спасо преображенский храм в иркутске

Спасо преображенский храм в иркутске

Каменный храм Преображения Господня заложен в 1795 году. Иркутские купцы Стефан Яковлевич Игнатьев и Иван Анкитич Сухих, жертвовавшие на строительство первый 6000 рублей, второй 3000 рублей, обратились с прошением о создании Преображенской церкви к Высокопреосвященнейшему Вениамину (Багрянскому), епископу Иркутскому и Нерчинскому, который в свою очередь обратился к иркутскому губернатору Иллариону Тимофеевичу Нагелю и отправил прошение в Святейший Синод о получении разрешения на создание прихода. Ответ был получен незамедлительно, и в том же году было отведено место под постройку. Считается, что архитектором, которому было поручено выполнение проекта, являлся Антон Иванович Лосев.

Как велось строительство неизвестно, но можно предполагать, что при ближайшем участии кузнецов и мастеров Рабочедомской слободы, так как они пожелали сделать все, что нужно будет железного к церкви, из своего материла.

10 августа 1798 года был освящен правый Ильинский придел храма и образован новый Преображенский приход, для которого отделено от Крестовоздвиженского прихода 41 двор, из Владимирского – 70 дворов и Благовещенского – 84 двора – всего 195 дворов, что составило около 800 прихожан.

Левый придел во имя первомученика и архидиакона Стефана был освящен 8 сентября 1802 года. 6 августа 1811 года был освящен главный храм в честь Преображения Господня.

Церковная ограда, ризница и крыльцо с северной стороны храма, а также железная крыша вместо первоначальной деревянной устроены в 1849 году на средства иркутского почетного гражданина статского советника Евфимия Андреевича Кузнецова.

Храм часто посещал живший рядом генерал-губернатор Сибири Михаил Михайлович Сперанский, а также декабристы, находившиеся на поселении в Иркутске.

В приходе Преображенской церкви с 1845 по 1855 годы проживали с семьями декабристы Сергей Григорьевич Волконский и Сергей Петрович Трубецкой. В храме венчалась дочь Волконских Елена и дочь декабриста Михаила Кюхельбекера. Здесь же отпевали декабристов Петра Александровича Муханова и Николая Алексеевича Панова.

По архивным данным на 1 октября 1937 года Спасо-Преображенский приход оставался самым большим из трех оставшихся действующих православных храмов в Иркутске и насчитывал 1505 прихожан.

В советское время в здании храма располагались архив и книгохранилище. Снаружи храм лишился двух боковых пристроек – примыкавших слева и справа к паперти – ризницы и сторожки.

Источник

Церковь Преображения Господня, г. Иркутск

Вы здесь

Новости ogirk.ru

Оглавление

спасо преображенский храм в иркутске. Смотреть фото спасо преображенский храм в иркутске. Смотреть картинку спасо преображенский храм в иркутске. Картинка про спасо преображенский храм в иркутске. Фото спасо преображенский храм в иркутске

Спасо-Преображенская церковь — одна из старейших православных церквей Иркутска. Находится по адресу: переулок Волконского, 1.

История

Каменный храм Преображения Господня заложен в 1795. Иркутские купцы Стефан Игнатьев и Иван Сухих, жертвовавшие на строительство первый 6000 рублей, второй 3000 рублей, обратились с прошением о создании Преображенской церкви к Высокопреосвященнейшему Вениамину (Багрянскому), епископу Иркутскому и Нерчинскому, который в свою очередь обратился к иркутскому губернатору Иллариону Тимофеевичу Нагелю и отправил прошение в Святейший Синод о получении разрешения на создание прихода. Ответ был получен незамедлительно, и в том же году было отведено место под постройку.

Считается, что архитектором, которому было поручено выполнение проекта, являлся Антон Иванович Лосев.

Как велось строительство, неизвестно. Однако можно предполагать, что возведение храма не обошлось без участия кузнецов и мастеров Рабочедомской слободы, так как они пожелали сделать все, что нужно будет железного к церкви, из своего материла.

10 августа 1798 был освящен правый Ильинский придел храма и образован новый Преображенский приход, для которого отделено от Крестовоздвиженского прихода 41 двор, из Владимирского – 70 дворов и Благовещенского – 84 двора, всего 195 дворов, что составило около 800 прихожан.

Левый придел во имя первомученика и архидиакона Стефана был освящен 8 сентября 1802. 6 августа 1811 был освящен главный храм в честь Преображения Господня.

Церковная ограда, ризница и крыльцо с северной стороны храма, а также железная крыша вместо первоначальной деревянной устроены в 1849 году на средства иркутского почетного гражданина статского советника Евфимия Андреевича Кузнецова.

Храм часто посещал живший рядом генерал-губернатор Сибири Михаил Михайлович Сперанский, а также декабристы, находившиеся на поселении в Иркутске.

В приходе Преображенской церкви с 1845 по 1855 проживали с семьями декабристы Сергей Григорьевич Волконский и Сергей Петрович Трубецкой. В храме венчалась дочь Волконских Елена и дочь декабриста Михаила Кюхельбекера. Здесь же отпевали декабристов Петра Александровича Муханова и Николая Алексеевича Панова.

Рядом с храмом находилась церковно-приходская школа, открытая на средства Н.Л. Родионова. На другой стороне улицы находился Cиропитательный дом для девочек Е.М. Медведниковой, воспитанницы которого так же являлись прихожанками этой церкви.

По архивным данным на 1 октября 1937 Спасо-Преображенский приход оставался самым большим из трех оставшихся действующих православных храмов в Иркутске и насчитывал 1505 прихожан.

В советское время в здании храма располагались архив и книгохранилище. Снаружи храм лишился двух боковых пристроек – примыкавших слева и справа к паперти – ризницы и сторожки.

Источник

Церковь Преображения Господня. Исторические сведения

Вы здесь

Новости ogirk.ru

Оглавление

спасо преображенский храм в иркутске. Смотреть фото спасо преображенский храм в иркутске. Смотреть картинку спасо преображенский храм в иркутске. Картинка про спасо преображенский храм в иркутске. Фото спасо преображенский храм в иркутске

спасо преображенский храм в иркутске. Смотреть фото спасо преображенский храм в иркутске. Смотреть картинку спасо преображенский храм в иркутске. Картинка про спасо преображенский храм в иркутске. Фото спасо преображенский храм в иркутске

спасо преображенский храм в иркутске. Смотреть фото спасо преображенский храм в иркутске. Смотреть картинку спасо преображенский храм в иркутске. Картинка про спасо преображенский храм в иркутске. Фото спасо преображенский храм в иркутске

спасо преображенский храм в иркутске. Смотреть фото спасо преображенский храм в иркутске. Смотреть картинку спасо преображенский храм в иркутске. Картинка про спасо преображенский храм в иркутске. Фото спасо преображенский храм в иркутске

Несомненно, жемчужинами в панораме Иркутска, наряду с удивительными по красоте деревянными домами, являются храмы. Даже сейчас, когда город разросся вширь и ввысь, они сохраняют роль доминант. Разглядывая церкви с каким-то благоговейным чувством, поражаешься их разнообразию, выдумке и изобретательности строителей, богатству декора и необычности конструктивных особенностей многих из них.

Самой старинной постройкой в том месте, которое мы сейчас называем комплексом «Декабристы в Иркутске», является Спасо-Преображенская церковь. В статье А. Гаращенко 1 подробно рассказывалось о ее строительстве, и хотя мы собираемся познакомить читателей с внутренним убранством этого храма и его жизнью в разные годы, кратко все же обратимся к истории ее появления.

Район, где расположена Преображенская церковь, в старину заселяли кузнецы, здесь же были и кузнечные ряды. Но со временем ближайшие церкви — Владимирская, Благовещенская и Крестовоздвиженская — не стали удовлетворять растущее население, тем более, что религиозные чувства иркутян находились на высоком уровне, и уж таинство литургии каждое воскресенье проживали в основном все. В 1795 г. иркутский купец Стефан Яковлевич Игнатьев, имея на то собственное желание и видя такую нужду в народе, обратился с письмом к Высокопреосвященнейшему Вениамину (Багрянскому), епископу Иркутскому и Нерчинскому. Вениамин, в свою очередь, — к иркутскому губернатору Иллариону Тимофеевичу Нагелю и отправил прошение в Святейший Синод о получении разрешения на создание прихода. Ответ был получен незамедлительно, и в том же году отведено место под постройку. Считается, что архитектором, которому поручалось выполнение проекта, являлся Антон Иванович Лосев — коренной иркутянин, окончивший навигатскую школу и бывший в это время «прикомандирован в должность губернского архитектора». Из сохранившихся построек Лосева можно назвать здание главпочтамта; народное училище, которое в сильно перестроенном виде мы сегодня знаем как авиационный колледж; постройки в бывшей усадьбе купца Баснина по ул. Свердлова, 35; церковь Григория Неокесарийского. А большинство же его строений не сохранились. Благодаря Антону Ивановичу в столице Восточной Сибири было возведено множество зданий в стиле русского классицизма2. Именно такой является Спасо-Преображенская церковь, имеющая одновременно типично русскую схему устройства храма, конструктивные элементы барокко и некоторую аскетичность и вместе с тем ясность, присущую стилю классицизма.

Удивительно, но у нашего Преображенского храма есть двойник — Свято-Троицкая церковь в Кудинском селении, построенная чуть позже (1815-1833 гг.), но внешне ничем почти не отличающаяся. Из иркутских церквей с ней имела некоторое сходство Благовещенская (первое ее здание, пострадавшее во время пожара 1879 г.).

Но все же время сохранило нам это строение, и сейчас, когда оно почти полностью закончено отделкой снаружи и ждет внутренних работ штукатуров, иконописцев и резчиков, было бы интересно перенестись в прошлое, когда храм был действующим, и заглянуть внутрь.

Иконостас главного придела простоял с 1811 г. по 1860 г., когда его заменили на новый. А точнее, было сменено «тело» иконостаса, в то время как многие иконы остались на своих местах5. Боковые же иконостасы поменял в 1879 г. Лев Александрович Флоров на совершенно новые, с другим набором икон6. К сожалению, трудно представить, как первоначально выглядели иконостасы, которые видели декабристы. Первый иконостас главного придела был четырехрядным (в отличие от второго — двухрядного), окрашенным в белый цвет, с накладной золоченой резьбой. Внешнее представление о нем дает фотография 1860 г. Серебряная риза 84-й пробы с позолоченными венцами, украшенная камнями и двумя сверху вставками синего стекла весом 9 ф. 90 зол. Слева от царских врат располагалась икона Божией Матери, в рост, от первого иконостаса, размером, примерно, 2 1/4 арш. х 1 арш. 1 верш., в серебряной ризе 84-й пробы, венцы вызолочены, с камнями весом 12 ф. 60 зол. Царские врата, показанные на снимке, представляют собой иконы евангелистов и Благовещения Богородицы под серебряными окладами. Справа от иконы Преображения видна часть южных пономарских врат с изображением пророка Моисея со скрижалями, левые, северные, пономарские двери, с изображением пророка Давида, поющего псалом и аккомпанирующего себе на арфе. Обе иконы имели вынутую поверхность доски, как и вся переходная панель от одного уступа к другому (см. схему).

Дарами церкви также были: трехъярусное, в 33 свечи, посеребренное паникадило в главном приделе, дар купца 1-й гильдии Николая Львовича Родионова10, две золоченые хоругви с изображениями Преображения Господня и Иннокентия Иркутского Чудотворца на одной и Казанской Богоматери и Николая Чудотворца на другой.

Хорошо просматриваются два одинаковых иконостаса с богатой золоченой резьбой, особенно на царских вратах. Стрельчатое пространство створок заполнено мотивами виноградных ветвей, в которые оправлены медальоны с изображениями Благовещения и евангелистов, без окладов, писанные маслом. На обоих иконостасах вверху по три иконы Спасителя и предстоящих Богородицы и Иоанна Предтечи. Местные иконы почти все в серебряных или посеребренных окладах.

Перед иконостасами располагались четыре отдельно стоящих киота, изготовленных в 1880 г., окрашенных красной краской, с золоченой резьбой. В них стояли иконы: Покрова Божией Матери в серебряной ризе (1 арш. 14 верш, х 1 арш. 1 верш.), Великомученика Пантелеймона в «сребро-позлащенной ризе». На фотографии правый киот не вошел в кадр, здесь была икона Николая Чудотворца (1 арш. 3 верш, х 131/2 верш., в серебряной ризе, весом 6 ф. 84 зол.). Левый киот имеет несколько иную форму, в нем располагалась икона Казанской Богоматери (1/4 арш. х 13/4 арш., в серебряной золоченой ризе, две вставки в виде звезд осыпаны стразами, этот оклад подарен в 1882 г. статским советником Василием Владимировичем Петровым). Пара хоругвей на малиновом атласе пожертвованы старостой церкви Прокопием Сверловым и мещанином Егором Стефановичем Игнатьевым в 1880 г. 12

Среди многочисленных благотворителей можно выделить постоянных щедродателей, которые ежегодно вносили по 500, 800 руб., а то и больше, на текущие ремонты здания церкви, перестилку полов, окраску куполов и ограды. Это купцы 1-й гильдии братья Николай и Василий Родионовы, мещане братья Иван и Константин Пачерские, Прокопий Федорович Сверлов (староста церкви) и Егор Стефанович Игнатьев, купцы Симон Иванович Толченов и Борис Андреевич Андреев. Среди жертвователей-женщин можно отметить Евдокию Афанасьевну Бурдачеву, Анну Кривошееву, Александру Иннокентьевну Панову, Наталью Ильиничну Калинину. Дамы чаще делали вклад в виде священнических и диаконских риз с приборами и других ризничных вещей, богато украшенных вышивками, иногда — небольших аналойных икон в серебряных окладах.

В жизни храма случались и ограбления. Исчезали оклады с аналойных икон, венцы, пропадали серебряные лампады, а самая крупная кража произошла в 1879 г. В памятной записи за этот год говорится: «В ночь на 26 сентября совершено святотатство. В сем храме хищники куском доски в сажень длиною и 21/2 вершка толщиною, взятым, как видно, с построек Сиропитательного дома, разломали низ оконной решетки в северо-восточном углу алтаря главного храма у жертвенника и проникли в алтарь этим же путем, похитили с престола. ». Далее следует перечень, включающий 8 предметов (в основном культовых): напрестольные кресты, потиры, дискосы, общим весом на 7 фунтов 441/2 золотника, на сумму 440 руб.

В 1933 г. по постановлению городского Совета были изъяты колокола, причем делалось это как бы руками самих верующих, о чем свидетельствует следующий документ.

«Президиум Иркутского городского Совета Р и К Д г. Иркутск

Протокол №32 п. 5 от 13 октября 1933 г.

Решение общины верующих Спасо-Преображенской церкви

(доклад тов. Вешникова, зав. культ, отделом).

Ввиду того, что вопрос о снятии колоколов со Спасо-Преображенской церкви община верующих ставила на усмотрение Городского Совета, Президиум Иркутского городского Совета постановляет:

1) Колокола со Спасо-Преображенской церкви снять, обратив их на нужды металлопромышленности СССР.

2) Предложить директору краевой конторы «Металлолом» немедленно приступить к снятию колоколов, не допуская порчи культа.

3) Колокола из книги описи имущества культа исключить и снять ответственность за таковые с общины верующих Спасо-Преображенской церкви.

П.П. Предгорсовет Комбалин

Через год, 19 июня 1934 г., группа «товарищей» от комжилтреста, культотдела, пожарной охраны, саннадзора обследовала здание церкви для оценки постройки. Из полученных данных следует, что церковь в последние годы своего существования как культовой постройки находилась в неприглядном виде. «Штукатурка на столбах и цоколе ограды разрушена на 75 %, деревянные калитки с двух сторон от входа изветшали, крыльца требуют перекладки плит и заливки швов, полуразрушены ставни, штукатурка стен в плохом состоянии, сгнили водостоки и желоба, крыша требует замены во многих местах, стекла в оконных рамах разрушены на 25 %, выломанный проем для снятия большого колокола так и оставался не заделанным, и множество внутренних признаков ветшания, начиная с ремонта печей и побелки до починки вентиляции и замены электропроводки». В последние годы существования общины верующих Спасо-Преображенской церкви началось постепенное разрушение построек в ограде храма: разобраны дровяник и службы, засыпан колодец с северной стороны, который был оборудован деревянным колесом и валом под восьмискатной крышей, опирающейся на 8 столбов, обшитых наглухо тесом с тремя полукруглыми остекленными рамами, с кирпичной печью и чугунным котлом для подогрева воды15. В это же время в церковной ограде снесли надгробия именитых купцов Михаила Степановича и Ксении Степановны Игнатьевых, наружную часть склепа с прахом Евфимия Андреевича Кузнецова, примыкавшую к восточной части рядом с алтарем.

Источник

Спасо преображенский храм в иркутске

Каждая церковная служба состоит из соединения неизменяющихся и изменяющихся молитвословий. Чередующиеся между собою молитвословия повседневного, седмичного и годового круга носят название “изменяющихся” молитвословий. Встречающиеся молитвословия за каждой службой называются «неизменяющимися».

Неизменяющиеся молитвы, которые читаются и поются за каждой службой, суть следующие: 1) начинательные молитвы, то есть молитвы, которыми начинаются все службы и которые поэтому в богослужебной практике называются «Обычным началом»; 2) Ектении; 3) Возгласы и 4) Отпусты или отпуски.

Обычное начало

Каждое богослужение начинается призывом священника прославить и воздать хвалу Богу. Таких призывных приглашений или возгласов три:

После возгласа чтец, от лица всех присутствующих, выражает словом «аминь» (истинно) согласие на эту хвалу и тотчас же начинает славить Бога: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Затем для приготовления себя к достойной молитве, мы вслед за чтецом обращаемся с молитвой к Духу Святому («Царю Небесный»), Который один может дать нам дар истинной молитвы, чтобы Он вселился в нас, очистил от всякия скверны и спас нас. (Рим. VIII, 26).

С молитвою об очищении обращаемся и ко всем трем Лицам Св. Троицы, читая: а) «Святый Боже», б) «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», в) «Пресвятая Троице, помилуй нас» и г) «Господи помилуй», д) «Слава. и ныне». Наконец, читаем молитву Господню, т.е. «Отче наш» в знак того, что это лучший образец наших молитв. В заключение читаем трижды: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу», и переходим к чтению других молитв, входящих в состав службы. Порядок обычного начала таков:

Ектении

Ектении разделяются на несколько видов: 1) Великая ектения, 2) Сугубая ектения, 3) Просительная ектения, 4) Малая ектения и 5) Ектения об умерших или Заупокойная.

Великая ектения

Великая ектения состоит из 10 прошений или отделов.

1. Миром Господу помолимся.
Это значит; Призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие и под сению лица Божия, с миром и любовью к нам обращаемого, приступим к молениям о наших нуждах. Равным образом и молиться будем в мире, простивши взаимные обиды (Мф. V, 23-24).

