спас на крови литургия расписание
Храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Каждый раз приезжая в Питер, как-то по-новому рассматриваешь давно знакомые места. Какие-то объекты реставрируются, какие-то просто начинаешь замечать, чего не делал прошлый раз. С подобным столкнулся, когда в прошлый раз посетил СПб: удивился, как раньше не замечал храм Спаса на Крови, видимо, из-за нехватки времени. Знаменит храм своим архитектурным решением, привлекает многих своей историчностью и уникален своей символичной высотой – 81 метр. Сегодня расскажу, как найти храм Спаса на Крови в Петербурге и какие его архитектурные особенности.
Где находится храм Спаса на Крови
Церковь Спаса на Крови была возведена в интересном историческом районе Санкт-Петербурга и находится в очень красивом и живописном месте города – на берегу канала Грибоедова. Неподалеку можно увидеть Михайловский сад и Конюшенную площадь рядом с Марсовым полем. Хорошим ориентиром может стать известный Казанский собор.
Как лучше добраться к храму Спаса на Крови
Храм располагается в историческом центре Питера, поэтому к нему можно добраться несколькими видами городского транспорта или на личном авто.
Режим посещения и часы работы храма Спаса на Крови
В храме Спаса на Крови действуют стандартные правила поведения и стиля одежды, как при посещении любого культового здания. Посетителям запрещена спортивная и пляжная одежда. Для женщин нежелательны брюки и мини-юбки, и они всегда должны быть с покрытой головой, а для мужчин – шорты.
При посещении храма нельзя:
Стоимость билетов
Посещение собора Спас на Крови обойдется:
Расписание богослужений в храме Спаса на Крови
Суббота
7:20 – Проводится литургия и часы;
18:00 – Проходит всенощное бдение.
Воскресение
7:20 — Проводится литургия и часы;
Также богослужения проводятся по особым случаях, например в день гибели Александра II, а также по великим и двунадесятым праздникам.
Где рядом можно остановиться
К сожалению, ни в самом соборе, ни поблизости нет паломнических гостиниц, готовых принять к себе путешествующих верующих. Однако, рядом с храмом находится довольно много отелей, которые разнятся как ценовой политикой, так и комфортабельностью.
История создания храма Спаса на Крови
Архитектурные и культурные достопримечательности
Сам храм является музеем-памятником за свою историчность и невероятное огромное количество использованных мозаик и различных изображений. Впечатляет ассиметричная форма здания, вытянутая по оси восток-запад. С западной стороны собор имеет двухъярусную столпообразную колокольню, увенчанную массивным куполом. С восточной части храма можно увидеть наличие трех алтарных аспидов – центральной и боковых с медными позолоченными куполами. С юго-западного и северо-западного углов собора видны входные двери. С цокольной части сооружения заметен сердобольский гранит.
«Русский стиль» церкви Спаса на Крови очень напоминает столичный собор Василия Блаженного. В ее внешнем оформлении использовалось мозаичное панно, выполненное по рисункам знаменитых художников, таких как Васнецов.
Также в отделке храма Спаса на Крови можно увидеть:
Помимо всего прочего, цоколь церкви украшен 20 гранитными досками, рассказывающими о важных событиях при царствовании Александра II и его реформах, а колокольня имеет изображения гербов губерний и областей России.
Фото храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге
Фасад храма выполнен различной мозаикой в самых ярких цветах.
Декоративная люстра внутри собора поражает своей величественностью, хотя, впрочем, она соответствует храмовому предназначению.
Одна из реставрированных храмовых икон – «Сошествие во ад», изображающая освобождение людей от уз смерти и греха и передающая смысл Воскресения Христа.
На фото представлена часть мозаики внутри храма Спаса на Крови, впечатляющая как божественностью, так и мастерством ее создателей.
Храм Спаса на Крови — видео
Кажется, что Питерский храм Спаса на Крови – один из красивейших соборов не только города, но и страны. Увидев немалое количество различных мозаичных картин и икон как внутри храма, так и снаружи, понимаешь, какая огромная работа была проделана, чтобы все довести до такого совершенства. Посетители теперь лишь наслаждаются осмотром этих шедевров и заряжаются определенной духовностью.
Спас-на-крови: режим работы и стоимость билетов в 2021 году
Спас-на-крови, или собор Воскресения Христова на Крови, был построен в 1907 году. Он был сооружен как памятник царю Александру II, которого смертельно ранили в марте 1881 года, на том же месте где и возвышается храм. Для строительства потребовалось 24 года, ныне же церковь имеет статус музея.
Посещение собора Спас на Крови в Санкт-Петербурге – обязательная часть туристического маршрута в Северной столице. Ведь примечателен не только внешний вид храма, но и его внутреннее убранство, над созданием которого работали более 30 художников, включая Васнецова, Нестерова, Беляева и других. Коллекция мозаик, которые украшают стены собора, является одной из самых крупных в Европе.
Режим работы собора Спас на Крови
Музей «Спас на Крови» работает с 10:30 до 18:00 ежедневно, кроме среды.
Во время школьных каникул, за исключением летних, а также в дни государственных праздников, кроме 1 января, музей работает без выходных.
С середины июля до конца сентября музей работает и вечером, с 18:00 до 21:30, но без экскурсионного обслуживания. Точные даты начала сезона вечерних программ меняются каждый год, поэтому необходимо уточнять информацию перед посещением.
Кассы закрываются за 30 минут до закрытия музея.
В соборе по выходным дням проводятся богослужения в 7:30 и 18:00, актуальное расписание можно узнать на официальном сайте.
Цена билета в собор Спас на Крови
Стоимость стандартного билета для посещения музея – 350 рублей. Держатели удостоверения ISIC – 200 рублей. Льготный билет – 100 рублей. По нему музей могут посетить дети от 7 до 18 лет, студенты и учащееся в России и Беларуси. А также пенсионеры, женщины, старше 55 лет, и мужчины, старше 60 лет, имеющие гражданство России или Беларуси.
Для того чтобы купить билеты в храм Спас на Крови по льготной цене необходимо представить кассиру подтверждающих право на льготу документов. В противном случае работники музея могут отказать в продаже такого билета.
Для посещения собора и Часовни-музея можно приобрести комплексный билет, его стоимость – 350 рублей.
Билет для посещения Спаса на Крови в вечернее время, в период, когда это опция предоставляется, стоит 400 рублей. Льготы не распространяются на вечернее посещение.
Бесплатно музей могут посетить Герои СССР и РФ, члены многодетных семей России и Беларуси, дети до 7 лет, инвалиды I и II групп с сопровождающим.
Каждый третий четверг месяца для несовершеннолетних школьников, а также других учащихся – билеты в спас на крови в Санкт-Петербурге бесплатны.
Будьте внимательны, приобрести входной билет можно только за полную стоимость. Льготные билеты приобретаются в кассах музея. [/su_note]
Экскурсии и цены
Для посещения музея разработано несколько обзорных программ. Экскурсии в Спасе на Крови позволят познакомиться с его архитектурой, историей и достопримечательностями.
Цена экскурсий в собор Спас на Крови – 400 рублей. Продолжительность любой программы – 45 минут.
Спас на Крови: снаружи и внутри
Экскурсия начнется на площади искусств, откуда вы пройдетесь вместе с гидом в музей, по дороге узнав о жизни XIX века в Петербурге. В соборе вы увидите знаменитые мозаики и резные иконостасы. Гид расскажет вам об истории храма с момента основания до современных дней, о его тайнах и императоре, которому был поставлен этот памятник. После осмотра Спаса на Крови, вы отправитесь к Марсову полю, где узнаете о Российской Империи в период революции.
Тип: групповая, пешеходная.
Продолжительность: 2 часа.
Стоимость: 590 рублей.
Евангельские сюжеты в мозаиках храма
Мозаики собора – одна из его главных достопримечательностей. Сюжеты, воплощенные на стенах собора рассказывают о 277 христианских персонажах, а количество изображенных стен насчитывает 68 сюжетов. На экскурсии гости поближе познакомятся с впечатляющими мозаиками.
Мозаика храма-памятника «Спас на крови»
На этой экскурсии гости узнают не только о сюжетах и героях мозаик собора, но и узнают об истории мозаичного ансамбля. Гид расскажет о том, как и кем создавались эскизы, о мастерах, создававших произведения искусства, а также нюансы техники создания таких рисунков.
Архитектура и наружное убранство
Экскурсия познакомит гостей с удивительным собором, выполненным в русском стиле. Они смогут увидеть его со всех сторон, а программа не оставит незамеченной ни единую деталь внешнего и внутреннего убранства.
Правила посещения
На территории музея нельзя заходить за ограждения, а также прикасаться к элементам внутреннего убранства. С собой нельзя проносить и употреблять напитки или еду, проезжать на велосипеде, роликах и других средствах передвижения. Исключение составляют только лица с ограниченными возможностями здоровья.
Лица, находящиеся в состоянии опьянения не допускаются в музей. С собой нельзя брать чемоданы и другие крупные сумки.
Фотосъемка может осуществляться только без использования специализированной техники, в том числе монопода, и без вспышки.
Как добраться
Спас на Крови располагается на набережной канала Грибоедова, 2а.
Ближайшая станция метро – «Невский проспект».
Рядом расположены остановки общественного транспорта «Летний сад», где останавливается трамвай №2, а также автобусы №46 и 49, маршрутка № К-76.
Добраться можно от остановки «Площадь искусств», на ней останавливаются маршрутки К-107 и К-289. До остановки «метро Невский проспект» можно добраться на автобусе № 191, троллейбусах №1, 7, 10 или 11.
Официальный сайт храма: http://spas.spb.ru/
История храма
Возвести памятник на месте нападения на императора было решено уже на следующий день. Сначала это была небольшая часовня, которая простояла до 1883 года. Собор возводилась на собранные со всех губерний пожертвования.
С самого начала, как и Исаакиевский собор, храм был на государственном содержании, а не на деньги прихода. В нем проходили только проповеди и службы в честь погибшего императора.
После революции 1917 года собор перестали финансировать, и даже хотели разобрать. Однако начавшаяся война эти планы были отложены. В долгие дни блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранили декорации оперного театра. С 1968 года он начал охраняться как государственный памятник, и только в 1997 году открылся для посетителей.
Что посмотреть
Главная ценность собора – мозаика. Она украшает не только стены, но и своды с куполами. Здесь можно увидеть драгоценные самоцветы и другие необычные породы. Обратить внимание следует на иконостас, украшенный полудрагоценными камнями, а также на иконы, выполненные по эскизам Нестерова и Васнецова.
Спас-на-крови
Спас-на-крови запись закреплена
Спас-на-крови запись закреплена
Спас-на-крови запись закреплена
Жизнь и Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
=========================
После Вознесения Господа матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.
Показать полностью. Беседуя с ними, матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессемейного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою приходили даже из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян.12:1–3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43-м году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, матерь Божия пророчески сказала: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица».
Благоговение древних христиан к матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.
По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита (13 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца (20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении «О девственницах» писал о матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама». По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренночерные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные. Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать». (Никифор Каллист заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, 12 мая 403 г.; Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).
Обстоятельства Успения Божией матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем, мы знаем о них из древнейшего и вернейшего предания». Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.
Ко времени Своего Блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против. Враги покушались на Ее жизнь, но Бог хранил Пресвятую Деву.
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно Блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Неба, заключавший Ее молитву словом «аминь». Божия матерь заметила, что этот голос означает скорое пребытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией матери настало время отойти ко Господу. Войдя к матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного Блаженства и молилась с ними о мире и благосостоянии всего мира.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия матерь воскликнула: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея», – и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата и сию премирно подымите, Присносущнаго матерь Света; тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем, и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на «Господи, воззвах»). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.
Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое» (канон 1, песнь 6, тропарь 1). Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святое и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и самое тело матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святое апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение – поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и выкликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». (Этим было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)
Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.