спаси и сохрани вконтакте
Спаси и Сохрани
Спаси и Сохрани запись закреплена
Спаси и Сохрани запись закреплена
Душа, познавшая Господа, всегда хочет видеть Его в себе, ибо Он приходит в душу тихо и даёт душе мир.
Преподобный Силуан Афонский
Спаси и Сохрани запись закреплена
Спаси и Сохрани запись закреплена
Быть близко или далеко от Бога зависит от самого человека,
потому что Бог везде.
Святитель Иоанн Златоуст
Спаси и Сохрани запись закреплена
Сын мой! не умножай слов: многословие удалит от тебя Духа Божия.
Преподобный Антоний Великий
Спаси и Сохрани запись закреплена
Мы пришли учиться духовной жизни: что ж удивительного, если погрешаем? Будем исправляться! А исправит нас Сам Бог!
Прп. Амвросий Оптинский
Спаси и Сохрани запись закреплена
«Когда почувствуешь печаль или боль от того, что кто-то тебя оскорбил или пристыдил, знай, что получил ты от этого пользу великую, потому что вышло из тебя тщеславие».
Старец Иосиф Ватопедский
Спаси и Сохрани запись закреплена
Чтобы вечно чувствовать любовь, нужно принять очень твёрдое решение: любить, несмотря ни на что.
Священник Павел Гумеров
Спаси и Сохрани запись закреплена
«Проси в молитве не легкой ноши, а крепких плеч».
@ СПАСИ И СОХРАНИ!
Это не коммерческая страница. Мы не занимаемся рекламой других сообществ, магазинов и т.д. Мы не предоставляем подобных услуг и не пользуемся ими.
работа администраторской группы сообщества осуществляется на безвозмездной основе и при наличии свободного времени у администраторов.
@ СПАСИ И СОХРАНИ! запись закреплена
КаДетские ВЕСТИ
МОЙ ДРУГ, ОТЧИЗНЕ ПОСВЯТИМ.
210 ЛЕТ ЦАРСКОСЕЛЬСКОМУ АЛЕКСАНДРОВСКОМУ ЛИЦЕЮ
Царскосельский Александровский лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея». А сегодня все лицеисты страны отмечают этот день, как свой праздник.
Показать полностью.
Императорский Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1918 год. В русской истории лицей известен, в первую очередь, как школа, воспитавшая великого поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Лицей был основан по указу императора Александра I. Программа была ориентирована на подготовку государственных чиновников высших рангов. Однако военной подготовке в лицее уделялось особое внимание. Первоначально лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, но в 1822 году был переподчинён военному ведомству.
В лицей принимали детей 10—14 лет. Приём осуществлялся раз в три года. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины. Желавшие поступить на военную службу приравнивались к выпускникам Пажеского корпуса.
Среди выпускников-лицеистов много достойных офицеров,избравших путь служения России на военном поприще.
@ СПАСИ И СОХРАНИ! запись закреплена
Татьяна Рубачева
Не проси у Господа никаких откровений, кроме одного:
«Господи! Даруй мне зрети мои прегрешения. «
Архимандрит Павел Груздев.
@ СПАСИ И СОХРАНИ! запись закреплена
Почему России нужен Царь. Священник Роман Зеленский.
_____________________________________________________________________
http://tvspas.ru/ Медиапортал ТВСПАС о главной опасности в наше время.
О Вере, Царе и Отечестве, объединении против мирового зла, русской идеологии, а также о важности прославления православного Царя с точки зрения богословия.
@ СПАСИ И СОХРАНИ! запись закреплена
Константин Душенов
Страна распавшихся душ: на Украине Библию сдали в макулатуру
Морально-нравственное обнищание (в своих самых пошлых и страшных проявлениях!) обнаруживается чаще всего на уровне бытовых поступков и грехов. Чтобы человеческое сознание окончательно оскотинилось, требуется не так уж много, достаточно его попадания в плен чуждого мировоззрения и чужой веры.
Показать полностью.
Малороссия стояла на Православии. Чего уж тут говорить, если даже буйные запорожцы, то рубившие поляков и татар, а то и дружившие с ними, всегда тянулись к православному храму…
Вот распласталась церквушка на древнем языческом кургане, звон колоколов по округе растекается золотистым туманом, и плюгавенький батюшка в заштопанной на скорую руку ряске, и диакон, малость подшофе, − все это как-то не так, не очень-то благолепно.
Посмотришь на католиков, так у них и ксендз трезвый, в меру упитан, в меру развит, по-латыни чешет как папа римский, и лицо постно умилительное. Но не годится католичество казаку, не к ксендзу на поклон тянет, а туда, где на весь храм летит возглас: «Двери! Двери! Премудростию вонмем!». И пьяненький піп – все равно батька, а трезвый ксендз – и не отчим, а дядя с дальнего хутора…
Впрочем, те времена минули. Современная Украина – это не православная страна. Есть Украинская Православная Церковь, которую любят миллионы людей, но большинство либо пошло в ряды многочисленных сектантов, либо просто ударилось в атеизм. ПЦУ же, созданная Варфоломеев Фанарским, православной может именоваться лишь по недоразумению. Это политическая националистическая организация, прикрывшая свою духовную наготу рассуждениями о Православии. Здесь и таинство – не таинство, и обряд – не обряд. Бога в ней нет. Поменяли «пэцэушники» Творца всяческих на Бандеру и Мазепу.
Майдан 2014 года усилил темпы дехристианизации не только в Киеве, но и в провинции.
@ СПАСИ И СОХРАНИ! запись закреплена
Параскева, нареченная Пятницей (+ ок. 284-305 [1]), великомученица
Память 28 октября (по ст.ст.) /10 ноября (по нов.ст.)
Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: «Святая Параскева, нареченная Пятница». Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Иконы ее особенно почитались и украшались нашими предками.
________________________________________________________________
Молитва великомученице Параскеве, нареченной Пятница
Свята́я неве́сто Христо́ва, многострада́льная му́ченице Параске́во! Ве́мы, я́ко от ю́ности твоея́ ты все́ю душе́ю твое́ю и всем се́рдцем твои́м возлюби́ла еси́ Царя́ сла́вы, Христа́ Спаси́теля и Ему́ еди́ному уневе́стилася еси́, разда́вши име́ния твоя́ неиму́щим и бе́дным. Ты си́лою благоче́стия твоего́, твои́м целому́дрием и пра́ведностию, я́ко луча́ми со́лнечными, просия́ла еси́, жи́вши свя́то среди́ неве́рных и безбоя́зненно пропове́давши им Христа́ Бо́га. Ты, от дней ю́ности твоея́, науче́нная твои́ми роди́телями, всегда́ благогове́йно че́ствовала дни искупи́тельных страсте́й Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Его́же ра́ди и сама́ доброво́льно пострада́ла еси́. Ты, десни́цею А́нгела Бо́жия от неисце́льных ран ди́вно исцеле́нная и восприя́вшая неизрече́нную све́тлость, изуми́ла еси́ неве́рных мучи́телей. Ты, и́менем Го́спода на́шего Иису́са Христа́ и си́лою моли́твы твое́ю в ка́пище язы́ческом всех и́долов до́лу пове́ргши, в прах сокруши́ла еси́ я́. Ты, опаля́емая свеща́ми, еди́ною моли́твою твое́ю ко всеси́льному Го́споду угаси́ла еси́ огнь есте́ственный, и тем же пла́менем, чуде́сне возжже́нным чрез А́нгела Бо́жия, попали́вши неи́стовых беззако́нников, мног наро́д привела́ еси́ к позна́нию и́стиннаго Бо́га. Ты, во сла́ву Го́спода прия́вши ме́чное главы́ твоея́ усече́ние от мучи́телей, до́блественно сконча́ла еси́ страда́льческий твой по́двиг, возше́дши душе́ю твое́ю на Небеса́, в черто́г вожделе́ннаго твоего́ Жениха́ Христа́ Царя́ Сла́вы, ра́достно сре́тшаго тя сим небе́сным гла́сом: «Ра́дуйтеся, пра́веднии, я́ко му́ченица Параске́ва увенча́ся!» Те́мже и мы днесь приве́тствуем тя, многострада́льная, и, взира́юще на святу́ю твою́ ико́ну, с умиле́нием вопие́м ти: всечестна́я Параске́во! Ве́мы, я́ко ве́лие и́маши дерзнове́ние ко Го́споду: умоли́ у́бо Его́ Человеколю́бца и о нас с предстоя́щих и моля́щихся ти, да пода́ст Он и нам, я́коже тебе́, терпе́ние и благоду́шие в беда́х и ско́рбных обстоя́ниях; да да́рует Он, хода́тайством твои́м и заступле́нием, ра́достное, благоде́нственное и ми́рное житие́, здра́вие же и спасе́ние, и во всем благо́е поспеше́ние возлю́бленному на́шему оте́честву, да ниспосле́т свято́е Свое́ благослове́ние и мир, и всем правосла́вным христиа́нам да пода́ст твои́ми святы́ми моли́твами утвержде́ние в ве́ре, благоче́стии и свя́тости, преспе́яние же в христиа́нской любви́ и вся́кой доброде́тели: да очи́стит нас гре́шных от вся́кой скве́рны и поро́ка, да огради́т нас святы́ми Свои́ми А́нгелами, да засту́пит, сохрани́т и поми́лует всех свято́ю Свое́ю благода́тию и соде́лает насле́дниками и прича́стниками Небе́снаго Своего́ Ца́рствия. И та́ко улучи́вше спасе́ния твои́ми святы́ми моли́твами, предста́тельством и заступле́нием, всесла́вная неве́сто Христо́ва Параске́во, просла́вим все пречи́стое и великоле́пое и́мя ди́внаго во святы́х Свои́х и́стиннаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Благотворительный Фонд «Спаси и Cохрани»
Благотворительный Фонд «Спаси и Cохрани» запись закреплена
До середины 20 века в деревне Крюково Немского района крестьяне занимались изготовлением посуды и игрушек из глины, в период коллективизации здесь был образован колхоз «Красный гончар». Еще живы очевидцы событий – дети и внуки гончаров, немчане до сих пор используют в быту изготовленную ими глиняную посуду. Вместе с тем, опрос учащихся Немской школы показал, что 63% опрошенных ничего не знают о существовании этого промысла на территории района. Ещё 15% затрудняются назвать традиционные местные ремесла.
Возрождение гончарного ремесла и сохранение исторической памяти стало приоритетным вопросом для жителей посёлка Нема, в том числе для детей и подростков. Опрос показал, что они готовы заниматься керамикой и изучать промысел своих предков. Отметим, что ранее попыток возродить керамический промысел или рассказать о его месте в быту поселения в районе не предпринималось.
Участниками проекта станут 5 педагогов и 40 учащихся немской школы 7-12 лет, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Опытные мастера-керамисты нашего Фонда обучат искусству лепки и гончарства 5 педагогов-волонтёров, чтобы впоследствии они обучали ремеслу школьников. Вовлечение молодого поколения в интересную новую деятельность будет способствовать возрождению интереса к краеведению, желание узнать больше о занятиях своих предков.
Основной площадкой реализации проекта станет краеведческий отдел Немской центральной районной библиотеки им. М.И.Ожегова, где оборудуем пространство керамической мастерской для проведения занятий и творческих встреч. Волонтёры так же будут вести занятия в Центре дополнительного образования и Немской средней школе.
Каждая группа занимающихся в студии будет получать задания по краеведению, которое они должны выполнить и творчески представить результат. Таким образом, в посёлке образуется любительское сообщество юных керамистов, увлеченных работой с глиной, исследовательской и краеведческой работой. Реализация проекта расширит знания и представления детей об истории родного края, обеспечит преемственность поколений, позволит сформировать чувства уникальности территории своего проживания, привязанности и принадлежности к ней.
Проект «Немская керамика. Возрождение», разработанный Благотворительным Фондом «Спаси и Сохрани» стал победителем конкурса социально-ориентированных некоммерческих организаций Кировской области и получил поддержку в сумме 499750 рублей.
Уже к новому году немчане получат первые сувениры из глины, выполненные в творческих мастерских проекта, а в сентябре 2022 года работы участников представим в Народной галерее ОДНТ города Кирова!
Благотворительный Фонд «Спаси и Cохрани» запись закреплена
В четверг 28 октября весь мир и наша страна в том числе будут отмечать Международный День бабушек и дедушек.
А когда жизнь сложилось так, что роднее бабушки никого рядом нет.
Показать полностью.
Самый родной и близкий человек – это бабушка, на которую легла непростая обязанность воспитания своих внуков.
Сегодня расскажем о нашем проекте «Психологическая гостиная «МА-БА», где в уютном зале городской библиотеки №3 «Маяк» каждую неделю встречаются бабушки, взявшие под опеку своих внуков.
как понимать ребенка,
как корректировать его поведение и стать для него другом, а не просто опекуном,
где найти силы воспитать еще одного ребенка, а иногда и несколько детей – своих внуков
бабушкам из Кирова рассказывает психолог Светлана Светланова.
Каждая вторая опекунская семья – это человеческое горе, личная драма её членов. Людям старшего возраста, «подставившим свои плечи» и, взявшим ответственность за воспитание своих внуков на себя, приходится очень нелегко в силу возраста, финансовых и психологических проблем. Важно в первую очередь наполнить взрослого опекуна ресурсным состоянием, чтоб он мог совершенствовать и стабилизировать отношения с опекаемым подростком, быть для него примером и опорой по жизни.
Психологом проекта совместно со специалистами службы сопровождения замещающих семей детского дома «Надежда» разработана специализированная программа, которая направлена на на целый ряд терапевтических изменений:
снятие психоэмоционального напряжения
профилактику эмоционального выгорания опекунов серебряного возраста,
разрешение противоречий в системе ценностей и установок личности, трансформацию блоков и личных страхов,
поиск внутренних и внешних ресурсов для повторного родительства.
Мероприятия программы включают групповую и индивидуальную работу с опекунами серебряного возраста по профилактике эмоционального выгорания, повышению самооценки, признанию важности своего труда для ребенка, общества, проработку и корректировку отрицательных психоэмоциональных состояний опекунов, связанных с виной, потерей, страхами. Важным блоком занятий является игровая практика, где психолог-специалист даёт знания по конструктивному выходу из конфликтных ситуаций, принятию возрастных особенностей своих опекаемых внуков, поддержанию эмоционального контакта с опекаемыми детьми, с учетом разновозрастных особенностей сторон.
Проект «Психологическая гостиная «МА-БА» реализуется Благотворительным Фондом «Спаси и Сохрани» с июня по декабрь 2021 года при финансовой поддержке депутата Государственной Думы Рахима Азимова и общества «Знание».
Руководитель проекта Елена Рыкова
Психолог проекта Светлана Светланова
Спаси и Сохрани.
Спаси и Сохрани. запись закреплена
…Познай, откуда ты и кто,
Зачем пришёл, куда идёшь.
Что ты велик, и ты — ничто,
Что ты безсмертен, и умрёшь.
старец Николай (Гурьянов)
Спаси и Сохрани. запись закреплена
Илья Ивашкин
Спаси и Сохрани. запись закреплена
Спаси и Сохрани. запись закреплена
Спаси и Сохрани. запись закреплена
Не слушай худое и грязное ни о ком… Не останавливайся на недобром помысле…Неправды беги… Правду говорить никогда не бойся, только с молитвой и, прежде, проси благословения у Господа.
Старец Николай (Гурьянов)
Спаси и Сохрани. запись закреплена
Когда ты возжигаешь свечу и говоришь: «За тех, кто страдает телесно и душевно, и за тех, кому это нужно больше всего,» — то среди этих людей есть и живые и усопшие. Знаешь, какое упокоение испытывают усопшие, когда мы ставим за них свечу? Так мы находимся в духовной связи с живыми и усопшими. Одним словом, свечка — это «антенна,» с помощью которой мы вступаем в контакт с Богом, с больными, с усопшими и так далее.
Преп. Паисий Святогорец
Спаси и Сохрани. запись закреплена
Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Спаси и Сохрани. запись закреплена
Юродство – духовно-аскетический подвиг, который заключается в отказе от мирских благ и общепринятых норм жизни, принятии на себя образа человека, не имеющего разума, и смиренном терпении поруганий, презрения и телесных лишений.
Ключом к пониманию этого подвига является фраза из Священного Писания: «. мудрость мира сего есть безумие пред Богом. » (1 Кор. 3, 19).
Показать полностью.
Юродивый (слав. глупый, безумный) – человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения. Христа ради юродивые ставили себе задачей побороть в себе корень всех грехов – гордость. Для этого они вели необычный образ жизни, иногда представлялись как бы лишенными рассудка, вызывая тем над собою насмешки людей. Вместе с тем, они в иносказательной символической форме обличали зло в мире, как словами, так и действиями. Такой подвиг брали на себя юродивые для того, чтобы смирить себя и вместе с тем сильнее воздействовать на людей, так как к обычной простой проповеди люди относятся равнодушно. Подвиг юродства ради Христа был особенно распространен у нас на Русской земле.
– Юродство предполагает очень высокую степень духовной жизни и принимается совершенно сознательно. Для соблюдения этих двух условий по меньшей мере надо обладать здравым умом и трезвой памятью. Согласно святоотеческой аскетике, принять такой подвиг мог человек не просто здоровый психически и духовно, но и достигший бесстрастия, то есть состояния, когда, как говорили отцы, «умолкнут чувства» и человек перестает поступать в зависимости от них, а руководствуется в своем поведении духовным разумом. И вот эту высоту жизни подвижник скрывает за юродством, как за ширмой, чтобы послужить Богу втайне. Чтобы избежать почитания, он надевает на себя маску душевнобольного, принимая оскорбления, которые помогают бороться с гордостью и достигать совершенного смирения. Поведение юродивого по форме часто нарочитое, иной раз провокационное, неадекватное. Но такая нарочитость у него – маска, под которой – целостная личность в максимальной собранности ума, воли и чувств, с очень четкой логикой, в полном духовном сознании. Юродивый всегда знает, что юродствует. Его контролирующее самосознание, или трезвение по святоотечески, помогает ему максимально адекватно оценивать себя и все окружающее. Это благодатное состояние, в котором присутствуют не только усилия или способности человека, но и преображающая и содействующая сила Божия. Поэтому юродство – не болезнь, а духовный подвиг, принятый в результате собственного выбора.
У душевнобольного человека как раз нарушено самосознание, целостность личности, он не способен – полностью или частично – руководить своими желаниями, мыслями, волей. У него дисгармония всего психического строя на разных уровнях: на поверхностном, поведенческом, проявляющемся в психопатии, более глубоком эмоциональном, и еще более глубоком, когда расстраивается мышление, воля и человек начинает заражаться разными бредовым идеями, галлюцинировать, становясь открытым и для бесовских сил. Такой человек не критичен по отношению к себе и другим людям, неадекватно устанавливает связи между событиями и людьми.
В отличие от юродивого, который стремится умалить свое «я» (ведь это подвиг борьбы с гордыней), поставить вместо «я» Бога в акте смирения, больному человеку надо еще исцелить свое «я», осознать себя как личность. В силу разобщенности сил души такой человек часто лишен очень важного акта – сознательного волеизъявления, которым руководствуется подвижник, принимая на себя подвиг. И потому совершенно невозможно быть одновременно юродивым и душевнобольным. Это, конечно, никак не умаляет душевнобольного в глазах Божиих, просто важно помнить, что юродство – исключительный вид подвижничества и очень немногие к нему призваны и на него способны.
Другой случай – лжеюродство, кликушество. Здесь критерием может быть разница в мотивации и целях: если юродивый борется с гордыней, тщеславием – лжеюродивый, чаще всего бессознательно, стремится подпитать свою гордыню. То есть здесь сам подвиг берется уже ради гордыни – с целью материальных выгод, или манипуляции кем-то, или удовлетворения собственной властности. Это способ привлечь к себе внимание человека с истерическим складом психики.
Отдельной категорией в этом вопросе идут так называемые странненькие, или, как их часто называют в народе, блаженные, что не имеет никакого отношения к блаженным в каноническом смысле. Эти люди также отличаются странностью поведения, необычными высказываниями, привлекающими внимание. Но это ни в коем случае не юродство в святоотеческом понимании. Потому что, в отличие от юродивых, «странненькие» – это люди часто органически поврежденные. За счет снижения интеллекта у них может быть компенсаторно развита интуиция. Будучи верующими, живущие смиренно, они могут высказывать какие-то интересные соображения. Но такие «блаженные» ничего сознательно не берут на себя, они такие и есть, это проявление особенностей их психики, часто – болезни. К ним лучше всего относиться спокойно, сострадательно, но и с осторожностью. Не искать необычного человека. Потому что, когда стремятся к духовной жизни, не человека другого ищут, а Христа.
Почему нельзя сказать, что князь Мышкин был юродивый? Во-первых, потому, что он был больным, эпилептиком. Во-вторых, он не брал на себя юродства сознательно, он просто был таким сам по себе: глубоко верующим, интуитивно развитым. Но это не было несением креста – юродства.
Очень трудно выстроить схему: вот юродивый, вот кликуша, вот странненький. Подлинные юродивые – это люди духовные. О духовном могут судить только духовные. Мы не можем проникнуть в тайну их внутреннего мира, мы можем иметь только какие-то ориентиры, которые показывают, что это – истина или подделка. Господь открывает, когда надо, и святость, и лжесвятость, и последние бывают посрамлены. И наоборот: не может укрыться свет, истинная благодать Божия. Например, Ксения Петербургская (из жития которой известно, что она проходила медицинское освидетельствование и была признана психически абсолютно здоровой) была и при жизни почитаема людьми, пусть не сразу, но даже простые люди заметили, что она – человек святой. Любящий, смиренный, служащий Богу и людям, обладающий благодатной силой, чудотворной молитвой. Таковы и все юродивые.
Журнал «Нескучный сад»
Спаси и Сохрани. запись закреплена
Священномученик Андроник (Никольский). День памяти 20 июня.
Священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Соликамский (в миру Владимир Никольский), родился 1 августа 1870 года в семье диакона Ярославской епархии, служившего в селе Поводнево, что в одиннадцати верстах от града Углича.
Показать полностью. С отрочества он занимался крестьянским трудом и участвовал в церковной жизни своего села, быстро возрастая разумом о Христе. Первоначальное образование Владимир получил в Угличском Духовном училище, поступив туда девяти лет от роду, а затем в Ярославской Духовной Семинарии. После окончания Семинарии юноша поступил в Московскую Духовную Академию, где на II курсе (1 августа 1893 года) принял монашеский постриг в двадцать три года, по благословению и совету святого праведного Иоанна Кронштадтского, с именем Андроник, в честь святого Апостола от семидесяти, епископа Паннонийского.
По окончании Академии, в 1895 году, получив звание кандидата богословия за сочинение «Древнецерковное учение о Евхаристии как жертве в связи с вопросом об искуплении», он принимает сан иеромонаха и назначается помощником инспектора в Кутаисскую Духовную Семинарию. Через год становится преподавателем, а затем инспектором Александровской миссионерской Семинарии, находившейся в Ардоне на Северном Кавказ в Осетии.
Отец Андроник сразу расположил к себе местное население. Готовясь ко второму учебному году, он неожиданно в 1897 году получает телеграмму о своём назначении миссионером в Японию. По приезде на место назначения он горячо взялся за дело миссионерства под вдохновляющим окормлением уже славно трудившегося там Святителя Николая (Касаткина, память 3 февраля). Японцы поразили его простотой восприятия учения Христова и силой веры.
Однако, болезнь заставляет отца Андроника вернуться в Россию. В течении шести лет он является ректором Уфимской Семинарии.
5 ноября 1906 года отец Андроник был хиротонисан в епископа Киотского и назначен помощником архиепископа Николая (Касаткина). Вторично приехав в Японию, в город Осака, он за короткое время сумел создать там православную общину. Но климат южной азиатской страны резко ухудшил и без того слабое здоровье епископа Андроника, и через два года Синод по его прошению отзывает Владыку Андроника в Россию, назначая его в 1908 году епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии.
В те годы уже ясно виделось отступление общества от Церкви — и на этом поле брани Владыка выступает могучим воином Христовым, препобеждая безбожие и падение нравов словом Божиим. Вот что он тогда писал: «Древний антихристианский заговор, начавшийся от тех, которые кричали Пилату с яростью на Иисуса Христа: «распни, распни Его; кровь Ею на нас и на чадах наших», — продолжавшийся в тайных обществах, слился со всемирной иудейской организацией». «Собирайся же плотней, Русский народ, заграждая уста безбожных, как триста лет тому назад ты. обманываемый, обольщаемый всеми, собрался вокруг Минина и Пожарского и прогнал всех врагов, поставил пред Господом Богом Царя и с ним водворил порядок».
В 1913 году Владыка назначается в Омск. Омская епархия охватывала тогда территорию современного Восточного Казахстана, включая будущую Карагандинскую область. Обширные земли осваивались русскими переселенцами. Епископ игумен налаживал в переселенческих сёлах церковную жизнь, преодолевая тысячи вёрст пути зачастую без келейника и иподиакона. Подвижнический труд истощил его физически до крайности, и священноначалие сочло необходимым перевести его на «благополучную» Пермскую кафедру.
Полтора года служения в Сибири завершились переездом за Урал, на Русский Север. Епископ Андроник вступил в управление Пермской епархией. На Пермскую кафедру взошёл подвижник и архипастырь-миссионер, подобный святому Стефану Пермскому — крепкий молитвенник, ни во что вменявший всякое богатство. Все средства жертвовал Владыка на помощь беднякам; одевался просто, никогда не носил шёлковых ряс. Его жизнь была образцом древнего благочестия, а время служения Святителя — временем расцвета духовной жизни в Пермской епархии; устраивались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян; в аудитории при Стефановской часовне начались занятия миссионерского и народно-певческого кружков; составилась хорошая библиотека, из которой всем желающим выдавались книги на дом; во всех храмах города служились акафисты, после которых проводились беседы. Владыка объяснял народу духовный смысл идущей в то время войны.
Пермь тогда отличалась прекрасными проповедниками, в подготовке которых Владыка много потрудился, и которые позднее целым сонмом засвидетельствовали истину своего служения мученичеством и исповедничеством.
Для малоимущих при одном из храмов было организовано «попечительство о бедных» со своей дешёвой столовой. При свечном заводе и на подворье Белогорского монастыря открылись книжные лавки. При храме училища слепых и в женском монастыре были устроены детские приюты. Воскресенский храм содержал на свой счёт богадельню, в которой жили около пятидесяти стариков. При кафедральном соборе организовалось общество хоругвеносцев, насчитывавшее несколько десятков человек, а в 1917 году была создана дружина по охране собора и архиерейского дома.
Владыка высоко ценил духовную культуру русского народа. В своей книге «Письма архиерея к иереям» (выдержавшей несколько изданий) он писал: «Во всём уклад нашей жизни, в обычаях, в душевных исканиях, в народном и даже литературном творчестве непременно есть искание нравственной ценности жизни, отношение к ней именно с этой стороны».
А в своём слове при вступлении на Пермскую кафедру он сказал: «Нет, не было на земле народа, который так глубоко и жизненно воспринимал бы веру Христову. Если современному одряхлевшему миру суждено от Вседержителя ещё воскреснуть к новой жизни, то это воскресение его будет от Богоносного русского народа».
Касательно богослужебной практики Владыка советовал приходским священникам завести в храмах общенародное пение, говоря при этом, что: «Нет лучших распевов, чем знаменные». «Начать нужно со всем известных молитв и кончить тем, чтобы все богослужение вместе с канонархом исполнялось самими прихожанами». И это было именно то, что позволяло верным быть «едиными усты и единым сердцем». «Кроме того, непременно нужны внебогослужебныя чтения и беседы в храме, в школе. На них уместно и следует завести пение хоровое и общенародное. Тут будет и чтение от Божественного, и рассказ из жизни святых или из истории поучительной. На сих чтениях удобно может исполняться и самая катехизация народа». Большое значение епископ придавал кружкам ревнителей благочестия, рассматривавшимся им как очаги духовно-нравственного возрождения нации. В 1917 году на обсуждении в Предсоборном Совете вопроса о допущении русского языка в богослужении, Владыка твёрдо отстаивал незыблемость церковно-славянского языка как особого богослужебного языка, допуская перевод церковных книг лишь для домашнего употребления.
На своём личном миссионерском опыте он своими глазами видел, сколь велико и положительно влияние разного рода паломничеств, а также крестных ходов ко святыням. «Влияние на народ таких народных торжественных богомолений весьма велико и несомненно. Особенно если такие богомоления устраиваются вовремя, с предварительной подготовкой, с личным воодушевлением священника. Нужно пользоваться всяким удобным случаем, чтобы вызвать народ на это».
Владыка Андроник много способствовал народному просвещению и проведению миссионерской деятельности в жизнь. В губернии было немало старообрядцев, и в конце концов, благодаря его стараниям, стали возникать единоверческие приходы, для которых трудами преосвященного были учреждены специальные пастырские курсы для подготовки единоверческих священнослужителей. Обучение заканчивалось торжественным Богослужением. Литургию в единоверческом храме совершал по служебнику XVI века сам Владыка.
Он также пробуждал в народе интерес к собственной истории. Так, по его благословению десятки тысяч православных со множеством крестных ходов собирались в монастыре на Белой горе в память избавления от пугачёвских разбойников.
Отечественную войну 1914 года Владыка встретил открытием у себя в епархии лазаретов для раненых и сам часто посещал находившихся в них воинов. Летом 1916 года он отправляется к фронту в Царскую Ставку, где был принят Государем.
Святитель предупреждал народ об опасности внутреннего врага, который опаснее внешнего. «Россия разрушается теориями масонского либерального кагала», — говорил Владыка, приподнимая завесу над тайной беззакония. Позднее, в 1918 году он рассылает открытки и письма многим архиереям по поводу беспорядков в стране, и не получает ни одного ответа, как он сокрушается о том в письме к Патриарху.
Наблюдая почти всеобщее государственно-правовое невежество и упадок веры на Руси, Владыка считал, что невозможен переход от монархии к иной форме правления без разрушения Российской государственности, и в 1916 году в Пермской епархии были созданы особые миссионерские курсы по обличению нового социалистическо-коммунистического лжеучения. «Долг совести верноподданного и безграничная любовь к Отечеству не дают мне молчать» — говорил Святитель Андроник.
Когда случился Февральский переворот 1917 года Владыка, узнав об отречении Императора, 5 марта в Спасо-Преображенском кафедральном соборе при огромном стечении народа на Литургии после чтения Евангелия с великой душевной болью сказал: «Не стало у нас Царя. Безчестные царские советники и слуги в своих расчётах скрывали правду от сердца Царёва и делали всё, чтобы разъединить Царя с народом и добились своего, но, добившись, они первые же и оставили Царя одного, отказавшись далее служить ему. И так не стало у нас Царя. и Церковь не смеет провозгласить эту святыню Русского народа, всех объединяющую во единого соборного человека. Около Царя Русияне объединялись как дети возле отца. Как триста лет тому назад, в лихолетье, разворовали Отечество подлые людишки и ввергли его в погибель, так и ныне до этого довели безчестные царские слуги. Все как один человек, в эту грозную пору устоим в ровности духа и далее со Христом единодушно, согласно и мирно да пребываем все в это трудное время, возложенное на нас как испытание. Пусть всякий знает: Отечество в Опасности; оно потрясено в основах своих».
В марте 1917 года Пермский исполнительный комитет отправил телеграмму обер-прокурору Святейшего Синода с требованием уволить епископа Андроника от управления епархией «как опасного для общественной безопасности и как препятствующего духовенству в его праве соорганизоваться». Узнав об этом, Владыка отправил обер-прокурору протест, указывая, что «моя опасность. очевидно состоит. лишь в опасности для. самого совета рабочих и солдатских депутатов, всем заправляющего по указке немецких и еврейских провокаторов». Синод решил оставить Владыку на месте.
Вскоре начал работу Поместный Собор, и епископ уехал в Москву. На Соборе был избран Священный Синод из шести человек, а на случай гибели членов Синода было избрано шесть заместителей, и среди них и епископ Андроник. На Соборе он вошёл в состав Издательского Отдела и был одним из энергичнейших его деятелей. «Огнь пылающий» — так звали его. Епископ Андроник делал всё возможное, чтобы документы Собора и Послания продолжали печататься. В декабре и январе он пребывает в Перми и обращается с нарочитым Посланием к своей пастве об организации приходов. В начале 1918 года он возвращается в Москву и возводится в сан архиепископа.
С февраля, после опубликования большевицкого декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, начались бесчинства и зверства со стороны властей по отношению к Церкви. Владыка возвращается на кафедру, где продолжает обличать распоясавшуюся безбожную власть как разбойников, бесстыдно обманывающих народ. Тысячи людей — даже совершенно неверующих, шли послушать мужественное слово Святителя. В ответ на декрет о национализации церковного имущества, осуществление которого вылилось в грабежи храмов, архиепископ, в своей проповеди с амвона обращаясь к агентам власти, прятавшимся среди верных, сказал: «Идите и передайте Вашим главарям, что к дверям храмов и ризниц они подойдут, только перешагнув через мой труп, а при мне и гроша ломаного церковного не получат».
После первого неудачного со стороны властей ареста Владыки, им предвиденного, большевики решились на крайние меры. Город объявили на военном положении. Для ареста Святителя 4 июня было поднято до полутора тысяч человек. Боясь, как бы кто не оповестил народ, у колокольни поставили двух конных милиционеров. Далеко за полночь отряд чекистов подошёл к собору и несколько человек, поднявшись к Владыке, бодрствовавшему вместе с двумя священниками, увели Святителя. Внезапно с соборной колокольни ударили в набат, остановленный двумя выстрелами в героя, пытавшегося поднять народ.
Набат был услышан и к зданию милиции стали спешно подтягиваться люди, требуя освободить Владыку Андроника; однако с помощью силы возмущение людей было подавлено.
Палачи отвезли исповедника в лес по Сибирскому тракту в ночь на 7 июня и заставили вырыть себе могилу, грозя закопать его живым. Закончив работу, Владыка минуть десять помолился, поклонился на четыре стороны света, и лёг в своё последнее пристанище. Его тут же начали закапывать заживо, но священномученик не подавал признаков жизни. Несколькими выстрелами чекисты закончили свою «работу адову». Перед этим они сняли с Владыки архиерейский наперсный серебряный крест, на цепи от которого затем водили собаку.
В последние месяцы жизни Святителя многие потеряли надежду на духовное возрождение нашей обманом завоёванной Руси. «Стоном стонет наш народ, — говорил со слезами сам Владыка, — Но воскреснет погибающая в прахе и пепле Россия родимая», — пророчески не сомневался он.
Поместный Собор Российской Православной Церкви направил в Пермь особую комиссию «для расследования ареста архиепископа Андроника и последующих церковных событий. Она состояла из священномученика Черниговского архиепископа Василия (Богоявленского, память 14 августа), ректора местной Духовной Семинарии архимандрита Матфея и ещё члена Синода — мирянина. Советская власть дала ей возможность произвести следствие и выехать до Камского железнодорожного моста, где поезд был остановлен и члены комиссии убиты ворвавшимися в вагон красноармейцами. Произошло это 1 (14 н. ст.) августа 1918 года.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.