спасо преображенский собор углич история
О чем молчат фрески Углича
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Среди огромного количества храмов, украшающих город, выделяется храм царевича Димитрия «на крови», который стоит на высоком берегу Волги на территории Угличского кремля, ставшего ныне государственным музеем.
Храм этот был построен в 1692 году на месте прежней деревянной шатровой церкви, поставленной в 1630 году по указу царя Михаила Федоровича, первого из рода Романовых, в память о гибели царевича Димитрия, сына Ивана Грозного, последнего из рода Рюриковичей.
О чем же говорят эти фрески? Внимательно, шаг за шагом, сцена за сценой рассматриваем мы росписи, в подробностях описывающие те давние события.
В жаркий субботний полдень 15 мая 1591 года нянька царевича Василиса Волохова уговаривает Марию Нагую отпустить сына погулять во дворе. Получив разрешение, она вместе с царевичем спускается с крыльца.
Но его помощники Никита Качалов, племянник старшего думного дьяка Михаила Битюговского и сын его Данило, прятавшиеся под лестницей, довершают дело дело — они убивают царевича. Это видит звонарь соборной колокольни Федот Афанасьев по прозвищу Огурец. Он бежит на колокольню и звонит в колокол — над городом звучит набат.
Угличане, поднятые набатом, сбегаются на территорию царицыного двора и видят: на земле истекает кровью царевич, рядом в слезах убивается его кормилица Арина Тучкова.
Потрясенные увиденным угличане устроили жестокую расправу над виновниками злодейского убийства. Без суда и следствия забиты были камнями государевы люди, присланные Годуновым, их тела сброшены в кремлевский ров.
В Москву на царский двор отправляются гонцы с печальной вестью: «на Угличе не стало царевича». Через четыре дня в Угличе появляется государственная комиссия, которую возглавлял боярин Василий Шуйский, будущий русский царь. В течение двух недель было допрошено около 150 человек, и после того, как завершено было следствие, в Москву был сделан доклад: «Царевич погиб Божьим Промыслом».
Тобольский воевода удивился такому арестанту и записал в своей книге: «первоссыльный неодушевленный из Углича». Колокол был без креста, и его повесили на торговой площади, где он отбивал часы. Триста лет находился колокол в тобольской ссылке. Лишь только по указанию императора Александра Третьего 21 мая 1892 года на пароходе московской фирмы «Самолет» колокол вернулся в родной город.
Царевич Димитрий был погребен в Спасо-Преображенском соборе города Углича, расположенном здесь же, на территории княжеского дворца. Мария Нагая за недосмотр за ребенком была пострижена в монахини угличского Богоявленского монастыря с именем Марфа.
А история царевича на этом не заканчивается. В 1598 году умирает бездетный царь Федор Иоаннович, и земский собор избирает царем Бориса Годунова. Но триумф нового царя продлился недолго. В 1604 году в Польше объявляется самозванец, утверждавший, что в Угличе был убит не царевич, а кто-то совсем другой. Армия этого самозванца с триумфом проходит по всей России и подступает к Москве. Вызванная из северного монастыря Мария Нагая признает в самозванце своего чудом спасшегося ребенка. По рассказам иностранных гостей, «мать с сыном, взявшись за руки, вместе вступают в Москву».
Недолго царствовал самозванец на московском троне. В народе зрело недовольство новым царем, гнушавшимся русских обычаев. В апреле 1606 года Лжедмитрий был убит. Новым русским царем становится Василий Шуйский, тот самый, который пятнадцать лет назад подписал акт о несчастном случае с царевичем Димитрием. В Углич вновь прибывает правительственная комиссия, которую возглавляет митрополит Филарет и которая должна достоверно доказать, что пятнадцать лет назад был убит именно царевич и что тело его покоится там, где и было захоронено — в Спасо-Преображенском соборе, в родовой усыпальнице угличских князей.
28 мая 1606 года тело царевича выносят из Спасо-Преображенского собора и на руках, на специально сделанных для этого носилах, несут в Москву. Огромные толпы людей двинулись вслед за царевичем. Это был большой крестный ход. На окраине города в течение суток прощались угличане с телом царевича.
Перед Москвой процессию встречает Василий Шуйский, Мария Нагая, в очередной раз признавшая в убиенном отроке своего сына. Царевич Димитрий был торжественно захоронен в Архангельском соборе Московского кремля. 3 июня 1606 года царевича Димитрия причислили к лику святых.
Спасо-Преображенский собор Углич фото история
Содержание:
Преображенский собор Углича, построенный в первые годы XVIII столетия, не столь уж древен. История собора, как водится, древнее его каменных стен, он имеет богатую родословную и уважаемых «предков» — существование храма на его месте прослеживается чуть ли не до времен крещения Руси.
Деревянный Спасо-Преображенский собор Углича
Согласно преданию, первый деревянный храм на волжском мысу, там где сейчас стоит Спасо-Преображенский собор, определившем границы Угличского кремля, построил князь-страстотерпец Борис на рубеже X—XI веков. Предание представляется правдоподобным, ибо от отца, равноапостольного князя Владимира, Борису достался в удел Ростов, а здешняя местность как раз Ростову и принадлежала. Древнейший предшественник собора имел посвящение святым равноапостольным Константину и Елене и был, конечно, деревянным. Имелся в нем и придел в честь Похвалы Богородицы.
В первой половине XIII века, при князе Константине Всеволодовиче, был выстроен деревянный Спасо-Преображенский собор, а Константино-Еленинская церковь либо продолжила свое существование в качестве приписной к нему, либо была разобрана, а ее посвящение отошло к приделу нового соборного храма.
Долгое время бытовала традиция приписывать честь устроения Спасо-Преображенского собора святому князю Роману Угличскому (+1285), сыну Владимира Константиновича, «омолаживавшая» собор примерно на полвека. Но произросла она скорее из почтительного отношения угличан к князю Роману, а не из каких-то серьезных исторических фактов.
Каменный Преображенский собор Углича
Каменная история Преображенского собора начинается при князе Андрее Васильевиче Большом (1446—1493), известном также под именем Андрея Горяя. Брат великого князя Московского Ивана III, он за тридцать лет своего княжения отстроил Углич что хоть бы и любому столичному городу Европы впору.
Согласно описаниям, храм был четырехстолпный, на подклете, с двумя приделами и одной главой. С трех сторон его окружала галерея. Позаботились и о его внутреннем благолепии, снабдив церковь иконами и заказав расписать фресками.
На рубеже XVI—XVII веков собор стал невольным свидетелем драматических событий Смуты. В 1591 году в нем погребли убитого в Угличе царевича Димитрия, а в 1611 году в соборе — как и в каменных палатах по соседству — надеялись найти убежище от поляков жители города. Но дверные засовы не составили серьезного препятствия для захватчиков: они перебили всех от мала до велика — так что кровь, по свидетельству современников, «переливалась через порог», — а сам собор подожгли изнутри.
После ухода поляков угличане восстановили Преображенский собор, заново украсив его росписями и иконами. Но стены его, растрескавшиеся от огня, уже являли собой слишком ненадежную опору для сводов. В последние годы XVII века горожане приступили к строительству нового собора, и в 1713 году новый Угличский Спасо-Преображенский собор, более обширный и торжественный, чем прежний, был освящен. Сегодня это основной православный храм Углича.
Дальнейшая история Преображенского собора Углича
В 1730 году рядом с Преображенским собором выросла новая колокольня, определяющая силуэт кремлевского ансамбля Углича при взгляде на него с реки.
В 1810-е годы интерьеры собора расписала артель крепостных мастеров под руководством Тимофея Медведева.
В 1827 году построили и освятили престолы: главный — в честь Богоявления, придельные — в честь Донской иконы Божией Матери, царевича Димитрия и Александра Невского.
В 1830—1840-е годы перемены коснулись фасадов Спасо-Преображенского собора. Очевидно было, что главным фасадом храма должен стать южный, обращенный к торговой площади и Ростовской улице. И во второй трети XIX века его доминирующая роль была зафиксирована при помощи четырехколонного портика. С западной и северной сторон Спасо-Преображенский собор также «обстроили» — здесь появились оригинальных очертаний паперть и Похвальский придел.
Преображенский собор в советское время
С большой настороженностью встретили угличане советскую власть, установленную в городе 12 декабря. В течение нескольких последующих лет Углич и его окрестности выступали центром глухого, однако весьма ожесточенного сопротивления большевикам. То и дело вспыхивали мятежи, город объявлялся на военном положении, но истребить всю «контрреволюционную заразу» одним махом большевикам не удавалось. Угличане исторически были богомольны и привержены традициям. Оттого закрытие храмов подвигалось здесь медленнее, чем где бы то ни было. Например, Богоявленский девичий монастырь в центре города окончательно ликвидировали только в 1930 году.
Долго оставался действующим и Спасо-Преображенский собор. Его закрыли в 1929-м и передали музею. Кампания по разрушению церквей также не имела в Угличе того остервенелого размаха, как по всей стране. Уничтожили менее трети городских храмов).
Серьезным бедствием для традиционного угличского ландшафта стало строительство ГЭС, начатое в 1935 году. К счастью, кремль Углича с собором и церковью св. Димитрия на крови не попал в зону затопления, но облик города разительно переменился.
Храмы в большинстве своем не использовались по назначению — были обращены в музеи, склады или просто пустовали. Но хотя бы так они смогли пережить самую мрачную эпоху в истории Церкви. Спасо-Преображенскому собору, как музейному, посчастливилось даже сохранить значительную часть внутреннего убранства — росписи и иконостас. В нем размещалась иконописная экспозиция.
Спасо-Преображенский собор (Углич)
Спасо-Преображенский собор — кафедральный собор города Углича, расположенный на берегу Волги в Угличском кремле. Собор, построенный под руководством Григория Федорова в 1710-е гг на месте разобранного древнего храма, является характерным для ярославского зодчества XVII века.
Содержание
История [ править ]
Спасо-Преображенский собор Угличского кремля стоит на самом берегу Волги и является главным храмом Углича. По преданию, когда-то в конце 10-начале 11 вв. князь Ростова Борис Владимирович, построил в Угличе соборный деревянный храм Константина и Елены с приделом в честь Похвалы Богородицы. В первой половине 13 в. рядом с этой церковью возвели Спасо-Преображенский собор, который и стал главным храмом города, а Константиноеленинская церковь долго еще была приписана к нему.
Спасо-Преображенский собор сначала был деревянным. В 1485-1487 гг. его перестроили в камне. Он стал частью комплекса ранее выстроенного княжеского дворца. Храм располагался с запада от Палат. Собор был с одной главой и стоял на четырех столпах. Он поднимался на подклете. С трех сторон его окружала галерея.
В Смутное время в соборе был похоронен царевич Димитрий, погибший в Угличе. В 1611 г., во время польского нашествия в храме укрывались жители города. Но враги ворвались в церковь и перебили их, а собор подожгли. После ухода поляков Спасо-Преображенский собор был восстановлен в числе первых. В конце 17 в. храм снова обветшал, и в 1700 г. было получено разрешение царя на строительство нового, более крупного храма. Уже в 1706 г. новый храм был освящен.
Иконостас был установлен в 1853 г. и выполнен в стиле «нарышкинского барокко». Он украшен роскошной резьбой. Все его иконы являются древними.
В 19 в. фасады храма были перестроены. Северный Похвальский придел, южный портик и западная паперть были возведены в 1830-1840-х гг. в классическом стиле.
В 1929 г. собор закрыли и передали его в ведение музея. Начиная с 1990-х гг. в соборе время от времени совершались церковные службы. С 2004 г. службы проходят каждое воскресенье и в праздничные дни. Сегодня в Спасо-Преображенском соборе располагается экспозиция, посвященная древнерусскому искусству, для осмотра доступен интерьер храмовой части.
Описание [ править ]
Здание имеет ярко выраженный главный южный фасад, который обращен к городу, а раньше выходил на центральную площадь кремля. Лаконичный кубический объем увенчан традиционным пятиглавием. С востока и запада симметрично расположены невысокие апсиды и паперть, зрительно связанные опоясывающей здание дорожкой из городков. Примыкающие части создают эффект мерного ступенчатого нарастания масс. Построение фасада чисто изобразительно. Трехчастность, двухъярусность, ложные закомары и декоративное пятиглавие не отвечают единому внутреннему пространству, перекрытому глухим сомкнутым сводом. Эти композиционные приемы — как бы воспоминание об архитектонике четырехстолпного крестово-куполыного храма. Пятиглавие служит и средством создания живописного компактного силуэта, хотя оно недостаточно крупно по отношению к основному объему.
Введенные с чувством меры детали оставляют открытой гладь степ. С традиционным декором сочетаются элементы «нарышкинского барокко» — тонкие полуколонки, пышный белокаменный портал и наличники с фигурными сандриками, в разрывы которых включены балясины. Портал решен в виде двухколонного портика с раскренованпым антаблементом и разрезным сандриком. Формы портала, изукрашенного высокорельефной «флемской» резьбой с густым и сочным растительным орнаментом, навеяны иконостасами конца XVII века. Масштаб южного входа укрупнил четырехколонный портик в стиле классицизма, пристроенный около 1840 года. Придел с аналогичным портиком появился одновременно и с северной стороны здания.
Интерьер собора необычен. Это просторный двусветный квадратный зал с размером стороны в четырнадцать метров и высотой около семнадцати метров. Легкое, как бы парящее перекрытие столь обширного помещения без промежуточных опор было большим достижением строителей. Свободное пространство, ровные плоскости стен содействовали лучшему восприятию живописи.
В 1813 году собор был расписан заново под руководством крепостного живописца Т. А. Медведева. (Время создания первоначальной росписи не установлено.) Художники полностью перешли от традиций древнерусской стенописи в русло академического искусства. Пятьдесят пять композиций, обходящих в четыре яруса стены, выполнены по образцам позднего Возрождения и барокко. Каждая сцена (все они посвящены евангельским притчам) — это отдельная картина, заключенная в написанную на стене раму. Такой принцип росписи, напоминающий дворцовые картинные залы со шпалерной развеской, противоречил принципам монументального искусства. Впечатление резкой пестроты усиливают яркие, по грубые клеевые краски. Вместе с тем роспись отличается высоким уровнем ремесленного мастерства. Художники уверенно владеют академическими приемами. Перспектива дается с переходом от первого плана в глубину, расположение фигур подчиняется форме круга или треугольника, колорит строится на сочетаниях интенсивных дополнительных цветов. Полной иллюзорности достигает роспись в технике гризайль, живописная имитация архитектурных деталей и рельефов.
Главный храмовый сюжет — «Преображение» со сценой исцеления бесноватого — является копией с картины Рафаэля. Позднее произведение великого мастера привлекало академистов бурной динамикой страстей, аффектацией движений и жестов, внешней патетикой и театральностью. Провинциальный художник (вероятно, сам Т. А. Медведев) утрировал эти черты. Мимика местами шаржирована, резкие цветовые столкновения вызывают порой ощущение дисгармонии. Крупная, проникнутая экспрессией роспись служит смысловым и зрительным центром интерьера. Она помещена на северной степе, против входа в собор. Таким образом, в отличие от общепринятой и христианских церквах ориентации на восток здесь не менее значительна ось «юг — север», обусловленная расположением входа па южном фасаде.
Сильнейший декоративный эффект производит включение композиции в «нарисованную» архитектуру. Перед зрителем открываются уходящие вдаль ренессансные колоннады и выступающий портик с разорванным фронтоном, в просвете которого парит озаренная светом фигура Христа. Иллюзорный прорыв в глубину и ввысь, повторенный в росписи свода, уводит взгляд за пределы интерьера. Тем самым решается типично барочная задача зрительного расширения пространства.
Грандиозное и торжественное сооружение представляет собой многоярусный резной иконостас (1860). Он близко повторяет формы «нарышкинского барокко», однако не достигает их пластичности. Убывающие по ярусам колонки, оплетенные вьющейся лозой, раскрепованые карнизы, насыщенные орнаментом фризы составляют богатые обрамления икон.
Более старые иконы находятся в нижних ярусах. «Покров Богоматери» из местного ряда — яркий образец живописи ярославской школы второй половины XVII века. К произведениям этой же школы принадлежит праздничный чин, созданный в начале следующего столетия. Основная часть икон датируется XIX веком. Но и в этот период, когда высокое искусство иконописи переродилось в ремесленничество, художники во многом сохранили живописную культуру. Иконопись не была чисто станковым искусством, она включалась в конкретную пространственную среду. Ясно читаемые силуэты, ритмичность, общее плавное движение к центру сообщают живописи иконостаса композиционное единство, способствуют взаимодействию с архитектурными членениями, а мерцающий блеск золоченой резьбы сливается с золотыми фонами икон.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Ярославская область, г.Углич, Кремль, 5
Спасо-Преображенский собор – главный храм Углича
Древняя церковь занимает особое место среди соборов и храмов Углича. Она стоит на территории кремля и имеет статус кафедрального собора местной епархии. Туристы приезжают в Спасо-Преображенский собор, чтобы полюбоваться красивой архитектурой и увидеть живописные фрески, которые выполнили местные художники в стиле итальянских живописцев эпохи Возрождения и барокко.
Содержание:
История храма
Первую церковь на берегу Волги построили во второй половине XV века одновременно с княжеским дворцом. Это случилось, когда угличскими землями правил удельный князь Андрей Васильевич Большой, прозванный Горяем. Хотя храм был сделан из дерева, он простоял больше 220 лет.
Вид Спасо-Преображенского собора с противоположной стороны Волги
В 1710-е годы крепостные мастера князя Голицына под руководством зодчего Григория Федорова возвели новый каменный собор. О первых росписях ничего не известно, но сохранились сведения, что в 1813 году стены храма были расписаны заново бригадой мастеров под руководством крепостного изографа Тимофея Медведева.
В XIX веке здание капитально перестроили. Южный портик, паперть и Похвальский придел были оформлены в классическом стиле.
Вид Спасо-Преображенского собора со смотровой площадки у отеля «Волжская Ривьера»
В 1929 году старинную церковь закрыли и передали угличскому музею. С 1990-х годов здесь стали проводить богослужения. Сейчас церковные службы в соборе проводят регулярно – по воскресеньям и в праздничные дни.
Архитектурные особенности
Вид Спасо-Преображенского собора от отеля «Волжская Ривьера»
Небольшой пятиглавый храм – настоящая находка местных мастеров и заметное украшение «Золотого кольца» России. Старинный собор выполнен в лучших традициях ярославского зодчества XVII века и «нарышкинского» барокко, отличается монументальностью и простой форм. Лаконичный кубический объем завершает декоративное пятиглавие. Фасады отделаны пышным белокаменным порталом, тонкими полуколонками, балясинами и наличниками с фигурными сандриками.
Центральный купол не имеет опорных колонн, поэтому интерьер собора необычен. Просторный зал размерами 14 на 14 м имеет высоту 17 м. Кажется, что легкое перекрытие без промежуточных опор парит в воздухе.
Вид Спасо-Преображенского собора со стороны церкви Царевича Димитрия на крови
К южному фасаду выведен портик, пристроенный выходом к городу и оформленный в стиле классицизма. С юга собора стоит колокольня высотой 37 м, построенная в 1730 году. Первый часовой механизм на ней был поставлен в XIX веке, в 1980-е годы его заменили на новый. На колокольню ведет крутая лестница, а сверху открывается чудесный вид на город.
Внутри храма привлекает внимание огромный шестиярусный иконостас 1860 года. Здесь хранятся иконы XVII-XIX веков, которые были созданы местными изографами. Более старые иконы расположены на нижних ярусах иконостаса.
Вход в Спасо-Преображенский собор
Росписи
Главная достопримечательность Спасо-Преображенского собора – росписи начала XIX века, которые выполнены в академической манере. Композиции на ровных стенах расположены в четыре яруса и посвящены самым известным притчам из Евангелия. Каждая из 59 сцен имеет раму и напоминает на отдельную картину.
Фрески выполнены клеевыми красками. Художники обладали высоким уровнем мастерства, поэтому росписи выглядят ярко и экспрессивно. Главный сюжет «Преображение» копирует картину Рафаэля, оригинал которой хранится в Ватикане.
Роспись в Спасо-Преображенском соборе
Полезная информация для туристов
Спасо-Преображенский собор – действующий православный храм и музей. Внутри можно увидеть коллекцию древнерусской живописи. Разовый билет для взрослых стоит 70 рублей: а для студентов – 65 рублей. Единый билет на осмотр всего кремля и собора – для взрослых 450 рублей, для студентов – 400 рублей, а для школьников – 350 рублей (2021).
Как добраться
Купола Спасо-Преображенского собора
Храм стоит на территории кремля в пяти минутах ходьбы от автобусного вокзала Углича. Туристы, которые приехали на поезде, добираются до собора на такси или городских автобусах.