спас на крови концерты
Спас на крови концерты
Цикл хоровых концертов «Сезоны белых ночей»
Место проведения: Музей-памятник «Спас на Крови»
П. Чайковский. Литургия св. Иоанна Златоуста. Светские хоры
Концертный хор Санкт-Петербурга
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Владимир БЕГЛЕЦОВ
Владельцам Единой карты петербуржца предоставляется скидка 15% на полную стоимость концертного билета при оплате в кассах Музея.
Украшением сезонов белых ночей в Санкт-Петербурге являются выступления хора в Спасе на Крови. Уникальная акустика, предопределенная мозаичным убранством храма, идеально подходит для хоровых концертов. Звук, цвет и свет словно перетекают друг в друга, окружая слушателей атмосферой неправдоподобной красоты.
Петр Ильич Чайковский известен во всем мире как величайший симфонист, как создатель оперных и балетных шедевров. Однако его вокальное наследие и, в частности, хоровые произведения, духовные и светские, представляют не меньшую ценность.
«Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений. Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого обряда, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном богослужении», – писал П. И. Чайковский Н. Ф. фон Мекк. В песнопениях Литургии композитор выразил свое эмоциональное восприятие ключевых моментов службы, не пытаясь реконструировать архаику. Звучание молитв словно овеяно воздухом и ощущением простора необозримых российских пейзажей.
Светские хоры Чайковского привлекают выразительным мелодизмом, простотой и искренностью лирического чувства. Среди безусловных шедевров – «Что смолкнул веселия глас» на стихи А. С. Пушкина, «Соловушко» на собственные стихи, «Без поры да без времени» на стихи Н. Г. Цыганова.
Спас на крови концерты
Концертная афиша
К 165-летию со дня рождения Сергея Ивановича Танеева
Место проведения: Музей-памятник «Спас на Крови»
Концерт хоровой музыки
Концертный хор Санкт-Петербурга
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Владимир БЕГЛЕЦОВ
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.10.2021 № 766 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121»
С 30.10.2021 посещение музейных объектов разрешено (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет) только при наличии:
Лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, получившие вакцину без подтверждения документом, выданным уполномоченной медицинской организацией на территории Российской Федерации, допускаться не будут.
К 100-летию со дня смерти Александра Александровича Блока
Место проведения: Музей-памятник «Спас на Крови»
Концерт хоровой музыки
Концертный хор Санкт-Петербурга
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Владимир БЕГЛЕЦОВ
Чтец – заслуженный артист России Виталий ГОРДИЕНКО
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.10.2021 № 766 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121»
С 30.10.2021 посещение музейных объектов разрешено (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет) только при наличии:
Лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, получившие вакцину без подтверждения документом, выданным уполномоченной медицинской организацией на территории Российской Федерации, допускаться не будут.
Цикл хоровых концертов «Сезоны белых ночей»
В Храме Спаса на Крови и Исаакиевском Соборе состоятся традиционные концерты цикла «Сезоны белых ночей». Выступает Концертный хор Санкт-Петербурга, художественный руководитель и главный дирижер — заслуженный артист России Владимир Беглецов.
Программа концертов «Сезоны белых ночей»
2 июня в 20:00
2 июня в Спасе на Крови прозвучат песнопения Литургии св. Иоанна Златоуста, музыку к которым написали два гения – Петр Ильич Чайковский и Сергей Васильевич Рахманинов.
Как правило, мы не знаем, кому принадлежит музыка литургических песнопений, звучащих на клиросе во время богослужения. Но если эта музыка – плод вдохновения выдающихся композиторов, ей стоит уделить особое внимание, тем более, когда ее исполняет Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова.
Музыку к песнопениям Литургии св. Иоанна Златоуста Петр Чайковский написал в 1878 году. Композитор стремился выразить эмоциональное восприятие ключевых моментов службы, не пытаясь реконструировать архаику. Звучание молитв словно овеяно воздухом и ощущением простора необозримых российских пейзажей. Существует традиция исполнять Литургию в день памяти Петра Ильича в московской церкви Большое Вознесение у Никитских ворот и в Петербурге в Александро-Невской лавре.
В наследии Рахманинова Литургия (1910 г.) – одно из самых светлых сочинений. В ней преобладают умиротворение и спокойная торжественность. А разнообразные оттенки душевного состояния – от печали в едва уловимых вздохах (Тебе поем) до ликования колокольных звонов (Хвалите Господа с небес) – помогают ощутить красоту и непостижимость окружающего нас духовного пространства.
Возможность услышать песнопения Литургии, обрамленные музыкой Чайковского и Рахманинова, в Спасе на Крови в исполнении лучших музыкантов – прекрасный подарок всем, кто любит наш удивительный город.
9 июня в 20:00
9 июня в Исаакиевском соборе в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова будут исполнены духовные сочинения Павла Григорьевича Чеснокова (1877–1944) и Виктора Сергеевича Калинникова (1870–1927), входящие в «золотой фонд» русской культуры.
Тонкое знание природы человеческого голоса подсказало П. Чеснокову идею хоровой оркестровки, называемой им наукой будущего, следуя которой, «композиторы будут создавать уже не четырехголосные, а многострочные хоровые партитуры, максимально полно используя возможности звучания хора». Автор без малого 500 сочинений снискал огромную любовь у слушателей благодаря великолепному владению хоровым письмом, эмоциональной свободе в выражении религиозного чувства и особенному вниманию к партиям солистов.
«Русский народ – народ-певец». В этих словах В. Калинникова вся суть его композиторского призвания. Большая часть творческого наследия музыканта – сочинения для хора. Это и светские миниатюры на стихи лучших поэтов XIX века, и духовные произведения, тоже преимущественно небольшие по объему, но покоряющие мягким мелодизмом и светлой гармонией. Композитор мечтал, чтобы его музыка прижилась в народе. Отчасти так и произошло.
В XX веке в России появилось много хоровых коллективов, в репертуаре которых сочинения Калинникова на почетном месте. А слушатели после концертов напевают полюбившиеся мотивы.
16 июня в 20:00
16 июня в Исаакиевском соборе состоится премьера программы «Маленькие шедевры».
Составление композиции из миниатюр – особое искусство. Это не цикл и не антология. Это всегда заново прочитанная история музыки с пометками на полях, оставленными сиюсекундно, здесь и сейчас. Картина на песке.
М. Глинка, П. Чайковский, С. Танеев, С. Прокофьев, Д. Шостакович. Имена авторов несравнимы и в программе концерта не повторяются.
А впечатление от изысканной коллекции миниатюрых шедевров, представленной Концертным хором Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова, надолго задержится в душе, настроенной на созерцание умной красоты и величия звёздного неба.
22 июня в 21:00
Ежегодно 22 июня в музее-памятнике «Исаакиевский собор» Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова выступает с концертом-приношением всем, кто погиб и выстоял в один из самых страшных и героических периодов в истории нашей страны. Каждый раз этот вечер собирает и объединяет тысячи людей.
Исаакиевский собор тоже герой, спасавший культурные ценности Ленинграда и его пригородов в военное время, символ стойкости и мужества.
В концерте прозвучат духовные сочинения Павла Чеснокова и Александра Архангельского, Четыре хора на стихи А. Твардовского Родиона Щедрина, а также песни о войне и мире.
30 июня в 20:00
30 июня в Исаакиевском соборе вновь прозвучит «Всенощная» Сергея Васильевича Рахманинова. Гениальная музыка опирается на канонические духовные тексты. Рахманинов использовал древние распевы и лишь в пяти частях – собственные стилизации. Одна из них, «Богородице Дево, радуйся», подобно «Слёзному дню» (Lacrimosa) из Реквиема Моцарта, знакома каждому любителю музыки. Молитвенный настрой и эмоциональная напряженность, мелодическая красота, властная сила ритма и полифоническое таинство не противоречат друг другу. Всенощное бдение Рахманинова вот уже более века служит одним из несокрушимых символов величия России.
«Всенощное бдение» – последнее из крупных сочинений, написанных Рахманиновым в России, до эмиграции. Когда речь заходит о времени создания произведения (завершено в начале 1915, премьера состоялась 10 марта того же года), принято напоминать о разгаре первой мировой войны. Европа и Россия сотрясались от очередного приступа межчеловеческой ненависти. Рахманинова самого дважды призывали и дважды не пустили (по состоянию здоровья) на фронт.
Душа болела, концертная деятельность была практически блокирована. Неудивительно, что Рахманинов с благодарностью откликнулся на «социальный заказ» – народу необходима была укрепляющая дух инъекция. Композитор тоже в ней нуждался. А драматургическая основа Всенощного бдения, богослужения, в котором сконцентрирована история человечества от сотворения мира до последнего упования, давно ждала музыкального обновления.
«Всенощное бдение» в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова – важный этап в жизни великого произведения. Свидетельство силы современной русской исполнительской школы, для которой традиция – не догма, а питательная почва.
Не стоит ждать назиданий, эпических обобщений, отблесков военных зарниц… Лучше настроиться на любовь, легкое дыхание, запах лугового разнотравья, материнскую нежность и отеческую надежность… На то, что колокольный звон и колыбельная песня колышатся в одном сердечном ритме.
Владельцам Единой карты петербуржца предоставляется скидка 15% на полную стоимость концертного билета при оплате в кассах Музея
Спас-на-крови
Спас-на-крови запись закреплена
Спас-на-крови запись закреплена
Спас-на-крови запись закреплена
Жизнь и Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
=========================
После Вознесения Господа матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.
Показать полностью. Беседуя с ними, матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессемейного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою приходили даже из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян.12:1–3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43-м году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, матерь Божия пророчески сказала: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица».
Благоговение древних христиан к матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.
По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита (13 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца (20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении «О девственницах» писал о матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама». По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренночерные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные. Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать». (Никифор Каллист заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, 12 мая 403 г.; Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).
Обстоятельства Успения Божией матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем, мы знаем о них из древнейшего и вернейшего предания». Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.
Ко времени Своего Блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против. Враги покушались на Ее жизнь, но Бог хранил Пресвятую Деву.
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно Блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Неба, заключавший Ее молитву словом «аминь». Божия матерь заметила, что этот голос означает скорое пребытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией матери настало время отойти ко Господу. Войдя к матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного Блаженства и молилась с ними о мире и благосостоянии всего мира.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия матерь воскликнула: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея», – и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата и сию премирно подымите, Присносущнаго матерь Света; тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем, и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на «Господи, воззвах»). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.
Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое» (канон 1, песнь 6, тропарь 1). Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святое и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и самое тело матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святое апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение – поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и выкликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». (Этим было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)
Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.