спаса на нередице чертежи

Записки реставратора: опыт восстановления церкви Спаса Преображения на Нередице. Часть 1

Великий Новгород занимает особое место в истории искусств. Один из древнейших русских городов, стоящий у истоков государственности, явивший собой духовный оплот православной Руси. Его месторасположение на стыке пути «Из Варяг в Греки» определило материальное благосостояние его жителей, а многочисленные контакты заложили основы богатейшей культуры. Неудивительно, что Новгород богат на памятники религиозного зодчества, древнейшие из которых датируются XI веком. Одним из уникальных объектов является крупнейший средневековый ансамбль церкви Спаса Преображения на Нередице. Храм, возведенный в 1198 году, является последним памятником княжеского строительства в Новгороде. Впоследствии заказчиками культовых построек выступали уже не князья, а бояре или купцы.

Храм был возведен по указу князя Ярослава Владимировича в память о двух своих скончавшихся сыновьях – Изяславе и Ростиславе. Церковь по своему архитектурному облику ничем не отличалась от других построек конца XII века. Это небольшой одноглавый храм кубического типа. Его внутреннее пространство имеет более простую и менее расчлененную структуру, чем многие церкви той эпохи. Значительно скромнее выглядят полати – хоры, где по углам размещены два предела. Парадная лестница в пристроенной башне сменяется щелевидным входом в западной стене. С предельной простотой оформлены фасады церкви.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Летом 1199 г. церковь Спаса Преображения была расписана. Роспись храма представляла собой наиболее драгоценный памятник Новгородской монументальной живописи XII века. Иконографическая программа, лежащая в основе росписи церкви Спаса на Нередице, наряду с другими живописными ансамблями того времени составлялась духовным лицом, отвечая при этом личным требованиям заказчика. В основе иконографической программы лежат два сюжета: тема евхаристической жертвы и тема Воскресения. Страшный суд – одна из важнейших композиций храма – занимает практически всё пространство западной стены.

Все столбы, стены, своды, арки, купол храма были покрыты фресками. В церкви было изображено Вознесение Господне, ниже, в барабане – пророки, в подпружных арках – медальоны с изображением сорока мучеников. На стенах и столбах расположены отдельные фигуры и композиции. Вся западная стена храма была занята композицией «Страшный суд». Само изображение праведников и грешников и их местоположения в композиции определено главной фигурой Христа-Судии во славе. Лики святых, идущих на суд, расположены справа от фигуры Христа. Их шесть. Это шествие возглавляет изображение Апостола Петра, который подводит группу избранных к вратам рая. Слева от Христа – изображение Ангелов Господних, сгоняющих грешников в огненную реку.

Нижнюю часть стен покрывала орнаментальная роспись, иллюстрации к тексту Евангелия, многочисленные изображения воинов, мучеников, Отцов Церкви. В росписи храма можно встретить ряд сюжетов, возникших по инициативе заказчиков. Например, в поясе Святых изображены Борис и Глеб, а также «ктиторская» композиция с изображением князя Ярослава Владимировича.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Дореволюционные копии росписей храма

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Дореволюционные копии росписей храма

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Дореволюционные копии росписей храма

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Дореволюционные копии росписей храма

Н. В. Пивоварова в своей работе «Фрески церкви Спаса на Нередице» пишет: «Тему райского блаженства и адских мучений развивают картины в южном и северном простенках нефа: “Пламенное оружие” (охраняемый огненным херувимом вход в Царствие Небесное) и “Лоно Авраамово”; символ адских мучений и “Богатый в адском пламени”. Таким образом, в общую систему росписи оказываются вовлеченными изображения в южной (ктиторской) и северной арксольных нишах: надгробный ктиторский портрет и полуфигура святой равноапостольной Фёклы».

Первые реставрационные работы на памятнике, производившиеся под руководством П. П. Покрышкина, относятся к 1903 году. Эти работы важны тем, что в процессе реставрации была осуществлена тщательная фотофиксация, а также выполнены акварельные копии художника Л. М. Браиловского, с показанием места размещения живописи на стенах. Собранные во время дореволюционной реставрации материалы оказали значительное влияние на реставрационные работы в наше время.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

В то время как необходимость реставрации в 1903 году была обусловлена 700-летним возрастом росписей в храме (сама церковь при этом стояла в неприкосновенности), то перед искусствоведами XXI века была поставлена гораздо более сложная задача. В годы Великой Отечественной войны церковь Спаса Преображения на Нередице оказалась на линии фронта и сильно пострадала во время боев. В результате от храма остались лишь руины, а от первоначального живописного убранства сохранилась только пятая часть росписей. В их числе оказались фрагменты композиций «Святая Иулиания» и «Святая Варвара», расположенные в склоне арочного проёма юго-западной части храма.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Вид храма после Великой Отечественной войны

В результате огромной работы, проведённой архитекторами и художниками-реставраторами, Нередица обрела новую жизнь: церковь была восстановлена. В ходе противоаварийных мероприятий удалось сохранить часть росписей. В 1992 г. решением юбилейного заседания Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО церковь Спаса-Преображения на Нередице, была включена в перечень памятников истории и культуры города Великий Новгород и его окрестностей как объект, имеющий выдающуюся универсальную ценность.

Как проходила реставрация росписей в церкви Спаса на Нередице, и что должен уметь настоящий реставратор? Обо всем этом – во второй части материала.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Архитектура и настенная живопись новгородской церкви Спасо-Преображения на Нередице

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Храм Спаса на Нередицком холме близ Новгорода является одним из самых известных памятников древнерусской культуры. Церковь построена по заказу князя Ярослава Владимировича в 1198 году, а через год, в 1199 году, ее интерьер был украшен фресковой росписью. Исключительные художественные достоинства, превосходная сохранность фресок, необычная, во многом уникальная иконография снискали памятнику мировую известность. По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия вместе с рядом других памятников Новгорода и его окрестностей.

Восстановление фресковой росписи представляет серьезную проблему. Уцелевшие росписи укреплены и реставрируются. Многие тысячи фрагментов фресковой штукатурки, собранные в ходе реставрационных и архитектурно-археологических работ, хранятся в музейных фондах. Значительная часть разрозненных фресковых фрагментов находится в Новгородском музее на реставрации и подлежит подборке и установке.

Современные компьютерные технологии позволяют ставить задачу создания виртуальной реконструкции архитектуры храма и его росписи. Материал для создания трехмерных компьютерных моделей и других мультимедийных объектов дают сохранившиеся архитектурные чертежи и схемы росписи, зарисовки и копии фресок, черно-белые фотографии. Исчерпывающее представление о первоначальной системе Спасо–Нередицкой росписи позволяют составить акварели художника Л. М. Браиловского, исполненные в 1904 году.

Архитектура и живопись Нередицы с конца XIX — начала XX века находится в зоне активного исследовательского внимания. Реставрационные работы 1903–1904 годов (П. П. Покрышкин), обследование и восстановление храма в послевоенное время (Г. М. Штендер и др.), изучение иконографических и стилистических особенностей росписи (В. Мясоедов, Н. П. Сычев, Т. А. Ромашкевич, Н. В. Пивоварова) позволяют составить весьма полное представление о памятнике и создают достаточную основу для воссоздания в виртуальной форме архитектуры и живописи храма.

разработка и сопровождение сайта: Валентина Захаркина

Источник

Церковь Спаса Преображения на Нередице

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

В нескольких километрах к юго-востоку от Великого Новгорода, на правом берегу прежнего русла Малого Волховца среди заливных лугов стоит небольшая одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице, — один из самых красивых и значимых храмов древнего города.

Содержание статьи: [скрыть]

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

История строительства

Каменный храм на краю Нередицкого холма, на правом берегу ручья Малый Волховец был построен летом 1198 года по заказу князя Ярослава Владимировича.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежиНовгородский князь Ярослав Владимирович
преподносит Христу построенную им церковь
Спаса Преображения на Нередице.
Фрагмент копии фрески в церкви

«Въ то же лЂто заложи церковь камяну князь великыи Ярославъ, сынъ Володимирь, вънукъ Мьстиславль, въ имя святого Спаса Преображения НовегородЂ на горЂ, а прозвище Нередице; и начаша дЂлати мЂсяця июня въ 8, на святого Федора, а кондяша мЂсяця септября,» – сообщается в Новгородской Первой летописи старшего извода 1198 года.

После смерти Изяслава в июне 1198 года Ярослав Владимирович велел заложить неподалеку от княжеской резиденции каменный храм в память о сыне. В том же месяце, но уже после закладки церкви, не стало и другого сына князя — Ростислава Ярославича.

Изяслав и Ростислав были похоронены в Георгиевском соборе Юрьева монастыря. А храм на Нередице стал памятником двум безвременно скончавшимся княжичам.

Храм Спаса на Нередице, Спас на Нередице, Спас-Нередица. Традиционное название церкви связано с её местоположением. «Нередицы» означает «не в ряду» города, — так называли местность, лежащую за пределами Словенского конца Великого Новгорода, и невысокий холм, на котором стоит храм.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Спас на Нередице, раннее утро

Церковь Спаса на Нередице считается последним храмом, построенным по заказу новгородского князя.

В 12 веке (после восстания 1136 года, в результате которого Новгород вплоть до потери своей независимости в 1478 году стал вечевой республикой) князья в Новгороде были сильно ограничены в правах. Из полноценных властителей города, какими они являлись в 11 веке, князья превратились в приглашенных военачальников, чья роль заключалась в командовании войском и новгородским ополчением во время боевых действий. И если князь, по мнению новгородцев, недостаточно хорошо справлялся с обязанностями, его могли изгнать по решению веча и пригласить другого князя.

Это отразилось и на строительстве: новгородские князья больше не стремились возводить крупные и значительные постройки, для которых требовались немалые средства и время. После 1136 года князья не выстроили в Новгороде ни одного здания, они не принимали участие даже в перестройках стен и башен крепости. В летописях говорится лишь о нескольких возведенных князьями зданиях за пределами городской территории.

Князь Ярослав Владимирович (ум. после 1207 г.) был сыном Киевского князя Владимира Мстиславовича и внуком Мстислава Великого, княжившего в Новгороде в начале столетия и оставившего о себе добрую память.

Ярослав Владимирович, как и его дед, оставил заметный след в новгородской истории.

Взаимоотношения Ярослава Владимировича с новгородцами были непростыми, три раза он призывался на княжение в Новгороде и трижды был вынужден покинуть новгородский стол.

Князь Ярослав был ставленником могущественного властителя Владимиро-Суздальской земли Всеволода III Большое Гнездо (а также его родственником, князья были женаты на родных сестрах). Вероятно, Ярослав, по замыслу Всеволода, при княжении в Новгороде должен был исполнять прежде всего его честолюбивые планы. Тем не менее Ярослав стремился проводить собственную политическую линию в непростых условиях общественной жизни вечевого Новгорода. Как можно предположить на основании летописей, в Новгороде существовали две конфликтующие между собой группировки — новгородская и поддерживающая владимирского князя, — и Ярослав был вынужден балансировать между ними.

Ярослав Владимирович, несмотря на все трудности, снискал уважение новгородцев. Он занимал новгородский стол дольше, чем другие призванные князья. Ярослав прославил своё имя победоносными походами и успешным взятием крепостей. О многом говорит и то, что в 1187 г. новгородцы обратились к Всеволоду, прося прислать на княжение повторно именно Ярослава Владимировича.

Храм Спаса на Нередице был построен рядом с княжеской резиденцией и рассматривался Ярославом как будущая усыпальница. Значит, свою будущую политическую судьбу князь рассчитывал навсегда связать с Новгородом, именно этот город он считал своим домом. Но его намерениям не суждено было сбыться. Есть версия, что именно укрепление собственного положения Ярослава в Новгороде и послужило причиной его отзыва Всеволодом III с новгородского престола.

В 1199 году князь Ярослав Владимирович был окончательно отозван из Новгорода во Владимир. Последний раз имя Ярослава Владимировича было упомянуто в летописи под 1207 г., после чего следы его окончательно затерялись.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Храм Спаса Преображения был построен за городом, вблизи княжеской резиденции на Городище. По сравнению с грандиозными княжескими сооружениями 11 и начала 12 века это очень маленькая и лаконичная постройка.

Вероятно, князь Ярослав Владимирович и не стремился возводить большую и помпезную церковь, скорее — скромный домашний храм, посвященный памяти сыновей, а также предназначенный впоследствии стать усыпальницей для членов семьи. Простота, лаконичность и скромность Спаса на Нередице вместе с красотой и гармоничностью облика как нельзя лучше отражают роль и значение этого храма.

Часто говорят, что это храм памяти и скорби. Но, пожалуй, в большей степени это — храм надежды, храм безграничной веры в обретение вечной жизни.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Возможно, строительство храма положило начало устройству в этом месте мужского монастыря, первые свидетельства о котором, однако, относятся к более позднему времени.

Спасо-Нередицкий мужской монастырь упоминается в летописях в 1322 году, когда здесь принял постриг перед смертью и был погребен новгородский князь Афанасий Данилович, внук Александра Невского.

Однако этот монастырь, по-видимому, не отличался богатством и процветанием, несмотря на то, что находился при княжеской резиденции на Городище. Во время нашествия шведов на Новгород в 1611 году монастырь был разграблен, после чего совсем обеднел. Во второй половине 17 века монастырь был приписан к Юрьеву монастырю, а в 1764 году был упразднен, и тогда церковь Спаса Преображения стала приходской.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Архитектура и интерьер

Храм Спаса на Нередице – это замечательный памятник архитектуры, воплотивший в себе собирательный образ новгородского зодчества последней трети 12 века с характерными для того времени чертами, но при этом обладающий своеобразием художественного образа и собственным очарованием.

Это небольшого размера одноглавый трёхапсидный храм кубического типа с позакомарным покрытием и лаконичным декоративным оформлением.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

На восточной стороне — три алтарных выступа, причем боковые апсиды ниже центральной, и это отличает Нередицу от всех ранее построенных храмов.

Храм увенчан довольно крупной шлемовидной главой на барабане, верхняя часть которого украшена традиционным новгородским аркатурным фризом.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Фасады, расчлененные плоскими лопатками на три прясла, оформлены просто и лаконично. Небольшие арочные окна в соответствии с традицией того времени располагаются пирамидально.

К западному фасаду здания ранее примыкал небольшой притвор-тамбур.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Западный фасад. Вход в церковь.
(Деревянный короб рядом с церковью закрывает остатки построенной в 18 веке и разрушенной во время войны колокольни.)

Внутреннее пространство разделено четырьмя поддерживающими свод квадратными столпами.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

В западной части храма устроены просторные хоры на деревянном накате. На хоры ведёт узкая лестница, расположенная внутри стены.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Дверь и лестница на хоры

В отличие от более ранних построек, только средняя часть хор открыта внутрь церкви, а боковые части отделены от трансепта глухой стеной, образуя небольшие угловые помещения. В юго-западном угловом помещении на хорах есть небольшая арочная ниша-апсида в стене, — вероятно, здесь был устроен придел.

За исключением закрытых стеной приделов на хорах, весь интерьер можно охватить взглядом с одной точки, и для его обозрения не надо передвигаться по храму.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

На внутренней поверхности стен нет разделяющих лопаток, что делает внутреннее пространство здания более простым, менее расчлененным.

Интересно, что, несмотря на разрушения военного времени, уцелели некоторые первоначальные деревянные конструкции: это дверной косяк и дверь на лестницу, ведущую на хоры, накат пола в северной части хор, балка над входом в диаконник.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Старая деревянная балка над входом в диаконник

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Была обнаружена даже подлинная деревянная оконница, — она сейчас в Государственном историческом музее, — по образцу которой выполнены нынешние оконные заполнения храма.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

В нижней части стен в алтарной части и в западной части храма под хорами находятся ниши полукруглой формы — это погребальные ниши-аркосолии.Церковь была предназначена для вечного поминовения сыновей князя Ярослава Владимировича и в дальнейшем, вероятно, должна была стать усыпальницей княжеской семье.

В летописях, однако, нет сведений о ком-либо из членов семьи Ярослава Владимировича, погребенных здесь. В 1322 году при входе в диаконник в каменном саркофаге был погребен князь Афанасий Данилович, внук Александра Невского и брат московского князя Юрия Даниловича, княживший в Новгороде с 1319 года и перед смертью принявший постриг в Нередицком монастыре.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Здание возведено в характерной для новгородской архитектуры того времени смешанной технике: это кладка из перемежающихся рядов известняка и плинфы (тонких обожженных кирпичей) на известковом растворе с цемянкой (т. е. с примесью кирпичной крошки). Причем, кладка стен довольно свободная и порядовка не везде строго выдержана: большей частью один ряд кирпичей чередуется с одним рядом известняка, но кое-где кирпичи попадаются реже, через два ряда.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежиПлан Спаса-на-Нередице

Церковь Спаса на Нередице не отличалась геометрической точностью линий и форм; кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов, — все это придало зданию особую пластичность.

Длина храма 15,7 м, ширина 11,4 м, подкупольное пространство в плане 4,04 х 3,5 м. Высота здания от уровня древнего пола до центра купола около 18 м. Толщина стен около 1 м.

Плитняк, из которого сложены стены, невозможно обработать идеально, и поэтому поверхность остаётся слегка неровной и шероховатой.

В стены и своды были вложены голосники в виде глиняных кувшинов.

Пол храма был выложен разноцветными поливными керамическими плитками и местами кирпичом.

Фундамент глубиной немногим более полуметра сложен из булыжников.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Фундамент и старая кладка

О зодчем, построивший храм на Нередице, точных сведений в письменных источниках нет. Но исследователи предполагают, что им мог быть мастер Коров Якович «с Лубяней улицы».

В конце 12 века каменное строительство в Новгороде велось в основном по заказу архиепископа, главы новгородской церкви, — и, вероятно, постоянной артелью мастеров. Из летописных документов известно, что в 1196 году, когда была возведена церковь Воскресения по заказу архиепископа, одновременно по заказу жителей Лубяной улицы мастер Коров Якович, проживавший на той же улице, строит церковь св. Кирилла в Кирилловском монастыре. То есть, в 1196 году в Новгороде работали две артели мастеров: одна выполняла заказ архиепископа, а другая, которую возглавлял Коров Якович, строила по заказу горожан.

Летом 1198 года артель архиепископа была занята в Руссе, и поэтому, возможно, княжеский заказ — строительство Спаса Преображения на Нередице — выполнял именно Коров Якович со своими каменщиками. Спас на Нередице по плану и объемно-пространственному решению близок построенной им Кирилловской церкви. Впрочем, доказательств авторства никаких нет, а в Новгороде в то время могли быть и другие строительные артели.

Фресковые росписи

Через год после освящения, в 1199 году, стены храма были полностью расписаны фресками.

Фресковые росписи Спаса на Нередице занимали всю поверхность стен, от пола и до верхней части сводов и купола. Это был целостный по своей композиции фресковый цикл. Живописный ансамбль был тщательно продуман до мельчайших деталей и исполнен с высоким профессионализмом.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Современная реконструкция фресок Спаса на Нередице, западная стена. (Фотография с сайта novgorodmuseum.ru)

Храм был расписан группой живописцев, и, при всём разнообразии индивидуальных манер живописи, фресковый ансамбль обладал художественным единством и ярким своеобразием, что говорит о принадлежности всех мастеров к местной новгородской культуре.

Фрески были исполнены в широкой размашистой манере, а образный строй отличается почти эпической масштабностью и жизненностью. Фигуры выглядят крепкими, живыми, а ликам присуща открытость и непосредственность — это те черты, которые, вероятно, были свойственны самим новгородцам. Мастера старались воплотить в нередицких фресках своё представление о Царстве небесном, где преобладают глубокие искренние чувства, переданные здесь прямолинейно и предельно выразительно, где господствуют чистые и яркие цвета.

Роспись была призвана запечатлеть память об умерших княжичах и чувство глубокой веры во всеобщее грядущее воскресение и вечную жизнь. Этим чувством озарены лики и святых, и обычных людей на фресках. Эта вера несла утешение скорбящим по сыновьям князю и его супруге.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Князь Ярослав Владимирович подносит храм Христу (ктиторская фреска). Копия Л. А. Дурново. 1930 г.

В нише юго-западного угла храма изображен ктитор, т. е. заказчик строительства, князь Ярослав Владимирович, подающий построенный храм восседающему на престоле Христу. На лице князя печаль, смирение и надежда. Надпись на фреске — это просьба князя о даровании вечной жизни во веки веков.

Ктиторская фреска отличается по техническим и художественным приёмам от остальной храмовой росписи и, вероятно, была исполнена позднее; возможно, она появилась даже после смерти князя, и была выполнена в честь основателя этого храма.

О создателях нередицкой росписи письменные источники не сообщают. В работе принимала участие довольно большая артель живописцев, что говорит о срочности заказа. Имеется только предположение о том, кто мог расписывать храм.

Возможно, что расписывал храм и руководил артелью Олисей Гречин Петрович, художник-иконописец, новгородский церковный и политический деятель. Из летописи известно, что в 1196 г. была расписана фресками надвратная церковь Положения ризы и пояса Богородицы в Кремле, и автором росписи называется Гречин Петрович.

По летописям и другим документам можно сделать некоторые предположения о родственниках, основных занятиях и судьбе Олисея Петровича. Гречин — это прозвище, и, вероятнее всего, он был новгородец по рождению и знал греческий. У этого человека была насыщенная жизнь: он сочетал сан священника с членством в сместном суде и занятиями иконописью; неоднократно был одним из кандидатов на архиепископских выборах; в 1226 г. был избран игуменом Юрьева монастыря и новгородским архимандритом. Скончался 15 марта 1230 г.

При археологических раскопках была обнаружена усадьба и мастерская новгородского художника 12 в. В найденных там берестяных грамотах конца 12-начала 13 века неоднократно фигурирует имя Олисея Гречина, который принадлежал к высоким чинам духовного сословия и был художником-иконописцем.

Иконография Спаса на Нередице, как предполагают некоторые исследователи, содержит свидетельства причастности Олисея Гречина к росписям храма.

Фрески получили широкую известность еще в середине 19 века.

В 1862 году художник Николай Мартынов снял с фресок акварельные копии. Это было необычное по тем временам предприятие – копирование древних фресок, — и оно сыграло в судьбе Спаса на Нередице огромую роль.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежиРоспись алтарной апсиды.
Довоенная фотография

Акварельные копии нередицких фресок, выполненные Мартыновым, были показаны в 1867 году на Всемирной выставке в Париже, где получили диплом и бронзовую медаль.

Посетителей выставки восхитила сила веры и непосредственность её выражения, заключенная в нередицких образах и переданная простым, но необычайно убедительным языком.

Всё это пробудило интерес к углубленному изучению фресковых росписей Спаса-Нередицы и уберегло их от поновлений и закрашивания, – участи, постигшей многие древнерусские стенописи во второй половине 19 века.

Фрески отличались высоким качеством и хорошей сохранностью. Лишь в отдельных местах были незначительные утраты. Фрески никогда не записывались и были только немного поновлены в 18 веке.

Исключительные художественные достоинства, необычная, во многом уникальная иконография и превосходная сохранность сделали нередицкие фресковые росписи ценнейшим памятником новгородской монументальной живописи 12 века и Древней Руси.

Историческую ценность представляли также старинные граффити на стенах.

Первая реставрация и изучение памятника

Возросший во второй половине 19 века интерес к отечественной старине способствовал началу исследовательских и реставрационных работ.

В 1903—1904 годах была проведена первая научная реставрация Спаса на Нередице под руководством архитектора П. П. Покрышкина. При этом был почти полностью восстановлен первоначальный внешний облик храма.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи Спас на Нередице.
Акварель Н. Мартынова. 1862 г.

Оригинальный облик нередицкой церкви был искажен, как это часто происходило в течение веков: надстроены стены, расширены окна, сделана четырехскатная кровля и глава луковичной формы вместо шлемовидной, положен новый пол из плит. Переделки верхних частей здания были вызваны, возможно, пожаром 1543 г. Но, несмотря на изменения, сохранность Нередицкого храма по сравнению с другими каменными постройками Новгорода 12-13 вв. была очень хорошей.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи Спас на Нередице в 1911 г.
(Фотография с сайта novgorodmuseum.ru)

В ходе реставрационных работ было укреплено основание храма и обновлены обветшавшие части стен и барабана, разобрана позднейшая пристройка с западной стороны, восстановлены древние проёмы, открыты 24 древних окна, отреставрирована крыша, а четырехскатная кровля была заменена на первоначальное позакомарное покрытие.

Рядом с церковью тогда стояла небольшая шатровая трехъярусная колокольня постройки 18 века. (Остатки колокольни сейчас скрыты деревянным коробом.)

После реставрации Николай Рерих, как будто предчувствуя что-то, писал, обращаясь к художникам: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни».

Прекрасное представление о первоначальной системе Спасо–Нередицкой росписи позволяют составить акварели художника Л. М. Браиловского, исполненные в 1904-1908 гг.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Акварель Л. М. Браиловского. Росписи стены апсиды и трансепта, барабана и купола (слева) и разрез церкви с видом на северную стену (справа)

В 1910 году была организована специальная экспедиция Санкт–Петербургского университета и Русского Археологического общества, посвященная изучению и фотографированию фресок.

После 1918 года начинается систематическое копирование фресковых росписей Спаса на Нередице. Большое внимание уделялось поддержанию сохранности росписей.

В 1920-х гг. при Российском институте истории искусств была организована копировальная мастерская древнерусской живописи, и в 1925 году сотрудниками и слушателями института были исполнены лучшие копии с нередицких фресок. Их отличительная особенность – точное следование оригиналу в передаче пропорций, цветовых сочетаний, фактуры и манеры живописи древнерусских мастеров.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Пророк Моисей, фреска в барабане купола, копия Т. С. Щербаровой (слева) и Спас Нерукотворный, фреска во лбу западной подпружной арки, копия Ю. Н. Дмитриева (справа). 1925 г.

Исследование уникальных фресок продолжалось до конца 1930-х годов.

Тогда и не предполагали, насколько ценными окажутся все сделанные художественные копии и фотоматериалы в недалёком будущем.

Война и восстановление

Глядя на этот храм, трудно поверить, что он был почти полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны и восстановлен из руин трудами археологов и реставраторов.

В августе-октябре 1941 года уникальный памятник архитектуры оказался на линии огня и неоднократно подвергался ожесточенному артиллерийскому обстрелу.

Церковь была разрушена более чем наполовину, уцелели только те части здания, которые оказались под завалами рухнувшего купола, сводов и верхних стен. Погибла и почти вся роспись храма. Полностью была сожжена деревня Нередица.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Руины храма после войны. (Фотографии с сайта novgorodmuseum.ru)

«Казалось, в этой груде камней погибло все, что было в этом уникальном памятнике драгоценного для истории и искусства» — писала архитектор-реставратор Л. М. Шуляк, приступившая к разборке щебня и археологическим раскопкам остатков здания.

В марте 1944 года началась разработка плана восстановительных работ по архитектурным памятникам Новгорода. В Новгородский музей Всероссийской Академией Художеств была направлена экспедиция археологов, живописцев и искусствоведов для выполнение обмеров и фиксации состояния памятников. Храм Спаса Преображения на Нередице был включен в первоочередной список памятников, подлежащих восстановлению.

В первые послевоенные годы руины Нередицы были полностью освобожден от завалов. Стало ясно, что уцелело примерно 50% кладки и 15% живописи. В процессе работ было собрано более 70 корзин фрагментов фресок.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Сохранившиеся фрагменты росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. (Фотография с сайта novgorodmuseum.ru)

Храм Спаса на Нередице был восстановлен в 1950-х гг. Благодаря сохранившимся обмерным чертежам П. П. Покрышкина и другим исследовательским материалам стало возможно восстановить верхние части стен, своды и купол здания, причем реставрация выполнена уникально точно. (Разрушенную колокольню 18 века, как не соответствующую стилю и времени, решили не восстанавливать.) Но фресковые росписи были, казалось, безвозвратно утрачены.

В конце 60-х гг. были предприняты первые попытки реставрации фрагментов живописи. К сожалению, корзины с фрагментами фресок несколько раз перемещали из одного места в другое, и их осталось чуть больше половины. Сохранившиеся фрагменты были поставлены на учет в музее в отделе хранения памятников архитектуры и монументальной живописи. Значительная часть материалов утрачена безвозвратно. Но сохранившиеся бесценные фрагменты фресок дают возможность ученым осуществить работы по реставрации и возвращению хотя бы отдельных композиций на стены храма.

В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Под полом из каменных плит, уложенных в 18 веке, археологи нашли много интересного: участки первоначальной живописи 1199 года, погребение князя Афанасия Даниловича, внука Александра Невского, захороненного здесь, по летописным источникам, в 1322 году, два первоначальных престола.

Комплексная архитектурная реставрация церкви Спаса Преображения на Нередице завершилась в 2004 году. Работы по восстановлению и реставрации уникального фрескового ансамбля продолжаются.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Ктиторская фреска 2020 г.

Реставрацией фресок занимаются специалисты МКРХУ (Межрегионального Научного Реставрационного Художественного Управления) под руководством Т. А. Ромашкевич.

Уцелевшие на стенах после разрушений военных лет росписи укреплены и отреставрированы. Значительная часть ансамбля в виде тысяч разрозненных фрагментов разной степени сохранности находится в мастерской реставрации монументальной живописи в Новгородском музее. Реставраторы подбирают уцелевшие кусочки фресок, как паззлы, чтобы восстановить изображения. Это кропотливая и невероятно сложная работа — определить, откуда какой фрагмент. Собранные композиции затем должны быть закреплены на стенах с помощью особого клея.

Периодически реставраторы приезжают и добавляют подготовленные фрагменты к уже имеющимся фрескам. И, возможно, спустя время все уцелевшие фрагменты займут свое место.

Спас на Нередице сегодня

В настоящее время церковь является музейным объектом и относится к новгородскому музею.

В 1992 году церковь Спаса на Нередице была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как ценный памятник истории и культуры вместе с рядом других достопримечательностей Новгорода и его окрестностей.

Сейчас внутри храма можно увидеть небольшую часть фресковых росписей. Но и они дают представление о прекрасном фресковом ансамбле в целом. Уцелевшие фрагменты уникальных фресок есть на западной и южной стенах, а также в центральной апсидной части храма.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Центральная апсида храма

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

В некоторых местах на стенах и на столпах сохранились граффити. Эти надписи — как будто живые голоса, дошедшие до наших дней из древних времен.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Несмотря на то, что церковь восстановлена после войны, здесь нет ощущения новодела. Может быть, потому, что стены храма немного неровные, и это создает ощущение старины.

А может быть, потому, что здесь возникает необъяснимое состояние причастности ко всей древней истории.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Удивительно красиво местоположение церкви Спаса Преображения. Храм, стоящий на краю невысокого холма, настолько гармонично вписан в окружающий пейзаж, что кажется неотъемлемой его частью.

У стен храма — скошенная лужайка, вокруг — деревенские домики, поля и грядки.

Возле купола целый день носятся и ловят мошек неутомимые стрижи. Под самым куполом, по кругу, прилепились их гнезда, и в некоторых из них, высунув клювики, сидят маленькие голодные птенчики. Стрижи то и дело подлетают к гнездам с добычей — кормить своих малышей.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Лошадки неподалеку пасутся. Тихий уголок.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

А дальше со всех сторон — бескрайние заливные луга, реки и протоки.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Какое-то невероятное обаяние этого храма в гармонии с прекрасной природой и ощущение древней истории этих мест создают незабываемое впечатление.

К западу от Спаса-Нередицы на самом берегу Волхова находится Рюриково городище и каменная церковь Благовещения середины 14 в.

С Городища открывается прекрасный вид на Юрьев монастырь, на территории которого находится Георгиевский собор – один из самых древних храмов Руси. Дальше по берегу реки, ближе к озеру Ильмень, — Перынский скит; на этом месте когда-то было древнее языческое капище Перынь. Неподалеку от монастыря расположен заповедник деревянного зодчества «Витославицы» — прекрасное собрание церковных, жилых и хозяйственных построек с территории Новгородской области.

В округе было много монастырей — Кирилловский, Ситецкий, Ковалевский, Волотовский, Николо-Лядский; к югу от Нередицы за Сиверсовым каналом находились два монастыря — Липенский и Сковородский. После войны от монастырей остались руины; восстановлены были только храмы трех монастырей: Спас на Ковалеве 1345 г., церковь Успения на Волотовом поле 1352 г. и церковь Николы на Липне 1292 г.

Время работы музея и как добраться

Храм Спас на Нередице открыт для посещения: с 10:00 до 17:00, с октября по апрель — с 11:00 до 14:00
Выходные дни — четверг, пятница
При выпадении осадков (в дождливую и снежную погоду) памятник закрыт

Входная плата: взрослый билет — 120 р., студентам — 60 р., дети до 16 лет — бесплатно. Фотосъёмка — 50 р.

спаса на нередице чертежи. Смотреть фото спаса на нередице чертежи. Смотреть картинку спаса на нередице чертежи. Картинка про спаса на нередице чертежи. Фото спаса на нередице чертежи

Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, деревня Спас-Нередицы
Координаты: 58.497180, 31.311541

Если ехать из Новгорода в сторону Москвы, то через километр с небольшим справа будет военный мемориал с танком, здесь надо повернуть направо. Примерно метров через триста слева будет церковь Спаса на Ковалевом поле. Дальше дорога идет через довольно большую деревню Шолохово, поворачивает направо, и вскоре будет указатель и поворот налево на деревню Спас-Нередицы. От танка до Спас-Нередиц 8,3 км.

До Спаса-Нередицы можно доехать и на общественном транспорте. Ежедневно, 3 раза в день, от автовокзала в Новгороде на Нередицу отправляется автобус № 186 (удобные рейсы: туда в 7:25 / 9:05 сб, вс и в 14:00, обратно в 14:30 и в 19:35 кроме пт / 19:50 пт). Ехать 25 минут. Расписание можно посмотреть на сайте — http://transport.nov.ru.

Времени между рейсами автобуса вполне достаточно, чтобы посмотреть церковь, прогуляться к Рюрикову городищу, полюбоваться видами и отдохнуть на берегу реки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *