спас нерукотворный кто это

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

История происхождения

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Уккама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.

Со временем место это было забыто.

Обретение Образа

Образ был снова обретён, когда Едесса была осаждена персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году. Положение города казалось безнадёжным. И тогда епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасёт город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ обрёл Нерукотворный Образ, перед которым горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т. н. Чрепие.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.

Начиная с 843 года, праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.

Перенесение в Константинополь

В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. 16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери.

В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник «Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа«.

Упоминание в древних источниках

Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, местонахождение его не было известно и о нём забыли.

Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом «Учение Аддаи».

Евагрий Схоластик упоминает его в «Церковной истории» и называет образ «богозданной иконой«.

Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.

Молитвословия

Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Кре́ст,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Те́м благода́рственно вопие́м Ти́:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся́, Спа́се на́ш, прише́дый спасти́ ми́р.

Кондак, глас тот же (Подобен: В молитвах:)

Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почитаем, того лобызающе. http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2115.html

Ин кондак, еллинский, глас тот же [1]

Богоза́рнаго Твоего́ Зра́ка подо́бие,/ живонача́льныя мо́лнии облиста́ющее,/ от Еде́са прия́хом,/ я́ко носи́ло вся́каго дая́ния./ Ты́ бо о́браз Сво́й вообрази́вый,/ к Первоо́бразу то́й возве́л еси́,// Еди́н сый Многоми́лостивый.

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ [2] Твоего́// пресла́вное воображе́ние [3].

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́, / и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ и́мже на́с спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

Источник

Как появилась иконография изображения Христа «Спас Нерукотворный»?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»:

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто это

По Преданию, «Спас Нерукотворный» — первое и, более того, прижизненное изображение Христа. Царь Эдессы (город на юго-востоке современной Турции) Авгарь тяжело заболел. Он отправил к Христу художника, чтобы тот написал Его портрет, надеясь через него исцелиться, но у придворного живописца ничего не получилось. Тогда Спаситель умыл свое лицо и вытер его полотенцем, на котором отпечатался Его лик.

Так как борода после умывания была мокрая, то она отпечаталась в виде клиновидной пряди, и поэтому этот образ иногда называют «Спас Мокрая Брада». «Спас на убрусе» — Мандилион (старослав. убрус — полотенце, греч. мандилион — плащ, плат, полотно) — первый тип изображений «Спаса Нерукотворного».

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто это

Полотно было доставлено царю, и тот исцелился. В благодарность за это чудо Авгарь приказал поместить образ над вратами Эдессы. В годы гонений христиане заложили кладкой Нерукотворный Образ в нише врат. Когда кладку разобрали, оказалось, что святынь теперь две — лик Христа отпечатался на черепице.

Керамидион (греч. черепица), или «Спас на чрепии» — второй тип образа «Спас Нерукотворный». Лик Христа здесь изображается не на полотне, а на коричневом или золотом фоне. К этому типу относится знаменитый «Спас Нерукотворный» XII века, хранящийся в Третьяковской галерее. Новгородский мастер создал величественный, глубокий образ Христа. Отличительная особенность — круглый нимб, в который полностью вписана глава Спасителя.

Нередко в храмах изображали и «Спас на убрусе», и «Спас на чре­пии» — друг против друга, на вос­точ­ной и западной стене. «Спас Нерукот­вор­ный» — один из самых чтимых в Пра­вославной церкви образов. Посредством иконы мы встречаемся с Христом лицом к лицу, вернее, лицом к Лику

Источник

Спас Нерукотворный

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто это

Происхождение иконы Спас Нерукотворный

Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа.

Спас Нерукотворный: значение

Существует Предание, согласно которому человек, страдающий от проказы, попросил своего архивария Ханнана (Ананию) отнести Христу письмо. В письме он просил спасителя прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь попросил архивария принести хотя бы образ Спасителя, если Сам Он не сможет явиться.

Ханнан увидел Христа, когда Того окружала плотным кольцом толпа. Он понял, что не сможет пробиться сквозь нее и взобрался на высокий камень, чтобы написать образ Спасителя. Иисус увидел это, попросил воды умыться и вытер свой лик платом. К удивлению Ханнана на плате отобразился образ Христа. Он подошел к Ханнану и отдал ему плат с ответным письмом, где говорил, что не может пойти в Едессу, так как Ему надлежит исполнить то, для чего Он был послан, но вместо Него придет его ученик.

С помощью плата Авгарь исцелился от проказы, но ее следы оставались на его лице, пока однажды, после Пятидесятницы, в Едессу не вошел апостол Фаддей. Святой апостол исцелил Авгаря окончательно и крестил его.

Авгарь же взял плат Христа и прикрепил в нише над городскими воротами, вместо стоящего там языческого идола. К сожалению, один из потомков Авгаря стал язычником и попытался уничтожить Спас Нерукотворный, епископам пришлось спрятать икону с зажженой перед ней лампадой в городской стене.

Спас Нерукотворный стал символом силы веры, благодаря которой даже плат Иисуса был целительным для человеческого недуга, но речь шла не только о физических недугов. Господь исцелил и тело и душу Авгаря за его веру в спасительную силу Господа нашего Иисуса Христа.

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто это

Молитвы образу Спас Нерукотворный

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

В чем помогает икона Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный считается одним из первых изображений Спасителя. Перед иконой молятся:

Спас Нерукотворный: иконография

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто это

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто это

Источник

Описание иконы «Спас Нерукотворный»: в чем помогает образ, его значение в православии

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто это

Икона «Спас Нерукотворный» – одно из немногих изображений Спасителя, которое признается и бесконечно почитается как католической, так и более ортодоксальной православной церковью.

Этот образ присутствует практически во всех православных храмах и домашних иконостасах. Именно со «Спаса Нерукотворного» начинают свой творческий и богоугодный путь иконописцы. Но считается, что первообраз не был написан человеческой рукой, а появился чудесным образом. Именно поэтому и именуется Спас «Нерукотворным».

Немного иконографии

Каноническая иконография Иисуса Христа не столь многообразна в сравнении с Богородицей или Николаем Чудотворцем. Это связано с тем, что долгое время богословы вели жаркие споры насчет того, можно ли изображать Бога во плоти – его же никто не видел и не знает, как он выглядел.

Но так как Спаситель был реальной исторической персоной (об этом говорят не только христианские, но и другие источники), то относительно его изображения споры несколько улеглись. Христа стали изображать в виде человека средних лет, с длинными волосами, усами и бородой. Обычно присутствует и божественная атрибутика, реже – символы мученичества (терновый венец, крест и так далее).

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто этоСмотреть все иконы в каталоге SUNLIGHT

Однако большинство канонических православных икон Иисуса сводятся к двум типам: Пантократор (или Вседержитель) и Мандилион (Спас Нерукотворный).

В христологическом ряду выделяется множество образов Спасителя, однако большинство из них не признается официальной православной церковью. С ее точки зрения – это просто картины на религиозную тематику, не могущие служить объектами поклонения.

Икона «Спас Нерукотворный» полностью укладывается в православный канон и является, пожалуй, самой популярной в христологическом ряду. По сравнению с царственным «Вседержителем», этот образ более прост и близок сердцу простого человека.

История обретения иконы

Год создания чудесного образа Спасителя точно неизвестен, однако религиозные источники относят это событие ко времени, когда Иисус Христос жил на Земле. То есть, к первым десятилетиям нашей эры.

История иконы, принятая в православии, связывает появление Спаса Нерукотворного с именем царя Эдессы Авгаря. Монарх заболел тяжким недугом – черной проказой. Болезнь эта с трудом излечивается и сейчас, а в те времена она была гарантированным смертным приговором. Многие считали ее самой страшной Божьей карой за прегрешения.

Смертельно больной Авгарь всеми силами искал спасение от страшного недуга. Прослышав о чудесах, творимых Божьим Сыном, он послал к нему художника, дабы тот запечатлел образ Спасителя.

Однако живописец не смог выполнить поручение царя, так как от Иисуса исходило Божественное сияние, которое не в силах передать живой человек. Но Иисус, умывшись, вытерся платком (на нем запечатлелся его лик) и отослал его недужному монарху. Вскоре Авгарь выздоровел.

Не слишком понятно, каким образом исцелился Авгарь: то ли при молитве полотенцу с ликом, то ли его излечил посланный Иисусом апостол Фаддей. Однако царь действительно выздоровел, а льняной платок (убрус) стал главным духовным достоянием Эдессы.

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто это

Однако один из потомков благодарного монарха отрекся от христианской веры и повелел уничтожить все ее святыни. Чудесный образ заложили кирпичом для сохранности от вандалов.

Когда лихое время миновало, образ решили раскрыть. Каково же было удивление присутствующих, когда оказалось, что лик Спасителя отпечатался и на глине кирпича!

В конце X столетия константинопольские войска осадили уже ослабленную к тому времени Эдессу. Жители города вынуждены были отдать святыню завоевателям в обмен на сохранность собственных жизней и имущества.

Таким образом плат с ликом Христовым попал в Константинополь, где ему поклонялись вплоть до 1204 года. Затем, во время одного из Крестовых походов, столица Византии была разграблена, а Спас Нерукотворный отправился в Центральную Европу. Скорее всего, он так и погиб вместе с потонувшим в море кораблем.

Некоторые связывают образ Спаса Нерукотворного с другой христианской святыней, Туринской Плащаницей. Якобы, именно Плащаница, сложенная в несколько раз, была тем самым убрусом, защищавшим Эдессу.

Католическая версия Спаса Нерукотворного

Католическая версия появления иконы существенно отличается от православной. Это отражается и во внешнем облике образа.

Во время шествия Христа на Голгофу над ним сжалилась благочестивая еврейка Вероника. Она подала Спасителю льняной платок, дабы он мог вытереть лицо от пота и крови.

Считается, что тот самый платок ныне хранится в соборе Святого Петра в Ватикане. Тем не менее, в той же Италии, в Манопелло, был обнаружен еще один плат чудесного происхождения. Исследования показали схожесть лика Христа на этой реликвии (кстати, он виден с обеих сторон и способен неуловимо меняться) с изображением на Туринской Плащанице.

Тем не менее большинство исследователей считают историю с Вероникой просто красивой легендой.

Описание образа

Нерукотворная икона Иисуса положила начало эпохальной иконографической традиции. На иконах этого типа изображается только лик Иисуса, обычно окруженный цельным нимбом, символизирующим цельность и единство Веры. Иногда изображение дополняется фоновым изображением креста.

Существуют иконы, где Спаситель окружен второстепенными фигурами: ангелами, апостолами, святыми и медальонами с изображением чудес Господних.

В католической традиции, восходящей к «Плату Вероники», нимб обычно отсутствует, а на челе Спасителя красуется терновый венец. В русской иконописной традиции венок из терна присутствует редко и рассматривается как признак влияния западной школы.

В православии наиболее распространены два типа Спаса Нерукотворного. Первый называется Мандилион («Спас на убрусе») и отсылает нас к чудесной истории с исцелением Авгаря. Изначально голова Спасителя рисовалась на светлом фоне, символизирующем льняную ткань. Позже добавилась имитация складок ткани (например, у прославленного иконописца Ушакова).

Второй тип, Керамидион («Спас на чрепии»), мало отличим от предыдущего. Однако он служит отображением уже упоминавшегося чуда, когда лик, изображенный на платке, отпечатался на глине. На таких образах лик Спасителя отображается на более темном фоне, иногда встречается более-менее детализированное изображение кладки.

В православной традиции очень популярен так называемый Спас Мокрая Брада. Это еще одно напоминание о том, что Спаситель утер платком мокрое лицо, вследствие чего борода слиплась в один или два клиновидных конца.

Значение «Спаса Нерукотворного» в православии

Значение иконы «Спас Нерукотворный» весьма высоко для всего христианского мира. Это эталонное изображение Спасителя, принятое во всем христианстве.

Во-первых, нерукотворный образ однозначно свидетельствует о том, что Иисус Христос – действительно реальная историческая персона. Спаситель – одна из ипостасей Святой Троицы, сошедшая на Землю и принявшая человеческий облик.

Образ обычного человека не мог бы запечатлеться на ткани навечно без всякого намеренного воздействия, да и недолговечный материал за столетия должен был обветшать и рассыпаться в прах. Такие чудеса способна творить лишь Божественная личность.

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто этоЗолотая подвеска «Господь Вседержитель Спаситель» (перейти в каталог SUNLIGHT)

Косвенно это подтверждает и тот постулат, что иконопочитание действительно оправдано и не имеет ничего общего с идолопоклонством.

Спас Нерукотворный издревле почитался на Руси. С образа было сделано множество списков, а почитание его поддерживалось на государственном уровне. В честь иконы было освящено множество храмов и монастырей.

Присутствовал Спас Нерукотворный и в светской жизни. Он изображался на знаменах, с которыми шли на битву русские войска со времен Дмитрия Донского, всевозможных гербах и прочих символах. Даже сейчас Спас Нерукотворный красуется на флаге Пензенской области.

На иконе Спаса Иисус спокоен и доброжелателен, никакой боли и гнева. Изображен только лик, что подчеркивает не только Божественную красоту образа, но и главенство духа над телом.

Известные списки иконы

Если говорить о России, то самый старинный образ Спасителя, выполненный в этом иконографическом типе и дошедший до наших времен, относится к XII столетию. Это знаменитый Новгородский Спас, хранящийся ныне в особых условиях в Третьяковской галерее. Это двусторонняя икона: на обороте изображено прославление креста.

Интересен так называемый Спас Ярое Око, который, пусть и с натяжкой, можно отнести к этому же иконографическому типу. Эта икона была написана в середине XIV столетия, когда Русь стонала под монголо-татарским игом. На этом образе Христос выглядит строго и укоряюще, словно собирается покарать врагов Святой Руси. Находится он в Успенском храме Московского Кремля.

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто этоСеребряная подвеска «Господь Вседержитель» с фианитами и эмалью (перейти в каталог SUNLIGHT)

Прославлен и список из села Спасское, что близ Томска. Некогда, в далеком 1666 году, некий живописец взялся за создание образа преподобного Николая Угодника. Каково же было его удивление, когда из-под черт Угодника проступил образ Христа! Иконописец пробовал все исправить, но чудесный лик проступал снова и снова! К сожалению, этот образ был утрачен в годы безбожия.

А знаменитый Вятский Спас в свое время оградил целый город (Хлынов, позже – Вятку и Киров) от свирепствовавшей по всей Руси чумы. Царь Алексей Михайлович был впечатлен сиим чудом и повелел доставить чудотворную икону в Москву. Образ доставили и разместили в Новоспасском монастыре, а его копию написали над воротами, впоследствии ставшими именоваться Спасскими. В Хлынове же оставили точный список образа.

К сожалению, и этот образ погиб в годы советской власти. Сейчас в Новоспасском монастыре висит более поздний список. А в Вятку (Киров) доставили образ, воссозданный с чудом сохранившихся фотографий прототипа.

Многочисленными чудесами прославился образ, хранящийся в Спасо-Преображенском монастыре Санкт-Петербурга. Он был написан гениальным иконописцем Симоном Ушаковым в XVII столетии по заказу царя Алексея Михайловича. На этой иконе Иисус действительно выглядит, словно живой!

Позже ушаковский Спас стал любимой иконой Петра Великого. Самодержец брал его в военные походы, молился пред ним перед самыми великими деяниями, в том числе, перед основанием Петербурга и великой Полтавской битвой. Еще позже список с этой иконы спас жизнь царскому семейству во главе с Александром III во время крушения на железной дороге.

Если вам доведется побывать в Грузии, обязательно загляните в Национальный музей. Там хранится так называемый Анчисхатский Спас в погрудном изображении. Грузины считают этот образ одной из главнейших духовных святынь и полагают, что он ведет родословную из самой Эдессы.

В чем помогает икона

Чудотворная икона «Спас Нерукотворный» помогает от многих напастей. Главная ее специализация, проявившаяся изначально – это чудесные исцеления от различных заболеваний.

Помимо этого, Спас Нерукотворный защищает от:

Спаситель безропотно принимает на себя все грехи наши, но скорбит от того, что мы совершаем плохие поступки. Он всемилостив, но ждет от нас выбора пути праведности.

Как правильно молиться образу

Образ Спаса Нерукотворного обычно занимает центральную позицию в домашнем иконостасе. По правую сторону располагается икона Богоматери, по левую – Николай Угодник и другие Святые.

Перед молитвой желательно привести себя в подобающий вид как телесно, так и духовно, зажечь перед образом свечу или лампаду. Существуют акафисты и молитвы, адресованные Спасу Нерукотворному – их можно просто читать с листа, но внимательно и сосредоточенно, без лишней театральности.

А можно просто просить о милости Божией своими словами и благодарить его за явленное милосердие!

Источник

Секрет реликвии: где находится первая в мире икона — Спас Нерукотворный

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто это

Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Собор Святого Петра, Ватикан. VI в. (?)

Спас Нерукотворный. Оригинал образа, не дошедший до наших дней, отцы VIII Вселенского Собора считали основанием снятия издавна существовавшего запрета на изображение Бога Истинного: ведь он не написан художником, а по воле Христа, возник на плате, соприкоснувшимся с Его Ликом.

Третий (Ореховый Спас) – праздник в честь образа

Это день, когда нерукотворная икона Христа, была перенесена в Константинополь. Это случилось 29 августа 944 г.

Ну а «Ореховым» этот третий за август (после праздников Происхождения или Изнесения Креста и Преображения) «Спас» назвали просто потому, что благочестивые прихожане именно 29 августа приносили для освящения эти плоды земные.

История происхождения первой в мире иконы

Собственно, иконой Бога Истинного, первой, известной людям, является не образ Спаса, а Он Сам. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын,сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18). Так говорит о Христе Его любимый ученик, св. Иоанн Богослов.

Богословский смысл и значение

А другой Апостол, Павел, именует Иисуса «образом Божиим», «сиянием славы» Бога Отца (Флп.2:6, Евр.1:3). Церковь вполне признает истинность сохранившихся рассказов об одном из множества чудес Господа – пусть не отраженном Евангелиями.

Что говорят предания

Христианам еще первых веков были хорошо известны:

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто это

Авгарь получает Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Композиция со створки триптиха. Монастырь Святой Екатерины, Синай.

Авгарь

Предание о царе сирийской Эдессы (ныне Урфа) впервые обнаружил Византийский церковный историк Евсевий Кесарийский в IV в. Говорят, что он нашел подлинное письмо правителя города, Авгаря (Абгара V Уккама, жившего в I в.), обращенное к Иисусу Христу. Авгарь говорит о своей вере Ему как Мессии, а еще – просит прийти, исцелить его тяжелую болезнь. К тому же Эдесский царь обещает позаботиться о жизни Спасителя: ведь ей, как он слышал, грозит опасность.

Правитель отправил в Иудею также живописца, который изобразил бы Господа. Вера Авгаря не была посрамлена: Духом узнав намерение художника, Христос велел принести воды, умыл Лик, а затем отер платом – на котором чудесным образом проступило изображение.

Евсевий Кесарийский говорит даже, что вместе с этой первой иконой Авгарю доставили другую бесценную реликвию – письмо Христа. Он, не обещая явиться в Эдессу, так как земная миссия Его была другой, написал, что больной получит полное исцеление, телесное и духовное, по Его Воскресении, когда к царю придет ученик Христов.

Отношение к этому рассказу у христиан было различным. Например, Папа Римский Геласий (VI в.) считал его апокрифическим – хотя бы потому, что появилось предание через 400 лет после Воскресения Христова, а ранее о реликвии ничего не было известно. Защитники подлинности рассказа объясняли это тем, что Эдесса долго была захвачена язычниками, так что, избегая поругания святыни, ее пришлось скрыть, замуровав в стене на несколько столетий.

Что известно о нерукотворных копиях, которые были найдены в надвратной нише стены города Эдессы и были ли они

С захватом города связано еще одно предание – о копии Нерукотворного Образа. Известно, что христиане скрыли его над городскими воротами, закрыв глиняной доской.

Так стали различать «Мандилион» (собственно первообраз на ткани) и «Керамион» (его также нерукотворную копию «на черепице»).

Мандилион в Византии

После того, как император выкупил у эдессян святыню, ее поместили в придворном храме Богоматери в Фаросе. А спустя около 20 лет сюда же доставили Керамион. По воспоминаниям, тогдашних паломников, образы висели ликами друг к другу.

Судьба оригинала

Ни Мандилион, ни Керамион до наших дней не дошли. О том, почему так случилось, опять говорят только предания.

Во всяком случае, ныне подлинники святынь миру не явлены, так что некоторые даже сомневаются в реальности их существования. Ответ на сомнения вопрос давно дала история.

Могла ли возникнуть пережившая полтора тысячелетия традиция «на пустом месте»? Вряд ли.

Другие нерукотворные копии

В основном они известны на Западе. Но не только.

Вероника

Католическая традиция полагает, что это женщина, исцеленная Господом от кровотечения. Она была рядом во время Распятия, отерла Его лик платком. На нем запечатлелось изображение Христа – с закрытыми очами, в терновом венце. Почитание этого образа, который пребывает в соборе св. Петра (Рим) распространилось только с XII в. Православные поэтому сомневаются в подлинности реликвии.

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто это

Эль Греко «Святая Вероника», 1580.

Исследования: Туринская Плащаница и Спас Нерукотворный

Ткань, в которую при погребении завернули Тело Христа, хранится при соборном храме итальянского Турина. Согласно новейшим исследованиям, на ней присутствуют фрагменты пыльцы растений, характерных для Палестины, а сама ткань вполне может относиться к I в.

Впрочем, достоверность результатов анализов ставится под сомнение множеством посторонних воздействий на реликвию за прошедшие тысячелетия (например, в XVI в. она едва не сгорела). А вот происхождение изображения до наших дней остается непонятным. Ясно лишь, что нанесено оно никоим образом не красками. К тому же, облик Усопшего до деталей совпадает с известными изображениями Христа.

Анчисхатский образ в Грузии –оригинал или список?

Одна из чтимых святынь ныне хранится в музее. Народное предание Грузии считает ее подлинников Эдесского первообраза, впрочем, историки относятся к нему достаточно скептически. Ведь образ представляет Христа как Вседержителя, с благословляющей десницей, а не как Лик на плате или черепице.

Специалисты датируют эту святыню, чудотворность которой несомненна, все же к VII, а не I в.

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто это

Анчисхатский Спас; груз. ანჩის ხატი, Нерукотворный образ Спасителя — одна из наиболее чтимых груз. святынь. В древности икона находилась в мон-ре Анчи в Юго-Зап. Грузии; в 1664 г. была перенесена в тбилисскую ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, VI в., получившую после перенесения иконы название Анчисхати (в наст. время хранится в Гос. музее искусств Грузии). Согласно гимнографу Иоанну, еп. Анчийскому, А. С. был принесен ап. Андреем Первозванным из Иераполя в Кларджети (Джанашвили. С. 310). Народное предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы. Так, в одной из чеканных надписей XVIII в. на окладе А. С. в нарушение хронологии событий говорится, что икона «была доставлена из Эдессы в Константинополь, и, когда же появились Лев Исавр и другие иконоборцы, ее оттуда перенесли и поставили в Кларджети, в кафедральной церкви Анчийской»

Чудо в Спасо-Преображенском соборе в г. Шадринске

Это чудо, подобное «удвоению» первообраза иконы, относится к нашим дням. Оно случилось 28 ноября 2007 г.: на стекле киота иконы, не старинной, но написанной в 1997 г., проступило «отражение» Нерукотворного Лика, лишь не цветное, а белого цвета. Прихожанка храма, Нина Криницына, пишет:

«Теперь запечатлённое на стекле шадринское изображение могут видеть собственными глазами и все те, кто посещает храм. Узнав об этом, на Рождество 7 января 2008 года в собор приехало множество людей из Тюмени, Челябинска, Екатеринбурга и других городов…

Ну, почему на наш бедный, ещё до конца не отреставрированный и не отремонтированный храм снизошла Божья благодать? Наверное, для укрепления нашей веры. И мы должны свидетельствовать об этом чуде. Отображение на стекле киота остаётся чётким и ясным.

Поучительно наблюдать за людьми, которые приходят в храм и видят этот чудесный образ. Самое сильное впечатление он производит на молодёжь. У молодого человека душа открыта для восприятия всего доброго и вечного – так же как, к сожалению, для восприятия дурного и нечистого».

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто это

Удвоение надвратной иконы в Спасо-Преображенском соборе Шадринска На фото: Отобразившийся на стекле Спаса Нерукотворный образ на темном фоне выглядит как негатив. Если «отпечаток» иконы поместить на светлый фон, то начинает проявляться «позитивное» изображение.

Иконография

Задолго до того, как реликвии были потеряны, по всему миру распространились их копии.

Описание

Это не просто изображение Христа, но еще – образ древней святыни. К особенностям таких икон принадлежат:

При общей узнаваемости образа, есть некоторые его варианты.

Мокрая брада

Христос написан с прямыми – как бы мокрыми – власами и бородой. Это напоминает о том, что Он умыл Лик, прежде, чем приложить плат.

С деяниями

Сравнительно нечасто встречающийся тип образа: на полях его клейма, представляющие историю иконы.

Значение

Икона – прямое свидетельство реальности Бога, Царства Небесного, поэтому ее, как символ веры, часто помещали на знаменах, над вратами города.

Убрус на Руси

Вполне возможно, подлинники Мандилиона и Керамиона видели св. Ольга, крестившаяся в Константинополе, и ее внук, равноап. Владимир. А первые такие иконы появляются на Руси еще с IX в.

Авторы копий

Большинство их остались неизвестными. Из тех, чьи имена все же сохранились, можно назвать прп. Андрея Рублева, мастеров XVIIв. Симона Ушакова, Феодота Ухтомского.

Новгородская икона 12 века

Это самый древний из известных сейчас русских списков образа. Создавший его мастер неизвестен. До революции икона хранилась при Успенском соборе Кремля, ныне – в Третьяковской галерее.

Андрей Рублев, «Спас»: год создания и где находится подлинник

Прп. Андрею приписывают образ, хранящийся в Третьяковской галерее. Он стал образцом для русских мастеров последующих лет. Образ написан во 2 пол. XIV в. Его смысловой центр – Лик Господа, окруженный нимбом.

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто это

Главная святыня Воскресенского собора города Тутаева (бывший Романово-Борисоглебск) Ярославской области — чудотворная икона «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса».

Старинная икона в Тутаеве

От других ее отличают большие размеры – высота и ширина образаXV в. чуть менее 3 м.

Ныне икону почитают чудотворной не только православные, но и старообрядцы.

Явление чудотворной иконы в Ярославле

Образ явлен 25 июня 1612 г., когда в город вступило ополчение Минина и Пожарского, шедшее на освобождение Москвы от поляков. Тогда в Ярославле шла эпидемия, от которой многие умирали. Тогда была найдена икона, крестный ход с которой остановил моровое поветрие и одновременно – воодушевил горожан на защиту страны. На месте чудного явления позже воздвигли храм.

Вятский

Список относится к сер. XVII в. Он узнаваем по фигурам Ангелов близ Христа. Образ прославился прекращением эпидемии, после чего его перенесли в Москву.

Икона 17 века, автор Симон Федорович Ушаков

Любимый иконописец царя Алексея Михайловича создал ее для царской семьи. По кончине государя его вдова Наталья Кирилловна, благословила ею старшего сына, будущего первого Российского Императора.

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто это

Спас Нерукотворный Ушаков Симон Федорович Школа: Оружейная палата Московского Кремля Конец 1660-х — начало 1670-х Государственный исторический музей, Москва Из Троицкого собора Успенского монастыря в Александровской слободе.

Любимая икона Петра I

Царь всегда брал ее, отправляясь на войну, позже перевез в Петербург. Список образа возил с собой Александр III. Он был с царем во время железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 г., когда при крушении поезда вся царская семья осталась невредима.

Харьковский

Икона написана в XVIII в., находилась при Борисоглебском монастыре. В советские годы ее скрывали верующие, постепенно лик потемнел. Обновление образа произошло 20 июля 1997 г. Чудо засвидетельствовано комиссией епархии. Вот что говорят очевидцы:

«…20 июля, в воскресный день, при совершении Божественной Литургии, во время чтения Св. Евангелия при открытых Царских вратах, прихожанки храма — Канонникова Ксения, Малько Ирина Васильевна и другие — увидели сияние яркого золотистого света в виде вспышки и ощутили как бы движение воздушной волны с тихим шелестом. Произошло это мгновенно и было явно ощутимо. Душа их при этом явлении наполнилась глубоким миром, благоговейным страхом, и они решили исповедываться, чтобы не впасть в заблуждение духа прелести.

Обновление Св. Иконы впервые увидели во время пения Херувимской песни пономарь Пестунов Андрей и девятилетний отрок Николай Забродский.

По их словам, Икона блистала ярким, золотистым свечением, после чего проступили ранее неразличимые надписи, а по бокам, в зеркалах, стали видны лики Архистратига Михаила и Архангела Рафаила. От иконы начало распространяться благоухание, державшееся пять дней, по истечении которых, начало угасать».

Почитание

Образ Спаса часто помещали на боевых знаменах, церковных хоругвях, ему посвящали церкви, иноческие обители.

Флаг, стяг, знамя

Нерукотворный образ не случайно был принадлежностью именно боевых флагов, или знамен. Ведь слово «знамя» имеет один корень со «знамением», зримым проявлением силы Божией. Флаги также именовали стягами – от «стягиваться»: видевшие их воины не только ориентировались во время боя, но, взирая на Лик, укреплялись духом.

Самое известное из боевых таких знамен – Ивана IV, с которым русские войска взяли Казань. Впоследствии с ним также одерживали победы войска Петра I.

Двусторонняя хоругвь

Некоторые боевые стяги подобны хоругвям, используемых во время крестных ходов: на одной стороне Нерукотворный образ, на другой – иное священное изображение. Например, в сибирском Илимске известно знамя казаков с изображением на другой стороне Крещения Господня. Это символизировало Божие заступление, и то, что русские колонисты несли местным народам веру.

Храмы и монастыри

К настоящему времени их известно более 500.

Андроников монастырь

Он построен в середине XIV в. свт. Алексием Московским в память спасения его от морской бури, которое последовало 29 августа. Именование обители восходит к первому настоятелю, ученику прп. Сергия. Обитель известна тем, что здесь подвизался прп. Андрей Рублев. С советских лет здесь – музей его имени.

Монастырь в Клыково и матушка Сепфора

Обитель появилась с 1924 г., ее основали изгнанные из закрытой Оптиной пустыни братия при храме Нерукотворного образа. Его закрыли с 1937 г., а возродился сначала приход, затем – монастырь с 1991 г.

Здесь долгое время проживала схимонахиня Сепфора, известная духовными дарованиями. Сейчас на могилу пока не прославленной подвижницы приезжают паломники.

Образ в искусстве: фильмы, картины

Хотя Христа не раз рисовали художники, попытки воспроизвести Нерукотворный образ в формате портретной живописи очень редки. Одна из них предпринята художником Евграфом Сорокиным (кон.XIX в.). На белом плате написан образ Христа, отличающийся особой выразительностью. Несмотря на то, что это, по сути, картина, художник все равно передал ее Храму Христа Спасителя. А в 2003 г. современные художники сделали фотокопию, которую вручили храму уже восстановленному.

Фильмы об иконе – как правило, документальные. Фантазировать на тему чуда художники не дерзают. Впрочем, икона фигурирует в одном из сюжетов сериала «Агент национальной безопасности», посвященной, однако, не самому образу, а вообще контрабанде икон за рубеж.

В чем помогает и от чего защищает молитва перед Святым Ликом Спасителя

Перед образом молятся:

спас нерукотворный кто это. Смотреть фото спас нерукотворный кто это. Смотреть картинку спас нерукотворный кто это. Картинка про спас нерукотворный кто это. Фото спас нерукотворный кто это

Икона середины XVI века «Спас Нерукотворный – Не рыдай Мене Мати, со сказанием о Нерукотворном образе» из собрания Константина Воронина. В центре композиции представлены Нерукотворный образ Христа и сцена оплакивания распятого Спасителя. Эти изображения связаны с богослужениями Страстной Седмицы и отражают идею торжества Христа над смертью. Их сочетание в иконах получило распространение в XVI – XVII веках. В 14-ти клеймах рамы, окружающей средник, проиллюстрированы эпизоды Сказания о происхождении и чудесах Нерукотворного образа, почитающегося Церковью в качестве первой иконы, созданной самим Христом. Это самый ранний известный пример изображения текста Сказания в древнерусском искусстве. Художник последовательно представил историю образа, принесенного правителю Эдессы Авгарю апостолами Лукой и Фаддеем, а в 944 году торжественно доставленного в столицу Византии Константинополь.

Православная молитва перед образом о детях

Го́споди Ще́дре и Ми́лостиве, Долготерпели́ве и Многоми́лостиве, внуши́ моли́тву на́шу и вонми́ гла́су моле́ния на́шего, сотвори́ с на́ми зна́мение во бла́го, наста́ви нас на путь Твой, е́же ходи́ти во и́стине Твое́й, возвесели́ сердца́ на́ша, во е́же боя́тися И́мене Твоего́ свята́го. Зане́ ве́лий еси́ Ты и творя́й чудеса́, Ты еси́ Бог еди́н, и несть подо́бен Тебе́ в бозе́х, Го́споди, си́лен в ми́лости и благ в кре́пости, во е́же помога́ти и утеша́ти и спаса́ти вся упова́ющия на И́мя свято́е Твое́. Ами́нь.

Зачем читать акафист образу

Обычно верующие читают его, когда особенно требуется Божия помощь, а также во дни празднования честной иконе.

Наталья Сазонова

Акафист

Акафист Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа

Кондак 1
Пречистому Твоему Образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия, тем с надеждою вопием Ти:

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне noгибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Икос 1
«Иисусе, Спасителю мой, – молил смиренно Авгарь князь Едесский, – прииди ко мне и исцели неисцельныя болезни моя, в нихже от многих лет стражду». Ему же подражая, и аз, пораженный гpexoвною проказою, мольбою вопию сице:

Господи мой, Господи, помилуй мя по велицей милости Tвoeй, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Господи Спасителю мой, росою милости Твоей омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.

Господи, отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Господи, сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей.

Господи, не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 2
Видя любовь и веру Авгаря Едесскаго, Господи, Ты писал еси ему «Блажен еси Авгарь, не видевый Мя и веровый в Мя. Аз пошлю ученика Моего и той исцелит тя и жизнь вечную подаст ти и сущим с тобою». Посли же, Господи, милость Твою и мне вопиющему: Аллилуиа.

Икос 2
Разум не постигает тайны, как Господь приложением к Божественному лику Своему убруса, изобрази на нем подобие Свое, посылаше оное к Авгарю, желание того исполняя. Сей же радости великой исполнься, поклонися образу Христову. Емуже и мы с благоговением днесь поклоняемся, с мольбою и верою зовуще:

Господи мой, Господи, устне моя отверзиши, и уста моя возвестят хвалу Твою,

Господи мой, Господи, возврати ми радость спасения и Духом Владычным утверди мя.

Господи, Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, по милости Твоей пощади мя.

Господи мой, Господи, Спасителю мой, призри на скорбь души моея и поспеши на помощь мне.

Господи мой, Господи, услыши мя и от всех скорбей избави мя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди, ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 3
Силою любве и радости преисполненный поклонися Авгарь Нерукотворенному образу Спасителя мира и, получив своих болезней исцеление, с верою воззва «Христе Боже, всяк уповающий на Тя не постыдится». Сим поучая и нас всегда уповати на милости Господни и пети Ему: Аллилуиа!

Икос 3
Имея любовь к падшему роду человеческому, Ты, Христе Боже, чрез единаго от учеников Твоих воззвал eси Авгаря от мрака гpеxoвного и просветил душу его светом истины Твоея. Воззови и меня от глубины греховныя, да и аз с плачем возопию Тебе сице:

Господи мой, Господи, даруй ми слезы умиления, да ими Тя умолю – очисти прежде конца вся моя npeгрешения.

Господи, просвети мою душу светом Твоего Божественнаго познания, и введи мя по милости Твоей в Царство Твое.

Господи мой, Господи, просвещение мое и Спаситель мой, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою.

Господи мой, Господи, Боже мой, вразуми сердце мое, и отжени от него искушение лукаваго, и настави мя на путь спасения.

Господи мoй, Господи, не отрини убо моления моего и услыши мя, Твоею Благостию утверди сердце мое страхом Твоим.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 4
Буря страстей и треволнений житейских потопляет мя, и сердце, объятое ужасом смерти, вопиет Ти: Господи, несть помогающаго ми на земли, спаси мя, якоже древле Авгаря, и даруй купно с ним пети Ти: Аллилуиа.

Икос 4
Слыша, яко иудее ненавидят Тя, и хощут нечто злое содеяти Тебе, Господи, пишет Авгарь: «Аз молю: прииди ко мне и обитай со мною». Того любви подражая, и аз, восстав из глубины падения моего, дерзновенно молю Тя, Христе Боже, сице:

Господи Боже мой, вниди в дом души моея и пребуди неотлучен со мною грешным.

Господи, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою на веки.

Господи мой, Господи, к Тебе прилепилась еси душа моя, прииди и радости исполни сердце мое.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 5
Благословен грядый во имя Господне – воспеваху древле дети еврейскии, встречая Господа в Иерусалиме. Мы же днесь, раскрывая двери сердец наших грядущему к нам Спасу, со умилением зовем: Аллилуиа.

Икос 5
Дивныя глаголы Ты рекл еси, Господи, всем погибающим: «Да не смущается сepдце ваше, и да не устрашается, веруяй в Бога, и в Мене веруйте и наследите Царство, уготованное вам от создания мира». Аз же, помышляя свое беззаконие, молю Тя, Блаже, утверди сердце мое и просвети ум мой, Тебе вопиющий:

Господи мой, Господи, путеводя Израиля от земли фараоновой, настави мя на путь Твой, да пойду во истине Твоей.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, верую в Тя, помози моему неверию.

Господи мой, Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, и не удаляйся от мене за беззакония моя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 6
Воззрети очима на образ Твой, Господи, не смею окаянный аз от лукавых моих деянии, но яко мытарь, стеня, взываю Ти: Боже, очисти мя грешнаго от фарисейскаго лицемерия и научи чистым сердцем пети милосердию Твоему: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия в скорби моей утешительное слово Твое, Спасителю мой, еже рекл еси: «Не оставлю вас сиры, прииду к вам». Того ради аз, избегши темноту отчаяния, с надеждою на Твое человеколюбие прибегох к Тебе сице моляся:

Господи мой, Господи, Прибежище мое в беде и в скорби, не остави мя едина.

Господи мой, Господи, безгрешный, с беззаконными вмененный, изми мя от рук ненавидящих мя.

Господи мой, Господи, от поругания видимых и невидимых врагов сохрани мя.

Господи мой, Господи, прости мя и приими мя, якоже блуднаго древле во объятия Твоя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 7
Дивныя показал еси дела Твоя, Господи, в пречистем образе Твоем и чудности даровал утешение всем земнородным, научив их в скорбных обстояниях жизни прибегати к Твоему милосердию и пети Тебе с любовию: Аллилуиа.

Икос 7
Храм носяй телесный весь осквернен, множество содеянных мною лютых, трепещу страшнаго Суднаго дне и молю: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, и яко Давид вопию Ти:

Господи мой, Господи, услыши моление мое, внемли молитве моей и помилуй мя.

Господи Боже мой, Твой есмь аз, вразуми мя и жива будет душа моя.

Господи Боже мой, пастырю мой, заблудих, яко овча погибшая, взыщи раба Твоего и спаси мя.

Господи мой, Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 8
Страшнаго дне пришествия Твоего ужасаюся, Христе, и трепещу, яко имый множество согрешений, но Ты, Милостивый Боже, прежде конца обрати мя, поющего Ти: Аллилуиа.

Икос 8
Весь был еси любовь к падшим человеком, о, Иисусе, и даровал еси им образ Твой Святый, ясно глаголющий всем в скорби и печали сущим: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Сего ради погибающий, со дерзновением молю Тя, Христе, сице глаголя:

Господи мой, Господи, хранителю мой, сохрани мя от врагов, нападающих на мя.

Господи мой, Господи, в вышних живый и на смиренныя призираяй, призри на мя грешнаго и буди отрадой моей.

Господи мой, Господи, спаси мя, утопающаго в пучине житейских искушений.

Господи мой, Господи, да не смущается сердце мое и да не устрашается во исповедании имени Твоего.

Господи мой, Господи, приими мя, яко мытаря, яко Хананею помилуй, помилуй мя по милости Твоей.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему, и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 9
Вси языцы, приидите, с любовию и трепетом поклонимся пречистому образу Спасителя мира, избавльшему нас от работы вражия и благодарственно вопием Ему, Победителю смерти и ада: Аллилуиа.

Икос 9
Весь пораженный проказою греховною, недоумеваю, како есть достойно величати Тя, о, Владыко многомилостивый, но верою сердечною исповедую Тя, истиннаго Сына Божия, смиренно стою пред образом Твоим Святым, сице моляся:

Господи Иисусе, Радосте моя, даждь ми, да возрадуюся о милости Твоей.

Господи, Спасителю мой Преблагий, спаси раба Твоего от неверия и беззакония.

Господи мой, Господи, Милость неизреченная, благодатию Твоею потреби гнев в сердце моем.

Господи мой, Господи, чистота неописанная, чистоту сердца и ума даждь ми.

Господи мой, Господи, одеяйся светом яко ризою, освяти мя, печалями житейскими омраченнаго.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 10
Господи мой, Господи, милосердый Спасителю мой, душу мою студными деяниями люте разслабленную воздвигни Божественным Твоим милосердием, якоже древле разслабленнаго при овчей купели, и на спасения стези настави ю, да поем Ти: Аллилуиа.

Икос 10
Царю Предвечный, Утешителю, Христе Истинный, очисти мя от всякия скверны, якоже очистил eси десять прокаженных и исцели мя, якоже исцелил еси сребролюбивую душу Закхея мытаря, да воспою Ти, сице глаголя:

Господи мой, Господи, недуги наша приемый и болезни понесый, исцели болезни сердца моего.

Господи мой, Господи Иисусе, Помощниче мой, помози ми, яко изнемогает душа моя от скорби сея.

Господи мой, Господи, очи давый слепому во еже видети, даждь ми око, да узрю кротость и терпение Твое.

Господи долготерпеливый, избави душу мою от нечестиваго и спаси мя ради милости Твоея.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 11
Пение всеумиленное Тебе приносяща, и сокрушенным сердцем молящася, не презри мя, о, Преблагий Владыко! Отврати убо лице Твое от грех моих! Но не отврати лица Твоего от раба поющаго Тебе: Аллилуиа.

Икос 11
Христе Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека грядущаго в мир, призри на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего и исправи жизнь мою по заповедям Твоим, и душу мою освяти, да принесу Ти молитву сице:

Господи Иисусе Христе, Ты Свет мира, светом Твоим осияй мя.

Господи мой, Господи, Ты источник жизни, даруй душе моей жизнь нетленную и утверди ю в заповедех Твоих.

Господи Иисусе Христе, Ты Солнце правды, правдою Твоею согрей душу мою и озари ум мой.

Господи мой, Господи, Ты наставник мой, научи мя творити волю Твою и любити Тя всем сердцем.

Господи мой, Господи, Ты отверзл eси очи слепому, отверзи и мне двери покаяния и, яко щедр, очисти вся грехи моя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 12
Благодатию Твоею всесильною, утверди сердце мое в вере, надежде и любви, даруй ми покаянием и неослабленным исполнением заповедей Твоих достигнуть Царствия Небеснаго, идеже с лики апостольскими воспою Ти: Аллилуиа.

Икос 12
Ты, Пастырю добрый, рекл еси всем, в скорби и печали сущим: «Друзи Мои, Аз иду ко Отцу Моему и Отцу вашему уготовити место вам, но паки прииду и возьму вас к Себе, аще заповеди Моя соблюдаете». Сему благоговейно внимая, дерзну и аз, погруженный в лютую скорбь, приступити к Тебе, сице моляся:

Господи мой, Господи, милосердый Спасителю мой, спаси мя погибающаго.

Господи мой, Господи, отжени от мене тучи неверия, зла и вражды и Духом Твоим Благим настави мя на путь правды.

Господи мой, Господи, утешение души моея, утеши мя в печали сущаго.

Господи Боже мой, имене ради Твоего, оживи мя и правдою Твоею изведи из печали душу мою.

Господи, Царю Пресильный, помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 13
О, Премилосердый и Преблагий Господи Боже, Спасителю мой, пришедый в мир для спасения падшаго человека, не возгнушайся мене паче всех человек прегрешившаго и не отврати от мене лица Твоего, но призри на лютую скорбь и печаль души моея, исцели и утверди в свете истины и любве, да поем Ти: Аллилуиа!

О, Спасе мой Премилосердый, пришедый в мир для спасения падшаго человека, взыщи мя погибающаго и благодатию Твоею душу мою освяти, тело очисти и жизнь исправи по эаповедем Твоим, да воспою Ти чистым сердцем: Аллилуиа.

О, Спасе Moй Премилостивый, призри на раба Твоего, утопающаго в мори житейских искушений и бед, и, яко же древле Петра утопающа, спаси благодатию Твоею, освяти душу и утверди на стези заповедей Твоих, да чистым сердцем и усты вопию Ти с любовию: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды. Затем читается 1-й икос и 1-й кондак)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *