спасо преображенский геннадиев мужской монастырь
Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь
Геннадьевский монасты́рь (Спасо-Преображенский Геннадьевский монастырь) — православный мужской монастырь Русской Церкви в Ярославской епархии. Находится рядом со стрелкой (слиянием) рек Обноры и Костромы в Любимском районе Ярославской области, в селе (монастырская) Слобода у озера Сурское.
Содержание
История [ править ]
Монастырь основан преподобным Геннадием, учеником преподобного Корнилия, по желанию Великого Князя Василия Иоанновича в 1529 году. До этого времени здесь была только одна келия, в которой некоторое время жили затворниками преподобные Корнилий и Геннадий, после того, как они удалились из Комельской пустыни.
В 1529 году Великий князь Василий Иоаннович упросил преподобного Корнилия остаться в прежней основанной им Комельской обители, а Геннадию с подвижниками позволил устроить монастырь на берегу Сурского озера.
Геннадий, получив благословение своего учителя, приступил к основанию монастыря. При помощи новой братии, он воздвиг деревянный храм Преображения Господня, к которому, в последствии, был пристроен другой – теплый в честь преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Так основалась Спасо-Геннадиевская обитель.
Преподобный Геннадий преставился после болезни 23 января 1565 года.
В 1644 году при разборке старого деревянного храма произошло обретение мощей преподобного Геннадия.
После революции в начале 1920 годов обитель была силой разогнана, а все иконы и имущество вывезены в Ярославль под конвоем.
Здания обители неоднократно взрывались. В настоящее время ограды не осталось, некоторые башни сохранялись до 1980 годов. Братский корпус был использован под тюрьму, но ее расформировали, а корпус сломали. В Преображенском соборе пытались держать лошадей. Собор взрывали в 1961 году, однако стены и шеи глав его уцелели, а алтарь собора снесли тракторами в 1988 г.
Алексеевский храм использовали под колхозную контору, а первый этаж под зернохранилище и склад ядохимикатов.
С одной стороны Алексеевского храма была сделана силосная яма, с других сторон, как и по всему монастырю, нарезаны тракторные колеи. Фруктовый сад вырублен в 1960-х годах, а колодец преподобного был завален.
Современное состояние [ править ]
В 1996 году была зарегистрирована община Спасо-Геннадиева монастыря. Ансамбль монастыря был передан комитетом по охране памятников истории и культуры Ярославской области в 1997 году. В описании числятся, в полуразрушенном состоянии – собор Спасо-Преображенский 1647 г., церковь Алексея 1751 г., колокольня 1715 г.
В самом монастыре восстановлен колодец преп. Геннадия глубиной 12 метров. Над колодцем построен деревянный храм во имя св. преп. Геннадия. Под храмом находится надгробный камень, которому с давних пор поклонялись местные жители, и это надгробие имеет силу исцелять болезни. К сожалению, не известно кто похоронен под этим камнем.
Спасо-Преображенский Геннадиев мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Монастырь основан преподобным Геннадием, учеником преподобного Корнилия, по желанию Великого Князя Василия Иоанновича в 1529 году. До этого времени здесь была только одна келия, в которой некоторое время жили затворниками преподобные Корнилий и Геннадий, после того, как они удалились из Комельской пустыни.Причиной ухода подвижников в дремучие Костромские леса был ропот Комельской братии на преподобного Корнилия за то, что он, будучи настоятелем, явно предпочитал Геннадия другим и особенно любил его за постоянные неутомимые труды, великое смирение и послушание. Вследствие этого преподобный Корнилий, для успокоения себя и братии, расстался с ними и ушел с Геннадием за 60 верст от Комельской пустыни, поручив обитель 12-ти братьям. В 1530 году Великий князь Василий Иоаннович упросил преподобного Корнилия остаться в прежней основанной им Комельской обители, а Геннадию с подвижниками позволил устроить монастырь на берегу Сурского озера.
Геннадий, получив благословение своего учителя, приступил к основанию монастыря. При помощи новой братии, он воздвиг деревянный храм Преображения Господня, к которому, в последствии, был пристроен другой – теплый в честь преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Так основалась Спасо-Геннадиевская обитель. Преподобный Геннадий сам рубил дрова, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы.
Преподобный Геннадий преставился после болезни 23 января 1565 года.
Погребенный в Преображенском соборе преподобный Геннадий († 23 янв. 1565) к концу XVI века почитался как местночтимый святой. Его мощи, покоившиеся под спудом, стали главной святыней обители. В 1584–1587 годах ученик преподобного Геннадия, настоятель Спасо-Геннадиева монастыря, игумен Алексий написал его житие.
Первоначально Спасо-Геннадиев монастырь назывался Новая Корнилиева пустынь, с 40-х годов XVI века — Геннадиева пустынь, к началу XVII века — Спасский Геннадиев монастырь.
Спасо-Геннадиеву монастырю покровительствовали царь Иоанн IV Грозный и боярский род Романовых. В начале 40-х годов XVI века преподобный Геннадий предсказал боярину Роману Юрьевичу Захарьину, что его дочь Анастасия Романовна станет царицей.
В Смутное время Спасо-Геннадиев монастырь и его вотчины были разорены. В 1614 году царь Михаил Феодорович Романов освободил Спасо-Геннадиев монастырь на 2 года от всех казенных поборов, в 1615 году избавил от оброка на мед, который собирали в Каргановском бортном лесу, в 1623 году дал монастырю несудимую грамоту, подтверждавшую его судебный иммунитет.
В ходе строительных работ 19 августа 1644 года были обретены мощи преподобного Геннадия, и в том же году по благословению патриарха Иосифа состоялось его всероссийское прославление. Возможно, в честь наследника престола – будущего царя Алексея Михайловича, в Спасо-Геннадиевом монастыре во второй половине 30-х годов XVII века был построен деревянный теплый храм во имя Алексия, человека Божия. С 1644 года в нем временно находился гроб с мощами преподобного Геннадия, который в ноябре 1647 года перенесли в новый Преображенский собор и установили в Благовещенском приделе. Видимо в XVIII веке мощи были погребены под спуд.
В 1751 году был освящен построенный на месте деревянного каменный Алексиевский храм.
В 1919 году Спасо-Геннадиев монастырь был закрыт, насельники зарегистрировались как приходская община при Преображенском соборе.
После революции в начале 1920 годов обитель была силой разогнана, а все иконы и имущество вывезены в Ярославль под конвоем.
Здания обители неоднократно взрывались. В настоящее время ограды не осталось, некоторые башни сохранялись до 1980 годов. Братский корпус был использован под тюрьму, но ее расформировали, а корпус сломали. В Преображенском соборе пытались держать лошадей. Собор взрывали в 1961 году, однако стены и шеи глав его уцелели, а алтарь собора снесли тракторами в 1988 г.
Алексеевский храм использовали под колхозную контору, а первый этаж под зернохранилище и склад ядохимикатов.
С одной стороны Алексеевского храма была сделана силосная яма, с других сторон, как и по всему монастырю, нарезаны тракторные колеи. Фруктовый сад вырублен в 1960-х годах, а колодец преподобного был завален.
6 октября 1995 года Спасо-Геннадиев монастырь был вновь открыт, наместником назначен иеромонах Евфимий (Дебабов)
Ансамбль монастыря был передан комитетом по охране памятников истории и культуры Ярославской области в 1997 году. В описании числятся, в полуразрушенном состоянии – собор Спасо-Преображенский 1647 г., церковь Алексея 1751 г., колокольня 1715 г.
Рядом с колодцем, ископанным, по преданию, преподобным Геннадием, глубиной 12 метров, построен деревянный храм во имя Геннадия Костромского, в котором 1 сентября 1999 года архиепископ Ярославский Михей (Хархаров) совершил первый водосвятный молебен, 23 июня 2000 года игумен Евфимий с братией — первую Божественную литургию.
Также в обители имеется чудотворный надгробный камень, который находится не далеко от Преображенского собора,этот камень имеет силу исцелять болезни. К сожалению, не известно кто похоронен под этим камнем.
В настоящее время настоятелем обители является игумен Гурий (Соколов).
Медовое место
Путешествие в монастырь, где только 4 монаха
Приблизительное время чтения: 5 мин.
С отцом Павлом я познакомилась в гостях у друзей в чудесной деревне Соколиное, расположенной на живописном берегу реки Обноры недалеко от города Любима Ярославской области.
Домашняя непринужденная обстановка и давнее знакомство батюшки с хозяевами помогли нам быстро найти общий язык. Отец Павел оказался простым и радушным, открытым и внимательным собеседником.
Всю историю своего долгого пути к монашеству батюшка уместил в нескольких историях. Кульминацией же стала встреча… с лосем.
До нее отец Павел — тогда еще Юрий — был женат дважды, десять лет проработал в детском доме в Любиме. Детей было около тридцати, жили как одна семья.
— Свои дети были, и еще куча приемных. Всех вырастил. Сейчас уже все взрослые, сами родителями стали. Пока работал, ходил в храм, был алтарником, пел на клиросе. Ведь, как сейчас понимаю, я всегда хотел полностью служить Церкви, но наверное, грехи юности не давали мне принять решение. Связал свою жизнь по молодости и неопытности с не теми людьми, а душа-то тянулась к настоящему, — рассказывал отец Павел.
Как-то в монастырь, где трудничал Юрий, собрался приехать архиерей. По просьбе настоятеля Юрий с одним из отцов поехал в райцентр купить продукты к трапезе. Машина – «жигули» в средне-рабочем состоянии. На обратном пути сильно спешили. Темно, дороги плохие, освещения нет. Вдруг — страшный скрежет… Очнулся — с головы текла ручьями кровь, все тело в порезах от осколков лобового стекла. За окном — темнота и жуткие звуки, чьи-то стоны. Разглядели ветвистые рога. Лось сумел встать и уйти в лес.
— Минут на десять меня «вырубило». Очнулся и долго не мог понять, где я. Постепенно пришел в себя. Дальше поехали в больницу, машина оказалась на ходу.
В больнице почти не было медикаментов, большой кусок кожи на лице пришивали без обезболивания, даже водки не нашлось. Пришлось терпеть, сцепив зубы.
Почти все купленные продукты в результате аварии оказались испорчены. Позвонили настоятелю, известили. Физическое состояние тяжелое, настроение тягостное: архиерей-то вновь назначенный, в монастырь должен был посетить впервые…
Но на следующее утро оказалось, что владыка не приедет — срочные дела не позволяют.
— Все потом удивлялись, как мы вообще живы остались. Позже я понял, что ничего больше не стоит искать, выдумывать в своей жизни. Видимо, подсознательно я давно хотел быть монахом, священником.
Через несколько дней я поехала в Спасо-Преображенский монастырь на праздничную службу Изнесения Честного Животворящего Креста — первый день Успенского поста.
Монастырь расположен вдалеке от больших дорог и поселений, в конце боковой дороги на деревеньку Слобода — скрытый от чужих взоров в тихом, изумительном по красоте уголке Русского Севера. Сейчас здесь всего четверо монахов с настоятелем игуменом Гурием.
На службы приходят два-четыре человека, и это уже большая радость для служащей братии.
Ведь приходят-то близкие люди — разделить радость молитвы.
На праздник служил отец Павел. Невысокий, державшийся очень прямо, он улыбался, успевал ободрить или поприветствовать взглядом, когда совершал каждения — громко произносил возгласы, чтобы каждый мог услышать и понять.
К середине литургии привезли детей, они наполнили пространство маленького храма особым теплом. Когда вынесли Чашу, маленькие христиане молниеносно оказались у ног батюшки.
А после освящения меда никто не ушел без баночки с целебным нектаром. Монахи держат пчел, производят мед на продажу —надо жить, восстанавливать и благоукрашать обитель.
Историческая справка:
Спасо-Преображенский Геннадиев мужской монастырь был основан преподобным Геннадием, чудотворцем Костромским и Любимоградским (дата упокоения — 23 января 1565 г.).
В 1644 году, во время закладки фундамента под новый собор Преображения Господня, на месте прежнего, деревянного храма были обретены «всецелые и нерушимые гроб и мощи святого преподобного отца Геннадия, и в целых и нетленных ризах, от коих исходило велие благоухание».
Патриарх Иосиф благословил праздновать ежегодно и повсеместно день обретения мощей преподобного Геннадия. Святые мощи с августа 1644 года по ноябрь 1646 года были представлены для поклонения в Алексиевском храме обители, а после были положены под спуд в новом каменном соборе Преображения Господня.
В 1830 году игумен Палладий попытался осмотреть мощи. Когда начали разбирать кладку на месте раки, раздался сильный треск и собор сотрясся. Все в страхе выбежали и более не пытались открывать святые мощи.
В сентябре 1920 года в обитель прибыла комиссия для изъятия мощей преподобного. Но монахи успели скрыть их на монастырском кладбище. Вместо гробовой колоды с нетленными мощами, комиссии были представлены несколько косточек неизвестного человека. Их и отвезли на выставку в антирелигиозный музей Ярославля для подтверждения того, что нетленных мощей не бывает.
В апреле 1922 года из монастыря было изъято все серебро якобы в помощь голодающим Поволжья. Уполномоченных встретили набатом, собралась возмущенная народная толпа около 400 человек. Но был вызван вооруженный отряд, изъятое имущество вывезли, а монастырь закрыли.
До 1930 года здесь существовал приход, а служили приезжавшие священники. В 1930 году монастырские храмы и постройки были переданы колхозу, все иконы, кроме нескольких спасенных верующими, были сожжены в поле.
Братский корпус использовался как тюрьма, но впоследствии ее ликвидировали, а здание сломали. В Преображенском соборе пытались держать лошадей.
Собор взорвали в 1961 году, однако стены и шеи глав уцелели, а алтарь собора снесли тракторами в 1988 году. В Алексиевском храме, построенном вместо деревянного в 1751 году, находилась колхозная контора, а первый этаж использовался под склад ядохимикатов. В настоящее время монастырская ограда полностью разрушена, некоторые башни сохранялись еще до 1980-х годов.
Фруктовый сад вырубили в 1960-х годах, колодец преподобного был завален. Его восстановили трудами братии и паломников, над ним возвели небольшой деревянный храм в честь святого. Прямо у стен храма располагаются монастырские ульи.
В 1996 году была зарегистрирована община Спасо-Преображенского Геннадиева монастыря, в 1997 году в полуразрушенном состоянии весь ансамбль был передан Ярославской епархии (в настоящее время он относится к Рыбинской епархии Ярославской митрополии).
Преображенский Геннадьевский мужской монастырь, с. Слобода
Адрес: 152491, Любимский р-н, с. Слобода, ул. Монастырская
В середине 20-х годов XVI века преподобный Корнилий Комельский и преподобный Геннадий Костромской, взяв с собой «мало от братии», покинули Корнилиев Комельский монастырь и пришли в «пустыню» на берегу Сурского (Сурмского, Сурбского) озера, близ впадения р. Обноры в р. Кострому.
Иноки, расчистив лес, построили кельи. В 1530 году по настоянию великого князя московского Василия III Иоанновича преподобный Корнилий вернулся в Комельский монастырь, благословив преподобного Геннадия возглавить собравшуюся братию и построить храм. Вскоре, вероятно, на средства великого князя Василия, был построен деревянный летний храм в честь Преображения Господня, затем зимняя церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Геннадий сам рубил дрова, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы.
Погребенный в Преображенском соборе преподобный Геннадий († 23 янв. 1565) к концу XVI века почитался как местночтимый святой. Его мощи, покоившиеся под спудом, стали главной святыней обители. В 1584–1587 годах ученик преподобного Геннадия настоятель Спасо-Геннадиева монастыря игумен Алексий написал его житие.
Первоначально Спасо-Геннадиев монастырь назывался Новая Корнилиева пустынь, с 40-х годов XVI века — Геннадиева пустынь, к началу XVII века — Спасский Геннадиев монастырь.
Спасо-Геннадиеву монастырю покровительствовали царь Иоанн IV Грозный и боярский род Романовых. В начале 40-х годов XVI века преподобный Геннадий предсказал боярину Роману Юрьевичу Захарьину, что его дочь Анастасия Романовна станет царицей.
В Смутное время Спасо-Геннадиев монастырь и его вотчины были разорены. В 1614 году царь Михаил Феодорович Романов освободил Спасо-Геннадиев монастырь на 2 года от всех казенных поборов, в 1615 году избавил от оброка на мед, который собирали в Каргановском бортном лесу, в 1623 году дал монастырю несудимую грамоту, подтверждавшую его судебный иммунитет.
В ходе строительных работ 19 августа 1644 года были обретены мощи преподобного Геннадия, и в том же году по благословению патриарха Иосифа состоялось его всероссийское прославление. Возможно, в честь наследника престола – будущего царя Алексея Михайловича, в Спасо-Геннадиевом монастыре во второй половине 30-х годов XVII века был построен деревянный теплый храм во имя Алексия, человека Божия. С 1644 года в нем временно находился гроб с мощами преподобного Геннадия, который в ноябре 1647 года перенесли в новый Преображенский собор и установили в Благовещенском приделе. Видимо, в XVIII веке мощи были погребены под спуд.
В 1751 году был освящен построенный на месте деревянного каменный Алексиевский храм.
В 1919 году Спасо-Геннадиев монастырь был закрыт, насельники зарегистрировались как приходская община при Преображенском соборе. 28 сентября 1920 года мощи преподобного Геннадия были публично вскрыты и увезены в Ярославский музей, в котором пребывали до середины 30-х годов XX века (к 2005 их местонахождение неизвестно).
В 1928 году Преображенский храм был закрыт, с начала 1930-х в нем находилась конюшня колхоза «Власть Советов». Были разобраны на кирпич ограда со святыми вратами и пять башен, в 1961 году — двухэтажный братский корпус, в 1964 году — пристроенная к Преображенскому собору теплая церковь во имя преподобных Геннадия Костромского и Корнилия Комельского, а в 1965 году — придел преподобного Сергия Радонежского. В Алексиевской церкви до середины 60-х годов располагался склад ядохимикатов.
6 октября 1995 года Спасо-Геннадиев монастырь был вновь открыт, наместником назначен иеромонах Евфимий (Дебабов). Летом 1997 года постройки Спасо-Геннадиева монастыря (за исключением бывшей гостиницы, занимаемой правлением колхоза) были переданы братии. Рядом с колодцем, ископанным, по преданию, преподобным Геннадием, построен деревянный храм во имя Геннадия Костромского, в котором 1 сентября 1999 года архиепископ Ярославский Михей (Хархаров) совершил первый водосвятный молебен, 23 июня 2000 года игумен Евфимий с братией — первую Божественную литургию.
В настоящее время настоятелем обители является игумен Гурий (Соколов).
Богослужения проводятся регулярно. В дни памяти преп. Геннадия совершается Божественная литургия, проводятся торжественные мероприятия, посвященные преподобному.
В монастырь организованы паломнические поездки (к колодцу преп. Геннадия).
При монастыре есть пасека.
Преподобный Геннадий подвизался в XVI в. Он принадлежал к знатному литовскому роду, в крещении получил имя Григорий.
С детства святой отличался большой любовью к богослужениям и Церкви, любил общество простых людей и крестьян и нередко проводил ночи в их лачугах, говоря им о Боге и святых, невзирая на запреты и упреки родителей. Мать c отцом хотели, чтобы сын довольствовался внешними признаками благочестия, и говорили: «Довольно c тебя ходить в церковь, а остальное время будь дома и в общении c людьми нашего звания». Ребенок уверенно отвечал, что пустые развлечения детей его возраста и людей его звания ему неинтересны, но он хочет идти по пути, начертанному Святым Духом.
С этого времени Григорий желал оставить земли, в которых господствовало католичество, и уйти на Русь, в православные края, где никто не будет мешать ему служить Богу. С большим трудом он добрался до Москвы и обрел там духовного друга – молодого человека по имени Феодор, который тоже хотел стать монахом. Тогда они вместе пришли к прп. Александру Свирскому († 1533). Святой посоветовал Григорию уйти в Комельский монастырь, а Феодору – остаться в миру.
В Комельской обители Григорий принял постриг и получил имя Геннадий. Он стал любимым учеником прп. Корнилия (19 мая) и быстро возрастал, подражая добродетелям духовного отца: смирению, братолюбию, упорству и усердию в молитве, избеганию всякого лицемерия. В конце жизни прп. Корнилия они вместе отправились строить Любимский монастырь близ Сурского озера. Прп. Корнилий сделал Геннадия игуменом нового монастыря, а сам вернулся в Комельскую обитель.
Прп. Геннадий служил братиям примером смирения и получил от Господа дар прозорливости и силу чудотворения. Сам царь Иван Грозный относился к святому c глубоким почтением и сделал его воспитателем своей дочери. Прп. Геннадий почил в мире 23 января 1565 г.
Среди многочисленного сонма святых подвижников Вологодского края преподобный Корнилий занимает одно из самых первых и видных мест как по строгости жизни, по трудности и высоте своих подвигов, так и по тому огромному влиянию, которое он имел на современников, особенно на иноков: он воспитал множество святых учеников, бывших впоследствии основателями монастырей и распространивших в них его устав – единственный письменный памятник, дошедший до нас из трудов вологодских чудотворцев.
Житие преподобного Корнилия написано вскоре после его кончины одним из его подвижников, хорошо знавшим великого старца и бывшем очевидным свидетелем многих его подвигов.
Преподобный Корнилий происходил из знатного рода Крюковых. Во время княжения Василия Васильевича Темного род Крюковых был одним из первых в Ростове по своему богатству и знатности. Еще в молодости он переехал к своему дяде, служившему при великокняжеском дворе, в Москву. С раннего возраста начало в нем развиваться влечение к жизни созерцательной, отшельнической. Когда его дядя Лукиан оставил придворную службу и постригся в Кириллове, за ним туда же последовал и двадцатилетний Корнилий.
Приняв иночество и пройдя все послушания, Корнилий вышел из монастыря, чтобы в других обителях видеть труды и подвиги мужей, опытных в духовной жизни. Побывал он в новгородских и тверских землях и пришел, наконец, в вологодские пределы, в Комельский лес, на высокий берег реки Нурмы. Это было уже при державе великого князя Ивана III в 1497 году.
Мало-помалу стали приходить к нему люди, желающие разделять с ним пустынные труды. Пустынники сначала молились каждый в своей келье, а когда их число умножилось, они стали просить Корнилия устроить церковь. Вскоре церковь была построена. В 1501 году ее освятили в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сам же старец Корнилий был рукоположен митрополитом Симоном во священника и определен настоятелем возникающей обители.
Пустынная обитель Корнилиева была небогата, не имела ни сел, ни угодий, ни иных удобств, по своим постройкам далеко уступала другим монастырям. Но несмотря на все это отовсюду стремились сюда люди, искавшие иноческой жизни. Число братии увеличивалось с каждым годом.
Как постриженник Кириллова монастыря и современник Нила Сорского, преподобный Корнилий не чужд был его духа и во многом усвоил себе его взгляды на монашество. И это не всем нравилось, ибо и в среде братства были люди, которые пришли в монастырь не столько для поста и молитвы, сколько для довольствия и покоя. Тогда старец решил сам удалиться в другое место, поручив управление обителью 12-ти старшим ученикам.
Прп. Корнилий КомельскийВместе со своим учеником Геннадием преподобный обосновался в костромских лесах на берегу Сурского озера, в 70-ти верстах от Комельского монастыря. Зимой 1529 года Комельский монастырь посетил великий князь Василий Иванович по пути в Кириллов монастырь на богомолье для испрошения чадородия. Братия со слезами просила великого князя принудить Корнилия вернуться в свою обитель. Однако преподобный объяснил князю, что его дряхлость требует покоя и безмолвия и просил отпустить его в пустыню.
Но и в костромских лесах к преподобному Корнилию стали стекаться люди. Когда собралось до шести иноков, старец решил построить здесь церковь. С этой целью в 1531 году он отправился в Москву просить государя и митрополита о дозволении построить храм. Однако великий князь Василий Иванович отказал Корнилию в его просьбе и объявил, что он должен возвратиться в Комельский монастырь и по-прежнему управлять братией. Старец не смел более противиться воле великого князя, принял ее за волю Божию и возвратился в свой монастырь.
Вся жизнь преподобного Корнилия была одним непрерывным служением Богу и ближним, как светильник, поставленный на свещнице, он светил современникам своими добродетелями. 19 мая 1538 года, будучи более 80 лет от рода, он преставился. Многотрудное тело преподобного было погребено близ церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Великий подвижник своим примером и наставлениями воспитал много мужей высокой духовной жизни, бывших в последствии основателями других обителей. Преподобные Кассиан и Лаврентий – игумены Комельские, Кирилл Новоезерский, Иродион Илоезерский, Симон Сойгинский, Геннадий Любимский, Филипп Ирапский, Адриан Пошехонский, Даниил Шужгорский были его постриженниками и учениками.
В 1600 году патриарх Иов установил память преподобного Корнилия праздновать повсеместно – 19 мая (1 июня по новому стилю).
Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору – первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз – на русской земле святому преподобному Александру Свирскому. Что значило это явление новозаветному святому – не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» – преподобного отца нашего и чудотворца Александра.
Преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины – а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра».
Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца.
Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня. Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии.
Преп. Александр Свирский чудотворец Родился прп. Александр 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих. И вот, воодушевленный этой беседой, задумал он идти на «северный Афон». Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет велий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 году. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришел на Валаам разыскивавший его отец; Преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся с именем Сергий, а мать – с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.
Александр же продолжал подвизаться на Валааме, изумляя суровостью своего жития самых строгих Валаамских иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове, ныне именуемом Святым, и провел там 10 лет. На Святом острове доселе сохраняется узкая и сырая пещера, в которой с трудом может поместиться только один человек. Сохранилась и ископанная преподобным Александром для самого себя могила. Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место, на нем же возможеши спастися». Великий свет указал ему место на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это было в 1485 году. Там он нашел «бор красен зело, место сие было леса и озеро исполнено и красно отовсюду и никтоже там от человек прежде живяше». Хижину свою Преподобный поставил на берегу Рощинского озера. На полверсты от него находится озеро Святое, отделенное от него Стремниной горой. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, «а зелием зде растущим». Бог открыл свой светильник боярину Андрею Завалишину, а через него потом и многим людям. Обитель стала возрастать, а слава о даре прозорливости и врачевания недугов телесных и духовных, данном ее настоятелю, облетела вскоре все окрестные земли. Народ православный еще при жизни ублажил Александра Свирского как святого.
Явление Святой Троицы преп. Александру Свирскому
На 23 году поселения Преподобного в пустыни большой свет явился в его храмине и он увидел трех мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною «паче солнца». Из уст их святой услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти».
На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. В Житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.
За несколько лет до кончины Преподобного Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы с трапезою. И вот однажды ночью, когда уже закладка была совершена, по окончании обычного молитвенного правила Преподобный увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте в царственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окруженная сонмом бесплотных сил небесных. Преподобный пал лицем на землю пред величеством Славы Ея, так как не мог созерцать сияния этого невыразимого света. Тогда Пречистая Владычица повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступною от Обители и помогать во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и по смерти его.
«За год до кончины своей Преподобный, призвав к себе всю братию и объявив им, что скоро наступит время преставления его от временной сей прискорбной и многопечальной жизни в другую вечную, безболезненную и всегда радостную жизнь, назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них во игумена. Затем до самой кончины не переставал поучать свою братию богоугодному житию. Скончался же преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-ти лет от рождения и, согласно предсмертному завещанию его, погребен был в отходной пустыни, близ церкви Преображения Господня, по правую сторону алтаря. В 1547 году он был причислен к лику святых.
Все, имевшие различные недуги, приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получали обильно исцеления: слепые прозревали, расслабленные укреплялись в членах, страдавшие другими болезнями получали совершенное выздоровление, из бесноватых прогонялись демоны, бездетным подавалось чадородие.
Дивный во Святых Своих Всеблагий Бог наш, прославляющий Угодника Своего во временной жизни сей, творя рукою его знамения и чудеса, благоволил и по смерти нетленное, честное и святое тело его, как великое светило, положить в Церкви Своей, чтобы оно осиявало там своими преславными чудесами».
5 февраля и 1 сентября (прп. Геннадия);
30 марта (Алексия человека Божия);
1 июня (Корнилий Комельский);