спас клепиковская учительская школа

К истории создания Клепиковского отдела Государственного музея-заповедника С.А. Есенина

Прошло уже более ста лет с момента завершения в 1912 году Сергеем Есениным трехлетней учебы в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе.

Об этом периоде в жизни Есенина долгое время было известно немногое, но по мере накопления и систематизации материалов сотрудникам Государственного музея-заповедника С.А. Есенина в с. Константинове становилось ясно, что годы, проведенные в Спас-Клепиках, сыграли особую роль в судьбе поэта: здесь он получил свое первое регулярное образование, из поэтического мира среднерусской природы, деревенского быта и народного творчества попал в атмосферу книжности, литературных интересов, состязательности в юношеских литературных опытах.

Спас-Клепиковская второклассная учительская школа по современным понятиям соответствует среднему специальному образованию, но учителем Есенин не стал, и в этом, как ни удивительно, определяющую роль сыграло учебное заведение, призванное растить учителей, но именно в его стенах Есенин поверил в себя как в творческую личность, осознал себя поэтом, сделал свой единственный выбор жизненного пути. В последней биографии «О себе» (1925 год) Есенин напишет, подтверждая особую значимость клепиковского периода: «Стихи я начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. » (VII (l), 9).

Двухэтажное кирпичное здание учительской школы стояло на краю села. Кирпичная беленая ограда с деревянными воротами как бы отделяла воспитанников школы от суетного мира. Школа закрытого типа, с интернатом для приезжающих, находилась в ведении церковных властей и готовила сельских учителей для школ грамоты.

И в более ранней автобиографии он отмечал: «К счастью, этого не случилось. Методика и дидактика мне настолько осточертели, что я и слушать не захотел» (VII (l) 9).

Одно написано им по случаю посещения нашей школы Епархиальным наблюдателем в 1911 году. Учителя показали инспектору стихи Есенина, а когда Сергей прочитал ему «Звезды», И.Д. Рудинский, по просьбе учителей, похвалил одаренного юношу. Какой же отзвук вызвала эта казенная похвала казенного человека в душе юного Есенина! Он пишет поэтическое послание, так звучала начальная строфа:

Солнца луч золотой

Согрел душу мою (IV, 9).

Одноклассник Есенина, с которым он учился и прожил три года в школьном интернате, Артем Чернов рассказывал: «Наше отделение всегда отличалось интересом к литературе. Кроме Есенина и Тирано-ва поэзией увлекались и писали стихи другие ученики. По вечерам мы собирались в одной из комнат в интернате, читали Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, а потом кто-либо читал свои стихи. Чаще всего это был Есенин. У него уже и тогда имелось много стихов. Писал он их, как нам казалось, быстро и легко. Бывало и так: утром встаем, идем на занятия (кровати наши в интернате стояли рядом), и Есенин просит послушать его новое стихотворение. Иногда отдельные стихи Есенин дарил на память кому-либо из нас.

В 1911 году заканчивает школу Григорий Панфилов, самый близкий товарищ Есенина по школе. По традиции выпускной класс фотографировался вместе с учителями на память. Есенин снялся с выпуском Панфилова, встал рядом с ним. Это ему, Грише Панфилову, Есенин напишет позже из Москвы: «Благослови меня, мой друг, на благородный труд. Хочу писать «Пророка», в котором буду клеймить позором слепую, увязшую в пороках толпу. » (VI, 15).

После окончания школы Есенину больше не довелось побывать в Спас-Клепиках. Но память о нем жила в учителях, товарищах по учебе, с которыми он поддерживал связь, встречался в обеих столицах.

Подготовка к открытию музея в Спас-Клепиках сопровождалась многолетней поисковой и исследовательской работой. Около десяти лет велась работа по выявлению архивных материалов, воспоминаний однокашников и учителей будущего поэта, на основании которых можно было бы приступить к воссозданию атмосферы есенинского «лицея». С самого начала было ясно, что собрать полностью подлинную обстановку учительской школы не удастся, но для создания экспозиции необходимо было знать доподлинно, какой она была. Своеобразным ключом к определению характера школьной обстановки стали схематичные зарисовки как школьной мебели и оборудования, так и мебели в квартире учителя Е.М. Хитрова, сделанные его сыном, Александром Евгеньевичем Хитровым.

Во-первых, недалеко от Константинова, в селе Романцево сотрудником музея О.Л. Аникиной были найдены в местной школе три маленькие парты, чудом сохранившиеся до наших дней, очень напоминавшие те, что воспроизведены А.Е. Хитровым и подтверждавшие, что такие парты были в ходу. Во-вторых, автору этих строк совместно с ленинградским художником-архитектором В.А. Гавриловым, автором проекта музеефикации, во время работы в Рязанской областной библиотеке им. A.M. Горького попадается «Описание школьных парт и других предметов классной обстановки», выпускаемых Рязанской учебной мастерской Ф. Жиркова в 1909 году. В «Описании» мы увидели уже знакомые парты. В нем даны чертежи школьного оборудования, начиная от вешалки для одежды учащихся до учительской кафедры сошкольными партами. Кроме чертежей и схем, даны почти художественные пояснения, что и как должно служить учебному процессу.

Затем, во время расчистки подвала Спас-Клепиковской школы реставраторами были обнаружены проржавевшие металлические части тех самых парт, которые мы видели на рисунке А.Е. Хитрова. Валентина Николаевна Суворова, первая заведующая Клепиковским отделом музея-заповедника С.А. Есенина, радостно и торжественно показывала сохранившиеся части парт: «Надо же, так долго искали, а они оказались рядом, под нами!».

В поиске и сборе экспонатов для музейных экспозиций всегда много неожиданностей. Жители Спас-Клепиков долгое время ждали открытия музея, разуверившись, они с большим трудом расставались с семейными реликвиями — так необходимыми музею предметами того времени. И только тогда, когда подходила к завершению реставрация здания школы, когда создание есенинского музея в их родном городке стало реальностью, клепиковцы передали в наши фонды множество вещей начала века, ставших музейными экспонатами! Нам очень недоставало фисгармонии в школьной квартире Е.М. Хитрова. За неделю до открытия приходит пожилая женщина: «Слышала, вам нужна фисгармония, приходите, забирайте». Недостаточно было наглядных пособий по различным предметам, как вдруг местные учителя вспомнили, что рядом в новой школе есть комната, в которой сложены разные наглядности, они много лет хранятся там лишь потому, что жалко их выбросить. А так как мы знали по архивам московского Политехнического музея, что современные школьные наглядные пособия близки с дореволюционными, автор этих строк с большой надеждой отправился в соседнюю школу. Разбираясь в завалах плакатов и карт, я обратил внимание на необычный шкаф, дверцы которого раскрывались гармошкой, состояли из трех частей, верх шкафа был застеклен необычно тонким с розоватым оттенком стеклом. У старожилов школы удалось выяснить, что старый шкаф взят еще в тридцатые годы из соседней, стало быть, есенинской, школы. Когда мы поставили шкаф в мемориальный класс, показалось, что он из этого класса никуда и не исчезал.

Выяснив характер и стиль школьной обстановки, мы должны были решить не менее важную задачу воссоздания атмосферы школы, которая была в этой мещерской глубинке своеобразным духовным центром, где наряду с казенным духом интерната закрытого типа будущий поэт встретился с демократически настроенными преподавателями Хитровым и Гусевым, с панфиловским кружком, объединившим юношей, задумывающихся в свои 16 лет о смысле жизни, о путях служения народу. Не случайно своему первому учителю словесности

Е.М. Хитрову Есенин пришлет свою первую поэтическую книжку «Радуница» с дарственной надписью.

Гриша Черняев вспоминает: «Наш кружок у Панфилова образовался почти стихийно. Вначале мы собирались, чтобы сообща развлечься, поговорить о школьных делах, поспорить о прочитанных книгах. Потом. стали касаться вопросов тогдашней общественной жизни, читали и обсуждали роман Л. Толстого «Воскресение», его трактат «В чем моя вера?» и другие книги писателя. Толстовские идеи сильно захватили тогда и Есенина. Однако сложившихся взглядов и убеждений у нас тогда еще не было. Мировоззрение наше только еще формировалось. Помню, как мы спорили о Горьком и его книгах. С особым интересом воспринимались нами ранние рассказы писателя. Захватывал нас их романтический дух, горьковская вера в человека.

Настроение панфиловского кружка способствовало появлению у Есенина стихотворений, в которых звучала грустная дума поэта о судьбе крестьянской России.

Тот поэт, врагов кто губит,

Чья родная правда-мать,

Кто людей, как братьев, любит

И готов за них страдать (IV, 39).

Так писал Есенин в 1912 году в стихотворении «Поэт», которое он посвятил «горячо любимому другу Грише». Когда уезжал из Спас-Клепиков навсегда, стихи написал на обороте своего фото и подарил Панфилову.

В 1985 году, когда страна праздновала 90-летие со дня рождения Сергея Александровича Есенина, в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе 2 октября открылся музей поэта. Прошло более 20 лет. Назрела необходимость обновления экспозиции, которая за эти годы обветшала и в чем-то устарела. Так как за это время накоплено много нового и интересного материала, в большей степени изменились подходы к построению музейных экспозиций, музей-заповедник С.А. Есенина создал проект мемориально-исторического и природного музейного комплекса в городе Спас-Клепики, где происходило становление души, определялись интересы и пристрастия, где началось сознательное творчество Сергея Александровича Есенина. В 2005 году открыта обновленная экспозиция Спас-Клепиковской второклассной школы, что явилось началом успешной реализации музейного проекта в г. Спас-Клепики. А в 2011 году завершено строительство школы грамоты рядом со Спас-Клепиковской второклассной школой, в которой в ближайшее время планируется разместить новую экспозицию Государственного музея-заповедника С.А. Есенина

1 С.А. Есенин в воспоминаниях современников. М., 1986. Т. 1. С. 14.

2 В.А. Гусев. Рукопись. ГМЗЕ.

3 С.А. Есенин в воспоминаниях современников. М., 1986. Т. 1. С. 142.

5 Прокушев Ю.Л. Образ. Стихи. Эпоха. М., 1978. С. 76.

6 Прокушев Ю.Л. Образ. Стихи. Эпоха. М., 1978. С. 81.

Источник

Спас-Клепиковская второклассная учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

Спас-Клепики – город, расположенный в 80 километрах от Рязани. В начале ХХ века он был крупным торговым селом. В 1896 году в нем открыли учебное заведение, готовившее учителей школ грамоты. Спас-Клепиковская второклассная учительская школа находилась в духовном ведомстве.

В 1985 году сохранившееся здание учительской школы, ставшее филиалом Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, распахнуло двери для первых посетителей. В 2005 году к 110-летию со дня рождения Сергея Есенина была открыта новая экспозиция, подробно рассказывающая не только об учебе будущего поэта в 1909-1912 годах, но и о быте клепиковцев конца XIX – начала XX века.

Экспозиция занимает оба этажа здания. На первом – восстановлены кухня, квартиры учителей, в том числе Е.М. Хитрова, учителя словесности, который помог Сергею Есенину осознать себя поэтом; представлены коллекции бытовых предметов, орудий труда, одежды местных жителей конца XIX – начала XX века. На втором этаже расположены классные комнаты и общежитие учащихся юношей.

Интерес посетителей вызывает парта, за которой сидел Сергей Есенин в одной из классных комнат, книги любимых писателей юного поэта. Автографы ранних стихов, документы и фотографии рассказывают о начале творческого пути Сергея Есенина, о первом рукописном сборнике поэта «Больные думы».

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

Экспозиция школьного общежития представляет ту обстановку, в которой жили юноши. Сергей Есенин только на каникулы мог приезжать в родное село, остальное время он проводил в Спас-Клепиках. Экспонаты знакомят посетителей с его другом Григорием Панфиловым, на квартире которого часто собирались ученики школы, обсуждали произведения литературы, читали друг другу свои стихи.

В выставочном зале представлены работы рязанских и московских художников. В 2008 году рядом с музеем был установлен памятник С.А. Есенину работы А.А. Бичукова.

Школа грамоты

В Спас-Клепиковском отделе Государственного музея-заповедника С.А. Есенина восстановлена школа грамоты, в которой в 1911-1912 годы проходил практику будущий поэт.

Учебное заведение давало начальное образование и располагалось рядом со второклассной учительской школой, где получал знания Сергей Есенин. В здании школы грамоты были две комнаты для учителей, две класса и коридор для раздевания. Учились здесь по большей части дети из семей крестьян-ремесленников. В рамках педагогической практики ученики старшего отделения Спас-Клепиковской второклассной учительской школы ежедневно должны были присутствовать на уроках.

В 90-е годы ХХ века здание школы грамоты сгорело во время пожара. В 2020 году его удалось восстановить по фотографиям на том же самом месте.

Экспозиция в отремонтированном помещении разместилась в трех залах, где можно узнать о первых уроках, которые давал Сергей Есенин, о клепиковских базарах и ярмарках, участником которых был начинающий поэт, а также об одном из крупных промыслов города Спас-Клепики – ткачестве.

Источник

elvik-foto.ru

Достопримечательности и интересные места

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

Продолжаю цикл фоторассказов: «Путешествуем с моей школьной подругой».
В этом путешествии мы решили побывать в Есенинских местах.
В заключительный день поехали в Спас-Клепики, где находится Спас-Клепиковская второклассная учительская школа. Погода прекрасная, настроение отличное.
Приехали, купили билетики, достали фотоаппараты, и тут выясняется, что оба мои аккумулятора разряжены.
А дело было так: накануне мы довольно много ходили, задор был пионерско-комсомольский, а вот ноги-то уже на пенсии, по этой причине, вернувшись в номер гостиницы, пришлось сначала падать в кроватку и отдыхать. Отдых плавно перешёл в сон, с коротким посещением ванной комнаты.
Планы на разбор фотографий и зарядку аккумуляторов, остались в планах.
Так что основная нагрузка по фотографированию выпала моей подруге, поэтому и есть снимки для фоторассказа о Спас-Клепиках! Урааааа.

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

Спас-Клепиковская второклассная учительская школа.
В начале ХХ века город Спас-Клепики был крупным торговым селом. В 1896 году в нём открыли учебное заведение, готовившее учителей школ грамоты. Спас-Клепиковская второклассная учительская школа находилась в духовном ведомстве.
В 1985 году сохранившееся здание учительской школы, ставшее филиалом Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, распахнуло двери для первых посетителей. В 2005 году к 110-летию со дня рождения Сергея Есенина была открыта новая экспозиция, подробно рассказывающая не только об учёбе будущего поэта в 1909-1912 годах, но и о быте клепиковцев конца XIX – начала XX веков.
Экспозиция занимает оба этажа здания. На первом – восстановлены кухня, квартиры учителей, в том числе Е.М. Хитрова, учителя словесности, который помог Сергею Есенину осознать себя поэтом; представлены коллекции бытовых предметов, орудий труда, одежды местных жителей конца XIX – начала XX веков.

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

Щипцы для колки сахара.

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

Устройство для вязания чулок

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

Керосиновая лампа с двумя горелками.

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

На втором этаже расположены классные комнаты и общежитие учащихся юношей.
Интерес посетителей вызывает парта, за которой сидел Сергей Есенин в одной из классных комнат, книги любимых писателей юного поэта.

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

На фото экскурсовод, которая очень душевно и интересно рассказывала о жизни и творчестве Сергея Есенина.

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

Автографы ранних стихов, документы и фотографии рассказывают о начале творческого пути Сергея Есенина, о первом рукописном сборнике поэта «Больные думы».

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

Так же на втором этаже воссоздана комната священнослужителя – руководителя школы.

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

Экспозиция школьного общежития представляет ту обстановку, в которой жили юноши. Сергей Есенин только на каникулы мог приезжать в родное село, остальное время он проводил в Спас-Клепиках.

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

Поначалу Есенину здесь не понравилось, и он сбегал назад в Константиново. Его возвращали обратно. Проучиться здесь ему пришлось три года, в 1912 он окончил школу.

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

Именно в Спас-Клепиках начал развиваться его поэтический талант, и свои первые стихи Сергей Есенин нёс своему учителю — Евгению Михайловичу Хитрову. Первое стихотворение, которое потрясло наставника, называлось «Звёздочки»

Звёздочки ясные, звёзды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звёзды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?

Частые звёздочки, звёздочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звёзды небесные,
Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звёзды небесные, звёзды далекие!

Экспонаты знакомят посетителей с другом Сергея Есенина Григорием Панфиловым, на квартире которого часто собирались ученики школы, обсуждали произведения литературы, читали друг другу свои стихи.

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

В 2008 году рядом с музеем был установлен памятник С.А. Есенину работы А.А. Бичукова.

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

На территории Спас-Клепиковского музейного комплекса расположена недавно восстановленная Школа грамоты, в которой в 1911-1912 годы проходил практику будущий поэт.

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

Учебное заведение давало начальное образование и располагалось рядом со второклассной учительской школой, где получал знания Сергей Есенин. В здании школы грамоты были две комнаты для учителей, два класса и коридор для раздевания. Учились здесь по большей части дети из семей крестьян-ремесленников. В рамках педагогической практики ученики старшего отделения Спас-Клепиковской второклассной учительской школы ежедневно должны были присутствовать на уроках.
В 90-е годы ХХ века здание школы грамоты сгорело во время пожара. В 2020 году его удалось восстановить по фотографиям на том же самом месте.
Экспозиция в отремонтированном помещении разместилась в трёх залах, где можно узнать о первых уроках, которые давал Сергей Есенин, о клепиковских базарах и ярмарках, участником которых был начинающий поэт, а также об одном из крупных промыслов города Спас-Клепики – ткачестве.

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

спас клепиковская учительская школа. Смотреть фото спас клепиковская учительская школа. Смотреть картинку спас клепиковская учительская школа. Картинка про спас клепиковская учительская школа. Фото спас клепиковская учительская школа

Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов

Источник

История Спас-Клепиковской школы в документах начала ХХ века

Современное есениноведение способствует раскры­тию страниц жизни поэта в полном объеме, уделяя особое внимание выявлению малоизученных момен­тов в его биографии.

К ним относится трехлетнее пребывание С. Есенина в Спас- Кле-пиковской второклассной школе с 1909 по 1912 г. Почему именно это учебное заведение было выбрано родителями мальчика, ведь в Рязанской губернии начала XX века существовала возможность получить специальное образование только во второклассных шко­лах, которые находились под эгидой Православной Церкви и были доступны для выходцев из крестьянской среды. Таковых насчиты­валось 12 по одной в каждом уезде, среди них одна женская.

Материальное благополучие семьи Есениных, благодаря заработ­кам Александра Никитича в московской мясной лавке, позволяло выделить средства на обучение сына, который отличался хороши­ми способностями и стремлением к учебе. Несомненно, за сове­том родители обратились к константиновскому священник>’ Ивану-Яковлевичу Смирнову, который был не только духовным пастырем села, но и участником съездов духовенства по народному образо­ванию, прекрасно знал состояние дел в школах епархии. Кроме того, он был лично знаком и дружен с заведующим Спас-Клепиковской школы о. Василием Динариевым, под руководством которого учеб­ный процесс был поставлен на должную высоту и учащиеся полу­чали хорошие и прочные знания. В решении вопроса, который опре­делил дальнейший жизненный путь юноши, принял участие и крес­тный отец С. Есенина о. Дмитрий Орлов, который некоторое время преподавал во второклассной школе и мог рассказать о состоянии дел и дать необходимые рекомендации для подготовки к экзаме­нам. Хотя село Спас-Клепики находилось на значительном рассто­янии от Константинова, но наличие общежития и умеренная плата (3 рубля в месяц) способствовали принятию окончательного реше­ния в пользу этого учебного заведения.

В 1909 году, к моменту появления во второклассной школе Сер­гея Есенина, в ней сложился коллектив преподавателей, который состоял из заведующего школой и трех зрителей, которые слави­лись заслуженным авторитетом в деле воспитания и образования сельской молодежи. Деятельность Спас-Клепиковской школы не была обделена вниманием Епархиального училищного совета, ре­гулярно проводились инспекторские проверки, на страницах «Рязан­ских епархиальных ведомостей» появлялись статьи, рассказываю­щие о разных сторонах школьной жизни.

Первое сообщение появилось на страницах издания в 1896 году, оно гласило:

«Журнальным определением Училищного при Святейшем Сино­де Совета от 9/31 июля сего года за № 257, утвержденным г. Обер-прокурором Святейшего Синода, постановлено учредить второ­классные учительские церковно- приходские школы: муже кия в се­лах: Горках, Егорьевского уезда, Перьях, Касимовского уезда, Ста­рой Рязани, Спасского уезда, Просечье, Раненбургского уезда, Спас-Клепиках, Рязанского уезда и Струпне, Зарайского уезда, и женс­кую в с. Пустотине Ряжскаго уезда. В поименованных школах с наступающего 1896/7 учебнаго года имеют быть открыты учеб­ные занятия»’.

Это был новый тип образовательного учреждения, деятельность которого требовала разъяснений и уточнений для учителей, свя­щеннослужителей, родителей и будущих учеников. Через некото­рое время оно появилось:

«Так как школа второклассная имеет главною своею целью при­готовлять недорогих учителей для школ грамоты (начальные шко­лы), то в ней должна быть устроена образцовая школа грамоты, где ученики второклассной школы наглядно будут обучаться ди­дактическим приемам под руководством учителя образцовой шко­лы грамоты.

В программу школ второклассных входит обучение детей ремес­лу. Выбор ремесла должен обусловливаться местными условиями края, где существует известная второклассная школа.

При школе полагается общежитие для учеников, поэтому необхо­димы: спальня, столовая и кухня». 2

Постепенно новые учебные заведения завоевывали авторитет среди населения, и родители с охотой стали посылать своих детей на учебу. Получив образование, молодые люди не только пополня­ли ряды сельской интеллигенции, но и стремились получить выс­шее образование.

В течение учебного года инспектор посещал школу, проверял зна­ния учеников, работу учителей, выявлял нужды в учебниках и обо­рудовании, помогал в решении хозяйственных вопросов.

«Епархиальные ведомости» регулярно информировали читателей о работе школ и тех мероприятиях, которые там проходили. Вот что было опубликовано в 1898 году:

«Спас-Ктепиковская второклассная церковно-приходская школа, Рязанского уезда, помещается в собственном каменном двухэтаж­ном здании длиною в 30 аршин, шириною в 20 арш. с 46 окнами: каж­дое окно имеет в высоту 2 аршина. В том же здании помещается женская одноклассная церковно-приходская школа. Здание это, сто­имость которого определяется свыше 8000 руб., и десятина земли, на которой выстроено здание, пожертвованы Духовному Ведомству рязанским купцом Андреем Петровичем, попечителем школы. В настоящее время при школе производятся работы по устройству бани для учеников, живущих в школьном общежитии, кладовой для хранекия пищевых продуктов, погреба, сарая для дров и училищнаго ин­вентаря, колодезя. Ограды вокруг училищной усадьбы и отдельное помещение для мастерской. На производство перечисленных работ; согласно ходатайству Епархиального Учиг:ищнаго Совета, журналь­ным определением Синодального Училищнаго Совета от 18/30 июля текущаго года за № 484 отпущено единовременно из креди­та по п. 8 ст. 3 сметы Свят. Синода 1897 г. 2098 р.

С 26 декабря по 2 марта в школьном помещении устроены были учащими 6 народных чтений, иллюстрированных световыми кар­тинками. Предметом чтений были главнейшие события новозавет­ной истории. Световыми картинами иллюстрировались или самые евангельские события, или места Св. Земли, где происходили эти события. В антрактах чтений церковно-школьный хор, под опыт­ным руководством учителя пения В. Житова, прекрасно исполнил духовные песнопения.

Нужно отметить, что, кроме хорового пения, и общее пение в Спас-Клепиковской школе поставлено прекрасно, особенно хорошо поют все ученики стихиры с коновархом». 3

Народные чтения привлекали массу народа; на каждое чтение собирались до 1500 чел.; приходили из деревень за 6-8 верст: род­ные учеников приезжали на чтения целыми семьями: фонарь (с ке­росиновым источником света) часто отказывался действовать по причине духоты: во время чтения по нескольку раз приходилось открывать окна.

1 января попечителем школы А.П. Поповым для учеников Спас-Клепиковской школы была устроена елка. Вечер открылся пением патриотического марша «Москва». Программа вечера состояла из чтения и пения. Ученики декламировали избранные стихотворения и читали коротенькие беллетристические рассказы. «Пели то хо­ром, то всем составом учащихся: «Что ты спишь, мужичок»; песнь

Лихача Кудрявича; «Ворон к ворону летит»; народную песнь «Во лузях», актовую песнь Главача «Ангел» и др. В конце вечера же­ною попечителя школы были розданы детям подарки. Детский ве­чер, полный искреннего, чистого веселья закончился пением народ-наго гимна: «Боже, Царя храни».

Много добрых слов можно сказать об устроителе и первом руко­водителе школы священнике Василии Афанасьевиче Динариеве, который много сделал для народного образования в Спас-Клепи­ковской волости, сумел открыть три церковно-приходских школы, занимался миссионерской деятельностью. Окончил он земной путь в 1910 году, был оплакан не только родными, но и жителями села, которые искренне скорбели о своем духовном пастыре. В «Рязанс­ких епархиальных ведомостях» был опубликован некролог, в нем было сказано:

Вся жизнь почившего, прослужившаго в этом приходе 44 года, протекала в непрерывных трудах и заботах: в воспитательном ру­ководительстве в школах и церковном строительстве.

Свои пастырские обязанности он исполнял всегда честно, с осо­бенным усердием и благодушием; никто и никогда не слышал от него слова жалобы на тягость этого служения. Он был пастырь, а не наемник, и пастырь строгий, но без гордости и жестокости.

С большим вниманием почивший относился к совершению бого­служения в храме. Своею выразительною дикцею, которой владел покойный; глубокою искренностью и благолепием он придавал бо­гослужению особенное торжество и производил сильное впечатле­ние на молящихся.

Не менее приснопамятны были труды почившаго о. Протоиерея по обучению детей в начальных и второклассной школах. Несколь­ко поколений прихожан были свидетелями его тяжелого труда в шко­лах, им же основанных и благоусторенных.

В домашней жизни о. Протоиерей был прекрасным семьянином, примерный и нежнолюбимый и любящий отец, воспитавший детей своих в страхе Божием.

За отлично усердное и ревностное проповедование слова Божия и исполнение своих пастырских обязанностей в 1873 г. был награж­ден набедренником; в 1879 г. скуфьею; в 1882 г. камилавкаю; в 1898 наперсным крестом, в 1891 году сопричислен к ордену св. Анны 3 степени; в 1898 г. удостоен Библии от Св. Синода; и в 1904 году был возведен в сан Протоиерея. Так окончил дни земного странствования этот редкостный отец, образцовый священник, доб­рый пастырь, благожелательный и отзывчивый на все доброе че­ловек. ».

В течение 20 лет преподаватели Спас-Клепиковской второкласс­ной учительской школы обучали и воспитывали в православном духе сельскую молодежь, многие из воспитанников стали учителями. В своей деятельности они продолжили лучшие традиции русской ин­теллигенции, которые не смогли уничтожить ни время, ни истори­ческие катаклизмы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *