спасо преображенский храм кунгур
Спасо-Преображенский храм (Кунгур)
Спасо-Преображенская церковь — церковь Пермской и Кунгурской епархии Русской православной церкви, находится в Кунгуре в Пермском крае. Объект культурного наследия федерального значения.
Содержание
История [ править ]
На месте современной Спасо-Преображенской церкви на берегу реки Сылвы находилась деревянная церковь Во имя Преображения Господня. Она впервые упоминается в 1728 году и просуществовала до 1770 г. В 1763 году с южной стороны деревянной церкви началось возведение новой каменной двухэтажной церкви. Строительство финансировалось на средства местных жителей, из которых наибольший вклад внёс купец Иван Хлебников. Подрядчиком строительства был Екатеринбургский купец Даниил Зырянов.
Нижний храм во имя Казанской иконы Божией Матери был освящён 31 мая (11 июня) 1768 г., а 5 (16) июня 1781 г. — верхний храм во имя Преображения Господня.
Церковь была довольно большой: длина вместе с колокольней составляла 23 сажени, ширина — 5 саженей 1 аршин, высота с крестом на куполе храма — около 13 саженей, высота колокольни с крестом — 18 саженей 1 аршин. Храм имел 5 глав, увенчанных 8-конечными позолоченными железными крестами, на колокольне — позолоченный медный крест. Колокольня имела 11 колоколов, из которых благовестный колокол весил 550 пудов 18 фунтов и стоил 8 тыс. рублей серебром.
Приход церкви в основном составлял местный городской люд и насчитывал до тысячи человек. К Спасо-Преображенской церкви до 1896 года была приписана Всехсвятская церковь.
После Октябрьской Революции 1917 г. церковь продолжала действовать ещё 12 лет и была закрыта в 1929 г. Её помещения какое-то время пустовали, затем их занимали курсы Центрального института труда, ремесленное училище № 20 и сельскохозяйственный техникум. Техникум переехал из здания бывшей церкви только в 1977 г., после чего оно снова опустело на 17 лет. Существовали планы открыть здесь филиал музея и картинную галерею, но ввиду недостатка средств эти планы так и не осуществились. В 1994 г. по просьбе верующих здание было им возвращено.
Восстановление церкви проводилось на общественных началах при помощи местных предприятий и предпринимателей и заняло около 10 лет. Были воссозданы колокольня, для которой приобрели звонницу из 7 колоколов, местность вокруг церкви была облагорожена. Ныне церковь является действующей.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: ул. Уральская, 6-а, Кунгур, Пермский край, Россия, 617480
История Кунгура: Храм родом из 18 века
250 лет назад, 31 мая 1876 года в Спасо-Преображенском храме был освящен нижний придел во имя Казанской иконы Божией Матери.
До 1770 года в Кунгуре, за Сылвой была церковь во имя Преображения Господня, где служил священник Феодот (фамилия неизвестна).
В период с 1763 до 1781 года рядом с ней с южной стороны была построена двухэтажная каменная церковь.
Строилась она на средства засылвенских жителей, а больше всех вложил денег купец Иван Хлебников. Церковь возродилась при священнике Никите Андреевиче Микляеве и церковном старосте Григории Ширшеве. Подрядчиком был купец из Екатеринбурга Даниил Зырянов.
31 мая 1768 года по благословению преосвященного Варфоломея, епископа Вятского и Великопермского нижний храм во имя Казанской иконы Божией Матери был освящен протоиереем Кунгурского Благовещенского собора Иваном Келаревым.
5 июня 1781 года был освящен в верхнем этаже придел во славу Преображения Господня.
В 1782 году была построена колокольня (строительство ее вел крестьянин Михаил Комаров с июня 1775 года до октября 1782 года).
В 1848-1849 годах для входа в нижнюю церковь устроены северный коридор и церковная ограда.
В 1850 году отлиты, а в 1851 поставлены чугунные решетки на ограду.
В 1856-1858 годах сделан внутренний коридор для входа в верхний храм с двумя лестницами и западный коридор.
Главным украшением нижнего храма была Казанская икона Божией Матери. Написана она была в Троице-Сергиевой лавре, размером примерно 30 на 32 см. Вокруг иконы изображалась история явления и прославления ее во всей России, и еще помещалось 16 ликов некоторых святых. Риза украшена жемчугом, венцы на Божией Матери и Предвечном Младенце украшены стразами и драгоценными камнями. Эта икона была пожертвована в 1846 году братьями Шишкиными. К сожалению, она не сохранилась до наших дней.
Приход церкви состоял из городских и иногородних жителей. Числилось в нем более 1000 человек.
После революционных потрясений Преображенский храм действовал еще 12 лет. Он был закрыт в 1929 году. Оскверненная церковь некоторое время стояла пустой, а затем поочередно ее занимали курсы ЦИТа, ремесленное училище № 20, сельхозтехникум.
В 1977 году техникум переехал в новое здание, а помещение церкви 17 лет практически пустовало.
В 1994 году по просьбе верующих и епархии городская администрация передала помещение под действующую церковь. Многие кунгуряки приходили на субботники, очищали от мусора подвалы храма. В течение 10 лет, начиная с 1994 года, посильную помощь оказывали тогдашний глава Кунгура Н. Е. Каданцев, директор машзавода Н. И. Попов, начальник теплосетей В. С. Суханов, предприниматели В. П. Поляков и Н. С. Селезнев.
Все силы на восстановление храма положил протоиерей Борис Степанович Бартов, почетный гражданин Кунгура, бывший настоятель Всехсвятского храма.
Сейчас приход Спасо-Преображенского храма живет полноценной жизнью: совершаются Божественная литургия, молебны, панихиды, крещения, отпевания.
Священнослужители храма: настоятель иерей Максим Пашков, иерей Георгий Овчинников, иерей Вадим Мичков.
Исторические факты публикуются по книге
Зинаиды Лепихиной «Кунгур православный»
31 мая 2018 года в Спасо-Преображенском храме в связи с 250-летием освящения нижнего придела будет соборно отслужена литургия.
Спасо-Преображенская церковь в Кунгуре на берегу Сылвы
Изящная Спасо-Преображенская церковь в Кунгуре, по стилю похожая на Соликамские — то же уральское барокко. Преображенская церковь выглядит как белый корабль, особенно эффектна летом на фоне зелёных деревьев. Видна из центра Кунгура, но достойна более близкого рассмотрения. Находится на низком правом берегу Сылвы недалеко от Сылвенского моста напротив центра города. Действующая, есть тёплый и летний храмы.
Преображенская церковь в Кунгуре
Первое упоминание о деревянной Преображенской церкви относится к 1728 г. Строительство каменного храма церкви Преображения начато в 1763 г. и растянулось до 1781 г. Деньги собирали местные засылвенские жители. Наибольший вклад внёс И.М. Хлебников, погибший в 1774 г. при осаде Кунгура войсками Пугачёва. Его дети продолжили финансирование. В 1848-1858 гг. Преображенская церковь была перестроена. В 1929 г. закрыта, главки и колокольня разрушены; в советское время в здании находились учебные заведения. В 1994 г. передана православной церкви, отреставрирована, колокольня восстановлена.
Территория вокруг Преображенской церкви благоустроена. Рядом с ней расположен более «деревенский» Кунгур, достопримечательности включают несколько двухэтажных памятников архитектуры. Прекрасное место для небольшой прогулки в летний погожий день — перейти из центра Кунгура можно по Сылвенскому и пешеходному (по ул. Голованова) мостам. Живописные набережные с обеих сторон реки носят название ул. Воровского.
Спасо-Преображенский храм г.Кунгур
-Настоятель: иерей Максим Кулаков
-Телефон храма: 8342713-63-28.
Краткая история храма:
Закладка храма была произведена в 1763г.
Показать полностью.
Через 5 лет нижний храм был освящен 31 мая 1768г в честь иконы Божьей Матери Казанской.
Через 13 лет 5 июня 1781г. был освящен верхний храм в честь Преображения Господня.
В 1775г. началась постройка колокольни и через 7 лет в 1782г. её закончили.
В течении 2-х лет с 1856г. по 1858г. строились западная галерея, две лестницы на верхний этаж и ограда.
В 1929г. храм был закрыт.
В течении 65 лет здание занимали различные городские организации и сельхозтехникум.
В 1994г. храм был возвращен РПЦ.
Спасо-Преображенский храм г.Кунгур запись закреплена
Спасо-Преображенский храм г.Кунгур запись закреплена
«Употребляйте их в оборот, пока я возвращусь» (Лк. 19:13)
Показать полностью.
Мы все исполняем на земле дело, порученное нам Богом. Каждому из нас дан талант для известного употребления. Самая жизнь наша и все, что нам дано с нею, есть талант, нам вверенный. Жизнь наша нам не принадлежит, она не для того посылается нам, чтобы только прожить беззаботно и в довольстве несколько лет на земле; нет, мы должны будем после смерти дать отчет в употреблении жизни Тому, от Кого ее получили. Наше дело употреблять в оборот все то, что мы имеем, чтобы ничего не пропало.
День за днем. Дневник православного священника.
Спасо-Преображенский храм г.Кунгур запись закреплена
Спасо-Преображенский храм г.Кунгур запись закреплена
«Имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и не праведных» (Деян. 24:15)
Показать полностью.
Надежда на воскресение из мертвых должна наполнить нас радостью во время нашей земной жизни. Могила – не конец. Мы восстанем вновь к новой, вечной жизни.
Жизнь наша не прекращается, не прерывается смертью. Дух не умирает, а живет после смерти более полною, более чудною жизнью. Тело одно опускается в могилу, где праведные спят во Христе до воскресения. Их ожидает окончательное пробуждение. Восстанут уж не прежние, бренные, греховные, смертные останки человека, а тело обновленное, бесстрастное, которое будет жить во веки со Христом.
День за днем. Дневник православного священника.
Спасо-Преображенский храм г.Кунгур запись закреплена
«Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф. 20:28)
Показать полностью.
Вся жизнь Христа сосредоточена в этих немногих словах: «не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». Он пришел не принимать что-либо, а все отдавать, именно послужить всему человечеству. Делать добро, забыть Себя совершенно, служить всякому. И, наконец, «отдать душу Свою для искупления многих».
Вы говорите, что хотите подражать Христу, вы молитесь, чтобы Его образ был запечатлен в вашем сердце. Вот он, этот образ, и подражание Ему доступно всякому. «Послужить» – вот что требуется. Для этого не надо уединяться в пустыню, не надо бежать от людей, а, оставаясь среди них, служить им, благословлять их, делать им добро, наконец, если нужно, отдать им самую жизнь.
День за днем. Дневник православного священника.
Спасо-Преображенский храм г.Кунгур запись закреплена
«Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Ин. 6:12)
Показать полностью.
Не странно ли, что Тот, Кто так легко мог накормить пять тысяч человек пятью хлебами, заботился о сбережении остатков? Но если даже мы имеем все в изобилии, ничего не должно быть потеряно. То же правило применяется и к употреблению времени. Время такое сокровище, которое не должно тратиться даром. А как много потерянного времени в нашей жизни. Если бы сосчитать все минуты, которые пропадают у нас каждый день без употребления, насчитались бы целые годы. Сколько добра можно было бы сделать в это время, которое ушло безвозвратно.
Силы наши также принадлежат Богу, и их мы не должны расточать понапрасну на пустое и ненужное. Все они пригодятся для дела Божия. Не будем же тратить их бесполезно, но посвятим Господу.
Мы должны будем ответить перед Богом за все то, что мы получили от Него, за каждую праздную минуту, за каждое лишнее слово Господь с нас взыщет. Он укажет неумолимо каждой душе, к чему она предназначалась и что ею было утрачено в пустословии и праздности.
День за днем. Дневник православного священника.
Спасо-Преображенский храм г.Кунгур запись закреплена
«Он не отвечал ей ни слова» (Мф. 15:23)
Показать полностью.
Кто не приходил ко Христу со своей тяжелой ношей, кто не взывал к Нему среди глубокой скорби и кому не казалось порой, что Господь молчит, не внимая его мольбам? На многие горячие молитвы Он как будто не отвечает ни слова. Нам сказано: «Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7). Однако бывают времена, когда нам не дается то, о чем мы просим всею душою; когда мы не находим то, чего ищем, когда мы стучим в дверь, и она остается закрытою.
Нам кажется тогда, что Господь так далеко отошел от нас, что до Него не доходит наш молитвенный вопль. Ничего нет ужаснее этого чувства отчуждения, удаления от Господа. Мы готовы терпеть все от Него, только не это. Тогда мы взываем к Нему из глубины души: «Не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу» (Пс. 27:1).
Но не будем предаваться унынию; вспомним о женщине хананеянке, проявившей такую глубокую веру. Ее ничто не могло ожесточить и остановить в пламенной мольбе к Спасителю. Испытав эту веру, Господь ответил ей.
Будем же помнить и мы, что «рука Господня не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать» (Ис. 59:1). Он всегда нас видит, Он слышит нашу мольбу. Солнце невидимо для нас светит за тучами, но придет время, когда свет Господень озарит нас, и Господь даст нам почувствовать, что наша молитва дошла до Него.
День за днем. Дневник православного священника.
Спасо-Преображенский храм г.Кунгур запись закреплена
Спасо-Преображенский храм г.Кунгур запись закреплена
«Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Ис. 26:3)
Показать полностью.
Мир обещан тому, кто уповает на Господа. В чем же состоит это удивительное свойство, дарованное Самим Богом и сохраненное Им в целости для нас? Мир – это то тихое, радостное чувство, которое спокойнее и прочнее обыкновенной радости, достойнее и выше чувства удовольствия. Удовольствие может развлечь нас на время, мимолетная радость заглушает горе на короткий срок, но мир Божий несравненно глубже и того, и другого. Вникните в состояние человека, обладающего совершенным миром, и вы увидите, что этот мир проникает до самой глубины его души, покрывая собою все и составляя основу всей его жизни. Довольство и заботы, радость и горе, здоровье и болезнь постоянно сменяются в течение жизни, но мир преобладает в твердом духом, независимо от всего остального.
Заметьте, как редко встречается слово «мир» в разговоре светских людей. Для них он недостижим и по их понятиям. Говоря о спокойной жизни, они разумеют лишь отсутствие внешних тревог. Но мир духовный вовсе не зависит от внешних обстоятельств. Жизнь наша может протекать в непрестанном движении. Деятельность, выпавшая на нашу долю, может быть тяжка, утомительна, тревожна, даже противна нам, но все же мы можем с помощью Господа и среди самого беспокойного образа жизни сохранить в душе невозмутимый мир духовный – мир Божий, который «превыше всякого ума» (Флп. 4:7).
День за днем. Дневник православного священника.
Церковь Спаса Преображения, Кунгур
Начало строительства — 1763 г.
Среди множества кунгурских памятников архитектуры (боже мой, какие там дома и храмы!) почти спрятался на другом берегу от центра, за Сылвой, храм Спаса Преображения.
Еще одна жемчужина моей личной коллекции шедевров уральской архитектуры.
Корабль, маяк, удивительно пропорциональное здание, устремленное к небу. Уже шестой в списке «близнецов», о которых я совсем скоро вам расскажу…
А пока факты, которых, к сожалению, не так много.
В 1763 г. было начало строительство двухэтажного храма, рядом с ветхой деревянной церковью. Нижний храм, теплый, во имя Казанской иконы Божьей Матери, был освящен в 1768 г. В 1781 г. освящен и верхний, во имя Преображения Господня.
Строили храм на пожертвования местных жителей, из которых наибольший вклад внес купец Иван Хлебников и его сыновья. Судьба Хлебникова достойна отдельного исследования, он погиб в 1774 г., еще до окончания строительства храма, во время защиты Кунгура от войск Емельяна Пугачева.
Кстати, подрядчиком, по данным архивов, был купец из Екатеринбурга – купец Даниил Зырянов.
Занятный факт: в эти же десятилетия активно строила по всему Приуралью и Уралу артель братьев Татариновых, соликамцев. Они отметились на создании Екатерининского собора в Екатеринбурге и на походяшинских заказах в Верхотурье, и нынешних Карпинске и Краснотуринске. Стилистически кунгурский храм настолько близок походяшинским, что предположение об участии Татариновых превращается в уверенность.
Собор Петра и Павла, Североуральск
Получается хитрая цепочка – кунгурцы нанимают на подряд екатеринбуржцев, а по факту строят храм соседи – соликамцы!
Колокольня храма была построена в 1775-1782 гг., пермским крестьянином Комаровым Михаилом Терентьевичем. Вероятно, благодаря удивительной красоте колокольни и попало имя архитектора в хроники. Мы не знаем, чем именно вдохновлялся Михаил Терентьевич, но замечательный образец московского барочного декора украшает храм в Кунгуре.
В советские годы, хотя храм какое-то время пустовал, потом его занимали курсы центрального института труда, ремесленное училище, сельхозтехникум, он не был сильно поврежден.
Большая часть декора – оригинальная!
Интересно, что уже ближе к перестройке были планы открыть в здании церкви филиал музея и картинную галерею, но не сбылось. В 1994 г. храм передали Епархии.