спас загорье храм расписание служб

Здравствуй, дорогой гость

Н евозможно говорить о Боге, о вере с человеком, который просто не любит жизнь. Алеша Карамазов в разговоре с братом восклицает: «… Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить… непременно так, полюбить прежде логики… непременно, чтобы прежде логики, и тогда только я и смысл пойму». Любовь к жизни бывает очень разная, и смысл жизни люди находят в самых разных вещах. Но в общем, каждый человек, несомненно, стремится к тому, что он считает счастьем для себя и для других людей.

Но действительно ли все теряет человек, перешагивая порог смерти? В материальном плане – да: все, что сопряжено с богатством этого мира находится во власти смерти. «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял» (Иов 1, 21). Но духовные накопления уходят с нами в вечность. Это не музей, не театр и не литература и прочее, что мир привык называть духовным богатством. Это тот дух, которым я живу, который может быть добрым и злым, который подвигает меня к тем или иным поступкам и выражается в тех или иных делах. Игумен Никон (Воробьев) пишет: «Все человечество ищет счастья, только не там, где его можно найти. Царство Божие, то есть величайшее счастье, внутрь вас есть, и указан путь к этому Царствию. И почти никто, даже из верующих, не идет этим путем…»

Так где же этот путь? Куда идти? Как разрушить царство ада, которое тоже, к сожалению, есть в моем сердце и является единственным источником всех моих страданий сегодня и может стать мучением вечным? Как открыть дверь в Царствие Божие, в котором обрету вечное счастье, которого мы здесь на земле по свидетельству апостола Павла даже представить себе не можем: «…но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Иисус сказал: «…Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Как выйти из Интернет пространства, из пространства мира сего и прийти в Церковь, которая есть «Тело Христово»? Надеюсь, в какой-то мере материалы нашего сайта помогут вам найти ответы на эти вопросы.

спас загорье храм расписание служб. Смотреть фото спас загорье храм расписание служб. Смотреть картинку спас загорье храм расписание служб. Картинка про спас загорье храм расписание служб. Фото спас загорье храм расписание служб

Из жизни прихода

Мы ведем фотогалерею нашего прихода Преображения Господня в селе Спас-Загорье еще с 2011 года. В ней запечатлены разные моменты нашей жизни: праздники, поездки, приезды значимых гостей храма, наши прихожане и многое другое. Мы приглашаем вас посетить нашу скромную галерею по ссылкам ниже.

Источник

История нашего храма

И стория Преображенского храма традиционно ведётся с 1614 года и начинается с имени выдающегося деятеля русской истории начала семнадцатого века князя Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского. Князь Б.М. Лыков-Оболенский представитель многочисленного и разветвлённого рода Оболенских, к XVII веку владевших селом Спасское (Спас-Загорье). Первоначально село принадлежало князю Михаилу Фёдоровичу Кашину-Оболенскому, боярину и воеводе, который начал службу при царском дворе Иоанна Васильевича с середины шестнадцатого века. М.Ф. Кашин пред своей смертью в 1611 году половину села с церковью завещал Пафнутьев – Боровскому монастырю. Упоминаемый выше князь Борис Михайлович Лыков выкупил по воцарении Михаил Федоровича Романова (1613-1614 гг.) у Пафнутьева монастыря половину Спасского и в это время отстроил каменный сельский храм. Этот выдающийся и благочестивый человек появился на службе у Бориса Годунова в 1596 году и оказался причастен почти ко всем важнейшим событиям русской истории первой половины XVII века. При Лжедмитрии он получил боярский чин, на службе у Василия Шуйского прославился победами над «Тушинским вором» и в 1610 году вошел в «семибоярщину». Владелец нескольких вотчин и имений, Борис Михайлович, благоустраивал и строил храмы, делал богатые пожертвования в монастыри. Прослужив 50 лет, Б. М. Лыков-Оболенский умер в 1646 году. Еще при Лжедмитрии I князь Б.М. Лыков женится на боярышне Настасье Никитичне Романовой, сестре известнейшего церковного им государственного деятеля Федора Никитича Романова (будущего патриарха Филарета, отца царя Михаила Федоровича). Постепенно, к 90-м годам XVII века, храм принял современный облик. Он строился двухэтажным, с нижним теплым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. По освящению нижнего придела датируется и завершение постройки — 1696 год. На рубеже XVII-XVIII столетий появилась сначала отдельно стоящая колокольня, а затем трапезная, соединившая главную часть храма с колокольней в единое здание. Во второй половине XVIII века был пристроен Покровский придел. Сохранилось описание: «Село Спасское, а в нем церковь каменная во имя Преображения Господня, да придел каменный же во имя Покрова Пресвятыя Богородицы». В конце XVII века появилась деревянная галерея на аркадах, разобранная вероятно при постройке трапезной части храма. В XVIII веке селом владел генерал-поручик Василий Васильевич Нарышкин (1712-1779), возможно, именно при нем был выгорожен в трапезной Крестовоздвиженский придел. Возникновение самого храма легенда связывает с наиболее знаменитыми из Нарышкиных – Натальей Кирилловной и ее сыном Петром I. К этому же времени относится появление современного названия села – Спас-Загорье.

Дошедший до нашего времени храм в архитектурном отношении представляет собой, по мнению специалистов, яркий образец национального стиля русского зодчества конца 17-го века. Характерными чертами традиционно русского стиля являются бесстолпная конструкция храма, пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Здание храма двухэтажное, верхний этаж – летняя Преображенская церковь с двумя пределами (Крестовоздвиженским и Покровским) – имеет два яруса окон, обрамлённых наличниками, состоящими из двух колонок, которые связаны сверху фигурной скобкой. Зимняя часть, храм Иконы Казанской Божьей Матери, возможно, наиболее древняя часть строения. Оригинально решена в конструкции храма шатровая колокольня: грани её восьмерика ориентированы по сторонам света. В архитектуре здания прослеживается связь с таким ярким памятником московского зодчества середины века, как церковь Рождества Богородицы в Путинках, и другими памятниками Москвы и Подмосковья второй половины XVII века. Преображенская церковь сохранила большую часть внутреннего убранства так, что Царские врата относят к XVII веку, а иконостас и оклады икон к концу XVIII – началу XIX века. Многие иконы позднее были записаны и требуют реставрации.

По преданию храм посещал первый русский император Пётр Великий, а в войну 1812 года – светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, рядом с храмом находилась его ставка. По свидетельству местных жителей сразу за алтарной частью храма находилась братская могила воинов, погибших в годы Отечественной войны 1812 года. Во время проведения работ по отводу вод от стен храма перед алтарной частью была выкопана канава шириной около метра и такой же глубины. При этом действительно было обнаружено множество костей, свидетельствовавших об общем братском захоронении.

До нас дошли следующие имена священнослужителей и причетников, подвизавшихся в храме в честь Преображения Господня:

Можно упомянуть сведения, дошедшие до нас из церковно–приходских ведомостей. В 1864 году иер. Симеон Троицкий был награжден набедренником, в 1873 году прот. Николай Лойко заслужил одобрение за усердное преподавание слова Божия в церковно-приходской школе. В 1891 году упоминается приезд владыки Виталия и его встреча иереем Алексием Февралевым, восстановившим храм и обновившим внутреннее убранство на пожертвования помещицы Анны Павловны Кузьминой, которая тогда же была представлена владыке. Отец Алексий Февралев продолжал служить в Спас-Загорье до своей кончины 1900 года, священствовал он двадцать семь лет, из них десять в Преображенском храме, что явствует из надписи на его могиле в храмовой ограде.

Немного осталось сведений о жизни храма в трудные годы первой половины XX столетия. В книге памяти жертв политических репрессий 1937-1938 гг. «Бутовский полигон», выпущенной Постоянной межведомственной комиссией правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, Москва 2001 год, на стр. 140 обнаружена следующая запись: «Ласкин Николай Александрович 1889 г.р. родился в селе Шанги Шарьинского района, Горьковского края, русский, из семьи священника, б/партийный, образование высшее, священник церкви с. Спас-Загорье. Проживал: с. Спас-Загорье Малоярославецкого района, Московской области. Арестован 24 ноября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по МО от 3 декабря 1937 г. по обвинению в антисоветской пораженческой агитации. Назначена высшая мера наказания – расстрел. Приговор приведен в исполнение 8 декабря 1937 года. Реабилитирован – 12 июня 1989 г.»

Также в 1937 году (10.10.1937 г.) был арестован прот. Сергий Першеев (Першеев Сергей Андреевич 1880 года рождения, родился в дер. Мелотичи Барятинского района Смоленской области) и расстрелян (10.12.1937 г.). По словам дочери священника Хабаровой Лидии Николаевны, прот. Сергий до 1930 года служил в с. Спас–Загорье.

В 1937 г. храм был закрыт, и нижний предел использовался как склад и столовая. Из надписи на кресте, который был найден в алтаре Казанского придела: «17 июля 1955 г. По указу Его Преосвященства Епископа Онисифора, Калужского и Боровского, за № 109. Освящен престол во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Освящение совершили: митрофорный прот. Иоанн Соловьев, благочинный прот. Александр Добромыслов, прот. Тихон Трилесский, благочинный Столинскаго района БССР Евгений Минкевич, иереи о. Павел Казаков, о. Георгий Юрашкевич, протодиакон о. Кузьма и настоятель Спасо–Преображенского храма игумен Никандр. Храм Спасо–Преображенский построен боярами Лыковыми в 1614 году XVIII века. В подвальном храме с 1920 г. не служилось – были склады колхоза», сделанной архим. Никандром (был настоятелем с 1947 по 1972 год), следует, что нижний придел был разорен еще в 20-е годы. Только в 1947 году Совет по делам Русской Православной Церкви зарегистрировал общину и передал её здание храма, что и было отмечено в протоколе и договоре от 24.09.1947 г.

Первый послевоенный настоятель, архим. Никандр, оставил глубокий след в духовном облике Спас–Загорского Преображенского храма. Отец Никандр (в миру Николай Николаевич Николаев) по специальности был врачом, причем, по воспоминаниям людей, знавших его, очень талантливым. До революции он был фельдшером в армии. События Великой отечественной войны застали его уже в священном сане на Украине в селах, где ему пришлось окормлять несколько приходов. Потом он служил в Белоруссии, в селах попавших под контроль партизанских отрядов, которыми руководил Ковпак. Районы, контролировавшиеся партизанами, были очень велики, это были почти «партизанские республики» в тылу у немцев. И отец Никандр фактически стал партизаном, прежде всего, как полковой врач. Часто партизаны приезжали за ним, завязывали ему глаза и перевозили туда, где нужна была помощь. Он оперировал, спасая людские жизни. После войны о. Никандр короткое время жил в Псково–Печерском монастыре. В 1947 году он, в сане игумена, был назначен настоятелем тогда закрытого храма в честь Преображения Господня в с. Спас–Загорье. Здесь тоже пригодились воля, настойчивость и прямота о. Никандра. На бумаге храм был передан Церкви, но его еще нужно было отвоевать, ведь, на самом деле, он использовался как склад мелкой сельхозтехники, в алтаре был ссыпной пункт, хранилось зерно. Пришлось выкатывать машины и прямо на улицу выбрасывать зерно. Храм убрали силами всех верующих. Большинство сведений об о. Никандре почерпнуто из воспоминаний ныне покойного прот. Вадима Красноцветова, знавшего его лично в последние годы жизни.

После смерти архимандрита, прожившего без малого столетие (даты жизни 1876-1972), на приходе сменилось множество священников, имена которых ещё помнят старейшие прихожане Храма. Среди них: о. Николай, о. Михаил, о. Вениамин, о. Александр, о. Сергий, о. Иоанн, о. Валентин, архим. Донат, архим. Серафим, прот. Борис, прот. Николай Суходолов, прот. Андрей, иерей Алексий Поляков, игумен Ростислав (Колупаев) и нынешний настоятель храма – прот. Сергий Демьянов.

При архим. Никандре в годы советской власти реставрировались крыша и купола храма, был построен небольшой приходской домик, при о. Алексие Полякове и игумене Ростиславе (Колупаеве) построен новый дом. С 1997 года до настоящего времени обновлена кровля и купола, поставлены новые кресты, налажено отопление, храм побелен, обезопасен от грунтовых вод, построены новые кельи и технические помещения для церковного хозяйства, строится новая трапезная и большое помещение для воскресной школы. В 2002 году в г. Тутаеве Ярославской области был отлит подбор колоколов.

29 декабря при служении правящего архиерея, владыки Климента (Капалина), прошло торжественное освящение колоколов.

Восстанавливаются и реставрируются иконы храма. В частности, в 2003 году на реставрацию, с целью раскрытия авторской живописи, была взята икона Казанской Божией Матери с клеймами (92,2 х72,1 см) конца XVII — начала XVIII вв., которая была доставлена в реставрационные мастерские при Государственной Третьяковской Галерее (ГТГ) в Москву 13 февраля 2003 года. Реставрировали икону Степанова Татьяна Юрьевна (старший преподаватель отделения реставрации Свято–Тихоновского Богословского Университета) и Фидоренко Галина Васильевна (начальник отдела древнерусской живописи ГТГ). В ходе реставрации было обнаружено, что икона Казанской Божией Матери была написана в августе 1793 года Яковом Ивановым Иконниковым из города Серпухова, о чем свидетельствует надпись на 13-ом клейме: «1793 года месяца августа писал сей образ города Серпухова купец иконописец Яков Иванов Иконников. Строен на церковные деньги старанием священников Феодора Григорьева, Алексея Иванова». Из реставрационных мастерских ГТГ Казанская икона Божией Матери возвратилась в храм 13 июля 2004 года, а 16 июля 2004 года был совершен чин освящения отреставрированной иконы с акафистом Божией Матери в честь Ея иконы «Казанская». Икона была водружена в обновленный киот на прежнее место. В настоящее время закончена реставрация иконы «Богоявление» и ведется работа над иконой «Спас Нерукотворный» реставратором Степановой Татьяной Юрьевной.

Надо отметить, что, по благословению владыки Климента, настоятелем, тогда иереем Сергием Демьяновым, и общиной Спас–Загорского Преображенского храма с 1996 по 1998 год был благоустроен больничный храм великомученика и целителя Пантелеимона в г. Обнинске.

При храме в честь Преображения Господня действует воскресная школа «Жаворонок». В основном, ее посещают дети, учащиеся в сельской Спас–Загорской школе.

В г. Обнинске действует детское творческое объединение «Радуга», где проходят занятия по декоративно-прикладному искусству (чеканка, гравюра, выжигание, аппликация, изготовление тематических работ из теста и т.д.), рисованию. Там же с 1995 года проходят духовные беседы со взрослыми.

Источник

СПАС-ЗАГОРСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ

спас загорье храм расписание служб. Смотреть фото спас загорье храм расписание служб. Смотреть картинку спас загорье храм расписание служб. Картинка про спас загорье храм расписание служб. Фото спас загорье храм расписание служб
Преображенский храм в Спас-Загорье, 2007 г. Фото Николая Лазуткина с сайта sobory.ru

Храм в честь Преображения Господня в селе Спас-Загорье (Калужская епархия)

Каменный храм построен в 1614 г. князем Б.М. Лыковым-Оболенским. В течение всего XVII в. храм достраивался, так что принял свой настоящий внешний вид к 1696 г. В строительстве храма также принимали участие князья Нарышкины, имение которых было по соседству с селом.

24 сентября 1947 г. Совет по делам религий зарегистрировал в селе общину и передал ей здание храма. Возрождением храма занимался архимандрит Никандр (Николаев). При нем была отремонтирована крыша и купола храма.

В середине 1990-х годов в храме начались ремонтные работы.

До наших дней полностью сохранилось внутреннее убранство храма: иконостас 1885 г., царские врата XVII в., на иконах ризы XIX в. В храме особо почитаются иконы: Божией Матери «Взыскание погибших» и Казанская, святителя Николая и преподобного Серафима Саровского с частицей его мантии. В трапезной верхнего храма находится скульптура «Спаситель в темнице», начала XVII в.

С 1995 г. при храме действует воскресная школа для детей «Жаворонок» и библиотека. Еженедельно проводятся огласительные беседы с взрослыми, готовящимися к крещению или к вступлению в брак.

Архитектура

Спас-Загорский храм представляет собой яркий образец русского зодчества конца XVII в., характерными чертами которого являются пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Верхний храм выстроен на подклете и имеет два яруса окон, обрамленных наличниками, состоящими из двух колонок, связанных сверху фигурной скобкой. Колокольня шатровая, причем грани ее третьего яруса ориентированы по сторонам света. Территория храма со стороны села обнесена железной оградой.

Настоятели

Источник

Спас загорье храм расписание служб

Настоятель: священник Сергий Демьянов

Адрес собственного web-сайта: www.xrampg.obninsk.ru

Село расположено на излучине р. Протвы в 9,5 км от Малоярославца и в 3 км от Обнинска. Оно известно с середины XV в., когда входило в удельное Оболенское княжество. Во владении рода Оболенских село оставалось до 1919 г. По преданию, в 1721 г. село посещал Петр I. В 1812 г. в нем размещалась ставка М.И. Кутузова. Само село находилось в центре военных действий. Несмотря на наступающие холода, жители села разобрали свои дома на строительство переправы для русских войск. В память об этом в 1962 г. в селе был установлен небольшой камень с надписью. С образованием губернии село входило в состав Спасской волости Малоярославецкого уезда. В настоящее время Спас-Загорье слилось с д. Нарышкино.

Каменный храм построен в 1614 г. князем Б.М. Лыковым-Оболенским, который восстановил Свято-Пафнутьев Боровский монастырь после разорения 1610 г. Его супруга княгиня Анастасия, в схиме Анисия, приходилась сестрой Патриарху Филарету и теткой царю Михаилу Федоровичу Романову. В течение всего XVII в. храм достраивался, так что принял свой настоящий внешний вид к 1696 г. В строительстве храма также принимали участие князья Нарышкины, имение которых было по соседству с селом.

В архитектурном отношении храм представляет собой яркий образец русского зодчества конца XVII в., характерными чертами которого являются пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Верхний храм выстроен на подклете и имеет два яруса окон, обрамленных наличниками, состоящими из двух колонок, связанных сверху фигурной скобкой. Колокольня шатровая, причем грани ее третьего яруса ориентированы по сторонам света.

В верхнем храме находится центральный престол в честь Преображения Господня, с северной стороны пристроен придел в честь Покрова Божией Матери, и в трапезной устроен алтарь в честь Воздвижения Креста Господня. В подклете нижний храм с одним алтарем в честь Казанской иконы Божией Матери. Территория храма со стороны села обнесена железной оградой. В селе действовала земская школа.

Спустя 10 лет 24 сентября 1947 г. Совет по делам религий зарегистрировал в селе общину и передал ей здание храма. Возрождением храма занимался архимандрит Никандр (Николаев), прослуживший его настоятелем до 1973 г. При нем была отремонтирована крыша и купола храма. С 14 января 1997 г. настоятелем храма был назначен священник Сергий Демьянов. С середины 90-х гг. в храме ведутся ремонтные работы.

С 1995 г. при храме действует воскресная школа для детей «Жаворонок» и библиотека. Еженедельно проводятся огласительные беседы с взрослыми, готовящимися к Святому Крещению или к вступлению в брак. До наших дней полностью сохранилось внутреннее убранство храма: иконостас 1885 г., Царские Врата XVII в., на иконах ризы XIX в. В храме особо почитаются иконы: Божией Матери «Взыскание погибших», святителя Николая, «Казанская» и преподобного Серафима Саровского с частицей его мантии. В трапезной верхнего храма находится скульптура «Спаситель в темнице», начала XVII в.

Фотографии: Николай Лазуткин, Владимир Архипов, Михаил Чупринин

Источник

Спас-Загорье. Церковь Спаса Преображения.

Преображенская церковь

Карта и ближайшие объекты

спас загорье храм расписание служб. Смотреть фото спас загорье храм расписание служб. Смотреть картинку спас загорье храм расписание служб. Картинка про спас загорье храм расписание служб. Фото спас загорье храм расписание служб

Статьи

История Преображенского храма традиционно ведётся с 1614 г. и начинается с имени выдающегося деятеля русской истории начала XVII в. князя Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского. Князь Б.М. Лыков-Оболенский представитель многочисленного и разветвлённого рода Оболенских, к XVII веку владевших селом Спасское (Спас-Загорье). Первоначально село принадлежало князю Михаилу Фёдоровичу Кашину-Оболенскому, боярину и воеводе, который начал службу при царском дворе Иоанна Васильевича с середины шестнадцатого века. М.Ф. Кашин пред своей смертью в 1611 г. половину села с церковью завещал Пафнутьев-Боровскому монастырю. Князь Б.М. Лыков выкупил по воцарении Михаил Федоровича Романова у Пафнутьева монастыря половину Спасского и отстроил каменный сельский храм.

Дошедший до нашего времени храм в архитектурном отношении представляет собой, по мнению специалистов, яркий образец национального стиля русского зодчества конца XVII века. Характерными чертами традиционно русского стиля являются бесстолпная конструкция храма, пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Здание храма двухэтажное, верхний этаж – летняя Преображенская церковь с двумя приделами (Крестовоздвиженским и Покровским) – имеет два яруса окон, обрамлённых наличниками, состоящими из двух колонок, которые связаны сверху фигурной скобкой. Зимняя часть, храм Иконы Казанской Божьей Матери, возможно, наиболее древняя часть строения. Оригинально решена в конструкции храма шатровая колокольня: грани её восьмерика ориентированы по сторонам света. В архитектуре здания прослеживается связь с таким ярким памятником московского зодчества середины века, как церковь Рождества Богородицы в Путинках, и другими памятниками Москвы и Подмосковья второй половины XVII в. Преображенская церковь сохранила большую часть внутреннего убранства так, что Царские врата относят к XVII в., а иконостас и оклады икон к концу XVIII – началу XIX вв. Многие иконы позднее были записаны и требуют реставрации.

По преданию, храм посещал первый русский император Пётр Великий, а в войну 1812 года – светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, рядом с храмом находилась его ставка. По свидетельству местных жителей, сразу за алтарной частью храма находилась братская могила воинов, погибших в годы Отечественной войны 1812 года. Во время проведения работ по отводу вод от стен храма перед алтарной частью была выкопана канава шириной около метра и такой же глубины. При этом действительно было обнаружено множество костей, свидетельствовавших об общем братском захоронении.

В 1937 г. храм был закрыт, и нижний придел использовался как склад и столовая. Из надписи на кресте, который был найден в алтаре Казанского придела: «17 июля 1955 г. По указу Его Преосвященства Епископа Онисифора, Калужского и Боровского, за № 109. Освящен престол во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Освящение совершили: митрофорный прот. Иоанн Соловьев, благочинный прот. Александр Добромыслов, прот. Тихон Трилесский, благочинный Столинскаго района БССР Евгений Минкевич, иереи о. Павел Казаков, о. Георгий Юрашкевич, протодиакон о. Кузьма и настоятель Спасо-Преображенского храма игумен Никандр. Храм Спасо-Преображенский построен боярами Лыковыми в 1614 г. XVIII в. В подвальном храме с 1920 г. не служилось – были склады колхоза», сделанной архим. Никандром (был настоятелем с 1947 по 1972 гг.), следует, что нижний придел был разорен еще в 1920-е гг. Только в 1947 г. Совет по делам Русской Православной Церкви зарегистрировал общину и передал её здание храма, что и было отмечено в протоколе и договоре от 24.09.1947 г.

Первый послевоенный настоятель, архим. Никандр, оставил глубокий след в духовном облике Спас–Загорского Преображенского храма. В 1947 г. он, в сане игумена, был назначен настоятелем тогда закрытого храма в честь Преображения Господня в с. Спас–Загорье. Храм использовался как склад мелкой сельхозтехники, в алтаре был ссыпной пункт, хранилось зерно. Пришлось выкатывать машины и прямо на улицу выбрасывать зерно. При архим. Никандре в годы советской власти реставрировались крыша и купола храма, был построен небольшой приходской домик, при о. Алексие Полякове и игумене Ростиславе (Колупаеве) построен новый дом. С 1997 г. до настоящего времени обновлена кровля и купола, поставлены новые кресты, налажено отопление, храм побелен, обезопасен от грунтовых вод, построены новые кельи и технические помещения для церковного хозяйства, строится новая трапезная и большое помещение для воскресной школы.

По благословению владыки Климента, настоятелем, тогда иереем Сергием Демьяновым, и общиной Спас–Загорского Преображенского храма с 1996 по 1998 гг. был благоустроен больничный храм великомученика и целителя Пантелеимона в г. Обнинске.

Проезжая по Калужской дороге, вскоре после Обнинска, близ Шемякино, вы увидите вдалеке белую церковь Спаса Преображения, словно парящую над рекой, холмами и близлежащими деревенскими домиками. Особую торжественность, вознесенность горе, напоминающую о восхождении Господа с учениками на гору Фаворскую перед Преображением, зодчие сообщили храму, приподняв его над землей на высоком подклете. В подклете, или в подцерковье, имеется нижний придел в честь Казанской иконы Богоматери. Ярус подклета внешне отделен от верхнего храма горизонтальной тягой. В настоящее время теплый храм подлежит ремонту и службы там не совершаются.

В документах Оболенской церковной десятины указано, что он был освящен в 1696 г. При взгляде на церковь Преображения остается ощущение необычайно мощного движения архитектурных форм вдоль центральной оси запад-восток, почти не уравновешенного в поперечном направлении. Объясняется это отсутствием галереи, разобранной в XIX веке. Галерея была открытая, на аркадах, и окружала храм с трех сторон. Об этом свидетельствует портал входа на северном фасаде. Выход в галерею имелся также с паперти, расположенной под колокольней. На паперть ведет лестничный всход. Когда галерея была разобрана, к лестнице пристроили выносные столбы, завершенные треугольным фронтоном. Выносные столбы соединяются с центральной аркой четверика колокольни перекрытием, которое напоминает широко распространенные в XVII веке “ползущие своды”.

Исследователи считают, что венчающая часть храма должна была перестраиваться в XVIII веке. В середине XVIII века селом владеет Василий Васильевич Нарышкин. Вероятно, при нем был произведен ремонт в храме. В это же время мог появился Крестовоздвиженский придел, выгороженный в трапезной. Если довериться имеющимся у нас сведениям о постройке каменного храма в селе Спас-Загорье в первой четверти XVII века, то можно сделать вывод, что он претерпевал серьезные изменения на протяжении этого столетия. В нем проявляется наследие такого яркого памятника московского зодчества середины века как церковь Рождества Богородицы в Путинках. Система “корабля”, а также скрепообразные наличники окон, “раковины” закомар и другие детали характерны для многих памятников Москвы и Подмосковья второй половины XVII века. Таким образом, храм Преображения был завершен в то время, когда архитектурный стиль эпохи получил выражение в устойчивых архитектурных формах, то есть не ранее 70-80-х гг. XVII века.

Храм построен в 1614 году князем Борисом Михайловичем Оболенским (Клыковым). Храм двухэтажный. Верхний храм имеет центральный престол в честь Преображения Господня. С северной стороны пристроен придел в честь Покрова Божией Матери. В трапезной устроен алтарь в честь Воздвижения Креста Господня. На первом этаже центральный алтарь освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Территория храма со стороны села обнесена железной оградой. Иконостас, вероятно, времени последнего крупного ремонта (1885 г.), но Царские врата остались от XVII века. На иконах ризы XIX века.

Территория храма со стороны села обнесена железной оградой.

Действующая церковь Спаса Преображения находится в селе Спас-Загорье. Ее история ведется с 1614 года и связана с именем выдающегося деятеля русской истории начала XVII века князя Б.М. Лыкова-Оболенского, род которого владел этим селом. На средства князя и был воздвигнут храм. Впоследствии он достраивался, и современный облик принял к 90-м годам XVII века.

Перед Великой Отечественной войной храм временно был закрыт. При храме в честь Преображения Господня действует Воскресная школа «Жаворонок», которую посещают ученики Спас–Загорской школы.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №200, 2016 г.

Село Спас-Загорье с ХV века принадлежало князьям Оболенским. Самым известным из владельцев стал князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский (около 1570-1646). Русский боярин и воевода, он был женат на сестре патриарха Филарета, в 1610 году входил в правительство Семибоярщины. В 1614 году он построил в селе каменную Спасскую церковь. На протяжении ХVII века храм достраивался и свой настоящий вид приобрёл к 1690-м годам, когда возвели трапезную с колокольней.

Церковь, можно сказать, двухэтажная: в подклете сохранился Казанский придел, устроенный М. И. Лыковым (1640-1701), который в 1682 году по приказу царевны Софьи Алексеевны арестовал руководителя Стрелецкого приказа князя И. А. Хованского. С 11 на 12 октября в местной усадьбе ночевал М. И. Кутузов. Получив известие, что французская армия оставила Москву и движется к Боровску, он 11 октября приказал войскам покинуть лагерь в Тарутино и двигаться к Малоярославцу. Несмотря на наступающие холода, жители села разобрали свои дома на строительство переправы для русских войск. Правда, до того они же сами разобрали прежний мост, заслышав, что в их сторону движется войско французов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *