спасо преображенский монастырь в муроме адрес
Спасо-Преображенский монастырь (Муром)
Му́ромский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь («Спа́сский что на Бору́») — мужской монастырь Муромской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки.
Содержание
История [ править ]
Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года). Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии, хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители.
В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря.
С именем цара Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636—1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участи в жизни обители представителей царствующего дома.
В 1616 году Муром подвергся нашествию вооружённого литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь.
В период церковных реформ Патриарха Никона Муром значительное время отказывал нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». В 1662 году архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона был отстранён от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние, архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.
В 1720-х годах монастырь был приписан к рязанскому Архиерейскому дому, и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей.
В 1891 году на территории обители был возведён каменный трёхэтажный братский корпус, в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее — Митрофан (Загорский). В 1907 году в здании келейного корпуса была освящена домовая церковь в честь мучеников Херсонесских.
После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.
В 1918—1919 годах монастырский Преображенский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.
В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектировали представители муромского музея, но уже с января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращён.
В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.
Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. Позже он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.
В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации.
Современное состояние [ править ]
В «Списке памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения», в составе ансамбля Спасо-Преображенского монастыря значатся пять объектов:
Спасо-Преображенский мужской монастырь
Впервые письменное свидетельство о Спасо-Преображенском монастыре встречается в конце XI века, поэтому есть основания полагать, что храм является одной из самых старых построек Мурома. Он был возведен на месте, где стоял когда-то двор первого правителя города, князя Глеба, и служил одновременно оборонительной постройкой. Сегодня мужской монастырь функционирует.
Историкам известно, что от времени первого упоминания о монастыре в древних летописях XI века храм стоял без каких-либо потрясений около 500 лет, но в самом начале XVII века недалеко от него выстроили одноименный собор. Он и стал причиной, по которой монастырь подвергся нападению литовский войск, которыми командовал пан Лисовский. Сам монастырь не был целью их набега, но просто оказался на пути войска и был разграблен. Из собора были вынесены все драгоценные реликвии и даже камни из икон.
Затем монастырь подвергся нескольким реконструкциям, а в 1636 году был обнесен забором из дерева. Близ монастыря построили зимнюю церковь из камня — Покровскую, а также церковь Кирилла Белозерского, которая использовалась в теплое время года. В течение следующих 50 лет монастырь получил несколько собственных хозяйственных построек, а также корпус для настоятелей, который стал первым гражданским сооружением в Муроме и имел 2 этажа. Затем при монастыре открыли духовное училище, колокольню, а к началу XIX века деревянный забор снесли и построили ограду из прочного камня. Еще через несколько десятилетий рядом с монастырем был выстроен братский корпус. В течение этого времени общая территория монастыря оставалась неизменной — 200×150 метров, поэтому постройки стоят тесно друг к другу.
Спасо-Преображенский мужской монастырь: видео
Спасо-Преображенский монастырь в Муроме. Святыни, расписание, адрес, часы работы
Происхождение названия и его значение
Спасо-Преображенский монастырь в городе Муром берет свое начало от деревянной церкви Всемилостивого Спаса, построенной князем Глебом после получения Муромской земли в свои владения. Спасская церковь стала первой православной постройкой в тогда еще языческом городе.
Несмотря на то, что возведение церкви необходимо было для личных нужд великого князя, позже на вокруг церкви, расположенной на княжеском дворе, возник целый монастырь, называющийся «Спасский, что на бору» в простонародье. Ввиду расположения в лесистой местности на берегу живописной Оки было и дано такое название обители.
После того, как в 1555 году был возведен Спасо-Преображенский собор, ставший первой каменной крупной постройкой, монастырь стал называться «Спасо-Преображенский».
По-церковнославянски словом «Спас» сокращенно именуется Спаситель, Господь Иисус Христос, и присвоение такого названия означает, что храм, собор или другая религиозная постройка освящена в честь Христа Спасителя. Добавление слова «Преображение» к названию символизирует то, что храм посвящен важному в православии празднику Преображения Господня.
История Спасо-Преображенского монастыря
Согласно летописям «Повесть о водворении христианства в Муроме» принято считать, что монастырь основан не позднее 1015 года. Рукопись повествует, что учреждение обители может быть связано с именем Святого князя страстотерпца Глеба, который являлся сыном князя Владимира, крестившего Русь.
Получив в наследство Муромский удел, православный страстотерпец князь Глеб начал там свое княжение и попытался проповедовать христианство среди местного языческого населения.
Его первая попытка не была удачной, поэтому ему пришлось организовать свой княжеский двор за чертой Мурома. По распоряжению князя на территории его владений был возведен первый в городе деревянный храм «Всемилостивого Спаса», из которого позже вырос «монастырь Спаса-на-бору».
Конкретная сноска на Спасский монастырь и его жизнь находится в документе «монастырь Спаса на бору» и датируется 1096 годом.
О монастыре во времена вторжения монгольских татар известно немного: в 1238 году весь город, включая Спасскую обитель, был сожжен. Позже, в 1351 году, возрождением Муромских земель занялся князь Юрий Ярославович: он заново возвел городские постройки, восстановил церкви, которые наполнил богослужебной утварью. Восстановление коснулось не только гражданских построек, но и духовных объектов.
Спасо-Преображенский монастырь (Муром) пережил этап расцвета во время правления Ивана Грозного. Перед походом на казанское ханство, в 1552 году, царь посетил обитель и обязался построить там каменный собор после взятия Казани. Одержав победу, Иван IV сдержал свое обещание и возвел там не только храм, но и преподнес другие богатые дары.
В 1555 году силами царских мастеров был воздвигнут из камня Спасо-Преображенский собор на месте прежней деревянной Спасской церкви, а богослужебная утварь, святые образы, книги и священническое облачение были дарованы самим государем. Также согласно его указу устав монастыря стал «общежительным», а территориальные владения дополнились новыми землями.
Муром претерпел нашествие вооруженных литовских полчищ в 1616 году, ввиду чего пострадал и главный оплот веры – Спасо-Преображенский монастырь. Во времена церковного раскола (ближе к середине XVIII века) действующего настоятеля отстранили от служения в Спасской обители по причине приверженности старообрядчеству.
В конце века к монастырскому ансамблю добавляется еще один объект – зимний каменный Покровский трапезный храм, на нижнем ярусе которого были расположены хозяйственные помещения.
Приблизительно в то же строится еще одна церковь из камня имени преподобного Кирилла Белозерского. Ближе к концу XVII века благодаря щедрым пожертвованиям строятся двух этажные палаты настоятеля и начинается реконструкция к тому моменту поврежденного Покровского трапезного храма.
XVIII век ознаменован несколькими событиями: созданием духовного училища для занятий детей священнослужителей, а также переводом в Спасский монастырь всей братии упраздненного Борисоглебского монастыря. Политика Екатерины Великой сказалась на жизни обители не самым лучшим образом: часть монастырских владений была вероломно конфискована.
В 1878 году из Пантелеимонова монастыря горы Афон прибыла икона Божией Матери «Скоропослушница», ставшая впоследствии одной из самых известных икон обители. Благодаря дальнейшему восстановлению и обретению святыни, все больше и больше паломников потекло в становившийся известным по всей России Спасский монастырь.
В 1891 году в обители появляется новый корпус, предназначенный для проживания монастырской братии.
Из-за обвинения в антисоветской пропаганде в после начала революции 1917 года монастырь был закрыт, а имущество частично разграблено или перевезено в музей Мурома. Через почти 10 лет в монастыре расположилась фабрика по производству текстиля «Красный луч». В 1929 году в монастырь вторглось военное ведомство, а доступ населения к святыням и храмам был полностью запрещен.
Лишь в 1995 году благодаря обращению профессора Дмитрия Лихачева и общественности к Святейшему Патриарху Алексию II было решено выселить воинское подразделение. Благодаря усердию будущего настоятеля, монаха Кирилла (Епифанова), Спасо-Преображенский монастырь открыл свои двери для верующих в том же году.
Спасо-Преображенский монастырь (Муром) во время реставрации
Ущерб, нанесенный антицерковной властью, представлялся значительным, поэтому на восстановление обители ушло 10 лет. В течение этого времени были восстановлены коммуникации, отреставрированы старые постройки и основаны новые часовни и храмы.
Современный статус Спасо-Преображенского монастыря
Спасо-Преображенский монастырь (Муром) на сегодняшний момент является действующим, и его территория и объекты полностью восстановлены после советского периода.
Возрождение обители произошло благодаря созданию попечительского совета и дальнейшей финансовой помощи таких компаний, как «Трансмаш-холдинг», ИК «Интеррос», ПАО «Газпром», ИК «РИК-ВЭСТ», Группа СУЭК, ИФК «Метрополь», а также пожертвований столичных и Санкт-петербургских предпринимателей.
В обители сохранен общежительный устав, предполагающий совместное проживание монахов в Спасском монастыре, а также ведение хозяйственной деятельности.
Спасо-Преображенский монастырь (Муром) с 2013 года становится общеадминистративным центром недавно созданной Муромской епархии. На сегодняшний момент настоятелем обители является Нил (Сычев), епископ Муромский и Вязниковский.
Интересные факты и легенды
Святыни Спасо-Преображенского монастыря
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря
На сегодняшний момент в состав Спасского монастыря входят: 2 собора, 4 церкви, 6 часовен, братский и настоятельский корпуса, пекарня, учебный корпус, паломническая гостиница. Несмотря на долгую и не всегда простую жизнь монастыря, его исторический облик удалось сохранить. Постройки выполнены преимущественно из белого камня, но также встречаются здания из красного камня.
Собор Спаса Преображения
Спасо-Преображенский собор – древнейшая монастырская постройка, возведенная в 1555 году по указу Ивана Грозного. Несмотря на множественные преобразования, собор сохранил свой первозданный вид.
Крестово-купольный монолитный храм выполнен из белого камня и увенчан пятью черными луковичными куполами (одним большим центральным куполом и четырьмя куполами меньшего размера) с ажурными золотыми крестами, опирающимися на четыре столба.
Поскольку раньше собор мог использоваться как крепость и убежище во время военных набегов, его архитектура отличается строгостью. Простота постройки подтверждается отсутствием какого-либо декора интерьера. В соборе пребывают частицы около 30 святых православной церкви.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
В 1691 году был возведен белый каменный двухэтажный Покровский собор при финансовом участии митрополита Варсонофия. Собор разделен на верхний и нижний храмы, которые действуют по настоящий день. Позже к Западной стороне была пристроена трехъярусная шатровая колокольня и пожертвован колокол. В церкви находится множество высокопочитаемых святынь и несколько алтарей.
Церковь Кирилла Белозерского
Надвратная церковь преподобного Кирилла Белозерского основана в X веке. Изначально расположение постройки было другое, но в результате многочисленных реконструкций и перестроек церковь была упразднена, и лишь в 2005 году ее удалось восстановить. Все это время самый первый престол церкви находился в Покровском соборе, а к моменту освящения был перенесен в новый храм преподобного Кирилла.
Церковь Сергия Радонежского
Еще одна надвратная церковь расположена на противоположной стороне монастыря. Церковь «игумена земли русской» Сергия Радонежского, освященная также в 2005 году, располагает собственной колокольней, где каждый желающий может опробовать древнюю систему «бил».
Звон издается не с помощью колоколов, а путем ударов по медным прямоугольным пластинам «билами», по внешнему виду напоминающими молотки. Икона Сергия Радонежского, освященная на мощах в Троице-Сергиевой Лавре, находится в этой церкви.
Часовня на месте бывшего кладбища
Часовня-костница находится на месте когда-то существовавшего монастырского кладбища, где ранее хоронили княжеских особ, служащих церкви, знатных горожан. Кладбище было поругано в тяжелые для все страны 1930-е годы, когда в монастырь прибыла целая воинская часть и заняла его здания и территорию.
При восстановлении территории был раскопан прах некогда похороненных здесь людей. С целью погребения было принято решение создать часовню по обычаю, принятому на Афоне.
Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник»
Монастырская часовня «Живоносный источник» оборудована купелью. Воду из источника можно набрать с собой, а также окунуться в прохладную освященную воду. В купальне находится привезенный из Израиля, с реки Иордан, камень.
Часовня Георгия Победоносца
В 2005 году была освящена еще одна небольшая часовня в честь погибших на поле боя российских воинов. Ее святым покровителем стал Георгий Победоносец. В часовне располагается икона великомученика с частицей мощей.
Настоятельский и братский корпуса, домовые церкви
Настоятельские палаты представляют собой двухэтажный белокаменный корпус. Это старейшее в Муроме сохранившееся каменное сооружение гражданского назначения. Экстерьер сооружения представляет собой прямоугольное здание с треугольным фронтонами над окнами, отличается простотой и скромностью.
На нижнем этаже располагались складские помещения, а на втором – келии. В доме настоятеля была также организована церковь в честь святого Василия, епископа Рязанского.
Корпус, предназначенный для жизни монахов монастыря, изначально был деревянным, но в конце XIX века в результате преобразований был добавлен еще один этаж, а самое здание стало каменным. Позже здесь была открыта домовая церковь.
Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка
Николо-Ильинская часовня была учреждена в угловой башне на западной стороне монастыря в 1889 году. Вновь открыта в 2001 году. Архитектура часовни отличается от общего монастырского стиля: она выполнена из кирпича красного цвета и имеет множество белых декоративных элементов. Постройка увенчана не шатром, а не куполом, как это было бы привычно в рамках монастырского ансамбля.
Другие постройки
Монастырский хлеб Спасской обители известен во всем Муроме. На пекарне трудится около 30 человек, поставляя хлебобулочную продукцию в различные торговые точки и магазины Мурома. В уютной гостинице может разместиться каждый желающий: в паломническом центре представлены различные категории номеров, а также недорогая трапеза.
Адрес, как добраться до монастыря
Адрес местонахождения монастыря: Владимирская область, г. Муром, ул. Лакина, д. 1.
Пункт отправления | Описание проезда | Примерное время в пути |
Курский вокзал г. Москва | На междугороднем автобусе до автовокзала города Владимира следовать около 3,5 часов. Далее пересадка на маршрутное такси или автобус до города Муром, ехать около 2,5 часов. | 6 часов |
Станция метро Щелковская (Арбатско-покровская линия) | От Щелковского автовокзала на междугороднем автобусе Москва — Муром следовать примерно 4 часа | 4,5 часа |
На автомобиле | По Горьковской (Нижегородской) автотрассе М7 следовать до г. Владимир. Перед Владимиром поворот направо на Муром (ориентироваться на указатель перед въездом в город). | 4 часа |
Расписание богослужений
День недели | Богослужение | Время |
Понедельник-суббота | Часы. Божественная Литургия. | 07:40 |
Вечерня. Утреня. | 17:30 | |
Воскресенье | Часы. Ранняя Божественная Литургия. | 08:00 |
Часы. Поздняя Божественная Литургия. | 10:00 | |
Вечерня. Утреня. | 17:30 |
Время работы: с 07:30 до 20:00 для паломников и с 10:00 до 17:00 для туристов. Каждая веха богатой на события тысячелетней истории оставила свой след в жизни, укладе и быте обители.
Пережив разные благоприятные и разрушительные для веры исторические эпохи, Спасо-Преображенский монастырь выстоял, сохраняя свою уникальность и пополняя свой духовный и материальный фонд новыми святынями и важными историческими событиями, оставаясь одним из важнейших духовных центров города Муром.
Автор: Розова Татьяна
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о Спасо-Преображенском мужском монастыре в Муроме
Спасо-Преображенский монастырь в Муроме:
Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муроме Епархиальные монастыри РПЦ
История
Несмотря на оживлённость и близость к реке,местность,где впоследствии был возведён монастырь,представляла собой удалённую от центра города лесную опушку,вокруг которой возвышались остатки древнего бора. В связи с этим,раньше он так и назывался, «Спасский,что на бору».
Древнейшая иноческая обитель Руси Муромский Спасский монастырь, согласно преданию был основан святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь, однако, не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, рядом с которым впоследствии образовалась монашеская обитель для христианского просвещения Муромской земли.
В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В XII – XIII веках в монастыре погребали муромских князей. Согласно преданию в обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, супруг благоверной княгини Февронии.
Еще одна яркая страница в истории связана с Иваном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром.
Молодой царь дал обет: если возьмет Казань — воздвигнет в Муроме каменные храмы. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Преображенский собор в монастыре. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.
Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались поварня, пекарня, «да палаты».
Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители.
В 1891 году на территории монастыря возвели трехэтажный братский корпус.
Монастырь закрыли в 1918 году по обвинению против Советской власти. В 1930-е годы территорию обители занимало военное ведомство, в монастырских зданиях размещался учебный полк связи. Воинская часть покинула территорию обители весной 1995 года. Уже в начале лета того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасскую обитель в древнем Муроме.
В 1990 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной.
Молодому монаху Кириллу (Епифанову), назначенному в будущем настоятелем, тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни. Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома. Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.
Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК«РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».
В период активных восстановительных работ были восстановлены Спасо-Преображенский собор, Покровский и Всехсвятский храмы полностью восстановлены, воздвигнута ограда и воссоздана надвратная церковь прп. Кирилла Белозерского. Полностью отремонтирован и переоборудован братский корпус. На территории воздвигнута часовня вмч. Георгия Победоносца (2002), новый надвратный храм прп. Сергия Радонежского (2005), часовня блж. Ксении Петербургской (2006),часовни в честь икон Божией Матери «Живоносный Источник» и «Спорительница Хлебов». Последняя из них находится при пекарне, в которой выпекаются вкусные и ароматные хлебные изделия. На территории обители располагаются часовня-костница, где хранятся останки похороненных в монастыре монахов и муромских граждан; часовня в честь свт. Николая Чудотворца.
На территории обители с благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто Муромское Православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена. По инициативе игумена Кирилла в 2006 году также была открыта Муромская православная гимназия прп. Илии Муромца. Первоначально и она находилась на территории монастыря. В 2013 году отдельное здание для гимназистов построено в городе Муроме на ул. Московская.
В 2013 году была образована Муромская и Вязниковская епархия, выделенная из состава Владимирской епархии. С этого времени обитель стала и административным центром новообразованной епархии. Настоятелем монастыря является в настоящее время епископ Муромский и Вязниковский Нил.
Но монастырь не мыслится без людей, которые его населяют. Центром монашеской жизни является молитва. За молитвой в храме или келье братия проводят большую часть времени. Молитва за богослужением традиционно почитается выше молитвы келейной (кроме особенных случаев Божия избранничества).
В жизни насельника обители труд неотделим от молитвы. Труд монашеский освящен молитвой. Сегодня братия занята на самых разных послушаниях.
В монастыре существует просфорня, на которой трудятся насельники обители. Просфоры пекутся как для самого монастыря, так и для приходских храмов Мурома.
Занимаются братия обители и сельскохозяйственной деятельностью. Небольшой огород находится прямо на территории монастыря. На нем выращиваются овощи