спас гора в череповецком районе
Озёра Вологодской области привлекают мистиков и любителей загадок и тайн
О шотландском озере Лох-Несс и его чудовище слышали все. Но если хочется почувствовать себя ученым в поисках выживших динозавров, не обязательно ехать в Шотландию. С тем же успехом можно наведаться в Череповецкий район. Или, например, в Бабаевский — тамошнее озеро Колодное в 2011 году вошло в официальный список «Десять самых загадочных озер Северо-Запада». Описание этого водоема можно найти и в «Энциклопедии загадочных мест Земли» (Вадим Чернобров).
Три озера и одна легенда
Средняя глубина озера Колодное — до 2,5 м. Правда, встречаются провалы, глубина которых, по некоторым данным, достигает 20 м. Ходят легенды о таинственном чудовище, обитающем в его водах. Создание прозвали плавучим драконом, кто-то окрестил его таинственным реликтовым существом — явная аналогия с динозаврами. По словам очевидцев былых времен, существо более всего напоминает плавучее бревно с длинной шеей. Издавна ходят рассказы об исчезновениях рыбаков и купальщиков на озере, говорят, что и по сей день находят лодки с пробитыми днищами.
Впрочем, есть и те, кто не верит ни в какую таинственность, придерживаясь строго реалистичного взгляда на вещи. Юрий Епифанов, много лет работавший краеведом в Бабаеве, дает озеру такую характеристику:
— Неглубокое, илистое, бывает, туда ездят рыболовы, но рыбалка там не очень. В мистические рассказы я не верю.
Несколько лет назад в экспедицию, точнее, в криптобиологическую разведку (криптобиология — изучение животных и растений, чье существование считается недоказанным или маловероятным) на таинственное озеро отправились участники Вологодского отделения Общероссийского научно-исследовательского общественного объединения «Космопоиск». Они обратили внимание на ряд несоответствий между Колодным озером из легенд и Колодным озером в Бабаевском районе — размер, расположение относительно болот и т. д.
— Пришлось мониторить все озера в области, с более или менее схожим названием, — вспоминает Юлия Вопсева, руководитель исследовательской группы «Вологда-Космопоиск». — Вскоре обнаружилось в Череповецком районе озеро Колоденское (Коротовское сельское поселение — прим. авт.), которое по размерам похоже на озеро, описываемое очевидцами. Судя по спутниковым снимкам и найденным картам, оно со всех сторон окружено непроходимыми болотами, лишь в одном месте соединяется с цивилизацией лесным участком.
Вскоре выяснилось, что у озера тоже репутация не из лучших, только вот не у Колоденского, а у расположенного рядом Черного озера, которое по всем параметрам тоже подходит под описание водоема с «плавучим драконом». В этих краях также ходят слухи о существе, похожем на бревно (по другим сведениям — на огромную щуку), которое время от времени видят местные жители.
Экспедиция к Черному озеру не будет увеселительной прогулкой — кругом болота, насекомые, встречаются змеи (правда, преимущественно ужи); так что оно вряд ли подойдет для простых любопытствующих туристов, изнеженных благами цивилизации. Зато энтузиастов, особенно подготовленных, это наверняка воодушевит еще больше.
Озеро Индоман расположено в западной части Вытегорского района. Легенда гласит, что когда-то на его берегах жили лунные люди, которые летали по небу на бесшумных лодках. Само название «Индоман» переводится с санскрита как «лунный человек» или, по крайней мере, созвучно этому сочетанию. Вот она, находка для поклонников теории о неоднократных посещениях Земли инопланетянами! Правда, образ летающих людей может быть взят из мифологии: похожие моменты есть в карело-финском поэтическом эпосе «Калевала». Да и происхождению названия есть куда более приземленное объяснение: оно имеет родство с термином, который в переводе с саамского означает «широкое проточное озеро». Но, согласитесь, легенда о лунных людях от этого не теряет очарования.
Не лучшей мистической репутацией пользуется и находящееся неподалеку от Индомана Гит-озеро («Hittu» в переводе с вепсского языка означает «черт»). В былые времена местные жители верили в двухметровое чудо-юдо, или просто нечистую силу, обитающую в водах Гит-озера.
По щучьему велению
Но хватит о плохом. Озера с положительной мистической репутацией в наших краях тоже есть. Например, озеро Святое в Кирилловском районе. Вода озера, согласно преданиям, обладает целебными свойствами (правда, считается, что сюда нельзя приводить чужеземцев), а также помогает женщинам рожать мальчиков — для этого надо приехать рано утром, погрузиться в воду по шею и читать специальные заговоры. Рассказывают, что после крупных войн, в том числе Великой Отечественной, когда оставалось мало мужчин, на озеро ездили целыми деревнями, и у большинства женщин впоследствии рождались именно мальчики. Хотя, по архивным данным сельсоветов, в 1946 — 1948 годах пропорции новорожденных мальчиков и девочек укладывались в обычные среднестатистические показатели.
В Шекснинском районе, недалеко от Сизьмы, есть Щучье озеро. По некоторым данным, именно здесь собиратели народного фольклора записали сказку о Емеле, который выловил щуку, исполнявшую желания. Так это или нет, сказать со стопроцентной точностью теперь нельзя, но многие туристы, приезжая сюда, загадывают желание.
Робозеро в Белозерском районе знаменито тем, что здесь в 1668 (по другим данным — в 1663-м) году монахи Кирилло-Белозерского монастыря видели «чудо» — огненный шар диаметром около 40 аршин (1 аршин — 0,71 м), паривший над водой и испускающий лучи. Длилось это чудо, ныне многими причисляемое к «появлениям НЛО», больше часа, и что самое интересное, есть документальное свидетельство — письменные показания монахов, хранящиеся в Санкт-Петербургском институте истории.
Экскурсовод Алексей Орешкин: «Об истории Череповца можно рассказать, стоя на площади Металлургов»
«Их лица были красные, румяные, глаза голубые, а волосы белые, как лён, они носили льняные одежды и одевались в шубы из бобра мехом наружу, они пили ячменный напиток, ели бобровое и беличье мясо и мёд», — так описывает возможных жителей древнего Череповца арабский путешественник XII века Абу Хамид ал-Гарнати. О предках череповчан, становлении «города металлургов» и черепах в его названии cherinfo рассказал экскурсовод и гид Алексей Орешкин.
«Господь сохранит вхождение твое»
Обычно я начинаю экскурсии с Соборной горки, так как отсюда начинается история города. Рядом с Воскресенским собором прежде находился Троицкий храм с высокой колокольней, он не сохранился.
На краю Соборной горки, если подниматься вверх по булыжной мостовой от памятника Афанасию и Феодосию, стояла деревянная «триумфальная» арка. Это был парадный въезд со стороны реки. По старым фотоснимкам видно, что там было написано: «Добро пожаловать» и «Господь сохранит вхождение твое». К приезду особо знаменитых гостей, например, великих князей, арка украшалась флагами и цветами.
От арки вниз был устроен булыжный спуск к пристаням. После булыжной мостовой дорога переходила на деревянный мост и дамбу. Те места затопили при создании Рыбинского водохранилища. Теперь деревянный мост, дамбу, док, гавань, а также триумфальную арку и Троицкий храм с колокольней можно увидеть лишь на дореволюционных почтовых открытках.
В районе пляжа «Строитель», у берега реки, раньше располагалось сельцо Никольская Слобода с усадьбой. Недалеко, на месте туберкулезного диспансера, находилась усадьба Пушкино. Где начинается улица Сталеваров, стояло село Рождество. В районе перекрёстка улиц Сталеваров и Ленина была усадьба Андреевка. На месте Красноармейской площади находилось село Федосьево с двумя большими каменными храмами и отдельно стоящей колокольней.
За рекой Шексной — Матурино, Гритино, Будьково, Зацепкино, усадьба Горка. На месте Заречья тоже были разные населенные пункты: усадьба Макарьино, деревни Борок, Питино, Урывково, Ельнинское, село Богослово. К северу — Серово, Остинское, Обухово. На западной окраине — Панькино, Кичино, Новая Деревня, Фроловское, село Богородское и другие.
Во второй половине XVIII века Екатерина II подписала указ: повелела учредить «при Череповском монастыре» город. Это произошло 4 ноября 1777 года. Тогда Череповец произносился как ЧерЕповец, с ударением по центру слова.
От берега реки и Соборной Горки мы с туристами идем по Советскому проспекту, бывшему Воскресенскому. Это единственная улица, которая сохранила облик дореволюционного Череповца.
Череп и весь
Существует несколько версий о том, почему Череповец так называется. В письменных источниках еков название этой местности зафиксировано как Череповси, Череповеси, Череповесь. Например, в одном из таких документов говорится: «Повезут к Москве рыбу от Воскресенья с Череповси да от Николы с Ковжи». Под Воскресеньем имеется в виду Воскресенский монастырь, а Никола — это Никольский монастырь на реке Ковже.
В финском языке слово vesi означает «вода». Получается, что наименование Череповеси может представлять собой гидроним, то есть название какого-то водоема. Например, на юге Финляндии есть местность с похожим названием — Реповеси. В переводе это означает «Лисьи воды».
Но «весь» — также наименование древней народности. В «Повести временных лет» об этом племени написано: «На Белоозере седять Весь…» Они действительно жили по берегам Белого озера и вытекающей из него реки Шексны. Весь были светловолосыми людьми со светлыми глазами.
Сохранилось интересное описание их внешности в книге арабского путешественника XII века Абу Хамида ал-Гарнати. Он путешествовал из Испании через северную Африку в Аравию, Кавказ, Поволжье и доехал примерно до тех мест, где сейчас находится Казань. В своей книге Ал-Гарнати рассказывает, как однажды зимой на Волгу приехали с севера люди из племени Вису: «Их лица были красные, румяные, глаза голубые, а волосы белые, как лён, они носили льняные одежды и одевались в шубы из бобра мехом наружу, они пили ячменный напиток, ели бобровое и беличье мясо и мёд».
В ближайших окрестностях также существовали названия, похожие на Череповесь. Например, Луковесь — вблизи места, где на реке Шексне имелась лука, то есть крутая излучина после впадения реки Суды. Сейчас там всё затоплено, начинается плес Рыбинского водохранилища. Рядом, также при Шексне, находилась местность Арбужевесь. Луковесь и Арбужевесь упоминаются в духовной грамоте великого князя Ивана III начала XVI века. Недалеко от Череповца в Тверской области есть город Весьегонск — первоначально Весь Егонская.
Ещё одна версия — слово «весь» связано со значением «деревня». Есть же известное выражение: «Ездить по городам и весям». В словаре Даля это слово приводится со ссылкой на новгородские диалекты. А до революции Череповец был уездным центром Новгородской губернии.
Таким образом, все версии по-своему аргументированы и имеют право на существование.
По поводу «черепа» в названии города тоже разные объяснения. Есть предположение, что под этим подразумевается «выпуклое место», то есть высокий берег реки в виде холма. На Соборной горке раньше не росло деревьев. Это подтверждается её старинными изображениями. Получается, это была «лысая гора», на которой, как на черепе, основан Воскресенский монастырь.
В «Статистических заметках 1850 года» написано, что на месте города раньше была деревня Череповец и село Федосьевское. Указом Екатерины II эти деревни были соединены вместе и наименованы уездным городом Череповцом. Источник говорит, что в основе названия города лежит слово «череповесь», то есть «деревня, получившая такое наименование, вероятно, от черепов, найденных при основании её». Полагали, что череповецкий монастырь был основан «на черепах». То есть на месте, выморочном после эпидемии чумы, или на месте древнего языческого святилища.
Краевед Леонид Афетов в конце XIX века высказал мнение, что в изначальном названии присутствует не «череп», а «черыб», и это означает «рыбья гора» в переводе с зырянского языка. Но краевед отметил, что «такое объяснение гадательно».
В очерке об истории города Фёдора Кадобнова из начала XX века приведено устное предание. Якобы Екатерина II побывала в Воскресенском монастыре, а далее из него отправилась в село Федосьево. По дороге её сани будто бы наехали на череп овцы. И тогда она сказала, что быть здесь городу с наименованием Череповец. Это — легенда.
Переименование улиц
Туристам очень нравится слушать истории о том, как у нас переименовали улицы после революции.
В 1919 году «в ознаменование 2-летней годовщины свержения самодержавия» были переименованы все улицы старого города, кроме трёх. С прежними названиями остались только Набережная, Пушкинская и Бородинская. Бородинская — это между Московским проспектом и улицей Данилова. Её название связано со столетним юбилеем сражения при Бородино.
Другие улицы стали называться так:
Милютинская → Деревенской Бедноты (ныне Максима Горького)
Тюремный переулок → Диктатуры Пролетариата (ныне остался внутридворовый проезд)
Северный бульвар → улица Заря Свободы (ныне Курсантский бульвар)
Спас-гора
Я уже был здесь. http://vk.com/album4007245_179435391 Тогда это начиналось как очередное приключение, поездка в места, которые манят своей недоступностью и древним очарованием былого величия. Места ныне заброшенные и дикие. Вспоминая прошлый визит с трудом ощущаешь отголоски тех чувств, что испытывал тогда, всё-таки прошло 2 года, да и встреча была первой. Мы знакомились друг с другом осторожно, с любопытством. К сожалению, я тогда ещё не писал заметок, и поездка осталась лишь в нетвёрдой человеческой памяти которую шлифует время истончая эмоции и ощущения в ментальный прах. Я жалею, что я тогда не писал. Но это всё лишь тени прошлого. Я помню дорогу туда смутно. Она пролетела незаметно под мерный рык мотора квадроцикла. В лицо бил душистый лесным ароматом ветерок, стояли последние тёплые осенние деньки. До места добрались быстро и легко. В ровном зеркале источника у подножия горы играли солнечные блики, шумела высокая трава и пред нами предстала Шужгора. Место древнее, по преданиям, до проповедников христовых здесь было языческое капище и преподобный Даниил, уверен, ощущал мистичность сего места, когда принимал решение основать здесь монастырь. Шёл к концу век 16ый…
С тех далёких времён кануло в Лету много событий и людских судеб. Сам Даниил нашёл вечное своё прибежище под спудом церкви, монастырь тоже прожил жизнь сопоставимую с длительностью человеческой жизни, к концу 17го века был упразднён, и на его месте в 1755 году была построена Спасо-Преображенская белокаменная церковь. Её остатки и встретили меня в тот солнечный день, на вершине зелёного холма, в тёплом мареве утреннего воздуха, в запахе спелых лесных трав. http://www.pravenc.ru/text/171196.html
Я ошибался тогда. Я думал, что чувствовал её одиночество. Но это было не так. Меня встретил хранитель полуразрушенных церковных стен, древний проводник в царство мёртвых, страж могил и тишины-черный ворон. Непрошенные гости нарушили его покой, недовольно каркнув он спикировал откуда-то сверху с крепостной стены и по широкой дуге удалился к лесу. Его присутствие здесь объединяло расколотые принятием христианской веры времена, в этом слились воедино древний почти позабытый языческий символ и разрушающийся символ христианский.
Тогда у меня было больше времени. Времени хватило чтоб обойти почти заросшие могилы на бывшем погосте, прочитать таблички с выцветшими именами, постоять у двойной могилы где усопшие захоронены двумя ярусами, один над другим. Раздвоившаяся в стволе берёза, выросшая в изголовье, служила тому подтверждением. Времени хватило чтобы поправить импровизированный рукотворный иконостас в месте захоронения святого со всеми тому причастными предметами-иконками, свечками, записками с молитвами и т.д. Ещё времени хватило чтоб посидеть и просто помолчать. В туманной белёсой дымке были видны даже заводские трубы далекого Череповца. Старожилы рассказывают, что окрестные деревни, ныне мёртвые и почти стёртые людьми и природой с лика земного через которые пролегал наш дальнейший путь, располагались, как и было заведено в старину, на возвышенных местах. И когда на Шужгоре в дни больших церковных праздников был крестный ход, каждая из окружающих деревень слышала колокольный перезвон и был виден блеск куполов бывшего монастыря. Ныне же было всё мертво. Последним служителем был священник Василий Стефанович Неласский, в 1921 году в свои 75 лет он всё ещё продолжал своё служение…его портрет я видел в избе у местного жителя краеведа Александра Кирьянова.
Мы уехали тогда дальше, продолжая свой тернистый путь. Но уже тогда я знал, что я вернусь, ибо зов этого места более не оставлял меня никогда.
И я выполнил своё обещание.
И, конечно, фотографии. Фотографии как слепки памяти, следы ушедших времён. Люди, лица. Дети и взрослые, простая незатейливая сельская жизнь ушедших в землю деревень.
И на каждом снимке Храм за спинами тех, кем он жил, и кто его разрушил. Но даже спустя столько лет люди приходят к нему, к их личной Голгофе, на которой ими же и был распят Спас-Шужгорский Храм. Собиратель душ, последние прибежище чад своих, покров утешающий величием земным и небесным своим, святый и поныне, неслышимой зов твой звучит в сердцах людей. И с сего дня для меня перестала быть Шужгора, но в новом имени явилась Спас-гора.
Как же я ошибался! Дождливое лето сделало своё дело, то что ранее было небольшой колеёй, превратилось в разбитую трелёвочником и заполненную грязной жижей борозду. Местами не находилось ни клочка сухого места, достаточного чтоб ступить на него одной ногой, и перепрыгнуть на следующий сухой островок. В ряде случаев приходилось и вовсе продираться по обочине через заросли лесной чапарыги, стараясь не потерять из виду то, что до недавнего времени было тропой. Наверное, если проследить траекторию моих передвижений, то это сверху выглядело как поступательное броуновское движение диковинного зайца, упрямо пробивающегося сквозь лес к своей цели.
Поворот к горе зарос основательно и стал практически не узнаваем. Стояла трава выше моего роста, всё вокруг было незнакомым, и я уже засомневался это ли мой путь? Но блеснуло знакомое зеркало источника и лес расступился, отче Данииле, я пришёл.
Источник на самом деле состоял из двух частей. Большая чаша, сформированная из сруба брёвен, предназначалась в старину для лошадей и скотины, которую тут раньше пасли и на которой сюда приезжали на сенокос. Для людей был сформирован сруб поменьше и подальше. Ныне он почти зарос и пропал в зарослях кустарника. Большую чащу же периодически чистят местные жители, тот же Александр приезжал сюда как-то с насосом и пытался откачать воду, чтоб заменить часть брёвен и убрать скопившийся на дне мусор. Значимость этого родника трудно переоценить. Кроме того, что это фактически единственный источник питьевой воды для всех приходящих сюда, ещё и вода в нём обладает удивительным мягким вкусом и считалась целительной. Когда-то слепая паломница, пришедшая на поклон к Спас-горе, прозрела, омыв своё лицо водой из этого родника. Испил и я, усталость сняло как рукой.
Знакомые стены, старый камень, нет стража-ворона теперь, где ты старый друг, лишь ветер и лёгкий шелест листьев. Деревьев стало больше, остатки стен всё больше утопают в зелёной тени.
Иконостас на месте упокоения Преподобного слегка размётан, как мог собрал и привел в порядок. Прочитал молитву, почтил память, прикоснулся к остаткам креста что возвышался над куполом. В таком месте неосознанно стараешься не шуметь и вести себя пристойно, в душе это даже противоестественно. У меня было всего полчаса перед двухчасовым путём обратно. И эти полчаса были потрачены на молитву и на созерцание, на попытку слиться воедино и ощутить святость этого места, прикоснуться к неведомому, хотя бы попробовать понять, что меня сюда звало и почему я оказался сейчас здесь.
Наверно у каждого в жизни есть места, в которые всегда тянет вернуться. И вовсе не потому, что тут красиво или кормят вкусными пирожками. Я вовсе не об этом. Люди не изобрели ещё достаточно точных слов и понятий, чтоб описать это ощущение. Это почти потребность, но это не нужда и зависимость, это не связано с получением удовольствия, но здесь хорошо, дорога сюда не имеет разумного смысла, но имеет смысл быть здесь. Ощущение тихой душевной грусти, тонкости и хрупкости своего внутреннего духовного мира, желание прикоснуться к тёплому камню, вдохнуть воздух, излечиться мягкой тишиной, найти успокоение мятущимся мыслям и переживаниям, ощутить некий душевный комфорт, застыть хоть на мгновение в крайней точке маятника мирской жизни, когда силы страстей равновелики и взаимоисключающи, услышать, что шепчет тебе душа – бесценно! Вот зачем всё это, и даже 10 минут пребывания здесь стоили того чтоб пройти эту дорогу ещё и ещё раз.
Спустившись с горы не мог не обернуться на прощание. Всё тоже величественное зрелище, теперь почти родное, мне пора в дорогу, но я буду сюда возвращаться пока мне позволяют силы и возможности. Не буду говорить «прощай», но скажу «до свидания», отче Данииле!
Что обязательно посмотреть на Вологодчине? — наш эксклюзивный неизбитый маршрут
Люди путешествуют по-разному. Кто-то последовательно едет из одного намеченного пункта в другой, пока весь запланированный маршрут не одолеет. Кто-то приезжает в одно место и изучает его «от и до». А кто-то выбирает принцип альпинистов: добирается до условного «базового лагеря» — в нашем случае крупного населенного пункта — и сначала осваивается там, а потом отправляется в «радиалки» — выезжает в окрестные интересные места налегке с последующим возвращением на «базу».
Предлагаем вам именно такой вариант знакомства с Вологодчиной. Мы подобрали для вас не только «раскрученные» туристические места, но и настоящий эксклюзив! Небольшие села, удаленные деревни, заброшенные монастыри, которых вы не найдете в растиражированных путеводителях, но знакомство с которыми дадут вам реальное представление Вологодской земле и Русском Севере.
Вологда и окрестности
Вологда — Вологодский кремль (Софийский собор, Архиерейский двор, колокольня), Музей кружева, Дом-музей Петра I, Дом Засецких, множество храмов, в том числе — храм Александра Невского, храм Николая Чудотворца, храм Сретения Господня, церковь Дмитрия Прилуцкого, храм Константина и Елены, Рождественский кафедральный собор, Воскресенский собор, церковь Иоанна Златоуста, памятники, набережная…
«Семёнково» — архитектурно-этнографический музей, основан в 1979 году, на территории в 12 га более двадцати построек: дома, ледник, амбары, баня, часовня и так далее. Есть оригинальные строения и новоделы, этнографическая экспозиция рассказывает о быте северян;
Спасо-Прилуцкий монастырь — основан в 1371 году преподобным Дмитрием Прилуцким в излучине реки Вологды. Один из самых древних и больших монастырей Русского Севера. В центре архитектурного ансамбля — Спасский собор;
Спасо-Каменный монастырь — основан белозерским князем Глебом Васильковичем около 1260 года, расположен в 45 км к северо-западу от Вологды на острове Каменном на Кубенском озере в Усть-Кубинском районе. Один из древнейших монастырей Русского Севера. Остров называют Спас-Камень и Вологодский Афон: игумен Дионисий Грек из Константинополя, постриженник горы Афонской, установил на острове строгий афонский устав. Монастырь был закрыт и снесен при советской власти. Сейчас восстанавливается;
Спасское-Куркино — усадьба помещиков Резановых-Андреевых. Расположена в 20 км к северо-западу от Вологды. В XIX веке — один из крупнейших и красивейших на Вологодчине историко-архитектурных ансамблей провинциальной усадебной культуры.
Белозерск и окрестности
Белозерск — Белозерский кремль, включающий Спасо-Преображенский собор и Белозерский земляной вал, коллекция «Традиционные лодки Белозерского края», церкви — Спаса Всемилостивого, Успения, Богоявления, краеведческий музей, Музей Белого озера, Музей рыболовецкого промысла;
Белое озеро и Белозерский канал — канал был построен как часть Мариинской водной системы для обхода Белого озера. Его протяженность 66,8 км, ширина — 32,7 м. Канал проходит от реки Ковжи до реки Шексны вдоль западного и южного берега Белого озера, частично через территорию города Белозерска;
деревня Чистый Дор — 4 км от трассы Р-5 (Вологда-Вытегра), место, описанное писателем Юрием Ковалем, характерная северная деревянная архитектура, церковь Николая Чудотворца 1767 г.;
село Ухтома — берег Белого озера, архитектурный комплекс в центре села: деревянный и кирпичный храмы, деревянная церковь на кладбище — все разрушается, успейте посмотреть;
усадьба «Хвалевское» — усадьба Качаловых построена в середине XIX века в селе Борисово-Судское. Парк разбит на территории в 40 га. Усадьба восстановлена потомками бывших владельцев, территория облагорожена, в усадьбе устроен местный культурный центр.
Великий Устюг и окрестности
Великий Устюг — Соборное дворище, кафедральный собор Прокопия Устюжского, собор Успения Пресвятой Богородицы, памятники Ерофею Хабарову, Семену Дежнёву, Николаю Кузнецову, набережная Сухоны, Михайло-Архангельский монастырь, ансамбль Спасо-Преображенской и Сретенско-Преображенской церквей, собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, еще множество храмов и памятников, Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Этнографический музей, фондохранилище, Музей древнерусского искусства;
Троице-Гледенский монастырь— упоминается с XVI века, не действующий, славится уникальным иконостасом — золоченым с резьбой разных видов и стилей;
урочище Опоки — уникальный памятник природы на берегу реки Сухоны, 70 км от Великого Устюга по дороге в Тотьму, разноцветные «полосатые» берега высотой более 60 метров, разлом, леса, артезианский фонтан, очень красиво. А еще здесь была зона ГУЛАГа.
Тотьма и окрестности
Тотьма — тотемское барокко, Входо-Иерусалимская церковь, церковь Рождества Христова, памятник Николаю Рубцову, Спасо-Суморин монастырь, открытое хранение фондов, Краеведческий музей, монумент «60-я параллель», Музей мореходов, Музей церковной старины, Дом-музей И. А. Кускова, творческое пространство «АнтреСоль»;
село Никольское — место, где прошло детство поэта Николая Рубцова, музей Рубцова;
деревня Усть-Печеньга (Устье-Печенгское) — от трассы Чекшино —Тотьма 17 километров, храм Покрова Пресвятой Богородицы 1781 года, великолепный иконостас, подлинный интерьер, смотровая площадка колокольни, северная деревянная архитектура;
деревня Пожарище (100 км от Тотьмы по направлению к Великому Устюгу, 14 километров от села Нюксеницы) — Национальная деревня Русского Севера, архаика, ручное ткачество, северная национальная кухня, песни, пляски, мастер-классы, живая традиционная культура, жилые дома и крестьянские постройки середины — конца XIX века. Приезжайте сюда летом, на праздник Троицкого заговенья — фестиваль «Живая старина». Деревня Пожарище в 2009 году стала одним из победителей конкурса «Чудеса земли Вологодской».
Кириллов и окрестности
Кириллов — Трапезная палата, Преображенская надвратная церковь, церковь Кирилла, церковь Епифания, церковь Иоанна Предтечи, церковь Архангела Гавриила;
Кирилло-Белозерский монастырь— основан преподобным Кириллом Белозерским в 1397 году, стоит на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова. В XV–XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера;
Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — основан в 1398 году святым Ферапонтом, расположен в 20 километрах на северо-восток от Кириллова, на холме между Бородаевским и Спасским озерами, уникальный по красоте архитектурный ансамбль, собор Рождества Богородицы расписан выдающимся представителем московской иконописной школы Дионисием и его сыновьями;
«Древнерусское поселение Сугорье» — находится недалеко от города Кириллова, на берегу Шексны. На территории комплекса — княжеский двор и хозяйственные постройки, вдоль берега курсирует ладья, есть «Дом викингов», экспозиция «Из глубины веков», проходят фольклорные и реконструкторские мероприятия;
Национальный парк «Русский Север» — находится в Кирилловском районе между озерами Белое, Воже, Кубенское на площади 1664 квадратных километра. Озера, луга, лес, много археологических и исторических памятников, особенно на реках Модлона и Порозовица, уникальный лесной массив Сокольский бор — популярное место отдыха;
Горицкий Воскресенский монастырь — основан в 1544 году. Основу комплекса составляют три церкви и хозяйственные постройки. Воскресенский собор — ровесник обители. Покровская церковь и Троицкий собор появились ближе к середине XIX века. Главные ворота крепостных стен выходят на берег реки Шексны. Часть стены обвалилась и нуждается в восстановлении.
Устюжна и окрестности
Устюжна — Краеведческий музей, Казанская церковь, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы;
Музей-усадьба Батюшковых и А. И. Куприна — поселок Даниловское, 15 километров от города Устюжны. Деревянный одноэтажный усадебный дом XVIII века с мезонином, флигелем и открытой галереей — единственное сохранившееся на территории России родовое поместье дворян Батюшковых, памятник истории и культуры федерального значения;
Троице-Благовещенская Синеозерская пустынь — мужской монастырь Череповецкой епархии Русской Православной Церкви, расположенный на восточном берегу Синичьего озера на юго-восточной окраине деревни Пустынь Чагодощенского района Вологодской области. Основан преподобномучеником Евфросином Синеозерским в 1594 году. Старые строения не сохранились. В настоящее время на территории пустыни устроен деревянный храм Петра и Павла. Первое богослужение в возрождающемся монастыре состоялось в январе 2020 года.
Верховажье и окрестности
Верховажье — Верховажский исторический музей, Центр традиционной народной культуры;
Шелоты — куст деревень на самом севере Верховажского района Вологодской области, в деревне Макаровская — красивейший Троицкий храм 1798 года, приезжайте сюда на праздник Троицы;
дендропарк Дудорова — окрестности деревни Харитоновской Верховажского района. Илларион Дудоров в 1986–2000 годах в одиночку высадил здесь более 100 видов интродуцированных деревьев и кустарников.
Череповец и окрестности
Череповец — Музей металлургической промышленности, Воскресенский собор;
Усадьба Галльских — историко-этнографический музей, архитектура XIX века, сохранившиеся хозяйственные постройки, полноценная усадьба в черте города Череповца, экспозиция рассказывает историю знатных родов Череповца;
село Сизьма — церковь Николая Чудотворца второй половины XIX века, в храме — каменный крест, по преданию, приплывший сюда против течения, самообновляющаяся икона Казанской Божией Матери, часовня Ксении Петербургской, Музей истории села Сизьма, источник святого Пантелеймона, Музей пива, Музей крестьянского быта;
город Шексна — церковь Рождества Христова в Запогостье, Шекснинская ГЭС;
Дарвинский заповедник — земли заповедника расположены на полуострове на северо-западном берегу Рыбинского водохранилища. Административный центр — деревня Борок. Особо охраняемая природная территория. Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Особенности местности — торфяные острова.
Грязовец и окрестности
Грязовец — купеческая застройка центра города конца XIX — начала XX века;
Павло-Обнорский монастырь — основан в 1414 году на берегу реки Нурмы святым Павлом Обнорским. Один из самых древних и в прошлом больших монастырей Русского Севера;
Корнилиево-Комельский монастырь — основан в 1497 году преподобным Корнилием Комельским, недействующий, расположен на реке Нурме в 50 километрах от Вологды и в 5 километрах от Грязовца;
Арсениево-Комельский Ризоположенский монастырь (Сухарусова пустынь) — основан в 1530 году преподобным Арсением Комельским, недействующий, расположен в поселке Бушуиха Грязовецкого района;
усадьба Брянчаниновых — дворянская усадьба начала XIX века в селе Покровском Грязовецкого района. В ней родился и вырос Дмитрий Брянчанинов, будущий епископ Кавказский и Черноморский Игнатий, канонизированный Русской Православной Церковью в лике святителей. Сейчас в усадьбе культурно-просветительский и духовный центр и музейная экспозиция. На территории усадьбы, кроме главного дома, находятся церковь, некрополь, сад с прудами, конюшня, погреб, ландшафтный парк.
Вытегра и окрестности:
Вытегра — музей «Подводная лодка Б-440», музей «Водные пути Севера»;
гора Андома — памятник природы на берегу Онежского озера на территории Андомского сельского поселения Вытегорского района, абсолютная высота около 85 метров, великолепные виды, красивые песчаные пляжи;
водопад Падун — находится в полутора километрах от деревни Сперово Вытегорского района, на реке Тагажме. Высота небольшая — полтора метра, но красиво, водится хариус;
Саминский Погост — чудо деревянного зодчества в 45 километрах от Вытегры, храмовый ансамбль (храм Ильи Пророка начала XVIII века, зимний храм Тихвинской иконы Божией Матери конца XIX века — руины) и рядом — мост через речку Самину, старинные деревянные дома. Все разрушается, торопитесь увидеть, пока полностью не исчезло.