сознание разум сознательное и бессознательное

Сознание разум сознательное и бессознательное

Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.

Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.

сознание разум сознательное и бессознательное. Смотреть фото сознание разум сознательное и бессознательное. Смотреть картинку сознание разум сознательное и бессознательное. Картинка про сознание разум сознательное и бессознательное. Фото сознание разум сознательное и бессознательное

Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя – получение первичных знаний.

Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе– возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;

Эмоциональные компоненты – это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.

Ценностно-смысловые компоненты – это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

Одно из важнейших свойств сознания человека – его активность.

Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя – он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

Самосознаниеосознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грезили сновидений.

По мнению 3. Фрейда (1856–1939) – австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, – ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.

Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:

– когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

– когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

– когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;

– когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

сознание разум сознательное и бессознательное. Смотреть фото сознание разум сознательное и бессознательное. Смотреть картинку сознание разум сознательное и бессознательное. Картинка про сознание разум сознательное и бессознательное. Фото сознание разум сознательное и бессознательное

B4. Найдите в приведенном ниже списке компоненты сознания и обведите цифры, под которыми они указаны.

Источник

Конспект 22. «Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Основа духовной жизни – сознание. Сознание является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия, но и жизнь в целом. Сознание регулирует действие так, чтобы оно определенным образом изменяло положение вещей в окружающей обстановке, чтобы личность могла решить жизненную задачу.

Сознание – и это способность отражать действительность. Человек получает представление о том, что удалено от него в пространстве и во времени, сознание переносит человека на другие континенты и в глубь веков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то, как она стремиться выразить его, воплотить свои цели и намерения в жизнь.

Сознание – одно из основных понятий философии, а также других наук. Философия, опираясь на результаты естественных наук (биологии, физиологии и психологии), на протяжении всей своей истории занята разработкой проблемы сознания. Сознание пронизывает внутренний духовный мир человека, а также являет собой всю совокупность чувственных, логических, волевых и эмоциональных процессов мозга. Именно развитие мозга привело к завершению процесса антропогенеза (развития человека) и рождению феномена сознания.

Одно лишь описание мозга как структурно-функционального органа требует привлечения многочисленного ряда специальных наук. Целые научно-исследовательские институты заняты изучением его деятельности. Многое в структуре и функции этого важнейшего органа еще предстоит выяснить.

Основная работа мозга осуществляется в коре больших полушарий, их подразделяют на правое и левое. Важное значение имеют и подкорковые центры. Главная функция мозга – хранение и переработка информации, получаемой человеком в процессе познавательной деятельности. Именно физиологические механизмы (мозг с его сложной структурой) лежат в основе познавательной деятельности человека, конкретно-образного и абстрактного мышления.

Философ Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». Человеку от рождения дана способность мыслить. Источником знаний является разум. Разум – это способность рассуждать, отличать одно от другого.

Что движет человеческой деятельностью? Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мыслители разных эпох давали разные ответы на вопрос о том, что же движет этими действиями, а следовательно – развитием общества.

Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. В мотивах деятельности проявляются потребности человека, поэтому можно сказать, что мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. А потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. Например, голод – это нужда в пище, предметом потребности является пища. Невозможность справиться с какой-либо задачей порождает нужду в знаниях, которые необходимы для ее решения. Предметом потребности в данном случае являются знания.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это слово латинского происхождения, означающее буквально – имеет значение, важно. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т.п.), от которых зависит распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Например, молодой человек принадлежит к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп интересы (получить образование, профессию, иметь материальные условия для создания семьи и т.д.). Он же относится к какой-либо этнической группе и имеет общие интересы с другими членами этой группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное выражение актуальные потребности людей.

Потребности и интересы осознаются людьми, т.е. характеризуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершавшуюся без участия сознания.

Австрийский психолог З. Фрейд (1856-1939), изучавший бессознательное, придавал ему большое значение. Под бессознательным в психологии понимаются обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не дает себе отчета.

В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное – это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей. Швейцарский психолог К.Г. Юнг (1875-1961) считал, что бессознательное – источник творческой фантазии духа.

На деятельность человека могут оказать большое влияние его влечения, т.е. психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения побуждают к деятельности, направленной на сохранение и развитие жизни, другие проявляются в агрессивных, разрушительных действиях.

Для человека, испытывающего состояние влечения, неясно, что влечет его к объекту, каковы цели его действия. Вспомним слова князя из «Русалки» А. С. Пушкина: «Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила». Герой драмы не осознает, какая сила побудила его прийти к тому месту, где погибла любимая девушка.

В чем различие понятий: человек, индивид, личность? Что такое индивидуальность?

Как проявляется взаимосвязь духовного, телесного, социального и биологического начал в человеке?

Как личность зависит от общества? Можно ли быть независимым от общества?

Как вы думаете, нужны ли особенные условия для жизни и воспитания сверходаренной личности?

Выскажите собственное суждение по поводу следующего утверждения: «Проблема человека – центральная проблема человеческой истории». Что понимается под проблемой человека?

Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

А) действие механизма наследственности;

Б) работа органов чувств;

В) обменные процессы;

Г) творческая активность.

Какому понятию соответствует определение: «Биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле»?

Что такое сознание, каково его значение для человека?

Что лежит в основе познавательной деятельности человека?

Какую роль играют мотивы и интересы в деятельности человека?

Чем различается сознательное и бессознательное в деятельности человека?

Источник

Что представляют собой сознание и бессознательное в философии?

