спасо суморин монастырь в городе тотьма
Тотемский Спасо-Суморин монастырь
Россия, Вологодская область, Тотемский район, г. Тотьма, мкр. Лесотехникума
Храмы монастыря:
1. Собор Спаса Преображения
2. Собор Вознесения Господня
3. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Другие постройки и сооружения:
4. Настоятельский корпус (XIX в.)
5. Братский корпус (XIX в.)
6. Юго-западная башня ограды (XIX в.)
7. Фрагменты стен (XIX в.)
8. Восточные ворота (XIX в.)
9. Гостиница для паломников (XIX в.)
10. Хозяйственная постройка (конюшни)
11. Место разрушенной колокольни (построена в 1801-1844 г., разрушена в 1930-х гг.)
12. Границы монастыря до 1917 г.
13. Поздние постройки
Спасо-Суморин монастырь в черте нынешнего города Тотьма расположился на мысе между речками Песья Деньга и Ковда. Основал его, по легенде, Феодосий Суморин, через сто лет причисленный к лику святых под именем преподобного Феодосия Тотемского, в 1554 году. В те давние времена он был весь деревянный и за короткий срок стал одной из самых богатых обителей на реке Сухоне, благодаря ведению большой торговли солью. В Смутное время, по всей видимости, был полностью разорен поляками. Монастырь пережил и это.
Наиболее величественной постройкой монастыря считается классический Вознесенский собор, построенный в самом конце 18-го века. Четверть века к нему что-то всё пристраивали, и свой законченный вид он получил как раз к середине 19-го века. Одна очень существенная деталь: при устройстве земляных работ под фундамент будущего храма обнаружились нетленные мощи основателя монастыря.
Как убеждают нас историки архитектуры, автором проекта постройки Вознесенского храма, выполненного в стиле зрелого классицизма, является сын русского архитектора Матвея Казакова. В это же время в монастыре начинается строительство каменной колокольни, которое продолжалось целых 43 года. Во втором ярусе её устраивают церковь в честь Иоанна Златоуста.
Далее в монастыре возводятся каменные келейные корпуса и здания различных служб. По завершению строительства ансамбль монастыря обносится каменными стенами с угловыми оригинальными башенками и святыми вратами. Завершается строительство монастыря встройкой в ограду вместо башни в 1870 году Успенской церкви.
После революции началось закрытие монастыря. Мощи Феодосия Тотемского, правда, передали в Вологодский музей. Они там находились до 80-х годов прошлого столетия. Сейчас пребывают в Тотьме в Рождественской церкви. После закрытия монастыря в здание Преображенского собора въехал лесной техникум. Даже адрес монастыря имеет название мкр. Лесотехникума.
В келейных корпусах расположилась гостиница «Монастырские кельи» и экспозиции Тотемского музея. В Успенской церкви разместили актовый зал и библиотеку тотемского лесотехнического техникума. Но с закрытием лесотехникума с 1976 года никому ненужное её здание начали разбирать на кирпич по распоряжению директора леспромхоза. Из этого кирпича собирались построить гараж.
В 1995 году ансамбль монастыря отнесён к категории объектов культурного наследия федерального значения. Понемногу идут ремонтные работы.
Спасо-Суморин мужской монастырь
Спасо-Суморин монастырь — мужской монастырь Великоустюжской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Тотьма Вологодской области на берегу реки Песья Деньга. Монастырь был основан преподобным Феодосием Тотемским.
Содержание
История [ править ]
Основан в 1554 году преподобным Феодосием Тотемским, пришедшим сюда из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря.
В XIX веке выстроены два собора — Воскресенский и Преображенский. С 1832 года к монастырю приписана Дедовская Троицкая пустынь на Дедове острове реки Сухоны, основанная в 1676 году.
В монастыре хранились мощи св. Феодосия Тотемского: до революции они находились зимой в Воскресенском соборе под аркой между основным пространством собора и северным приделом во Имя Самого Святого, а весной ежегодно с торжественным крестным ходом переносились в холодный Преображенский собор и здесь покоились на месте левого клироса в серебряной раке; они были покрыты покровом, открытой оставалась только правая рука.
В монастыре был похоронен И. А. Кусков, основатель Форта Росс.
После революции закрыт. В настоящее время монастырь восстанавливается.
Храмы [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: ул. Лесотехникум, Тотьма, Вологодская обл., Россия, 161300
Паломнику [ править ]
Спасо-Суморин монастырь имеет возможность принимать организованные паломнические группы и отдельных паломников.
Богослужения [ править ]
Поминовения [ править ]
Принимаются поминовения о здравии и упокоении на литургию и молебны преподобному Феодосию Тотемскому. Поминовение и свечи за пожертвование в церковную кружку.
СПАСО-СУМОРИН МОНАСТЫРЬ
Архиерейское подворье «Спасо-Суморин монастырь» г. Тотьмы Вологодской области Великоустюжской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
|
СПАСО-СУМОРИН МОНАСТЫРЬ запись закреплена
Фотограф Нестеренко Андрей
СПАСО-СУМОРИН МОНАСТЫРЬ запись закреплена
С воскресным днём, дорогие друзья!
Послание к Галатам святого апостола Павла
( Гал.,I:11-19 )
Показать полностью.
1.11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
1.12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
1.13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
1.14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
1.15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
1.16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
1.17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
1.18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
1.19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
——‐—————————‐——‐————————-
От Луки святое благовествование
( Лк.,XVI:19-31 )
16.19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
16.20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
16.21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
16.22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
16.23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
16.24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
16.25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
16.26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
16.27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
16.28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
16.29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
16.30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
16.31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
СПАСО-СУМОРИН МОНАСТЫРЬ запись закреплена
ИЗМЕНЕНИЕ В РАСПИСАНИИ
6 ноября в субботу литургии не будет, в 8-00 ПАНИХИДА
СПАСО-СУМОРИН МОНАСТЫРЬ запись закреплена
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Возлюбленные братия и сестры, сегодня мы с вами торжественно молитвенно вспоминаем и прославляем явление милости Божией Матери православной державе Российской, выразившееся в чудесном избавлении нашего дорогого Отечества в 1612 году от нашествия иноплеменников.
Показать полностью.
Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали особенную, глубокую веру в небесное предстательство Ее о роде христианском и всегда обращались к Ней с усердной молитвой в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны считали Пресвятую Деву своей Покровительницей и чтили Ее, но в нашем Отечестве имя Матери Божией было окружено особым почитанием – неизмеримо большим, нежели где бы то ни было еще, и Богоматерь ни на какую другую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на Землю Русскую.
Практически во всяком русском городе непременно есть источник благодати Богоматери – Ее чудотворные иконы, в которых восхотела Она дать людям небесный залог Своей любви и послужить Утешением для страждущего человечества. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию, и Матерь Божия не оставляла тщетной его веру, но подавала скорую помощь каждому просящему и Отечеству нашему в целом. Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 году. В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней – до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отчества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага.
Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою и предводительствуемые Ею приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у Милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению Преподобный Сергий Радонежский сказал Владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.
Ободренные этим известием воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили Отечество от иноплеменников. Таким образом и страна, и Церковь были избавлены от иноземного порабощения. Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане столицы в следующий же воскресный день совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское государство. Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля встретил их святитель Арсений с другой святыней – сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом Богоматери.
А чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от времени, вскоре единодушно положено было совершать ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее в настоящий день, 22 октября.
Как видим, дорогие братия и сестры, основной причиной спасения страны от погибели явилась твердая православная вера наших предков. Когда надежды на человеческие силы уже не было, тогда все истинные сыны Церкви и Отечества возложили на себя трехдневный пост и молились к Богоматери пред чудотворной Ее Казанской иконой. И молитва их была услышана.
Кроме того, с самых древних времен народ русский отличался простой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью к Господу Иисусу Христу. В этой вере нашей и в любви к Сыну Приснодевы Марии и кроется причина особенной к нам Ее милости. Какая мать останется равнодушной к тому, кто будет выказывать, кто обнаружит явные знаки участия и любви к ее детям? Благоговейная вера, крепкая любовь к Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу несомненно и на Небе доставляет особенную радость Пречистой Его Матери. И отсюда происходит то, что заступление и помощь Ее изливается на всех, кто издревле свято чтит и исповедует Господа Иисуса Христа, благоговейно поклоняется Ему и с любовью повинуется устроенной Им на земле Церкви.
К чему же обязывает нас воспоминание о чудесной помощи Матери Божией нашей Земле Русской? Чем ближе, чем милостивее и внимательнее к нам Матерь Божия, тем надо осторожнее относиться к своему поведению и к своей вере. Чем больше дается, тем больше будет и взыскано с нас.
Кто, как не народ Божий, народ еврейский, видел над собой столь явную, столь чудесную помощь Божию? Вся его история от начала до конца проникнута, наполнена описаниями чудного, непосредственного руководства Божия. Но в то же время как много, как тяжко потерпел он, этот избранный народ Божий, за свое многократное отступление от истинного Бога, за свои частые измены вере праотцев! Почему? Потому что того требует правосудие и величие Божие: Господь не может оставить безнаказанным ни одного проступка, оскорбляющего достоинство Его святого Закона. «Уйдем отсюда»,– раздалось в самом Святилище иудейского Храма, и вскоре мерзость запустения явилась на месте святом и останется там, по слову Господню, до конца века – после того, как народ еврейский не уверовал в Единородного Сына Божия.
Возблагодарим же, дорогие, Господа и Пречистую Его Матерь за столь великие благодеяния, явленные к утверждению и возвеличению Отечества нашего, приведенного к своей славе путем тяжких испытаний единственно десницею Божией. Будем дорожить, братия и сестры, святым союзом с Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, избравшей нашу землю Своим достоянием. Господь Иисус Христос и Матерь Его ревнуют по нас любовью. Будем помнить, Кто наша Заступница, Кто наша помощь и надежда, и не порвем с Ней союза своего, но утвердим его верой, жизнью своей и упованием. Помышляя, что православные христиане составляют достояние Сына Ее и пользуются особым покровительством Ее, не будем забывать вместе с тем и того, что истинное свойство православных христиан в том собственно и состоит, чтобы во всем последовать Христу как единственному Законодателю и бесконечно любить Его как единственного нашего Спасителя.
Надо крепко держаться того пути, которым шли наши православные предки, который указал нам Иисус Христос, который указывает и святая Церковь. Этот путь Господь начертал нам в Своем Святом Евангелии, и его мы должны свято хранить и соблюдать. Отступим мы от этого пути, от этого завета со Христом, отступит от нас и наша Заступница, Царица Небесная, потому что в союзе с врагами Сына Своего, попирающими Его учение, Его заповеди, Его Кровь заветную быть Она не может, как и Христос, Сын Ее, не может быть в союзе с велиаром.
Помолимся же сегодня Царице Небесной, чтобы Она Сама утвердила нас на спасительном пути, ибо Она всегда готова ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Ее предстательству с теплой и усердной молитвой, с твердой верой и упованием. И тогда Она ни за что не отступит от нас Своим благосердием, но присно будет сохранять и спасать нас от всякого зла. Вознесем Ей горячие молитвы от всего своего сердца, с умилением воззовем к Ней: Радуйся, Заступнице усердная рода христианского!
Спасо суморин монастырь в городе тотьма
Семь лет назад мне не довелось побывать в Спасо-Суморином монастыре, т. к. времени тогда было слишком мало, и утром я сразу пошел к монастырю. Пошел не прямо, а по дуге, чтобы посмотреть застройку, тянущуюся в сторону Варниц, по улицам Чапаева и Калинина. День был жаркий, и к монастырю я подошел с большим желанием найти водоразборную колонку, и сунуть голову под струю воды.
Старая фотография Спасо-Суморина монастыря.
Строится новый мост через речку Ковду. Колокольни (1801-1844 гг.) сейчас нет, ее разобрали в тридцатые годы. После того, как монастырь закрыли, там разместили лесотехникум. Там были и общежития, и классы для занятий. Слева от дороги, если идти к монастырю, вдоль стены тянулось кладбище. Кресты и памятники вывернули, землю разровняли, и на месте кладбища устроили футбольное поле. Сейчас часть монастырских построек пришла в запустение, но часть еще используется
Сохранилась арка ворот, но пока я ходил там, под аркой проехали несколько тяжелых КАМАЗов, и мне кажется, какой бы крепкой не была эта арка, долго ей не продержаться.
Родник на берегу Ковды был неподалеку, сразу за футбольным полем.
С берега к роднику можно было спуститься по шаткому трапу с перилами. Вода текла тонкой, почти незаметной струйкой, но бак, в который она стекала, был полон, и я попил, умылся, и набрал воды в бутылку.
Бывшее монастырское кладбище. Я спросил Дмитрия, играют ли они сейчас здесь в футбол, но он ответил, что нет, не играют, ходят на стадион в город.
Потом Дмитрий провел меня к исчезнувшей стене, от которой сохранилась только одна башня (всего их было четыре).
Флюгер на башне до сих пор вращается. Как раз подул ветер, и он повернулся, издав скрипучий звук. Происхождение отверстий в флюгере непонятно, но, скорее всего, учащиеся лесотехникума или преподаватели военного дела развлекались, паля по нему из «мелкашки».
От башни можно подняться вверх по самодельным ступенькам, вырытым в земле.
Вознесенский собор (1796-1801 гг.). Трапезная была пристроена в 1825 году. Снаружи отреставрировали, а внутри конь не валялся.
Собор Спаса Преображения, находящийся неподалеку, частично стоит в лесах, но леса скоро сами упадут от старости. Сколько им лет? Пятнадцать? Двадцать? Было пять куполов, не осталось ни одного. Построен собор в восьмидесятые годы 17 века, но был основательно перестроен через двести лет. Где-то неподалеку от алтаря собора в 1823 году был похоронен Иван Кусков, работавший в Аляске и Калифорнии в конце 18 – начале 19 века. При советской власти надгробие исчезло, и могила затерялась.
Рядом с алтарями соборов находятся руины еще одной церкви и обзорная площадка.
Дойдя до музея, я распрощался с Дмитрием. Он пошел в общежитие, а я свернул к музейному крыльцу. С начала девяностых годов здесь находятся открытые фонды краеведческого музея. Залы и коридоры старые, давно не ремонтировавшиеся, в одном месте большая протечка с крыши, но прохладно. Заплатил 10 рублей за билет, 50 за фотографирование, и ходил на пару со смотрительницей.
Колодка для плетения лаптя на левую ногу.
Стол-аналой для установки гроба с телом умершего в церкви перед отпеванием.
Ухват с колесиками для тяжелых чугунов. Смотрительница сказала, что на юге района был распространен обычай мыться в печах, и большие чугуны ставили в печь с помощью таких ухватов. Странно, я думал, что в печах мылись только в Южной России, а на Русском Севере у всех были бани.
Смотрительница сказала, что это устройство для хождения по болотам, типа снегоступов, правда, я так и не понял, как это устройство крепится к ноге. Смотрительница другого музея, краеведческого, где тоже был похожий экспонат, сказала, что это устройство для переноски дичи, крепившееся к спине. Короче говоря, предназначение этого устройства осталось для меня загадкой.
Вышел из музея через час. В гостиницу «Монастырские кельи» (слева) заходить и спрашивать, какие у них цены, не стал. Понятно, что дешевле, чем в центре Тотьмы, но уж больно далеко ходить (дома посмотрел по карте – не так уж и далеко, полтора километра до центральной площади, но по жаре все расстояния удлинялись вдвое)
Маленькое здание с открытой дверью, это местный магазин. Туда я и пошел, чтобы купить воды.
Удивился, увидев в магазине «контрольные» весы. В Архангельске они давным-давно исчезли, а в Тотьме еще живут.
Потом начался дождь, который я переждал, забравшись в развалины церкви, а когда дождь кончился, пошел обратно, в центр Тотьмы.
Идя по улице, обратил внимание в одном месте на необычные доски, из которых были сделаны мостки. Были они очень толстыми и широкими. Присел, посмотрел сбоку – точно, старинные половицы. Видимо, дом порушили, а половицам нашли вот такое применение. Их бы на дачу – еще сто лет простоят, а на улице быстро сгниют.