спаси господи кагана нашего

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашегоawrus7

AWRUS NEWS

О ТОМ ЧТО КАЖЕТСЯ МНЕ ВАЖНЫМ

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего Рис. Графитти Софии Киевской XI в. с упоминанием титула каган. «Спаси господи кагана нашего. » ( речь идёт о сыне Ярослава Мудрого — Святославе Ярославиче, княжившем в Киеве в 1073—1076 годах).

Каган — высший титул правителя в средневековой тюркской или монголоязычной кочевой империи, «хан ханов». Впервые засвидетельствован в китайских источниках применительно к центрально-азиатскому племени сяньби (III век). В VI в. этот титул носили правители авар и Тюркского каганата. А затем их наследники, в том числе глава Хазарской кочевой империи, хазарский каган.

Титул «каган», по одной из версий, был заимствован русью от хазар и символизировал равенство по статусу правителей Руси и Хазарского каганата. По другой версии, титул был воспринят русью у славян, которые могли использовать его наряду с обычным термином «князь», для подчеркивания значимости власти правителя.

Помимо Бертинских анналов о титуле «каган», применительно к «норманнам» (т.е. как полагают к руси), в IX в. говорится в письме франкского императора и итальянского короля Людовика II (от 871 г.) византийскому императору Василию I (в письме опровергается мнение Василия о том, что правитель норманнов называется каганом: «Каганом же мы называем государя авар, а не хазар или норманнов«).

Известна такая титулатура и по древнерусским памятникам XI-XII вв.:

1. «Слово о законе и благодати», сер. XI века ( «похвала кагану нашему Влодимеру, от негоже крещени быхом»; «Похвалим же и мы. великааго кагана нашеа земли, Володимера, вънука старааго Игоря, сына же славнааго Святослава»; «сий славный от славныих рожься. каган наш Влодимер» )

2. «Исповедание веры» киевского митрополита Иллариона, сер. XI века ( «Было же сіе въ лѣто 6559 (1051), во время княженія благовѣрнаго Кагана Ярослава, сына Владимірова«).

3. «Слово о полку Игореве», конец XII в. ( «Рекъ Боянъ и Ходына Святъславля пѣстворца стараго времени Ярославля Ольгова коганя хоти»).

4. Граффити на стене собора св. Софии в Киеве («Спаси господи кагана нашего. «, рядом с надписью начертана большая буква «С», что дало основания считать, что речь идет о киевском князе Святославе Ярославиче (1076-1078)).

См.: Коновалова И.Г. Древнейший титул русских князей»каган»//Древнейшие государства Восточной Европы. 2005. М., 2008. С. 228-239.

Источник

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего

Тайна русского каганата: загадочные и драматические события IX века

Где находилось первое государство восточных славян и почему глава русов носил титул кагана? Мы провели собственное историческое расследование.

Где находилось первое государство восточных славян и почему глава русов носил титул кагана? Мы провели собственное историческое расследование.

Конунги и каганы: свидетельства источников

История Руси, согласно Повести временных лет, началась с легендарного призвания варягов в 862 году. Потомки конунга Рюрика, возглавлявшие Русь — государство в землях восточных славян — носили титул князя. Это общеизвестно.

Однако есть несколько упоминаний в исторических источниках, которые слегка ломают привычную картину. Предводителя русов там называли хаканом ( каганом).

Первое дошедшее до нас упоминание хакана русов есть в хронике государства франков ( Бертинских анналах), от 839 года. Там описывается прибытие в Ингельхайм, на Рейне, византийского посольства, в котором были также представители хакана. Самих русов называли свеонами ( шведами).

Восемьсот семьдесят первым годом датируется послание франкского императора Людовика II, в котором говорится, что они, франки, в отличие от византийцев, называют хаканом только правителя авар, а не хазар или норманнов.

В другом источнике — арабском — рассказывается об острове посреди озёр, где живут русы. Занимаются они тем, что захватывают и продают славян в Булгар или Хазарию. Предводителя их называют хакан‑рус.

Но это ещё не все. В своих трактатах « Слово о законе и благодати» и « Исповедание веры» митрополит Иларион называет Владимира Святославича и его сына Ярослава « каганами». Даже в Киеве на стене собора Святой Софии есть надпись: « Спаси, Господи, кагана нашего».

И трактаты, и надпись датируются XI веком.

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего

Повесть временных лет составили в начале XII века на основе Начального свода, созданного во второй половине XI века. Там термин каган не используется. Но упоминается позже — в « Слове о полку Игореве».

Итак, русы своего предводителя долгое время именовали каган ( хакан). Скорее всего, позаимствовали этот титул у хазар. Или у авар.

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего

Почему использовали такой титул? Ведь, если у государства имелась скандинавская военно-торговая элита, логичнее было бы использовать и северную терминологию. Или местную, славянскую.

Точки зрения историков расходятся до полной противоположности. Возможно, хакан — это претензии русов на статус, равный правителю Хазарского государства. Либо, напротив, — титул отражал вассальный статус Русского государства. « чёрные клобуки» — в нашем материале.
‘ title=>Степное влияние на древнерусские традиции действительно было очень заметным и оставило свой след в личных знаках киевских князей.

Степное влияние ( правда, иранское) отражено и в том пантеоне богов, который в первой своей религиозной реформе установил в Киеве князь Владимир.

Русский каганат

Где же находился Русский каганат? Историки часто помещают его на севере Руси, где раньше всего ( в Старой Ладоге — с середины VIII века) фиксируется скандинавское присутствие. Однако в этом случае теряется важный элемент — связь с Хазарским каганатом. Да и походы в Византию из Ладоги совершать не очень удобно.

Более популярный вариант — среднее Поднепровье. По мнению историка Валентина Седова, Русский каганат находился на землях так называемой волынцевской культуры, которая была распространена от Днепра до Среднего Дона и Верхней Оки. В IX-Х веках тут сложилось несколько племенных групп — северян, южных вятичей, а также донских славян ( имя которых летописи не сохранили).

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего

Формирование волынцевской культуры в VIII века связано с одной из самых больших загадок истории восточных славян — с именьковской культурой.

Великое переселение народов разносило племена и этносы на огромные территории. В конце IV века большая группа населения, возможно, спасаясь от гуннского нашествия, убежала на восток, в Среднее Поволжье, где сформировала культуру, получившую название именьковской. Археологи и лингвисты, как правило, видят в них ранних славян либо балтославян. В конце VII века, после прихода в Среднее Поволжье кочевников-болгар, именьковцы там исчезли. Считается, что часть их вернулась в основной ареал славянского расселения, к волынцевцам. Среди ученых есть мнение, что славянское население сохранилось в Среднем Поволжье как минимум до X века.

Разумеется, среди историков есть и скептики. Владимир Петрухин низвёл каганат до « историографического фантома». Алексей Толочко также считает, что каганата на самом деле не было. И полагает, что несколько варягов случайно оказались в хазарском посольстве, которое прибыло в Константинополь. А про хакана они просто выдумали.

С этой версией можно было бы согласиться… если бы не одно « но».

Конечно, можно допустить, что какой-то варяжский конунг решил принять титул кагана. Однако то, что это признал бы Константинополь, невероятно. Империя была очень щепетильна в отношении титулов. Поэтому историк Антон Горский согласен с тем, что первым « каганом Руси» был родственник хазарского кагана, бежавший из Хазарии во время вспыхнувшей там в начале IX века смуты.

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего

По мнению Антона Горского, Русский каганат следует связывать с предшественниками Олега в Среднем Поднепровье, то есть с упоминаемыми в « Повести временных лет» Аскольдом и Диром, а также теми, кто был у власти в Киеве до них и отправлял посольство конца 30-х годов в Византию. Этот каганат сложился на территории, ранее подвластной хазарам.

А что говорят археологи?

Письменные источники по истории ранней Руси немногочисленны и противоречивы. Существует даже гипотеза, согласно которой Киев основали хазары.

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего

Иностранные источники в X веке называют город Куява или Куяба. И это имя иногда связывают с хазарским военачальником, жившим во второй половине IX века, Ахмадом ибн Куйа. Другое средневековое название города, Самватас, зафиксировал в середине X века византийский император Константин Багрянородный. Существует предположение, что оно хазарского происхождения и переводится как « Верхняя крепость».

Есть и другие версии. Среди польских племён было племя с созвучным названием — куявяне. И у поляков, кстати, также, были свои поляне. Совпадение?

Поэтому при интерпретации источников нужно все логические и идеологические построения сверять с находками.

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего

Раскопки часто корректируют наши представления о возрасте и значении древних городов. Например, древнерусский Полоцк на рубеже IX–X веков был очень небольшим — городище занимало территорию 73 на 75 метров. Этот городок нельзя натянуть на концепцию третьего центра восточных славян. Соседний Витебск в те времена был более значимым и богатым.

Конец VII века — бурное время. Кочевое объединение Великая Булгария ( на Дону и Кубани) распалось. Орда хана Аспаруха откочевала на нижний Дунай, заняв населённые славянами территории и дав название современной Болгарии. Ещё одна орда пришла на Среднюю Волгу. А прежние земли Булгарии подчинил себе Хазарский каганат.

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего

Примерно тогда же славяне основали Пастырское городище ( на территории современной Черкасской области). Это был крупный племенной и ремесленно-торговый центр на Правобережье, но как назывался этот город, мы не знаем. Судя по находкам, часть славян туда пришла из Подунавья. Возможно, спасаясь от болгар Аспаруха.

Где-то в это же время на Правобережье проникают и хазары. Концом VII — началом VIII веков датируется ряд хазарских погребений к югу от Киева. Там нашли захоронение предводителя степняков, получившего рубленые раны бедра и головы. Видимо, так славяне принесли хазарам « дань мечами».

Тогда же на Правобережье выпала первая серия славянских кладов ювелирных украшений. Их владельцы не смогли вернуться за сокровищами.

Пастырское городище сожгли — видимо, хазары — в VIII веке. Больше оно уже не возрождалось. Синхронна его гибели вторая серия славянских кладов в этом регионе. Две серии кладов указывают на две волны вторжения хазар.

Вообще на территории Киева неоднократно возникали и исчезали поселения различных археологических культур. Во второй четверти VIII века на Правобережье появилась цепочка неукреплённых волынцевских поселений ( их жители пришли с левого, восточного берега Днепра). Одно из них находилось на территории современного Киева, на Старокиевской горе. Волынцевцы тогда были хазарскими данниками, и эта территория подчинялась Хазарскому каганату. Но археологи выступают против хазарской теории основания Киева, так как там нет хазарского культурного слоя. Кроме того, там не было крепости, где бы мог стоять хазарский гарнизон.

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего

Смутные времена

Смута и гражданская война накрыли Хазарский каганат в первой трети IX века. И археологические находки подтверждают бурные события тех лет.

Поселение на Старокиевской горе сгорело и было покинуто. Его участь разделили и другие волынцевские посёлки на западном берегу Днепра. Похоже на следы набега. Но « скандинавского следа», который можно было бы соотнести с варягами Аскольда и Дира, не обнаружено.

На Правобережье в IX веке пришли славяне из ареала лука-райковецкой культуры, с запада. На территории Киева они создали поселение на Замковой горе ( площадью около 2,5 гектара), а также несколько небольших деревушек рядом.

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего

В Киеве в конце IX века начинает заселяться и Подол. Причём там строятся уже не полуземлянки, типичные для Поднепровья, а срубы, характерные для северных районов ( дендродата даёт 887 год). Тогда же, на рубеже IX–X веков, появились укрепления. Ров на Старокиевской горе в X веке дважды забрасывали, но затем вновь восстанавливали и расширяли.

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего

И это не единственные новые поселения. Южнее ( в Каневском районе), во второй половине IX века выходцы из древлянского Полесья основали городище, известное как Монастырёк.

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего

Это городище на Днепре, занимавшее площадь около 5 гектар, сожгли в X веке. Если верна датировка гибели города второй четвертью X века, то на подозрении воины княгини Ольги. Если же это произошло позже, то, скорее всего, город сожгли печенеги. На месте уничтоженного поселения лишь в конце XI века возник древнерусский город Заруб.

Днепр стал границей, разделившей славянские земли. Но где мог быть Русский каганат — на левом или правом берегу?

О каком-то объединении могла идти речь уже в 80-е годы IX века. В это время в Киеве зафиксировано появление населения с Левобережья.

Каменный рубеж

События первой трети IX века затронули и Левобережье. Большое ( свыше пяти гектар) Битицкое городище на реке Псёл, где стоял гарнизон степняков, захватили и разрушили. Эта хазарская крепость в землях северян прекратила своё существование. Кроме того, исчез и целый ряд волынцевских поселений.

До 30-х годов IX века на северо-западном пограничье Хазарского каганата использовались старые укрепления — городища, которые стояли на крутых обрывах рек и имели дерево-земляные укрепления. А вскоре после окончания смуты хазары для охраны своих северо-западных рубежей начали строить каменные крепости совершенно иного типа. У них была чёткая геометрическая планировка; их окружали стены, сложенные из обработанного камня или кирпича. Эти крепости строили уже с помощью византийских военных инженеров и строителей.

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего

Целью этого укрепрайона была защита северо-западных рубежей Хазарского каганата от западного соседа. Очевидно, теперь там появились враги. Северяне и донские славяне освободились от власти хазар? Возможно, прямое хазарское правление было уничтожено, но они остались данниками.

Археологические находки чётко показывают рубеж эпохи, но не могут объяснить все драматические события первой трети IX века — так же, как не могут сказать, где был ( и был ли вообще) русский каганат. Он остаётся загадкой, к которой историки ещё не раз будут возвращаться.

Источник

Каган Владимир, принявший христианство на Руси!

Похвалимъ же и мы, по силѣ нашеи, малыими похвалами великаа и дивнаа сътворьшааго нашего учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли Володимера,вънука старааго Игоря, сына же славнааго Святослава, иже въ своа лѣта владычествующе, мужьствомъ же и храборъствомъ прослуша въ странахъ многах, и побѣдами и крѣпостию поминаются нынѣ и словуть.

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего

А простой прихожанин на стене Киевской Софии так и писал:»Спаси, господи, кагана нашего!»

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего

Собственно это не секрет и историки о данном факте прекрасно осведомлены. Просто считают, что народу это знать не надо. Что бы лишних, неудобных вопросов не задавал.
Кстати помните мой пост о том, что Лаврентьевская летопись написана в 19 веке? Там Владимир назван князем. Дополнительный штрих к моим аргументам
Жизнь и история были всегда сложнее и многомернее чем нас пытаются уверить.

И там такой текст: ( справа перевод)

А это комментарий к тому же тексту, только из другой книги:

Тут автор толкует этот текст немного по другому. Более подробно об этом можете прочитать по ссылке в начале поста.

В общем можно с уверенностью сказать, что вожди племен,живущих в районе нынешнего Киева и Чернигова, именовались каганами.

Источник

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашегоnickfilin

Исторические записки

спаси господи кагана нашего. Смотреть фото спаси господи кагана нашего. Смотреть картинку спаси господи кагана нашего. Картинка про спаси господи кагана нашего. Фото спаси господи кагана нашего Рис. Графитти Софии Киевской XI в. с упоминанием титула каган. «Спаси господи кагана нашего. «

Каган — высший титул правителя в средневековой тюркской или монголоязычной кочевой империи, «хан ханов». Впервые засвидетельствован в китайских источниках применительно к центрально-азиатскому племени сяньби (III век). В VI в. этот титул носили правители авар и Тюркского каганата. А затем их наследники, в том числе глава Хазарской кочевой империи, хазарский каган.

Титул «каган», по одной из версий, был заимствован русью от хазар и символизировал равенство по статусу правителей Руси и Хазарского каганата. По другой версии, титул был воспринят русью у славян, которые могли использовать его наряду с обычным термином «князь», для подчеркивания значимости власти правителя.

Помимо Бертинских анналов о титуле «каган», применительно к «норманнам» (т.е. как полагают к руси), в IX в. говорится в письме франкского императора и итальянского короля Людовика II (от 871 г.) византийскому императору Василию I (в письме опровергается мнение Василия о том, что правитель норманнов называется каганом: «Каганом же мы называем государя авар, а не хазар или норманнов«).

Известна такая титулатура и по древнерусским памятникам XI-XII вв.:

1. «Слово о законе и благодати», сер. XI века ( «похвала кагану нашему Влодимеру, от негоже крещени быхом»; «Похвалим же и мы. великааго кагана нашеа земли, Володимера, вънука старааго Игоря, сына же славнааго Святослава»; «сий славный от славныих рожься. каган наш Влодимер» )

2. «Исповедание веры» киевского митрополита Иллариона, сер. XI века ( «Было же сіе въ лѣто 6559 (1051), во время княженія благовѣрнаго Кагана Ярослава, сына Владимірова«).

3. «Слово о полку Игореве», конец XII в. ( «Рекъ Боянъ и Ходына Святъславля пѣстворца стараго времени Ярославля Ольгова коганя хоти»).

4. Граффити на стене собора св. Софии в Киеве («Спаси господи кагана нашего. «, рядом с надписью начертана большая буква «С», что дало основания считать, что речь идет о киевском князе Святославе Ярославиче (1076-1078)).

См.: Коновалова И.Г. Древнейший титул русских князей»каган»//Древнейшие государства Восточной Европы. 2005. М., 2008. С. 228-239.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *