спасо преображенский бузулукский мужской монастырь фото
Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь (пещеры)
Мiръ Россия Оренбургская область Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь (пещеры)
Пещеры выкопаны в начале XIX века крестьянином Никитой Лоскутовым и другими отшельниками.
Описание [ править ]
Пещеры представляют собой подземные коридоры и кельи, где жили подвижники. Собственно с подземных келий и начинался монастырь. 29 июня 1875 года в пещерах состоялась беседа великого русского писателя Л.Н. Толстого со старцами. Впечатления от посещения монастыря отображены в переписке писателя.
Основной архитектурный комплекс монастыря включал в себя все храмы обители, за исключением церкви на пещерах, которая находилась на другом склоне монастырского холма.
Хотя монастырь после официального утверждения и строился на открытой местности, о пещерах, давших ему начало, иноки не забывали. Пещеры находились примерно в одной версте на северо-восток от монастыря. Пещерный скит был устроен образцу пещер Киево-Печерской лавры, все пещеры соединялись сводчатыми галереями, выложенными кирпичом и камнем. В пещерах были похоронены трое насельников обители: схимонах Евфимий, а также монахи Мокровий и Гедеон. «В день летнего Николы, Воздвижения Животворящего Креста и во время Великого поста пещеры посещало множество народа, большей частью простого и приходящего даже из других губерний» — сообщают о них архивные источники. По преданиям в пещеры из монастыря вёл подземный ход.
Фото [ править ]
Видео [ править ]
Адрес: 461049, Оренбургская обл., Бузулукский р-н, Бузулук г., 2 мкр., 34з
Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь
Мiръ Россия Оренбургская область Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь
Бузулу́кский Спасо-Преображе́нский монасты́рь — мужской монастырь Бузулукской епархии Русской православной церкви, основанный в 1853 году рядом с городом Бузулук. В предреволюционные годы являлся крупнейшим мужским монастырём Самарской епархии, действовал по строгому уставу пустынножительства, заимствованному из знаменитой Глинской пустыни. Монастырь владел списком со знаменитой иконы «Всех Скорбящих Радость» с грошиками, тоже почитавшимся чудотворным. Являлся центром местного паломничества, ежегодно его посещали тысячи человек, неоднократно посещал его Лев Толстой.
В годы советской власти монастырь был закрыт, его постройки в основном сохранились, но заняты исправительной колонией. С конца 1990-х началось постепенное ворожение монастыря: Заново отстроен один из храмов монастыря, расположенный над монастырским пещерным скитом, устроенным по подобию пещер Киево-Печерской Лавры. Сами пещеры, которые были расчищены, являются крупнейшим центром паломничества в Оренбургской области. 4 мая 2017 года Священный Синод официально открыл этот монастырь.
Содержание
История [ править ]
Бузулукский Спасо-Преображенский мужской монастырь был образован к середине XIXвека в результате духовных и материальных усилий жителей г. Бузулука и Бузулукского уезда возле Атаманской горы в нескольких километрах от города. Поэтому иногда монастырь назывался подгородним. Интересно, что в народном предании эти места уже носили сакральный характер. Там в начале XIXвека собирались первые общины ревнителей уединенной жизни, которым слышался звон незримых колоколов. Эти ревнители выкопали пещеры.
Открытие монастыря в трех верстах от Бузулука, утвержденное императором Николаем Iи Св. Синодом состоялось 4 октября 1853 года и стало важным событием на административно-географическом пространстве Самарского Заволжья и Южного Приуралья. На тот момент братская община уже насчитывала до 55 человек. Ее распорядитель, попечитель и основатель Поликарп Рыжих указом Самарской духовной консистории был назначен исполняющим обязанности настоятеля, а 9 мая (по его собственным словам, а по другим данным 29 марта 1854 года) был пострижен в мантию под именем Палладия. Другой активный организатор общины Мефодий Рыжих был пострижен в монашество 20 июня 1854 года под именем Мартирий. Богослужения в устроенном из дома с мезонином храме Смоленской иконы Божией Матери проводил священник села Тримихайловского (совр. Сухоречка).
Монастырю было выделено 150 десятин земли, озеро Каютино, мельница и т.д. Для устроения общины на началах известных общежительных монастырей по просьбе Самарского архиерея в Бузулук прибыл уставщик Глинской пустыни, ученик знаменитого игумена Филарета (Данилевского, †1841) иеромонах Аполлинарий, которого вскоре возвели в сан игумена. С ним же прибыло несколько послушников.
После назначения 25 марта 1854 года настоятелем игумена Аполлинария началась активная работа по созданию проектной документации культовых и хозяйственных построек монастыря. План и проекты, составленные архитекторами, прошли согласования в департаменте публичных и общественных зданий МВД и были утверждены императором. В дореволюционный период истории монастыря на его территории и в окрестностях было построено несколько десятков зданий.
Украшением обители, ее округи были Казанский собор, освященный 13 сентября 1861 года. Колокольня 28 саженей высоты с устроенной во втором ярусе Преображенской церковью были освящены 14 сентября 1869 года. 19 сентября 1882 года освящен деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца (за ветхостью первоначальный деревянный храм Смоленской иконы Божией Матери был перенесен на обширную площадь монастыря, перестроен и переименован). В 1903 году был построен храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на пещерах, освящение которого было приурочено к празднованию 50-летия основания обители.
Сами пещеры представляют собой подземные коридоры и кельи, где жили подвижники. Собственно с подземных келий и начинался монастырь. 29 июня 1875 года в пещерах состоялась беседа великого русского писателя Л.Н. Толстого со старцами. Впечатления от посещения монастыря отображены в переписке писателя.
Советский период [ править ]
Монастырь имел важное духовное значение для жителей Оренбургской и Самарской губерний. По уставу почитаемых в православном мире Глинской и Софрониевой пустынь (преемство от которых вел Бузулукский монастырь) велись службы, и была устроена монашеская жизнь. Каждый год обитель посещали несколько десятков тысяч паломников, начиная от губернаторов, представителей дворянства, интеллигенции и заканчивая крестьянами, приходившими на престольные и двунадесятые праздники. В монастыре, как исторически ценная редкость, сохранялись фелонь и два стихаря малинового бархата с золотыми оплечьями и коронами, присланными сюда в дар в 1862 году Ее Императорским Величеством, Императрицей Марией Александровной.
С момента установления советской власти монастырь действовал под видом сельхозартели, но с/х угодья были переданы в ведение уездного земельного отдела. В 1920 году в монастыре числилось 44 монаха и послушника (9 иеромонахов, 2 схимонаха, 3 иеродиакона, 15 монахов). В 1928 году Средневолжский областной административный отдел расторг договор с монастырем на пользование храмами. В 1929 году монастырь закрыли, на его территории поочередно открылись коммуна, а затем колония для беспризорников. В 1920-1930 годы братия монастыря была подвергнута репрессиям. Бузулукская епархия РПЦ готовит материалы для канонизации последнего настоятеля монастыря игумена Кирилла (Макарова, расстрелян в 1930 году) и схимонаха Максима (Пелепцова, расстрелян в 1937 году). Однако известно, что репрессированных монахов было гораздо больше, и сейчас в этом направлении ведутся исследования.
Восстановление обители [ править ]
До 2011 года на исторической территории монастыря действовала исправительная колония для несовершеннолетних, с июня 2011 года – ФКУ Исправительная колония №2 (женское исправительное учреждение). К сожалению, несмотря на все декларации, монастырь не был возвращен Русской Православной Церкви.
За годы советской власти и даже в 2000 годы исторический архитектурный комплекс монастыря понес значительные потери. Часть храмов разрушено до основания. Сохранились здание Казанского собора без культовых архитектурных элементов и еще несколько зданий, которые нуждаются в срочной защите. Сохранившиеся здания являются выявленными объектами культурного наследия в соответствии со списком вновь выявленных памятников истории и культуры регионального значения.
Возрождение монастырских традиций, в том числе и материального наследия, ведет приход храма Спасо-Преображения г. Бузулука во главе с игуменом Виталием (Климовым). 17 октября 2003 года, в день 150-летия официального открытия монастыря в молитвенной комнате Воспитательной колонии отец Виталий совершил Божественную литургию и благодарственный молебен. За богослужением пели сестры возрождаемого Тихвинского женского монастыря Бузулука.
28 июля 2006 года, впервые после восьмидесятилетней тишины над окрестностями Атаманской горы вновь раздался колокольный звон, построенного вновь, но уже кирпичного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Вскоре была вновь выстроена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Возрождению монастыря способствовало то, что было обнаружена засыпанная землей и мусором вертикальной шахты, ведущей в разрушенные пещеры. К 2014 году расчищено около 200 метров подземных коридоров, обнаружены фрагменты подземной кладки, которая была восстановлена. Работы начались с расчистки 12-метровой шахты, обложенной кирпичом с проемами для вкладки элементов винтовой лестницы. В коридорах найдены две кельи, пространство под часовню, фрагменты строительных инструментов и осветительных приборов, массивный параманный крест, который выкован из железа и принадлежал, очевидно, одному из подвижников. Новый кирпичный храм был возведен на прежнем месте. Сегодня святые пещеры одно из самых посещаемых паломнических мест Бузулукской епархии.
На базе Спасо-Преображенского прихода с 1999 года действует Иоанно-Богословская православная школа. При учреждении в 2011 году Бузулукской епархии директор школы и педагогический коллектив образовали епархиальный отдел религиозного образования и катехизации. Духовенство Спасо-Преображенского храма организовало епархиальный отдел по тюремному служению.
С момента своего прибытия в 2012 году на Бузулукскую кафедру епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий уделяет особое внимание Спасо-Преображенской общине. 27 мая 2012 года при большом стечении православных жителей г. Бузулука епископ Алексий совершил чин освящения Спасо-Преображенского храма, а 5 августа 2012 – храма на пещерах.
12 сентября 2013 года на исторической территории Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря была отслужена Божественная литургия, посвященная 160-летию со дня официального основания обители. Торжественное богослужение было совершено на площади перед полуразрушенным Казанским собором – основным храмом монастыря. Для службы под открытым небом с южной стороны собора был устроен помост, установлен временный алтарь и жертвенник. По периметру были растянуты баннеры с изображением Спасителя, Пресвятой Богородицы, Ветхозаветных и Евангельских святых, византийских и русских святителей. На службе было около 200 человек: духовенство, сотрудники службы исполнения наказаний и женщины, отбывающие наказание в ИК №2.
4 мая 2017 года Священный Синод постановил «открыть Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь города Бузулука Оренбургской области и назначить на должность наместника этого монастыря игумена Виталия (Климова)».
Восстановленные святыни Бузулукского Спасо-Преображенского монастыря пользуются почитанием православных жителей Оренбургской области и других регионов России. Бузулучане уже давно считают святые пещеры и часовню на роднике местными достопримечательностями. Епархиальное управление ведет поиск решений для возвращения исторического комплекса монастыря Русской Православной Церкви.
Храмы [ править ]
Всего в Спасо-Преображенском монастыре было 5 храмов.
Современное состояние [ править ]
За прошедшие с закрытия монастыря годы архитектурный комплекс его усадьбы серьёзно пострадал. Часть храмов была разрушена до основания, была уничтожена колокольня. Сохранилось здание Казанского собора, правда лишённое все культовых архитектурных элементов (куполов, глав, росписей на стенах и т. д.), сейчас оно используется под производственных цех колонии. Сохранилось и ещё несколько зданий. Кельи преобразованы в классные комнаты и спальни, в трапезной пищеблок для заключённых, стена в несколько рядов обтянута колючей проволокой. Несмотря на это монастырь сохранился лучше всех монастырей, бывших в Самарской епархии до революции 1917 года. Сохранившиеся здания были признаны выявленными объектами культурного наследия регионального значения.
28 июля 2006 года впервые за восемьдесят лет над монастырём вновь раздался колокольный звон. На месте старого храма был вновь построен теперь уже кирпичный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — пещеры находились в отдалении от монастыря и не попали на территорию, занятую колонией. Вскоре была вновь построена и часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 5 августа 2012 епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий (Антипов) освятил новый храм.
Была обнаружена вертикальная шахта, ведущая к монастырским пещерам, засыпанная землёй и мусором. Постепенно она была расчищена, после чего начались работы по очистке самих пещер. К 2014 году было расчищено около 200 метров подземных коридоров, была обнаружена старая подземная кладка, которую восстановили, обнаружены две кельи, пространство под часовню, фрагменты строительных инструментов, ламп, массивный кованый из железа параманный крест. В настоящее время пещеры Спасо-Преображенского монастыря являются самым посещаемым паломниками местом Бузулукской епархии.
160-летие монастыря было отмечено божественной литургией на исторической территории Спасо-Преображенского монастыря. Она состоялась 12 сентября 2013 года на площади перед зданием Казанского собора, для чего были установлены помост с временным алтарём и жертвенником.
Святыни [ править ]
Пещеры [ править ]
Хотя монастырь после официального утверждения и строился на открытой местности, о пещерах, давших ему начало, иноки не забывали. Пещеры находились примерно в одной версте на северо-восток от монастыря. Пещерный скит был устроен образцу пещер Киево-Печерской лавры, все пещеры соединялись сводчатыми галереями, выложенными кирпичом и камнем. В пещерах были похоронены трое насельников обители: схимонах Евфимий, а также монахи Мокровий и Гедеон. «В день летнего Николы, Воздвижения Животворящего Креста и во время Великого поста пещеры посещало множество народа, большей частью простого и приходящего даже из других губерний» — сообщают о них архивные источники. По преданиям в пещеры из монастыря вёл подземный ход.
Эскиз фасада церкви над пещерами В монастырской летописи от 5 сентября 1873 года есть запись «Ясно, но холодно. Окончательно достроена келья на пещерах деревянная, и которая пожертвована села Елшанки крестьянами в пользу собственно пещер по ходатайству старца Евстратия». Возможно это именно та изба, которая видна на сохранившихся дореволюционных фотографиях храма на пещерах, где храм находится на некотором возвышении. Историки предполагают, что в пещеры вело два хода, один был внутри этой избы или рядом с ней, второй появился позднее, когда был построен надпещерный храм.
Чудеса Бузулукского края. История святых пещер Спасо-Преображенского мужского монастыря
Среди самых популярных и посещаемых туристами и паломниками мест в Бузулукском районе — святые пещеры Спасо-Преображенского мужского монастыря и храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», на них построенный. Вот и я решила пройти по этому маршруту, чтобы рассказать о нем читателям «Южного Урала». Выступить в роли экскурсовода попросила автора книги «Обитель», посвященной монастырю, неутомимого исследователя истории родного края и моего доброго друга Сергея Колычева.
А был ли Ванька?
…Первой остановкой на маршруте стала возвышающаяся над городом гора с установленным на ее вершине поклонным крестом. Отсюда Бузулук как на ладошке, хорошо видно территорию, на которой раньше располагался Спасо-Преображенский монастырь, сейчас там находится женская исправительная колония. А поднялись мы на такую высоту ради легендарного объекта, памятника природы регионального значения — Атаманской горы.
— С нею связано немало легенд и преданий, самая популярная из них — про Ваньку Монаха, который грабил купеческие караваны и прятал добычу в пещерах, — рассказывает Сергей Викторович. – Конечно, это всего лишь фантазии, не могла допустить государева власть, чтобы рядом с крепостью орудовали разбойники. Скорее всего, назвали так гору, поскольку территория находилась в казачьем ведомстве. А вот другое предание, относящееся к событиям XVI века, что по реке Самаре проплывали будущие покорители Сибири Ермак и Иван Кольцов и поднимались на Атаманскую гору, вполне может быть историческим фактом.
В этом месте сосредоточено несколько географических природных зон, сочетание гористой местности, ущелий и оврагов с хвойным и лиственным лесом, ковыльной степью придает ему особое очарование.
— У подножия Атаманской горы и был основан Спасо-Преображенский мужской монастырь. Название не случайно, ведь само событие Преображения Христа тоже связано с возвышенностью – горой Фавор, — продолжает Колычев. – Здесь мы словно парим, и физически, и духовно, такой простор небес, такой чудесный вид открывается с высоты!
Спускаясь к оставленной машине, наткнулись мы на вполне себе современные раскопки: кто-то старательно пробивается в глубь горы. Видно, легенды о спрятанных Ванькой Монахом сокровищах или пещерах старцев до сих пор не дают людям покоя!
Вода и вера свой путь находят
Следующая остановка — у колодца с родниковой водой. Это источник, освященный во имя святителя Иоасафа Белгородского. Когда-то таких родников в долине под горой было много, их воды стекались в ручей, на котором монахи ставили мельницы. Сегодня он, к сожалению, не столь полноводный, как раньше.
— Каких только испытаний ни пережили эти места — разграблены, опорочены были монастырские святыни, а вера и правда все равно пробиваются, находят свой путь к людям, как эти родники, — говорит Сергей, с удовольствием горстями черпая из ведра кристально чистую воду, утоляя жажду, умывая лицо.
Отреклись от света и тепла
Прямо над родником, если пробираться наверх пешком через лес, — вход в пещеры. Некогда они служили обителью старцам, а сейчас это конечная цель нашего маршрута. Выбираем более пологий подъем и оказываемся перед храмом Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».
— В начале XIX века здесь собирались общины ревнителей уединенной жизни, которым слышался звон незримых колоколов. Они и выкопали в горе пещеры, над которыми в 1903 году был построен деревянный храм. Его освящение приурочили к 50-летию основания обители, — посвящает меня Сергей в историю храма. – В подземных коридорах и кельях жили подвижники, поднимались они в храм по винтовой лестнице в вертикальном кирпичном колодце, чтобы не выходить на свет. Икону «Всех скорбящих радость» очень почитали в народе тогда и чтут как чудотворную сегодня.
В 1929 году деревянная церковь на пещерах была разрушена, а сами они засыпаны и местами взорваны. Началу раскопок в 2000-х годах послужила занимательная история. Дочери одного из офицеров, служивших в колонии, почудился запах ладана и колокольный звон на склоне горы. За работу активно взялся молодой тогда священнослужитель, ныне игумен Виталий (Климов), настоятель Спасо-Преображенского монастыря. Под грудами мусора открыли сначала вертикальную шахту, ведущую в пещеры, потом удалось раскопать и часть подземных галерей. Сохранившуюся кладку расчистили, разрушенные стены выложили кирпичом заново.
— Будете проходить по коридорам, подумайте, для чего монахам было нужно такое отречение от дневного света и тепла, — передавая ключи от входа в пещеры, напутствовал нас игумен Виталий.
Оказаться из жаркого майского дня в холодном таинстве темного подземелья – серьезное испытание! Коридоры такие узкие, что невольно при ходьбе касаешься ледяных стен то правым, то левым плечом. Потолки для моего роста достаточно высокие, но все равно инстинктивно наклоняю голову. Больше всего боюсь отстать и потерять из виду своего спутника. Колычев довольно уверенно передвигается по лабиринту, попутно информируя меня, в каком гроте часовня, а где нашли монашескую келью. Огонек зажженных свечей слабо пробивает мрак, приходится подсвечивать телефонами, чтобы что-то увидеть. Наконец коридор заканчивается, и мы с облегчением выходим на свет!
Ответ искать нам
— В гостях у жившего в этих пещерах старца не раз бывал Лев Николаевич Толстой, сейчас я готовлю научную работу о пребывании писателя в Бузулукском крае,- делится знаниями Сергей Викторович. — Однажды он взял с собой в пещеры дочь Татьяну. «Помню о жутком и благоговейном чувстве, которое я испытала, входя в темную, низкую, сырую пещеру, — написала она потом в своих мемуарах. — Старец дал нам по маленькой восковой свече, которой мы освещали себе путь. Он показал вырытые им и его предшественниками кельи под землей и могилы тех, кто здесь умер. Когда мы вышли из темной, пахнущей землей пещеры на солнечный свет, он в первую минуту ослепил меня».
…Наверное, подобные чувства испытывают многие люди, побывавшие в святых пещерах. Что заставляло старцев истязать себя, отказываясь от всего мирского? Наверное, они стремились стать ближе к Богу и уединялись, чтобы общаться только с ним? Для меня этот вопрос остался открытым. Быть может, тем, кто по нашим следам пройдет от поднебесья до подземелья, удастся более точно на него ответить. В любом случае побывать на Атаманской горе, помолиться у иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в храме на пещерах, испить студеной воды из целительных родников, испытать себя, пройдя по подземным коридорам, надо. Где еще можно встретить такое сочетание удивительной красоты природы с событиями истории и православием!