спасо преображенский мужской монастырь в мордовии
Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь
Из Википедии — свободной энциклопедии
Фото 1912 года
Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь (Спасская пустынь) — общежительный мужской монастырь Краснослободской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу реки Мокши в посёлке Преображенском, в 5 км от города Краснослободска.
Основан в XVII столетии старцем Дионисием. Официально открыт в 1655 году. Отстроен в камне как единый ансамбль Геннадием на рубеже XVIII—XIX веков. Закрыт в 1928 году, постройки заняты сельским профтехучилищем. Возрождён в 1994 году.
Спасо преображенский мужской монастырь в мордовии
БОГОСЛУЖЕНИЯ МОНАСТЫРЯ
Праздник Казанской иконы Божией Матери 04 ноября 2021 г.
Воскресное богослужение 3 октября 2021 г.
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
О МОНАСТЫРЕ
Расположен Спасо-Преображенский мужской общежительный монастырь в 5 км от города Краснослободска, на правом берегу реки Мокши. Первым в этих местах появился «черный старец» иеромонах Дионисий, который основал «пустыньку». Скоро в Москву отправились челобитчики просить Патриарха Никона о разрешении «. около Дионисевой пустыньки лес ранить и воздвигнуть вновь церковь». Грамота была подписана Патриархом в августе 1655 года (до 1930 года она хранилась в Спасо-Преображенском монастыре, затем в краеведческом музее, где и пропала в начале 70-х годов XX века).
В монастыре находилась и находится до сих пор чудотворная Казанская икона Божьей Матери. В особом склепе под соборным храмом покоился бывший настоятель обители подвижник иеросхимонах Герасим, скончавшийся около 1700 г. и почитавшийся не только монастырской братией, но и жителями окрестных сел.
В 1928 году монастырь был закрыт, в 1994 году возобновлен как женский, а с 1995 года функционирует как мужской.
Первые труды по возрождению Спасо-Преображенской обители начали предприниматься с марта 2004 года.
ОДИН ДЕНЬ В ОБИТЕЛИ ИНОКА ГЕРАСИМА
Встречаются в жизни дни, часы и даже минуты, воспоминание о которых наполняет душу радостным и благоговейным чувством. Такой благодатный день, исполненный живых, умиляющих душу, впечатлений, довелось мне в текущем году провести в обители «инока Герасима» – краснослободском Спасо-Преображенском монастыре.
Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь – обитель незнатная и неособенно даже богатая; храмы не блистают драгоценными окладами на иконах. И не изумляют взоров архитектурными эффектами и художественностью живописных изображений, – ея богослужения не отличаются особенною торжественностью, а ея жизнь, огражденная от мира сыпучими песками окружающей местности, и заслоненная от людскага глаза высокою стеною дремучего бора, наипаче же смирением иноческим, протекает в тишине и неизвестности, чуждая всякой «славы человеческой». Кроме престольных монастырских праздников, привлекающих в обитель большую массу местнаго населения, богомольцы, вообще, редко заглядывают в обитель, которая к тому же и не посылает от себя сборщиков, а живет, при помощи Божией, собственными трудами, – кормится и существует послушаниями иноческими. Стало-быть и вестей об обители разносить некому… Тем не менее монастырь краснослободский, насчитывающий более двух столетий своего существования, вполне заслуживает внимания богомольцев, как со своей древности, так и потому, главным образом, что в его стенах почитывают под спудом, – нетленные, по всеобщему убеждению, – останки дивнаго подвижника иеросхимонаха Герасима, от гроба которого неоднократно истекали исцеления болящим, как это видно из монастырских записей.
Сверх того, монастырь Спасский, находясь всего лишь в пяти верстах от г. Краснослободска, славится живительным – здоровым воздухом и живописным местоположением среди густого, высокаго, сосноваго леса на берегу р.Мокши, протекающей чрез монастырский сад. Напоминая своим метоположением отчасти Саров, обитель Спасская имеет то преимущество пред знаменитой пустынью, что за немноголюдством отличается полнейшею тишиною, и красота местоположения в ней не заслоняется, как в Сарове, многочисленными храмами и зданиями монастырскими, раздвинувшимися на огромное пространство.
Все сказанное давно располагало меня побывать в обители, и в мае текущаго года, наконец, состоялось мое путешествие, которое я вознамерился описать теперь из уважения к памяти иеросхимонаха Герасима.
Очерк написал настоятель Краснослободской обители архимандрит Григорий (в миру Сагакский Гавриил Николаевич, 1824–1911).
Краснослободский Преображенский мужской монастырь
Содержание
История [ править ]
Краснослободский Спасо-Преображенский (в честь Преображения Господня) общежительный мужской монастырь (до втор. пол. XVIII в. Спасская пустынь) основан по челобитью жителей царевой Красной Слободы (Краснослободска) в 1655 по благословению патриарха Никона.
В 1656 в лесу, на противоположной от города стороне Мокши уже была срублена деревянная Спасо-Преображенская церковь с Казанским приделом. Землю под монастырь передал инокам богатый крестьянин из с. Дмитриев Усад Путилка Баженов.
Первые полтора столетия своего существования Спасская пустынь развивалась крайне медленно и выглядела скорее как скит, чем полноценный монастырь. Кроме дарений Путилки Баженова, в 1681 пустынь получила «на прокорм» еще один участок земли от царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима. На протяжении столетия пустынь упорно боролась за свое существование, много раз судилась с обидчиками за земли. Наиболее трудные времена выпали на эпоху царей Феодора Алексеевича и Петра Алексеевича. Во многом община выстояла благодаря строгому уставу, введенному основателем монахом Дионисием и переработанному старцем Герасимом.
Обитатели пустыни всегда отличались стоическим характером и непритязательностью в быту, а община – строгой замкнутостью, почему даже в пределах Пензенской епархии она не обладала широкой известностью.
В 1764 штат монастыря насчитывал всего семь человек – игумена, четырех иеромонахов и двух монахов. Серьезные изменения в обители произошли после назначения на место настоятеля иеромонаха Саровской пустыни Геннадия. Прибыв в полуразвалившийся монастырь, он за собственный счет перестроил его полностью в камне.
В 1796 епископ Тамбовский Феофил выдал грамоту на строительство в монастыре каменного Спасо-Преображенского собора с Казанским и Рождество-Предтеченским приделами. Одновременно началось строительство корпусов келий. Собор был освящен в 1799 настоятелем Геннадием по благословению епископа Нижегородского Вениамина. В 1801 был освящен Казанский придел, в 1804 – Иоанно-Предтеченский. В 1810 была заложена больничная Александро-Невская церковь (освящена в 1817) и колокольня с надвратной Никольской церковью (окончательно завершена и освящена в 1855).
К революции Спасо-Преображенский монастырь представлял из себя полностью законченный комплекс, выполненный в стиле классицизм. Ансамбль был заключен в квадрат со сторонами ок. 100 м.; стороны периметра составляли корпуса келий, соединенные стенами; на западной стороне – два коруса, колокольня, наугольные павильоны-башни; с южной стороны – небольшой хозяйственный корпус и больничная церковь в честь св. Александра Невского; с северной стороны – два келейных корпуса и башенка с повседневными вратами; с восточной стороны – келейный корпус и несколько мелких строений. Специалисты отмечают гармоничность всего комплекса, его «просчитанность» и ориентированность на обзор с западной стороны, из-за р. Мокши. Весь ансамбль сооружался по единому замыслу, поэтому обитель оказалась единственной в мордовском крае, избавленной от архитектурного разностилья.
Земельные владения монастыря составили около 1500 десятин пашни, леса, лугов и неудобья. Процветало огородничество и животноводство, финансовое положение обители позволяло братии содержать целый поселок, выросший возле стен, и несколько учебных заведений, в том числе духовную школу, готовившую кадры для приходов.
В XIX в. число насельников колебалось от 70 до 120 чел., не считая трудников и мирян, живших в поселке и занятых в монастырском хозяйстве. При архимандрите Григорие, в 1903 г. епископ Пензенский Тихон освятил последнюю в истории обители церковь – кладбищенскую Успенскую. В XVII в. в Спасо-Преображенском монастыре подвизался выдающийся подвижник-аскет инок Герасим Краснослободский, предшественник первопоселенцев еще двух пустыней, Саровской и Рябкинской, возникших на местах его отшельнических келий. По кончине инок Герасим, выполнявший в последние годы обязанности настоятеля, был погребен возле старого собора. Затем его нетленные останки покоились в склепе под новым собором.
Перед революцией поднимался вопрос о канонизации старца, но дело не было доведено до конца из-за известных политических событий. Затем мощи пропали; существует две версии: 1) они были спрятаны последними монахами от кощунников; 2) они были уничтожены революционерами. Погибли также парсуна, написанная с инока Герасима во время освидетельствования его нетленных останков в конце XVIII в. и две копии с парсуны, хранившиеся в Спасо-Преображенском и Рождество-Богородицком Темниковском женском монастырях.
После разгона монастыря был снесен собор и кладбищенская церкви, больничная церковь обращена в клуб, а келейные корпуса вместили среднее сельское профессионально-техническое учебное заведение (учхоз). Многие здания пришли в плохое состояние, и прежде всего разруха отразилась на колокольне, требующей самого серьезного ремонта.
В настоящее время монахам возвращена Александро-Невская церковь и некоторые жилые помещения. Восстановление обители идет очень трудно. Первоначально возрожденный как женский, монастырь вскоре был обращен в мужской из-за невозможности женщин жить в обстановке учхоза. Насельники восстановили некоторые захоронения, располагавшиеся за алтарем собора. На месте храма, там, где при советской власти был поставлен памятник Ленину, установлен памятный крест. Александро-Невская церковь одновременно является приходской для верующих поселка «Учхоз». В обитель возвратилась одна из прежних святынь – местночтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери. Верующими также особо чтится икона Божией Матери Боголюбская. Приток паломников наблюдается в престольные праздники Преображения Господня и на Казанскую. Сегодня в обители подвизаются 11 человек, в том числе 6 монахов, 1 инок и 4 послушника (данные 2002 г.).
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий. В монастырском храме богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельников обители.
Совершенствуются формы социального служения.
В результате обширных восстановительных работ, проводимых с 2004 года, церковь Александра Невского приобрела завершенный вид. Реконструирована надстройка храма, венчаемая золотой маковкой, восстановлена кровля и закончена отделка фасада.
Белоснежные стены, нуждающиеся в последующей росписи, полихромный мраморный пол, высокий купол, новые царские врата, иконы, церковная утварь вернули внутреннему устройству храма былое благолепие. В храме помимо отопления, установлены и теплые полы. Отопление теперь есть во всех корпусах монастыря.
Проводятся работы по внутренней отделки келлий монастыря и помещений предназначенных для хозяйственных нужд. Келлии снабжены необходимыми предметами мебели.
Вернулись монастырю и прежние его границы. Летом 2010 года территория монастыря была освобождена от не относящихся к нему построек.
В 2012 году были проведены работы над пристроем к храму Александра Невского (гульбища). Реконструирован фасад, кровля храма и прилегающего к храму корпуса, идет отделка келий. Полностью завершена отделка сан.узлов в корпусах (см. фотогалерею).
C 2014 года на сохранившемся и восстановленном фундаменте идет строительство центрального собора Преображения Господня. Также ждут большие ремонтно-реставрационные работы и Настоятельский корпус, на сегодняшний день проведен демонтаж третьего этажа и восстановлена кровля на корпусе.
Спасо-Преображенский мужской монастырь в п. Преображенский Епархиальные монастыри РПЦ
История
В конце ХVIII начале ХIХ века монастырь был перестроен. В это время построен каменный Преображенский собор (1799 г.), от которого сегодня остался только фундамент, братские корпуса и высокая трехъярусная колокольня (1855). В 1816 году была построена Александро-Невская церковь с больницей. В монастыре находилась чудотворная Казанская икона Божьей Матери. В особом склепе под соборным храмом покоился бывший настоятель обители подвижник иеросхимонах Герасим (скончался около 1700 г).
Окруженный с севера и востока красивым сосновым бором, монастырь обращен главным фасадом на широкую пойму реки Мокши с бескрайними заливными лугами. Его пространственная композиция – каре, образованное одноэтажными келейными корпусами, двухэтажным настоятельским (в настоящее время надстроен) и тремя угловыми корпусами.
Монастырь был закрыт в 1928 году, в 1994 г. возобновлен как женский, с 1995 г. мужской.
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Согласно историческим данным, «каменному соборному храму основание полагалось два раза: в первый раз в 1792 году по благословенной грамоте Тамбовского епископа Феофила строителю Ионе от 11 февраля того года; а во второй раз – по таковой же грамоте и того же епископа строителю Геннадию от 1 июля 1796 года. Причиною двоекратного построения сего храма послужило несчастное обстоятельство: заложенный в 1792 году и приведенный почти к окончанию в 1795 году, новый каменный храм обрушился от непрочной кладки».
11 февраля 1792 года строитель Иона получил от епископа Феофила благословенную грамоту, в которой давалось разрешение на строительство «вместо имеющейся в оном монастыре деревянной Спасо-Преображенской с приделом Казанския Богородицы церкви… церковь Божию каменным зданием в то ж именование на другом близ оной той церкви месте, по чину грекороссийскому». Старый деревянный храм владыка благословлял продать, что и было сделано.
Строитель Иона заложил собор и начал воздвигать стены, но работу не завершил, так как вскоре покинул монастырь. Прибывший вместо него строитель иеромонах Геннадий продолжил кладку и к 1795 году подвел здание под крышу. Однако достроить заложенный храм не пришлось, здание обрушилось. Зодчие, а вслед за ними и каменщики допустили просчеты, фундамент дал осадку, и стены упали. «По преданию, причину разрушения храма многие полагали в том, что гроб старца Герасима, подвижника сего монастыря, оставлен был вне стен храма».
Получив известие об архитектурной неудачи двух настоятелей – Ионы и Геннадия, епископ Феофил велел развалившиеся стены разобрать, «а без малого через год благословенной грамотою того же епископа к тому же строителю Геннадию преподано благословение о построении вместо обвалившейся церкви новой каменным же зданием, с тою только разницей, что равалившаяся церковь по грамоте долженствовала быть Спасо–Преображенской с одним приделом во имя Казанской Божией Матери, а второй, 1796 года – с двумя приделами, Казанской Божией Матери и Рождества Иоанна Предтечи».
На сей раз иеромонах Геннадий перепланировал площадку и перенес собор на несколько саженей в сторону с таким расчетом, чтобы склеп с останками старца Герасима оказался внутри храма, и только после этого возобновил строительство.
К сожалению, в годы гонений на Русскую Православную Церковь Соборный храм Преображения Господня, расположенный в центре монастырского ансамбля, был разрушен до основания, а на его месте поставлен памятник В. Ленину.
На сегодняшний день выполнены раскопки и воссоздание фундамента, частично заложены стены храма, но восстановительные работы приостановлены в связи с нехваткой средств.
Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского находится с южной стороны монастыря. В соответствии с историческими данными, благословенная грамота «на строительство больницы с церковью во имя святого благоверного князя Александра Невского» была получена настоятелем иеромонахом Геннадием в 1810 году. Постройка храма с больницей завершилась в 1816 году, а его освящение произошло в 1817 году.
В советское время храм был почти полностью переделан и уровнен с келейными корпусами: снесены глава, треугольные фронтоны, купол. Когда в храме устроили клуб, некоторые оконные проемы заложили, и другие растесали и расширили. Фрески, иконостас и иконы были уничтожены. Перегородки, расчленявшие неф на больничные кельи и обособлявшие лекарское отделение от храма, снесены до основания. Сохранились лишь следы рустовки на фасадах и уцелела полукруглая апсида.
Верующие добились возвращение святыни в 1992–93 годах, но реконструкция началась только в 2004 году.
В результате обширных восстановительных работ Александро-Невская церковь приобрела завершенный вид. Возвращена надстройка храма, венчаемая золотой маковкой, восстановлена кровля и частично выполнена отделка фасада. Белоснежные стены, нуждающиеся в последующей росписи, новый пол, высокий купол, царские врата, иконы, церковная утварь вернули внутреннему убранству храма былое благолепие.
4 апреля 2010 года, в день празднования Воскресения Христова, после проведения ремонтных работ, в храме были возобновлены службы, а в 2011 году начаты работы над пристроем к нему утраченных пономарских и послушнических корпусов.
На сегодняшний день в храме ежедневно совершаются службы по монастырскому чину, ведется его внутренняя отделка и отделка прилегающих к нему восстановленных корпусов.
Xрам Иверской иконы Божьей Матери расположен над северными вратами монастыря. На сегодняшний день в нем заменены деревянные полы и ступени, проведены внутренние отделочные работы. Храм действующий.
Благословенная грамота на построение в монастыре каменной колокольни с церковью во имя святителя и чудотворца Николая была получена иеромонахом настоятелем Геннадием в 1810 году вместе с грамотой на строительство больницы с церковью во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Колокольня была заложена настоятелем в том же году, а вот завершение работ затянулось до середины века. Лишь в 1857 году состоялось освящение нового храма святителя Николая.
К сожалению, в советское время колокольня, а вместе с ней Никольская церковь, как и весь комплекс обители были доведены до безобразного состояния. Фрески, иконостас, иконы и утварь храма были уничтожены, подъем на колольню разрушен. Сама звонница сохранила все свои элементы, кроме главки и креста, однако из-за протечек сильно испортилась кладка на верхних ярусах.
Преображенский. Спасо-Преображенский мужской монастырь.
Храмы монастыря:
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В конце ХVIII начале ХIХ века монастырь был перестроен. В это время построен каменный Преображенский собор (1799 г.), от которого сегодня остался только фундамент, братские корпуса и высокая трехъярусная колокольня (1855). В 1816 году была построена Александро-Невская церковь с больницей. В монастыре находилась чудотворная Казанская икона Божьей Матери. В особом склепе под соборным храмом покоился бывший настоятель обители подвижник иеросхимонах Герасим (скончался около 1700 г). Окруженный с севера и востока красивым сосновым бором, монастырь обращен главным фасадом на широкую пойму реки Мокши с бескрайними заливными лугами. Его пространственная композиция – каре, образованное одноэтажными келейными корпусами, двухэтажным настоятельским (в настоящее время надстроен) и тремя угловыми корпусами. Монастырь был закрыт в 1928 году, в 1994 г. возобновлен как женский, с 1995 г. мужской. Сегодня монастырь восстанавливается под управлением наместника – иеромонаха Иоанна (Мычка), выходца со Святой Горы Афон.
Иеросхимонах Герасим Краснослободский
Когда земля запылала в огне Разинщины, близ того места, где жил в лесу инок Герасим, появились шайки и отряды повстанцев, в которых кого только не было, от староверов до язычников, не испытывавших никакого почтения к сану и нищете пещерного молельника. В 1671 году инок Герасим возвратился в Спасскую обитель, но пробыл он в ней самое короткое время. Хотя в монастыре Герасима встретили необычайно тепло, он решил продолжить пустынничество, но на сей раз, выбрал место неподалеку от Спасской пустыни, в диком лесу на берегу речки Рябки, верстах в пяти-семи от обители. В 1683 году старец все-таки вернулся в Спасскую пустынь, где сел в затвор, соорудив, таким образом, отшельнический приют посреди оживленной обители.
По материалам сайта http://askoso.narod.ru
Спасо-Преображенский монастырь, заштатный, общежительный, в 5 верстах от города Краснослободска, на берегу реки Мокши. Основан в 1655 году. Здесь находится чудотворная Казанская икона Божией Матери. В особом склепе под соборным храмом покоится бывший настоятель обители подвижник иеросхимонах Герасим, умерший около 1700 года, память о котором почитается местными жителями совершением по нем панихид.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Краснослободский Спасо-Преображенский (в честь Преображения Господня) общежительный мужской монастырь (до втор. пол. XVIII в. Спасская пустынь) основан по челобитью жителей царевой Красной Слободы (Краснослободска) в 1655 по благословению патриарха Никона. В 1656 в лесу, на противоположной от города стороне Мокши уже была срублена деревянная Спасо-Преображенская церковь с Казанским приделом. Землю под монастырь передал первыи инокам богатый крестьянин из с. Дмитриев Усад Путилка Баженов. Первые полтора столетия своего существования Спасская пустынь развивалась крайне медленно и выглядела скорее как скит, чем полноценный монастырь. Кроме дарений Путилки Баженова, в 1681 пустынь получила «на прокорм» еще один участок земли от царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима. На протяжении столетия пустынь упорно боролась за свое существование, много раз судилась с обидчиками за земли. Наиболее трудные времена выпали на эпоху царей Феодора Алексеевича и Петра Алексеевича. Во многом община выстояла благодаря строгому уставу, введенному основателем монахом Дионисием и переработанному старцем Герасимом. Обитатели пустыни всегда отличались стоическим характером и непритязательностью в быту, а община – строгой замкнутостью, почему даже в пределах Пензенской епархии она не обладала широкой известностью. В 1764 штат монастыря насчитывал всего семь человек – игумена, четырех иеромонахов и двух монахов. Серьезные изменения в обители произошли после назначения на место настоятеля иеромонаха Саровской пустыни Геннадия. Прибыв в полуразвалившийся монастырь, он за собственный счет перестроил его полностью в камне. В 1796 епископ Тамбовский Феофил выдал грамоту на строительство в монастыре каменного Спасо-Преображенского собора с Казанским и Рождество-Предтеченским приделами. Одновременно началось строительство корпусов келий. Собор был освящен в 1799 настоятелем Геннадием по благословению епископа Нижегородского Вениамина. В 1801 был освящен Казанский придел, в 1804 – Иоанно-Предтеченский. В 1810 была заложена больничная Александро-Невская церковь (освящена в 1817) и колокольня с надвратной Никольской церковью (окончательно завершена и освящена в 1855).
К революции Спасо-Преображенский монастырь представлял из себя полностью законченный комплекс, выполненный в стиле классицизм. Ансамбль был заключен в квадрат со сторонами ок. 100 м; стороны периметра составляли корпуса келий, соединенные стенами; на западной стороне – два коруса, колокольня, наугольные павильоны-башни; с южной стороны – небольшой хозяйственный корпус и больничная церковь в честь св. Александра Невского; с северной стороны – два келейных корпуса и башенка с повседневными вратами; с восточной стороны – келейный корпус и несколько мелких строений. Специалисты отмечают гармоничность всего комплекса, его «просчитанность» и ориентированность на обзор с западной стороны, из-за р. Мокши. Весь ансамбль сооружался по единому замыслу, поэтому обитель оказалась единственной в мордовском крае, избавленной от архитектурного разностилья. Земельные владения монастыря составили ок. 1500 дес. пашни, леса, лугов и неудобья. Процветало огородничество и животноводство, финансовое положение обители позволяло братии содержать целый поселок, выросший возле стен, и несколько учебных заведений, в том числе духовную школу, готовившую кадры для приходов. В XIX в. число насельников колебалось от 70 до 120 чел., не считая трудников и мирян, живших в поселке и занятых в монастырском хозяйстве. При архимандрите Григорие в 1903 епископ Пензенский Тихон освятил последнюю в истории обители церковь – кладбищенскую Успенскую. В XVII в. в Спасо-Преображенском монастыре подвизался выдающийся подвижник-аскет инок Герасим Краснослободский, предшественник первопоселенцев еще двух пустыней, Саровской и Рябкинской, возникших на местах его отшельнических келий. По кончине инок Герасим, выполнявший в последние годы обязанности настоятеля, был погребен возле старого собора. Затем его нетленные останки покоились в склепе под новым собором. Перед революцией поднимался вопрос о канонизации старца, но дело не было доведено до конца из-за известных политических событий. Затем мощи пропали; существует две версии: 1) они были спрятаны последними монахами от кощунников; 2) они были уничтожены революционерами. Погибли также парсуна, написанная с инока Герасима во время освидетельствования его нетленных останков в конце XVIII в. и две копии с парсуны, хранившиеся в Спасо-Преображенском и Рождество-Богородицком Темниковском женском монастырях.
Из настоятелей известны, кроме основателя Дионисия, строитель Арсений (1677-78), строитель Кодрат (1681), старец Герасим (1684–90), строитель Феодосий (1690), игумен Филарет (1702), игумен Маркел (1758), иеромонах Макарий (1759), игумен Исаакий (1760), игумен Иероним (1761), игумен Евфимий (1762), строитель Паисий (1773), иеромонах Иоан (1774), иеромонах Досифей (1778), иеромонах Виктор (1782), иеромонах Варфоломей (1785), строитель Милетий (1788), иеромонах Иоанникий (1788), иеромонах Лаврентий (1790), иеромонах Иона (1790), иеромонах Геннадий (1793–1816), игумен Сергий (1816), иеромонах Дорофей (1817), иеромонах Паисий (1821), архимандрит Никон (1823-49), архимандрит Нифонт (1849-73), игумен Христофор (1873-1884), архимандрит Зосима (1884-88), архимандрит Григорий (1888 – 1910), затем архимандрит (с 1913 г. епископ) Григорий.
После разгона монастыря был снесен собор и кладбищенская церкви, больничная церковь обращена в клуб, а келейные корпуса вместили среднее сельское профессионально-техническое учебное заведение (учхоз). Многие здания пришли в плохое состояние, и прежде всего разруха отразилась на колокольне, требующей самого серьезного ремонта. В настоящее время монахам возвращена Александро-Невская церковь и некоторые жилые помещения. Восстановление обители идет очень трудно. Первоначально возрожденный как женский, монастырь вскоре был обращен в мужской из-за невозможности женщин жить в обстановке учхоза. Насельники восстановили некоторые захоронения, располагавшиеся за алтарем собора. На месте храма, там, где при советской власти был поставлен памятник Ленину, установлен памятный крест. Александро-Невская церковь одновременно является приходской для верующих поселка «Учхоз». В обитель возвратилась одна из прежних святынь – местночтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери. Верующими также особо чтится икона Божией Матери Боголюбская. Приток паломников наблюдается в престольные прадники Преображения Господня и на Казанскую. Сегодня в обители подвизаются 11 человек, в том числе 6 монахов, 1 инок и 4 послушника (данные 2002 г.).
Ист.: ГАПО, ф. 5, оп. 1, д. 5271 (Описание Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря 1876 г.); Архив Саранского епархиального управления, клировые ведомости за 2000–2004 гг.
Лит.: Ильченко Д. В. Краткое описание Краснослободского (Пензенской губернии) мужского Спасо-Преображенского монастыря // ИОАИЭ. – Т. III. 1880-1882 г. – Казань, 1884; Беляев И. Город Краснослободск и его уезд до 1700 года // ПЕВ, 1867; Григорий, архимандрит. Краснослободский Спасо-Преображенский общежительный мужской монастырь: историко-статистическое описание // ПЕВ, 1903, № 17-19; Петерсон Г. П. (?) Краснослободский Спасо-Преображенский общежительный мужской монастырь. – М., 1896 (или в кн.: Петерсон Г. П. Странички старины. – Саранск, 1993; в 1993 г. эта статья была переиздана монахами восстановленной обители отдельной брошюрой под названием “Спасо-Преображенский мужской монастырь”); Беляев И. Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь // ПЕВ, 1883, № 3-5; он же. Старец Герасим, подвижник Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря // ПЕВ, 1875, № 1-3; он же. Иеромонах Гервасий Гринцевич // ПЕВ, 1879, № 13; Краснослободское духовное училище // ПЕВ, 1875, № 19-20, 23, 1876, № 1; Пырсикова И. Л. Монастыри Краснослободского уезда.– В кн.: Российская провинция: история, культура, наука. – Саранск, 1998; Инок Герасим, подвижник и настоятель Краснослободской Спасовой пустыни // ПЕВ, 1890, № 8; Смирнова В. Б. Монастырское землевладение на территории Мордовии и борьба с ним крестьян в XVII–XVIII вв. // Социально-экономическое положение трудящихся Среднего Поволжья (дооктябрьский период).– Саранск, 1989; Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. — Саранск, 2000; Монастыри: Энциклопедический справочник. – М., 2000.