спасо преображенский собор в чернигове архитектор

Спасо-Преображенский собор (Чернигов)

спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор

пятиглавый восьмистолпный храм в Чернигове. Старейший сохранившийся памятник древнерусского зодчества. О его бывшем богатом внутреннем убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. На протяжении веков он неоднократно перестраивался. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве», Игоря Черниговского и других князей той эпохи.

Спасо-Преображенский собор — уникальный архитектурный памятник начала 11 в., который является самым древним православным храмом, как на Украине, так и в России. Древнее только Константинопольская София, которая ныне находится в турецком Стамбуле. Киевская София моложе Черниговского Спаса на несколько лет, а Новгородская София — на два десятилетия.

Содержание

История [ править ]

Заложен около 1031-1036 годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св.Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Стал главным храмом древнерусского города и Чернигово-Северского княжества.

Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо неё построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры.

Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.

Описание [ править ]

В плане собор представляет собой большой по древнерусским меркам (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились.

Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.

Собор неоднократно подвергался перестройке. В XVIII-XIX веках, в частности, были надстроены две башни, после чего здание приобрело нынешний вид.

Здесь явственно акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси.

Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески, погибшие в пожаре 1756 года. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам.

Возможно, строители Спасо-Преображенского собора повторяли в какой-то мере схему Десятинной церкви

Раппопорт высказал предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Местонахождение [ править ]

Адрес: Украина, г. Чернигов, ул. Преображенская, 1

Где остановиться [ править ]

При Успенском Елецком монастыре есть гостиница для паломников (лучше согласовать возможность пребывания в гостинице заранее)

Монастырь находится в 1 км от русла Десны, на обращенном к ней краю плато Болдиных гор (сплошной цепи холмов, простирающейся на юго-запад от Вала – цитадели древнего Чернигова).

Адрес: 14000, Украина, г. Чернигов, ул. Князя Черного, 1

Источник

Православная Жизнь

Главный храм древнерусского города и Чернигово-Северского княжества, самый древний из сохранившихся храмов Чернигова собор Преображения был возведен в ХІ в.

спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор

Собор представляет собой уникальный образец византийско-киевской школы зодчества и храмостроительства расцвета Киевской Руси. В храме покоятся мощи святых.

Заложен Спасо-Преображенский собор в 1030г. Мстиславом, князем черниговским, братом великого князя русского Ярослава Мудрого. Согласно древним сказаниям, храм был построен на месте древнего языческого капища, на котором вначале, еще во времена Владимира, Крестителя Руси, была возведена деревянная церковь. В конце ХІ в. возле собора была построена новая княжеская резиденция, известная как «красный терем».

Интересно, что архитектурно Спасо-Преображенский собор отличается от многих древнерусских храмов. Строение уникально тем, что подобной конструкции не имеет ни один из известных древнерусских храмов. Однако, некоторые исследователи утверждают, что наиболее подобна по архитектурному решению была Десятинная церковь в Киеве, разрушенная еще в ХІІв. В планировании пространственного решения объединена схема византийского крестово-купольного храма с элементами романской базилики. Такие храмы были преимущественно в Малой Азии и Закавказье. Возможно, на возведение черниговского храма князь Мстислав, княживший когда-то Тьмутаракане, мог пригласить мастеров с восточных земель в помощь столичным и местных зодчим.

спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор

Архитектурно-конструктивное решение превосходно четкое и законченное, все оправданно и имеет свое предназначение, нет ничего лишнего. Первоначально фасады храма были суровыми, собор имел ярко выраженный пирамидальный вид, который усиливался низкими структурами усыпальниц, крещален, лестничной башни. Фасады собора были украшены орнаментными узорами, выложенными из кирпича при строительстве, – менадрами, переплетениями, крестами. Некоторые участки были окрашены в розовый цвет. Такое соединение узоров из кирпича, рядов плинты, натурального камня придавали фасадам особую живописность и одновременно торжественность.

Интерьеры собора поражают своим величием. Пространственное решение воплощает тяготение души человека к небу, к Богу. Все внутренние поверхности стен, потолков и столпов имели фресковые росписи. Богатая цветовая палитра интерьеров подчеркивалась и ярким полом, сделанным из цветного камня, керамических плиток, смальты.

Около девятисот лет Спасо-Преображенский храм был главным кафедральным собором Черниговщины, центром общественной и государственной жизни. Именно в этом месте княжеские договоры укреплялись целованием креста.

В серебряной раке хранились в соборе мощи прп. Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского. Имя святителя Феодосия стоит в ряду тех немногих лиц и имен, которые являются украшением и славой всей Церкви Российской. До 1921г. мощи пребывали в Спасо-Преображенском храме, после возвращения из Санкт-Петербурга некоторое время пребывали в Воскресенском храме, ныне хранятся в Свято-Троицком соборе. С Феодосием Углицким связана история «ленинградской дороги жизни», когда в блокадном Ленинграде его образ стал надеждой для спасения умирающих людей. Также Феодосий Углицкий считается покровителем «чернобыльцев». Есть свидетельства, что в ночь на 26 апреля в сновидениях женщины святитель Феодосий молился незримому Творцу. Ни одно смертоносное облако не пошло на Чернигов, замечены удивительные исцеления от лучевых болезней у чудотворных мощей. Поэтому митрополит Черниговский и Нежинский Антоний благословил для Дарницкого чернобыльского храма в Киеве древнюю икону святителя с частицей его мощей. В День памяти святителя Феодосия икона во время литургии в Чернигове лежала на мощах чудотворца, и после акафиста святитель Феодосий как бы сам «дал» часть мощей: частица чудесным образом отслоилась от нетленного тела.

спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор

Когда-то в соборе хранилась икона Одигитрия, которую привезла дочь византийского императора Константина – Анна. Когда ее сын – Владимир Мономах стал княжить в Смоленске, чудотворную икону перевезли в новопостроенный храм. Считается, что благодаря именно этой иконе Божьей Матери хан Батый не смог взять Смоленск.

Источник

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор

Спасо-Преображенский собор в Чернигове является четырехстолпным храмом типа вписанного креста, с нартексом и развитой алтарной частью. Знаменательна форма опор — они никоим образом не читаются как комбинации отрезков стен, но представляют собой центрические крестчатые столбы. Напомним, в константинопольских храмах начиная с X в. стены внутри исчезают, в цельном пространстве наоса в качестве опор остаются лишь четыре колонны.

В черниговском храме происходит обратная замена — колонн столбами. Однако уже совершившееся в IX — X вв. осознание опор как формы в себе замкнутой, не разделяющей пространство, а лишь находящейся в нем, приводит к возникновению центрических крестчатых столбов. На четырех подобных столбах ничто не мешает возвести ту же каноническую систему перекрытий, которую в константинопольских храмах несли четыре колонны. Конечно, подобные опоры — примитивизация мотива. В ее основе лежат и причины практического характера, ибо доставка четырех мраморных больших колонн для княжеского строительства была бы, вероятно, довольно сложной. Однако еще интереснее отметить, что, даже если бы такая возможность и существовала, ею нельзя было бы воспользоваться для возведения черниговского собора.

Мы подходим к очень важному моменту в композиции здания. Речь идет о его хорах. Расположены хоры над нартексом и боковыми нефами, эти зоны интерьера оказываются двухэтажными. Применение колонн в качестве основных опор становится невозможным, ибо их стволы оказались бы пересеченными посередине.

Между подкупольными столбами в двух ярусах размещены аркады. Подобная композиция, как мы видели, употребляется в памятниках Византии V — XI вв. Она восходит к купольным базиликам, таким ранним и начальным, как Алахан манастир. Принципиально такую структуру мы находим в Константинопольской Софии, почти такую — в церкви в Каср-ибн-Вардане. В дальнейшем, с заменой купольных базилик крестово-купольными храмами, аркады в верхнем ярусе исчезают (храм св. Ирины в Константинополе, храм в Дере-Агзы). Интересно и показательно для ощущения общности архитектурной традиции близкое совпадение размеров (при типологическом сходстве) черниговского памятника и храма в Дере-Агзы: в Чернигове — общая длина 32 м, ширина 21,5 м, подкупольный квадрат — 7,75 м, в Дере-Агзы соответственно — 33 (без экзонартекса), 21 и чуть больше 8 м.

В византийских постройках VIII — IX вв. хоры устраиваются на сводах, перекрывающих нижний ярус, а коробовые своды рукавов креста опираются на стены угловых ячеек, прорезаемые арками. В XI в. аналогичные принципиально решения, хотя и восходящие скорее к линии церкви Успения в Никее, мы видели в храме Георгия в Манганах и в Гюль Джами (в первом устройство обширных хор связано с императорским заказом).

Композиция Спасо-Преображенского собора в Чернигове при использовании традиционных, поддерживающих хоры, аркад, отличается, как уже говорилось, иной трактовкой общей структуры. В связи с центрической трактовкой опор стены внутри превращаются в крестчатые столбы, а хоры располагаются на плоских перекрытиях. Это лишает хоры органической связи с храмом. Создается весьма своеобразная ситуация, когда в крестово-купольный тип храма, ставший под влиянием зданий на четырех колоннах пространственно цельным, вновь переносятся формы, должные разделять внутреннее пространство. Все эти формы связаны с устройством хор.

спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитекторспасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор
Чернигов. Спасо-Преображенский собор. 1030-1040-е годы. Схематический продольный разрезПродольный разрез по южному нефу
спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитекторспасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор
Чернигов. Спасо-преображенский собор. планЧернигов. Спасо-Преображенский собор. План на уровне хор

Возникло необычное композиционное решение. В упомянутых византийских постройках ходы над боковыми нефами продолжаются до восточных стен, так, что боковые апсиды оказываются двухэтажными. Здесь же хоры идут лишь до восточных крестчатых столбов, перед алтарем образуется свободный поперечный неф. Так же, как центрические опоры являются отголоском форм четырехколонных храмов, так и это необычное деление связано с типичным для них же противопоставлением свободного цельного наоса алтарю. В Спасском соборе деление на алтарь и квадратный наос дополнительно выявлено лопатками, появляющимися на боковых стенах на границе этих пространств. Лопатки как бы обрамляют и открывают пространства всех трех апсид.

спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор

спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор

Построение алтарной части своеобразно. Три апсиды расположены в одну линию. Они как бы приставлены к наружному контуру восточной стены здания. Обычно апсиды начинаются от внутреннего контура предполагаемой восточной стены (этот уровень выявляется угловыми лопатками). Поскольку предапсидные помещения очень неглубоки, то создается впечатление, что они устроены в основном с помощью подобного выдвижения апсид. Необычность планировки выявляется и негативным соответствием контуров восточных участков северной и южной стен, где лопаткам снаружи соответствует как бы ниша внутри, и наоборот. Форма своей нечеткостью выдает какую-то неуверенность мастеров, но не менее интересно и то, что ей можно подыскать весьма близкую аналогию. Подобный вынос апсид мы находим в церкви Богоматери Халкеон в Салониках, возникшей под несомненным влиянием архитектуры Константинополя. В самой византийской столице из-за сложного четырехлепесткового плана алтарных помещений апсиды тоже иногда выдвигаются к востоку, хотя и не в такой мере (Эски Имарет Джами); в XII в. в маленьком храме Иоанна Предтечи три полукруглые апсиды вынесены за линию, соединяющую восточные углы основного объема.

Нартекс черниговского собора пространственно несколько обособлен, он сообщается с наосом тремя арочными проемами в восточной стене. В том, что это стена,- нет ни малейшего сомнения, поэтому еще раз укажем на невозможность обозначить отрезки стен как столбы и на ошибочность определения «шести-и восьмистолпные храмы». Северная и южная ячейки нартекса перекрыты купольными сводами, центральная — коробовым сводом. Последний ориентирован в направлении север — юг, что также содействует обособленности нартекса. Вместе с тем чрезвычайно выразительны открывающиеся из нартекса и побуждающие к движению перспективы в большое и свободное пространство храма. Подобное сопоставление характерно для константинопольских памятников.

В верхнем этаже пространство западной части храма организовано иначе. Над нартексом боковые ячейки одинаково широкими проемами открываются и в средний, и в боковые нефы собора. Образующиеся таким образом достаточно обширные П-образные хоры входят в пространство самого храма, во всяком случае в линии малых нефов. Стены на хорах оказываются вытесненными (от них остаются лишь лопатки столбов).

Пространство хор, казалось бы, становится частью пространства всего храма. Однако полного объединения не происходит по двум причинам. Первая связана с разнохарактерностью ячеек самих хор. Угловые — низкие и довольно темные, лишенные окон, — были как бы проходными, соединяющими, они перекрывались глухими сомкнутыми сводами. Дверные проемы в северной и южной стенах соединяли их с лестничной башней (с севера) и каким-то помещением над крещальней (с юга). Ячейки хор в малых нефах основного пространства тоже смотрятся несколько отдельно друг от друга. Главными являются зоны хор в рукавах креста, они залиты светом больших окон, расположенных по три в два яруса, и охвачены широкими и высокими коробовыми сводами.

Все три ячейки хор над малыми нефами разделяются перекинутыми к стенам арками, расположенными на одной высоте и к тому же довольно низко, особенно в отношении к уровню сводов. Высота шелыг арок над полом хор — 4 м, шелыг глухих купольных сводов — 7,5 м, куполов малых глав — почти 13 м, центральных сводов — около 10 м. Все ячейки имеют индивидуальные пропорции, особенно необычны промежуточные, расположенные в западных углах наоса, ибо над ними поднимаются вытянутые круглые, в нижней части — глухие барабаны малых глав (высота барабанов — более 6 м). Чередование пространств выглядит несколько случайным, хотя общая система храма является ясной и логичной. Это противоречие опять-таки связано с устройством хор в храме, чья структура, родственная четырехколонным композициям, уже не совсем для этого подходит.

Угловые ячейки на хорах связаны с центральной широкими арочными проемами, но центральная никоим образом не является соединяющим проходом, а наоборот — своей резкой выделенностью от угловых зон создает пространство, композиционно наиболее значительное на хорах. Его особый характер подчеркивает и западная стена своими широкими глухими поверхностями; в ней, в отличие от стен в боковых рукавах креста, внизу находится лишь один арочный проем в центре. Проем имеет необычный характер — он продолжается почти до пола. Подобное окно напоминает окно в нартексе северной церкви монастыря Пантократора в Константинополе. В люпете же западной стены прорезаны три очень высоких окна. Все пространство высотой, ощущением срединного положения на хорах (остальные помещения ему симметричны), сгруппированностью к центру превращается в своеобразный зал с верхним светом, с видом в центральный неф, в подкупольное пространство и центральную апсиду.

Особенностью внутреннего пространства является его целостность, несмотря на как бы трехнефное расчленение. Одинаковые лопатки крестчатых опор оказываются ориентированными на внутреннее ядро столба и не обладают динамикой выступа; вместо того, чтобы определять движение пространства, эти опоры просто пребывают в нем. Пространство, обладая некоей самостоятельностью развития, как бы прорезает внутренние перегородки арочными проемам, уничтожая вещественную непрерывность стен и придавая формам структурный смысл. «Преодоленность» перегородок усиливается центричностью перекрытия наоса, которое образовано сводами рукавов креста и пятью световыми главами, равномерностью освещения через многочисленные окна.

Для трактовки отдельных форм характерны ясность и сложность одновременно, изящная расчлененность при ощущении нерасторжимости всех частей гибкой оболочки, где прихотливо соединяются и переходят друг в друга структурные и фоновые элементы. Профилировки всюду используются для облегчения форм и выявления их соотнесенности с целым. Опорами нижних аркад служили мраморные колонки, вдвое более тонкие, нежели опирающиеся на них кладки (колонки были обложены кирпичом после пожара XVIII в.). Ионические капители с импостами несут профилированные шиферные плиты, с которых начинается кладка арок. Хотя колонны круглые, шиферные плиты и массивы кладки на них — прямоугольные, вытянутые, их длинные стороны идут вглубь, сквозь аркаду (соотношение, часто встречающееся в Константинополе). Движение «сквозь» поддерживается и перспективными профилировками арок. Поэтому тройные аркады, пересекая рукава креста, в то же время напоминают о центрической природе основной композиции, горизонтальное движение аркад вдоль нефов сочетается с их ориентированностью на подкупольное пространство. Группировка вокруг центра и преодоление горизонтали подчеркиваются небольшим выделением средних арок во всех ярусах (такое примерно соотношение арок можно видеть в аркадах церкви Христа Всевидящего в Константинополе).

Источник

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Фото, архитектура, история, описание, как добраться

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Описание, история

Чернигов – уникальный город, на долю которого выпало так много тайн, событий и перемен, что немногие города могут похвастаться подобным. Это один из самых больших исторических архитектурных комплексов на территории Украины.

Здесь сосредоточено рекордное количество исторических достопримечательностей:

Именно одним из таких храмов является Спасо-Преображенский собор.

Происхождение названия и его значение

Праздник Преображения Господня это один из важнейших праздников для православной церкви. Он относится к двунадесятым праздникам, которые по важности занимают следующее место после Пасхи, и празднуется 19 августа.

Сам праздник учрежден в воспоминание о Преображении Господнем на горе Фавор, когда Он явился своим избранным ученикам в своей небесной славе, теперь совмещая в себе и человеческое, и духовное начало. Его празднует и восточная, и западная церковь, но для русского человека его празднование имеет особо важный статус.

Второе название праздника – Яблочный Спас, и оно есть только в русском языке, так как только на Руси в этот день освящаются яблоки, а не виноград, как было принято в Константинополе. Русская церковь оплела Преображение отдельными традициями. В этот день ослаблялся строгий пост, разрешалась рыба и масло, а еще до этого дня были под запретом любые фрукты и овощи, позволялись только огурцы. спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор

Для празднования Преображения яблоки завозились везде и продавались нарасхват. Каждый, кто имел свои яблоки или мог купить их, считал великим счастьем возможность раздать освященные в церкви яблоки своим слугам, бедным или больным людям.

Особый статус праздника, его причисление к числу величайших и добрые традиции угощения вместе с позволением теперь есть все, что растет на огороде, приводило к строительству соборов и больших церквей в честь этого церковного празднования.

История Спасо-Преображенского собора

Спасо-Преображенский собор в Чернигове был задуман и построен Мстиславом Владимировичем, князем Чернигова. Мстислав был одним из сыновей великого князя Владимира, крестителя Руси.

спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор

После успешных военных действий в 1024 г. князь расширил собственные территории, укрепил княжество и в «Днешнем Граде» соорудил княжескую резиденцию, комплекс зданий, центром которого и должен стать новый собор.

Точная дата начала стройки неизвестна и варьируется между 1030 – 1034 г.

В 1036 г. князь умер во время охоты, и мастера были сняты с недостроенного храма и переведены на постройку новгородского собора.

Около 10-ти лет черниговский собор представлял собой только несколько стен, высотой под «рост всадника на коне», пока стройка не была возобновлена уже при Святославе Ярославиче, следующем черниговском князе.

Собор был закончен примерно к 1050 г. На момент постройки он был центральным собором не только лишь для Чернигова, но и для всего Чернигово-Северском княжества. Почти 900 лет храм беспрерывно носил статус кафедрального собора. Вместе с этим он имел важное политическое значение, так как вокруг него сосредотачивалась и духовная, и политическая жизнь княжества.

На территории собора была обустроена усыпальница для князей, и здесь же были похоронены архиереи, окормлявшие Чернигов. Именно в соборе, по словам летописцев, заключались договора, скрепленные присягой на библии и целованием епископского креста. С амвона собора оглашались людям различные царские указы.

Нашествие монголов под предводительством хана Батыя в 1239 г. привело к тому, что собор был разграблен и частично разрушен. Его своды и купола были разбиты. Это вынудило перенести епископскую кафедру. Полное восстановление храма началось только в XVII в., в 1675 были начаты работы по реконструкции и перестройке, в которых храм стал несколько отличаться от своего первоначального вида. спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор

Следующая радикальная перестройка была проведена в 1791-1798 г. До этого собор перенес серьезный пожар. Согласно историческим данным, граф Потемкин лично выделил средства на реконструкцию собора, и ходатайствовал о его скорейшем восстановлении. Но благие мотивы графа навредили храму и полностью изменили его.

Многие исследователи сходятся во мнениях, что это восстановление собора принесло больше вреда, чем пожар и все монгольские разрушения вместе взятые. На тот момент храм был полностью разрушен изнутри, все деревянные части были уничтожены, не сохранилось ни одной первоначальной фрески.

При реконструкции весь внешний вид был полностью перестроен: вместо сгоревшей небольшой крестильни достроили еще одну симметричную башню. На них разместили шпили, достроили острые верхи башен по принципу костелов.

спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитекторСпасо-Преображенский собор в Чернигове фото 1898

Позже надстроили лестничную башню и провели другие косметические работы: сменили купола, позолотили их, побелили фасады. К 1818 г. собор стал таким, каким находится сейчас.

Советская власть закрыла собор в 1926 г., передав его как помещение склада в «Главросмасложирсбыт». Ни о каких богослужениях и речи не шло, а в 1936 г. храм передали историческому музею. В военное время, в 1942 г., храм снова был открыт для совершения Литургии. Богослужения продолжались вплоть до 1961 г, пока собор снова не сделали частью музея.

спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитекторСпасо-Преображенский собор в Чернигове фото 1905 года

В 1980-х храм был насильно захвачен представителями Украинской православной церкви Московского патриархата. Из него выбросили всю музейную утварь, вернули священника. Богослужения возобновились на регулярной основе. Подобное поведение спровоцировало конфликт, и часто поднимаются вопросы о законности таких действий.

Современный статус Спасо-Преображенского собора

Спасо-Преображенский собор в Чернигове является частью архитектурно-исторического заповедника, в который входят 29 сохранившихся зданий древних времен.

Этот заповедник один из наиболее исторически важных, так как в нем 6 зданий считаются самыми ранними постойками сохранившимися в Восточной Европе. Заповедник «Чернигов древний» предлагает экскурсии, проводит необходимые работы по реставрации и занимается изучением памятников.

Храм является действующим храмом-музеем, а также внесен в список всемирного наследия «Юнеско».

Архитектура Спасо-Преображенского собора

Архитектура собора представляет собой искусное смешение византийских традиций и романских базилик. От базилик здесь конструкция, ориентация на стороны света, символизм вида ноева ковчега. От византийского стиля – существование купола и особых трехгранных парусов, что придавали конструкции храма визуальную легкость. спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор

Спасо-Преображенский собор это пятикупольный храм на шести столбах и трех апсидах. Его длина составляет около 35 м, ширина – 22 м, высота 30 м, а толщина массивных стен – 1,4 м. Сам храм мастерски сочетает ровные углы, вертикали и горизонтали, а его вытянутость еще сильнее акцентируется разделением колонн.

Подобное строительство не характерно для русского зодчества, но есть предположения, что храм в себе отчасти повторяет Десятинную церковь в Киеве. Схожесть этого храма и Софии Киевской, а также то, что строительство этих двух соборов отделяют какие-то пары десятков лет, подтверждают теорию, что мастера были из одной византийской артели. спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор

Спасо-Преображенский собор в Чернигове был одним из самых богато украшенных соборов того времени. Исторические свидетельства говорят о мраморных полах, колоннах и смальтовых полах с узорами.

К сожалению, все это великолепное убранство не сохранилось из-за пожара и работ по реконструкции. Единственная сохранившаяся фреска XI века была утеряна во время отечественной войны, когда сгорел хранивший ее музей.

Иконостас Спасо-Преображенского собора

Удивительным образом в соборе сохранился в полной ценности иконостас, устроенный уже после великого пожара. Известно, что иконостас был создан в г. Нежин, местными мастерами Саввой Волощенко и Степаном Белопольским. Проект иконостаса создал Иван Ясныгин, губернский архитектор. Для росписи был назначен священник из Борзны Тимофей Мизко. спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор

Сам иконостас представляет собой липовый каркас высотой в 12 м и шириной в 20 м, полностью украшенный росписью и резьбой. Работы над ним затянулись и продолжались более 2-х лет. Иконостас занимает всю высоту и ширину храма, он разделен на три отдела – для каждого из приделов храма.

В нем два яруса икон, фон иконостаса серебряный, а выступающие колонны, карнизы и прочее – отделаны золотом. Для центрального придела в иконостасе особенно выделены и украшены Царские врата: овальные открывающиеся створки с просветом между ними и остальной частью иконостаса.

Высота врат примерно 7 аршин, это около 5 м. В просвете над вратами расположено фигурное изображение святого Духа в виде голубя. Всего для иконостаса было написано 63 иконы. спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор

Сложность, длительность и внимание к деталям в такой работе привела к тому, что выделенной на иконостас суммы полностью не хватало.

По сведениям того времени, денег оставалось впритык на оплату работы мастеров, не более.

Тогда местный епископ продал хранившиеся иностранные монеты, которые были здесь из пожертвований в уже закрытые и упраздненные монастыри.

Этой суммы хватило на оплату остальных расходов, и работа над иконостасом была завершена.

Для современных историков и культуроведов иконостас представляет собой интерес и имеет несомненную культурную важность. Им регулярно занимаются исследователи древности, как в Украине, так и за рубежом.

Иконостас дошел до нашего времени без единой переделки и является таким же, каким был изначально, за исключением проводившейся реставрации икон.

Святыни Спасо-Преображенского собора

Во время всего существования храма здесь хранились различные православные святыни. Здесь с 1246 г. по 1572 г. были мощи Черниговских мучеников, князя Михаила и боярина Федора, которые были убиты ордой. Князь поехал к хану для получения княжеского ярлыка, но отказался пройти языческий обряд огненного очищения и поклониться идолам. спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор

Они были немедленно убиты, тела брошены на съедение диким животным, но чудным образом животные к ним не прикоснулись. Христиане тайно забрали тела и перевезли их в Чернигов. Для поклонения их разместили в Спасо-Преображенском соборе. Так же здесь покоились мощи и других князей и святых: блж. князя Игоря, митр. Константина.

До 1921 г. в соборе покоились мощи местного святителя, прп. Феодосия Углицого. Он был Черниговским архиепископом и с его жизнью связывают большое количество чудес. Для сбережения мощей они были перевезены в Ленинград, и образ святого поддерживал людей во время блокады. Есть свидетельства о совершенных чудесах, о заступничестве преподобного, о его помощи. спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор

В соборе долгое время размещалась чудотворная икона Репкинской Божией Матери, иначе называемая Любечская. Она была обретена в XI в., и известна многими совершенными от нее чудесами, ей молятся при различных духовных и физических недугах.

Так же именно здесь находилась икона, теперь почитаемая как Смоленская. Ее привезла сюда греческая принцесса Анна, мать Владимира Мономаха. Икону, подаренную ему матерью, Владимир и перевез с собой в Смоленск, когда был поставлен там на княжество. Эта икона является одной из самых почитаемых и самых известных в православном мире.

Интересные факты и легенды

Адрес, как добраться до Собора

Удобнее всего доехать до Чернигова из Киева: оттуда регулярно ходят маршрутные автобусы и электрички. И те, и другие ходят с интервалом не более получаса. От автовокзалов к собору можно добраться на общественном транспорте, автобусами 12, 30, 33, 39, 44. Автобусы ездят каждые 6-10 мин., а суммарное время прибытия к собору на любом маршруте – 30-40 мин.

При необходимости можно заказать и такси, адрес собора – г. Чернигов, ул. Преображенская, 1. Храм открыт для посещения ежедневно, с 10:00 до 19:00 там могут проводиться экскурсии по договоренности, так же работает церковная лавка.

Расписание богослужений

Храм является действующим: в нем проводятся регулярные богослужения.

ежедневно, кроме понедельникаЛитургия 8:00
воскресеньеЛитургия 7:00, 10:00
ежедневно, кроме воскресениявечерня 16:00
праздничные дни среди неделиЛитургия 7:00, 10:00, вечерня накануне 16:00

спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть фото спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Смотреть картинку спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Картинка про спасо преображенский собор в чернигове архитектор. Фото спасо преображенский собор в чернигове архитекторПри необходимости в храме можно заказать индивидуальные требы и таинства.

Чернигов не просто так имеет звание одного из самых гармоничных, древних и прекрасных городов. Удивительная сохранность уникальных культурных памятников делает его обязательным местом туризма и привлекает к нему регулярные паломнические группы. Спасо-Преображенский собор является едва ли не самым важнейшим памятником древнего зодчества, наравне с Киевской Софией.

Автор: Катя Волкова

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о Спасо-Преображенском соборе в Чернигове

Уникальность Спасо-Преображенского собора в Чернигове:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *