спасо ефросиньевский собор в полоцке официальный сайт
Общее расписание богослужений
5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии. (Кресто-Воздвиженский собор)
7.15 Часы. Божественная Литургия. (Свято-Евфросиниевский храм)
16.45 Вечернее богослужение. (Свято-Евфросиниевский храм)
6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии. (Кресто-Воздвиженский собор)
8.00 Часы. Божественная Литургия. (Свято-Евфросиниевский храм)
16.45 Воскресное всенощное бдение. (Кресто-Воздвиженский собор)
22.20 Воскресная полунощница. (Свято-Евфросиниевский храм)
По воскресным и праздничным дням (когда совершается всенощное бдение):
6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия. (Свято-Евфросиниевский храм)
8.30 Молебен с акафистом прп. Евфросинии (только по воскресеньям). (Кресто-Воздвиженский собор)
9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия. (Кресто-Воздвиженский собор)
16.45 Вечернее богослужение. (Свято-Евфросиниевский храм)
Если служба не полиелейная, в воскресные дни совершается акафист Иисусу Сладчайшему.
Исповедь совершается перед началом Божественной Литургии, а также во время вечернего богослужения в том храме, где не совершается богослужение (Кресто-Воздвиженский собор или Свято-Евфросиниевский храм).
Ежедневно в монастыре совершаются уставные богослужения, панихиды, читается Неусыпаемая Псалтирь. В обители можно подать поминальные записки о здравии и об упокоении.
Кроме уставных богослужений, ежедневно совершаются молебны с акафистом у мощей преподобной Евфросинии:
понедельник – пятница – в 10.00, 12.00, 14.00;
суббота – в 12.00, 14.00;
воскресенье – в 14.00.
Все желающие могут принять участие в общей молитве и пении акафиста.
http://spas-monastery.by/library/articles_and_publica.. Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. Притча о богаче и Лазаре
Жил некоторый богач, который “каждый день пиршествовал блистательно” (Лк. 19). Был и нищий по имени Лазарь, который лежал в струпьях у ворот богача.
Это Евангельское чтение показывает нам поразительное неравенство в раздаянии земных жребиев. Одни люди в этой земной жизни наслаждаются богатством, положением в обществе, славой, почетом, здоровьем, а другие пребывают в нищете, занимают незначительное положение в обществе, и их постоянно обижают и притесняют. Третьи несут бремя скорбей, испытаний, изгнаний, других напастей и болезней.
Мы слышали сегодня в Евангелии притчу о сеятеле: “вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге” (Лк. 8, 5), и птицы небесные налетели и поклевали его; оно было потоптано проезжими людьми и не принесло никакого плода. А “иное упало на камень” (Лк, 8, 6), на каменистую почву, но также не принесло никакого плода, потому что земля была неглубока, и семя, как только взошло, сразу засохло. А “а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его” (Лк. 8, 8), и семя также не принесло никакого плода. А “а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный” (Лк. 8, 9).
http://spas-monastery.by/library/articles_and_publica.. Священник Иоанн Соколовский
30 октября 2021 года в России впервые прошел день совершения заупокойных богослужений о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении. Он установлен на прошедшем 23–24 сентября заседании Синода Русской Православной Церкви (журнал №70). Синодам Самоуправляемых Церквей, Экзархатов, митрополичьих округов было предложено определить день совершения особенных заупокойных богослужений исходя из местных потребностей и условий.
Учитывая важность принятого решения для всей полноты Русской Православной Церкви, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин полагает необходимым совершать таковое поминовение и в епархиях Белорусского Экзархата.
22 октября в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре чтят одну из главных святынь Русской Православной Церкви, уникальную икону ХII века Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница») Эфесская. Эта икона принесена на Русь в XII столетии святой Евфросинией Полоцкой и прославилась подаваемыми через нее чудесными исцелениями. Великая Божия угодница преподобная Евфросиния «увеселила… Полотск чудным Божия Матере образом».
Царица Небесная не оставляет Своим заступничеством насельниц и прихожан Спасо-Евфросиниевского монастыря, которые ежедневно имеют возможность молиться перед двумя списками Полоцкого Эфесского образа Пресвятой Девы XII века.
Известно, что Торопецкий список Эфесского образа Пресвятой Богородицы XVI века был двусторонним: с обратной стороны списка находился образ святителя Николая Чудотворца, который со временем был утрачен. Икона Божией Матери была передана в дар монастырю митрополитом Минским и Слуцким Филаретом к славному 100-летнему юбилею перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк.
Экскурсионная служба Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря
Экскурсионное бюро при Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре, по благословению Высокопреосвященного Феодосия, архиепископа Полоцкого и Глубокского, было открыто в 1998 году. До этого времени насельницами обители экскурсии проводились только для приезжавших богомольцев, туристов же знакомили с его историей местные полоцкие экскурсоводы, сотрудники Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.
В настоящее время Спасо-Евфросиниевскую обитель ежегодно посещает множество паломнических и туристических групп. Поклониться мощам преподобной Евфросинии приезжают христиане из разных стран мира: России, Украины, Молдавии, Литвы, Латвии, Великобритании, Франции, Швеции… Экскурсии для всех гостей обители проводятся монастырскими экскурсоводами: как сестрами, так и православными мирянами. Для приезжающих иностранных групп проводятся экскурсии на английском и французском языках.
Поскольку монастырь является, прежде всего, домом молитвы, в котором все посвящено Богу, все напоминает о вечности, о высшей цели человеческой жизни, посещение святой обители, благодаря знакомству с ее историей, храмами и святынями, может принести каждому, даже невоцерковленному человеку, немалую духовную пользу, может стать благодатной, незабываемой встречей с Господом. Цель проведения экскурсий в монастыре, прежде всего, – духовная. Важно, чтобы люди, приезжающие во святую обитель, не только почерпнули здесь некоторые новые для них церковно-исторические сведения, но прикоснулись к святыне, получили благодатный опыт молитвы. Издревле христиан, совершавших путешествия по святым местам с целью молитвенного поклонения им, именовали паломниками.
Слово «паломник» происходит от латинского palma, то есть пальма. Оно возникло еще в первые века бытия Церкви Христовой, когда среди христиан появилась традиция приносить с собой на родину пальмовые ветви из Святой Земли. На Русь традиция совершать паломничества к святыням веры пришла также вместе с христианством. Уже в XI–XII веках большой популярностью на Руси пользовались «Хождения» – описания паломничеств в Иерусалим, Вифлеем, Царьград, составленные духовными лицами, князьями, а порой и простыми людьми. Паломничество во Святую Землю, ко Гробу Господню, совершила уже на склоне своих лет и преподобная Евфросиния Полоцкая, о чем рассказывается в древнем ее житии. Согласно церковно-историческим источникам, в XIX веке Спасскую обитель в день памяти Преподобной посещали тысячи паломников из разных уголков России. После того, как мощи святой Евфросинии в 1910 году были перенесены из Киева в Полоцк, количество богомольцев, притекавших в обитель, еще увеличилось. Для того, чтобы испросить молитв угодницы Божией, люди совершали паломничества пешком с берегов Волги, из Твери и из других более отдаленных мест.
Желание видеть и осязать то, что составляет неотъемлемую часть преображенного, обоженного мира, является одной из существенных потребностей человеческого духа. Непосредственное соприкосновение с благодатью, животворящей и спасающей, действующей через святые мощи, чудотворные иконы, может ободрить сердце и укрепить дух усталого земного путника. Главная цель всякого истинного христианского паломничества та же, что и цель человеческой жизни вообще – духовное обновление благодатью Святого Духа, приближение в молитве к Богу.
Синодик Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря
28 сентября 2011 года в 5.15 утра преставилась ко Господу монахиня Лия (в миру – Лобач Лидия Андреевна) в возрасте 91 года. Много лет мать Лия выпекала просфоры сначала при Спасо-Преображенском храме Спасо-Евфросиниевской обители, тогда являвшимся приходским, а затем при Полоцком Богоявленском соборе. В иночество была пострижена в 1992 году, в монашество с именем Лия – в 2009 году. Проживала у родственников в Полоцке. В течение долгого времени монахиня Лия тяжело болела. Перед смертью, в августе 2011 года, выразила желание окончить свои дни в монастыре. Через месяц матушка Лия мирно скончалась. Похоронена 30 сентября на монастырском кладбище.
Кондак, глас 8
Со святыми упокой, Христе,
души раб Твоих, идеже несть болезнь,
ни печаль, ни воздыхание,
но жизнь безконечная
Монастырское кладбище Спасо-Евфросиниевской обители:
Монахиня Евлогия (Ходкевич) | 10.06.1913 | – †21.01.1992 |
Монахиня Феврония (Веремейчук) | 07.03.1927 | – †27.01.1993 |
Схимонахиня Серафима (Дубровская) | 19.07.1907 | – †07.10.1995 |
Р.Б. Лидия Григорьевна Гербут | 1919 | – †12.09.1999 |
Монахиня Вениамина (Захарова) | 29.10.1908 | – †16.08.2002 |
Протоиерей Михаил Бураков | 06.09.1924 | – †24.08.2002 |
Схимонахиня Мария (Волкова) | 18.05.1925 | – †13.04.2004 |
Схиигумения Евфросиния (Максимчук) | 05.06.1911 | – †02.12.2004 |
Схимонахиня Синклитикия (Шнайдер) | 15.02.1928 | – †21.07.2005 |
Монахиня Елевферия (Хоботова) | 23.10.1925 | – †21.12.2005 |
Схимонахиня Евпраксия (Гайдукович) | 23.12.1924 | – †14.06.2006 |
Р.Б. Надежда Ивановна Романенко | 08.09.1924 | – †17.06.2006 |
Монахиня София (Жигарь) | 01.02.1937 | – †30.06.2006 |
Монахиня Таисия (Храповицкая) | 20.11.1945 | – †12.10.2006 |
Схимонахиня Варвара (Бильченко) | 25.12.1913 | – †22.12.2006 |
Монахиня Гликерия (Смирнова) | 13.12.1927 | – †11.07.2010 |
Монахиня Матрона (Дудкова) | 10.08.1926 | – †01.09.2010 |
Монахиня Иулиания (Серова) | 05.05.1927 | – †15.03.2011 |
Монахиня Лия (Лобач) | 08.06.1922 | – †28.09.2011 |
Протоиерей Сергий Дударенок | – †20.01.2014 | |
Послушница Зинаида Калыбалова | 20.01.1947 | – †27.08.2015 |
Монах Виталий (Храповицкий) | 25.01.1938 | – †29.10.2015 |
Монахиня Наталия (Скиндер) | 07.06.1927 | – †23.05.2016 |
Монахиня Мария (Рябушко) | 15.05.1930 | – †05.02.2019 |
Монахиня Агриппина (Леоненко) | 01.01.1928 | – †12.07.2019 |
Монахиня Акилина (Голыгина) | 12.06.1984 | – †13.08.2019 |
Монахиня Матрона (Дриняева) | 30.11.1941 | – †25.06.2020 |
Монахиня Георгия (Стойко) | 06.05.1926 | – †06.11.2020 |
Свято-Евфросиниевский храм Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря
В период восстановления Спасо-Евфросиниевской обители, в 1841 году, в ней был единственный храм в честь Всемилостивого Спаса. С возрождением монашеской жизни возникла необходимость в постройке еще одной церкви для совершения богослужений. Уже в 1842 году в жилом монастырском доме была устроена домовая церковь и освящена в честь основательницы обители преподобной Евфросинии Полоцкой. О том, как выглядел Свято-Евфросиниевский храм в 1845 году, мы узнаем из книги Д. С. Леонардова «Памяти настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович)», в которой говорится: «Церковь преп. Евфросинии была простою домовою церковью; только крест отличал ее от обыкновенных жилых помещений. Тесная и бедная церковь представляла из себя только большую комнату, отделявшуюся коридором от монашеских келий». В 1847 году домовую церковь перестроили в теплый каменный храм. В 1886 году она была значительно расширена: надстроены стены, поднят потолок, устроены хоры, пристроены алтарь, притвор и ризница, сооружены новые престол и жертвенник. После окончания строительных работ 12 декабря 1886 года церковь вновь освятили. Каменная достройка 1886 года, предназначавшаяся в прошлом для ризницы, сейчас служит отдельной молельной для сестер во время богослужений, а деревянная достройка, сделанная в 1990-е годы, используется в качестве ризницы.
Богослужения в Свято-Евфросиниевском храме совершались вплоть до закрытия обители. Следует сказать, что для Спасо-Евфросиниевского монастыря XX век стал периодом запустения и разрухи. Из исторических документов мы узнаем, что, когда в 1925 (1924?) году по распоряжению советских властей обитель закрыли и все здания, принадлежавшие ей, передали военному ведомству и другим государственным структурам, храмы обители были повреждены как снаружи, так и внутри. В Великую Отечественную войну Евфросиниевская церковь сильно пострадала. Об этом свидетельствуют сохранившиеся фотографии 1950-х годов. Храм оставался в полуразрушенном состоянии до 1987 года. В течение 1987–1989 годов городскими властями в церкви был произведен капитальный ремонт, устроены деревянные хоры с лестницей. В Спасо-Преображенском храме совершались богослужения в воскресные и праздничные дни, а в Евфросиниевской церкви – крещение, венчание, отпевание и другие требы. С 1991 года, когда монастырь уже был возрожден, Свято-Евфросиниевский храм временно служил в качестве монашеской трапезной.
В связи с подготовкой к празднованию 100-летнего юбилея перенесения святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк в 2009 году были начаты ремонтные работы в храмах обители. Сначала был отремонтирован Свято-Евфросиниевский храм, и после 82-летнего перерыва в церкви наконец возобновились богослужения. С 27 марта по 9 сентября 2009 года в Свято-Евфросиниевской церкви находились мощи преподобной по причине ремонта Кресто-Воздвиженского собора. В том же году церковь была украшена двухъярусным резным дубовым иконостасом и резными киотами, выполненными мастерами-резчиками М. М. Юревичем и В. М. Юревичем. Иконы для этого иконостаса написаны минскими иконописцами П. А. Жаровым и А. П. Жаровым.
В Евфросиниевской церкви была предложена праздничная трапеза высоким гостям обители: в 1998 году – Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, посетившему тогда монастырь с первосвятительским визитом, в 2009 году – Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
В настоящее время в Свято-Евфросиниевском храме совершаются уставные богослужения, в праздничные и воскресные дни – ранняя Божественная Литургия. Храм имеет свои святыни: почитаемые иконы Божией Матери «Иверская» и «Всецарица», написанные на Святой Горе Афон, ковчег-мощевик, дубовую раку с гробом, в котором ранее почивали мощи преподобной Евфросинии, а теперь находятся вериги святой. В Свято-Евфросиниевском храме имеется частица святых мощей преподобной Евфросинии. Для хранения святыни благодетелями обители супругами Шавелем К. Г. и Шавель А. С. был подарен ковчег с сенью, в который встроены камни со святых мест Иерусалима и Афона. Ковчег был сделан минским мастером А. И. Хацкевичем к славному юбилею перенесения мощей преподобной Евфросинии.
1. Леонардов, Д. С. Памяти настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович). † 24 марта 1900 года. Витебск, 1900.
2. Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. Полоцк : Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, 2010.
3. Слюнченко, В. Г. Архитектурные памятники Полоцка: Историко-архитектурный очерк. Минск,1988.
4. НИАБ, ф. 2563, оп. 1, д. 6, л. 41–41 об. Летопись о монастыре. Формулярная ведомость о Полоцком Спасо-Евфросиниевском первоклассном женском монастыре за 1912 год.
5. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Летопись Спасо-Евфросиниевского монастыря за 1989–2009 годы.