спас на крови какой рядом канал
Канал Грибоедова. От Спаса-на-Крови до Сенной площади
География: канал берет начало в районе Мойки у Марсова поля и впадает в Фонтанку у Мало-Калинкина моста.
Длина: 5 км.
Через канал проложен 21 мост.
География: канал берет начало в районе Мойки у Марсова поля и впадает в Фонтанку у Мало-Калинкина моста.
Через канал проложен 21 мост.
Неширокий, извилистый, с необыкновенно живописными изгибами и поворотами, канал Грибоедова – идеальное место для романтических прогулок. Он очень разный – парадные, нарядные и многолюдные отрезки сменяются тихими участками, куда редко ступает нога туриста. Здесь можно бродить часами, любуясь фасадами домов, мостиками, набережными и отражением деревьев в тихой, почти неподвижной воде. На такую прогулку я вас сегодня и приглашаю.
Следующая остановка – дом №9, построенный в начале XIX века (сейчас в нем располагается музей-квартира М.Зощенко ). Дом строили архитекторы Л. Руска и В.П. Стасов. В конце XIX века здесь жили музыканты Придворного оркестра, и по субботам прямо в доме проходили генеральные репетиции, а также «Оркестровые собрания музыкальных новостей», где игрались новинки отечественных и зарубежных композиторов. Там же работал один из лучших в Европе музей музыкальных инструментов, коллекция которого впоследствии была передана Эрмитажу, а теперь составляет основу коллекции музея музыки в Шереметьевском дворце.
В тридцатые дом решено было надстроить дом, чтобы в верхних этажах поселить ленинградских писателей. В одной из газет появилась даже карикатура – писательский дом через 50 лет, увешанный мемориальными досками. И не без оснований: в доме жили Н. Заболоцкий, Вс. Рождественский. Е. Шварц, Ю. Герман. Михаил Зощенко переехал в дом в 1934 году и впоследствии неоднократно менял квартиры на все более скромные. И если в 1934-м он, во времена расцвета своей славы и успеха, он занимал самую большую и благоустроенную квартиру в доме, пятикомнатную, №122, то окончил свои дни в двухкомнатной квартире №199 – именно в этой квартире, где Зощенко прожил с 1955-го по 1958-й, и устроен сегодня музей. Он уникален тем, что все вещи здесь подлинные, обстановка восстановлена с детальной точностью (а этим могут похвастаться очень немногие мемориальные квартиры).
Вскоре после Спаса на Крови канал можно пересечь по Итальянскому пешеходному мосту (когда-то он был назван в честь Итальянского дворца Екатерины I, но сейчас о дворце и усадьбе напоминают только мостик и одноименная улица). История моста довольно интересна: в 1896 году инженер Л.Н. Колпицын по собственной инициативе и на свои деньги построил вместо бывшей здесь лодочной переправы деревянный мост. Инженер собирался брать с каждого проходящего по мосту по копейке и тем самым окупить собственные затраты на постройку (которые составляли 3500 рублей – не смейтесь, довольно серьезная по тем временам сумма). Но так как строительство Колпицын начал без одобрения Городской управы, заработать не удалось. Пришлось инженеру смириться и сделать хорошую мину при плохой игре – «подарить» мост городу.
На пересечении с Невским наше внимание сразу же привлечет высокий дом со стеклянной башней – Дом компании Зингер. Фирма «Зингер» собиралась построить для своего офиса первый в Петербурге небоскреб, но из-за правил высотного регламента (выше Зимнего дворца в центре строить было нельзя) проект не удалось воплотить. Архитектор Павел Сюзор «компенсировал» недостаток этажей башней с огромным стеклянным глобусом. Дом, ставший самым ярким примером русского модерна в Петербурге, в свое время вызывал много споров – находилось немало людей, считавших его отвратительно вульгарным. Сейчас же без Дома Зингера уже невозможно представить себе Невский.
Вот уже почти сто лет в Доме Зингера расположен старейший и крупнейший в Петербурге Дом книги, а на верхних этажах находятся ведущие издательства (а еще офис одной известной социальной сети). В Дом книги обязательно стоит заглянуть – полистать книги, которых здесь невероятное количество, и выпить кофе в панорамном кафе с видом на Невский.
До 1923 года канал Грибоедова назывался Екатерининским – именно под этим именем он фигурирует в произведениях русских классиков (например, Достоевского, особенно часто упоминавший «канаву» и даже поселивший на ее берегах нескольких героев своих книг). Инициатором создания канала стал отец Кутузова, Илларион Матвеевич, представивший императрице Елизавете проект «О проведении канала для предотвращения жителей столицы от погибельных последствий наводнения» (тогда Нева разливалась постоянно, и проблема была более чем актуальной). Канал, проложенный на основе речки Кривуши, строили с 1764 по 1790 годы, уже при Екатерине II (отсюда и старое название); Кутузов получил за него осыпанную бриллиантами табакерку.
Правда, вскоре выяснилось, что канал от наводнений никак не спасает. С тех пор его неоднократно пытались засыпать. Да что только ни задумывалось сделать с каналом! Предлагали засыпать его и устроить на этом месте проспект с бюстами членов семьи Романовых (при этом все мосты, кроме Банковского и Львиного, подлежали уничтожению), построить в ложбинке канала электрическую железную дорогу, заключить канал в трубу… Но, к счастью, всего этого не произошло, и теперь без канала Грибоедова уже сложно представить себе Петербург.
А рядом с Банковским мостиком можно увидеть и сам Ассигнационный банк (правда, сейчас это совсем не банк, а университет экономики и финансов). Когда-то на этом месте находился Морской рынок, но он сгорел еще в конце XVIII века, и вместо него Джакомо Кваренги по повелению Екатерины II построил Ассигнационный банк (это, кстати, была его первая работа в Петербурге). Главный корпус был собственно банком; одноэтажные галереи соединяли его с боковыми корпусами, где хранились деньги. Монеты в кладовые доставлялись из Монетного двора Петропавловской крепости на баржах прямо по каналу. Что касается ассигнаций, выпуск которых только-только налаживался в России, то в первые годы их производили прямо здесь. Здесь же, во дворах, публично сжигали отслужившие свое купюры – и это было любимым шоу окрестных обывателей.
Спас на Крови
Ежедневно с 10:00 до 18:00, ср – выходной.
Вечерние программы музея: с 18:00 до 21:30 (с 1 мая по 30 сентября, выходной день – среда).
Спас на крови (Храм Воскресения Христова) в Санкт-Петербурге — православный мемориальный храм-музей, воздвигнутый на месте покушения на российского императора Александра II Освободителя. Этот действующий девятиглавый собор, вмещающий 1600 человек, является символом города и одной из главных его достопримечательностей.
История храма Воскресения Христова
1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен при взрыве бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким. После смерти императора депутаты Городской думы обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего, в результате чего началось строительство церкви Спас на Крови.
Авторами проекта выступили архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Иван Малышев). Они создали собор в «истинно русском стиле», сохранив место трагедии внутри храма. Фрагмент решетки канала, несколько плит и булыжников, обагренных кровью Александра II, составляют композицию, скрытую сенью, которую можно увидеть при посещении храма.
Торжественная закладка церкви состоялась 6 октября 1883 года. Строительство с применением передовых для своего времени инженерно-строительных технологий продолжалось 24 года. Освящение собора состоялось 19 августа 1907 года.
Архитектура собора
Спас на Крови в Санкт-Петербурге — это уникальный памятник русской церковной архитектуры, сочетающий в себе стили московского и ярославского зодчества XVI — XVII веков. Его высота достигает 81 метра.
Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы. Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие. Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.
Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.
Спас на Крови на панорамах Google: внешнее убранство
Интерьер и мозаика Спаса на Крови в Санкт-Петербурге
Собор Воскресения Христова является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Его коллекция считается крупнейшей в Европе. Площадь поверхностей, украшенных мозаикой, превышает 7000 кв. м. Для ее создания использованы уральские и алтайские поделочные камни, цветной итальянский мрамор и тысячи самоцветов.
Мозаикой украшены не только стены и колонны храма, пол собора, выполненный из мрамора, представляет собой 45 мозаичных ковров, узоры на которых не повторяются.
Иконостас Спаса на Крови славится уникальным цветовым подбором мрамора: градация коричневых оттенков напоминает резьбу по дереву. Мозаика для украшения храма производилась в мастерской В. А. Фролова, а эскизы для нее создавали более 30 художников, среди которых В. М. Васнецов, В. В. Беляев и Н. Н. Харламов.
Убранство храма сильно пострадало после его закрытия в 1930 году, в течение 50 лет памятник не отапливали и использовали в качестве склада для театральных декораций. Реконструкция началась лишь в 1977 году и продолжалась до 1995 года.
Спас на Крови на панорамах Google: интерьер
Режим работы Спаса на Крови
Расписание богослужений в храме Воскресения Христова (Спас на крови)
Цены на билеты в храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге в 2021 году
Экскурсионное обслуживание на русском языке:
Экскурсионное обслуживание на иностранном языке:
Билеты и аудиоэкскурсии
Тематические экскурсии
Лица, имеющие право на бесплатное посещение музея:
Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге
В храме запрещено:
Как добраться
Спас на Крови находится в историческом центре города по адресу: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2б, литер А.
До храма очень легко добраться на общественном транспорте. Самым удобным вариантом является поездка на метро (линия 2). От станции «Невский проспект» (выход на канал Грибоедова) необходимо пройти всего около 7 минут.
Маршрут от ст. «Невский проспект» до собора на карте — Google Maps
Также можно добраться до Спаса на Крови на автобусах: № 3, 7, 22, 24, 27, 191 (ост. «Невский проспект») и троллейбусах: № 1, 5, 7, 10, 11, 22 (ост «Невский проспект»).
Чтобы заказать такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Яндекс.Такси, Maxim, Uber или Gett.
Если арендовать автомобиль, то дорога от аэропорта Пулково займет около 40 минут.
Маршрут от аэропорта до собора Спас на Крови на карте — Google Maps
Спас на Крови внутри: видео
Спас на Крови с высоты: видео