список икон казанской божьей матери

Список икон казанской божьей матери

список икон казанской божьей матери. Смотреть фото список икон казанской божьей матери. Смотреть картинку список икон казанской божьей матери. Картинка про список икон казанской божьей матери. Фото список икон казанской божьей матери

Почитаемые списки Казанской иконы

Русской Церковью особо почитались и два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский. Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам северных городов под руководством князя Дм. Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков.

После усердной молитвы русских воинов Богоматери перед Ее образом стало известно о видении прп. Сергия Радонежского греческому архиепископу Элассонскому Арсению, заточенному поляками в Кремле, объявившего ему о том, что заступничеством Царицы Небесной царствующий город освобождается от врагов.

Получив такую духовную поддержку Богоматери, 22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.

До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее кн. Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.

Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.

В следующем 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.

Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона.

История Казанской иконы Божией Матери

В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца. Чудом сохранившийся в революционное лихолетье, Петербургский список Казанской иконы хранится ныне в Князь-Владимирском соборе, дожидаясь возвращения на свое место в иконостасе Казанского собора после его восстановления.

История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.

Кроме этих трех икон множество других списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ. В редком храме не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.

Возвращение чтимого списка из Ватикана

После революции 1917 г. богоборческий режим безжалостно расправлялся с духовным достоянием русского народа и последовательно уничтожал драгоценные для верующего сердца святыни. Многие иконы ради их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров.

Один из списков Казанской иконы Божией матери, написанный в XVIII в. и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г. По некоторым предположениям эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.

Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой уже очень давно. В 1997 г. условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви в силу усложнившихся в последние годы отношений с Римом. В 2000 г. вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти, и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию.

В 2003 г. смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.

После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна-Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей. В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы, а сам визит к тому времени даже не фигурировал в качестве предмета межцерковных переговоров (Церковный вестник, № 9-10 (262-263) май 2003 г.).

В следующем 2004 г. Католическая Церковь принимает решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину воспринимается, с одной стороны, как великая милость Божия к русскому народу, и — с другой, как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью, свободным от недоброго соперничества, которым они были омрачены в последнее десятилетие. До принятия решения о постоянном месте пребывания этого образа он хранится в домовом храме рабочей резиденции Святейшего Патриарха в г. Москве.

— Казанская икона в Шлиссельбурге. Икона эта чтилась ещё в царствование царя Иоанна Васильевича Грозного и находится ныне в крепостной часовне.

В 1611 году крепость Орешек (нынешний Шлиссельбург) была взята шведами, а Казанская икона замурована в стене русской церкви, превращённой потом шведами в кирху. Здесь икона хранилась около ста лет.

В 1702 году Орешек был отбит русскими и назван Шлиссельбургом. Было замечено, что одно место в алтарной стене постоянно остаётся влажным. Сколько не возобновляли окраску и штукатурку, ничего не помогало. Однажды ночью стоявший тут на часах солдат увидел необыкновенный свет, исходивший из этой стены, а потом образовалась трещина, в которой показалась икона. Её вынули, и она прославилась чудесами.

— Казанская икона в Московском Высокопетровском монастыре. Икона эта в 1849 году принадлежала купеческой дочери, девице Татьяне Степановне Крашенинниковой, жившей в своём доме в приходе Благовещенской церкви, что на Бережках. В начале упомянутого года трижды во сне слышалось ей повеление оказывать помощь одержимым припадочными болезнями. Она стала собирать к себе таких больных, и они исцелялись от её домашней Казанской иконы. Число собиравшихся к Крашенинниковой людей до того стало велико, что они не помещались в доме и в сенях и ждали своей очереди на улице. Во избежание всяких нареканий на Крашенинникову митрополит Филарет предписал взять икону в Высокопетровский монастырь, где она продолжала подавать исцеления припадочным и расслабленным. Икона и поныне находится в этом монастыре: зимой в тёплой Сергиевской церкви, а летом в Боголюбской.

— Казанская икона в Вязниках, Владимирской губернии. В городе Вязниках, Владимирской губернии, в соборном храме есть древняя чудотворная икона, известная около 3 веков. Следствие о ней производилось в 1624 году. По указу государя Михаила Фёдоровича и по благословению патриарха Филарета в Вязниковскую слободу были присланы из Москвы следователи. Они были свидетелями чудес. 13 октября во время литургии был исцелён дьячок Иродион, который многие годы был «умом повреждён и внутренним недугом болезновал». Тогда же исцелилась крестьянка Владимирского уезда, деревни Насекиной, Ксения Семёнова, не видевшая много лет одним глазом. Придя по обету к иконе, она выпила святой воды, омыла глаза и прозрела. Икона была признана чудотворною.

— Казанская икона в Нижнем-Ломове, Пензенской губернии. В 1643 году в двух верстах от лежащего в нынешней Пензенской губернии города Нижнего Ломова эта икона явилась на источнике казаку Андрею Набокову. Жители устроили на месте явления деревянную часовню, а через пять лет царь Михаил Феодорович разрешил выстроить церковь и приказал быть монастырю. Для церкви им были посланы ризы, книги и утварь. Икона просияла многими чудесами. В грамоте Петра Великого её называют чудотворною и «многоцелебною». Размерами она на 1/4 аршина менее подлинной Казанской иконы.

— Казанская икона в селе Кузминках. Церковь села Кузминки расположена на красивом возвышенном холме близ Царского Села, под Петербургом. В апреле 1826 года местному священнику крестьянка села Александровки Мария Екимова рассказала, что ей три ночи подряд являлась прекрасная Женщина в белом одеянии и, будя её, приказывала идти на реку под гору, чтобы взять Её икону. Всякий раз ворота избы оказывались растворёнными, хотя никто не проходил. В третью ночь Екимова вышла в растворённые ворота, у которых деревянный запор оказался переломленным, и увидела, что в лучах необыкновенного света спустилась икона и остановилась на берегу реки Кузьминки, на лугу за их огородом. По освидетельствовании причтом кузьминской церкви с благочинным царскосельской Знаменской церкви донесено было митрополиту Серафиму, и по его благословению чудесно явившаяся икона была поставлена в кузьминскую церковь, в приходе которой лежит Александровка. Перенесённая в церковь икона прославилась многими чудесами.

— Казанская икона в селе Павловском. В версте от села Павловского, Звенигородского уезда, Московской губернии, был источник под названием «Святой колодец».

Один павловский крестьянин от невоздержанной жизни безнадёжно заболел. Тогда Богоматерь во сне сказала одному благочестивому павловскому крестьянину: «Объяви больному, чтобы он молил о своём исцелении Богоматерь, сходил бы умыться на «Святой колодец» и перестал бы жить невоздержанно: иначе умрёт без покаяния». Больной приполз к источнику и, умывшись, стал здоров. Икона, явившаяся у колодца на дереве этому крестьянину, перенесена в приходскую Павловскую церковь. Усердием павловских крестьян над колодцем была построена часовня.

— Казанская-Табынская икона. Село Табынское лежит в Стерлитамакском уезде, Уфимской губернии. Икона прославилась многими чудесами. Явилась она во второй половине XVI века иеродиакону монастыря, лежавшего близ указанного села, на большом камне у подошвы горы, над источником, называвшимся «Святые ключи». Икону носили в Уфу и Казань и поставили затем в монастыре. С 1676 года сведений об иконе нет. В первую половину XVIII века её нашли башкиры и надругались над ней. В наказание они ослепли и долго блуждали по лесу, пока один, раскаявшись, не прозрел.

В 9-ю пятницу по Пасхе, когда была обретена икона, многие тысячи народа собираются в село Табынское, а в следующее воскресенье икону носят на «Святые ключи».

— Казанская-Каташинская икона. Она пребывает в Каташинском Николаевском мужском монастыре, Черниговской губернии, куда принесена из Стародуба в XVIII веке по грамоте архиепископа черниговского Иоанна Максимовича. Явилась она в лесу у села Белого-Колодезя священнику и стояла затем в Белоколодезской церкви. Во время шведского нашествия перенесена в Стародуб, а после Полтавской битвы в Каташинский монастырь.

— Казанская икона в Суздале. Икона эта стоит в Суздале, в храме на базарной площади, у Красных ворот. Она писана в XII веке благоговейным иноком Шартомского Николаевского монастыря Иоакимом. Написав икону, Иоаким отнёс её в город Суздаль и остался жить в этом городе, в особой хижине при церкви, куда поставил икону.

В 1728 году, копая фундамент для новой церкви во имя Казанской иконы, нашли гроб инока Иоакима целым. Епископ суздальский Иоаким, знавший об этом иноке, велел не трогать гроба. Благоговейный иконописец покоится под западной стеной храма, посвящённого иконе, которую он по воле Богоматери начертал.

— Казанская икона в Каргополе. Эта икона прославилась в 1714 году. Раньше она принадлежала каргопольской вдове Марфе Васильевне Пономарёвой. 14 февраля 1724 года из правого ока иконы потекли слёзы. Священник, призванный Пономарёвой, перенёс икону в церковь, где истечение слёз повторилось опять из правого глаза – в тот же день, а 26 числа – из обоих глаз и на виду многих граждан. От иконы истекли чудеса.

— Казанская икона в Вологде. До 1812 года эта икона стояла в часовне епархиальной богадельни. В декабре 1811 года одна благочестивая старушка видела этот образ висящим под облаками близ Всехсвятской церкви, что на Глинках, и слышала от неё голос, предсказывавший великое бедствие (нашествие французов) за грехи народа. Это видение повторилось ей ещё 20 июня и 1 августа следующего года. Образ перенесён был в Глинковскую церковь. В холерные годы жители прибегали к этой иконе. Она имеет 1 аршин вышины и 1 ширины.

— Казанская икона в Витебске. Эта чтимая в Витебске икона находится в Марковом Свято-Троицком монастыре. Когда в 1654 году русские заняли Белоруссию, то была образована Полоцкая епархия; первого полоцкого епископа Каллиста патриарх Никон и благословил этой иконой.

Списки с чудотворной Казанской иконы. Чудотворные и особо чтимые копии с Казанской иконы Богоматери известны в следующих местах:

— Древний и местночтимый список Казанской иконы в слоб. Мурафе, Харьковской губернии, Богодуховского уезда. Во время войны с Карлом XII, когда шведы вступили в Малороссию и приближались к мосту через реку Мерчик, близ слободы Мурафы, жители её подняли эту икону и вышли к мосту. Шведами неожиданно овладел страх, и они покинули мост, предавшись неожиданному бегству и не причинив никакого вреда жителям Мурафы.

— В с. Черепахово, той же губернии, Лебединского уезда, в Казанском храме. Предание о ней говорит следующее: когда она была принесена в Москву для украшения, то в том доме, где она находилась, а также и в соседних домах не было моровой язвы, тогда как во всём городе она свирепствовала и уносила с собою в могилу тысячи жертв.

— В с. Ворожбе, той же губернии и уезда, в Покровском храме. Это самая древняя икона этого храма; риза её сделана в XIX веке. Как имя жертвователя, так равным образом и время поступления этой Казанской иконы Божией Матери в Покровский храм неизвестны.

— В слободе Гинеевке, Харьковской губернии, в Богородице-Рождественском храме. Время поступления её в храм также неизвестно, но в этой церкви она была уже в 1748 году.

— В Богородице-Рождественском храме слободы Константиновки, Харьковской губернии.

— В слободе Песках, Харьковской губернии, Изюмского уезда. Находится она в местной вознесенской церкви и особенно прославилась многочисленными чудесами в холерные годы – 1831, 1848 и 1854.

-В селе Каплуновке, в 20 верстах от Ахтырки, Харьковской губернии.

— В Ельце, Орловской губернии. Эта икона находится в соборном храме. На ней сделана следующая надпись: «Сей образ Божией Матери изволением Божиим спасён от нашествия Темир-Аксака (Тамерлана) в 1395 году и принесён из острога Талина в г. Елец». Неизвестно, почему она названа Казанской: может быть потому, что она – список с явившейся в 1579 году Казанской иконы, но может быть вследствие сходства изображений этих двух икон. Каждый год с этой иконой совершается крестный ход в бывший острог или крепость Талины, которая ныне превратилась в село Талицы.

— В Киеве, недалеко от Софийского собора, в Троицкой церкви. Икона называется «Златовратскою». В сделанной на ней надписи говорится: «Образ Пресвятыя Богородицы от Златых врат, перенесён лета от Адама 7202, от Рождества Христова 1699 октября 20 дня». В Киеве же есть и другая местночтимая Казанская икона; она находится в известных Ближних пещерах, в Воздвиженской церкви.

— В Рязанской губернии, в городе Зарайске, в местном соборном храме. Эта Казанская икона Богоматери принадлежит к числу местночтимых. Устроена она в 1673 году зарайским воеводой М.Ф. Карандеевым в память избавления города от нашествия крымских татар и была первоначально поставлена на городских воротах, а потом в XVIII веке перенесена в местный собор.

— В Казанском соборе города Нерехты, Костромской губернии. Эта местночтимая икона считается чудотворною и, по преданию, сохранилась невредимою во время пожара 1702 года, уничтожившего деревянную церковь. Ещё известны иконы Казанской Божией Матери в Костромской губернии в следующих местах: в Воскресенской церкви села Игодова, Галичского уезда, в с. Бушневе, Чухломского уезда, ив соборном храме г. Солигалича (вклад царствующего дома).

— В Дерманском монастыре, Волынской епархии. По словам монастырской описи 1776 года эта икона «от незапамятных времён слывёт благодатию чудес». От неё же получил прозрение 1 июля 1636 года иеромонах Авраамий. Ещё известны иконы в Волынской губернии в следующих местах: в Никольской церкви с. Малые Садочки и в Казанском храме с. Малые Дедеркалы, Кременецкого уезда; в селе Лопавши, Дубенского уезда, в Казанской церкви.

— В Курском Знаменском мужском монастыре. Сюда она перенесена в 1725 году из Карповской пустыни, почему и именуется ещё «Карповскою». В той же губернии есть Казанская икона Богоматери и в Знаменском Хотмыжском монастыре.

— В Смиловицкой приходской Успенской церкви, Минской губернии, Игуменского уезда; по преданию она найдена на дороге; от неё получили исцеление две женщины.

— В Казанской церкви города Тулы есть две древние иконы Казанской Божией Матери. Одна из них – дар царицы Наталии Кирилловны, а другая – дар митрополита казанского Маркела, по обещанию в 1698 году.

— В Троице-Сергиевой Лавре; в надписи на этой иконе говорится, что ею благословил Государя Императора Петра Великого во время шествия в низовый поход в Казань Тихон, митрополит казанский, в 1722 году.

— В Предтеченской церкви Алексеевского монастыря, в Угличе; пожертвована А.Ф. Микшиной и украшена жемчужной ризой.

— В Казанском-Головниковском женском монастыре, Московской губернии.

— В городе Воронеже, в Богородицко-Рождественской церкви. В Воронежской губернии известны списки в следующих местах: в с. Ключе, в г. Павловске; в с. Коротояке и с. Кучугурах.

— В Черниговской губернии: в м. Городище, Сосницкого уезда; в с. Покошичах, Королевского уезда и в с. Жуковке, Ичне и Марчихиной Буде.

— В Богоявленской церкви слободы Мстеры, Владимирской губернии.

— В Дорогобужском Болдине монастыре, Смоленской губернии.

— В Троицком соборе г. Тетюши, Казанской губернии, и в селе Красном Яре, той же губернии, Чистопольского уезда.

— В д. Зимино, Нолинского уезда, Вятской губернии.

— В Жадовской пустыни, Симбирской губернии, и в г. Алатыре, в Алатырском Свято-Троицком мужском монастыре.

— В селе Курба, Ярославского уезда, и с. Исаевском, Ярославской губернии, Ростовского уезда.

— В д. Темникове, Тамбовской губернии, в Преображенском соборе.

— В Чернеевском монастыре, той же губернии.

— В Московской Введенской церкви, в бывшем Ровенском монастыре.

— В Московской Христо-Рождественской церкви, в Кудрине.

— В Тамбовском кафедральном соборе.

— В с. Шамордине, Козельского уезда, Калужской губернии.

— В г. Иркутске, в соборной кафедральной Богоявленской церкви. с Нею ежегодно в первый летний месяц после посева ярового хлеба совершается крестный ход в селение Куда, в 19 верстах от Иркутска, для освящения полей. а оттуда и в соседние слободы.

— В Ситхинском соборном храме, на Аляске. Она сделана в России по заказу ситхинских креолов в начале 50 годов XIX столетия и отличается художественной работою.

Источник

Икона Богородицы Казанская (Петербургский список)

Празднование

История

Глав­ной свя­ты­ней Ка­зан­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Санкт-Пе­тер­бур­га яв­ля­ет­ся Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, во имя ко­то­рой со­бор был по­стро­ен в 1811 г. Эта ико­на, чу­дес­ным об­ра­зом яв­лен­ная в г. Ка­за­ни в 1579 г., яв­ля­ет­ся од­ной из са­мых по­чи­та­е­мых икон во всем пра­во­слав­ном ми­ре.

День чу­дес­но­го яв­ле­ния об­ра­за (8/21 июля) стал еже­год­но от­ме­чать­ся как боль­шой празд­ник вна­ча­ле в Ка­за­ни, а за­тем и по всей Рос­сии. В том же 1579 г. царь Иван Гроз­ный ос­но­вал в Ка­за­ни мо­на­стырь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в ко­то­рый и бы­ла по­ме­ще­на об­ре­тен­ная ико­на. С нее сде­ла­ли несколь­ко ко­пий, неко­то­рые из ко­то­рых, как и са­ма из­на­чаль­ная ико­на, бы­ли при­зна­ны чу­до­твор­ны­ми.

Со вре­мен ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча ико­на ста­ла рас­смат­ри­вать­ся как По­кро­ви­тель­ни­ца до­ма Ро­ма­но­вых и празд­ни­ки во имя ико­ны (8/21 июля и 22 ок­тяб­ря/4 но­яб­ря) из мест­ных — мос­ков­ских и ка­зан­ских — ста­ли об­ще­рос­сий­ски­ми.

При Пет­ре I в Санкт-Пе­тер­бург при­во­зят Ка­зан­скую ико­ну, при­над­ле­жав­шую ца­ри­це Па­рас­ко­вии Фе­до­ровне, род­ствен­ни­це Пет­ра. Со­глас­но по­след­ним ис­сле­до­ва­ни­ям она бы­ла спис­ком (ко­пи­ей) с из­на­чаль­но­го ка­зан­ско­го про­то­ти­па. По­сле дли­тель­но­го на­хож­де­ния в церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы на Нев­ском про­спек­те, она бы­ла по­ме­ще­на в но­вом Ка­зан­ском ка­фед­раль­ном, ко­то­рый был воз­ве­ден для нее ар­хи­тек­то­ром А.Н. Во­ро­ни­хи­ным. Ка­зан­ская ико­на ста­ла од­ной из глав­ных пра­во­слав­ных свя­тынь Санкт-Пе­тер­бур­га.

Ни­же при­во­дит­ся ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­ги­че­ский очерк об ис­то­рии Чу­до­твор­ной Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей ма­те­ри, ко­то­рая на­хо­дит­ся в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Ав­то­ром очер­ка яв­ля­ет­ся ныне по­кой­ный до­цент Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии В.Н. Некра­сов.

По­ми­мо да­ра чу­до­тво­ре­ния, она пред­став­ля­ет боль­шой ин­те­рес в том от­но­ше­нии, что в преж­нее вре­мя, а имен­но, в XIX и на­ча­ле XX сто­ле­тий, су­ще­ство­ва­ли раз­но­об­раз­ные, ино­гда со­вер­шен­но про­ти­во­по­лож­ные, взгля­ды на про­ис­хож­де­ние этой ико­ны, но еди­но­го, об­ще­при­знан­но­го мне­ния по это­му во­про­су так и не бы­ло вы­ра­бо­та­но. Не воз­буж­да­ли спо­ра толь­ко ос­нов­ные фак­ты, от­но­ся­щи­е­ся к ис­то­рии пер­во­об­ра­за Ка­зан­ской ико­ны. Как из­вест­но, ори­ги­нал Ка­зан­ской ико­ны, со­став­ля­ю­щий раз­но­вид­ность Оди­гит­рии, был чу­дес­ным об­ра­зом от­крыт в 1579 г., 8 июля (с/ст.), в г. Ка­за­ни на ме­сте по­жа­ра, ис­тре­бив­ше­го неза­дол­го пе­ред этим зна­чи­тель­ную часть го­ро­да. Спи­сок, или ко­пия с но­во­яв­лен­ной ико­ны вме­сте с опи­са­ни­ем чу­дес, про­ис­шед­ших от нее, бы­ли вско­ре ото­сла­ны в Моск­ву ца­рю Ива­ну Ва­си­лье­ви­чу IV Гроз­но­му.

Ка­зан­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри быст­ро сде­ла­лась из­вест­ной в ши­ро­ких мас­сах рус­ско­го пра­во­слав­но­го на­ро­да и ста­ла од­ним из наи­бо­лее по­чи­та­е­мых в Рос­сии изо­бра­же­ний Ца­ри­цы небес­ной. По­сте­пен­но по­яви­лось мно­же­ство спис­ков с нее, рас­про­стра­нив­ших­ся по ли­цу рус­ской зем­ли. В 1611 г. Ка­зан­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, под­лин­ную или спи­сок с нее взя­ло с со­бой ка­зан­ское опол­че­ние, ко­то­рое от­пра­ви­лось под Моск­ву на по­мощь вой­скам Тру­бец­ко­го и За­руц­ко­го, пы­тав­ших­ся осво­бо­дить сто­ли­цу Рос­сии от поль­ско-ли­тов­ских ин­тер­вен­тов.

Оду­шев­лен­ные чу­до­твор­ным об­ра­зом рус­ские опол­че­ния в мае 1611 г. от­би­ли у по­ля­ков Но­во­де­ви­чий мо­на­стырь. Но успе­хи рус­ских войск этим и огра­ни­чи­лись; сре­ди опол­че­ний на­ча­лись раз­но­гла­сия и ссо­ры. Ка­зан­ская дру­жи­на на­пра­ви­лась в об­рат­ный путь. В Яро­слав­ле со­рат­ни­ки встре­ти­лись с ни­же­го­род­ским опол­че­ни­ем, ко­то­рое под пред­во­ди­тель­ством кня­зя Д.М. По­жар­ско­го и Козь­мы Ми­ни­на шло на осво­бож­де­ние Моск­вы от по­ля­ков, и пе­ре­да­ли ни­же­го­род­цам свою чу­до­твор­ную ико­ну, вза­мен ко­то­рой в Ка­зань был по­слан бо­га­то укра­шен­ный спи­сок с нее.

Про­ник­нув­шись глу­бо­кой ве­рой в по­мощь свы­ше через чу­до­твор­ный об­раз Ца­ри­цы Небес­ной, опол­че­ние По­жар­ско­го и Ми­ни­на 22 ок­тяб­ря 1612 г. взя­ло при­сту­пом Ки­тай-го­род, а вско­ре очи­сти­ло и Кремль от по­ля­ков и лит­вы. По­сле осво­бож­де­ния сто­ли­цы от вра­га князь Д.М. По­жар­ский по­ста­вил Ка­зан­скую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы, спут­ни­цу и по­мощ­ни­цу его в по­хо­дах и бит­вах, спер­ва в сво­ей при­ход­ской церк­ви Вве­де­ния (на Лу­бян­ке), а по­том, в 1636 г., во вновь по­стро­ен­ный им Ка­зан­ский со­бор, вбли­зи Крас­ной пло­ща­ди.

Царь Ми­ха­ил Фе­до­ро­вич, узнав о чу­де­сах, быв­ших от ико­ны Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы, по­ве­лел че­ство­вать в Москве чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри два­жды в год: 8 июля, в день яв­ле­ния ико­ны в Ка­за­ни, и 22 ок­тяб­ря, в па­мять осво­бож­де­ния Моск­вы от ино­зем­ных за­хват­чи­ков.

В 1649 г. по ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча мест­ный мос­ков­ский (и ка­зан­ский) празд­ник в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри де­ла­ет­ся об­ще­рос­сий­ским. По­во­дом к это­му ука­зу по­слу­жи­ло рож­де­ние во вре­мя все­нощ­ной служ­бы на 22 ок­тяб­ря на­след­ни­ка, ца­ре­ви­ча Дмит­рия Алек­се­е­ви­ча.

Это ра­дост­ное для ца­ря со­бы­тие бы­ло при­пи­са­но им ми­ло­сти Ма­те­ри Бо­жи­ей, и с это­го вре­ме­ни Алек­сей Ми­хай­ло­вич на­чи­на­ет смот­реть на мос­ков­скую ико­ну Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы не толь­ко как на из­ба­ви­тель­ни­цу Рос­сии от на­ше­ствия ино­зем­цев, но и как на По­кро­ви­тель­ни­цу ди­на­стии Ро­ма­но­вых. Этот взгляд был усво­ен и по­сле­ду­ю­щи­ми ца­ря­ми из до­ма Ро­ма­но­вых.

По­сле ос­но­ва­ния в 1703 г. Пе­тер­бур­га и пе­ре­не­се­ния сю­да сто­ли­цы Рос­сии Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри ста­ла пред­ме­том бла­го­го­вей­но­го по­чи­та­ния и на бе­ре­гах Невы. В са­мом на­ча­ле XVIII сто­ле­тия здесь по­яв­ля­ет­ся чти­мый чу­до­твор­ный об­раз Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы, на­хо­див­ший­ся впо­след­ствии с 1811 г. в Ка­зан­ском со­бо­ре на Нев­ском про­спек­те. В го­ди­ны тя­же­лых ис­пы­та­ний рус­ские лю­ди при­бе­га­ли к это­му чу­до­твор­но­му об­ра­зу, про­ся за­ступ­ни­че­ства Ца­ри­цы Небес­ной. Из­вест­но, на­при­мер, что князь М.И. Ку­ту­зов, вождь рус­ской ар­мии в Оте­че­ствен­ную вой­ну 1812 го­да, воз­ло­жил об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри на се­бя, вве­ряя се­бя Ее все­силь­но­му охра­не­нию и по­мо­щи. По­сле раз­гро­ма ар­мии На­по­лео­на он все се­реб­ро, от­ня­тое ка­за­ка­ми от фран­цу­зов, при­нес в дар Ка­зан­ско­му со­бо­ру, счи­тая по­бе­ду над вра­гом про­яв­ле­ни­ем ми­ло­сти Ца­ри­цы Небес­ной.

По­сле 1812 г. ве­ра в чу­до­твор­ное за­ступ­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри ра­ди мо­литв пред Ее чу­до­твор­ным ка­зан­ским об­ра­зом еще бо­лее воз­рос­ла у жи­те­лей Пе­тер­бур­га, счи­тав­ших Бо­го­ма­терь в ли­це Ее чу­до­твор­ной Ка­зан­ской ико­ны По­кро­ви­тель­ни­цей се­вер­ной сто­ли­цы.

В на­сто­я­щее вре­мя Ка­зан­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы по-преж­не­му поль­зу­ет­ся огром­ным ува­же­ни­ем и по­чи­та­ни­ем со сто­ро­ны ве­ру­ю­щих. От­ку­да же она про­ис­хо­дит? По од­но­му мне­нию, бо­лее дру­гих рас­про­стра­нен­но­му, эта ико­на, есть та са­мая ико­на, ко­то­рая 8 июля 1579 г. яви­лась в Ка­за­ни; в Смут­ное вре­мя она бы­ла взя­та в Моск­ву, а от­ту­да в 1710 г. по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Пет­ра I пе­ре­не­се­на в Пе­тер­бург.

Ска­за­ний об этом рань­ше 30-х го­дов про­шло­го сто­ле­тия не на­блю­да­ет­ся. Но с кон­ца 30-х го­дов это мне­ние, уже как ис­то­ри­че­ский факт, ста­ло вхо­дит в раз­ные из­да­ния по ис­то­рии Пе­тер­бур­га, а в кон­це 60-х го­дов во­шло в «Ска­за­ние о чу­до­твор­но-яв­лен­ной Ка­зан­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри с крат­ким опи­са­ни­ем С.-Пе­тер­бург­ско­го Ка­зан­ско­го со­бо­ра», в 1867 г.; за­тем, в «Ис­то­ри­ко-ста­ти­сти­че­ские све­де­ния о С.-Пе­тер­бург­ской епар­хии», вып. I, отд. П, из­дан­ные в 1869 г. С.-Пе­тер­бург­ским епар­хи­аль­ным ис­то­ри­ко-ста­ти­сти­че­ским ко­ми­те­том. Здесь ска­за­но, что яв­лен­ная и чу­до­твор­ная ико­на Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри пре­бы­ва­ла в Ка­за­ни толь­ко до на­ше­ствия по­ля­ков на оте­че­ство в 1612 г.

В 1710 го­ду свя­щен­ный па­мят­ник и сви­де­тель из­гна­ния по­ля­ков из Моск­вы и вос­ше­ствия до­ма Ро­ма­но­вых на цар­ский пре­стол — их се­мей­ный чу­до­твор­ный об­раз Ка­зан­ской Бо­го­ма­те­ри — по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Пет­ра I пе­ре­не­сен из Моск­вы в Санкт-Пе­тер­бург, в освя­ще­ние но­вой на бе­ре­гах Невы сто­ли­цы.

Эти­ми же сло­ва­ми го­во­рит о пе­ре­не­се­нии Мос­ков­ской ико­ны Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри в 1710 г. в Пе­тер­бург и про­то­и­е­рей Г.С. Де­боль­ский в сво­ей кни­ге «Дни бо­го­слу­же­ния пра­во­слав­ной ка­то­ли­че­ской во­сточ­ной церк­ви», т. I, 1901 г., из­да­ние 10, СПб, стр. 201-202. Но он не бе­рет­ся су­дить, под­лин­ная это ка­зан­ская ико­на, или же толь­ко спи­сок с нее (там же, стр. 198). Рав­ным об­ра­зом и в ака­фи­сте, со­став­лен­ном про­фес­со­ром Мос­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии П.С. Ка­зан­ским для ка­зан­ской ико­ны в Пе­тер­бург­ском Ка­зан­ском со­бо­ре и одоб­рен­ном Си­но­дом в 1867 г., го­во­рит­ся, что Петр Ве­ли­кий взял ка­зан­скую ико­ну Бо­го­ма­те­ри из Моск­вы в Пе­тер­бург — в Пу­те­во­ди­тель­ни­цу сво­е­му во­ин­ству … и, как ограж­де­ния и освя­ще­ние но­вой сто­ли­цы, в серд­це го­ро­да по­ста­вил (икос 5), но от­ку­да и ка­кую имен­но ка­зан­скую ико­ну взял Петр I, об этом в ака­фи­сте ни­че­го не ска­за­но. В ано­ним­ной книж­ке под за­гла­ви­ем «Чу­до­твор­ная Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­дя­ща­я­ся в С.-Пе­тер­бург­ском Ка­зан­ском со­бо­ре», изд. 5, СПБ., 1896 г., цен­зор ар­хи­манд­рит Ме­фо­дий, стр. 8-9; 13-14 и в ил­лю­стри­ро­ван­ном из­да­нии «Лав­ры, мо­на­сты­ри и хра­мы на Свя­той Ру­си. С.-Пе­тер­бург­ская епар­хия», СПБ., 1908 г., стр. 455а, про­во­дит­ся тот же взгляд на пе­тер­бург­скую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы, как и в ука­зан­ных вы­ше «Ис­то­ри­ко-ста­ти­сти­че­ских све­де­ни­ях о С.-Пе­тер­бург­ской епар­хии». Свя­щен­ник Д. Бул­га­ков­ский со­гла­сен с тем, что мос­ков­ская чу­до­твор­ная ико­на Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы пе­ре­не­се­на в Пе­тер­бург по­ве­ле­ни­ем Пет­ра I, но по его мне­нию, эта ико­на яв­ля­ет­ся спис­ком с ка­зан­ско­го пер­во­об­ра­за.

Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют Г.З. Ели­се­ев и ар­хи­манд­рит Ни­ка­нор, ко­то­рые, хо­тя и не за­ни­ма­ют­ся во­про­сом о пе­тер­бург­ской иконе Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, но по­ло­жи­тель­но утвер­жда­ют, что под­лин­ная ЯВЛЕННАЯ Ка­зан­ская ико­на Бо­го­ро­ди­цы все вре­мя, до ее по­хи­ще­ния в 1904 г., на­хо­ди­лась в Ка­за­ни, в жен­ском Бо­го­ро­диц­ком мо­на­сты­ре.

Чу­до­твор­ный же об­раз Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы, быв­ший в опол­че­нии По­жар­ско­го и Ми­ни­на и впо­след­ствии по­став­лен­ный в мос­ков­ском Ка­зан­ском со­бо­ре, был толь­ко СПИСКОМ с ка­зан­ско­го ори­ги­на­ла. Спис­ком же счи­та­ют этот об­раз и Стро­ев, про­то­и­е­рей К. Фо­мен­ко, ис­то­рик С. Со­ло­вьев, мос­ков­ский мит­ро­по­лит Ма­ка­рий, А. За­вья­лов, И. По­кров­ский, про­фес­сор А. Дмит­ри­ев­ский, ар­хи­манд­рит Ф. Поз­де­ев­ский, Н. Ро­ман­ский — в «Рус­ском Па­лом­ни­ке», Ив. Ко­но­бе­ев­ский и др. В до­ка­за­тель­ство пра­виль­но­сти сво­е­го взгля­да ука­зан­ные ли­ца ссы­ла­ют­ся обыч­но на «Ни­ко­нов­скую ле­то­пись» и «Ле­то­пись о мно­гих мя­те­жах». В пер­вой рас­ска­зы­ва­ет­ся, что в Смут­ное вре­мя ка­зан­ские рат­ни­ки, при­шед­шие на по­мощь рус­ско­му вой­ску, сто­я­ще­му под Моск­вой … «при­не­со­ша (же) из Ка­за­ни Пре­чи­стые Бо­го­ро­ди­цы СПИСАНИЕ (под­черк­ну­то мною, В.Н.) с Ка­зан­ской ико­ны» (Рус­ская ле­то­пись по Ни­ко­но­ву спис­ку, изд. 1792 г., VIII, стр. 167).

Во вто­рой чи­та­ем: «…При­не­со­ша из Ка­за­ни об­раз Пре­чи­стые Бо­го­ро­ди­цы, СПИСАННОЙ С КАЗАНСКИЕ»… (Ле­то­пись о мно­гих мя­те­жах, 1771 г., стр.236).

Та­ким об­ра­зом, боль­шин­ство ав­то­ров со­глас­ны в том, что мос­ков­ская чу­до­твор­ная ико­на Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы не есть яв­лен­ная ико­на Ее, об­ре­тен­ная в Ка­за­ни, а есть один из мно­го­чис­лен­ных древ­них спис­ков с ка­зан­ско­го под­лин­ни­ка. В та­ком слу­чае и пе­тер­бург­ская ико­на, да­же ес­ли бы она и ока­за­лась тож­де­ствен­ной с ико­ной мос­ков­ско­го Ка­зан­ско­го со­бо­ра, так­же бу­дет все­го лишь спис­ком с Ка­зан­ской яв­лен­ной ико­ны, но ни­как не ори­ги­на­лом. В дей­стви­тель­но­сти же пе­тер­бург­ская и мос­ков­ская ико­на не име­ют меж­ду со­бою ни­че­го об­ще­го: это два раз­лич­ных спис­ка с ка­зан­ско­го про­то­ти­па.

Мос­ков­ский свя­щен­ник Н. Ро­ман­ский при­во­дит ряд ис­то­ри­че­ских сви­де­тельств, под­твер­жда­ю­щих, что мос­ков­ский спи­сок в XVII и XVIII сто­ле­ти­ях пре­бы­вал имен­но в Москве, а не в дру­гом ка­ком-ли­бо ме­сте. Так, на ниж­нем по­ле мос­ков­ской ико­ны с ли­це­вой сто­ро­ны сде­ла­ны две над­пи­си — од­на от 1687 г., а дру­гая от 1754 г. Пер­вая гла­сит: «Сей пре­чи­стый об­раз по­нов­лял Ми­ха­ил Ма­лю­тин»; а дру­гая: «а се­го 1754 го­да — па­ки сей свя­той об­раз по­нов­ля­ла гос­по­жа ба­ро­нес­са Прас­ко­вья Ива­нов­на Стро­га­но­ва». Под­лин­ность вто­рой над­пи­си, по мне­нию от­ца Н. Ро­ман­ско­го, не под­ле­жит со­мне­нию, а по сло­вам Г. Тре­не­ва, ин­те­ре­со­вав­ше­го­ся во­про­сом о Ка­зан­ской иконе Бо­го­ро­ди­цы, под­пись Ма­лю­ти­на так­же под­лин­на и ему хо­ро­шо из­вест­на. От­сю­да отец Н. Ро­ман­ский де­ла­ет со­вер­шен­но пра­виль­ный вы­вод, что мос­ков­ская чу­до­твор­ная ико­на Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри не бы­ла пе­ре­не­се­на в Пе­тер­бург ни при Пет­ре I, ни по­сле него.

Боль­ше­го вни­ма­ния за­слу­жи­ва­ет мне­ние, опи­ра­ю­ще­е­ся на ар­хив­ные дан­ные, по ко­то­рым пе­тер­бург­ская свя­ты­ня яв­ля­ет­ся обет­ной ико­ной, вы­пол­нен­ной по за­ка­зу вдов­ству­ю­щей ца­ри­цы Па­рас­ко­вии Фе­до­ров­ны (1723), су­пру­ги ца­ря Иоан­на Алек­се­е­ви­ча (…1796), бра­та Пет­ра I. Та­ким об­ра­зом она мог­ла быть на­пи­са­на в са­мом кон­це XVII или в са­мом на­ча­ле XVIII сто­ле­тия.

К сто­рон­ни­кам это­го мне­ния при­над­ле­жат про­то­и­е­рей В. Жма­кин, упо­мя­ну­тые вы­ше А. За­вья­лов, Ф. По­кров­ский и дру­гие. По-ви­ди­мо­му, неко­то­рые ар­хив­ные до­ку­мен­ты и по­сле­ду­ю­щая ис­то­рия пе­тер­бург­ской ико­ны Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри под­твер­жда­ют их точ­ку зре­ния.

Из­вест­но, что 2 мар­та 1727 г. в Си­нод по­сту­пи­ло хо­да­тай­ство «Церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, что на Пе­тер­бург­ском ост­ро­ву, свя­щен­ни­ка Ива­на Сте­фа­но­ва с то­ва­ри­ща­ми и при­ход­ских лю­дей» (в чис­ле 23 че­ло­ве­ка, В.Н.) о том, чтобы Си­нод дал рас­по­ря­же­ние о воз­вра­ще­нии в ука­зан­ную цер­ковь об­ра­за яв­ле­ния Ка­зан­ской Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы из С.-Пе­тер­бург­ско­го Тро­иц­ко­го со­бо­ра, ку­да этот об­раз был взят в 1720 г Нов­го­род­ским ар­хи­ере­ем Фе­о­до­си­ем, ибо «…Тот яв­ле­ния Ка­зан­ской Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы об­раз по обе­ща­нию вновь на­пи­сан и укра­шен до­сто­бла­жен­ныя па­мя­ти ца­ри­цы и ве­ли­кия кня­ги­ни Па­рас­ко­вии Фе­до­ров­ны и от нас нема­лым ижди­ве­ни­ем». Прось­ба эта Си­но­дом бы­ла удо­вле­тво­ре­на, и об­раз Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­див­ший­ся в церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы на Пе­тер­бур­гом ост­ро­ве (сто­роне), на По­сад­ской ули­це, был пе­ре­не­сен ту­да, по всей ве­ро­ят­но­сти, из Ка­зан­ской ча­сов­ни, сто­яв­шей ря­дом с этой цер­ко­вью и на­зван­ной так, ви­ди­мо, по­то­му что там на­хо­ди­лась ико­на Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри. Ча­сов­ня эта бы­ла устро­е­на не поз­же 1707 г., т.к. в кон­це это­го го­да, 25 но­яб­ря, им­пе­ра­тор Петр I из­дал имен­ной указ, ко­то­рым по­веле­ва­лось разо­брать все по­стро­ен­ные в Санкт-Пе­тер­бур­ге ча­сов­ни и об­ре­та­ю­щи­е­ся в них ико­ны и кни­ги пе­ре­дать в цер­ковь. Ес­ли, как утвер­жда­ет А. За­вья­лов, пе­тер­бург­ская ико­на бы­ла, по его вы­ра­же­нию, «со­ору­же­на» (т.е. на­пи­сан но­вый об­раз) по обе­ща­нию ца­ри­цы Па­рас­ко­вьи Фе­до­ров­ны и ижди­ве­ни­ем неко­то­рых при­ход­ских лю­дей и на­хо­ди­лась спер­ва в Ка­зан­ской ча­совне, то она мог­ла по­явить­ся на свет на ру­бе­же XVII и XVIII сто­ле­тий. Но, по мне­нию от­ца Н. Ро­ман­ско­го, вы­ра­же­ние «об­раз … вновь на­пи­сан» сле­ду­ет по­ни­мать в смыс­ле «вновь пе­ре­пи­сан», или пол­но­стью ре­ста­ври­ро­ван. В до­ка­за­тель­ство та­ко­го по­ни­ма­ния ука­зан­но­го вы­ра­же­ния Н. Ро­ман­ский в сво­ей ста­тье при­во­дит текст кон­трак­та, за­клю­чен­но­го 31 мая 1754 г. Го­судар­ствен­ной кон­то­рой с мос­ков­ским куп­цом Ше­ста­ко­вым и кре­стья­ни­ном Се­зе­мо­вым на ис­прав­ле­ние «раз­ных вет­хо­стей» в Мос­ков­ском Ка­зан­ском со­бо­ре, кро­ме цер­ков­ной утва­ри, риз и книг, со­глас­но осмот­ру ар­хи­тек­то­ра Д. Ухтом­ско­го.

В этом кон­трак­теи ре­ест­ре, по­дан­ном по ис­пол­не­нии кон­трак­та 8 фев­ра­ля 1755 г. с от­мет­ка­ми свя­щен­ни­ков со­бо­ра о про­де­лан­ной ре­став­ра­ции, вы­ра­же­ние «вновь на­пи­сать» встре­ча­ет­ся не ме­нее 8 раз в от­но­ше­нии раз­ных об­вет­шав­ших икон и име­ет смысл, при­да­ва­е­мый ему Н. Ро­ман­ским. На­при­мер, «Во озна­чен­ном (же) ико­но­ста­се об­раз Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы, об­раз Страст­ныя Бо­го­ро­ди­цы И ОНЫЕ ЗА ВЕТХОСТЬ ВНОВЬ НАПИСАТЬ»; или «В ол­та­ре на гор­нем ме­сте Гос­по­да Са­ва­о­фа, ко­то­рый об­вет­шал, вновь на­пи­сать» и т.д.

Та­ким об­ра­зом, пе­тер­бург­ская ико­на Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, как толь­ко ре­ста­ври­ро­ван­ная, а не «со­ору­жен­ная» за­но­во, зна­чи­тель­но древ­нее, чем пред­по­ла­га­ет За­вья­лов и дру­гие ав­то­ры, сто­я­щие на той же точ­ке зре­ния, и мо­жет от­но­сит­ся в XVII или да­же к кон­цу XVI ве­ка. В этом нет ни­че­го уди­ви­тель­но­го; как мы ви­де­ли, спи­сок с ка­зан­ской ико­ны был при­слан вско­ре же по­сле ее об­ре­те­ния ца­рю Ива­ну IV Гроз­но­му в Моск­ву; мож­но по­ла­гать так­же, что в цар­ских па­ла­тах в Москве на­хо­дись и дру­гие, та­кие же древ­ние или бо­лее позд­ние спис­ки Ка­зан­ской ико­ны, как очень чти­мой в цар­ской фа­ми­лии. Од­ну из та­ких ко­пий цар­ская се­мья мог­ла взять с со­бой при пе­ре­се­ле­нии в но­вую сто­ли­цу и по­ме­стить на пер­вых по­рах в Ка­зан­скую ча­сов­ню, вбли­зи от до­ми­ка Пет­ра I. Эта ко­пия и бы­ла ре­ста­ври­ро­ва­на ца­ри­цей Па­рас­ко­вьей Фе­до­ров­ной. Пред­по­ло­же­ние о та­кой ре­став­ра­ции мог­ло быть обос­но­ва­но бо­лее твер­до по­сле над­ле­жа­щей рас­чист­ки ико­ны, но это де­ло бу­ду­ще­го, по­ка же при­хо­дит­ся огра­ни­чи­вать­ся сви­де­тель­ства­ми ар­хив­ных до­ку­мен­тов. Из Ка­зан­ской ча­сов­ни, разо­бран­ной по ука­зу в 1707 г., ико­ну Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри пе­ре­нес­ли в цер­ковь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, при­хо­жан­кой ко­то­рой со­сто­я­ла вдов­ству­ю­щая им­пе­ра­три­ца, а от­ту­да в 1737 г. вме­сте с дру­ги­ми тре­мя то­го же на­зва­ния ико­на­ми во вновь по­стро­ен­ную ее до­че­рью, им­пе­ра­три­цей Ан­ной Иоан­нов­ной, ка­мен­ную цер­ковь так­же Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы на Нев­ском про­спек­те и, на­ко­нец, в 1811 г. в Ка­зан­ский со­бор, где она и на­хо­ди­лась до за­кры­тия со­бо­ра. До 1727 г. эта ико­на ни­где в до­ку­мен­тах чу­до­твор­ная не на­зы­ва­ет­ся, в этом же го­ду по хо­да­тай­ству пе­ред свя­тым Си­но­дом прит­ча и при­ход­ских лю­дей Рож­де­ствен­ской церк­ви бы­ло раз­ре­ше­но ико­ну Ка­зан­ской Бо­го­ма­те­ри вы­но­сить в до­ма при­хо­жан «ра­ди мо­ле­ния бо­ля­щих». Оче­вид­но, она про­сла­ви­лась да­ром чу­до­тво­ре­ния. А. За­вья­лов за­ме­ча­ет по это­му по­во­ду, что, по­ка не от­кры­ты но­вые до­ку­мен­ты, 1727 г. и сле­ду­ет счи­тать на­ча­лом при­зна­ния этой ико­ны чу­до­твор­ной. Впро­чем, он сам же до­пус­ка­ет, что ар­хи­епи­скоп Фе­о­до­сий взял в 1720 го­ду дан­ную ико­ну в Тро­иц­кий со­бор быть мо­жет в пред­по­ло­же­нии, что она уже яв­ля­ет­ся чу­до­твор­ною, по­че­му и поль­зу­ет­ся в на­ро­де та­ким по­чи­та­ни­ем, хо­тя спе­ци­аль­ное рас­по­ря­же­ние свя­то­го Си­но­да об ото­бра­нии в церк­ви икон, ко­то­рые недав­но ока­за­лись чу­до­твор­ны­ми, вы­шло 21 фев­ра­ля 1722 г.

Для пол­но­ты кар­ти­ны не бу­дет лиш­ним ука­зать раз­ме­ры икон Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри: яв­лен­ной, мос­ков­ской и пе­тер­бург­ской. Пер­вая име­ет раз­ме­ры 6 х 5 верш­ков, вто­рая — 5 х 8 верш­ка, пе­тер­бург­ская — 13 х 12 верш­ков. Бо­го­ро­ди­ца на яв­лен­ной иконе, на­хо­див­шей­ся в Ка­за­ни, пред­став­ле­на в кра­си­вом гре­че­ском ти­пе с пра­виль­но по­стро­ен­ным ли­цом с воз­вы­шен­ным вы­ра­же­ни­ем. Вы­со­кие ху­до­же­ствен­ные до­сто­ин­ства ико­ны и гре­че­ский ха­рак­тер ли­ка Бо­жи­ей Ма­те­ри сви­де­тель­ству­ют о при­над­леж­но­сти ико­ны ки­сти неза­у­ряд­но­го ху­дож­ни­ка и кос­вен­но — о ее древ­нем про­ис­хож­де­нии. О пер­во­на­чаль­ном пись­ме пе­тер­бург­ской ико­ны су­дить труд­но вслед­ствие ее пол­ной ре­став­ра­ции в на­ча­ле XVIII или в кон­це XVII ве­ка. Лик Бо­жи­ей Ма­те­ри на пе­тер­бург­ской иконе в ее те­пе­реш­нем ви­де, зна­чи­тель­но усту­па­ет по ис­пол­не­нию ли­ку Бо­го­ро­ди­цы на Ка­зан­ском ори­ги­на­ле: про­пор­ции и фор­мы ли­ца ме­нее со­вер­шен­ны, и уже не за­мет­ны чер­ты гре­че­ско­го ти­па. Все вы­ше­из­ло­жен­ное за­став­ля­ет прид­ти к вы­во­ду, что мне­ние свя­щен­ни­ка Н. Ро­ман­ско­го о про­ис­хож­де­нии пе­тер­бург­ской ико­ны Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри мож­но счи­тать наи­бо­лее при­ем­ле­мым.

До­цент Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии В.А. Некра­сов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *