спас великий архиерей икона
СПАС ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ
Иконография Христа Великого Архиерея существует в двух видах. Первый композиционно имитирует тип «Спаса на престоле» — положение фигуры Христа, восседающего на троне, десница, вознесенная перед грудью с благословением, Евангелие в левой руке повторяются.
В качестве надписи для иконы Дионисий Фурно-аграфиот рекомендует слова «Царь царей и Великий Архиерей». Большинство русских икон надписания не имеют. На вышеупомянутой иконе конца XVII века второго вида из местного ряда иконостаса Тихвинского придела церкви Живоначальной Троицы в Останкино (Илл. 56) читается:
№ Й raeceii км! проищи ш школ ОШ),
Евангелие может быть раскрыто на следующих стихах:
50 Cnic и Сила к Преподобный Андрей Рублен Hfl’iano XV н:ка И кики
«Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы; возмите иго Мое на себе и научитесь от Мене, яко кроток есмь» (Мф. 11, 28-29). с прибавлением к этому: «и смирен сердцем, и обрящете» (Мф. 11,28-29). «Аз есмь свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный» (Ин. 8, 12). «Аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има» (Мф.
Содержание иконы «Спас Великий Архиерей» получает свое объяснение из Послания апостола Павла к Евреям. Мысль о Божественном Первосвященстве Иисуса Христа является центральным мотивом в нескольких главах Послания (Евр. 3-10).
Служение Христа по чину Небесного Архиерея проистекает из общего плана домостроительства Сына Божия и соответствует самому образу спасительных
52. Спяс BCUm. Распятие. Полсшепнч ап rpnri Кшгрц Х1ГГГ Мка Из Ил ы шоком оерКйИ Rtai 1скаерсшgt;-ИльиЕсКо1о пппгстд, K.Hjjf.niPH Ни ж мни часть тр^крядиой иконы
действий Иисуса Христа. Так же как священник, Он приносит искупительную жертву Богу Отцу за грехи человечества, но только жертвой является Он Сам: «Ты еси Приносяй и Приносимый», — говорит священническая молитва Херувимской песни. Ходатайствуя перед Богом за всех людей, Христос выступает от их лица как Первосвященник. При этом Он не Сам Себе присвоил славу быть Первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр. 5, 5).
грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
«Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9, 24-28).
В соответствии с учением апостола Павла о священстве Христа, Он прославляется Церковью как Великий Архиерей, Первосвященник нового исповедания, «Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8, 1-2).
Другая черта иерейства Господа Иисуса Христа состоит в таинственном соединении Им в Своем Лице сразу двух званий — Он Священник и Царь одновременно. Господь Бог возвестил о Нем через псалмопевца Давида: «Ты еси иерей во век, по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Царь и священник, как это было принято в дозаконные времена, ветхозаветный Мелхиседек явился прообразом Христа и Его священноцарствия. Такое слияние двух аспектов владычества — духовного и гражданского, по-видимому, дало основание икону «Спасителя Великого Архиерея» именовать также «Царем царей». Традиция эта общеизвестна.
В большинстве случаев, ввиду того что икона «Спаса Великого Архиерея» входит в Деисус, содержание образа расширяется эсхатологической идеей Христа Судии мира.
Изображения Спасителя в образе Великого Архиерея известны с XIII века. Во всяком случае, самый древний из имеющихся памятников этого типа — артосная панагия из Ксиропотамоса— датируется концом XII — началом XIII века.
Обыкновенно Христос в виде Великого Архиерея входит в состав деисусного чина как отдельная икона. В ином изобразительном качестве — как составляющая доминанта, этот иконографический тип используется в трехфигурном Деисусе, в иконах «Святая обедня» и «Святая литургия», а также в трехфигурной или больше композиции по типу Деисуса, где по сторонам Христа предстоят с раскрытыми свитками Богородица, часто в царских одеяниях и венце, и Иоанн Креститель, также в венце. Этой композиции присвоено сразу несколько названий: «Предста Царица одесную Тебе», «Спас Великий Архиерей», «Царь царей» и «Ты еси Иерей во век».
Не лишне добавить, что в XVI-XVII веках изображения Христа Великого
Архиерея также вышивались на митрополичьих саккосах, в соответствии со смыслом священного облачения и духовным образом митрополита, представляющим известную параллель Христу. Примером такого обычая является саккос астраханского митрополита Иосифа (середина XVII в.) (64].
Тайна иконной доски: Царь царей или Великий Архиерей
В 1770-е гг. в двух церквах Покровского собора – главной Покровской и западной Входа Господня в Иерусалим – произошла замена иконостасов на новые. Последние поступили из Московского Кремля. Две церкви: святого князя Александра Невского и Черниговских чудотворцев близ Тайницкой башни были освящены в 1683 году. Не простояв и столетия, в 1772 г. оба храма были разобраны при подготовке к строительству Кремлёвского дворца по проекту В. Баженова. Архиепископ Московский Амвросий так объяснил своё решение:
«Находившиеся же в соборе, к разборке назначенном, два иконостаса и утварь за благо я раcсудил… отдать в собор Покрова Пресвятыя Богородицы что на Рву, по причине сколько известных истории, столько скудных иконостасами и утварью двух тамошних церквей Покрова и Входа в Иерусалим, где оные свободно могут быть помещены».
В Покровской церкви собора был установлен иконостас из церкви Черниговских чудотворцев, находящийся там и поныне. Мы не знаем, каков был первоначальный состав икон, но то, что он был изменён при переносе иконостаса, не подлежит сомнению. Скорее всего, места икон Михаила и Федора Черниговских, в местном ряду заняли знаковые для Покровского собора святые блаженные Василий и Иоанн.
Иконостас церкви Покрова Пресвятой Богородицы
В местном же ряду иконостаса слева от царских врат помещена икона Христа необычного извода. Среди множества иконографических типов Спасителя нас будут интересовать два из них: Спас Великий Архиерей и Спас Царь Царей.
Спас Великий Архиерей близок типу Спаса на престоле. Христос восседает на троне, правая его рука благословляет, в левой – раскрытое Евангелие. Отличительным признаком является архиерейское облачение Спасителя: саккос (евр. «рубище», считается одеждой покаяния и смирения), большой омофор и митра. Иногда присутствует святительский посох. В данном изводе Христос предстает в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя, на основе ветхозаветного пророчества:
«Ты, священник, вовек по чину Мельхиседека»
(Пс.109:4), комментарии к которому принадлежат апостолу Павлу (Евр 5:10). Первые изображения Спасителя в образе Великого архиерея известны с XIII в. (Афон), на Руси – с XV в.
В иконографии Царь Царей Спаситель имеет атрибуты царской власти: одет в далматик с расшитым золотом оплечьем, на голове – царский венец (или шапка), в руках – скипетр и держава. Обоснование данного иконографического извода находим в Откровении Иоанна Богослова, который называет Христа «Царем святых» (Откр. 15:3): «На одежде и на бедре Его написано имя:
«Царь царей и Господь господствующих»
(Откр 19:16). Как правило, иконы Христа в виде Великого Архиерея и Царя Царей с XVIII в. входят в состав деисусного чина иконостаса.
Икона «Господь Вседержитель» в местном ряду иконостаса
Самостоятельно икону подобных иконографических типов можно увидеть редко. Икона из местного ряда Покровской церкви как раз относится к их числу. Она имеет внушительные размеры: 1,42 × 1,0 м, обрамлена в резную деревянную раму, по бокам витые деревянные колонны с композитными капителями. На богатом резном барочного типа троне сидит Спаситель в священнической одежде, расшитой и украшенной жемчугом, на его голове – патриаршая митра (греч. «пояс, головная повязка»). В правой руке – скипетр, в левой – держава.
Вверху иконы есть надпись: «Господь Вседержитель», что означает по-гречески Пантократор; первая часть слова переводится как «всё», вторая – «сила», то есть Всесильный, Всемогущий. Этот термин встречается в Ветхом Завете. Древние евреи называли так своего живого Бога, которому они поклонялись. Затем этот эпитет перешел к Иисусу Христу.
Фрагмент иконы
Редкая икона из Покровской церкви представляет смешанный тип изображения Христа как Первосвященника (тип Великий архиерей) и Небесного царя (тип Царь Царей). При внимательном взгляде на икону можно увидеть выступающую из-под державы раскрытую книгу, а в левом верхнем углу – часть посоха. Выполненные ранее реставраторами раскрытия иконы показали, что под верхним красочным слоем есть ещё один. Первоначально в левой руке Спаситель держал раскрытое Евангелие, а в правой – вероятно, святительский посох. Это означает, что первоначально икона относилась к изводу Спас – Великий Архиерей.
В древности частые поновления икон не всегда походили на современную строгую реставрацию с сохранением видимого красочного слоя. Иногда икона находилась в таком гибнущем состоянии, что иконописец с трудом мог разобрать, что же именно было изображено на ней, особенно в отношении атрибутов святого. Известны случаи, когда на старой доске, которая по своим качествам была гораздо лучше новой, переписывали полностью сюжет. Вот почему реставраторы иногда оставляют на иконах свидетельства их длительного бытования и изменений первоначального замысла творца.
Спас великий архиерей икона
Каким бы ни был в иконографии образ Христа, центральный образ библейского откровения, он всегда представляет Бога, обретшего человеческое лицо, Слово, ставшее плотью ради спасения человека
На этих иконах Спаситель в царской или священнической одежде, расшитой и украшенной золотом, в венце в виде царской короны или патриаршьей митры. Эта иконография несомненно имеет западное происхождение и воспринята русской традицией не ранее второй половины XVII в. Образ Христа здесь прямо соотносится с апокалиптическими видениями Иоанна Богослова: «и сидящий на нем (на белом коне) называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. «Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. (…) Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. (. ) На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» (Отк. 19:11-12, 15-16).
Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|