спиноза учение о субстанции и мышлении

Философия Б.Спинозы. Особенности его учения о субстанции

спиноза учение о субстанции и мышлении. Смотреть фото спиноза учение о субстанции и мышлении. Смотреть картинку спиноза учение о субстанции и мышлении. Картинка про спиноза учение о субстанции и мышлении. Фото спиноза учение о субстанции и мышлении спиноза учение о субстанции и мышлении. Смотреть фото спиноза учение о субстанции и мышлении. Смотреть картинку спиноза учение о субстанции и мышлении. Картинка про спиноза учение о субстанции и мышлении. Фото спиноза учение о субстанции и мышлении спиноза учение о субстанции и мышлении. Смотреть фото спиноза учение о субстанции и мышлении. Смотреть картинку спиноза учение о субстанции и мышлении. Картинка про спиноза учение о субстанции и мышлении. Фото спиноза учение о субстанции и мышлении спиноза учение о субстанции и мышлении. Смотреть фото спиноза учение о субстанции и мышлении. Смотреть картинку спиноза учение о субстанции и мышлении. Картинка про спиноза учение о субстанции и мышлении. Фото спиноза учение о субстанции и мышлении

спиноза учение о субстанции и мышлении. Смотреть фото спиноза учение о субстанции и мышлении. Смотреть картинку спиноза учение о субстанции и мышлении. Картинка про спиноза учение о субстанции и мышлении. Фото спиноза учение о субстанции и мышлении

спиноза учение о субстанции и мышлении. Смотреть фото спиноза учение о субстанции и мышлении. Смотреть картинку спиноза учение о субстанции и мышлении. Картинка про спиноза учение о субстанции и мышлении. Фото спиноза учение о субстанции и мышлении

Впервые учение о субстанции было выдвинуто Рене Декартом.

Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя (по Декарту – это только Бог).

Мир также состоит из субстанций, которые сотворил Бог (сотворенные субстанции): материальная и духовная.

Бенедикт СПИНОЗА (1632-1677).

Один из последователей Декарта и яркий представитель европейского рационализма.

Предметом философских исследований Спинозы были: проблема субстанции, теория познания, этика, вопрос свободы и необходимости.

Важнейшая философская заслугаподробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия.

Заоснову его философской системы была взята теория о субстанции Декарта, с которой Спиноза был, в целом, согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.

Субстанция – единая, вечная и бесконечная природа. Субстанция одна, она есть причина самой себя. Она не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать.

Природа разделяется на творящую и сотворенную природы.

Главным недостатком декартовой теории Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость.

Он видел в нем противоречие между независимостью субстанций от всех, и одновременно зависимостью от другой субстанции – Бога.

Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное решение о единой субстанции, суть которого с следующем:

1.Не существует различия между высшей субстанцией – Богом и сотворенными им другими субстанциями;

2.Существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

3.Данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;

4.Природа и Бог – едины;

5.Не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы;

6.Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» – единичные вещи;

7.Единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями – «модусами» единой субстанции;

8.Внешней причиной существования модусов является единая субстанция, они всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования.

Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:

2.Самостоятельна и независима от кого-либо;

3.Имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;

4.Обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых – мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение свойство всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);

5.Бесконечна в пространстве и времени;

Субстанция бесконечна и вызывает собой все.

Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы. В этом состоит монизм Спинозы.

Отсюда принцип познаваемости мира и глубокий вывод – порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей.

Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, т.е. чем активнее субъект.

Мера совершенства мышления определяется мерой его согласия с общими законами природы, а подлинными правилами мышления являются верно познанные общие формы и законы мира.

Разум стремится постичь в природе внутреннюю гармонию причин и следствий. Эта гармония постижима, когда разум, не довольствуясь непосредственными наблюдениями, исходит из всей совокупности впечатлений.

Под Богом Спиноза подразумевал существо абсолютно бесконечное, т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.

Огромное достоинство философии Спинозы заключается в обосновании тезиса о субстанциональном единстве мира, а именно: единство конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы.

«Свобода есть осознанная необходимость».

Будучи классической, эта идея Спинозы не является правильной: она не отражает реальной сути свободы, которая предполагает выбор и ответственность.

1) Воображение (его характеризует беспорядочный опыт)

2) Ум (человек собирает знания с помощью доказательств)

3) Ум (знание достигается с помощью интуиции, без опыта и доказательств)

Модусы – процессы, которые порождает субстанция.

Источник

Б. Спиноза Учение о субстанции и мышлении

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677) — Нидерландский философ еврейского происхождения. Основные идеи философии Спинозы изложены в его основном труде — » Этике».Рационалист (разум — основа познания), пантеист (все есть Бог, обожествление вселенной, природы).

Субстанция — то, что «существует само по себе и представляется само через себя». Субстанция (она же «природа», она же «бог») существует только одна, то есть она есть всё существующее. Таким образом, Бог Спинозы не является личностным существом в традиционном религиозном понимании. Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция, по определению, неделима: делимость — лишь видимость конечных вещей. Любая «конечная» вещь (конкретный человек, цветок, камень) является частью этой субстанции, ее модификацией. Атрибут — то, что составляет сущность субстанции, ее фундаментальное свойство. Нам известно только два атрибута — «протяжение» (признак тела) и «мышление» (ощущения, эмоции, собственно разум и т.п.), хотя их может быть бесконечное количество. Атрибуты совершенно независимы, то есть не могут влиять друг на друга.

Тело меняется — либо в результате воздействия внешних агентов (других тел), либо в силу внутренних причин. Душа как идея тела меняется вместе с ним. То есть она «знает» об изменениях тела. Теперь человек чувствует, например, боль, когда тело повреждено и т. п. Душа не имеет никакой проверки полученного знания за исключением механизмов ощущения и реакций тела.

Источник

Вступ. философия с 2003/29. Спиноза: учение о субстанции и мышлении

Спиноза, Бенедикт (Барух) (1632—1677) — нидерландский философ — материалист, пантеист. Основные идеи философии Спинозы изложены в его основном труде — « Этике». Отношение к Декарту, как Плотин к Платону, больше интересовался религией и добродетелью, чем наукой (трактат о радуге). У Декарта 3 субстанции: Бог (сотворил 2 др), материя (протяженность), ум (мышление). В основу философской системы Спиноза положил учение о единой субстанции (логический монизм). И если математические расчеты начинаются с некоторого очевидного утверждения (аксиомы), то и основой бытия должна быть определяющая жизненная аксиома, которой Спиноза провозглашает субстанцию. « Истиной является лишь одна субстанция, атрибутами которой являются мышление и распространенность, или природа». Его учение о единственной субстанции дается именно в первой части «Этики», названной « О боге». Кроме бога не существует никакой другой субстанции: » Иная субстанция, чем бог, не может ни быть, ни быть понятой. » Из этого вытекает: « Все, что существует в боге, без бога не может ни существовать, ни быть понято». Отсюда следует, что Спиноза отождествляет бога с субстанцией. Бог не стоит над природой, не является творцом вне природы, он находится прямо в ней. Спиноза, таким образом, отвергает личность бога и понимает его как универсальную причину мира. В этих идеях и содержится ядро пантеизма Спинозы. Таким образом, Спиноза в своем учении о субстанции преодолел противоречие дуализма Декарта. «Распространенность» и «мышление», которые у Декарта представляют субстанции сами по себе, у Спинозы соединяются. Его учение о субстанции (боге) содержит ряд других важных моментов. Атрибуты субстанции не ограничены лишь «мышлением» и «распространенностью». Субстанция имеет бесконечное число атрибутов. Субстанция сама по себе бесконечна. Каждый из ее атрибутов, как полагает Спиноза, «должен пониматься сам по себе». Бесконечная и совершенная субстанция, естественно, исключает какое-либо движение, какое — либо изменение. Также и ее атрибуты не подлежат изменениям. Субстанция существует сама по себе с необходимостью, и сама является своей собственной причиной. Индивидуальные души и части материи не вещи, а прилагательные, аспекты божественного Существа. В то время как субстанция и ее атрибуты имеют характер бесконечности, для описания единичных вещей, которые являются «конечными», Спиноза использует понятие « модус». То, что характеризуется этими модусами (единичные вещи), имеет в отличии от субстанции и ее атрибутов существование, покоящееся на «внешней причине». Это существование характеризуется не только конечностью, не и изменением, движением (в рамках пространства и времени). Если у субстанции и ее атрибутов полностью исключена возможность какого-либо «внешнего воздействия» (субстанция- это все, и все это — субстанция), то между модусами внешнее воздействие и внешние связи существуют. Отношение между субстанцией и модусом есть противоречие философской системы Спинозы. Проблема возникновения единичных вещей (конечных и изменчивых) из субстанции, которая имеет противоположные характеристики, объяснима лишь с очень большими трудностями. В этой связи Спиноза говорит о « природе творящей» и « природе сотворенной». Субстанция является природой творящей, а единичные вещи, характеризуемые как модусы, — природой сотворенной. Субстанция характеризуется и внутренней необходимостью своего существования. Согласно концепции Спинозы, в мире (в сфере субстанции) не происходит ничего случайного. Спиноза подчеркивает, что все имеет свою причину и лишь субстанция имеет причину в самой себе. Все остальные вещи (модусы) и процессы имеют лишь внешнюю причину своего существования и своего развития. Таким образом, и мир единичного (чувственный мир) характеризуется в общем как имеющий причины. Все является причиной чего-то иного. « Не существует ни одной вещи, из природы которой, не вытекало некое действие». В единичных, преходящих вещах сущность не совп. с существованием, но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (или субст) может быть доказано, т.е существование бога м.б. выведено из понятия о сущности бога (природы). Природа сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать беск субстанцию во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление. (атрибуты субстанции). Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. есть существо, кот. модусу протяжеия — телу, соотв модус мышления — душа. В любом случае человек — часть природы. Субстанции свойственны две уникальные и неотъемлемые характеристики: протяженность — бесконечность модусов (предметов и явлений); мышление — проявляется в человеке, который является одним из модусов. Спиноза считает, что не только человек, но и другие модусы одушевлены, хотя и в разной степени. Спиноза ставит вопрос о творческой потенции субстанции. Она объясняется как раскрытие субстанции в своих модусах. Творение означает создание вещи по сути и существованию, а порождение — возникновение предмета по существованию. Поэтому в природе нет творения, а ест только порождения. Свободным, по мнению Спинозы, является тот предмет, который существует только согласно необходимости своей природы. Необходимым называется такой, который чем-то другим побуждается к существованию и действию. Но из необходимости своей природы существует только субстанция — Бог (от Парменида). Все в мире управляется абсолютной логической необходимостью. Нет свободы воли, нет случайности. Все надо доказать, геометрический метод в «Этике». Человеческий ум имеет адекватное познание вечной и бесконечной сущности Бога, но нас отвлекают страсти, самосохранение дб, но с правильным пониманием. Как Сократ и Платон считает, что неправильные действия св с интеллектуальными ошибками. Высшее благо ума — познание бога, высочайшая добродетель — знать бога. Зла нет, есть лишь целое. Время реально не существует. Все зло для нас извне, следоват со вселенной плохого не случится. Надо понимать что все вещи необходимы. Интеллектуальная любовь к богу — мысли и эмоции — понимание того что все есть бог, это часть бесконечной любви, которой Бог любит самого себя. Мучиться страхом смерти — вид рабства. Ненависть м победить любовью. То что плохо для вас лишь маленький диссонанс в гармонии вселенной. Решая проблему соотношения телесного и духовного, Спиноза утверждает параллелизм этих двух субстанций. В «Этике» он пишет: «Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому».

Источник

26. Спиноза: учение о субстанции и мышлении.

Последние годы жизни Спиноза проводит в Гааге, где заболевает чахоткой и умирает в феврале 1677 года.

Учение о субстаниии. Базой философской концепции Спинозы становится учение о субстанции как причине и сущности самой себя. Постулируя такое определение, философ уходит от дуализма Декарта, сразу же объявляя субстанцию единой, целой и неделимой. Непосредственно из определения, Спиноза получает ряд свойств субстанции: во-первых, она действительно существует как предельно ясная и отчётливая идея; во-вторых, субстанция будучи причиной самой себя, самостоятельна. Таким образом, субстанция оказывается высшей реальностью, в которой нераздельно соединяются сущность и существование. Отсюда следует и третье свойство: бесконечность в смысле того, что субстанция находится над временем и протяжённостью. Поэтому все качества, заложенные в субстанции, существуют вечно; значит, всё, что произойдёт в мире, существует уже сейчас и предопределено; таким образом, Спиноза стоит на позициях крайнего фатализма.

Здесь Спиноза встаёт на позиции реализма, признавая существование качеств вещей, то есть общих понятий.

Далее Спиноза раскрывает структуру атрибутов протяжённости и мышления. Атрибут протяженности включает в себя совокупность всех возможных протяжённых вещей, совокупность всех возможных геометрических образов (то есть пространство как таковое), а также движение, покой и смену одного на другое.

Человек это сложный модус, то есть набор модусов.

Источник

Учение Спинозы о субстанции

Спиноза – это голландский философ, который вошел в историю, как человек, задавший всей науке неумолимый темп, а его проблемы и вопросы, до сегодняшнего дня не решены учеными. Великий гений родился в 1632г в семье евреев. Они были вынуждены, переселится в Амстердам из Португалии, из-за своих религиозных убеждений. Именно в этом городе Спинозу отдали в школу, там заметили его выдающиеся способности и увидели в нем будущее иудейской религии.

К сожалению, юный раввин не смог оправдать надежд учителей. Изучая науки, ему больше приглянулись такие как: математика, медицина, естествознание, философия и латинский язык. Он постепенно отдалялся, от изучения религии иудейства. Тогда, мыслителя предупредили, что все свои силы и знания он должен отдавать религии, но на него это не подействовало. После неудачных попыток договорится со Спинозой, общество раввинов его изгнало из своего круга. Для пущей убедительности на него была подана жалоба властям города и из-за этого, юный философ должен был покинуть город.

Уехав из Амстердама, Спиноза начал свою философскую деятельность в маленькой деревне. Там и было написано его первое творение, под названием «Краткий тракт о Боге, человеке и его счастье». Помимо этой работы, он в течение 12 лет писал свой самый важный труд, под названием «Этика». В 1675 году, научная работа была окончена. Но как, ни старался Спиноза ее опубликовать, ничего не получилось.

Самым главным в учении Спинозы обо всей природе, лежит учение о субстанции. Он сравнивает ее с Богом. Давая определение субстанции, можно понять философа, ведь он считал, что это может существовать само по себе и представляться само, через себя. Вся сущность субстанции состоит из многих составляющих, которые называются атрибутами. Их же может быть бесконечное множество, но познание человека может выделить только два. Первый – это атрибут протяженности, который способен определить телесную субстанцию. Второй атрибут – это мышление.

По понятиям Спинозы, вся субстанция отождествляется с Богом. Философ старался доказать, что Бога в принципе не существует как конкретной личности. Из этого вытекало, что в мире есть только одна субстанция, которая и есть Бог. Она бесконечная и может выявить свою сущность в большом количестве форм и образов, или же атрибутов. Каждый атрибут должен восприниматься сам по себе, ведь он способен выразить божественную бесконечность. Атрибуты – это как основная форма проявления субстанции, ведь в представлении не может быть что-то еще, кроме них.

Изучая философию Спинозы, можно углубиться в тайну его понятий. Он считал, что человеку известны только два вида атрибутов, протяженность и мышление, которые выглядят как атрибуты. Они относятся к субстанции Бога и совершенно независимы и не могут повлиять друг на друга. Чтоб определить признак тела, стоит задуматься об одном из свойств бесконечной субстанции, ведь как мыслит философ, без этого просто невозможно мыслить себе ни одной конечной вещи. Помимо этого, Спиноза старается отстранить такое понятие, как пустота. Он считает, что ее просто не существует.

Значит, субстанция – это не только протяжение, а и мышление. Под последним термином Спиноза определяет как все содержание сознания человека. Туда входит разум и способность логичного мышления. Разум бесконечности, выглядит как бесконечный модус. Единственное свойство, которым владеет разум – это понимать все вовремя, ясно и четко. Все понятия, которые связаны с атрибутами, каждая вещь, проходит через мышление. Вся способность мыслить самостоятельно, должна оцениваться выше и быть на первом месте во всем. Ведь она значительно отличается от других атрибутов. Но к сожалению, если бы так и было, то начались беспорядки и как можно выразится горизонтальные и вертикальные порядки. Нужно, чтоб было полное равноправие среди всех атрибутов.

Помимо субстанции и атрибутов, по мнению философа Спинозы, существуют модусы. Это понятие растолковывается как состояние субстанции, то, что представляется в другом и содержится там. Без атрибутов и субстанции, не могли бы появиться и модусы и никто, не смог бы их воспринимать. Все модусы вытекают из абсолютной части природы, состоящего в атрибуте Бога и желании бесконечного понятия. По понятию и учению Субстанции, есть не только бесконечные модусы, но и конечные. Бесконечным модусом определяется мир, который хоть и меняется, но в тоже время, остается такой же самый. Модусы не подчиняются и не зависят друг от друга.

В заключении можно отметить, что все вышесказанное учение Спинозы о субстанции – пантеизм. Он посчитал, что Бог, это и есть субстанция, которая включает в себя много атрибутов. Помимо этого, сам мир состоит из модусов, которые делятся, на конечные и бесконечные. Одни не могут существовать друг без друга. Из-за этого, просматривается видимая связь с природой Бога. Совершенно ничего не может существовать случайно, ведь и мир это необходимое окончание для Бога.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *