спас на крови на берегу

Тайны Спаса на Крови: как собор пытались разрушить и не смогли

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

140 лет назад в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала убили российского императора Александра II. На месте теракта сразу же заложили временную часовню, а спустя два года начали строить храм, известный как Спас на Крови. Сейчас это один из главных символов города. С ним связано много тайн и легенд. Как этот православный храм повлиял на распад СССР? И что за икона-предсказательница, по легенде, хранится под его сводом? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Почему собор назвали Спас на Крови?

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

Легенда про икону-предсказательницу

Красивый храм, возведенный на месте трагедии, сразу породил множество слухов, мифов и легенд. Одной из самых известных стала легенда про особую икону, которая заключает в себе тайные знания о прошлом и будущем России.

По Петербургу ходили слухи, что если смотреть на икону долго, не отрывая взгляд, то можно обнаружить там даты ключевых событий нашей истории. Якобы тайный смысл этих дат открылся прихожанам только в XX веке, так как они предупреждали об Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и смерти Сталина.

Ася Суворова вот уже 13 лет работает в Санкт-Петербурге экскурсоводом и легенду о таинственной иконе слышала много раз, вот только с подтверждениями слухов ни разу не сталкивалась.

Со Спасом на Крови связана еще одна нумерологическая тайна. Говорят, что высота колоколен выбрана архитектором не случайно. Зодчий Альфред Парланд на специальном конкурсе завоевал себе право воплотить в жизнь замысел Александра III и увековечить память Александра II.

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

Почему считается, что Спас на Крови невозможно разрушить?

Во время Великой Отечественной Спас на Крови превратили в один из городских моргов. После войны некоторое время уникальный собор служил складом, потом и вовсе стал заброшенным. Легенда о том, что один из символов Санкт-Петербурга заговорен и его нельзя разрушить, нашла еще одно неожиданное подтверждение в начале 60-х годов прошлого века.

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!

Источник

Спас на Крови в Петербурге — тайны и легенды, предсказание и покушения, мистика и мозаика

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

Спас на Крови — известный православный храм в Санкт-Петербурге, его узнаваемый символ и визитная карточка во всём мире, с красивым оформлением, благодаря которому его называют музеем мозаики, — был сооружён в память того, что на этом месте 14 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.

Выражение на крови указывает на кровь царя. Это мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; возвели как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Собор Спас на Крови является одной из самых ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга. Построенный при драматических обстоятельствах, сам собор стал свидетелем не менее печальных событий.

Известные факты о Спасе на Крови

Инициатором возведения памятного строения стала Городская дума Санкт-Петербурга, предложившая построить часовню на месте ранения царя. Эту идею поддержал сын погибшего императора, Александр ІІІ, и уже 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра ІІ, была освящена деревянная часовня спроектированная Леонтием Николаевичем Бенуа.

В этой часовне ежедневно служили панихиду об упокоении души императора. На этом месте часовня просуществовала до начала возведения храма — 1883 года. Современный храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл.

Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года, 19 августа 1907 года собор был освящён. При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп.

В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована. Храм Спас на Крови имеет статус музея, входит в музейный комплекс Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».

Роковое предсказание и покушения на царя

Александр II Николаевич — Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.

Александру ІІ было предсказано, что именно 8-е покушение приведёт его к гибели. На жизнь Александра II было совершено 6 покушений, в один день, 13 марта (1 марта по старому стилю) 1881 года было совершено 7-е и 8-е покушение, последнее или 8-е стало причиной его смерти.

Самым первым покушением на жизнь императора стал выстрел дворянина Дмитрия Каракозова в Летнем саду 17 апреля (4 апреля по ст. ст.) апреля 1866 года. По счастливой случайности императора спас крестьянин Осип Комиссаров.

Для борьбы с революционерами была образована Верховная распорядительная комиссия во главе с популярным и авторитетным в то время генералом Михаилом Лорис-Меликовым, фактически получившим диктаторские полномочия. Он принял суровые меры для борьбы с революционно-террористическим движением.

В то же время проводил политику сближения правительства с «благонамеренными» кругами русского общества. Так, при нём в 1880 году было упразднено Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Полицейские функции были сосредоточены в департаменте полиции, образованном в составе министерства внутренних дел.

14 марта (1 марта по ст. ст.) 1881 года в результате нового нападения народовольцев Александр II получил смертельные ранения на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова) в Санкт-Петербурге. Взрывом первой бомбы, брошенной Николаем Рысаковым, была повреждена царская карета, ранено несколько охранников и прохожих, но Александр II уцелел.

Разрыв набережной и заговор

Как известно, Санкт-Петербург строился по самым строгим архитектурным правилам и канонам, но и здесь храм не вписывается в общие правила. Его расположение, в буквальном смысле, «нависает» над каналом, разрывая набережную.

После освящения храма Спаса-на-Крови появились мистические легенды. Многие люди верили, что новый храм может уберечь от бед. В народе ходила такая молитва-заговор:

От волка, от дурака,

Некоторые горожане говорили, что иногда можно расслышать стоны убитого императора.

Советская власть и сказ о кресте

В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас на Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошёл любопытный случай.

Прохожий, знавший легенду, подошёл к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно — ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.

Спас избежал сноса и бомб

Спас на Крови и развал Союза

В хрущевские времена храм снова был под угрозой сноса — он мог разделить судьбу сотни взорванных церквей Петербурга. Однако, и здесь вмешалось провидение, которое спасло храм от разрушения. Слухи утверждают, что от сноса храм спасли души умерших ленинградцев. А некоторые утверждают, что от разрушения его охраняют таинственные знаки равносторонних крестов начертанные на кокошниках окон.

Для реставрации храма в 1970 году вокруг его стен были установлены строительные леса, но реставрация затянулась. К середине 1980-х стали ходить слухи, что советская власть продлится, пока не сняты леса с храма. В это можно верить или нет, но сняли их как раз накануне путча 1991 года.

Тайна чисел в Спасе на Крови

Последнее придание гласит о чудесной иконе, которая являет роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953. Согласно этому приданию, если внимательно присмотреться, то можно увидеть и следующие года, но их пока никто расшифровать не смог. Наверное это и к лучшему, так как тайна должна оставаться тайной.

Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это — например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а ещё одно число 63 — не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.

Мозаика — крупнейшая коллекция

Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы, Спас на Крови внутри представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

Мозаичные работы на 10 лет задержали освящение. Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. Освящение Спаса на Крови Митрополит Антоний (Вадковский) свершил 19 августа 1907 года, в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

Восстановление храма Воскресения продолжалось более 27 лет и завершилось в 1997 году. Кресты, купола, черепицу, фасады — все это долгие годы реставрировали ленинградские мастера-реставраторы. Работы по восстановлению мозаики на площади 7 тыс. м2 продолжались 14 лет. 19 августа 1997 года собор был открыт, как музей в составе музейного комплекса «Исаакиевский собор».

Спустя годы, 23 мая 2004 года храм был заново освящён и в нем состоялась первая за долгое время литургия. С сентября 2010 года в храме проходят постоянные богослужения.

Источник

Храм «Спас-на-Крови» в Санкт-Петербурге или немного размышлений о жизни и смерти Царя-Мученика

Если устремить свой любопытный и пытливый, туристический с прищуром взор (а Сергей Василец именно так всегда и поступает) с Невского проспекта вдоль северного направления Грибоедовского канала (бывший Екатерининский), то с правой стороны канала совсем даже нетрудно заприметить пёстрое девятиглавое строение, обращающее на себя внимание радостным, цветастым, нарядным и праздничным архитектурным убранством. Перед нами — знаменитый «Собор Воскресения Христова».

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

Однако для радости и веселья в этом шедевре русского зодчества решительно нет никакого хоть маломальского повода и места. Построен Собор на месте смертельного ранения российского Императора-Освободителя Александра II. Он является не чем иным, как посмертным памятником Государю, так много сделавшему за годы своего царствования нужных и полезных дел для развития государства российского.

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

Храм высотой в 81 метр (год смерти царя), явно доминирует над расположенными от него поблизости архитектурными постройками Санкт-Петербурга, а его яркий и живописный силуэт своими псевдорусскими формами допетровской эпохи резко контрастирует со зданиями и дворцами Санкт-Петербурга, построенными в стиле русского классицизма.

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

Мне «Спас-на-Крови» изрядно напоминает Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Однако питерский Храм «много лучше и красивше» (как пел когда-то незабвенный Владимир Семёнович) своего московского оппонента. Но, это моё сугубо личное мнение, за которое меня обструкции подвергать читателю вовсе необязательно.

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

Императора Александра II убили 1 марта 1881 г. (по старому календарю), а уже через 13 дней на месте смертельного ранения царя по проекту архитектора Л. Н. Бенуа возвели часовню, где можно было помолиться за упокой любимого народом самодержца. Тут же, немедля учредили и Специальную комиссию по увековечению памяти Александра II. Вот откуда, оказывается, берут своё начало традиции создания подобных комитетов в СССР и в современной России, когда нежданно-негаданно случится почить в бозе какой-нибудь государственной «шишке» или знатному партийному функционеру.

Но, что такое какая-то часовенка для такого выдающегося человечища, каким был император Александр II?! В октябре 1883 г. часовню снесли, а на ее месте торжественно заложили фундамент нового Храма, официально названного «Собором Вознесения Христова». Ушлый же петербуржский народец, как всегда, придумал свое имя Храму, наименовав его, «Спасом-на-Крови», как дань памяти зверски убиенному Царю-Мученику.

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

«Спас-на-Крови» строили целых 24 года. Считается, что деньги на памятник царю собирали всем миром. Об этом красноречиво взывают с фасадов Собора около сотни мозаичных гербов разных городов, уездов, губерний и даже некоторых славянских стран, которым Александр II даровал свободу от турецкого ига.

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

Однако «львиную часть» средств на строительство Храма внесло августейшее семейство Романовых. В целом, строительство Собора обошлось в 4,6 миллиона рублей. Фантастические, нереальные по тем временам деньги!

С западной части «Спас-на-Крови» подпирается Грибоедовским каналом, в который часть фасада храма выдвинута аж на 8,5 метров! Пришлось изменить даже форму набережной.

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

Сделано это было неспроста. Внутри Собора на месте смертельного ранения царя установлена Сень. Под сводами этой Сени устроители сохранили часть ограждения канала и мостовой набережной, густо политой кровью Царя-Реформатора и Мученика.

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

Прошу прощения у уважаемых туристоровцев, что рядом с Сенью фигурирует личность ronadort десятилетней давности. Другой фотографии Сени в моих личных фото-архивах не нашлось, а брать картинку Сени из интернета мне неудобно и совсем неприемлемо.

А прямо над Сенью возвышается колокольня с золотым куполом, над крестом которой установлен герб Романовых, напоминающий потомкам, на чьи собственно денежки построен «Собор Вознесения Христова», ставший одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга и одной из его визитных карточек.

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

Внутри Собор богато украшен мозаикой и множеством самоцветов. Мозаика площадью более 7000 кв.м. сплошь покрывает его пол, стены, столбы, своды. Ниже, только для читателей туристер.ру, размещаю свои фотографии десятилетней выдержки. Отчего-то потянуло в лирику: «Моим фото-трудам, как драгоценным винам, настанет свой черёд…».

Источник

Храм Спаса-на-Крови

спас на крови на берегу. Смотреть фото спас на крови на берегу. Смотреть картинку спас на крови на берегу. Картинка про спас на крови на берегу. Фото спас на крови на берегу

Спас-на-Крови — один из самых известных соборов Санкт-Петербрга и России, православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II]] (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Внутри собора до сих пор хранятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненный император.

Собор расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма — 81 м, вместимость — до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был освящён.

Коллекция мозаик храма — одна из крупнейших в Европе. Ими покрыты более семи тысяч квадратных метров здания. Изготовление этих шедевров заняло целых десять лет. Даже иконостас в Спасе на Крови мозаичный.

Храм изначально строился как электрифицированный, его освещали 1689 электроламп для лучшего выявления красоты мозаичных панно.

Высота центрального сооружения Спаса на Крови — 81 метр. Это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II — 1881. Второй по высоте купол — 63 метра, в память о возрасте убиенного императора.

Официальное название — собор Воскресения Христова на Крови.

Содержание

История [ править ]

Временная часовня [ править ]

1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II.

Уже 2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила вступившего на трон императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню.

Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 апреля 1881 года часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.

Архитектурный конкурс [ править ]

Сразу после убийства была создана комиссия по увековечению памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 года были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолов, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей — замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.

Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля 1882 члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гёдике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III. После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки под наблюдением профессора Д. И. Гримма, окончательно проект был утверждён только 1 мая 1887 года. В создании Храма принимали участие: помощники проф. А. А. Парланда архитектор В. И. Фиделли и Д. А. Орехов; художник Н. К. Бодаревский, мозаичист В. А. Фролов, бронзовых дел мастер Фёдоров и др.

Строительство храма [ править ]

Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. В комиссию по строительству храма, возглавляемую Великим князем Владимиром Александровичем, вошли архитекторы Д. И. Гримм, Р. А. Гёдике, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард, которые во время возведения здания давали консультации и вносили коррективы в проект; большое участие в переработке проекта принял И. В. Штром, предложения которого существенно повлияли на композицию осуществлённого храма.

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 (19) августа 1907 года (в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас) в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.

При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.

История прихода храма [ править ]

Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди.

6 сентября 1907 года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) (№ 8039) настоятелем собора был назначен профессор П. И. Лепорский, который был вскоре рукоположен во пресвитера (протоиерей с 14 октября 1907 года).

С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем, храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активных сторонников иосифлянского движения в Ленинграде.

В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Петр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооруженного на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».

В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступает распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года протоиерей П. И. Лепорский пишет заявление, в котором возражает против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года Коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено 11 января 1920 года в 12:00.

С июля 1922 года до 5 июля 1923 года принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим.

С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого течения в Русской Церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) после издания им «Декларации» о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму).

30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть храм.

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.

В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.

19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей.

23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.

21 января 2014 года зарегистрирован приход храма Воскресения Христова (Спас на крови).

Архитектура и внутреннее убранство [ править ]

Купола [ править ]

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

Внешний вид собора [ править ]

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собора [ править ]

Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

Коллекция мозаик храма — одна из крупнейших в Европе. Ими покрыты более семи тысяч квадратных метров здания. Изготовление этих шедевров заняло целых десять лет. Даже иконостас в Спасе на Крови мозаичный.

Как добраться [ править ]

Адрес: 191011, Санкт-Петербург, Наб. канала Грибоедова 2Б, корп А.

Проезд: 5 минут пешком от станции метро «Канал Грибоедова»

Расписание богослужений [ править ]

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *