спас коркодино клинский район
Крокодильный Спас
В Клинском округе 265 населенных пунктов. Вслушиваешься в названия и пытаешься понять – откуда они возникли.
Сегодня нет у нас ни одного древнего документа в котором было бы написано, что Петр Иванов сын Ильина поселился в 1647 году между березовым лесом и речкой, где она делает изгиб – образовал деревню и назвал ее, к примеру Зайцево, потому что был он охотник… Поэтому выяснить откуда пошло название деревень – интересная и непростая задача для краеведа.
Клин
У нас в районе два города и, хотя мы знаем откуда их названия произошли, то неплохо бы внести некоторые уточнения. Вот как пишет всемирно известный автор – доктор географических наук, профессор Е.М. Поспелов в своём топонимическом словаре «Географические названия Московской области» о Клине: «Клин город областного значения. Упоминается в летописи под 1234 г. Название образовано народным географическим термином клин «земельный надел; лесная полоса; участок болота, заросший лесом; граница». Очевидно, имела значение форма земельного надела, участка, границы: они должны были вклиниваться в другой земельный надел, в другое угодье. Так, А. М. Селищев ещё в предвоенные годы объяснял рассматриваемый ойконим как «клин у границы другой области», что подтверждал примером из летописи под 1408 г.: «и воеваша до клина Тверского рубежа». Можно говорить и о клине на месте первоначального расположения города: он возник в начале XIII в. как укрепление на крутом и высоком холме, с трех сторон омываемом р. Сестрой, т. е. холм вклинивался в излучину реки». И Татищев В. Н. писал «…в луке реки Сестры, от коей и название свое получил».
А что касается года основания, то вряд ли стоит спорить по этому поводу. Если нет в наличии документа, подтверждающего 1234 год основания, это не значит, что Клин был основан позже, так ведь? Дело даже не столько в том, что мы хотим «быть старше», а в том, что 1317 год основания (и документальное обоснование этой даты) не является убедительным ни для краеведов-любителей, ни для специалистов музея. Директор музейного объединения Е.В. Кондрашина тоже мечтает о проведении раскопок в районе прогулочного бульвара на ул. Папивина. Было бы неплохо, но… Однако время идет, а оно многое меняет. И совсем не исключено, что в 2034 году Клин может отметить свое 800-летие.
Высоковск
Никак не могла понять, почему Высоковск считают находящимся на высоком месте, и где оно конкретно находится это высокое место. Вот как пишет об этом Е.М. Поспелов: «Высоковск, город, Клинского района. В 1879 г. в десяти верстах к западу от Клина «Товарищество Высоковской мануфактуры» организует бумагопрядильное и ткацкое производство. При фабрике возникло сельцо, названное по наименованию мануфактуры Высоково, в одной версте от него образовался посёлок рабочих фабрики, получивший название Новый Базар. Поселок рос, и постановлением Президиума ВЦИК от 17 августа 1925 г. Новый Базар официально отнесен к категории рабочих поселков. Однако в переписи 1926 г. этот поселок не упоминается, зато значится пос. Высоковская Мануфактура. В 1928 г. рабочий пос. Новый Базар переименовывается в Высоковский, а в 1940 г. он преобразуется в город Высоковск. Таким образом, чётко прослеживается цепочка ойконимов, образовавшихся на основе названия Высоковская мануфактура: сельцо Высоково – посёлок Высоковский – город Высоковск. А встречающееся в литературе утверждение, что рабочий поселок получил название Высоковский «за расположение на возвышенном месте» ошибочно и сделано без учета исторических данных». Вот теперь вроде все на своих местах.
Туркмен и Коркордино
А теперь переходим к сёлам и деревням. Но прежде выясним для дальнейшего понимания, что такое ойконим. А это – собственное имя поселения.
Есть у нас в районе такой поселок с интересным названием Туркмен. Говорят, что там на добыче торфа работали до войны представители южных народностей, в частности туркмены, мол, оттуда и название. Вовсе не поэтому, а потому что «Туркмен, посёлок Клинского района возник в 1926 г. как посёлок рабочих торфоразработок, организованных для обеспечения энергетическим торфом Реутовской текстильной фабрики. В то время фабрика была передана во владение Туркменской ССР и называлась «Туркмануфактура», а посёлок при её торфоразработках получил название Туркмен». С Евгением Михайловичем согласилась, открыв историю Реутовской фабрики. В 1918 году эта фабрика была национализирована, а хлопок для неё закупался в том числе и в Средней Азии. К 1925 году окончательно сложилась ситуация, когда хлопок за тысячи километров поставлялся в Россию из Туркмении, а изделия из него вновь за тысячи километров отправлялись назад. Начиная с 1922 г. Туркмен-мануфактура поставляла Реутовской фабрике до 10 000 видов хлопка в месяц. Правительство Туркмении предложило взять фабрику в аренду, остановившись на Реутовской фабрике. 4 апреля 1925 года она вошла в Трест «Туркменская Государственная Мануфактура». К 1930 году фабрика выполнила свой интернациональный долг.
Предвижу скепсис – мол, какая мануфактура, вилами на воде писано. Правильно, нужен какой-то убедительный документ. Перепись населения от 1926 года пойдет? Так вот, согласно этой переписи посёлок назывался Туркмануфактура и зафиксировал там переписчик 201 человека (134 мужчины и 67 женщин). Жаль, тогда не выясняли принадлежности к народности. Но думаю, что туркменов среди них не было.
В большинстве своём (более 2/3) деревни получали название от имён владельцев. Первоначально деревня имела в своем составе два-три хозяйства. Но первоначально населенные пункты получали свои названия от личных некалендарных имен – дохристианских древнерусских имен. Древнерусские имена многочисленны и разнообразны. Они могли отражать внутрисемейные отношения, характеризовать внешность, быть пожелательными, оберегающими. Именами могли служить предметы быта, названия блюд, животных, растений, профессий, род занятий и т. д. О многих из них мы сегодня не имеем ни малейшего понятия – они давным-давно вышли из обихода.
Часовня в Спас Коркодино / фото из архива автора
По этой причине случались казусы. Вот как пишет Поспелов Е.М. о Спас-Коркодино: «В писцовой книге 1626 г. упоминается «село Спасское на реке на Лутосне… а в селе место церковное, где была церковь Преображения Господня». В 1671 г. село перешло во владение князя Федора Михайловича Коркодинова, но начиная с 1677 г. и до конца XVIII в. оно неоднократно переходит из рук в руки, сохраняя название Спасское. Проведение Генерального межевания потребовало указания наряду с церковным также и исторического владельческого названия, в результате чего принимается название село Спас-Коркодино. Дополнительное название связано с некалендарным личным именем Коркода. Князь Юрий Иванович Коркода Жижемский, XV в. (от него Коркодины). По-видимому, редкое и для своего времени имя Коркода к XIX в. вышло из живого употребления и основательно забылось, вследствие чего дополнительное название оказалось непонятным и в различных источниках писалось по-разному: Спас-Крокодим (1852 г.), Спас-Кородил (Крокодильское) (1862 г.), Спас-Коркодин (1886 г.), СпасКрокодильный(1899,1912 гг.). географ М. С. Боднарский в 1936 г. отмечал, что на картах пишут «Спас-Крокодилъный вместо Спас-Коркодон (по фамилии владельца, кажется англичанина)».
А что же все-таки означает слово «коркода»? Не нашла. Есть близкое «коркота», что означает судороги, спазмы, кашель (их близость отмечает и С. Б. Веселовский в своем труде «Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии»). Могло означать и бранное слово – старик, старуха, карга. Вполне возможно. Но вот с крокодилом как-то не связывается. Просто «крокодил» слово нам известное.
Странная история деревни Спас-Коркодино
Казалось бы, что после этого все газеты должны были запестреть кричащими заголовками, вроде «страшные рептилии появились в подмосковных водоемах», но сенсации почему-то не последовало. В наши дни непременно так все и было бы, но репортеры начала XX века отнеслись к увиденному скептически и в прессе практически ничего не появилось.
Мистификация и быстрое разоблачение шуму тоже не наделало и вскоре все обо всем забыли. Зачем так пошутил Морозов, будучи уже в преклонном возрасте? Никто не знает. То ли хотел расшевелить местных жителей, жизнь которых, по его мнению, протекала особенно скучно, то ли привнести немного приключений в свои собственные будни. Так или иначе, но в историю он вошел.
Позднее еще несколько человек сообщали об обнаруженных ими крокодилах в болотах в глухих шатурских лесах. Кто-то говорил, что видел ящеров своими глазами, а кто-то сообщал только о следах на берегу, но широкой огласки, а главное подтверждения, все эти истории в итоге не получили. В заявления о появлении крокодилов в Подмосковье сложно поверить хотя бы только потому, что ни один вид этих рептилий не сможет выдержать русской зимы и попросту погибнет.
Что же до названия деревни, то оно появилось благодаря ее владельцу, которым во второй половине XVII века стал князь Федор Михайлович Коркодинов. Село также именовали по церковному обычаю Спасским, а после Генерального межевания к названию прибавилось и историческое название: Спас-Коркодино. Впоследствии село много раз меняло своих хозяев и это неизбежно отражалось и на его названии. Так оно успело побыть и Спас-Крокодим, и Спас-Кородил и даже Спас-Крокодильный, что и отражено на карте Шуберта.
Координаты деревни Спас-Коркодино: 56°23’28»N 36°55’33″E
Публичная кадастровая карта деревни Спас-Коркодино на 11.11.2021
Если вы не нашли свой участок на карте, значит у него не сделано межевание. Это может быть проблемой при продаже или строительстве.
Объект по этим данным не найден
На карте показываются только участки, для которых сделано межевание (т.е. измерены точные координаты углов).
Поэтому возможны 4 причины, по которым участка на карте нет
Объект по этому номеру не найден
Проверьте правильность кадастрового номера.
Он должен указываться с двоеточиями, и содержать 4 группы цифр. Например, 77:08:0009005:8
Или воспользуйтесь нашим расширенным поиском
Объект по этому номеру не найден
Проверьте правильность кадастрового номера.
Он должен указываться с двоеточиями, и содержать 4 группы цифр. Например, 77:08:0009005:8
Или воспользуйтесь нашим расширенным поиском
Объект по этому адресу не найден
Нужно указать более точный адрес.
Адреса бывают сложные, поэтому точнее найти объект по кадастровому номеру. Посмотрите его в документах. Например, 77:08:0009005:8
Или воспользуйтесь нашим расширенным поиском
Поделиться ссылкой на карту
Почему нет участка на кадастровой карте?
На карте показываются только участки, для которых сделано межевание (т.е. измерены точные координаты углов).
Распечатать карту
На публичной кадастровой карте вы можете найти любой земельный участок или объект капитального строительства, который поставлен на кадастровый учёт в Единый государственный реестр недвижимости и для которого проведена процедура межевания.
По клику на участок карты деревни Спас-Коркодино вы узнаете кадастровый номер объекта, площадь, назначение, год постройки (для дома) и можете перейти к просмотру всех доступных электронных отчетов.
На земельный участок и здание можно прямо на сайте получить отчет об объекте, отчет о переходе прав и отчет о кадастровой стоимости.
2015–2021 © Egrp365
Не является уполномоченным органом регистрации прав
либо его структурным подразделением
Спас-Коркодино. Церковь Спаса Преображения.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Кирпичная однокупольная церковь в стиле ампир с отдельно стоящей колокольней, выстроенная на средства С.П. Фонвизина в 1826-1858 гг. Приделы Михаило-Архангельский и Никольский. Закрыта в 1931 г., разобрана на кирпич в 1956 г. (по другим данным в 1958). В 2008-2009 гг. построена небольшая церковь-часовня, есть планы восстановления храма.
Часовня в честь Преображения Господня построена рядом с фундаментом разрушенного храма. 29 сентября 2012 года на временный храм-часовню был водружен крест. Здесь же лаконичный плакат, на котором запечатлен храм в его былом великолепии, и две даты: построен в 1828 году; разрушен в 1956 году.
В 1815 году на деньги помещика Сергея Павловича Фонвизина, родственника знаменитого писателя Дениса Ивановича Фонвизина, началось строительство каменной церкви в стиле ампир с двумя приделами. Придел во имя святителя Николая Чудотворца был освящен 29 июля 1828 года, а придел во имя Архангела Михаила — 20 июля 1831 года. В 1892 году деревянную церковь аккуратно разобрали, а древние иконы перенесли в каменный храм. С трехъярусной колокольни открывался прекрасный вид на Клинско-Дмитровскую гряду, на живописные холмы и леса, на долину реки Лутосни, извивающейся среди прибрежного кустарника.
Архитектуру храма отличали чистота линий и строгость пропорций. Внутри вся церковь была расписана. Отапливался храм тремя голландскими печами. Трехъярусная колокольня, высотой до верха карниза 32 метра, имела форму столпа. На ней было 6 колоколов. С колокольни открывался прекрасный вид на Клинско-Дмитриевскую гряду. Рядом с церковью находились деревянные постройки: дом священника, дом просфорницы, а также построенные в 1893 году дом псаломщика и церковная сторожка.
В 1906 году в церкви служили священник Феодор Березкин, диакон Александр Ильинский и пономарь Гавриил Воронцов. После 1906 года — священники Василий Благовещенский, Василий Соколов и Феодор Некрасов, а также псаломщик Дмитрий Замыслов. 19 ноября 1922 года в Преображенской церкви начал свое диаконское служение священномученик Василий Крылов. После трехлетнего диаконского служения в Спас-Коркодино, отец Василий был рукоположен во священника к этой же церкви и прослужил до ее закрытия 5 февраля 1931 года. 13 апреля 1938 года отец Василий был арестован и приговорен к расстрелу. Священник Василий Крылов был расстрелян 1 июля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. В 2000 году причислен к собору новомучеников и исповедников Российских.
В феврале 1941 года местные власти закрыли храм в Спас-Коркодино, а в 1956 году разрушили его, чтобы использовать кирпич для постройки скотного двора. С годами территория храма заросла деревьями, бурьяном и превратилась в деревенскую свалку.
Преображенская церковь с. Спас-Коркодино
Преображенская церковь с. Спас-Коркодино. Худ. И.А. Бочкова. 1998 г.
В 1815 году на деньги помещика Сергея Павловича Фонвизина, родственника знаменитого писателя Дениса Ивановича Фонвизина, началось строительство каменной церкви в стиле ампир с двумя приделами. Придел во имя святителя Николая Чудотворца был освящен 29 июля 1828 года, а придел во имя Архангела Михаила — 20 июля 1831 года.
Архитектуру храма отличали чистота линий и строгость пропорций. Внутри вся церковь была расписана. Отапливался храм трема голландскими печами.
Трехъярусная колокольня, высотой до верха карниза 32 метра, имела форму столпа. На не было 6 колоколов. С колокольни открывался прекрасный вид на Клинско-Дмитриевскую гряду, на живописные холмы и леса, на долину реки Лутосни, извивающейся среди прибрежного кустарника.
Рядом с церковью находились деревянные постройки: дом священника, дом просфорницы, а также построенные в 1893 году дом псаломщика и церковная сторожка.
В феврале 1941 года местные власти закрыли храм в Спас-Коркодино, а в 1956 году разрушили его, что бы использовать кирпич для постройки скотного двора. С годами территория храма заросла деревьями, бурьяном и превратилась в деревенскую свалку.
В 2007 году энтузиасты расчистили место, где был храм, и установили поклонный крест. В настоящий период в Спас-Коркодино во временно приспособленном помещении в теплое время года, раз в две недели по субботам совершается Божественная литургия.