спас клепиковская учительская школа
К истории создания Клепиковского отдела Государственного музея-заповедника С.А. Есенина
Прошло уже более ста лет с момента завершения в 1912 году Сергеем Есениным трехлетней учебы в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе.
Об этом периоде в жизни Есенина долгое время было известно немногое, но по мере накопления и систематизации материалов сотрудникам Государственного музея-заповедника С.А. Есенина в с. Константинове становилось ясно, что годы, проведенные в Спас-Клепиках, сыграли особую роль в судьбе поэта: здесь он получил свое первое регулярное образование, из поэтического мира среднерусской природы, деревенского быта и народного творчества попал в атмосферу книжности, литературных интересов, состязательности в юношеских литературных опытах.
Спас-Клепиковская второклассная учительская школа по современным понятиям соответствует среднему специальному образованию, но учителем Есенин не стал, и в этом, как ни удивительно, определяющую роль сыграло учебное заведение, призванное растить учителей, но именно в его стенах Есенин поверил в себя как в творческую личность, осознал себя поэтом, сделал свой единственный выбор жизненного пути. В последней биографии «О себе» (1925 год) Есенин напишет, подтверждая особую значимость клепиковского периода: «Стихи я начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. » (VII (l), 9).
Двухэтажное кирпичное здание учительской школы стояло на краю села. Кирпичная беленая ограда с деревянными воротами как бы отделяла воспитанников школы от суетного мира. Школа закрытого типа, с интернатом для приезжающих, находилась в ведении церковных властей и готовила сельских учителей для школ грамоты.
И в более ранней автобиографии он отмечал: «К счастью, этого не случилось. Методика и дидактика мне настолько осточертели, что я и слушать не захотел» (VII (l) 9).
Одно написано им по случаю посещения нашей школы Епархиальным наблюдателем в 1911 году. Учителя показали инспектору стихи Есенина, а когда Сергей прочитал ему «Звезды», И.Д. Рудинский, по просьбе учителей, похвалил одаренного юношу. Какой же отзвук вызвала эта казенная похвала казенного человека в душе юного Есенина! Он пишет поэтическое послание, так звучала начальная строфа:
Солнца луч золотой
Согрел душу мою (IV, 9).
Одноклассник Есенина, с которым он учился и прожил три года в школьном интернате, Артем Чернов рассказывал: «Наше отделение всегда отличалось интересом к литературе. Кроме Есенина и Тирано-ва поэзией увлекались и писали стихи другие ученики. По вечерам мы собирались в одной из комнат в интернате, читали Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, а потом кто-либо читал свои стихи. Чаще всего это был Есенин. У него уже и тогда имелось много стихов. Писал он их, как нам казалось, быстро и легко. Бывало и так: утром встаем, идем на занятия (кровати наши в интернате стояли рядом), и Есенин просит послушать его новое стихотворение. Иногда отдельные стихи Есенин дарил на память кому-либо из нас.
В 1911 году заканчивает школу Григорий Панфилов, самый близкий товарищ Есенина по школе. По традиции выпускной класс фотографировался вместе с учителями на память. Есенин снялся с выпуском Панфилова, встал рядом с ним. Это ему, Грише Панфилову, Есенин напишет позже из Москвы: «Благослови меня, мой друг, на благородный труд. Хочу писать «Пророка», в котором буду клеймить позором слепую, увязшую в пороках толпу. » (VI, 15).
После окончания школы Есенину больше не довелось побывать в Спас-Клепиках. Но память о нем жила в учителях, товарищах по учебе, с которыми он поддерживал связь, встречался в обеих столицах.
Подготовка к открытию музея в Спас-Клепиках сопровождалась многолетней поисковой и исследовательской работой. Около десяти лет велась работа по выявлению архивных материалов, воспоминаний однокашников и учителей будущего поэта, на основании которых можно было бы приступить к воссозданию атмосферы есенинского «лицея». С самого начала было ясно, что собрать полностью подлинную обстановку учительской школы не удастся, но для создания экспозиции необходимо было знать доподлинно, какой она была. Своеобразным ключом к определению характера школьной обстановки стали схематичные зарисовки как школьной мебели и оборудования, так и мебели в квартире учителя Е.М. Хитрова, сделанные его сыном, Александром Евгеньевичем Хитровым.
Во-первых, недалеко от Константинова, в селе Романцево сотрудником музея О.Л. Аникиной были найдены в местной школе три маленькие парты, чудом сохранившиеся до наших дней, очень напоминавшие те, что воспроизведены А.Е. Хитровым и подтверждавшие, что такие парты были в ходу. Во-вторых, автору этих строк совместно с ленинградским художником-архитектором В.А. Гавриловым, автором проекта музеефикации, во время работы в Рязанской областной библиотеке им. A.M. Горького попадается «Описание школьных парт и других предметов классной обстановки», выпускаемых Рязанской учебной мастерской Ф. Жиркова в 1909 году. В «Описании» мы увидели уже знакомые парты. В нем даны чертежи школьного оборудования, начиная от вешалки для одежды учащихся до учительской кафедры сошкольными партами. Кроме чертежей и схем, даны почти художественные пояснения, что и как должно служить учебному процессу.
Затем, во время расчистки подвала Спас-Клепиковской школы реставраторами были обнаружены проржавевшие металлические части тех самых парт, которые мы видели на рисунке А.Е. Хитрова. Валентина Николаевна Суворова, первая заведующая Клепиковским отделом музея-заповедника С.А. Есенина, радостно и торжественно показывала сохранившиеся части парт: «Надо же, так долго искали, а они оказались рядом, под нами!».
В поиске и сборе экспонатов для музейных экспозиций всегда много неожиданностей. Жители Спас-Клепиков долгое время ждали открытия музея, разуверившись, они с большим трудом расставались с семейными реликвиями — так необходимыми музею предметами того времени. И только тогда, когда подходила к завершению реставрация здания школы, когда создание есенинского музея в их родном городке стало реальностью, клепиковцы передали в наши фонды множество вещей начала века, ставших музейными экспонатами! Нам очень недоставало фисгармонии в школьной квартире Е.М. Хитрова. За неделю до открытия приходит пожилая женщина: «Слышала, вам нужна фисгармония, приходите, забирайте». Недостаточно было наглядных пособий по различным предметам, как вдруг местные учителя вспомнили, что рядом в новой школе есть комната, в которой сложены разные наглядности, они много лет хранятся там лишь потому, что жалко их выбросить. А так как мы знали по архивам московского Политехнического музея, что современные школьные наглядные пособия близки с дореволюционными, автор этих строк с большой надеждой отправился в соседнюю школу. Разбираясь в завалах плакатов и карт, я обратил внимание на необычный шкаф, дверцы которого раскрывались гармошкой, состояли из трех частей, верх шкафа был застеклен необычно тонким с розоватым оттенком стеклом. У старожилов школы удалось выяснить, что старый шкаф взят еще в тридцатые годы из соседней, стало быть, есенинской, школы. Когда мы поставили шкаф в мемориальный класс, показалось, что он из этого класса никуда и не исчезал.
Выяснив характер и стиль школьной обстановки, мы должны были решить не менее важную задачу воссоздания атмосферы школы, которая была в этой мещерской глубинке своеобразным духовным центром, где наряду с казенным духом интерната закрытого типа будущий поэт встретился с демократически настроенными преподавателями Хитровым и Гусевым, с панфиловским кружком, объединившим юношей, задумывающихся в свои 16 лет о смысле жизни, о путях служения народу. Не случайно своему первому учителю словесности
Е.М. Хитрову Есенин пришлет свою первую поэтическую книжку «Радуница» с дарственной надписью.
Гриша Черняев вспоминает: «Наш кружок у Панфилова образовался почти стихийно. Вначале мы собирались, чтобы сообща развлечься, поговорить о школьных делах, поспорить о прочитанных книгах. Потом. стали касаться вопросов тогдашней общественной жизни, читали и обсуждали роман Л. Толстого «Воскресение», его трактат «В чем моя вера?» и другие книги писателя. Толстовские идеи сильно захватили тогда и Есенина. Однако сложившихся взглядов и убеждений у нас тогда еще не было. Мировоззрение наше только еще формировалось. Помню, как мы спорили о Горьком и его книгах. С особым интересом воспринимались нами ранние рассказы писателя. Захватывал нас их романтический дух, горьковская вера в человека.
Настроение панфиловского кружка способствовало появлению у Есенина стихотворений, в которых звучала грустная дума поэта о судьбе крестьянской России.
Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда-мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать (IV, 39).
Так писал Есенин в 1912 году в стихотворении «Поэт», которое он посвятил «горячо любимому другу Грише». Когда уезжал из Спас-Клепиков навсегда, стихи написал на обороте своего фото и подарил Панфилову.
В 1985 году, когда страна праздновала 90-летие со дня рождения Сергея Александровича Есенина, в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе 2 октября открылся музей поэта. Прошло более 20 лет. Назрела необходимость обновления экспозиции, которая за эти годы обветшала и в чем-то устарела. Так как за это время накоплено много нового и интересного материала, в большей степени изменились подходы к построению музейных экспозиций, музей-заповедник С.А. Есенина создал проект мемориально-исторического и природного музейного комплекса в городе Спас-Клепики, где происходило становление души, определялись интересы и пристрастия, где началось сознательное творчество Сергея Александровича Есенина. В 2005 году открыта обновленная экспозиция Спас-Клепиковской второклассной школы, что явилось началом успешной реализации музейного проекта в г. Спас-Клепики. А в 2011 году завершено строительство школы грамоты рядом со Спас-Клепиковской второклассной школой, в которой в ближайшее время планируется разместить новую экспозицию Государственного музея-заповедника С.А. Есенина
1 С.А. Есенин в воспоминаниях современников. М., 1986. Т. 1. С. 14.
2 В.А. Гусев. Рукопись. ГМЗЕ.
3 С.А. Есенин в воспоминаниях современников. М., 1986. Т. 1. С. 142.
5 Прокушев Ю.Л. Образ. Стихи. Эпоха. М., 1978. С. 76.
6 Прокушев Ю.Л. Образ. Стихи. Эпоха. М., 1978. С. 81.
Спас-Клепиковская второклассная учительская школа
Спас-Клепики – город, расположенный в 80 километрах от Рязани. В начале ХХ века он был крупным торговым селом. В 1896 году в нем открыли учебное заведение, готовившее учителей школ грамоты. Спас-Клепиковская второклассная учительская школа находилась в духовном ведомстве.
В 1985 году сохранившееся здание учительской школы, ставшее филиалом Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, распахнуло двери для первых посетителей. В 2005 году к 110-летию со дня рождения Сергея Есенина была открыта новая экспозиция, подробно рассказывающая не только об учебе будущего поэта в 1909-1912 годах, но и о быте клепиковцев конца XIX – начала XX века.
Экспозиция занимает оба этажа здания. На первом – восстановлены кухня, квартиры учителей, в том числе Е.М. Хитрова, учителя словесности, который помог Сергею Есенину осознать себя поэтом; представлены коллекции бытовых предметов, орудий труда, одежды местных жителей конца XIX – начала XX века. На втором этаже расположены классные комнаты и общежитие учащихся юношей.
Интерес посетителей вызывает парта, за которой сидел Сергей Есенин в одной из классных комнат, книги любимых писателей юного поэта. Автографы ранних стихов, документы и фотографии рассказывают о начале творческого пути Сергея Есенина, о первом рукописном сборнике поэта «Больные думы».
Экспозиция школьного общежития представляет ту обстановку, в которой жили юноши. Сергей Есенин только на каникулы мог приезжать в родное село, остальное время он проводил в Спас-Клепиках. Экспонаты знакомят посетителей с его другом Григорием Панфиловым, на квартире которого часто собирались ученики школы, обсуждали произведения литературы, читали друг другу свои стихи.
В выставочном зале представлены работы рязанских и московских художников. В 2008 году рядом с музеем был установлен памятник С.А. Есенину работы А.А. Бичукова.
Школа грамоты
В Спас-Клепиковском отделе Государственного музея-заповедника С.А. Есенина восстановлена школа грамоты, в которой в 1911-1912 годы проходил практику будущий поэт.
Учебное заведение давало начальное образование и располагалось рядом со второклассной учительской школой, где получал знания Сергей Есенин. В здании школы грамоты были две комнаты для учителей, две класса и коридор для раздевания. Учились здесь по большей части дети из семей крестьян-ремесленников. В рамках педагогической практики ученики старшего отделения Спас-Клепиковской второклассной учительской школы ежедневно должны были присутствовать на уроках.
В 90-е годы ХХ века здание школы грамоты сгорело во время пожара. В 2020 году его удалось восстановить по фотографиям на том же самом месте.
Экспозиция в отремонтированном помещении разместилась в трех залах, где можно узнать о первых уроках, которые давал Сергей Есенин, о клепиковских базарах и ярмарках, участником которых был начинающий поэт, а также об одном из крупных промыслов города Спас-Клепики – ткачестве.
elvik-foto.ru
Достопримечательности и интересные места
Продолжаю цикл фоторассказов: «Путешествуем с моей школьной подругой».
В этом путешествии мы решили побывать в Есенинских местах.
В заключительный день поехали в Спас-Клепики, где находится Спас-Клепиковская второклассная учительская школа. Погода прекрасная, настроение отличное.
Приехали, купили билетики, достали фотоаппараты, и тут выясняется, что оба мои аккумулятора разряжены.
А дело было так: накануне мы довольно много ходили, задор был пионерско-комсомольский, а вот ноги-то уже на пенсии, по этой причине, вернувшись в номер гостиницы, пришлось сначала падать в кроватку и отдыхать. Отдых плавно перешёл в сон, с коротким посещением ванной комнаты.
Планы на разбор фотографий и зарядку аккумуляторов, остались в планах.
Так что основная нагрузка по фотографированию выпала моей подруге, поэтому и есть снимки для фоторассказа о Спас-Клепиках! Урааааа.
Спас-Клепиковская второклассная учительская школа.
В начале ХХ века город Спас-Клепики был крупным торговым селом. В 1896 году в нём открыли учебное заведение, готовившее учителей школ грамоты. Спас-Клепиковская второклассная учительская школа находилась в духовном ведомстве.
В 1985 году сохранившееся здание учительской школы, ставшее филиалом Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, распахнуло двери для первых посетителей. В 2005 году к 110-летию со дня рождения Сергея Есенина была открыта новая экспозиция, подробно рассказывающая не только об учёбе будущего поэта в 1909-1912 годах, но и о быте клепиковцев конца XIX – начала XX веков.
Экспозиция занимает оба этажа здания. На первом – восстановлены кухня, квартиры учителей, в том числе Е.М. Хитрова, учителя словесности, который помог Сергею Есенину осознать себя поэтом; представлены коллекции бытовых предметов, орудий труда, одежды местных жителей конца XIX – начала XX веков.
Щипцы для колки сахара.
Устройство для вязания чулок
Керосиновая лампа с двумя горелками.
На втором этаже расположены классные комнаты и общежитие учащихся юношей.
Интерес посетителей вызывает парта, за которой сидел Сергей Есенин в одной из классных комнат, книги любимых писателей юного поэта.
На фото экскурсовод, которая очень душевно и интересно рассказывала о жизни и творчестве Сергея Есенина.
Автографы ранних стихов, документы и фотографии рассказывают о начале творческого пути Сергея Есенина, о первом рукописном сборнике поэта «Больные думы».
Так же на втором этаже воссоздана комната священнослужителя – руководителя школы.
Экспозиция школьного общежития представляет ту обстановку, в которой жили юноши. Сергей Есенин только на каникулы мог приезжать в родное село, остальное время он проводил в Спас-Клепиках.
Поначалу Есенину здесь не понравилось, и он сбегал назад в Константиново. Его возвращали обратно. Проучиться здесь ему пришлось три года, в 1912 он окончил школу.
Именно в Спас-Клепиках начал развиваться его поэтический талант, и свои первые стихи Сергей Есенин нёс своему учителю — Евгению Михайловичу Хитрову. Первое стихотворение, которое потрясло наставника, называлось «Звёздочки»
Звёздочки ясные, звёзды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звёзды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?
Частые звёздочки, звёздочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звёзды небесные,
Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звёзды небесные, звёзды далекие!
Экспонаты знакомят посетителей с другом Сергея Есенина Григорием Панфиловым, на квартире которого часто собирались ученики школы, обсуждали произведения литературы, читали друг другу свои стихи.
В 2008 году рядом с музеем был установлен памятник С.А. Есенину работы А.А. Бичукова.
На территории Спас-Клепиковского музейного комплекса расположена недавно восстановленная Школа грамоты, в которой в 1911-1912 годы проходил практику будущий поэт.
Учебное заведение давало начальное образование и располагалось рядом со второклассной учительской школой, где получал знания Сергей Есенин. В здании школы грамоты были две комнаты для учителей, два класса и коридор для раздевания. Учились здесь по большей части дети из семей крестьян-ремесленников. В рамках педагогической практики ученики старшего отделения Спас-Клепиковской второклассной учительской школы ежедневно должны были присутствовать на уроках.
В 90-е годы ХХ века здание школы грамоты сгорело во время пожара. В 2020 году его удалось восстановить по фотографиям на том же самом месте.
Экспозиция в отремонтированном помещении разместилась в трёх залах, где можно узнать о первых уроках, которые давал Сергей Есенин, о клепиковских базарах и ярмарках, участником которых был начинающий поэт, а также об одном из крупных промыслов города Спас-Клепики – ткачестве.
Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов
История Спас-Клепиковской школы в документах начала ХХ века
Современное есениноведение способствует раскрытию страниц жизни поэта в полном объеме, уделяя особое внимание выявлению малоизученных моментов в его биографии.
К ним относится трехлетнее пребывание С. Есенина в Спас- Кле-пиковской второклассной школе с 1909 по 1912 г. Почему именно это учебное заведение было выбрано родителями мальчика, ведь в Рязанской губернии начала XX века существовала возможность получить специальное образование только во второклассных школах, которые находились под эгидой Православной Церкви и были доступны для выходцев из крестьянской среды. Таковых насчитывалось 12 по одной в каждом уезде, среди них одна женская.
Материальное благополучие семьи Есениных, благодаря заработкам Александра Никитича в московской мясной лавке, позволяло выделить средства на обучение сына, который отличался хорошими способностями и стремлением к учебе. Несомненно, за советом родители обратились к константиновскому священник>’ Ивану-Яковлевичу Смирнову, который был не только духовным пастырем села, но и участником съездов духовенства по народному образованию, прекрасно знал состояние дел в школах епархии. Кроме того, он был лично знаком и дружен с заведующим Спас-Клепиковской школы о. Василием Динариевым, под руководством которого учебный процесс был поставлен на должную высоту и учащиеся получали хорошие и прочные знания. В решении вопроса, который определил дальнейший жизненный путь юноши, принял участие и крестный отец С. Есенина о. Дмитрий Орлов, который некоторое время преподавал во второклассной школе и мог рассказать о состоянии дел и дать необходимые рекомендации для подготовки к экзаменам. Хотя село Спас-Клепики находилось на значительном расстоянии от Константинова, но наличие общежития и умеренная плата (3 рубля в месяц) способствовали принятию окончательного решения в пользу этого учебного заведения.
В 1909 году, к моменту появления во второклассной школе Сергея Есенина, в ней сложился коллектив преподавателей, который состоял из заведующего школой и трех зрителей, которые славились заслуженным авторитетом в деле воспитания и образования сельской молодежи. Деятельность Спас-Клепиковской школы не была обделена вниманием Епархиального училищного совета, регулярно проводились инспекторские проверки, на страницах «Рязанских епархиальных ведомостей» появлялись статьи, рассказывающие о разных сторонах школьной жизни.
Первое сообщение появилось на страницах издания в 1896 году, оно гласило:
«Журнальным определением Училищного при Святейшем Синоде Совета от 9/31 июля сего года за № 257, утвержденным г. Обер-прокурором Святейшего Синода, постановлено учредить второклассные учительские церковно- приходские школы: муже кия в селах: Горках, Егорьевского уезда, Перьях, Касимовского уезда, Старой Рязани, Спасского уезда, Просечье, Раненбургского уезда, Спас-Клепиках, Рязанского уезда и Струпне, Зарайского уезда, и женскую в с. Пустотине Ряжскаго уезда. В поименованных школах с наступающего 1896/7 учебнаго года имеют быть открыты учебные занятия»’.
Это был новый тип образовательного учреждения, деятельность которого требовала разъяснений и уточнений для учителей, священнослужителей, родителей и будущих учеников. Через некоторое время оно появилось:
«Так как школа второклассная имеет главною своею целью приготовлять недорогих учителей для школ грамоты (начальные школы), то в ней должна быть устроена образцовая школа грамоты, где ученики второклассной школы наглядно будут обучаться дидактическим приемам под руководством учителя образцовой школы грамоты.
В программу школ второклассных входит обучение детей ремеслу. Выбор ремесла должен обусловливаться местными условиями края, где существует известная второклассная школа.
При школе полагается общежитие для учеников, поэтому необходимы: спальня, столовая и кухня». 2
Постепенно новые учебные заведения завоевывали авторитет среди населения, и родители с охотой стали посылать своих детей на учебу. Получив образование, молодые люди не только пополняли ряды сельской интеллигенции, но и стремились получить высшее образование.
В течение учебного года инспектор посещал школу, проверял знания учеников, работу учителей, выявлял нужды в учебниках и оборудовании, помогал в решении хозяйственных вопросов.
«Епархиальные ведомости» регулярно информировали читателей о работе школ и тех мероприятиях, которые там проходили. Вот что было опубликовано в 1898 году:
«Спас-Ктепиковская второклассная церковно-приходская школа, Рязанского уезда, помещается в собственном каменном двухэтажном здании длиною в 30 аршин, шириною в 20 арш. с 46 окнами: каждое окно имеет в высоту 2 аршина. В том же здании помещается женская одноклассная церковно-приходская школа. Здание это, стоимость которого определяется свыше 8000 руб., и десятина земли, на которой выстроено здание, пожертвованы Духовному Ведомству рязанским купцом Андреем Петровичем, попечителем школы. В настоящее время при школе производятся работы по устройству бани для учеников, живущих в школьном общежитии, кладовой для хранекия пищевых продуктов, погреба, сарая для дров и училищнаго инвентаря, колодезя. Ограды вокруг училищной усадьбы и отдельное помещение для мастерской. На производство перечисленных работ; согласно ходатайству Епархиального Учиг:ищнаго Совета, журнальным определением Синодального Училищнаго Совета от 18/30 июля текущаго года за № 484 отпущено единовременно из кредита по п. 8 ст. 3 сметы Свят. Синода 1897 г. 2098 р.
С 26 декабря по 2 марта в школьном помещении устроены были учащими 6 народных чтений, иллюстрированных световыми картинками. Предметом чтений были главнейшие события новозаветной истории. Световыми картинами иллюстрировались или самые евангельские события, или места Св. Земли, где происходили эти события. В антрактах чтений церковно-школьный хор, под опытным руководством учителя пения В. Житова, прекрасно исполнил духовные песнопения.
Нужно отметить, что, кроме хорового пения, и общее пение в Спас-Клепиковской школе поставлено прекрасно, особенно хорошо поют все ученики стихиры с коновархом». 3
Народные чтения привлекали массу народа; на каждое чтение собирались до 1500 чел.; приходили из деревень за 6-8 верст: родные учеников приезжали на чтения целыми семьями: фонарь (с керосиновым источником света) часто отказывался действовать по причине духоты: во время чтения по нескольку раз приходилось открывать окна.
1 января попечителем школы А.П. Поповым для учеников Спас-Клепиковской школы была устроена елка. Вечер открылся пением патриотического марша «Москва». Программа вечера состояла из чтения и пения. Ученики декламировали избранные стихотворения и читали коротенькие беллетристические рассказы. «Пели то хором, то всем составом учащихся: «Что ты спишь, мужичок»; песнь
Лихача Кудрявича; «Ворон к ворону летит»; народную песнь «Во лузях», актовую песнь Главача «Ангел» и др. В конце вечера женою попечителя школы были розданы детям подарки. Детский вечер, полный искреннего, чистого веселья закончился пением народ-наго гимна: «Боже, Царя храни».
Много добрых слов можно сказать об устроителе и первом руководителе школы священнике Василии Афанасьевиче Динариеве, который много сделал для народного образования в Спас-Клепиковской волости, сумел открыть три церковно-приходских школы, занимался миссионерской деятельностью. Окончил он земной путь в 1910 году, был оплакан не только родными, но и жителями села, которые искренне скорбели о своем духовном пастыре. В «Рязанских епархиальных ведомостях» был опубликован некролог, в нем было сказано:
Вся жизнь почившего, прослужившаго в этом приходе 44 года, протекала в непрерывных трудах и заботах: в воспитательном руководительстве в школах и церковном строительстве.
Свои пастырские обязанности он исполнял всегда честно, с особенным усердием и благодушием; никто и никогда не слышал от него слова жалобы на тягость этого служения. Он был пастырь, а не наемник, и пастырь строгий, но без гордости и жестокости.
С большим вниманием почивший относился к совершению богослужения в храме. Своею выразительною дикцею, которой владел покойный; глубокою искренностью и благолепием он придавал богослужению особенное торжество и производил сильное впечатление на молящихся.
Не менее приснопамятны были труды почившаго о. Протоиерея по обучению детей в начальных и второклассной школах. Несколько поколений прихожан были свидетелями его тяжелого труда в школах, им же основанных и благоусторенных.
В домашней жизни о. Протоиерей был прекрасным семьянином, примерный и нежнолюбимый и любящий отец, воспитавший детей своих в страхе Божием.
За отлично усердное и ревностное проповедование слова Божия и исполнение своих пастырских обязанностей в 1873 г. был награжден набедренником; в 1879 г. скуфьею; в 1882 г. камилавкаю; в 1898 наперсным крестом, в 1891 году сопричислен к ордену св. Анны 3 степени; в 1898 г. удостоен Библии от Св. Синода; и в 1904 году был возведен в сан Протоиерея. Так окончил дни земного странствования этот редкостный отец, образцовый священник, добрый пастырь, благожелательный и отзывчивый на все доброе человек. ».
В течение 20 лет преподаватели Спас-Клепиковской второклассной учительской школы обучали и воспитывали в православном духе сельскую молодежь, многие из воспитанников стали учителями. В своей деятельности они продолжили лучшие традиции русской интеллигенции, которые не смогли уничтожить ни время, ни исторические катаклизмы.