на руках. Пьеру, наравне с другими, делали с той, мнимо превышающею человеческие слабости, точностью и определительностью, с которой обыкновенно обращаются с подсудимыми, вопросы о том, кто он? где он был? с какою целью? и т. п.
Вопросы эти, оставляя в стороне сущность жизненного дела и исключая возможность раскрытия этой сущности, как и все вопросы, делаемые на судах, имели целью только подставление того желобка, по которому судящие желали, чтобы потекли ответы подсудимого и привели его к желаемой цели, то есть к обвинению. Как только он начинал говорить что нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла течь куда ей угодно. Кроме того, Пьер испытал то же, что во всех судах испытывает подсудимый: недоумение, для чего делали ему все эти вопросы. Ему чувствовалось, что только из снисходительности или как бы из учтивости употреблялась эта уловка подставляемого желобка. Он знал, что находился во власти этих людей, что только власть привела его сюда, что только власть давала им право требовать ответы на вопросы, что единственная цель этого собрания состояла в том, чтоб обвинить его. И поэтому, так как была власть и было желание обвинить, то не нужно было и уловки вопросов и суда. Очевидно было, что все ответы должны были привести к виновности. На вопрос, что он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu’il avait sauve des flammes [которого он спас из пламени]. – Для чего он дрался с мародером? Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что… Его остановили: это не шло к делу. Для чего он был на дворе загоревшегося дома, на котором его видели свидетели? Он отвечал, что шел посмотреть, что делалось в Москве. Его опять остановили: у него не спрашивали, куда он шел, а для чего он находился подле пожара? Кто он? повторили ему первый вопрос, на который он сказал, что не хочет отвечать. Опять он отвечал, что не может сказать этого.
– Запишите, это нехорошо. Очень нехорошо, – строго сказал ему генерал с белыми усами и красным, румяным лицом.
На четвертый день пожары начались на Зубовском валу.
Пьера с тринадцатью другими отвели на Крымский Брод, в каретный сарай купеческого дома. Проходя по улицам, Пьер задыхался от дыма, который, казалось, стоял над всем городом. С разных сторон виднелись пожары. Пьер тогда еще не понимал значения сожженной Москвы и с ужасом смотрел на эти пожары.
В каретном сарае одного дома у Крымского Брода Пьер пробыл еще четыре дня и во время этих дней из разговора французских солдат узнал, что все содержащиеся здесь ожидали с каждым днем решения маршала. Какого маршала, Пьер не мог узнать от солдат. Для солдата, очевидно, маршал представлялся высшим и несколько таинственным звеном власти.
Эти первые дни, до 8 го сентября, – дня, в который пленных повели на вторичный допрос, были самые тяжелые для Пьера.
Х
8 го сентября в сарай к пленным вошел очень важный офицер, судя по почтительности, с которой с ним обращались караульные. Офицер этот, вероятно, штабный, с списком в руках, сделал перекличку всем русским, назвав Пьера: celui qui n’avoue pas son nom [тот, который не говорит своего имени]. И, равнодушно и лениво оглядев всех пленных, он приказал караульному офицеру прилично одеть и прибрать их, прежде чем вести к маршалу. Через час прибыла рота солдат, и Пьера с другими тринадцатью повели на Девичье поле. День был ясный, солнечный после дождя, и воздух был необыкновенно чист. Дым не стлался низом, как в тот день, когда Пьера вывели из гауптвахты Зубовского вала; дым поднимался столбами в чистом воздухе. Огня пожаров нигде не было видно, но со всех сторон поднимались столбы дыма, и вся Москва, все, что только мог видеть Пьер, было одно пожарище. Со всех сторон виднелись пустыри с печами и трубами и изредка обгорелые стены каменных домов. Пьер приглядывался к пожарищам и не узнавал знакомых кварталов города. Кое где виднелись уцелевшие церкви. Кремль, неразрушенный, белел издалека с своими башнями и Иваном Великим. Вблизи весело блестел купол Ново Девичьего монастыря, и особенно звонко слышался оттуда благовест. Благовест этот напомнил Пьеру, что было воскресенье и праздник рождества богородицы. Но казалось, некому было праздновать этот праздник: везде было разоренье пожарища, и из русского народа встречались только изредка оборванные, испуганные люди, которые прятались при виде французов.
- список захоронений в троице сергиевой пустыни
- список икон божией матери по алфавиту