спасо преображенский собор мирожского монастыря в пскове
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь
Мiръ Россия Псковская область Спасо-Преображенский Мирожский монастырь
Спа́со-Преображенский Миро́жский За́величский монасты́рь — монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится в Пскове, при впадении реки Мирожа (откуда и получил свое название) в р. Великую, в районе, называвшемся За́величье.
Ансамбль состоит на государственной охране как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года, № 1327).
Содержание
История [ править ]
Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII в. и связывать с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского.
Монастырь, находящийся в 20 минутах пешком от псковского крома, был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю пойму р. Мирожи (с мельницами), берег р. Великой с кузницами, хозяйственными дворами и проч. После секуляризации церковных земель в XVIII в. его территории сократились до нынешнего размера. Географическое положение вне укреплений Пскова, который часто служил целью нападений западных соседей Руси, подчас делал монастырь уязвимой мишенью. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастырь, а также убили Василия Мирожского и игумена Снетогорского монастыря Иоасафа, впоследствии канонизированных и ставших местночтимыми святыми. По преданию, мощи св. игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами св. Авраамия. В начале XVI века в монастыре обучался преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (постриг принял в Псково-Печерском монастыре).
В 1567 году, при Иване Грозном, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери, получившая прозвание Мирожская: тип Оранты с предстоящими св. псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной.
По сообщению «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона» в XIX в. монастыре находилось много древних икон, чаша св. Нифонта с надписью 1166, евангелие 1703, серебряный ковш, пожалованный Петром I псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов.
Монастырь упразднен в XX в. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. Монашеская жизнь в стенах обители стала возрождаться в 1994 году, когда храм Первомученика Стефана, братский корпус и дом Настоятеля был передан Псковской Епархии по договору аренды. Тогда же была создана мирожская международная иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон (Теодор), один из самых знаменитых современных иконописцев. После дозволения католикам отслужить службу в монастыре и причастия вместе с ними он был снят (см. статью). В 1997 году Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу.
01 мая 2010 года весь комплекс зданий и территорий монастыря, за исключением Спасо-Преображенского собора и малых келий, был передан Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование.
В 2011 году в монастыре начала свою работу иконописная школа для детей города Пскова.
Здания [ править ]
Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились. В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-нач. XX вв.), Настоятельского корпуса (XVI—XIX вв.), Стефановской церкви (XVII в.), Братского корпуса (кон. XVIII—XIX вв.), братских келий (XVII—XIX вв.), монастырской ограды в 400 м (1799—1805 г.) и здания бани (нач. XIX в.).
Собор Спаса Преображения [ править ]
Выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.
Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века. Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации. Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано. Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др.
В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря. Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900-1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года. Ныне Спасо-Преображенский собор представляет собой музей, богослужения в нём не проводятся.
Богослужения в Спасо-Преображенском соборе проводятся братией монастыря в определенные праздничные дни.
Храм Апостола и Первомученика Стефана [ править ]
Святые [ править ]
В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Святыни [ править ]
В монастыре находится оригинал иконы Пресвятой Богородицы «Мирожская». Явление ее произошло в 1198 году. Почти четыре столетия спустя, в 1567 году, в день памяти преподобного Авраамия, в городе Пскове, во время свирепствовавшего морового поветрия, от этой иконы, как гласит предание, «таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня». Тогда из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря икону перенесли, «. поставиша ю в соборной церкви святыя Живоначальныя Троицы возле алтаря. честно, и от того времени начаша многа и различна исцеления человеком бывши. ». С тех пор в память многочисленных благодеяний Богоматери, явленных через Ее святой образ, было установлено празднование в честь Мирожской иконы Божией Матери 24 сентября.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
Н а левом берегу реки Великой находится комплекс одного из самых древних монастырей Псковщины и Северо-Западной Руси. Это Спасо-Мирожский монастырь. Во второй четверти XII в. по заказу новгородского архиепископа Нифонта новгородской строительной артелью был поставлен каменный Спасо-Преображенский собор. Он представлял собой тогда необычный для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма.
Для внутренней отделки храма новгородский владыка выписал византийских мастеров, которые расписали его стены фресковой живописью. Сегодня имеется не менее 80% первоначальной росписи. Крупномасштабные композиции дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых. Уникальный по полноте сохранившийся ансамбль древнерусских фресок тесно связан с классическими памятниками греческого искусства XII в.
Забеленные в позднесредневековое время фрески вновь были открыты во второй половине XIX в. и вскоре записаны клеевой живописью мастерами палехского подрядчика Н.М. Сафонова. В XX в. периодически велись работы по раскрытию древней фресковой живописи и укреплению красочного слоя. Освобожденные от клеевого плена фрески Спасо-Преображенского собора поражают посетителей высочайшим мастерством исполнения, яркостью и насыщенностью тонов, классической иконографией. При росписи использовался минеральный пигмент афганский лазурит — пигмент насыщенного синего цвета, который стоил целое состояние и был сравним с настоящей драгоценностью.
Мирожский монастырь и уникальные фрески домонгольского периода
Если меня спросят, что мне больше всего понравилось во время путешествия по Пскову, я отвечу однозначно — Мирожский монастырь. Монастырь известен прежде всего сохранившимися в Преображенском соборе уникальными фресками 12 века. Но и кроме этого, туристам есть на что посмотреть.
Из истории монастыря
Мирожский монастырь, памятник архитектуры XII-XIX веков, занимает центральное место среди христианских древностей Пскова. Несмотря на то, что в начале ХII века активная политическая и духовная жизнь Древней Руси крутилась вокруг Киева, но уже в 30-е годы XII века эту эстафету перенимает Северо-запад Руси. Это связано с деятельностью новгородского архиепископа Нифонта, который был родом из Греции.
Пскове в те времена, на ровне с Троицким христианским собором существовали и языческие капища, найденные археологами. Именно здесь, во Пскове Нифонт начинает воплощать свою идею христианизации русских земель. Так к 50-м годам ХII века был возведен Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.
Преображенский собор Мирожского монастыря
Расположение
Монастырь расположен на левом живописном берегу реки Великой, там, где в нее впадает небольшая речушка Мирожа. Отсюда и название монастыря пошло. Если ориентироваться на Кремль, то этот объект расположен на противоположном берегу реки Великой, не напротив, а немного дальше (2,5 км от Кремя, около 20 минут пешком).
Если идти к монастырю пешком, то с моста открываются великолепные виды. В хорошую погоду можно увидеть и Псковский кремль вдалеке.
Панорама реки Великой
Мирожский монастырь: что посмотреть
Святые врата, колокольня и Стефановская церковь
Мирожский монастырь включает в себя ряд интересных объектов: Спасо-Преображенский собор (12 век) и церковь архидиакона Стефана (17 век), деревянные зимние покои настоятеля и братские корпуса.
Схема Мирожского монастыря
В настоящий момент в Спасо-Преображенском соборе не проводятся богослужения, он работает как музей. Стоимость билетов порядка 300 рублей, стоимость экскурсии — 900 рублей. Но экскурсия стоит этих денег, ведь длится она почти час. Надо отметить, что музей работает только в сухую погода, так как содержание фресок требует особого температурного режима.
Иконостас Стефановской церкви
В церкви есть также иконописная мастерская, где также можно заказать экскурсию или мастер-класс по живописи.
Под притвором церкви Стефана расположены Святые ворота-главный вход в монастырь. С запада в 18 веке к Стефановской церкви был пристроен длинный корпус. Колокольня над Святыми воротами появилась в 1885 году.
Вид на Монастырь со стороны реки Мирожи
Рядом с главным собором стоят зимние покои настоятеля. В основании этого строения — погреба 17 века. А сам деревянный дом был построен в 1881 году, на месте другого подобного из дерева.
Зимние покои настоятеля
Рекомендую вначале прогуляться по территории, пройти монастырь насквозь, побродить вокруг древних строений.
Вот такой вид открывается на реку Великая.
Вид на Троицкий собор
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор и его знаменитые фрески, написанные византийскими мастерами в 1130-1140 гг, — древнейший памятник христианской культуры Руси. По разным данным, закладка собора произошла в 1137-1138 гг, постройка была завершена к 1140 году. Спасо-Преображенский собор на много веков стал эталоном, примером для строительства подобных храмов в Пскове и Великом Новгороде.
Одним из интересным фактов являлось и то, что собор расписывался мастерами еще в процессе строительства, то есть художники использовали те же леса, что и строители.
Спасо-Преображенский собор — храм византийского типа, в основании которого находится равноконечный крест, а вершиной служит средняя апсида. Венчает храм огромный купол. Древние зодчие сократили объем стен по сравнению с основным зданием, что позволило увеличить диаметр на 1,5 метра. В музее можно увидеть модель первоначального вида храма.
Первоначальный вид Преображенского собора
Фрески Мирожского монастыря
Фрески собора имеют очень сложную судьбу. По мнению историков примерно в 17 веке они были забелены. Обнаружили их только в конце 19 века. Первооткрывателем был В.В.Суслов. Под его началом фрески предстали в первоначальном виде, многие фрагменты из-за времени были утрачены. В 1900-1901 годах фрески были безжалостно закрашены масляными красками владимирских умельцев. Во времена руководство требует, чтобы дизайн был «побогаче» и роскошнее.
В 1920 году началось раскрытие древних фресок и реставрационные работы не прекращаются и по сей день.
Фрески в купольной части
Для удобства посетителей, которые посещают собор без экскурсии, в каждой апсиде размещены вот такие схемы, чтобы было понятно, где и какой сюжет.
Схема изображения фресок
Центром росписи является так называемый «Деисус», где на троне восседает Христос. В молитве к нему обращены Богоматерь и Иоанн Предтеча.
Восточная часть собора
Фрески Мирожского монастыря
Фрески Мирожского монастыря
Фрести Мирожского монастыря
Росписи северо-западного угла посвящены священным деяниям апостолов.
Северо-западный угол. Деяния апостолов
Таким образом, решение о необходимости сокрытия фресок под слоем штукатурки в 17 веке, возможно спасло их от разрушения. Фрески Мирожского монастыря суровые, монументальные, со своими особенностями. В последствии живопись тех времен существенно скажется на развитии собственного стиля псковской иконописи.
Я смело могу отнести эти место к тем, куда хочется возвращаться снова и снова.
Контакты
Адрес: Псков, Мирожская набережная, 2, Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь. Тел.: 8 (8112) 600-786.
Бронирование отелей в Пскове
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь (Псков)
История создания
Стиль фресок, которые создавались сразу же по завершении строительных работ, является иератическим (священным), то есть религиозная идея преобладает над свободным творчеством художника. Все они, по заключению специалистов, представляют собой копии с лучших греческих образцов.
Важные символические акценты в программе росписи создают не вполне традиционное «Вознесение» в куполе (в византийских храмах в данном случае изображаются два, четыре или — реже — шесть летящих ангелов, а здесь присутствуют восемь стоящих ангелов) и «Деисус» в своде центральной апсиды храма. Эти сюжеты наглядно раскрывают соединение божественной и человеческой природы во Христе и спасительный смысл его жертвенного земного служения.
Фрески Спасо-Преображенского собора постигла участь многих памятников русской средневековой монументальной живописи: в XVII веке их забелили, а вновь обнаружили и раскрыли только в конце XIX века, когда в России всерьез пробудился интерес к древним отечественным реликвиям.
Первооткрывателем уникальных фресок собора стал археолог, реставратор и историк искусств В.В. Суслов. Впрочем, вскоре указом Синода для «восстановления» фресок была приглашена артель владимирских иконописцев под руководством Н.М. Сафронова, которая в 1900–1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохранив только подлинную иконографию сюжетов.
В 1920-х годах началось новое раскрытие фресок, однако до сих пор от поновления начала ХХ века освобождены лишь около половины из них.
На протяжении столетий собор неоднократно менял внешний облик. В XVI веке к его западному фасаду пристроили паперть со звонницей, традиционную для псковской архитектуры, а позднее, в XVII–XVIII веках собор получил четырехскатное покрытие, которое закрыло нижнюю часть барабана купола и его окон. Это изменило контуры купола, кроме того, его шлемовидная глава была заменена на луковичную.
Монастырь сегодня
В настоящее время лишь восточный фасад Спасо-Преображенского собора, который выходит на берег реки Великой, отдалено напоминает храм XII века — грунт вокруг постройки уже вырос примерно на два метра, что придает ей приземистый вид. Однако внутри собора его величие ощущается и сейчас.
Архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, признанного памятником истории и культуры федерального значения, включает в себя — помимо Собора Спаса Преображения — также Стефановскую церковь (возведена в XVII веке на месте постройки, датировавшейся 1406 годом); колокольню и братский корпус (XVII–XIX вв.); братские кельи (XVIII–XIX вв.); настоятельский корпус (XVIII–XIX вв.).
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
История
Спасо-мирожский третьеклассный мужской монастырь города Пскова
В 1156 году в Пскове в период княжения Святополка Мстиславича, брата благоверного князя Всеволода Гавриила на левом берегу реки Великой при устье речки Мирожи, по инициативе епископа Новгородского и Псковского Нифонта, был основан Спасо-Мирожский монастырь. По заказу Нифонта новгородской строительной артелью была построена главная монастырская церковь во имя Преображения Господня. Сразу после окончания строительства храм был расписан фресками. Нифонт обеспечил обитель большими земельными наделами. Есть основание думать, что обитель существовала еще раньше, потому, что в это же время в Мирожской обители становится известным преподобный Авраамий, уже игумен монастыря, скончавшийся и погребенный в Мирожской обители 7 октября 1158 года, два года спустя после строительства первого ее храма.
Мирожский монастырь находился на подступах к городу, на открытом месте, на дороге из Литвы и Ливонии. Не имея крепостных стен, при каждом вражеском набеге на Псков он становился легкой добычей врагов. В 1299 году немцы, подойдя к Пскову, разорили посады и убили игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа. С именем Иосифа Л.А.Творогов связывал «Послание Есифа к детям» и считал его заказчиком псковского списка «Слова о полку Игореве». В 1323 году монастырь вновь был захвачен немецкими рыцарями.
В период Ливонской войны, ожидая прихода войска Стефана Батория летом 1581 года, псковские воеводы распорядились выжечь все посады, в том числе на Завеличье, а из расположенных в них монастырей и церквей вывести в город все имущество.
Мирожская обитель служила временной квартирой и для московской рати, приходившей на помощь Пскову в 1463 и 1471, а также новгородской в 1474 году.
Ранняя история монастыря была слабо освещена в летописях. Сведения о судьбе монастыря, быте монашествующей братии, участии обители в общественной жизни города в 14-15 веках в письменных источниках почти полностью отсутствуют. Не сохранилось ни одного графического или изобразительного материала, представлявшего территорию монастыря ранее 16 века.
Первоначальный облик монастыря неизвестен. Скорее всего, с начала ХУ века определилась граница, отделившая территорию монастыря от мысовой части междуречья Великой и Мирожи.
В 1404 году игуменом Мирожского монастыря Карпом на крутом берегу реки Великой была построена церковь во имя святого Архидиакона Стефана.
Изображение Спасо-Преображенского собора и храма святого Стефана можно видеть на знаменитых псковских иконах, написанных в память о спасении Пскова во время Ливонской войны 16 века.
На иконе 16 века Сретения Печерского монастыря, был изображен Спасо-Мирожского монастырь. На рисунке в центре монастыря возле Спасо-Преображенского собора была изображена довольно высокая колокольня башенной формы. В ходе военных действий 1581 года колокольня была разрушена. В монастыре была возведена новая колокольня, которую пристроили к западной стене Спасо-Преображенского храма, фасадом была обращена на северную сторону.
На этой колокольне были укреплены 8 колоколов, один из которых имел надпись о том, что данный колокол был отлит в городе Пскове при дьяке Мисюре Мунехине 8 января 1520 года для Мирожского монастыря повелением игумена монастыря Григория.
Наряду с духовной миссией, Мирожский монастырь выполнял вполне светскую просветительную роль. Монастырь в раннюю пору своего существования был сосредоточием псковской культуры. В стенах монастыря велось летописание, переписывались церковные книги, делались списки «Слова о полку Игореве» и «Задонщины».
В монастыре была своя иконописная школа. Известно, что особо почитаемый псковичами святой преподобномученик Корнилий Псково-Печерский именно в Мирожском монастыре в начале 16 века делал свои первые шаги в иконописи.
Главной святыней монастыря являлась чудотворная икона Божьей Матери «Знамение», что хранилась в монастыре с 1198 года. Она была прославлена в 1567 году в царствование Ивана Грозного, как икона исцеляющая. Икона была вывезена Иваном IУ в Москву, а в монастыре остался список с этой иконы, так называемая «Великая Панагия».
Со времени учреждения монастыря и до учреждения в России патриаршества, настоятелями в Мирожском монастыре были игумены, которых выбирали сами монахи, а утверждал владыка. В монастыре каждый брат жил в отдельной келье и исполнял особенное, возлагаемое на него послушание.
В 1528 году новгородский архиепископ Макарий в обязательном порядке ввел в монастырях новгородской епархии общежительный устав. Эта монастырская реформа коснулась псковской земли и привела к изменению внутреннего облика многих монашеских обителей.
Что касалось числа братии, то можно было предположить, что до 16 века в Мирожском монастыре было многолюдно, потому, что он считался вторым из числа 4-х больших Псковских монастырей (первым был Снетогорский, третьим был Елиазаровский и четвертым Великопустынский).
С момента учреждения Псковской епархии в 1589 году Мирожским монастырем стали управлять архимандриты.
В 17 веке монастырь был владельцем крупных земельных вотчин, рыбных ловель, получал доходы с торговых рядов и водяных мельниц. Экономический расцвет отразился на строительной деятельности, результатами которой стало возникновение комплекса каменных построек вдоль берега реки Великой, южнее Спасо-Преображенского собора.
Археологами были открыты руины большой каменной палаты и основание столпообразной постройки, возможно шатровой колокольни, запечатленные на псковской иконе из часовни Владычного Креста. Этим же периодом датировалось строительство каменных подклетов, расположенных напротив собора.
К 1713 году была освещена построенная заново каменная Стефановская церковь с парадными воротами, выходящими к берегу Великой, а к середине 18 века, судя по описи 1766 кода, вся внутренняя территория была плотно застроена деревянными службами.
Согласно манифесту Екатерины II от 26 февраля 1764 года, монастырь был отписан к третьему классу. В Свято-Мирожском монастыре, полагалось быть игумену, четырем иеромонахам, двум иеродьяконам, четырем послушникам, одному подьячему, восьми служителям. С изданием штатов послушание каждого было определено особенною должностью: казначея, ключника, чашника, просфорника и другие.
В 1798 году в Мирожском монастыре проживали: игумен, три иеромонаха, вдовый священник, два иеродьякона, пономарь-ключник, чашник и просфорня. Число братии редко доходило до положенного штатами; кроме того, вместо монашествующих были в монастыре вдовые священники или другие церковнослужители, присланные в монастырь за какие-нибудь проступки.
В конце 18 века было вменено в обязанность всей братией иметь общую трапезу, а по кельям рассылать пищу только больным. По изданию штатов каждый брат располагал своими средствами на жизнь.
В 1789 году игумен Мирожского монастыря Венедикт сообщил преосвященному Иннокентию, что деревянные настоятельские покои в ветхом состоянии, он просил разрешение построить на их месте каменную колокольню и церковь во имя Святителя Николая, а между церковью и колокольней построить у Стефановской церкви особые покои, в которых могла быть устроена трапеза для братии.
На эту просьбу последовало архипастырское благословение. Указ духовной консистории, разрешавший это строительство, был подписан 3 декабря 1789 года. Согласно указу был возведен двухэтажный корпус, в нижнем этаже были кельи настоятеля. В 1800 году во время разлива рек на нижнем этаже этого здания вода доходила до потолка, поэтому настоятельские кельи оказались совсем непригодными для жилья. Вскоре нижний этаж был переоборудован в кухню и трапезную. Братские кельи размещались в верхнем этаже.
В монастыре существовала ризница, которая была устроена на хорах в юго-западном углу храма Преображения и состояла из небольшой палатки с двумя маленькими окнами.
Ризница монастыря была не богата утварью, главной ее реликвией считалась чаша Нифонта вырезанная из корня дерева, на дне чаши серебряная бляха с изображением распятия и надписью: » в лето 6664 (1156) апреля 8 дня в пречестную обитель Спаса Мирожского монастыря».
Края чаши были украшены тонкой серебряною полосой, выполненной в 1707 году с надписью: » Святой епископ Нифонт рождение имея града Киева от благочестивых родителей принял монашество в Киевопечерской обители и на престоле епископском в великом Новгороде был 25 лет и будучи на престоле многие святые обители и церкви устроил, с благоверным князем Всеволодом Псковским и по преставлении князя Всеволода придя Святой Нифонт во Псков создал между рек Великою и Мирожею церковь Преображения Господня и обитель преславную украсил, и братию собрал, и игумена поставил, и дал села многие на устройство церкви и обители».
Предание говорит, что Нифонт с этой самой чашей и посохом в руках ходил по Пскову и собирал пожертвования на монастырь. До 1805 года в ризнице хранился посох преподобного Нифонта. Он был деревянным, украшен серебряными пластинами с надписью «лета 6664 сей посох Святителя Нифонта епископа Новгородского чудотворца, создателя Мирожского монастыря обложен серебром Михаилом Сарпуковым».
При монастыре существовала библиотека, которая размещалась в ризнице. Библиотека была небольшой и состояла из богослужебных книг и рукописных богословских и философских трудов, некоторые были на латинском языке.
На следующий день Иоасаф снова побывал в монастырской библиотеке и надписал Минею: «Сия Минея Псковского Мирожского, подарок господина подполковника Петра Михайловича Самородского. Подписал той обители архимандрит Иоасаф 1753 года апреля 3 дня».
Архив монастыря, который также размещался в ризнице, состоял из указов Псковской духовной консистории, приходно-расходных и метрических книг. Указы начали собирать только после настоятельного требования епархиального начальства в 1820 году, а до того времени о сбережении получаемых бумаг весьма мало заботились. Даже в то время, когда было предписано, полученные указы и другие документы переплести в книги, то обложки на них делали из указов 18 века, чему обязаны сохранением некоторых сведений о настоятелях 18 столетия. Документы 19 века были подобраны по годам и хранились в ризнице под присмотром казначея.
До 19 века монастырская ограда была деревянной, при архимандрите Иакове вокруг монастыря была возведена каменная ограда.
До 1824 года остаток денег от некомплекта служащих сдавался обратно в казначейство, но по докладу Святейшего Синода Высочайше утвержденному 6 августа 1824 года, остаток от штатной суммы оставался в пользу монастыря; о чем последовал указ от 25 августа 1824 года на имя Евгения архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского.
С 1842 года, по переложению на серебро Мирожский монастырь получал штатного содержания 412 рублей 38 копеек. Со времени освобождения крестьян из крепостной зависимости монастырским служителям были предоставлены права дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости помещика и вместо них Мирожскому монастырю назначено было содержание в 400 рублей из общественного сбора государственных крестьян.
В 1850 году монастырь был приписан к архиерейскому дому, архимандрит Нафанаил управлял монастырем в качестве архиерейского наместника, (в качестве настоятеля Нафанаил находился в монастыре с 1845 года).
С 1864 года Мирожским монастырем вновь стали управлять архимандриты.
11 января Святейшим Синодом был определен на службу настоятелем Спасо-Мирожского монастыря архимандрит Николай (Трусковский). Одновременно он был назначен ректором Псковской духовной семинарии и членом Псковской духовной консистории. Архимандрит Николай окончил курс Литовской семинарии в 1841 году, окончил курс Киевской духовной академии. Обучался наукам богословским и философским, историческим и физико-математическим; языкам: греческому, латинскому, еврейскому и немецкому, был профессором богословия. С 1849 год являлся ректором Минской духовной семинарии, занимался составлением историко-статистического описания Минской епархии, которое было представлено в Святейший Синод, за что получил орден св. Владимира 3-й степени и личную благодарность императора.
В середине 19 века монастырь переживал период хозяйственного упадка, резко сократилось число монашествующих. Монастырю угрожала судьба разорившихся обителей, если бы в 1858 году в соборном Спасо-Преображенском храме не были обнаружены под побелкой древние фрески.
Интерес Императорского археологического общества и местных знатоков-краеведов к древнейшей псковской святыне и фресковой живописи, способствовал возрождению монастыря и возобновлению архитектурного ансамбля. В 1886 году по случаю наводнения были проведены значительные ремонтные работы. Храм был вновь освящен в августе 1886 года епископом Псковским и Порховским Гермогеном.
В 1884 году на собранные монастырем пожертвования были проведены ремонтные работы в храме во имя св.Апостола Первомученника и Архидиакона Стефана. В 1884 году к нему была пристроена деревянная паперть со ступенями, ведущими в средний ярус, где находится собственно церковь, было устроено отдельное помещение для библиотеки.
В храме потолок и полы переделали. Стены были оштукатурены, поставлены две новые кафельные печи и установлен новый иконостас. На ремонт было израсходовано 872 рубля. 21 октября 1884 года храм был освещен епископом Нафанаилом.
Под храмом в нижнем ярусе размещалась кладовая, рядом с алтарем, в отдельной каменной палате размещалась ризница. Здесь находился широкий высокий проход в виде ворот, покрытый аркой, а рядом с ним такой же проход, но гораздо уже и ниже, в виде калитки для пешеходов.
Фрески храма Спасо-Преображения Мирожского монастыря до 1890-х годов оставались под слоем штукатурки, когда штукатурка была отбита, драгоценные фрески стали доступны научному исследованию.
Работами по исследованию фресок руководил академик В.В.Суслов. 6 августа 1897 году по Высочайшему соизволению Святейшим Синодом была учреждена особая строительная комиссия под председательством М. П. Боткина. Комиссия эта поручила работы по укреплению стен храма архитектору Ф. П. Нестурху, а реставрацию фресок суздальским живописцам под руководством Н.М.Сафронова.
Профессор Н.В.Покровский в 1898 году писал: «Фрески Мирожского монастыря принадлежат к числу редких явлений в ряду памятников древнейшего искусства в России. Они замечательны как со стороны художественного стиля, так и со стороны иконографической, по разнообразию их внутреннего содержания. Фресками покрыты все внутренние поверхности Спасо-Мирожского собора. Церковных стенописей такой почтенной старины уцелело на православном востоке очень немного. По археологической важности и по художественному характеру фрески Мирожского монастыря стоят ближе к фрескам Спасо-Нередицким. Реставрационные работы в 1902 году были закончены, а 24 августа 1902 года преосвященный Сергий епископ Псковский и Порховский осветил храм Спасо-Преображения.
Государем императором Николаем II было пожаловано на окончание реставрационных работ 7000 рублей. На реставрационные работы были израсходованы 16890 рублей.
В 1902 году в храме Спасо-Преображения после проведения реставрационных работ и капитального ремонта на средства Святейшего Синода был поставлен мраморный иконостас итальянской работы.
Резолюцией архиепископа Псковского и Порховского Арсения 26 марта 1907 года был утвержден в должности члена епархиального училищного совета, с 1907 года преподавал Закон Божий в старших классах Сергиевского реального училища.
Землю у монастыря обрабатывали сами.
В 1918 году помещения монастыря были переданы для проживания в нем погорельцев.
8 марта 1921 года коллегией подотдела искусств губернского отдела народного образования было принято решение об открытии в Пскове экскурсионной станции.
С 15 июня 1921 года экскурсионная станция была открыта на территории Мирожского монастыря, заведующим станцией был назначен В.А.Федоров. Только в 1921 году экскурсионная станция приняла более 700 человек из Петрограда, из уездов Псковской губернии, из Москвы. Общежитие при станции было оборудовано для приема и размещения на территории Мирожского монастыря 30 человек. Экскурсионная станция успешно прижилась в стенах древнего монастыря. Но монастырь официально не был закрыт.
Из исторической справки: «4 февраля 1922 года, в воскресенье, «безбожники» явились в Мирожский монастырь, чтобы насильственно закрыть Спасо-Преображенский собор. Шла Божественная литургия. Народ стали выгонять из храма. Последним вывели священника отца Георгия (протоиерей Георгий Преображенский рукоположен в 1894 году, награжден палицей
и орденом св. Анны II степени в 1915 году).
Честный отче, моли Бога о нас».