спасский храм в воронеже
Спасский храм
В ершину древнего холма исторического центра города Воронежа венчает белоснежный каменный храм. Это церковь, построенная в честь «Перенесения нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едесы в Царьград», памятник архитектуры и объект культурного наследия областного значения.
Спасский храм является образцом провинциального культового сооружения, композиция которого сформирована из разновременных объемов. Храмовая часть XVIII века выполнена в формах барокко, пристройки XIX века выдержаны в формах классической архитектуры, имитирующей древнерусские сооружения.
Согласно архивным документам, Спасская церковь, изначально была деревянной. Располагалась она на территории Воронежской крепости или Воронежского кремля.
Первые упоминания о храме относятся к 1676 году. В 1678, церковь фигурирует в Переписной книге Воронежского уезда. Сохранились сведения, что первоначально храм именовался Преображенским, а затем стал Спасским.
В 1741 году прихожане и священник Михаил Феоктистов, обратились к епископу Воронежскому и Елецкому Иоакиму Струкову с просьбой дать благословление на возведение каменного здания, взамен обветшавшего деревянного. В 1742 году был объявлен сбор средств необходимых для строительства. Когда первоначальный капитал скопили, новый иерарх епископ Феофилакт Губанов, разрешил приступить к постройке каменного храма.
Строительство продолжалось с 1744 по 1750 годы. 11 ноября 1750 года в трапезной был освящен придел по имя св. Николая Чудотворца. Основной придел, во имя Спаса Нерукотворного был освящен 16 мая 1755 года. Придел во имя Смоленской иконы Божией Матери построили и освятили в 1777. Вокруг храма действовало приходское кладбище. В 1841 году была расширена трапезная с алтарями, в 1851 построили новый главный алтарь.
Позднее вокруг храма была возведена новая ограда, поменялись иконостасы. На пожертвования прихожан, близ церкви, была обустроена небольшая богадельня для престарелых и одиноких женщин и школа грамоты для детей.
Во владениях храма числились земельные угодья, доходы от сдачи в аренду которых шли на содержание причта (священнослужителей и церковнослужителей). Туда же использовались проценты от вкладов в банках и добровольные пожертвования за исполнение треб.
В первой половине девятнадцатого века неподалеку от Спасского храма был воздвигнут Благовещенский Митрофанов монастырь, ставший местом паломничества для тысяч православных христиан царской России. Великой святыней Благовещенского собора монастыря стали мощи святителя Митрофана Воронежского. В 1917 году к власти пришли большевики. Начался период гонений на Церковь. Храмы и другие монастырские строения были разорены и разрушены, мощи святителя помещены в музей. Обитель была полностью уничтожена. В настоящее время на месте монастырских стен расположен Воронежский Государственный Университет.
После революции подвергся разорению и Спасский храм. Были изъяты церковные ценности. С середины двадцатых до середины тридцатых годов прошлого века, в храме пытались обосноваться раскольники-григорианцы. В 1925 году последователи Екатеринбургского архиепископа Григория (Яцковского) провозгласили в Спасском храме «автокефальную церковь», но были изгнаны прихожанами. Затем в 1930 году григорианские «священнослужители» вновь утвердились в храме и даже служили в нем наряду с простыми священниками.
В тот нелегкий период гонений на Святую Церковь, Воронежскую кафедру возглавлял архиепископ Захария (Лобов), прославленный в 2000 году, в числе новомучеников и исповедников Российских. Свщмч. Захария был одним из лидеров движения противостояния обновленчеству на Юге России. Воронежскую кафедру он занимал с 1929 по 1935 годы. Своего помещения епархиальное управление тогда уже не имело, и архиепископ приглашал визитеров к себе на квартиру. Квартироваться же ему приходилось в разных местах, среди которых, согласно сохранившимся архивным документам, был и Спасский храм. Священномученик Захария (Лобов) был арестован в 1935, обвинен в антисоветской агитации и отправлен в лагерь. 21 сентября 1937 года архипастырь был расстрелян.
Возрождение Спасского храма началось в 1993 году, когда посредством стараний и ходатайства митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия здание было передано епархии. 12 ноября 1993 года в храме провели первый молебен. Настоятелем был назначен священник Евгений Солодков. Под его руководством начали проводить работы по восстановлению церкви.
Внутри храма, слева от его алтарной части, расположен ковчежец, в котором с благоговением хранятся частицы мощей святых угодников Божиих: св. праведных Иоакима и Анны, равноапостольной Марии Магдалины, первомученика архидиакона Стефана, апостола Иакова брата Господня, апостола Олимпа, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, свт. Патриарха Тихона, свт. Димитрия Ростовского и свт. Иоанна Шанхайского, свт. Игнатия Брянчанинова, свт. Филарета митрополита Московского, св. праведного воина Феодора Ушакова, благоверных князей Петра и Февронии Муромских и др.
На сегодняшний день клир Спасского храма состоит из двух священнослужителей – настоятеля игумена Иннокентия (Никифорова) и клирика иерея Олега (Воропаева).
Приход храма составляет около 150 человек, проживающих в разных районах города. Среди прихожан много молодежи. При храме действует воскресный класс для детей, проводятся душеполезные беседы.
1. Свящ. Т. Попов. «О Спасской Церкви города Воронежа».
2. Акиньшин А. Н. «Храмы Воронежа».
Спасский храм (Церковь Спаса Нерукотворного Образа)
Воронеж – город с богатыми культурными и историческими традициями. Его считают местом рождения военно-морского флота России. Но есть у него и другая сторона. Связана она со становлением и развитием православия на русских землях. Подтверждением тому служат храмы на воронежской земле, многим из которых уже не одна сотня лет. Среди них и Спасский храм в Воронеже, являющийся одной из архитектурных достопримечательностей города.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа расположена в центре города на правом берегу реки Воронеж, на ул. Фрунзе. Ранее здесь находились крепостные стены Воронежского Кремля. Сама улица неоднократно меняла названия – Вознесенская, Покровская, Спасская, Консисторская.
Сейчас на этом месте находится университет и смотровая площадка, с которой можно осмотреть живописные ландшафты и увидеть Спасский храм. Сегодня на фоне высотных строений однокупольная церковь с двухэтажной колокольней кажется несколько приземистой, и не всегда привлекает внимание туристов. Но ее история связана со множеством интересных и трагических событий, а внутреннее убранство достойно самого пристального знакомства с ней.
Спасский храм в Воронеже (Церковь Спаса Нерукотворного Образа)
Немного истории
Первые упоминания о существовании церкви за стенами воронежского Кремля относятся в 1676 году. На тот момент это было деревянное строение. О его названии спорят и сегодня. До начала прошлого века считалось, что Спасский храм был построен на месте той самой Преображенской церкви. В 1905 году увидела свет статья священнослужителя, общественного деятеля и заведующего школой при храме Т.Д. Попова, под названием «Воронежская старина». В статье автор приводит доводы, что храм и ранее именовался Спасским или храмом во имя «Перенесения нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едесы в Царьград».
С названием связана интересная история о том, как Иисус Христос встретил гонца из города Едеса, пришедшего к нему с просьбой исцелить местного князя от проказы. Пока шла беседа, гонец Ананий, имевший склонность к живописи, пытался тайно нарисовать портрет Иисуса, но последний постоянно менял облики.
В один момент Иисус Христос попросил воды, чтобы умыться. Когда же он вытер лицо, то на белом полотенце отразился божественный лик. Некоторое время святыня хранилась в Едесе. А потом была перевезена в Константинополь. В честь этого торжественного события и была названа церковь в Воронеже.
К сожалению, образ в начале XIII века был захвачен крестоносцами. С тех пор судьба его неизвестна. Есть мнение, что судно, на борту которого находилась святыня, было затоплено в Мраморном море.
Спасский Храм в XVII-XIX столетии
Так это или нет, но в 1741 году прихожане во главе со священником Михаилом Феоктистовым обратились в епархию с просьбой на разрешение строительства каменного храма. В течение трех лет шел сбор денег и лишь в 1744 году был заложен первый камень Спасского храма.
Ирина Голубина «Воронеж. Спасский храм». Бумага, акварель.
Работы шли довольно медленно. И в середине XVIII был освящен во имя святого Николая Чудотворца первый придел Спасской церкви в Воронеже. Спустя 5 лет храм был полностью достроен. Появился главный придел во имя Нерукотворного Спаса, начались богослужения.
Однако, церкви не суждено было в те годы обрести окончательные черты. Причиной стала икона Смоленской Божьей Матери, на которой Богородица была изображена в серебряных, отделанных золотом одеждах. Некогда принадлежала она офицеру Российского флота. А после его кончины перешла во владение к его вдове – Агафье.
Женщина не придумала ничего лучше, как созывать у себя дома людей, приглашать священников и устраивать домашние службы. Церковь отнеслась к ее поведению крайне неблагосклонно. Епископ Тихон Третий наказал ослушников и запретил проведение обрядов вне приходских стен. Зато было решено возвести придел во имя Смоленской Божьей Матери, что и было сделано в 1777 году.
Спасская церковь на дореволюционной открытке (справа)
Не прошло и одного столетия, как Спасская церковь вновь подверглась существенным переделкам. С увеличением количества прихожан, потребовалось расширение трапезной, заодно подняли своды и обновили алтарь. Все это происходило в 40-х годах XIX столетия. Согласно историческим сведениям, во владениях храма в то время числились земельные угодья, доходы от которых шли на содержание священнослужителей. Также располагал храм добровольными пожертвования и процентами от вкладов в банках.
В 1857 году строители снова пришли в храм. Несколькими годами ранее были обнаружены трещины в сводах. Проектом занимался архитектор Егор Гиацинтов. По его плану предполагалось вынести приходы к алтарю и заново отстроить четырехъярусную колокольню. Проект утвердил сам Александр Второй.
Однако во время реконструкции в планы были внесены корректировки, и церковь наконец приняла привычные очертания. С двухэтажной колокольней, тремя приделами, караульным помещением и кладовой. Спустя три десятилетия были пристроены помещения женского приюта и начальной школы.
Советский и постсоветский периоды
Перед революцией 1917 года в церкви насчитывалось более 600 прихожан. Стоит отметить, что они не сразу почувствовали всю тяжесть гонений на церковь. Лишь в 1930 году Спасский храм был закрыт, а многочисленные реликвии вывезены в музеи и хранилища. Под его сводами разместились архив и типография Управления внутренних дел. В это время права церкви отстаивал архиепископ Захария, расстрелянный в 1937 году.
Спасский храм в советский период, 1970-е годы
Еще больший урон церкви Нерукотворного Спаса был нанесен во время Великой Отечественной войны. К 1943 году была разрушена колокольня, от обстрелов пострадали крыша и купол Храма. В послевоенные годы его восстановлением никто не занимался. К 1993 году, когда церковь вернули Воронежской епархии, практически ничего не осталось и от внутреннего убранства.
На реставрацию понадобилось несколько лет. Велись не только строительные и отделочные работы. Шли переговоры о возвращении или реставрации икон святого Николая Чудотворца и Смоленской Божьей Матери, передаче в Спасский храм реликвий, среди которых мощи святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, полководца Федора Ушакова, равноапостольной Марии Магдалины. Прихожане отдавали в дар иконы. Некоторые из них имеют большую ценность.
Спасский храм после реставрации 1993 г.
Спасский Храм сегодня
Первое богослужение в Храме Нерукотворного Спаса после перерыва длиной в несколько десятилетий прошло в ноябре 1993 года. С тех пор они не прекращались, несмотря на проведение восстановительных работ.
В настоящее время Храм представляет собой белоснежное однокупольное сооружение с расположенной рядом двухуровневой колокольней. Ее зеленый купол словно плывет над рекой, оглашая округу колокольным звоном и приглашая прихожан на службу.
Спасская церковь в Воронеже в начале прошлого века и сегодня
Во внутренних приделах, помимо ковчегов с мощами святых, перед верующими предстает обновленный иконостас. Со стен смотрят лики святых. Наиболее почитаемые – афонская икона «Скоропослушница» и точная копия также афонского образа «Всецарица».
При приходе работают музыкальная и воскресная школа. В библиотеке можно познакомиться с образцами православной письменности. Кроме того, в ее залах часто проходят выставки и лекции.
Жители города, посещающие Храм нерукотворного Спаса, не только принимают участие в церковных службах, но и ведут активную жизнь, участвуя в различных мероприятиях, организуемых Российской Православной церковью, получают духовную поддержку в тяжелые минуты и делятся радостными событиями.
Есть у Спасского Храма и собственный официальный сайт. Здесь можно узнать расписание богослужений и познакомиться с календарем предстоящих мероприятий, а также узнать новости о жизни прихода.
Автор: Мария Светлова
Дополнительная информация
Первое упоминание : 1741 г.
Начало строительства : 1744 г.
Состояние : действующая церковь
Статус : объект культурного наследия народов РФ
Архитектурный стиль : барокко, русский стиль
Район города: Ленинский
Адрес : Воронеж, ул. Фрунзе, 16Б
Географические координаты : 51.654469, 39.205273
Спасский храм (Воронеж), как добраться:
Ближайшие остановки общественного транспорта :
Воронеж. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.
Спасская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
За главным корпусом университета открывается прекрасный вид на склоны холмов и левобережье. С этой наблюдательной площадки начинаются все экскурсии по Воронежу. Прямо перед глазами — две церкви. Об одной из них, Ильинской, речь уже шла. Теперь настал черед второй, Спасской. К ней также можно пройти с правой стороны университета, по улице Фрунзе (прежде она звалась Консисторской; в городской топонимике, кстати, были улицы Покровская, Введенская, Воскресенская, Ильинский съезд, Спасская и др.). Храм отмечает свой престольный праздник 16 августа по старому стилю. Престол именуется так: «Перенесение нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едесы в Царьград».
Первое упоминание о находящейся в «воронежском кремле» (крепости) церкви относится к 1676 году. Именовалась она тогда «Преображения Господа нашего Иисуса Христа». Архимандрит Димитрий (Д. И. Самбикин) считал, что Спасская церковь выстроена вместо нее, но мне кажется, что ближе к истине автор статьи о храме в «Воронежской старине» (1905) Т. Д. Попов. Он отмечал, что Преображенский храм уже в раннюю пору одновременно именовался Спасским. Есть об этом упоминание в документах, да и древняя икона Преображения Господня оставалась особо чтимой в новом храме. С 1741 года начинается история каменного здания. В тот год посадские люди во главе со священником Михаилом Феоктистовым обратились к епископу Иоакиму с просьбой разрешить построить «наместо обветшавшей деревянной церкви всемилостивого Спаса каменную во имя же всемилостивого Спаса». В следующем году среди прихожан был пущен подписной лист по сбору «храмосозидательных» средств. Суммы вносились самые разные, в зависимости от достатка от нескольких копеек до четырехсот рублей. Первоначальный капитал скопили, и в 1744 году новый иерарх, Феофилакт, разрешил приступить к переустройству церкви. С работами, требовавшими тонкого мастерства и тщательного соблюдения технологического цикла, тогда не торопились, премии за досрочную сдачу объекта не причитались. Придел во имя святого Николая Чудотворца епископ освятил 11 ноября 1750 года. Основной же храм во имя нерукотворного Спаса был завершен пять лет спустя, к 1755 году.
С возведением еще одного придела, во имя Смоленской иконы Божией Матери (одним именем церквей в городе не называли, а однотипные приделы существовали), связана курьезная история. У Агафьи, вдовы флотского офицера Яно-ва, грека по национальности, хранилась «местночтимая» Смоленская икона Божией Матери. Сам Янов не успел подыскать ей достойное место в храме. Агафья же стала устраивать дома молебны перед образом Богородицы, приглашала для этого окрестных священников и собирала деньги для строительства придала в честь реликвии. Епископ Тихон III счел домашние службы неприличными, наказал священников (в их числе оказался и Алексей Болховитинов из Ильинского прихода) и вдову. Но придел при Спасском храме во имя иконы Смоленской Божией Матери все же был выстроен и освящен в 1777 году. Туда и перешла икона «древнего письма» в серебряной позлащенной ризе. Приходское кладбище вокруг Спасской церкви сугубого внимания купцов Елисеевых не привлекало. Они отметили здесь только похороны купца Василия Черницына в 1765 году и через пять лет — жены купца Анны Бозлуковой. В XIX веке Спасской церкви пришлось претерпеть немало перестроек. В 1841 году была расширена трапезная с алтарями, переделаны ее своды. В 1851 году вместо «низкого, темного и непоместительного» выстроен новый главный алтарь. В 1854 году в старой колокольне обнаружились опасные трещины, угрожавшие обвалом. Местный архитектор Егор Харитонович Гиацинтов (1825 — после 1861) — к слову сказать, дед известной русской актрисы и режиссера Софьи Владимировны Гиацинтовой — предложил возвести заново четырехъярусную колокольню и вынести приделы из трапезной к главному алтарю. Его проект отправили на рассмотрение в столицу империи, где «для большей устойчивости церкви и для благовидности фасада» чертежи решено было доработать. Этим занялся кто-то из главного строительного ведомства. Проект перестройки Спасской церкви утвердил сам Александр II 29 января 1857 года. Работы по нему были осуществлены в 1857—1859 годах, хотя и не полностью: колокольня по сравнению с первоначальным замыслом была снижена и в натуре оказалась двухъярусной. По обе стороны ее первого яруса пристроили караулку и кладовую, при входе — паперть. Позже вокруг церкви в два приема возвели ограду, в 1880 году устроили новые иконостасы. В 1859 году купеческая вдова Олимпиада Яковлевна Синицына внесла пожертвования на содержание престарелых и одиноких женщин, в 1895 году к этому еще прибавился дар купца Федора Федоровича Бухонова. На эти деньги в конце века близ церкви была построена небольшая каменная богадельня. В это же время появилась школа грамоты для начального обучения окрестной детворы.
Спасская церковь была одноштатной, ее клир насчитывал трех человек: священник, дьякон и псаломщик. Жалованием им служили арендная плата за 17 десятин пашенной земли, банковские проценты с пяти с половиной тысяч рублей и доброхотные подаяния за исполнение треб. Священники этой церкви наряду со служением в ней преподавали в различных учебных заведениях. В XVIII веке длительный срок служил здесь отец Михаил Спасовский (1719— 1779). С 1863 по 1865 год священником был Михаил Иванович Некрасов, постригшийся позже в монахи и достигший епископского достоинства с именем Лаврентия. Его сменил до 1874 года отец Иван Смирпицкий. В 1883—1901 годах настоятелем у Нерукотворного Спаса был Александр Васильевич Палицын, перешедший затем к Чугуновской кладбищенской церкви. С 1901 года в Спасском храме обретался Тихон Дмитриевич Попов, который вскоре приобрел известность как богослов. С момента создания Сельскохозяйственного института в 1913 году он занял там кафедру богословия, стал профессором, был избран депутатом в четвертую Государственную Думу. Еще пару десятилетий назад его считали ярым реакционером и в качестве иллюстрации приводили слова, сказанные им в 1906 году с амвона церкви: «Если вы, братие, увидите вора, разбойника, мошенника, протяните этим несчастным руку, но если вы встретите социалиста или толстовца, то плюньте на них и бежите от них». Насчет последователей учения Льва Толстого почтенный богослов явно переборщил, ибо в их взглядах не было места насилию, а по поводу социалистов. похоже, был недалек от истины.
В 1918 году отца Тихона из института уволили. Как жил он дальше, точно не знаю, но доподлинно известно, что рук чекистов он миновал. Но вернемся к Спасской церкви. Перед революцией ее приход насчитывал 111 дворов, 631 человека. Прихожане были рассеяны по всему Воронежу, жили даже в пригородной слободе Чижовке. Это приводило, как отмечал тот же Тихон Попов, к отсутствию тесных связей прихожан с храмом и пастырем, к их взаимному отчуждению. Революция 1917 года, которую встретил в Спасской церкви священник В. А. Милоградский, сразу вроде бы не внесла особых перемен в веками отлаженную религиозную жизнь. Но это оказалось началом конца, предвестником скорой гибели. В декабре 1918 года от В. Милоградского потребовали отчета о сокровищах храма. Батюшка особо не усердствовал, назвал лишь богослужебные предметы безо всякого их взвешивания: пять крестов напрестольных, два ковчега, три сосуда с приборами, пара венцов, два кадила и четыре лампады. В начале 1930-х годов храм у верующих отобрали, общину разогнали. Здание передали госархиву под хранилище документов. Архив владеет им не единолично, а делит с типографией Управления внутренних дел. У семи нянек, как известно, дитя без глазу. Колокольня и купол оказались усеченными, вся церковь из-за этого выглядит придавленной к земле. Как и все культовые сооружения города, Спасская церковь состоит на государственной охране как памятник архитектуры республиканского значения. Но что реально дает ей этот почетный статус? Ни денег, ни стройматериалов ее совладельцы не имеют, а в нынешнее время и вовсе чувствуют себя здесь временными жильцами. В конце 1993 года Спасскую церковь решено было возвратить епархии. Все, что сказано мною по этому поводу об Ильинской церкви, можно отнести и к соседней с ней Спасской. Не исключено, что и улица Фрунзе вскоре вернет свое первоначальное название.
Спасская церковь в г. Воронеже построена, вероятно, вместо Преображенской церкви, упоминаемой еще в 1676 г. в воронежском Кремле. 10 июля 1744 г. выдана была ее прихожанам благословенная грамота на построение каменной церкви, которая была построена около 1750 г., а освящена в 1755 г. В ней два придела: в трапезной на правой стороне – св. Николая чудотворца, на левой – Смоленской иконы Божией Матери. В 1880 г. вновь возобновлена устройством иконостасов. Колокольня построена в 1859 г.
Земли при Спасской церкви пахотной 16 дес. 912 саж., на эту землю есть межевая книга и план. Вокруг церкви каменная ограда, близ церкви каменная небольшая богадельня. Один штат. Причт пользуется % с капитала в 5 500 руб.; в пользу церкви более 1000 руб., на богадельню 1030 руб. Прихожан около 500 душ.
«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 4, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1886 г.
Спасская церковь стоит на одном из тех холмов, где в конце XVI в. был основан город Воронеж. Историки расходятся во мнении о точной дате основания храма. Первое упоминание о нем относится к 1676 г. Первоначально церковь была освящена в честь Преображения Господня. По некоторым сведениям, Преображенский храм одновременно именовался Спасским. В 1741 г. по инициативе посадских людей и с благословения епископа Иоакима (Струкова) на месте обветшавшей деревянной церкви началось строительство каменного храма во имя Всемилостивого Спаса. В 1750 г. был устроен придел во имя святителя Николая Чудотворца и освящен в том же году епископом Феофилактом (Губановым), а в 1755 г. им же был освящен Спасский храм. Придел в честь Смоленской иконы Божией Матери был построен в 1777 г. благодаря усердию вдовы флотского офицера Агафьи Яновой. Та часть церкви, что была построена в XVIII в., несет на себе отпечаток провинциального барокко, а колокольня вобрала в себя черты русской церковной архитектуры XIX столетия, использовавшей формы древнерусской архитектуры и элементы классицизма.
При советской власти церковная утварь была конфискована, а в 1925 г. несколько примкнувших к обновленцам священников провозгласили в Спасском храме «автокефальную церковь». Через год прихожане изгнали раскольников из храма и перешли под власть Воронежского архиепископа Петра (Зверева). В середине 30-х г.г. храм был закрыт. Спасская церковь была передана Государственному архиву и типографии Управления внутренних дел. Постепенно храм ветшал и разрушался. Здание церкви значительно пострадало во время войны.
В 1993 г. Спасскую церковь решено было возвратить епархии, хотя типография УВД ещё оставалась в здании. 19 ноября 1995 г. в храме состоялось первое богослужение, начались реставрационные работы. 1 ноября 2009 г. храм был освящён митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием.