спасский собор андроникова монастыря фото
Спасо-Андроников монастырь и окрестности
В прошлую субботу выдался замечательный осенний денек. Я сдул трехмесячный слой пыли с камеры, выкатил Иосифа и решил выбраться в центр Москвы, чтобы немного поснимать красоты. У меня существует традиция, с покупкой очередной камеры я иду в Андроников монастырь для ее тестирования. В этот раз такого радостного повода не было, но я все равно решил поехать именно туда, т.к. монастырь находится почти в центре и в тоже время отличается тишиной и немноголюдностью.
Напротив моего дома в Бибирево построили огромную церковь Собора Московских Святых. По-моему, по вместительности она даже превосходит Храм Христа Спасителя. Архитектор раньше строил атомные станции, отчасти этот бэкграунд в его CV сказался и на виде церкви. Такое впечатление, что сделали простую формочку и потом залили туда бетона. Нет, издалека мне даже нравится, но стоит подойти поближе, как все эти гладкие колонны без капителей начинают слишком бросаться в глаза.
Было сильное искушение доехать до Таганки на велике, но я боялся, что может подвести переменчивая погода. Очень хотелось застать солнце. Поэтому я сложил Иосифа и добирался до центра на метро. От метро Таганская до Андроникова монастыря я поехал по улице Солженицына. Очень живописная улица с сохранившейся застройкой 18-19 веков. На ней расположен очень интересный православный храм, посвященный. Папе Римскому. Церковь Святого Мартина Исповедника один из самых мощных и прекрасных памятников классицизма в Москве, но, к сожалению, его практически невозможно нормально снять из-за огромных размеров и плотной застройки вокруг.
В этом особнячке Института Системного Программирования РАН я промучился проучился четыре года.
Но я решил перед Андрониковым монастырем заехать на улицу Школьную. Уникальная улица, причем многие москвичи про нее не знают, не говоря уже о туристах.
Дома 12 — 48 объявлены памятником истории и культуры «Ансамбль Рогожской ямской слободы». Эти дома относятся к XIX веку, в них останавливались обозы, шедшие по Владимирской дороге. Дома имеют сходное строение — два этажа и обязательные ворота для лошадей.
Слегка портят впечатление советские многоэтажные уродцы и устроенная здесь парковка.
В 1984 г. решено было создать в Москве несколько заповедных зон с исторической или восстановленной застройкой. Улица Школьная как раз попала в одну из таких зон. Под это дело все здания основательно переделали, возвращая им вид «под старину». Насколько я понял, от некоторых оригиналов остались одни фасады. Идея в итоге провалилась, место так и не стало привлекательным для москвичей и туристов. Но все равно, дух старой Москвы тут ощущается.
Но вот я наконец добрался до Спасо-Андроникова монастыря. Перед воротами установлен памятник Андрею Рублеву. Он расписывал местный Спасский собор и возможно был похоронен в стенах монастыря.
Надо сказать, что про Рублева нам почти ничего достоверно неизвестно. Из современных ему источников есть только пара строк в летописях и все. Я достаточно традиционен в своих исторических взглядах, но тут я честно ничего не понимаю. Для меня полная загадка, на каком основании Рублеву приписывают ту или иную икону, в т.ч. знаменитую «Троицу».
Я попытался проникнуть внутрь монастыря с велосипедом. Конечно, я не собирался гонять на Иосифе по дорожкам, распугивая бабушек и неторопливых монахов. Просто, в парке у входа тусовалось изрядное количество маргинальных личностей, и я решил не оставлять Осю без присмотра. Но меня тут же тормознула охрана и отправила обратно. Настроение было подпорчено, но стоило мне выйти за ворота, как за мной прибежал охранник и сказал, что я его неправильно понял. На самом деле он предлагал оставить велик у ворот под его присмотром.
На самом деле Спасский собор мне очень нравится, пусть мы точно и не знаем, как выглядел оригинал. Что-то в нем есть готическое, а я люблю готику.
Трехэтажная церковь Архангела Михаила.
Прекрасное место и при этом совершенно немноголюдное. После монастыря я поехал в Музеон, а потом в Парк Горького, так там было буквально не протолкнуться.
На этом месте стояла самая высокая (после Ивана Великого) колокольня Москвы.
Можно забраться на стену монастыря.
Но виды отсюда так себе, прямо скажем.
Зато котики прекрасны, что уж там.
Дом надежно окопался.
Касса понятна без перевода.
Можно проехаться вокруг стены.
Вид на Спасо-Андроников монастырь с моста через Яузу.
Тут же рядом храм Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Святой Андроник был любимым учеником преподобного Сергия, неудивительно, что храм и монастырь расположены так близко друг от друга.
Подворье Патриарха Московского и всея Руси
города Москвы
Официальный сайт
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы. Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм.
Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря.
Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер.
Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.
Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания.
Главная особенность композиции собора – динамичность его силуэта, ясно выраженная устремленность вверх, что связано с его особым мемориальным характером: это храм-памятник героям Куликовской битвы, погребенным в Андрониковом монастыре, как о том сообщают отдельные списки «Повести о Мамаевом побоище».
Андрей Рублев расписывал фасады и интерьер собора, но сохранились лишь фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора – южном и северном. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой.
Перестройки собора начались уже с середины XV столетия: с запада к нему добавляют притвор с двумя главами. В конце XVII века на месте старой колокольни возводится новая, с шатровым верхом.
Во время пожара 1748 года Спасский собор сильно пострадал от огня; в ходе последующих ремонтных работ была сделана новая кровля, которая закрыла первоначальное позакомарное перекрытие. В 1763–1779 годах собор расширили. Узкие древние двери растесали, устроили широкие окна. В конце XVIII века была разобрана шатровая колокольня.
Во время французского нашествия в 1812 году Спасский собор вновь пострадал – полностью обрушился верх. В том же году его начали восстанавливать, в 1813 году работы продолжились, было сделано новое завершение.
В середине XIX века Спасский собор еще раз перестраивается. В 1848–1850 годах архитектором П.А. Герасимовым устанавливается восьмигранный барабан с высоким шатром и главкой. С левой (северной) стороны собора был пристроен придел во имя преподобного Андроника, с правой (южной) – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Устроена крытая железом паперть с крыльцами. В результате собор приобрел характерный для XIX столетия вид.
В Спасском соборе находилась величайшая святыня монастыря – рака с мощами первых игуменов обители – преподобных Андроника и Саввы. В начале 1918 года Спасо-Андроников монастырь закрыли. Церковная утварь и иконы были изъяты. С раки, в которой покоились мощи первых игуменов, было сорвано серебро весом более семи пудов. Что стало со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы – неизвестно.
В середине ХХ столетия началась реставрация Спасского собора, в результате которой был возвращен его древний облик. Первый проект реставрации собора выполнил известный архитектор Петр Николаевич Максимов. Над проектом реставрации работали также П.Д. Барановский, Г.Ф. Сенатов; реставрационные работы были выполнены бригадой архитекторов (Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подъяпольский, М.Д. Циперович) под руководством Л.А. Давида в 1959–1961 годах.
В начале 1990-х годов, после того как в Спасском соборе стали регулярно проводить богослужения, в нем сделали солею, иконостас, отопление, а главное – престол. В 1993 году западный фасад над входом в собор был украшен настенной живописью – образом Спаса Нерукотворного. Подобный был здесь и в древности, он принадлежал кисти Андрея Рублева. Современный образ выполнен в технике термофосфатной живописи, устойчивой к различным воздействиям среды. Методику новой живописной техники разработал О.Б. Павлов. Прорись «Спас Нерукотворный» выполнил Н.В. Гусев, а живописные работы – О.Б. Павлов и А. Ремнев.
В ходе реставрационных работ было открыто двенадцать белокаменных резных блоков. Установлено, что орнаментальная резьба производилась в непосредственной близости от месторождения известняка, сразу после его добычи. Этим специалисты объясняют особенности большинства сохранившихся рельефов: каменный декор выглядит сделанным как будто из мягкого пластичного материала, тончайшие грани резьбы по нему не имеют сколов. Возможно, в конце XIV – начале XV столетия алтарная преграда Спасского собора Андроникова монастыря представляла собой резную белокаменную стену, в которую и входили сохранившиеся блоки с рельефами.
При перестройках Спасского собора менялся и иконостас. В 1794 году был воздвигнут четырехъярусный иконостас с пышным декором. Иконостас начала XIX века, выполненный в стиле классицизма, значительно отличался от предыдущего большей сдержанностью, монументальностью композиции, выделением центральной части. В 1867 году его сменил пятиярусный деревянный позолоченный иконостас «с резьбою разнофигурною», о чем свидетельствовала «Главная опись Спасо-Андроникова монастыря».
После закрытия монастыря иконостас был разорен, большинство икон пропало. Когда в Спасском соборе возобновились богослужения, был установлен небольшой временный деревянный иконостас, без каких-либо украшений. Справа от Царских врат традиционно помещена храмовая икона – «Нерукотворный образ Спасителя», а также «Святая Троица» (выполнены настоятелем собора протоиереем Вячеславом Савиных). В левой части иконостаса находятся большие ростовые иконы русских святых – «Равноапостольная княгиня Ольга и князь Владимир», «Иноки-иконописцы преподобные Андрей Рублев и Даниил» (работа Владимира Сидельникова).
К 650-летнему юбилею Спасо-Андроникова монастыря в иконостасе собора был установлен ряд небольших праздничных икон (автор – Матвей Шибаев). На северной стене собора – большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем» (автор – Вячеслав Савиных): впервые созданы образы святых игуменов Спасо-Андроникова монастыря.
Спасский собор андроникова монастыря фото
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Монастыри-сторожи Москвы. Спасо-Андроников монастырь
Спасо-Андроников монастырь был основан на берегу реки Яузы на юго-востоке Москвы ориентировочно в 1360 году. Название свое монастырь получил в честь первого игумена – Андроника, бывшего учеником Сергия Радонежского. Основателем монастыря является митрополит Алексий – выдающийся деятель 14 века.
Согласно легенде, в 1360 году Алексий возвращался по морю из Константинополя. Где его посвящали в сан митрополита. В пути корабль попал в сильный шторм, спастись от которого помогла молитва Алексия, в которой он обещал Спасителю построить храм в память о чудесном избавлении.
По возвращении в Москву митрополит основал Спасский монастырь, для возведения которого пригласили ученика Сергия Радонежского – Андроника, который позже стал первым настоятелем нового монастыря и был причислен к лику святых. На монастырском подворье долгое время существовал колодец, который выкопал сам преподобный Андроник.
На крутом берегу Яузы выросли стены и башни монастыря. Уже в 1360 году была освещена первая церковь, в которой был установлен образ Спаса нерукотворного, следовавший с митрополитом Алексием в то памятное морское путешествие.
В начале 15 века на территории Андроникова монастыря вместо деревянного строится белокаменный собор Нерукотворного Образа Спаса – наряду с остальными монастырскими постройками, этот храм является одним из древнейших каменных зданий, сохранившихся до нашего времени на территории Москвы. Собор был построен в 1420 году при игумене Александре. Росписями собора занимались талантливые русские живописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. В храме были и уникальные фрески, но, к сожалению, до нас дошли лишь небольшие разрозненные фрагменты. Сам Андрей Рублев стал монахом Спасо-Андроникова монастыря, жил здесь, а после смерти в 1430 году был погребен на территории собора, но могила его была утрачена еще задолго до событий 1917 года. Спасский собор Андроникова монастыря сильно пострадал от пожара 1812 года, после чего был перестроен. В середине 19 века к нему пристроили по бокам два придела, и лишь в середине 20 века Собору был возвращен первоначальный вид.
Из ценных памятников истории и архитектуры, которые можно осмотреть в Андрониковом монастыре, кроме Спасского храма следует назвать и кирпичную трапезную палату, построенную в конце 15 века – она входит в чисто самых старинных каменных построек, дошедших до наших дней. В 1691-1694 годах первая жена Петра I, царица Евдокия Лопухина, пристроила к трапезной трехъярусную церковь в честь рождения престолонаследника царевича Алексея. Во второй половине 17 века были также построены Надвратная церковь Рождества Богородицы, каменные стены и башни монастыря, настоятельские покои. В конце 18 века была возведена церковь Симеона Богоприимца с 73-метровой колокольней. По замыслу архитектора Родиона Казакова, эта колокольня должна была превысить размерами Ивана Великого, но император Павел I приказал уменьшить ее. Чтобы не нарушать старинные градостроительные традиции.
История Андроникова монастыря в Москве хранит множество интересных фактов. Само место, на котором расположился монастырь, прочно вошло в историю России. На этом месте князь Всеволод Юрьевич встретился с татарским ханом Батыем. Отсюда против войск Тамерлана выступил князь Василий Дмитриевич.
У его стен крестным ходом встречали князя Дмитрия Донского, возвращавшегося с битвы на Куликовом поле. В Андрониковом и Симоновом монастырях были захоронены погибшие в этой легендарной битве. В период 14-17 веков Андроников монастырь являлся крупнейшим центром переписки книг. В разное время Андроников монастырь подвергался разорительным нападениям литовских князей Ольгердта и Кейстута, обитель разоряли Тохтамыш и Наполеон. В 1812 году монастырь, разграбленный французскими солдатами, загорелся. Лишь чудом уцелели мощи святых Андроника и Саввы. После того, как пожар потушили, захватчики разместились в монастыре на постой, а образа кололи на дрова. Именно в подвале Андроникова монастыря трое суток без света и пищи на цепи просидел протопоп Аввакум, а затем еще три месяца содержался в монастыре под арестом. Кладбище Андроникова монастыря служило местом погребения московской знати. Здесь покоились родители и близкие родственники царицы Евдокии Лопухиной, Барятинские, Трубецкие. После того, как в 17 веке этот московский монастырь стал божедомским, здесь стали отпевать скончавшихся внезапной или насильственной смертью.
После революции 1917 года монастырь был закрыт. В 1919 году здесь обустроены квартиры для рабочих Рогожско-Симоновского района, а в 1922 году разместилась колония для беспризорников. В 30-е годы 20 века на территории монастыря были разрушены три храма из пяти имеющихся, в их числе была уничтожена Надвратная церковь и колокольня. Целиком уничтожили и монастырское кладбище – на его месте была устроена футбольная площадка.
В 1947 году отношение к Спасо-Андрониковому монастырю изменилось. Его объявили культурным заповедником, а в 1960 году здесь начал работать Музей древнерусского искусства. Оставшиеся монастырские постройки отреставрировали, восстановили ранее частично разобранную кирпичную стену с башнями. Реставрационные работы проводились под руководством Д.Т. Арсенишвили, который на это время даже перебрался жить в монастырь. В 1989 году в ведение Московской Патриархии был передан собор Спаса Нерукотворного. Сейчас на территории монастыря продолжает работать Музей древнерусского искусства, в котором широко представлена экспозиция икон 15-17 веков.
Московский Спасский собор Андроникова монастыря: история, архитектура, фото
На высоком живописном берегу р. Яузы вблизи одной из Поклонных гор располагается Андроников монастырь (Спасо-Андроников, Свято-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса). Монастырь относится к главным святыням столицы и считается одной из древнейших построек города. По некоторым данным, это сооружение на 50-60 лет древнее Кремля. Уже в прошлые века обитель восхищала своим архитектурным ансамблем. Над территорией этого величественного сооружения, словно гость из прошлого, веками вдохновляя жителей своими изящными архитектурными формам, возвышается Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Собор называют самым древним московским храмом.
История собора
За время существования собора он был свидетелем многих исторических событий и хранит немало тайн.
Первое деревянное здание
Существует предание, согласно которому появление Спасского собора связано с именем московского митрополита Алексия. В предании говорится об эпизоде, сыгравшем немаловажную роль в основании обители. Легенда гласит, что в 1357 году на пути из Константинополя корабль, на котором находился митрополит, попал в сильный шторм. Святитель Алексий неустанно молился, но шторм не утихал. Тогда он дал обет построить в Москве храм, посвященный Нерукотворному образу Спасителя, если останется жив. Шторм тут же прекратился. Было это Божьим проведением или стечением обстоятельств, но день возвращения митрополита совпал с празднованием церковного праздника Спаса Нерукотворного.
Никто точно не знает, когда построен собор, и какой он был. Предполагают, что в 1357 году было возведено первое здание собора. Изначально это была деревянная церковь, которая позже погибла во время пожара.
Место для строительства монастыря было выбрано неслучайно. Он основан на пересечении двух оживленных путей. Одна дорога, начинающаяся на площади у Рогожской заставы (ныне шоссе Энтузиастов), шла на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, через Таганскую площадь, вела на юг, в Коломну, Рязань и дальше в Золотую Орду.
В память о бухте, в которой митрополит укрылся от бури, застигшей его при возвращении из Константинополя, один приток Яузы был назван Золотым Рожком, и позже одну из улиц Рогожской слободы переименовали в Золоторожский вал.
Возведение и основание каменного собора
После пожара на месте сгоревшего храма был выстроен каменный. Считается, что построен он в 1360—1380 гг. Между 1390 и 1427 годами собор был вновь перестроен. Белый камень («яузский известняк»), из которого он построен, добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Новый белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представлял он собой небольшой однокупольный четырехстолпный храм.
Историческая судьба
Храм несколько раз горел. Во время нашествия Наполеона в 1812 году был разграблен и сильно пострадал от пожара, охватившего город: сгорел иконостас, обвалился купол. Но прочные каменные стены собора все же уцелели.
Реставрация и модернизация церкви
До 1850 года под руководством архитектора Герасимова продолжалась реставрация и модернизация церкви: был восстановлен купол, покрыта железом кровля, снова расписаны стены, установлен новый иконостас, достроена паперть и два боковых придела.
После Октябрьской революции монастырь упразднили. На его территории находился лагерь для заключенных. В 1922—1928 гг. в монастыре была колония для беспризорников. В 1928 году обитель была передана заводу «Серп и Молот», в зданиях монастыря, в том числе и в храмах, жили рабочие.
Несмотря на то, что собор неоднократно реставрировался, к XX веку он находился в плачевном состоянии. В 1934 году Спасскому храму грозил полный снос вместе с другими зданиями монастыря.
Ученым удалось провести основательное исследование, по результатам которого была доказана большая историческая и культурная значимость собора. В 1959—1960 годах он вновь был отреставрирован. Здание обновили, и был восстановлен его первоначальный облик. В 1989 году в Спасском соборе прошло первое богослужение. Сейчас собор действует как приходской храм.
Современное положение
Сегодня «Ансамбль Андроникова монастыря» — объект культурного наследия федерального значения.
Архитектурный ансамбль впечатляет своим величием, он напоминает старинный замок. Знаменит монастырь и тем, что здесь жил и творил Андрей Рублев, поэтому его называют колыбелью иконописи России.
В честь иконописца в 1985 году на территории монастыря, в парке возле Святых ворот был возведен памятник.
В 1990-х годах на территории храма были начаты раскопки, в результате которых обнаружены остатки первоначального пола из плинфы, древний престол и захоронения. Вполне возможно, что в этих могилах покоятся основатель монастыря Андроник Московский и его ученик Савва Московский.
В 2003 году в северо-западном секторе раскопок обнаружено еще одно захоронение. Выяснилось, что это останки двух мужчин, приблизительно 50-ти и 70-ти лет. Скорее всего, погребение является перезахоронением монахов. Судя по месту нахождения останков — на северо-запад от алтаря, предположительно, что это могилы святых иконописцев Андрея Рублева и Даниила. Но доказать это пока не удалось.
31 марта 2010 года монастырь Спасо-Андроников посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в нем малое повечерие.
Место расположения
Спасский собор Андроникова монастыря расположен по адресу:
Андроньевская площадь, дом 10.
Чтобы добраться, сначала нужно доехать на метро до ст. Площадь Ильича (Калининско-Солнцевская линия), после чего сесть на автобусы 40, 237, 55, 152, 125 или же доехать троллейбусами 53, 45.
Архитектура и убранство сооружения
Обитель, основанная учеником Сергия Радонежского, примечательна не только историческими фактами, но и красивой архитектурой.
Внешний вид
Спасский собор представляет собой небольшой крестово-купольный одноглавый четырехстолпный храм, который является одним из самых совершенных произведений раннемосковского зодчества. Святыня стоит на высоком белокаменном основании — подклете. Стены увенчаны несколькими рядами стрельчатых закомар. С запада, севера и юга расположены высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, обрамленными перспективными порталами. Над западным входом — «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне — алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из них имеет больший размер. Фасады разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах).
Основной объем Спасского собора — небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами:
Завершает строение большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.
Внутреннее оформление
На всех стенах имеются окна, поэтому свет проникает сюда со всех сторон. Равномерное освещение храма придает ему волшебный вид. На стенах можно увидеть следы былой росписи — элементы зооморфных и растительных композиций.
К 650-летнему юбилею монастыря в иконостасе собора были установлены праздничные иконы. На северной стене — большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем»: впервые созданные образы святых игуменов монастыря.
Росписи Андрея Рублева
Согласно житию Сергия Радонежского, стены храма расписывали Андрей Рублев и Даниил, но из-за сильных повреждений от их росписи сохранились лишь фрагменты в простенках окон.
В некоторых источниках сказано, что Андрей Рублев с Даниилом Черным отправились в Москву специально для того, чтобы расписывать собор. Через несколько лет по прибытию в монастырь иконописец оставил этот мир и был там же похоронен. История гласит, что это была его последняя работа.
Архитектурный ансамбль собора
В 1947 году Спасо-Андроникова обитель получила статус заповедника, и в архитектурный ансамбль вошли сохранившиеся постройки:
По мнению специалистов, ни одно храмовое сооружение, не обладает столь совершенными пропорциями. Размеры монастыря оказали влияние на другие храмовые постройки, вся композиция смотрится очень гармонично.
Школа пения и мастерская иконописи
В храме работает мастерская иконописи и ведется активная издательская деятельность. На базе монастыря печатаются церковные книги, в которых рассказывается об истории и традициях собора.
Музей древнерусской культуры
В 1960 году в монастырских зданиях открылся Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Она «хронологически» охватывает более семи столетий русской художественной культуры. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.
Музей, основанный в 1947 году, в годовщину 800-летия Москвы, со временем стал хранилищем и центром реставрации ветхих икон и фресок, собранных сюда из разрушенных храмов разных областей России. Сейчас коллекция музея насчитывает около 10000 экспонатов: иконы разных эпох, иконные оклады, старинные православные культовые атрибуты, редчайшие рукописные и старообрядческие печатные церковные книги и многие другие раритеты.
Гордость музея — произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные по заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.
При музее работают клубы любителей древнерусского искусства для взрослых и детей, проходят лекции и экскурсии.
Богослужения и другие возможности посещения
В настоящее время монастырь не действует, поэтому посетить его можно в любое время. В соборе же ведутся регулярные церковные службы. Все зависит от цели визита. Для того чтобы ознакомиться с архитектурой, лучше приехать в то время, когда в храмах монастыря нет богослужений, паломникам стоит побывать здесь в праздничные дни.
А вот посетить музей можно только в определенное время:
Монастырь и вся окружающая его территория необычайно красивые. Это отличное место для того, чтобы побыть в уединении и собраться с мыслями. Здесь действительно можно прочувствовать дух истории.
Видео о соборе
Посмотреть сюжет о соборе, а также послушать знаменитое пение можно в видеоролике.