список икон казанской божьей матери
Список икон казанской божьей матери
Почитаемые списки Казанской иконы
Русской Церковью особо почитались и два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский. Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам северных городов под руководством князя Дм. Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков.
После усердной молитвы русских воинов Богоматери перед Ее образом стало известно о видении прп. Сергия Радонежского греческому архиепископу Элассонскому Арсению, заточенному поляками в Кремле, объявившего ему о том, что заступничеством Царицы Небесной царствующий город освобождается от врагов.
Получив такую духовную поддержку Богоматери, 22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.
До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее кн. Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.
Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.
В следующем 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.
Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона.
История Казанской иконы Божией Матери
В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца. Чудом сохранившийся в революционное лихолетье, Петербургский список Казанской иконы хранится ныне в Князь-Владимирском соборе, дожидаясь возвращения на свое место в иконостасе Казанского собора после его восстановления.
История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.
Кроме этих трех икон множество других списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ. В редком храме не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.
Возвращение чтимого списка из Ватикана
После революции 1917 г. богоборческий режим безжалостно расправлялся с духовным достоянием русского народа и последовательно уничтожал драгоценные для верующего сердца святыни. Многие иконы ради их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров.
Один из списков Казанской иконы Божией матери, написанный в XVIII в. и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г. По некоторым предположениям эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.
Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой уже очень давно. В 1997 г. условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви в силу усложнившихся в последние годы отношений с Римом. В 2000 г. вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти, и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию.
В 2003 г. смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.
После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна-Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей. В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы, а сам визит к тому времени даже не фигурировал в качестве предмета межцерковных переговоров (Церковный вестник, № 9-10 (262-263) май 2003 г.).
В следующем 2004 г. Католическая Церковь принимает решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину воспринимается, с одной стороны, как великая милость Божия к русскому народу, и — с другой, как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью, свободным от недоброго соперничества, которым они были омрачены в последнее десятилетие. До принятия решения о постоянном месте пребывания этого образа он хранится в домовом храме рабочей резиденции Святейшего Патриарха в г. Москве.
— Казанская икона в Шлиссельбурге. Икона эта чтилась ещё в царствование царя Иоанна Васильевича Грозного и находится ныне в крепостной часовне.
В 1611 году крепость Орешек (нынешний Шлиссельбург) была взята шведами, а Казанская икона замурована в стене русской церкви, превращённой потом шведами в кирху. Здесь икона хранилась около ста лет.
В 1702 году Орешек был отбит русскими и назван Шлиссельбургом. Было замечено, что одно место в алтарной стене постоянно остаётся влажным. Сколько не возобновляли окраску и штукатурку, ничего не помогало. Однажды ночью стоявший тут на часах солдат увидел необыкновенный свет, исходивший из этой стены, а потом образовалась трещина, в которой показалась икона. Её вынули, и она прославилась чудесами.
— Казанская икона в Московском Высокопетровском монастыре. Икона эта в 1849 году принадлежала купеческой дочери, девице Татьяне Степановне Крашенинниковой, жившей в своём доме в приходе Благовещенской церкви, что на Бережках. В начале упомянутого года трижды во сне слышалось ей повеление оказывать помощь одержимым припадочными болезнями. Она стала собирать к себе таких больных, и они исцелялись от её домашней Казанской иконы. Число собиравшихся к Крашенинниковой людей до того стало велико, что они не помещались в доме и в сенях и ждали своей очереди на улице. Во избежание всяких нареканий на Крашенинникову митрополит Филарет предписал взять икону в Высокопетровский монастырь, где она продолжала подавать исцеления припадочным и расслабленным. Икона и поныне находится в этом монастыре: зимой в тёплой Сергиевской церкви, а летом в Боголюбской.
— Казанская икона в Вязниках, Владимирской губернии. В городе Вязниках, Владимирской губернии, в соборном храме есть древняя чудотворная икона, известная около 3 веков. Следствие о ней производилось в 1624 году. По указу государя Михаила Фёдоровича и по благословению патриарха Филарета в Вязниковскую слободу были присланы из Москвы следователи. Они были свидетелями чудес. 13 октября во время литургии был исцелён дьячок Иродион, который многие годы был «умом повреждён и внутренним недугом болезновал». Тогда же исцелилась крестьянка Владимирского уезда, деревни Насекиной, Ксения Семёнова, не видевшая много лет одним глазом. Придя по обету к иконе, она выпила святой воды, омыла глаза и прозрела. Икона была признана чудотворною.
— Казанская икона в Нижнем-Ломове, Пензенской губернии. В 1643 году в двух верстах от лежащего в нынешней Пензенской губернии города Нижнего Ломова эта икона явилась на источнике казаку Андрею Набокову. Жители устроили на месте явления деревянную часовню, а через пять лет царь Михаил Феодорович разрешил выстроить церковь и приказал быть монастырю. Для церкви им были посланы ризы, книги и утварь. Икона просияла многими чудесами. В грамоте Петра Великого её называют чудотворною и «многоцелебною». Размерами она на 1/4 аршина менее подлинной Казанской иконы.
— Казанская икона в селе Кузминках. Церковь села Кузминки расположена на красивом возвышенном холме близ Царского Села, под Петербургом. В апреле 1826 года местному священнику крестьянка села Александровки Мария Екимова рассказала, что ей три ночи подряд являлась прекрасная Женщина в белом одеянии и, будя её, приказывала идти на реку под гору, чтобы взять Её икону. Всякий раз ворота избы оказывались растворёнными, хотя никто не проходил. В третью ночь Екимова вышла в растворённые ворота, у которых деревянный запор оказался переломленным, и увидела, что в лучах необыкновенного света спустилась икона и остановилась на берегу реки Кузьминки, на лугу за их огородом. По освидетельствовании причтом кузьминской церкви с благочинным царскосельской Знаменской церкви донесено было митрополиту Серафиму, и по его благословению чудесно явившаяся икона была поставлена в кузьминскую церковь, в приходе которой лежит Александровка. Перенесённая в церковь икона прославилась многими чудесами.
— Казанская икона в селе Павловском. В версте от села Павловского, Звенигородского уезда, Московской губернии, был источник под названием «Святой колодец».
Один павловский крестьянин от невоздержанной жизни безнадёжно заболел. Тогда Богоматерь во сне сказала одному благочестивому павловскому крестьянину: «Объяви больному, чтобы он молил о своём исцелении Богоматерь, сходил бы умыться на «Святой колодец» и перестал бы жить невоздержанно: иначе умрёт без покаяния». Больной приполз к источнику и, умывшись, стал здоров. Икона, явившаяся у колодца на дереве этому крестьянину, перенесена в приходскую Павловскую церковь. Усердием павловских крестьян над колодцем была построена часовня.
— Казанская-Табынская икона. Село Табынское лежит в Стерлитамакском уезде, Уфимской губернии. Икона прославилась многими чудесами. Явилась она во второй половине XVI века иеродиакону монастыря, лежавшего близ указанного села, на большом камне у подошвы горы, над источником, называвшимся «Святые ключи». Икону носили в Уфу и Казань и поставили затем в монастыре. С 1676 года сведений об иконе нет. В первую половину XVIII века её нашли башкиры и надругались над ней. В наказание они ослепли и долго блуждали по лесу, пока один, раскаявшись, не прозрел.
В 9-ю пятницу по Пасхе, когда была обретена икона, многие тысячи народа собираются в село Табынское, а в следующее воскресенье икону носят на «Святые ключи».
— Казанская-Каташинская икона. Она пребывает в Каташинском Николаевском мужском монастыре, Черниговской губернии, куда принесена из Стародуба в XVIII веке по грамоте архиепископа черниговского Иоанна Максимовича. Явилась она в лесу у села Белого-Колодезя священнику и стояла затем в Белоколодезской церкви. Во время шведского нашествия перенесена в Стародуб, а после Полтавской битвы в Каташинский монастырь.
— Казанская икона в Суздале. Икона эта стоит в Суздале, в храме на базарной площади, у Красных ворот. Она писана в XII веке благоговейным иноком Шартомского Николаевского монастыря Иоакимом. Написав икону, Иоаким отнёс её в город Суздаль и остался жить в этом городе, в особой хижине при церкви, куда поставил икону.
В 1728 году, копая фундамент для новой церкви во имя Казанской иконы, нашли гроб инока Иоакима целым. Епископ суздальский Иоаким, знавший об этом иноке, велел не трогать гроба. Благоговейный иконописец покоится под западной стеной храма, посвящённого иконе, которую он по воле Богоматери начертал.
— Казанская икона в Каргополе. Эта икона прославилась в 1714 году. Раньше она принадлежала каргопольской вдове Марфе Васильевне Пономарёвой. 14 февраля 1724 года из правого ока иконы потекли слёзы. Священник, призванный Пономарёвой, перенёс икону в церковь, где истечение слёз повторилось опять из правого глаза – в тот же день, а 26 числа – из обоих глаз и на виду многих граждан. От иконы истекли чудеса.
— Казанская икона в Вологде. До 1812 года эта икона стояла в часовне епархиальной богадельни. В декабре 1811 года одна благочестивая старушка видела этот образ висящим под облаками близ Всехсвятской церкви, что на Глинках, и слышала от неё голос, предсказывавший великое бедствие (нашествие французов) за грехи народа. Это видение повторилось ей ещё 20 июня и 1 августа следующего года. Образ перенесён был в Глинковскую церковь. В холерные годы жители прибегали к этой иконе. Она имеет 1 аршин вышины и 1 ширины.
— Казанская икона в Витебске. Эта чтимая в Витебске икона находится в Марковом Свято-Троицком монастыре. Когда в 1654 году русские заняли Белоруссию, то была образована Полоцкая епархия; первого полоцкого епископа Каллиста патриарх Никон и благословил этой иконой.
Списки с чудотворной Казанской иконы. Чудотворные и особо чтимые копии с Казанской иконы Богоматери известны в следующих местах:
— Древний и местночтимый список Казанской иконы в слоб. Мурафе, Харьковской губернии, Богодуховского уезда. Во время войны с Карлом XII, когда шведы вступили в Малороссию и приближались к мосту через реку Мерчик, близ слободы Мурафы, жители её подняли эту икону и вышли к мосту. Шведами неожиданно овладел страх, и они покинули мост, предавшись неожиданному бегству и не причинив никакого вреда жителям Мурафы.
— В с. Черепахово, той же губернии, Лебединского уезда, в Казанском храме. Предание о ней говорит следующее: когда она была принесена в Москву для украшения, то в том доме, где она находилась, а также и в соседних домах не было моровой язвы, тогда как во всём городе она свирепствовала и уносила с собою в могилу тысячи жертв.
— В с. Ворожбе, той же губернии и уезда, в Покровском храме. Это самая древняя икона этого храма; риза её сделана в XIX веке. Как имя жертвователя, так равным образом и время поступления этой Казанской иконы Божией Матери в Покровский храм неизвестны.
— В слободе Гинеевке, Харьковской губернии, в Богородице-Рождественском храме. Время поступления её в храм также неизвестно, но в этой церкви она была уже в 1748 году.
— В Богородице-Рождественском храме слободы Константиновки, Харьковской губернии.
— В слободе Песках, Харьковской губернии, Изюмского уезда. Находится она в местной вознесенской церкви и особенно прославилась многочисленными чудесами в холерные годы – 1831, 1848 и 1854.
-В селе Каплуновке, в 20 верстах от Ахтырки, Харьковской губернии.
— В Ельце, Орловской губернии. Эта икона находится в соборном храме. На ней сделана следующая надпись: «Сей образ Божией Матери изволением Божиим спасён от нашествия Темир-Аксака (Тамерлана) в 1395 году и принесён из острога Талина в г. Елец». Неизвестно, почему она названа Казанской: может быть потому, что она – список с явившейся в 1579 году Казанской иконы, но может быть вследствие сходства изображений этих двух икон. Каждый год с этой иконой совершается крестный ход в бывший острог или крепость Талины, которая ныне превратилась в село Талицы.
— В Киеве, недалеко от Софийского собора, в Троицкой церкви. Икона называется «Златовратскою». В сделанной на ней надписи говорится: «Образ Пресвятыя Богородицы от Златых врат, перенесён лета от Адама 7202, от Рождества Христова 1699 октября 20 дня». В Киеве же есть и другая местночтимая Казанская икона; она находится в известных Ближних пещерах, в Воздвиженской церкви.
— В Рязанской губернии, в городе Зарайске, в местном соборном храме. Эта Казанская икона Богоматери принадлежит к числу местночтимых. Устроена она в 1673 году зарайским воеводой М.Ф. Карандеевым в память избавления города от нашествия крымских татар и была первоначально поставлена на городских воротах, а потом в XVIII веке перенесена в местный собор.
— В Казанском соборе города Нерехты, Костромской губернии. Эта местночтимая икона считается чудотворною и, по преданию, сохранилась невредимою во время пожара 1702 года, уничтожившего деревянную церковь. Ещё известны иконы Казанской Божией Матери в Костромской губернии в следующих местах: в Воскресенской церкви села Игодова, Галичского уезда, в с. Бушневе, Чухломского уезда, ив соборном храме г. Солигалича (вклад царствующего дома).
— В Дерманском монастыре, Волынской епархии. По словам монастырской описи 1776 года эта икона «от незапамятных времён слывёт благодатию чудес». От неё же получил прозрение 1 июля 1636 года иеромонах Авраамий. Ещё известны иконы в Волынской губернии в следующих местах: в Никольской церкви с. Малые Садочки и в Казанском храме с. Малые Дедеркалы, Кременецкого уезда; в селе Лопавши, Дубенского уезда, в Казанской церкви.
— В Курском Знаменском мужском монастыре. Сюда она перенесена в 1725 году из Карповской пустыни, почему и именуется ещё «Карповскою». В той же губернии есть Казанская икона Богоматери и в Знаменском Хотмыжском монастыре.
— В Смиловицкой приходской Успенской церкви, Минской губернии, Игуменского уезда; по преданию она найдена на дороге; от неё получили исцеление две женщины.
— В Казанской церкви города Тулы есть две древние иконы Казанской Божией Матери. Одна из них – дар царицы Наталии Кирилловны, а другая – дар митрополита казанского Маркела, по обещанию в 1698 году.
— В Троице-Сергиевой Лавре; в надписи на этой иконе говорится, что ею благословил Государя Императора Петра Великого во время шествия в низовый поход в Казань Тихон, митрополит казанский, в 1722 году.
— В Предтеченской церкви Алексеевского монастыря, в Угличе; пожертвована А.Ф. Микшиной и украшена жемчужной ризой.
— В Казанском-Головниковском женском монастыре, Московской губернии.
— В городе Воронеже, в Богородицко-Рождественской церкви. В Воронежской губернии известны списки в следующих местах: в с. Ключе, в г. Павловске; в с. Коротояке и с. Кучугурах.
— В Черниговской губернии: в м. Городище, Сосницкого уезда; в с. Покошичах, Королевского уезда и в с. Жуковке, Ичне и Марчихиной Буде.
— В Богоявленской церкви слободы Мстеры, Владимирской губернии.
— В Дорогобужском Болдине монастыре, Смоленской губернии.
— В Троицком соборе г. Тетюши, Казанской губернии, и в селе Красном Яре, той же губернии, Чистопольского уезда.
— В д. Зимино, Нолинского уезда, Вятской губернии.
— В Жадовской пустыни, Симбирской губернии, и в г. Алатыре, в Алатырском Свято-Троицком мужском монастыре.
— В селе Курба, Ярославского уезда, и с. Исаевском, Ярославской губернии, Ростовского уезда.
— В д. Темникове, Тамбовской губернии, в Преображенском соборе.
— В Чернеевском монастыре, той же губернии.
— В Московской Введенской церкви, в бывшем Ровенском монастыре.
— В Московской Христо-Рождественской церкви, в Кудрине.
— В Тамбовском кафедральном соборе.
— В с. Шамордине, Козельского уезда, Калужской губернии.
— В г. Иркутске, в соборной кафедральной Богоявленской церкви. с Нею ежегодно в первый летний месяц после посева ярового хлеба совершается крестный ход в селение Куда, в 19 верстах от Иркутска, для освящения полей. а оттуда и в соседние слободы.
— В Ситхинском соборном храме, на Аляске. Она сделана в России по заказу ситхинских креолов в начале 50 годов XIX столетия и отличается художественной работою.
Икона Богородицы Казанская (Петербургский список)
Празднование
История
Главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга является Казанская икона Божией Матери, во имя которой собор был построен в 1811 г. Эта икона, чудесным образом явленная в г. Казани в 1579 г., является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире.
День чудесного явления образа (8/21 июля) стал ежегодно отмечаться как большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России. В том же 1579 г. царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых, как и сама изначальная икона, были признаны чудотворными.
Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как Покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы (8/21 июля и 22 октября/4 ноября) из местных — московских и казанских — стали общероссийскими.
При Петре I в Санкт-Петербург привозят Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра. Согласно последним исследованиям она была списком (копией) с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для нее архитектором А.Н. Воронихиным. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.
Ниже приводится историко-археологический очерк об истории Чудотворной Казанской иконы Божией матери, которая находится в Санкт-Петербурге. Автором очерка является ныне покойный доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии В.Н. Некрасов.
Помимо дара чудотворения, она представляет большой интерес в том отношении, что в прежнее время, а именно, в XIX и начале XX столетий, существовали разнообразные, иногда совершенно противоположные, взгляды на происхождение этой иконы, но единого, общепризнанного мнения по этому вопросу так и не было выработано. Не возбуждали спора только основные факты, относящиеся к истории первообраза Казанской иконы. Как известно, оригинал Казанской иконы, составляющий разновидность Одигитрии, был чудесным образом открыт в 1579 г., 8 июля (с/ст.), в г. Казани на месте пожара, истребившего незадолго перед этим значительную часть города. Список, или копия с новоявленной иконы вместе с описанием чудес, происшедших от нее, были вскоре отосланы в Москву царю Ивану Васильевичу IV Грозному.
Казанская чудотворная икона Божией Матери быстро сделалась известной в широких массах русского православного народа и стала одним из наиболее почитаемых в России изображений Царицы небесной. Постепенно появилось множество списков с нее, распространившихся по лицу русской земли. В 1611 г. Казанскую икону Божией Матери, подлинную или список с нее взяло с собой казанское ополчение, которое отправилось под Москву на помощь войскам Трубецкого и Заруцкого, пытавшихся освободить столицу России от польско-литовских интервентов.
Одушевленные чудотворным образом русские ополчения в мае 1611 г. отбили у поляков Новодевичий монастырь. Но успехи русских войск этим и ограничились; среди ополчений начались разногласия и ссоры. Казанская дружина направилась в обратный путь. В Ярославле соратники встретились с нижегородским ополчением, которое под предводительством князя Д.М. Пожарского и Козьмы Минина шло на освобождение Москвы от поляков, и передали нижегородцам свою чудотворную икону, взамен которой в Казань был послан богато украшенный список с нее.
Проникнувшись глубокой верой в помощь свыше через чудотворный образ Царицы Небесной, ополчение Пожарского и Минина 22 октября 1612 г. взяло приступом Китай-город, а вскоре очистило и Кремль от поляков и литвы. После освобождения столицы от врага князь Д.М. Пожарский поставил Казанскую икону Богородицы, спутницу и помощницу его в походах и битвах, сперва в своей приходской церкви Введения (на Лубянке), а потом, в 1636 г., во вновь построенный им Казанский собор, вблизи Красной площади.
Царь Михаил Федорович, узнав о чудесах, бывших от иконы Казанской Богородицы, повелел чествовать в Москве чудотворный образ Богоматери дважды в год: 8 июля, в день явления иконы в Казани, и 22 октября, в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков.
В 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери делается общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича.
Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на московскую икону Казанской Богородицы не только как на избавительницу России от нашествия иноземцев, но и как на Покровительницу династии Романовых. Этот взгляд был усвоен и последующими царями из дома Романовых.
После основания в 1703 г. Петербурга и перенесения сюда столицы России Казанская икона Божией Матери стала предметом благоговейного почитания и на берегах Невы. В самом начале XVIII столетия здесь появляется чтимый чудотворный образ Казанской Богородицы, находившийся впоследствии с 1811 г. в Казанском соборе на Невском проспекте. В годины тяжелых испытаний русские люди прибегали к этому чудотворному образу, прося заступничества Царицы Небесной. Известно, например, что князь М.И. Кутузов, вождь русской армии в Отечественную войну 1812 года, возложил образ Божией Матери на себя, вверяя себя Ее всесильному охранению и помощи. После разгрома армии Наполеона он все серебро, отнятое казаками от французов, принес в дар Казанскому собору, считая победу над врагом проявлением милости Царицы Небесной.
После 1812 г. вера в чудотворное заступление Божией Матери ради молитв пред Ее чудотворным казанским образом еще более возросла у жителей Петербурга, считавших Богоматерь в лице Ее чудотворной Казанской иконы Покровительницей северной столицы.
В настоящее время Казанская икона Пресвятой Богородицы по-прежнему пользуется огромным уважением и почитанием со стороны верующих. Откуда же она происходит? По одному мнению, более других распространенному, эта икона, есть та самая икона, которая 8 июля 1579 г. явилась в Казани; в Смутное время она была взята в Москву, а оттуда в 1710 г. по повелению императора Петра I перенесена в Петербург.
Сказаний об этом раньше 30-х годов прошлого столетия не наблюдается. Но с конца 30-х годов это мнение, уже как исторический факт, стало входит в разные издания по истории Петербурга, а в конце 60-х годов вошло в «Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери с кратким описанием С.-Петербургского Казанского собора», в 1867 г.; затем, в «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», вып. I, отд. П, изданные в 1869 г. С.-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом. Здесь сказано, что явленная и чудотворная икона Казанской Божией Матери пребывала в Казани только до нашествия поляков на отечество в 1612 г.
В 1710 году священный памятник и свидетель изгнания поляков из Москвы и восшествия дома Романовых на царский престол — их семейный чудотворный образ Казанской Богоматери — по повелению императора Петра I перенесен из Москвы в Санкт-Петербург, в освящение новой на берегах Невы столицы.
Этими же словами говорит о перенесении Московской иконы Казанской Божией Матери в 1710 г. в Петербург и протоиерей Г.С. Дебольский в своей книге «Дни богослужения православной католической восточной церкви», т. I, 1901 г., издание 10, СПб, стр. 201-202. Но он не берется судить, подлинная это казанская икона, или же только список с нее (там же, стр. 198). Равным образом и в акафисте, составленном профессором Московской Духовной Академии П.С. Казанским для казанской иконы в Петербургском Казанском соборе и одобренном Синодом в 1867 г., говорится, что Петр Великий взял казанскую икону Богоматери из Москвы в Петербург — в Путеводительницу своему воинству … и, как ограждения и освящение новой столицы, в сердце города поставил (икос 5), но откуда и какую именно казанскую икону взял Петр I, об этом в акафисте ничего не сказано. В анонимной книжке под заглавием «Чудотворная Казанская икона Божией Матери, находящаяся в С.-Петербургском Казанском соборе», изд. 5, СПБ., 1896 г., цензор архимандрит Мефодий, стр. 8-9; 13-14 и в иллюстрированном издании «Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. С.-Петербургская епархия», СПБ., 1908 г., стр. 455а, проводится тот же взгляд на петербургскую икону Богородицы, как и в указанных выше «Историко-статистических сведениях о С.-Петербургской епархии». Священник Д. Булгаковский согласен с тем, что московская чудотворная икона Казанской Богородицы перенесена в Петербург повелением Петра I, но по его мнению, эта икона является списком с казанского первообраза.
Особое место занимают Г.З. Елисеев и архимандрит Никанор, которые, хотя и не занимаются вопросом о петербургской иконе Казанской Божией Матери, но положительно утверждают, что подлинная ЯВЛЕННАЯ Казанская икона Богородицы все время, до ее похищения в 1904 г., находилась в Казани, в женском Богородицком монастыре.
Чудотворный же образ Казанской Богородицы, бывший в ополчении Пожарского и Минина и впоследствии поставленный в московском Казанском соборе, был только СПИСКОМ с казанского оригинала. Списком же считают этот образ и Строев, протоиерей К. Фоменко, историк С. Соловьев, московский митрополит Макарий, А. Завьялов, И. Покровский, профессор А. Дмитриевский, архимандрит Ф. Поздеевский, Н. Романский — в «Русском Паломнике», Ив. Конобеевский и др. В доказательство правильности своего взгляда указанные лица ссылаются обычно на «Никоновскую летопись» и «Летопись о многих мятежах». В первой рассказывается, что в Смутное время казанские ратники, пришедшие на помощь русскому войску, стоящему под Москвой … «принесоша (же) из Казани Пречистые Богородицы СПИСАНИЕ (подчеркнуто мною, В.Н.) с Казанской иконы» (Русская летопись по Никонову списку, изд. 1792 г., VIII, стр. 167).
Во второй читаем: «…Принесоша из Казани образ Пречистые Богородицы, СПИСАННОЙ С КАЗАНСКИЕ»… (Летопись о многих мятежах, 1771 г., стр.236).
Таким образом, большинство авторов согласны в том, что московская чудотворная икона Казанской Богородицы не есть явленная икона Ее, обретенная в Казани, а есть один из многочисленных древних списков с казанского подлинника. В таком случае и петербургская икона, даже если бы она и оказалась тождественной с иконой московского Казанского собора, также будет всего лишь списком с Казанской явленной иконы, но никак не оригиналом. В действительности же петербургская и московская икона не имеют между собою ничего общего: это два различных списка с казанского прототипа.
Московский священник Н. Романский приводит ряд исторических свидетельств, подтверждающих, что московский список в XVII и XVIII столетиях пребывал именно в Москве, а не в другом каком-либо месте. Так, на нижнем поле московской иконы с лицевой стороны сделаны две надписи — одна от 1687 г., а другая от 1754 г. Первая гласит: «Сей пречистый образ поновлял Михаил Малютин»; а другая: «а сего 1754 года — паки сей святой образ поновляла госпожа баронесса Прасковья Ивановна Строганова». Подлинность второй надписи, по мнению отца Н. Романского, не подлежит сомнению, а по словам Г. Тренева, интересовавшегося вопросом о Казанской иконе Богородицы, подпись Малютина также подлинна и ему хорошо известна. Отсюда отец Н. Романский делает совершенно правильный вывод, что московская чудотворная икона Казанской Божией Матери не была перенесена в Петербург ни при Петре I, ни после него.
Большего внимания заслуживает мнение, опирающееся на архивные данные, по которым петербургская святыня является обетной иконой, выполненной по заказу вдовствующей царицы Парасковии Федоровны (1723), супруги царя Иоанна Алексеевича (…1796), брата Петра I. Таким образом она могла быть написана в самом конце XVII или в самом начале XVIII столетия.
К сторонникам этого мнения принадлежат протоиерей В. Жмакин, упомянутые выше А. Завьялов, Ф. Покровский и другие. По-видимому, некоторые архивные документы и последующая история петербургской иконы Казанской Божией Матери подтверждают их точку зрения.
Известно, что 2 марта 1727 г. в Синод поступило ходатайство «Церкви Рождества Богородицы, что на Петербургском острову, священника Ивана Стефанова с товарищами и приходских людей» (в числе 23 человека, В.Н.) о том, чтобы Синод дал распоряжение о возвращении в указанную церковь образа явления Казанской Пресвятой Богородицы из С.-Петербургского Троицкого собора, куда этот образ был взят в 1720 г Новгородским архиереем Феодосием, ибо «…Тот явления Казанской Пресвятой Богородицы образ по обещанию вновь написан и украшен достоблаженныя памяти царицы и великия княгини Парасковии Федоровны и от нас немалым иждивением». Просьба эта Синодом была удовлетворена, и образ Казанской Божией Матери, находившийся в церкви Рождества Богородицы на Петербургом острове (стороне), на Посадской улице, был перенесен туда, по всей вероятности, из Казанской часовни, стоявшей рядом с этой церковью и названной так, видимо, потому что там находилась икона Казанской Божией Матери. Часовня эта была устроена не позже 1707 г., т.к. в конце этого года, 25 ноября, император Петр I издал именной указ, которым повелевалось разобрать все построенные в Санкт-Петербурге часовни и обретающиеся в них иконы и книги передать в церковь. Если, как утверждает А. Завьялов, петербургская икона была, по его выражению, «сооружена» (т.е. написан новый образ) по обещанию царицы Парасковьи Федоровны и иждивением некоторых приходских людей и находилась сперва в Казанской часовне, то она могла появиться на свет на рубеже XVII и XVIII столетий. Но, по мнению отца Н. Романского, выражение «образ … вновь написан» следует понимать в смысле «вновь переписан», или полностью реставрирован. В доказательство такого понимания указанного выражения Н. Романский в своей статье приводит текст контракта, заключенного 31 мая 1754 г. Государственной конторой с московским купцом Шестаковым и крестьянином Сеземовым на исправление «разных ветхостей» в Московском Казанском соборе, кроме церковной утвари, риз и книг, согласно осмотру архитектора Д. Ухтомского.
В этом контрактеи реестре, поданном по исполнении контракта 8 февраля 1755 г. с отметками священников собора о проделанной реставрации, выражение «вновь написать» встречается не менее 8 раз в отношении разных обветшавших икон и имеет смысл, придаваемый ему Н. Романским. Например, «Во означенном (же) иконостасе образ Казанской Богородицы, образ Страстныя Богородицы И ОНЫЕ ЗА ВЕТХОСТЬ ВНОВЬ НАПИСАТЬ»; или «В олтаре на горнем месте Господа Саваофа, который обветшал, вновь написать» и т.д.
Таким образом, петербургская икона Казанской Божией Матери, как только реставрированная, а не «сооруженная» заново, значительно древнее, чем предполагает Завьялов и другие авторы, стоящие на той же точке зрения, и может относится в XVII или даже к концу XVI века. В этом нет ничего удивительного; как мы видели, список с казанской иконы был прислан вскоре же после ее обретения царю Ивану IV Грозному в Москву; можно полагать также, что в царских палатах в Москве находись и другие, такие же древние или более поздние списки Казанской иконы, как очень чтимой в царской фамилии. Одну из таких копий царская семья могла взять с собой при переселении в новую столицу и поместить на первых порах в Казанскую часовню, вблизи от домика Петра I. Эта копия и была реставрирована царицей Парасковьей Федоровной. Предположение о такой реставрации могло быть обосновано более твердо после надлежащей расчистки иконы, но это дело будущего, пока же приходится ограничиваться свидетельствами архивных документов. Из Казанской часовни, разобранной по указу в 1707 г., икону Казанской Божией Матери перенесли в церковь Рождества Богородицы, прихожанкой которой состояла вдовствующая императрица, а оттуда в 1737 г. вместе с другими тремя того же названия иконами во вновь построенную ее дочерью, императрицей Анной Иоанновной, каменную церковь также Рождества Богородицы на Невском проспекте и, наконец, в 1811 г. в Казанский собор, где она и находилась до закрытия собора. До 1727 г. эта икона нигде в документах чудотворная не называется, в этом же году по ходатайству перед святым Синодом притча и приходских людей Рождественской церкви было разрешено икону Казанской Богоматери выносить в дома прихожан «ради моления болящих». Очевидно, она прославилась даром чудотворения. А. Завьялов замечает по этому поводу, что, пока не открыты новые документы, 1727 г. и следует считать началом признания этой иконы чудотворной. Впрочем, он сам же допускает, что архиепископ Феодосий взял в 1720 году данную икону в Троицкий собор быть может в предположении, что она уже является чудотворною, почему и пользуется в народе таким почитанием, хотя специальное распоряжение святого Синода об отобрании в церкви икон, которые недавно оказались чудотворными, вышло 21 февраля 1722 г.
Для полноты картины не будет лишним указать размеры икон Казанской Божией Матери: явленной, московской и петербургской. Первая имеет размеры 6 х 5 вершков, вторая — 5 х 8 вершка, петербургская — 13 х 12 вершков. Богородица на явленной иконе, находившейся в Казани, представлена в красивом греческом типе с правильно построенным лицом с возвышенным выражением. Высокие художественные достоинства иконы и греческий характер лика Божией Матери свидетельствуют о принадлежности иконы кисти незаурядного художника и косвенно — о ее древнем происхождении. О первоначальном письме петербургской иконы судить трудно вследствие ее полной реставрации в начале XVIII или в конце XVII века. Лик Божией Матери на петербургской иконе в ее теперешнем виде, значительно уступает по исполнению лику Богородицы на Казанском оригинале: пропорции и формы лица менее совершенны, и уже не заметны черты греческого типа. Все вышеизложенное заставляет придти к выводу, что мнение священника Н. Романского о происхождении петербургской иконы Казанской Божией Матери можно считать наиболее приемлемым.
Доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии В.А. Некрасов