список литературы по учебной практике в доу
ПРИМЕР ОТЧЁТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ДОУ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПРИМЕР ОТЧЁТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ДОУ
Сроки: ____________ – _____________
Цель производственной практики:
обеспечение единства теоретической подготовки педагога дошкольного образования с его практической деятельностью в воспитательно-образовательных учреждениях;
создание условий для формирования у студентов представлений о воспитательной работе в современных дошкольных учреждениях и воспитателе как главном субъекте воспитательного процесса в ДОУ.
Место прохождения практики: МБДОУ д/с №__ городского округа ___________, ___________ возрастная группа.
Характеристика учреждения (Приложение 1)
Полное наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №_____ городского округа ______
Сокращенное наименование: МБДОУ д/с №____.
Дата создания: _____ год.
Тип: дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида.
Органом, осуществляющим функции и полномочия Учредителя, является: ______________________________.
Язык обучения: русский.
Заведующий: __________ Ф.И.О.
Старший воспитатель: ________Ф.И.О..
В ДОУ работает ___ педагогов (____ воспитателей, музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности, старший воспитатель).
В настоящее время функционирует ___ групп общеразвивающей направленности – __ группы раннего возраста и ___ дошкольные группы.
Общая численность обучающихся по реализуемым образовательным программа: ___человек.
пятидневная рабочая неделя;
___-часовое пребыванием детей в ДОУ с ___ – ____ выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни.
Детские группы оборудованы мебелью, которая соответствует возрастным стандартам. В детском саду есть оснащенный музыкальный зал совмещенный с физкультурным, кабинет педагога по изобразительной деятельности и музыкального руководителя, медицинский кабинет, изолятор.
Территория детского сада благоустроена. Все прогулочные участки имеют красивый ухоженный вид. Каждая группа имеет свой отдельный участок с верандой, оборудованный с учетом возрастным потребностей. Большое внимание уделено безопасности воспитанников и персонала. В учреждении установлена автоматическая пожарная сигнализация. Территория ДОУ огорожена забором.
Характеристика группы (Приложение 2)
Средняя возрастная группа находится на втором этаже и включает в себя: групповую комнату, спальню, раздевалку и гигиеническую комнату. Групповое помещение оборудовано современной мебелью. Это способствует самостоятельному, активному и целенаправленному действию детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, познавательной и так далее. Они содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Организация и расположение предметов развивающей среды отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, что позволяет воспитанникам свободно перемещаться.
В группе организован мини-музей «Русская изба», в котором хранятся экспонаты XIX века и успешно используются в образовательной деятельности.
Таким образом, в учреждении предметно-развивающая среда соответствует ФГОС дошкольного образования, санитарным нормам и интересам детей, периодически дополняется и обновляется с учетом «зоны ближайшего развития». Коллектив имеет достаточно высокий уровень профессионализма, творческий потенциал, готов решать задачи повышения качества образования, тесно сотрудничать с родителями воспитанников, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка
Аналитическая часть отчета
Знакомство с ДОУ и возрастной группой
Производственную практику проходила в средней возрастной группе.
Задачи летней педагогической практики
в области педагогической деятельности:
формирование системы профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для специалиста дошкольного образования;
развитие умений студентов проектировать и реализовывать фрагменты педагогического процесса (режимных моментов) в группе детского сада;
овладение способами и тактикой личностно-ориентированного взаимодействия с детьми;
формирование творческой профессиональной позиции в педагогической деятельности;
развитие способности выбирать педагогические технологии соответствующие идее и задачам воспитания детей и их индивидуальным особенностям;
формирование культуры педагогической деятельности;
развитие педагогической рефлексии и потребности в самосознании и самосовершенствовании;
в области культурно-просветительской деятельности:
изучение и формирование потребностей участников образовательного процесса (педагогов и родителей) в культурно-просветительской деятельности;
организация культурного пространства в ДОУ.
Первые дни практики проходили со знакомства с ДОУ, нормативными документами, правилами внутреннего распорядка, а так же с возрастной группой: с режимом дня, сеткой НОД, планом летней оздоровительной работы, с детьми и персоналом (Приложение 3).
Количество детей __ из них __ мальчиков и __ девочек. На время прохождения практики среднее количество детей составляло __ детей (причина отсутствия – карантин по ветряной оспе и ввиду отпуска родителей). В основном в группе все дети из благополучных семей, __ детей из многодетных семей, состоящих на учете семей в группе нет.
Основным воспитателем в группе является _________ (Ф.И.О.), стаж работы __ года, имеет __ квалификационную категорию.
Воспитательно-образовательная работа в группе проводится в соответствии с ФГОС и строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, реализуя общеобразовательную программу дошкольного учреждения, разработанную с учетом образовательной программы «Детство».
Из беседы с воспитателем выяснила, что в группе воспитываются дети двух возрастов – это 3-4 и 4-5 лет. Соответственно вся образовательная деятельность строилась с учетом возраста детей, но за основу брались занятия средней группы, так как младшие дети усердно тянутся за более старшими и показывают не плохие результаты.
В течение всей практики дети показали себя добрыми, воспитанными, не конфликтными, многое знающие, многим интересующиеся.
Организация образовательной деятельности
В течение практики мною были проведены НОД по физическому развитию, художественно-эстетическому развитию, познавательному развитию, исследовательской деятельности.
Все занятия (кроме музыкального развития) проводились на свежем воздухе, по подгруппам, по заранее составленным конспектам. На занятии по физическому развитию дети и воспитатель были в физкультурной форме. Структура каждого занятия определялось его содержанием: изучению нового, повторению и закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми.
Использовались следующие методы и приемы: сюрпризный момент, показ с объяснением, беседа, оказывала индивидуальную помощь в словесной форме: указание, подсказка, уточнение. Все приемы и методы работы соответствовали уровню подготовки детей. Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.
Для проведения образовательной деятельности с детьми мною заблаговременно и добросовестно готовился и подбирался раздаточный и наглядный материал, изготавливала различный дидактический материал.
Цели и задачи на занятиях были достигнуты, дети показали хороший уровень владения умениями и знаниями.
Организация режимных моментов
Весь режим был построен в соответствии с возрастом детей. С учетом возраста определялось время проведения того или иного режимного момента. Методические приемы также подобраны в соответствии с возрастом. Требования, предъявляемые к детям, не были завышены, поэтому выполнялись ими легко. В соответствии с возрастом были подобраны игровые приемы, различные методы.
Прогулки проводились по режиму, согласно запланированной работе.
Перед прогулками участок был осмотрен на наличие посторонних предметов. К прогулкам был заранее приготовлен выносной материал: для творческих, сюжетно-ролевых игр, предметы заместители, для игр с песком, ветром, к подвижным играм маски, вожжи, мячи разного размера, игры «Городки», «Бадминтон» и так далее. Прогулки состояли из 5 частей (наблюдение, упражнения по развитию движений, игра, самостоятельные игры детей, труд).
На прогулках были проведены наблюдения на разные темы: за одуванчиком, за насекомыми, за облаками, за погодой и так далее. Использовались такие художественные средства как загадки и стихи. Наблюдения проводились по подгруппам, а также индивидуально. Одни дети привлекались к наблюдениям, чтобы развить внимание, других чтобы вызвать интерес к природе.
Также проводились подвижные игры. Они были как запланированными, так и по желанию детей: игры соответствуют возрасту детей и сезону, обеспечивающие оптимальную двигательную активность каждого ребенка. Игры были знакомы детям и были направлены на воспитание физических качеств, оздоровление и укрепление здоровья детей.
Во время прогулки уделялось большое внимание трудовой деятельности детей (посадка рассады цветов в цветниках, овощей в огороде ДОУ, уборка участка и так далее). Трудовые задания были посильны детям и вместе с тем требовались от них определенных усилий.
Так же проводилась индивидуальная работа на закрепление разных видов движений (метание, прыжки и так далее).
Организация игровой деятельности
При анализе игровой деятельности дошкольников выяснила следующее: для игр созданы условия, то есть имеются в наличие необходимые материалы, игрушки для сюжетно-ролевых игр («Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Шофер и так далее). Место для данных игр специально отведено. Дети умеют самостоятельно выбрать игру и распределить роли, при возникновении затруднений воспитатель помогает детям договориться. Ребята действуют в соответствии с взятой на себя ролью, знаю правила поведения, действия. В игре чаще участвуют до 2-3 человек. На взаимоотношение в игре влияют симпатии детей друг к другу. Пользуются предметами заместителями, сооружают недостающие условия для игры, или осуществления действий. В игре показывают широкий спектр взаимоотношений, уступают друг другу, могут самостоятельно разрешить конфликты (чаще всего на почве выбора роли).
Я принимала участие в сюжетно-ролевой игре как второстепенный герой, иногда брала на себя роль руководителя, распределяла роли, предлагала другую игру, в которой могут участвовать большее количество детей, поясняла действия в соответствии с ролью. Наблюдала за их поведением в игре.
В процессе наблюдения и анализа сюжетно-ролевых игр отметила, что дети проигрывают в игре те действия и реплики которые делают реально в жизни взрослые (родители, воспитатели). Чаще всего воспроизводят манипулятивные действия; девочки готовят, убирают, мальчики смотрят телевизор, водят машины. Структура сюжетов в основном однотемная, многоперсонажная (парикмахер стрижет, клиенты сидят). Желающих исполнять незначительные и отрицательные роли мало, поэтому возникают споры о ведущих ролях. Приходилось обращать на это внимание, предлагала давать объяснения важности и значимости тех ролей, которые на взгляд детей неинтересны и малозначительны.
Организация развлечения, досуга детей
Одним из направлений моей практики стало привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности. Так после православного праздника Троица было проведено развлечение «Русская березка» (Приложение 4). Развлечение строилось как увлекательное проблемно – игровая деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса развлечения, повысила речевую активность детей и сохранила интерес на протяжении всего развлечения.
В ходе развлечения использовались наглядные, словесные методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных умений и навыков и их совершенствование.
Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие памяти, внимания, речи и художественно-эстетического восприятия. На протяжении всего развлечения дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.
Все этапы развлечения взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и цели. Смена видов деятельности на каждом этапе позволяла предотвратить утомляемость детей и пересыщаемость одним видом деятельности.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Старалась побудить к высказываниям детей нерешительных, стеснительных.
Развлечение длилось 20 минут, что соответствует нормам СанПина.
Считаю, что задачи были успешно выполнены, цель достигнута. Дети меня порадовали тем, что их любознательность, заинтересованность чувствовались на протяжении всего развлечения.
Организация работы с родителями воспитанников
В группе проводились разнообразные активные формы взаимодействия педагогов и родителей для полноценного развития ребенка: выставки творческих работ детей, в родительский уголок в начале тематической недели выставлялись: тема недели с целями и задачами по образовательным областям, папки-передвижки «Причины детского дорожного травматизма», «Летние инфекции», «Познавательное лето», ширмы «Учите с нами», «Пойте с нами» «Почитайте нам», соответствующие теме недели), привлечение родителей к ОД: поиск информации, художественной литературы по теме недели. В рамках городского конкурса «На лучшую территорию в ОУ», родители были привлечены к изготовлению цветов из подручных материалов (Приложение 5).
Свою практику проходила на базе МБДОУ д/с №___ в _______ возрастной группе.
Практическая работа в ДОУ открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации воспитательного процесса, познакомиться с различными техниками и приемами развития детей. Также закрепить теоретические знания и практические умения взаимодействия с детьми дошкольного возраста.
В результате прохождения данной производственной практики приобрела следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции :
готова к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
готова использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
способна использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
овладела основами речевой профессиональной культуры;
способна нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
готова применять современные методики и технологии;
способна использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
готова включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
способна организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;
готова к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
способна оценивать личностные достижения ребенка и разрабатывать индивидуальную траекторию его развития;
готова осуществлять педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка в разных моделях дошкольного образования;
готова определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты.
В процессе практики я пришла к выводу, что с какими знаниями и умениями буду приходить ежедневно в детский коллектив, заложу ли искорки любознательности, добра и справедливости в детские сердца – зависит будущее детей.
«Ознакомительная практика в ДОО»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
050400 Психолого-педагогическое образование
Психология и педагогика дошкольного образования
Учебная ознакомительная практика
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
______________ С.В. Краюшкина
«____» ________________ 20___ г.
Программа ознакомительной практики
Трудоемкость: 3 зачетные единицы
Квалификация выпускника: бакалавр
Утверждена Учебно-методическим советом университета
протокол № 5 от «21» июня 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи учебной практики
Целями учебной ознакомительной практики в ДОУ являются закрепление и углубление теоретических знаний, овладе ние практическими умениями в процессе организации педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачами учебной ознакомительной практики в ДОУ являются:
ознакомление с содержанием и методикой работы с детьми в дошкольных учреждениях;
углубление знаний о возрастных особенностях детей дошкольного возраста и специфике построения педагогического процесса;
изучение эмоционального благополучия ребенка в группе.
выработка необходимых для самостоятельной работы с детьми дошкольного возраста навыков и умений педагогического труда.
2. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата
Учебная ознакомительная практика в ДОУ относится к вариативной части профессионального цикла.
Для прохождения данного вида практики студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин базовой части профессионального цикла: «Общая и экспериментальная психология», «Теория обучения и воспитания», «Психология развития», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Практикум по решению педагогических задач», «Дошкольная педагогика».
3. Место и время проведения учебной практики
Учебная практика является обязательным этапом обучения бакалавра психолого-педагогического образования и предусматривается ФГОС ВПО и учебным планом.
Производственная психолого-педагогическая практика осуществляется на базе МДОУ №144, МДОУ №149, МДОУ №152 и других дошкольных образовательных учреждений г.Тулы и Тульской области. Данный вид практики запланирован в первом семестре подготовки бакалавра по направлению психолого-педагогическое образование. Общая продолжительность практики 2 недели.
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2);
способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);
способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);
способен конструировать содержание образования детей дошкольного и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (СК-2).
В результате прохождения производственной психолого-педагогической практики студент должен
особенности развития детей дошкольного дошкольного возраста (ОПК-8, ПКПП-1);
принципы профессиональной этики воспитателей дошкольного образовательного учреждения (ОПК-8);
образовательную программу для детей дошкольного возраста, по которой работает образовательное учреждение ОПК-8, ПКПП-1).
выявлять интересы, трудности, проблемы и отклонения в поведении детей дошкольного дошкольного возраста (ПКСП-2);
организовать совместную и индивидуальную деятельность детей дошкольного дошкольного возраста (ПКД-1);
обеспечивать соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в игровой и продуктивных видах деятельности (ПКД-1, ПКД-3);
конструировать педагогический процесс с учетом специфики дошкольного дошкольного возраста (СК-2, ОПК-8).
навыками конструирования содержания образования детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (ОПК-8, СК-2).
5. Структура и содержание учебной практики
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы, 2 недели, 108 часов, в т.ч. 36 часов самостоятельная работа (СР) студента.
Разделы (этапы) практики
Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля
Подготовительный этап. Ознакомительный период.
Проводится установочная конференция на факультете, на которой студентов знакомят с целями, задачами и содержанием психологической практики. Кроме того, студенты получают консультацию по оформлению документации, установку на общение с коллективом дошкольного учреждения. Поводится инструктаж по охране труда и технике безопасности.
На базе практики студенты знакомятся с задачами психологической работы конкретного учреждения, с особенностями режима дня, расписанием занятий детей каждой возрастной группы. Студенты распределяются по подгруппам (2-3 человека), налаживают контакт с педагогическим коллективом и с воспитанниками.
Самостоятельно студенты выясняют с пецифику у словий р аботы д анного у чреждения, комп лектование г рупп, материальные у словия в г руппах д етей: п омещение г руппы, расположение в сех к омнат, в иды и н азначение м ебели и о борудования, размещение и х в г руппе, отбор п о собий, и грушек, и х р асположение, групповая п лощадка для д етей, е е о борудование.
В дневнике фиксируются результаты беседы с заведующей или со старшим воспитателем, в произвольной форме – общие впечатления о первом дне в дошкольном образовательном учреждении, группе дошкольного возраста, особенностях поведения детей дошкольного возраста в наблюдаемый период, воспитателях (задание № 1). Описание материальных условий, таблица соотношения игрушек (задание № 1)
Учебная работа в ВУЗе 4 часа
Учебная работа на базе практики 14 часов
Самостоятельная работа 6 часов
Основной этап. Ознакомительно-диагностический период.
Студенты выделяют особенности организации предметно-пространственной с реды в г руппах, обеспечивающей п сихологический к омфорт р ебенку и в оспитателю. Соответствие предметно-пространс твенной с реды п ринципам построения р азвивающей среды. А нализ п сихолого-педагогической среды, о кружающей ребенка .
Анализ в дневнике, зарисовки, фото, видео (задание № 2)
Определяют специфику т руда в оспитателя. Р аспределение обязанностей м ежду воспитателем и п омощником воспитател я, к ультура в нешнего в ида воспитателя и е го помощника.
Хронометраж у частия в оспитателя и п омощника восп итателя в организации и п роведении р ежимных процесс ов и с амостоятельной деятельности д етей.
Установки н а л ичностно-ориентированное о бщение с д етьми, повышение к ультуры п едагогической деятельности ( культуры р ечи, общения, в нешнего в ида).
Анализ в дневнике, таблица распределения обязанностей между воспитателем и младшим воспитателем по вашей группе.
Хронометраж сопоставить с примерным распределением обязанностей персонала.
Анализ программы в оспитания и о бучения д етей дошкольного возр аста. Изучение и а нализ з адач в оспитания.
Условия д ля п роведения р ежимных п роцессов. Длительн ость основных к омпонентов р ежима с п оследующей оценкой и х соответствия в озрастным н ормам.
Приемы в оспитания у д етей к ультурно-гигиенических н авыков п ри проведении р ежимных п роцессов: п роцесса к ормления, у кладывания детей н а с он.
Протокол поминутного хронометража и наблюдений за детьми (задание № 3)
Отчет о воспитании культурно-гигиенических навыков при проведении режимных процессов (задание № 3)
Выяснение особенностей организации б одрствования и м етодика проведения в оспитательной работы.
Условия, о беспечивающие а ктивное б одрствование дет ей, и х педагогическая ц елесообразность.
Заполнение таблицы (задание № 4), анализ по вопросам.
Сформулировать рекомендации по организации и усложнению самостоятельной деятельности детей
Учебная работа в ВУЗе 2 час
Учебная работа на базе практики 20 часов
Самостоятельная работа 10 часов
Основной этап. Формирующий период.
Конструирование студентами перспективного п лана и п лан-переченя и гр-занятий.
Написать перспективный план и перечень игр-занятий (задание № 6), протокол № 1, 2 – проанализировать 2 занятия
ПКПП-1, ПКД-1,ПКД-3, СК-2
Составить характеристику (задание № 5),
запись беседы с медицинским работником и психологом
Организация студентами самостоятельной деятельности детей и
проведение занятий с ними. Организационные условия
самостоятельной деятельности детей. Виды 7тотельности
детей.
Хронометраж, заполнить таблицу (задание № 6)
Написать конспекты занятий воспитателя, анализ в соответствии с вопросами (задание № 6)
Методика проведения утренней гимнастики и занятий
по развитию движений.
Фотозапись гимнастики и занятия (задание № 7)
Ознакомление с планом оздоровительно-воспитательной работы, планом-перечнем индивидуальных игр-занятий, с видами планирования в группах
Переписать планы работы (задание № 8)
Знакомство с содержанием работы заместителя заведующей (старшего воспитателя), различными формами работы с родителями.
Оформить стенд, запись беседы с методистом (задание № 9)
Учебная работа в ВУЗе 2 час
Учебная работа на базе практики 18 часов
Самостоятельная работа 12 часов
Студентами осуществляется работа с методической литературой, анализируются результаты практики, составляется отчетная документация. Студенты оформляют материалы на выставку (по 3 от каждой группы). Предусматривается также подведение итогов практики на заключительной итоговой конференции. Студенты обобщают свой опыт в докладах, участвуют в научно-практических конференциях.
Самоотчет. Тематическое выступление на конференции по итогам практики с презентацией или фотомонтажом. Документация по практике
Учебная работа в ВУЗе 4 часа
Учебная работа на базе практики 8 часов
Самостоятельная работа 8 часов
6. Образовательные, исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике
Методическое сопровождение самостоятельной работы может быть организовано в следующих формах:
согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;
консультации (индивидуальные), групповые по оказанию помощи при разработке плана или программы выполнения задания;
инструктаж по методике выполнения задания;
промежуточный контроль хода выполнения задания;
оценка результатов выполнения заданий.
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике
Самостоятельная работа студентов в ходе прохождения учебно-ознакомительной практики проводится по заданию руководителя практики и педагогов ДОУ.
Итогом самостоятельной работы является проведение открытых занятий с последующим коллективным обсуждением, а также написание отчетов, подготовку отчетной документации к конференции.
«5», если набрали 81-100 баллов;
«4», если набрали 61- 80 баллов;
«3», если набрали 45- 60 баллов;
«2», если набрали меньше 45 балла.
Задания для студентов:
Система общественного дошкольного воспитания в России. Построение развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях различных типов
Задание 1. Знакомство с различными типами дошкольных учреж дений (Я сли-сад, ясли, детский сад, Центр развития и т.д.).
Максимальное количество баллов – 5.
Задание 2. Знакомство с построением развивающей среды в раз личных типах дошкольных учреждений.
Цель: изучить принципы построения развивающей среды и их реализацию в различных учреждениях.
Какие условия созданы для экологического воспитания дошкольников: уголок леса, поля, луга, сада, экологическая тропа, экологическая комната?
Максимальное количество баллов – 10.
Задание 3. Изучение специфики труда воспитателя: функции (профессиональные обязанности) педагога дошкольного образовательного учреждения.
В беседе с воспитателем попытайтесь установить «доверительно-деловой контакт» и проанализируйте содержание работы воспитателя в первую и вторую половины дня, сделайте хронометраж его деятельности.
Проанализируйте, как и в чем проявляется сотрудничество между воспитателем и помощником воспитателя
Дайте заключение, какая из функций реализуется воспитателем наиболее успешно:
Максимальное количество баллов – 10.
Задание 4. Изучение культуры педагогической деятельности воспитателя.
Цель: стимулирование потребности в повышении культуры педагогической деятельности.
Сделайте анализ речевого общения воспитателя с детьми, исходя из двух речевых позиций: а) содержание общения; б) культура речи воспитателя в общении.
Опишите внешний вид воспитателя, помощника воспитателя
Подберите пословицы, поговорки, песенки, прибаутки для использования их при проведении режимных процессов с детьми различных возрастных групп
Максимальное количество баллов – 7.
Воспитатель в системе педагогического взаимодействия
Задание 5. Изучение личности воспитателя в «зеркале детского восприятия».
Цель: определить мотивы отношения детей к воспитателю и представления детей о деятельности воспитателя.
Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспитателя обратите внимание на следующие моменты:
— содержание обращений ребенка к воспитателю, воспитателя к ребенку______
— частота обращений _________________________________________________
— эмоциональная вовлеченность ребенка в общение ________________________
-доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя_________________
Проведите беседу с детьми по следующим вопросам:
Хотел бы ты перейти в другой детский сад?
Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты
хотел перейти в другой детский сад?
Кого бы из воспитателей ты взял с собой? Почему?
Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?
Каждый студент должен опросить не менее 5-6 детей.
Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите вторую беседу с детьми (Н.Я.Михайленко)
Что делает воспитатель?
А воспитатель играет с вами?
Почему не играет, не может или не умеет?
Воспитатель с вами о чем-нибудь разговаривает?
А хотел бы ты быть воспитателем?
«Нарисуйте» образ воспитателя сквозь «призму детского восприятия», опираясь на ответы детей о его деятельности.
Максимальное количество баллов – 10.
Задание 6. Изучение способности воспитателя к децентрации.
Цель: формировать у студентов профессиональный интерес к исследовательской деятельности.
Определите способность к децентрации (умении поставить себя на место другого, сопереживать ему и учесть его точку зрения <В.А.Петровский)) у воспитателя вашей группы. Для этого предложите воспитателю закончить высказывания так, как, на ее взгляд, закончил бы один из детей (определить, кто именно):
Мне бывает очень радостно, когда.
Я очень грущу, когда.
Мне бывает страшно, когда.
Мне бывает стыдно, когда.
Я бываю очень удивлен, когда.
Предварительно следует задать эти же вопросы ребенку. Сравнив ответы, можно будет сделать вывод о способности воспитателя к децентрации.
Максимальное количество баллов – 8.
Психолого-педагогическая среда, окружающая ребенка
Задание 7. Изучение самооценки дошкольников.
Цель: овладение студентами средствами элементарной диагностики индивидуальных особенностей ребенка.
Для изучения самооценки дошкольников рекомендуем воспользоваться методикой И.Е.Валитовой и С.Г.Якобсон. Каждый студент обследует 5 детей. Результаты методик оформляются отдельно и вкладываются в дневник.
Максимальное количество баллов – 8.
Задание 8. Изучение идентификации детей и родителей.
Цель: овладение студентами средствами диагностики семейной микросреды ребенка.
Важнейшим этапом формирования личности является ролевая идентификация детей с родителями. Она возникает как результат взаимодействия ребенка с родителями. В этом сложном процессе тесно переплетены познавательная, эмоциональная, поведенческая сферы ребенка.
Одним из методов, который может быть использован для изучения идентификации детей с родителями, является беседа. Предлагаем воспользоваться опросником, разработанным А.И.Захаровым. Каждый студент обследует 5 детей. Результаты методик оформляются отдельно и вкладываются в дневник.
Максимальное количество баллов – 10.
Задание 9. Изучение форм работы, способствующих созданию среды психологического комфорта ребенка (календарно-обрядовые праздники, праздники-сюрпризы, спортивные праздники).
Цель: учить студентов анализировать праздник в детском саду с точки зрения решения следующих воспитательных задач:
— формирование эстетического вкуса ребенка;
— развитие эмоциональной сферы детей, их эмоционального отношения к музыке;
— приобщение дошкольников к национальной культуре и
создание благоприятной среды психологического комфорта путем использования национально-культурных традиций.
Проанализируйте одно из праздничных мероприятий, проводимых воспитателем в группе, обратите внимание на следующие моменты:
— благодаря чему у детей создается особое праздничное
настроение еще до начала праздника;
— как дети готовились к празднику;
-роль воспитателя и других сотрудников детского сада в
проведении праздника;
— оформление зала, атрибутика праздника;
— эмоциональное состояние детей на празднике;
— разговоры, впечатления дошкольников после праздника.
Подготовьте и проведите с детьми праздники-сюрпризы. Например, Праздники Мыльных Пузырей, Воздушных Шаров, Бумажных Снежинок, Нитяных (Бумажных) Кукол, Пушистиков, Летящих Голубей, Скачущих Лягушек, Веселых Слов. Оформление конспекта мероприятия прилагается в дневнику.
Придумайте новые названия праздников-сюрпризов. (Выполнение задания рассчитано на 2 дня.).
Максимальное количество баллов – 7.
8. Формы промежуточной аттестации по итогам учебной практики
Практика проводится после изучения вопросов педагогики. Ввиду того, что практика носит учебно-производственный характер, первую неделю большую часть времени студенты, в присутствии руководителей практики, наблюдают за работой персонала групп, за особенностями развития и поведения детей, анализируют наблюдаемое. Кроме того, ежедневно в течение 2 часов работают в группах в паре с воспитателями, приобретая навыки работы с маленькими детьми. Рабочий день равен 6 часам. Время начала работы зависит от характера заданий.
В первую неделю практики каждый рабочий день студентов организован примерно по следующему плану:
— Наблюдение в группе по заданию 1,5-2 часа.
— Анализ наблюдаемого в соответствии с требованиями программы д/с и учебно-методических пособий 1,5-2 часа.
— Работа с документацией группы, изготовление методических пособий 1 час.
Руководитель практики присутствует в группе во время наблюдения вместе со студентами, помогает правильно оценить работу персонала и особенности поведения детей.
Учебный план предусматривает ознакомление студентов с деятельностью заместителя заведующей, заведующей. Студенты знакомятся с формами контроля и оказания помощи воспитателям групп дошкольного возраста, с диагностикой развития детей, с вопросами планирования, с ведением документации, содержанием работы с родителями; ведут дневники наблюдений; составляют характеристики развития детей; хронометрируют поведение детей и работу персонала. Собранный материал обрабатывают и систематизируют в графиках и таблицах.
В конце 1-й недели практики студенты представляют руководителю практики в дошкольном учреждении практический материал, который предполагается использовать в работе с детьми; конспекты занятий с приложением пособий, сценарий развлечения, картотеку подвижных игр и дидактических игр, подборку песенок, потешек, сопровождающих проведение режимных процессов.
Студенты после колледжа работают только с детьми второго года жизни (от 1 до 2 лет). Студенты работают вместе, каждый со своей подгруппой по сменам: I смена – с 8.00. до 14.00., II смена – с 13.00. до 18.00. Могут быть и другие графики работы (в соответствии с потребностями группы). Студенты работают, опираясь на план работы воспитателя группы, внося в него свои коррективы; ведут дневник, в котором указывают содержание работы на день. Студенты после колледжа составляют план работы на период практики самостоятельно, кроме первой недели; оказывают помощь другим студентам.
— Проводят режимные процессы, занятия, прогулку, самостоятельную деятельность.
— По возможности студенты принимают участие в работе группового медико-педагогического совещании, на котором выступают с анализом нервно-психического развития детей по результатам диагностики или сдают
полученные результаты (в виде таблицы) заместителю заведующего ДОУ.
— Проводят одну тематическую консультацию для родителей (или
выбирают другую форму работы с родителями на усмотрение
руководителей дошкольного учреждения).
— Изготавливают наглядные пособия и дидактический материал к проведению занятий, режимных процессов.
— Знакомятся с лучшим педагогическим опытом работы воспитателей групп дошкольного возраста через коллективные просмотры педагогического процесса, присутствие на педагогическом совещании, через знакомство с материалами, представленными в методическом кабинете.
К педагогическому совету студенты сдают руководителю на проверку пакет документов, в который входят грамотно оформленный дневник по практике, в котором находят отражение результаты каждого дня практики в соответствии с планом деятельности; результаты наблюдения за ребенком, подробная фотозапись жизнедеятельности 2 детей (мальчика и девочки) дошкольного возраста; заключение об уровне психического развития ребенка от 1 года до 2 лет; и от 2 до 3 лет. Описательный обобщенный портрет одного из детей (по выбору студента), основанный на совокупности всей информации о ребенке, полученной разными методами педагогической и психологической диагностики. Индивидуальные рекомендации по оптимизации процесса воспитания, обучения и развития конкретного ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье.
На итоговом педсовете студенты выступают с самоотчетом, в котором анализируют степень овладения педагогическими умениями воспитателя групп дошкольного возраста, ставят перед собой задачи на будущее.
На педагогическом совете работу студентов анализируют воспитатели группы, руководители дошкольных учреждений, методисты-руководители от университета (заместителю декана по педагогической практике представляется протокол педсовета с характеристикой на студента и оценкой за практику).
По окончании практики в университете проводится итоговая конференция. В ней принимают участие руководители практики, руководители дошкольных учреждении, от каждого дошкольного учреждения предлагается выступление студентов. Выбор темы определяется научными интересами студентов- практикантов, руководителями практики, потребностями базы практики. Конференция проводится по проблеме «После 3-х уже поздно». К конференции готовится выставка пособий. Каждое дошкольное учреждение представляет материалы для фотомонтажа по проблеме конференции, проводится конкурс презентаций. Итоговые педсоветы рекомендуется провести в последний день практики.
пакет документов, куда входят:
— дневник практики (перспективные, календарные планы, конспекты прилагаются);
— самоотчет (в дневнике практики);
— материалы для выступления на конференции;
— материалы с выставки от каждого дошкольного учреждения;
Старосты дошкольных учреждений сдают руководителю практики:
анализ посещаемости и успеваемости;
протокол педсовета с оценкой за практику;
документы по оплате работникам дошкольных учреждений.
Конференция по итогам практики с выставкой от каждого дошкольного учреждения – проводится в последний день практики с участием руководителей практики.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
а) основная литература:
б) дополнительная литература:
Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М.,1994.- 344с.
Шуркова Н.Е Педагогический практикум/ Н.Е.Шуркова.- М.: Пед. общество России. 2002. – 302с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
10. Материально-техническое обеспечение учебной практики
I .Оборудование лаборатории психодиагностики.
-телевизор и видеомагнитофон-1 шт.
-цифровая видеокамера-1 шт.
-цифровая фотокамера-1 шт.
II .Профессиональный психологический инструментарий, разработанный институтом практической психологии «Иматон».
Диагностика интеллектуальных и творческих способностей.
Тест Д. Векслера – детский вариант
Тест Д. Векслера – взрослый вариант
Интеллектуальный тест Р. Кеттелла
Тест «кубики Коса» А. А. Надуваев
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра ( IST )
Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда
Рисуночный тест Р. Сильвер
Тест Е. Торренса – диагностика креативных способностей
Диагностика особенностей личности.
· Тест детской апперцепции (фигуры животных) Л. Беллак
Цветовой тест М. Люшера
Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга
Кеттелл 95 – факторный личностный опросник
Личностный опросник MMPI
Методика рисуночных метафор «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ»
Диагностика функционального состояния и работоспособности.
Методика диагностики работоспособности – Тест Э. Ландольта
Методика экспресс-диагностики функционального состояния и работоспособности человека – методика М. П. Мороз.
Тест юмористических фраз
Методика экспесс-диагностики суицидального риска «СИГНАЛ»
Психосемантическая диагностика скрытой мотивации – Методика И. Л. Соломина.
Диагностика социально-психологического климата и межличностных отношений.
Ко – терапевтическая компьютерная система КЕЛЛИ – 98
Методика оценки уровня развития и формирования «ВЕКТОР»
Автоматизированная экспресс-профориентация «ОРИЕНТИР» для групповой работы.
Автоматизированная экспресс-профориентация «ОРИЕНТИР» для индивидуальной работы.
Профессиональная компьютерная система ВЫБОР
Профориентационная компьютерная система PROFI
Оптимизация функционального состояния.
Ультрапарадоксальная психотерапия – методика Н. И. Косенкова
III . Психодиагностическая компьютерная система СТАТУС
IV . Система компьютерного психологического обследования ПРОФЕССОР 2000
V . Методический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» Семаго Н. Я., Семаго М. М. (два комплекта).
VI .Специализированные логопедические обучающие компьютерные программы.
Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «ЛИЛИЯ».
· «Мир за твоим окном». Институт коррекционной педагогики РАО.
· «Состав слова». Институт коррекционной педагогики РАО.
· Специализированная обучающая программа «Состав числа». Институт коррекционной педагогики РАО, 2002.
· Компьютерный логопедический тренажер «Дэльфа –42»
· Пакет компьютерных программ для начального обучения детей дошкольников грамотному письму и чтению. Автор Вальчук Н. П.
VII .Видеоматериалы для лекционных и практических занятий по современным направлениям практической психологии (34 видеокассеты):
· Гештальттерапия (2 шт.)
· Психотерапия посттравматических стрессовых расстройств, кризисных состояний (5 шт.)
· Психотерапия психосоматических расстройств (3 шт.)
· Семейная терапия (4 шт.)
· Сказкотерапия (3 шт.)
· Телесно-ориентированная терапия (6 шт.)
VIII .Учебно-методический программный материал, отражающий специфику деятельности лаборатории психодиагностики:
Диагностический материал к практическим заданиям для ИГА по специальностям факультета психологии
Учебно – методический диагностический материал для курсовых работ.
Учебно – методический диагностический материал для дипломных работ.
Диагностический материал для изучения основных форм проявления психики (познавательных психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь; эмоционально – волевые процессы: эмоции, чувства, воля; индивидуально – психологические особенности: темперамент, характер, способности).
Диагностический материал для изучения особенностей (новообразований) психики детей разного возраста: дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, старший школьный возраст, студенческий возраст.
Учебно – методический диагностический материал для лабораторных занятий по базовым для лаборатории психодиагностики дисциплинам.