3. О мире всего мира, благосостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.
В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и «вся яже в них», ангелов и человек, живых и умерших).

Второй предмет прошения; благосостояния, т.е. спокойствие и благополучие святых Божиих церквей или отдельных православных обществ.

Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет обширное нравственное единение: согласие, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение «всего» высшим религиозным содержанием, когда будет Бог «совершенно во всем» (1 Кор. XV, 28).

4. О святом храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он, Господу помолимся.
Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечений, в очищении сердца от вражды и зависти. С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам.

Молиться о Святом Храме, значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии.

Храм именуется святым по святости священных действий, в нем совершаемых и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим.

5. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся.
Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (потому что по христианскому братолюбию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).

6. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.
В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.

7. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся.
В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: 1) находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), 2) болящих, недугующих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (то есть прикованных к одру опасной болезнью) и 3) о находящихся в плену.

8. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бедствий и невыносимого стеснения.

9. Заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.

10. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу, и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.

Великая ектения иначе называется «мирною» (потому что в ней часто испрашивается людям мир).

В древности ектении были сплошными молитвами по форме и общими молитвами всех присутствующих во храме, доказательством чего и является, между прочим, слова «Господи помилуй», следующие за возглашениями диакона.

Сугубая ектения

Вторая ектения называется «сугубой», то есть усиленною, потому что на каждое прошение, произносимое диаконом, певчие отвечают тройным «Господи помилуй». Сугубая ектения состоит из следующих прошений:

1. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.
Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего: (далее и поясняется, что именно скажем).

2. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Господи Вседержитель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и помилуй.

3. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе, услыши и помилуй.

4. Еще молимся о всем Христолюбивом воинстве.
Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры и Отечества.

5. Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем.
Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу.

7. Еще молимся о милости, жизни, мира, здравии, спасении, посещении, прошении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святого храма сего.
В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба.

8. Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Еще молимся о людях: «плодоносящих» (т.е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «добродеющих» (т.е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме), а также о делающих какую-нибудь работу в храме, например, читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости.

Просительная ектения

Просительная ектения состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами «у Господа просим», на которые певчие отвечают словами: «подай Господи». Читается просительная ектения так:

1. Исполним (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви.
Совершим (или дополним) нашу молитву к Господу.

2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

3. Дне (или вечера) всего совершение, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.
Испросим у Господа, чтобы нам этот день (или вечер) провести целесообразно, свято, мирно и безгрешно.

4. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Испросим у Господа Св. Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.

5. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.
Испросим у Господа прощения и оставления грехов (тяжких) и прегрешений (легких) наших.

6. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим. Испросим у Господа всего полезного и доброго нашим душам, спокойствия всем людям и всему миру.

7. Прочее время живота вашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.
Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести.

8. Христианская кончины живота нашего, безболезненным, непостыдным, мирны, и Добраго ответа на страшном судищи Христово, просим.
Испросим у Господа, чтобы кончина наша была бы христианской, то есть с исповедью и Причащением Св. Тайн, безболезненной, непостыдной и мирной, то есть чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде.

9. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Малая ектения

Малая ектения представляет собой сокращение великой ектений и заключает только следующие прошения:

1. Паки и паки (снова и снова) миром Господу помолимся.

2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

3. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и Друг Друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Иногда к этим прошениям великом, сугубой, малой и просительной ектений присоединяются еще другие, составленные по специальному поводу, например, по случаю погребения или поминовения усопших, по случаю освящения воды, начала учения, наступления Нового Года.

Эти ектений с дополнительными «изменяющимися прошениями» содержатся в особой книге для молебных пении.

Заупокойная ектения

в) Тройная заупокойная ектения состоят из трех прошений, в которых повторяются мысли великой ектении.

Возгласы

Вто время, как диакон на солее произносит ектений, священник в алтаре читает про себя (тайно) молитвы (тайных молитв особенно много в составе литургии), а конец их произносит громко. Эти концы молитв, возглашаемые священником, называются «возгласами». В них обыкновенно выражается основание, почему мы, молясь Господу, можем надеяться на исполнение наших молитв, и почему мы имеем дерзновение обращаться к Господу с прошениями и благодарениями. По непосредственному впечатлению все возгласы священника разделяются на начинательные, литургийные и ектенийные. Чтобы ясно различить те и другие, нужно тщательно усвоить возгласы ектенийные. Наиболее употребительными являются следующие возгласы:

1. После великой ектении: Яко (т.е. потому что) подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

2. После сугубой ектении: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

3. После просительной ектений: Яко благ и человеколюбец Бог, еси и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

4. После малой ектении:

Впрочем, помимо приведенных, существует еще несколько возгласов, которые содержат в себе те же мысли, что и отмеченные восемь возгласов. Например, за всенощной и молебном произносятся еще следующие возгласы:

а) Услыши ны, Боже Спасителю наш, упование всех концов земли и сущих в море далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны. Милостив бо и человеколюбец, Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Услышь нас, Боже Спаситель наш, Ты, на Которого надеются во всех концах земли и в далеком море, и будучи милостивым, будь милостив и к нашим грехам и помилуй нас, потому что Ты милостив человеколюбец Бог есть и тебе Славу воссылаем.

б) Милостию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Твоего Сына, с ним же благословен еси, со пресвятым, и благим, и животворящим Твоим духом, ныне и присно и во веки веков.

По милости, щедрости и человеколюбию Твоего Единородного Сына, с Которым благословен Ты (Бог Отец) с Пресвятым, Благим и животворящим Твоим Духом.

в) Яко свят, еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Потому, что Ты Свят, Бог наш, и во святых обитаешь (своею благодатию) и Тебе славу воссылаем.

Заупокойный возглас: Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших раб твоих (имя рек) Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Отпусты

Каждая церковная служба оканчивается особыми молитвенными песнопениями, которые вместе составляют «отпуст» или «отпуск». Порядок отпуста такой, Священник говорит: «Премудрость», т. е. будем внимательны. Затем, обращаясь к Матери Божией, говорит: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Певчие отвечают словами: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим». Благодаря далее Господа за совершенную службу, священник произносит вслух: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, Слава Тебе», после чего певчие поют: «Слава и ныне», «Господи помилуй» (трижды), «Благослови».

Изменяющиеся молитвословия

Как уже говорилось, в Церкви читаются и поются избранные места из Священного Писания и молитвы, написанные благочестивыми христианскими писателями-поэтами. И те, и другие вводятся в состав церковных служб, чтобы изобразить и прославить священное событие трех кругов богослужения: дневного, недельного и годового.

Чтения и пения из св. книг носят название по той книге, из которой они заимствованы. Например, псалмы из книги Псалтирь, пророчества из книг, написанных пророками, Евангелие из Евангелия. Изменяющиеся же молитвословия, составляющие священно-христианскую поэзию, находятся в церковно-богослужебных книгах и носят различные названия.

Главнейшие из них следующие:

Стихир много, но все они носят различные названия, в зависимости от времени их исполнения за богослужением. Если стихира поется после молитвы «Господи воззвах», то она называется «стихирой на Господи воззвах»; если стихира поется после стихов, в которых заключается прославление Господа (например, «Всякое дыхание да хвалит Господа»), то стихира называется стихирой «на хвалитех».

9) Причастен стих, который поется во время причащения священнослужителей.

Каждая песнь в свою очередь разделяется на несколько отделов, (или строф), из которых первый называется «ирмосом». Ирмосы поются и служат связью для всех следующих отделов, которые читаются и называются тропарями канона.

Соответственно главному предмету канона, читаются перед каждым стихом особые припевы. Например, при воскресном каноне припев: «Слава Тебе, Боже Наш, слава Тебе. «, при каноне Богородице припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *