спаситель в белом хитоне икона
Церковь святых апостолов Петра и Павла
Диакон Сергий Чечаничев
Этот образ Христа – Спасителя в белом хитоне был написан Святым российским священномучеником Митрополитом Серафимом (Чичаговым)
Жизнь Владыки Серафима необычайна и удивительна.
Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов), правнук знаменитого адмирала В.Я.Чичагова, одного из первых исследователей Ледовитого океана, родился в 1856 году. Сначала, Леонид получил образование в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, а затем в Пажеском корпусе, по окончании которого был зачислен в Преображенский полк.
В 1879 году Леонид Михайлович женился на Наталье Николаевне Дохтуровой, внучатой племяннице генерала Д.С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года.
В 1891 году Леонид Михайлович, будучи тридцати шести лет от роду, в чине полковника оставляет военную службу, решив избрать иной жизненный путь – священство.
В 1895 году, овдовев и оставив четырех дочерей на попечение доверенных людей о.Леонид поступил в Троице-Сергиеву Лавру, где 14 августа 1898 года он принял монашество с именем Серафим.
Став священником, о. Леонид занялся составлением “Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря”, которая явилась самым значительным трудом его жизни. “Летопись” была издана в 1896 году и преподнесена Государю Николаю II. Именно это обстоятельство повлияло на решение вопроса о прославлении в лике святых, Преподобного Серафима (Саровского).
Революцию 1917 года Архиепископ Серафим встретил в Санкт-Петербурге. Пройдя через революционные заблуждения, через череду арестов, в 1928 году Митрополит Серафим был назначен управляющим Санкт-Петербургской епархией.
Именно к этим временам относится появление образа Христа в белом хитоне, не совсем канонического по написанию, но очень притягательного и потрясающего своим внутренним светом.
Представим себе время жесточайших гонений на Церковь Христову, время пыток, издевательств, расстрелов. И вот среди всего этого ужаса Владыка Серафим провидит не тьму Апокалипсиса, но тот Преображенский свет, какой явил Христос на горе Фавор своим ученикам Петру, Иакову и Иоанну. “И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф.17,2). Это Свет Воскресения Христова из мертвых. Это свет нашего воскресения, воскресения веры православной на Русской земле.
Незадолго до ареста Митрополит Серафим говорил: “Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Кто останется сейчас верен апостольской Церкви – тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно кончиться и православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства.”
Сегодня мы видим какими пророческими оказываются слова невинно убиенного Владыки. Россия снова идет на свет Христовой веры, на тот свет, который так глубоко и проникновенно воплотил в этом образе Христа, священномученик Митрополит Серафим.
Редкие и необычные иконы
Здесь будут размещаться изображения редких икон. Возможно, краткое описание.
Господь в белом хитоне
Икона находится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, с правой стороны у раки с мощами святого благоверного князя Александра Невского. Она сразу привлекает к себе внимание молящихся. Многие прихожане отмечают действие благодати, исходящие от этого образа. В образе есть одновременно величие и кротость, долготерпение и побеждающая сила Воскресения. Написана икона священномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым, 1937). Во время пребывания митрополита Серафима на кафедре в городе святого Петра этот образ был его кабинетной иконой.
И ВЛАДЫКА СЕРАФИМ САМ НАПИСАЛ ИКОНУ ХРИСТА В БЕЛОМ ХИТОНЕ. ОНА НАХОДИТСЯ В ХРАМЕ В ОБЫДЕНСКОМ ПЕРЕУЛКЕ.
Православный приход храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке
Это изображение Спасителя в белом хитоне письма священномученика митрополита Серафима (Чичагова) размещено на столпе справа от входа в храм. Христос словно идет навстречу молящимся с немного разведенными руками, гото.
Православный приход храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке
Это изображение Спасителя в белом хитоне письма священномученика митрополита Серафима (Чичагова) размещено на столпе справа от входа в храм. Христос словно идет навстречу молящимся с немного разведенными руками, готовый принять в Свои объятия кающихся. Фигура напоминает извод шествия Христа по водам. Подобный образ имеется в соборе Александро-Невской лавры, возможно, он относится ко времени пребывания автора на Ленинградской кафедре. Интересно, что сохранился и небольшой иконописный образ такой иконографии, аналогичный по форме и колориту, выполненный в 1910-х годах поставщиком царского двора В.П.Гурьяновым. Судя по пометам на обороте, он принадлежал к разряду Дворцового имущества, возможно, оба произведения относятся к одному первоисточнику.
Икона Спаситель в белом хитоне (АРТ.06110)
Ответы на частые вопросы при покупке иконы:
Мы изготавливаем иконы на трёх разных видах досок:
Никаких строгих правил по тому, какого размера должна быть икона, нет. Все зависит от Вашего желания и места, куда она будет помещена. Если у Вас дома есть иконостас, можно ориентироваться на него.
В квартире принято иметь икону Спасителя и Богородицы. В детской комнате по традиции вешают икону Ангела Хранителя или Богородицы. Также можно добавить в свой иконостас изображения любимых святых или иконы церковных праздников. Чаще всего в домах можно встретить изображения Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Матроны Московской, Ксении Петербургской и других особо почитаемых святых.
Вы можете заказать любой образ любого размера, обратившись к каталогу на сайте.
Производство икон стандартного размера занимает от 1 до 5 рабочих дней. Также мы изготавливаем иконы по индивидуальным размерам в зависимости от Вашего желания. Изделия нестандартного или большого размера производятся от 5 рабочих дней, сроки обговариваются предварительно с менеджером. Возможно срочное изготовление иконы (за несколько часов), о цене и сроках необходимо договариваться с менеджером в индивидуальном порядке.
Все наши иконы продаются вместе со стандартными фирменными плотными упаковками бежевого, красного и синего цветов, на которых написаны слова из Евангелия: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Также Вы можете приобрести фирменный пакет с изображением Данилова монастыря.
По Вашему желанию можем изготовить особую подарочную упаковку любого размера.
Вы можете оплатить заказ любым удобным способом:
Хитон и риза: что символизирует одежда православного священника
Церковь святых апостолов Петра и Павла
25 февраля 2014 Диакон Сергий Чечаничев
Этот образ Христа
–
Спасителя
в белом хитоне был написан Святым российским священномучеником Митрополитом Серафимом (Чичаговым)
Жизнь Владыки Серафима необычайна и удивительна.
Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов), правнук знаменитого адмирала В.Я.Чичагова, одного из первых исследователей Ледовитого океана, родился в 1856 году. Сначала, Леонид получил образование в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, а затем в Пажеском корпусе, по окончании которого был зачислен в Преображенский полк.
В 1879 году Леонид Михайлович женился на Наталье Николаевне Дохтуровой, внучатой племяннице генерала Д.С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года.
В 1891 году Леонид Михайлович, будучи тридцати шести лет от роду, в чине полковника оставляет военную службу, решив избрать иной жизненный путь – священство.
В 1895 году, овдовев и оставив четырех дочерей на попечение доверенных людей о.Леонид поступил в Троице-Сергиеву Лавру, где 14 августа 1898 года он принял монашество с именем Серафим.
Став священником, о. Леонид занялся составлением “Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря”, которая явилась самым значительным трудом его жизни. “Летопись” была издана в 1896 году и преподнесена Государю Николаю II. Именно это обстоятельство повлияло на решение вопроса о прославлении в лике святых, Преподобного Серафима (Саровского).
Революцию 1917 года Архиепископ Серафим встретил в Санкт-Петербурге. Пройдя через революционные заблуждения, через череду арестов, в 1928 году Митрополит Серафим был назначен управляющим Санкт-Петербургской епархией.
Именно к этим временам относится появление образа Христа в белом хитоне, не совсем канонического по написанию, но очень притягательного и потрясающего своим внутренним светом.
Представим себе время жесточайших гонений на Церковь Христову, время пыток, издевательств, расстрелов. И вот среди всего этого ужаса Владыка Серафим провидит не тьму Апокалипсиса, но тот Преображенский свет, какой явил Христос на горе Фавор своим ученикам Петру, Иакову и Иоанну. “И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф.17,2). Это Свет Воскресения Христова из мертвых. Это свет нашего воскресения, воскресения веры православной на Русской земле.
Незадолго до ареста Митрополит Серафим говорил: “Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Кто останется сейчас верен апостольской Церкви – тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно кончиться и православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства.”
Сегодня мы видим какими пророческими оказываются слова невинно убиенного Владыки. Россия снова идет на свет Христовой веры, на тот свет, который так глубоко и проникновенно воплотил в этом образе Христа, священномученик Митрополит Серафим.
Метки: Актуальная тема, образ Христа
Одежда
В первую очередь хитон – это распространенный вид одежды у древних греков и римлян. Он представлял собой подобие длинной рубахи, но без рукавов. С рукавами хитоны надевали только актеры, выступая в театре. Их изготавливали из шерсти или льна.
Хитоны делали как для мужчин, так и для женщин. Мужской вариант изготавливали из куска ткани, имевшей прямоугольную форму, приблизительно 1 м в ширину и около 1,7 м в длину. Этот отрез складывался по вертикали пополам, а затем скалывался специальными пряжками в области плеч. В качестве пояса надевали особую подвязку для поддержания одежды. Во время военных или спортивных упражнений одна из пряжек снималась для обеспечения большей свободы движениям.
Низ одеяния должен был быть обязательно подшитым. Это имело очень большое значение. Так, например, неподшитый низ являлся признаком того, что владелец хитона находится в трауре либо он раб.
Так же называется костюм из тонкой ткани с боковыми разрезами и без рукавов, в котором выступают танцовщицы. Сегодня его можно увидеть, например, в балете.
Хитон – ткань с поясом
«Ширяевцы были заинтригованы видом двадцати восьми пассажиров, что в оранжевых хитонах под стук барабанов приплясывали на верхней палубе», — так писал в своем произведении «Корабль мира “Василий Чапаев”» российский драматург Василий Аксенов. На самом деле сегодня хитоны можно встретить разве что в театре да в кино. Про этот вид одежды практически забыли. А зря! Старинный хитон способен много рассказать о себе.
Ну, во-первых, то что родом он из Древней Греции. На языке эллинов слово «хитон» означало «одежда». А во-вторых, что существовал мужской и женский хитон. Причем в каждом отдельном случае правила носки данного наряда были свои.
Хитон, предназначенный для сильного пола, изготавливали из прямоугольного куска ткани. Обычно его размер составлял 1,8 метра в длину и 1 метр в ширину. Ткань складывали сначала пополам по вертикали и только затем обрамляли ей тело. Для того, чтобы отрезок полотна хорошо держался на фигуре, его скрепляли на плечах золотистыми пряжками. Одну из застежек (обычно правую), кстати, могли снимать. Это допускалось во время спортивных состязаний да бы одежда не сковывала движений.
Еще одной декоративной деталью хитона служил пояс. Он крепился на талии. Нередко древние греки использовали сразу две обвязки. Так одежда не распахивалась.
Низ хитона обязательно подшивали. Необработанные и обтрепанные края свидетельствовали о том, что человек является рабом или находится в трауре.
Любопытно, но длина мужского хитона могла поведать о социальном положении его владельца. Классический вариант был до колен. Однако, жрецы, представители правительства и драматические актеры носили длинные хитоны – до лодыжек. Воинам же предписывались совершенно другие наряды – короткие, едва прикрывающие бедра.
Во время тяжелых строительных или земледельческих работ мужчины были обязаны надевать особый вид хитона – экзомис. Он представлял собой кусок грубой ткани. Материал пропускали под правой рукой, скрепляли на левом плече пряжкой, а на талии – поясом.
Женщины были более свободны в своем выборе. В их гардеробе было сразу два вида хитона – дорийский и ионийский. Дорийский по своим внешним очертаниям напоминал классический мужской хитон и был в ходу у жительниц Спарты. Те, одевая наряд, намеренно оставляли большие разрезы вдоль линии ноги. В результате во время ходьбы куски ткани распахивались и раскрывали бедра. За это спартанок даже прозвали файномерис, что означало – раскрывающие бедра.
Зато афинянки больше предпочитали ионийский хитон. Он был более широкий и длинный. Одежда формировалась не из одного, а из двух кусков ткани. Ширина изделия была индивидуальной и измерялась следующим образом. Девушка должна была горизонтально вытянуть руки. В этом положении исчислялось расстояние от одного запястья до другого. Так и получалась ширина хитона!
Боковые части ионийского наряда обязательно сшивали, а затем подпоясывали. Носить хитон без пояса допускалось лишь танцовщицам. Рукава одежды формировались при помощи многочисленных застежек, которые начинались на плечах и заканчивались на локтях. Хитон часто украшали вышивкой или росписью. Рисунок проходил по нижнему краю или охватывал все изделие.
Есть данные, что сначала хитоны изготавливали из шерсти, но затем это сырье заменили льном.
Впоследствии мода изменилась, и на смену древнегреческим нарядам пришли платья и брюки. Хитону так и не удалось отвоевать свои позиции. Хотя этот вид одежды навсегда вошел в историю костюма.
#история #мода и дизайн
Разновидности
Хитон – это одежда, которая на первый взгляд была повседневной и обычной. Однако это не совсем так. Его длина напрямую зависела от социального положения, а также возраста владельца. В основном у жителей Древней Греции и Римской империи хитон доходил до колен.
Жрецы, политики и важные должностные лица во время исполнения своих обязанностей носили длинные хитоны до лодыжек. Солдаты и старший воинский состав, напротив, носили короткий вариант этой одежды — выше колен. Это было обусловлено тем, что в сражении бойцам необходима была максимальная свобода движения. Также длинный хитон мог создавать различные помехи.
Рабочие носили, как и солдаты, укороченную одежду, но пропущена она была только через одно плечо и подпоясана. Одно из главных отличий хитона у рабочих — это сама ткань, из которой его делали. Обычно это была грубая и плотная материя, лишенная каких-либо изысков.
Господь Вседержитель
Спас Вседержитель. Россия. XVI в. Галерея Темпл. Лондон.
Иконописный тип Христа Вседержителя (Παντοκράτωρ) выражает в человеческих чертах воплощенного Сына Божия божественное величие Творца и Искупителя, правящего судьбами мира. Вседержитель восседает на престоле, благословляя правой рукой и держа в левой свиток или книгу. Таким Он изображается, например, в композиции Деисус, где по сторонам престола Ему предстоят Богоматерь и Предтеча155. Представлен ли Он один или в окружении святых, в этом иконографическом типе изображение Господа Вседержителя может быть сокращено до поясного, когда престола не видно (за исключением икон Страшного Суда, где Господь всегда изображается в полный рост на престоле славы). Огромные полуфигурные изображения Господа Вседержителя в мозаиках или фресках византийских куполов выдержаны в монументальном стиле, подчеркивающем грозный облик Господа, Владыки мира, грядущего судить живых и мертвых. Однако на моленных иконах Христос Вседержитель, сохраняя все Свое величие, не имеет ничего устрашающего. Строгое выражение Его лика исполнено милости. Это милосердный Господь, пришедший в мир, чтобы взять на Себя его грехи. Книга в Его левой руке раскрыта, и в ней читаются слова Евангелия, которые могут отличаться на разных иконах. На нашей иконе (см. с. 122) приведены слова из Евангелия от Матфея: Приидите ко Мне вcu труждающиися и обремененные, и Аз успокою вы иго бо Мое благо
На этой русской иконе XVI в. Христос облачен в темно-синий гиматий. Хитон же Его изображен как одеяние славы, на что указывает золотая разделка (ассист156). Густые волосы Господа ниспадают на Его левое плечо. Десница сложена в жесте благословения и указывает на книгу Евангелия, предлагаемую Христом верующим. Надпись и крест в нимбе частично утрачены.
Христос Пантократор. Москва. XV в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Большая икона, воспроизведенная на с. 124, датируется концом XV столетия. Здесь Спаситель изображен как Царь славы, окруженный небесными силами. Он восседает на великолепном резном престоле, благословляя правой рукой и держа в левой раскрытое Евангелие с комбинированным текстом: «Не на лицы зря судите, сынове человеческие, но праведен суд судите. Каким судом судите…» (ср.: Ин.7:24;
Спас Вседержитель. Мозаика в куполе церкви Богородицы Паммакаристы. Начало XIV в. Константинополь
Спас Вседержитель. Икона в эмалевой рамке. Россия. Вторая половина XIX в.
Мф.7:2). Христос окружен мандорлой, в которую вписаны два четырехугольника, образующие восьмиконечную звезду – символ будущего века. Внутренний четырехугольник включает в себя только фигуру Вседержителя; сама мандорла охватывает Его престол и окружающих Его херувимов. В углах второго четырехугольника помещены символы четырех Евангелистов, проповедавших Евангелие четырем концам света. Сильное и спокойное движение Творца, «седящаго на херувимех», передается тварному миру – трепещущим херувимам и четырем символическим животным.
Еще одна воспроизведенная здесь икона типа Вседержителя – поясная, заключена в эмалевую рамку, которая следует контуру фигуры Христа. Он благословляет правой рукой и держит другой Евангелие, раскрытое на тех же словах, что и в первой описанной иконе. Здесь изображение Христа упрощено, менее утонченно разработано. На хитоне нет золотой разделки, и общий вид Спасителя не столь величествен: иконописец стремился передать скорее милосердие и кротость Искупителя как Господа, слышащего мольбы людей.
Эта икона была написана в русской мастерской во второй половине XIX в. Хотя она и принадлежит времени упадка, она все же верна иконописному канону как в понимании Христа Вседержителя, так и в приемах живописной техники.
Священномученик Серафим Чичагов. След в культуре
Вспоминая священномученика митрополита Серафима Чичагова, нельзя не упомянуть оставленного им обширного культурного наследия. Редко бывает, чтобы один и тот же человек проявлял высокое художественное чутьё и мастерское владение приёмами и техниками во многих сферах искусства одновременно.
Серафим Чичагов – это, во-первых, замечательный живописец и иконописец. Хорошо известны, по меньшей мере, две иконы кисти святого. Большая икона Спасителя, облаченного в белый хитон, на терракотовом фоне, находится в настоящее время в храме пророка Божия Илии во 2-ом Обыденском переулке в Москве. Она отображает плод молитвенных созерцаний автора. Христос изображён идущим на зрителя и смотрящим в глаза, руки, опущенные вниз, как бы приглашают к сближению.
При жизни митрополита Серафима икона находилась в рабочем кабинете в Ленинграде, Новодевичьем монастыре, и в доме в Удельной, под Москвой, где владыка затем проживал на покое.
В Троицком соборе Александро-Невской лавры хранится икона «Спаситель в хитоне» на лазоревом фоне. Это реплика вышеупомянутого образа. По одним данным, она написана самим священномучеником Серафимом, по другим же, является списком работы неизвестного копииста.
Другая икона священномученика Серафима – Моление на камне преподобного Серафима Саровского. Она относится к 1890-м и была написана молодым тогда ещё священником Леонидом Чичаговым в годы настоятельства его в домовой церкви святителя Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. Полотно создано на основе живописных образцов, находившихся в надгробной часовне и пустыньках на местах подвигов старца. Преподобный, в лаптях и балахоне, с непокрытой головой, с наперсным крестом на груди, молится на большом камне в ночном лесу, под иконой Божией Матери «Умиление». Образ старца, окружающий пейзаж написаны в академической манере, тонко и мягко, с большим художественным вкусом.
Также на сводах четверика храма святителя Николая в Старом Ваганькове имеются изображения четырёх евангелистов, написанные будущим священномучеником.
Митрополит Серафим Чичагов был также замечательным композитором. Ему принадлежит большое количество музыкальных произведений. Они сведены в несколько циклов: «Листки из музыкального дневника», «Музыкальный дневник» и вокально-инструментальные «Духовно-музыкальные сочинения». По жанрам — это разнообразные направления: литургическая музыка, вокальные сочинения и сочинения для фортепиано, фисгармонии и органа. Интересна судьба музыкального творчества владыки. Долгое время нотные записи многих произведений считались утраченными. В 1999 г. «Музыкальный дневник» был случайно найден и приобретен в букинистическом нотном магазине Санкт-Петербурга. Книгу издания начала XX в., типографии Юргенсона привезли матушке Серафиме (Чичаговой) в качестве пасхального подарка. Впоследствии в результате кропотливого розыска среди библиотечных фондов обнаружились и другие сочинения.
Сегодня в больших и малых концертных залах их исполняют музыканты и вокалисты, включая таких знаменитых, как певица Лидия Абрамова, пианисты Виктор Рябчиков, Михаил Воскресенский и Адриан Егоров, хор Московского института музыки и Музыкального колледжа имени А.Шнитке.
Профессор Московской консерватории Михаил Воскресенский говорит: «Очень профессиональная музыка, близкая по характеру Чайковскому. Красивый мелодический язык, довольно сложные гармонии, развернутая фортепианная партия, хорошее чувство формы, умело подготовленные кульминации – все это свидетельствует не только о природном таланте, но и о композиторской школе автора».
Руководитель хора Екатерина Евгеньевна Наумова Московского института музыки и Музыкального колледжа имени А.Шнитке: «Три хора акапелла и три с сопровождением показывают, что автор владеет техникой хорового письма. Его произведения, написанные для большого смешанного состава, таят немало трудностей, особенно в звучании без сопровождения сопрано и басов в крайних регистрах. Хоры епископа Серафима отражают его размышления о подвигах самопожертвования, красоте, любви. Чувствуется, что он глубоко воспринял опыт русской духовной музыки и использовал его для воплощения своей мечты о нравственном совершенстве человека. Свежесть и искренность мелодий, глубина содержания делают эти произведения, безусловно, ценным музыкальным документом эпохи».
Считают, что во время службы в Петербурге, в Преображенском полку, офицер Чичагов мог общаться с Чайковским и Римским-Корсаковым и от них почерпнуть основания композиторского мастерства. Другим источником таланта послужила его мать, Мария Николаевна Чичагова, одаренная пианистка. Именно от мамы были взяты первые уроки игры на рояле. Музыка сопутствовала Леониду Чичагову в продолжение всей его жизни. По свидетельствам очевидцев, он мастерски играл на рояле и фисгармонии. Прослушать сочинения владыки Серафима можно здесь.
В качестве гимнографа митрополит Серафим проявил себя в написании акафиста Серафиму Саровскому. Фонограммы акафиста в исполнении различных коллективов вы можете найти здесь.
Прославление Серафима Саровского стало одним из главных свершений священномученика. С 1880-х он занялся собиранием свидетельств о старце. Память его была ещё свежа – с Чичаговым эпоху святого разделяло не более полувека. Эти записи вкупе с другими историческими данными, рассказами о чудесах Саровского подвижника были объединены в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Читать книгу целиком, в двух томах можно здесь.
Известно, что в конце жизни владыка подготавливал продолжение «Летописей», материалы которой оказались изъяты при аресте чекистами в 1937-м и безвозвратно утрачены.
Почитание митрополита Серафима в Русской Православной Церкви не прерывалось в русской эмиграции и в советской России. Живы были его многочисленные родственники и духовные чада, из поколения в поколение передавались фотоматериалы и личные вещи владыки. Масштаб личности, яркость дарований, участие в исторических событиях предопределили внимание потомков к биографии и наследию священномученика.
Иконографические изображения святого отличает глубокое символическое осмысление жизни и подвига. Образцовой в своём роде можно считать икону митрополита Серафима с житийными клеймами из храма на Бутовском полигоне, месте расстрела и погребения священномученика.
Встречаются и необычные сюжеты. Вот один из примеров: «Святой Царь-мученик Николай принимает из рук священномученика Серафима Чичагова летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».
Икона «Три Серафима», с ростовыми фигурами священномученика Серафима Чичагова, преподобных Серафима Саровского и Серафима Вырицкого. Квинтэссенция исторического преемства и взаимопроникновения образов и жизненных путей трёх великих светильников Русской Церкви «из рода Серафимов».
Несколько книг посвящены памяти священномученика Серафима. Читателям доступны к ознакомлению в интернете следующие:
В. А. Юлин «Серафим значит пламенный», В. А. Юлин «Варвара в миру – Серафима в монашестве» о внучке митрополита Серафима.
В 2003 г. в издательстве Сретенского монастыря вышла книга «Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима Чичагова».
Смотрите также небольшой документальный фильм о жизни владыки Серафима.