список иконы владимирской божьей матери
Чтимые списки Владимирской иконы Божией Матери
Приблизительное время чтения: 2 мин.
С Владимирской иконы, которая в 1480 году была перенесена в Москву, в Успенский собор Кремля, на протяжении столетий было написано множество списков.
Богоматерь Владимирская
Дата написания:точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым, начало XV века
Координаты: 600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 56, Успенский собор
Телефон: 8 (4922) 32-52-01
Владимирская (Оранская) икона Божией Матери
Дата написания: письма протопресвитера Успенского собора Кремля Кондрата и иконописца Григория Черного 1634 года
Координаты 607625, Нижегородская область, Богородский район, с. Оранки, Оранский Богородицкий монастырь
Тел. 8(270) 45-5-45
Автобусом из Богородска или электричкой до пл.296 км.
Cайт: http://oranki.narod.ru/index.html
Икона Божией Матери Владимирския-Мироточныя (Владимирская-Мироточивая)
Координаты: Республика Беларусь, Гродненская область, Сморгонский район,
д. Богуш Гродненский Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь.
Икона Пресвятой Богородицы Владимирская (Ростовская) из кафедрального Успенского собора Ростова Великого
Дата написания:
традиция приписывает ее кисти иконописца преподобного Алипия Печерского (ХI-начала XII в.), однако специалисты датировали ее лишь началом XVII века
Дата праздника: 15/28 августа
Координаты: Ярославская область, г. Ростов Великий Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
Телефон: +7 (48536) 61717
Сайт: http://www.rostmuseum.ru/
Владимирская икона Божией Матери
Дата написания: 1514
Координаты: Москва, Б. Лубянка, 19.
Метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Лубянка», «Кузнецкий мост».
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Телефоны: (495) 623-34-44 (общемонастырский), (495) 623-16-61 (охрана, круглосуточно)
E-mail: monastery@pravoslavie.ru
Сайт: http://www.pravoslavie.ru/
Владимирская икона Божией Матери (Храмовая икона из церкви Владимирской Богоматери в Вологде)
Дата написания: Начало XVI века
Владимирская икона Божией Матери. Суть вещей
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Владимирская икона Божией Матери — самая ранняя из сохранившихся чудотворных икон Древней Руси.
Датировка: XI–XII век
Дни празднования: 3 июня, 6 июля, 8 сентября
Местонахождение Владимирской иконы Божией Матери:
Храм святителя Николая в Толмачах (Государственная Третьяковская Галерея)
История Владимирской иконы Божией Матери
Владимирская икона попала на Русь из Византии в XII веке как подарок киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Святыню перенесли во Владимир (отсюда название), а в 1395 году — в Москву для защиты города от монгольского завоевателя Тамерлана.
По преданию, Богородица явилась хану во сне, после чего Тамерлан отступил от Москвы без боя. На месте встречи, «сретения» иконы был основан знаменитый Сретенский монастырь.
Владимирскую икону поместили слева от царских врат в Успенском соборе Кремля. Перед ней венчались на царство русские государи и утверждались на кафедру московские митрополиты. В 1917 году перед Владимирской иконой был избран Патриархом Московским святитель Тихон (Беллавин).
С 1930 года икона находится в Государственной Третьяковской галерее. С 1999 года в храме-музее при Третьяковской галерее в честь свт. Николая в Толмачах.
Иконография Владимирской иконы Божией матери
Владимирский образ — выносная икона, которую использовали во время торжественных процессий и крестных ходов. На обратной стороне есть изображение, которое также могли видеть верующие.
«Этимасия» — то есть «Престол уготованный»
Покрытый красной тканью престол, приготовленный для Второго
Пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых.
На престоле Евангелие в золотом окладе; гвозди и терновый венец — орудия мучений Спасителя; и белый голубь —символ Святого Духа.
Орудия страстей
За престолом стоит Голгофский крест, на котором распяли Христа.
Рядом копье, которым Ему пробили ребро и трость с губкой, которой предлагали утолить жажду во время страданий на Кресте.
Драгоценный оклад Владимирской иконы
У Владимирской иконы было несколько драгоценных окладов. Сохранившиеся оклады находятся отдельно от иконы в Оружейной палате в Москве.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 4:
Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 8
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.
Владимирская икона Божией Матери: история происхождения
Владимирская икона Божией Матери изображает Богородицу. Она является одной из самых почитаемых реликвий Русской Православной Церкви.
Владимирская икона Божией Матери: предание
По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».
Владимирская икона Божией Матери
До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.
Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.
Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери[1].
Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.
Владимирская икона Божией Матери
В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.
Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.
Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. «стояние на Угре»): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.
Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня) вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.
Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.
Иконография Владимирской Божией Матери
Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (ελεουσα — «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα — «Сладкое лобзание»). Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.
Иконографическая схема включает две фигуры — Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа «Умиление»: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».
В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится Его будущее оплакивание.
Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником»[2]. Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в. написали изображение престола (этимасии — «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом — Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу — пол алтарного настила. Богословское толкование этимасии основано на Святом Писании и сочинениях отцов Церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений — жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.
Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон. Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл Евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монастырской церкви она могла помещаться в алтаре как двусторонняя запрестольная икона[3]. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.
Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в.: «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери». Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская Церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (см.: Книга Степенная. М., 1775. Ч. 1. С. 552).
Существует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики[4], то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы. В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу Завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротонде Агиа Сорос во Влахернах. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города. Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.
Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.
Стиль Владимирской иконы Божией Матери
Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057—1185)[5]. Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.
В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией»[6]. «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи — неплотные, очень прозрачные; главное — в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. Сложная и прозрачная система соотношения тонов — зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений — приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света»[7].
Владимирская икона Божией Матери в храме свт. Николая в Толмачах
Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.
Владимирская икона Божией Матери в храме свт. Николая в Толмачах
Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода — времени, когда жил прославленный евангелист-иконописец, была плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но, в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.
Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери
С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:
Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.
Кондак Владимирской иконе Божией Матери, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.
Молитва Владимирской иконе Божией Матери
О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
[1] Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. — СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому пути, который проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…»
[2] Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. — М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.
[3] Там же, с. 137. Кроме того, Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе. Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.).
[4] Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь»…
[5]. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.
[6] Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.
Вы прочитали статью «Владимирская икона Божией Матери». Вам также может быть интересно:
Вновь обретенная икона-список «Богоматерь Владимирская» начала XVI века.
Часть 2
2. Престол Уготованный с орудиями Страстей Христовых. Оборот иконы-списка «Богоматерь Владимирская» начала XVI в. (1514). Вторая половина XVI – начала XVII вв. В период поновления святыни в 1514 году, проводившегося при личном участии митрополита Варлаама, был сделан список «в меру и подобие» для Успенского собора Московского Кремля – «Богоматерь Владимирская, с праздниками и святыми на полях» [3] (ил. 1). Мастер, написавший эту икону, очень точно повторил размер доски, пропорции широких полей, иконографию и композицию поновленного чудотворного образа, но на полях воспроизвел праздники с оклада митрополита Фотия, а между ними поместил образы святителей. На обороте иконы изображен Престол Уготованный с орудиями Страстей Христовых (ил. 2). Главная композиционная особенность списка 1514 года, полностью соответствующая древнему оригиналу, – высокое положение левой руки Богоматери, касающейся пальцами рукава одежды Младенца Христа. Показательно, что только после реставрации древней иконы при митрополите Варлааме, во время которой, вероятно, было восстановлено первоначальное положение высоко поднятой руки Богоматери, появились аналогичные по композиции иконы-списки. Первая из них – «Богоматерь Владимирская, с праздниками на полях».
Иконографические и стилистические аналогии
Возвращаясь вновь к привезенной в Москву в 2007 году иконе и сопоставляя ее с чудотворной «Богоматерью Владимирской» первой трети XII века, а также с главными списками «в меру и подобие» XV–XVI веков, не трудно определить ее место в ряду рассмотренных выше исторических этапов поновления и прославления древней святыни. Размеры иконной доски и полей, иконография и композиция этой иконы (будем называть ее «московской») полностью совпадают с древней чудотворной «Богоматерью Владимирской», поновленной в 1514 году, и ее кремлевским списком того же года (с праздниками на полях). Это однозначно свидетельствует, что возвращенная икона является вторым точным списком древней чудотворной «Богоматери Владимирской», созданным после ее поновления в 1514 году митрополитом Варлаамом. Сопоставление чудотворного оригинала и двух списков – кремлевского и московского – показывает, что они выполнены по прориси, снятой с поновленной древней иконы.
Несмотря на сильную потертость авторского красочного слоя и реставрационные прописи, стилистические особенности московского списка ясно читаются. Он хорошо вписывается в ряд произведений первой четверти XVI века. Его аналогии – одноименные иконы-списки, созданные во втором десятилетии столетия. Подобно возвращенной московской иконе, эти списки с большей или меньшей точностью воспроизводят чудотворную «Богоматерь Владимирскую» после ее поновления в 1514 году.
4. Богоматерь Владимирская. Храмовая икона из церкви Владимирской Богоматери в Вологде. Начало XVI в. Вологодский музей-заповедник Первый в этом ряду – храмовый образ из Владимирской церкви в Вологде [11] (ил. 4). Его размер намного превосходит чудотворный оригинал, в композиции также имеются некоторые отличия (левая рука Богоматери написана на вставке левкаса). Общие стилистические особенности этого образа в целом сопоставимы со стилем московского списка, который намного точнее повторяет поновленную чудотворную «Богоматерь Владимирскую».
5. Богоматерь Владимирская. Храмовая икона из Симонова монастыря в Москве. Первая четверть XVI в. ГТГ Вторая икона – крупный храмовый образ из московского Симонова монастыря [12] (ил. 5). Его появление в этой обители связано, видимо, с митрополитом Варлаамом, поставленным из архимандритов Симонова монастыря. Возможно, по желанию митрополита Варлаама мастер этого списка воспроизвел иконографию и композицию не древней чудотворной «Богоматери Владимирской», а ее чтимого «рублевского» списка начала XV века из владимирского Успенского собора (ил. 3), реставрированного в 1519 году в палатах митрополита при его личном участии. Его иконографические особенности – низко опущенная левая рука Богоматери, а также сплошное заполнение пространства между ликами Богородицы и Младенца Христа золотистой охрой, передающей цвет одежды Христа. Первоначальный красочный слой иконы из Симонова монастыря имеет многочисленные утраты и потертости. Но и при таком состоянии сохранности очевидно большое сходство ее стилистических особенностей с живописным исполнением возвращенной «Богоматери Владимирской».
6. Богоматерь Владимирская, в окладе. Икона-список из Покровского монастыря в Суздале. Начало XVI в. (после 1514). Владимиро-Суздальский музей Следующая икона – «Богоматерь Владимирская» в серебряном басменном окладе из Покровского монастыря в Суздале [13] (ил. 6). Размер ее доски по ширине равен древнему оригиналу, но высота немного меньше, так как нижнее поле уже верхнего поля. В отличие от рассмотренных выше икон начала XVI века, этот список, так же как и возвращенная московская икона, выполнен по прориси, снятой с поновленной чудотворной «Богоматери Владимирской». Композиция трех икон (поновленной в 1514 году древней святыни, московской иконы и «Богоматери Владимирской» из Покровского монастыря) почти идентична, но лики на списке из Покровского монастыря отличаются ярко выраженным своеобразием, глубоко личностным восприятием чудотворного образа иконописцем. Сохранившийся первоначальный серебряный оклад, имитирующий золотой оклад с двунадесятыми праздниками времени митрополита Фотия на чудотворной «Богоматери Владимирской», позволяет предположить, что подобный оклад первоначально мог быть и на рассматриваемой московской иконе.
Самая близкая аналогия возвращенной в Москву иконе – неоднократно упоминавшийся список «в меру и подобие» святыни, созданный в 1514 году для Успенского собора Московского Кремля ( ил. 1). Ныне он помещается в киоте слева от царских врат, в котором стояла унесенная из собора в 1918 году «Богоматерь Владимирская» XII века. Рассмотрим его подробнее и сопоставим с возвращенной иконой. Основное отличие двух икон в том, что на полях списка Успенского собора изображены двунадесятые праздники в киотчатых обрамлениях, имитирующие красками чеканные праздники на золотом окладе времени митрополита Фотия, давно ставшем неотъемлемой частью древнего чудотворного образа Богоматери Владимирской. Между праздниками – образы святителей, появление которых здесь вполне объяснимо: икона предназначалась для митрополичьего Успенского собора Кремля. Она была создана как икона-наместница древней святыни. Согласно документам XVII столетия ее носили в крестных ходах в плохую погоду вместо древней иконы. Вероятно, также использовали ее и в XVI веке. Поэтому убранство иконы-наместницы было относительно скромным. Ее оклад и венец были серебряные, сканные, с камнями и жемчугом. Образы Богоматери и Младенца Христа на этом списке отличаются монументальностью, торжественно-спокойным выражением ликов. Ее живописному исполнению свойственна плоскостная трактовка одежд, легкая моделировка ликов, светлая прозрачная красочная гамма, в которой на фоне коричневой одежды Богоматери сияет золотистая охра хитона Христа и каймы мафория Богоматери. Эти крупные красочные плоскости дополняет сине-зеленый цвет препоясания Младенца, чепца и рукава хитона Богоматери.
Живописное исполнение возвращенной иконы в своем первоначальном виде было близко этому списку, что становится очевидным при внимательном рассмотрении сохранившихся фрагментов авторской живописи. Неглубокий ковчег и пологая лузга московской иконы такие же, как на списке 1514 года. Очевидно, что оба списка созданы одновременно, в одной мастерской, по одной и той же прориси. При этом мастер московской иконы следовал прориси с предельной точностью. По очертаниям силуэта, рисунку рук Богородицы и ступней Младенца Христа она ближе к оригиналу, чем кремлевский список. Непередаваемое словами созерцательно-самоуглубленное и одновременно обращенное к молящемуся милосердно-сострадательное выражение лика Божией Матери на московской иконе также более напоминает древнюю святыню. Она является самым точным воспроизведением чудотворной «Богоматери Владимирской». В своем первозданном виде эта копия должна была выглядеть как «двойник» поновленного чудотворного образа. Фон новой иконы-списка, видимо, был золотой. В течение веков он многократно счищался, сейчас следы золота на нем не видны. Икона, по всей вероятности, сразу же была закрыта драгоценным окладом, в той или иной степени напоминавшим драгоценное убранство древнего чудотворного образа.
8. Престол Уготованный с орудиями Страстей Христовых. Начало XV в. Оборот чудотворной иконы «Богоматерь Владимирская» первой трети XII в. На московском списке рисунок креста точно такой же, как и на иконе Успенского собора. Но форма престола, более длинного и низкого, несколько отличается. По-другому нарисовано Евангелие с толстым обрезом, которое не лежит на престоле, а как будто поставлено на угол. Четыре гвоздя и терновый венец соответствуют их изображению на чудотворной иконе и на списке из Успенского собора.
Композиция на тыльной стороне возвращенной Владимирской иконы, как и на кремлевской иконе 1514 года, не является изначальной. Доска на обороте без ковчега, первоначальные шпонки были такие же, как заменившие их поздние, – врезные. Возможно, на обеих иконах-списках Престол Уготованный появился во второй половине XVI – начале XVII века, когда иконы стали чаще выносить в крестные ходы. Живопись на тыльной стороне обеих икон требует специального исследования, что позволит дать более точную датировку.
Остается ответить на последний вопрос: для какого храма или монастыря был создан в 1514 году второй список «в меру и подобие» древней чудотворной Владимирской иконы Богоматери, в XX веке оказавшийся за рубежом и ныне возвращенный в Москву. С уверенностью можно сказать, что к кремлевским монастырям и соборам, описи и иконные собрания которых хорошо изучены, он не имеет отношения. Можно также утверждать, что этот список, отличающийся высоким художественным качеством, не мог предназначаться для любого (пусть даже древнего и значительного) московского монастыря и тем более для городской церкви. Его иногороднее происхождение полностью исключается. Списки XV – первой четверти XVI века «в меру и подобие» древней святыни единичны, все они были созданы в периоды поновления чудотворного образа как иконы-наместницы. Несомненно, что возвращенная икона также была выполнена с определенной целью и по специальному заказу лица, имевшего близкие связи с теми людьми, благодаря которым в 1514 году была поновлена древняя святыня и сделан ее список (с праздниками на полях) для Успенского собора Кремля – то есть с великим московским князем Василием III и митрополитом Варлаамом.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Возвращенный в Москву из-за рубежа в 2007 году Богородичный образ является самым точным списком «в меру и подобие» древней чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, выполненным по прориси, снятой с поновленной в 1514 году митрополитом Варлаамом древней святыни. Его ближайшая аналогия – созданный по той же прориси список 1514 года, предназначенный для Успенского собора Московского Кремля и там сохранившийся.
2. Изображение Престола Уготованного с орудиями Страстей Христовых на обороте иконы не первоначальное. Возможно, оно появилось во второй половине XVI – начале XVII века, когда участие иконы в крестных ходах могло стать регулярным. Для уточнения его датировки необходимо специальное исследование. Ближайшая аналогия – одноименное изображение на иконе-списке 1514 года в Успенском соборе Московского Кремля, атрибуция которого также требует научного реставрационного и технико-технологического исследования.
3. Авторский красочный слой на иконе очень сильно потерт и смыт, сохранность его фрагментарная. Однако благодаря высоко профессиональной реставрации, выполненной опытным иконописцем (вероятно, М.И. Тюлиным), на иконе полностью восстановлен первоначальный внешний облик образов Богородицы и Младенца Христа, в которых адекватно передано их глубокое духовное содержание.
4. Происхождение иконы неизвестно. Анализ исторических источников позволяет с большой долей вероятности отождествить ее с древним храмовым образом московского Сретенского монастыря, согласно описи 1763 года, стоявшим в соборной церкви Владимирской Богоматери слева от царских врат.