Содержание:

Сознание – это в философии кратко характеризует процесс зарождения автоматизма. Человек запоминает определенные действия на уровне сознания, повторяет их под строгим контролем. С его помощью он познает мир, осваивает определенное знание, которое через некоторое время становится автоматическим. Навык начинает проявляться бессознательно, к чему приводят продолжительные тренировки, частое повторение. Примером перехода из сознательного в бессознательное является выполнение движений в танце, игра на пианино, вождение автомобиля.

Когда человек обучается, он контролирует каждое свое действие. После обучения некоторое время он чувствует напряжение, повторяя изученное. Позже выполнение задачи становится автоматическим. Индивид в любое время может повторить процесс, даже не обращая на это внимания. Сознание и бессознательное в философии находятся в непосредственной близости друг от друга.

Переход сознательного действия к автоматизму называется подсознательным. Это этап между обучением и идеальным знанием.

Сознание и бессознательное в философии кратко

Сознание является состоянием, когда индивид полностью регулирует собственные намерения, движения, мысли. Действительность оценивается эмоционально, рассчитывается дальнейший план действий. Мысленно индивид строит систему поступков, которые должен выполнить. Он оценивает каждый из них со стороны социологии, личностного восприятия, изучает возможные последствия.

Через сознание человека обеспечивается выражение идеальной формы деятельности. В приоритете индивида – отражение, преобразование и изучение. Образование, социализация, развитие происходят сознательно, но есть вторая форма психологического восприятия – бессознательный уровень.

Бессознательным называют психические явления, действия, состояния, которые человеческий разум не может постичь. Например, неосознанный поступок, выполненный человеком без предварительного умысла, анализа или контроля. В бессознательное состояние индивид впадает во время гипноза, сна или невменяемости.

Есть определенный вид действий, которые не контролируются сознанием, но запоминаются. Они не являются бессознательными.

Идеальное и материальное сознание: мышление, язык

Сложная структура сознания состоит из нижних и верхних этажей. На верхнем уровне находятся мыслительные процессы. Мышлением называют психический процесс, при котором формируются понятия, заключения. Любой мыслительный процесс состоит из трех этапов:

Сознание и мозг, сознание и язык находятся в тесной взаимосвязи. После завершения мыслительного процесса информация может быть выдана с помощью языка или отправлена в мозг для дальнейшей обработки. Человек руководствуется органами чувств: составляет образ, получает ощущение. Задача мышления – оперировать умозаключениями, понятиями, выводами. В итоге получается конечная мысль, суждение.

Сознание базируется на двух основных уровнях:

Язык – способ описать предмет, явление или чувство. Он включает в себя определенные знаки и символы, позволяющие общаться, познавать мир, передавать данные. Сознание и язык философия трактует как основные способы восприятия сведений из внешних источников. Язык относится к материальным средствам самовыражения. Он переводит мысли, сознание в речь.

Мышление базируется в основном на материальной реальности. Оно отражает явления, образы, объекты из внешнего мира. Для выражения абстрактного мышления используются общие понятия, но предметы и явления объединяет невидимая связь. Этот тип мышления представляет идеальное сознание. Основные различия языка, мышления и сознания:

Источник

Сознательное и бессознательное. Сознание, интеллект, воля, самосознание

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Сознательное и бессознательное. Сознание, интеллект, воля, самосознание« из раздела кодификатора (1.5. Мышление и деятельность)

Сознание — совокупность переживаний, ощущений, эмоций, представлений и мыслей, которые выделяются из всего пережитого, и которое человек воспринимает как собственное «Я».

Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

Одно из важнейших свойств сознания человека – его активность.

Проявления активности сознания:

Сознание как высшая форма психических процессов свойственна только человеку. Оно участвует в осмыслении индивидом своей жизни и окружающего мира.

Одним из элементов сознания является интеллект.

Человек способен осознавать не только то, что его окружает, но и самого себя.

По мере того, как человек взрослеет и приобретает новый жизненный опыт в его сознании происходит глубокое переосмысление жизни. Такое переосмысление и обобщение практического знания человека о других людях является основой формирования отношений к себе как личности.

Сознательное в человеке граничит с бессознательным или подсознанием.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях.

Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грезили сновидений.

сознание разум сознательное и бессознательное. Смотреть фото сознание разум сознательное и бессознательное. Смотреть картинку сознание разум сознательное и бессознательное. Картинка про сознание разум сознательное и бессознательное. Фото сознание разум сознательное и бессознательное

Ежедневно бессознательные (неосознанные) действия проявляются непрерывно. Так, человек не осознает такие физические явления как дыхание, биение сердца, рефлексы, инстинкты, также за пределами нашей осознанности остаются действия, которые мы совершаем уже автоматически, не задумываясь над тем, как и почему мы это делаем, например, ходьба, чтение, вождение автомобиля, плавание и т п.

Источник

Сознание, подсознание, бессознательное

сознание разум сознательное и бессознательное. Смотреть фото сознание разум сознательное и бессознательное. Смотреть картинку сознание разум сознательное и бессознательное. Картинка про сознание разум сознательное и бессознательное. Фото сознание разум сознательное и бессознательное

Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое сознание, подсознание и бессознательное и как они связаны друг с другом.

Видеоверсия статьи

И все это я буду рассказывать с позиции ИДЕАЛ-метода. Итак, поехали.

Давайте по-простому, кратко и без сложных определений.

Сознание – это то, что мы можем контролировать.

Когда человек полностью что-то контролирует, значит он сознательный. Мы сознательны, когда мы полностью можем чем-то управлять и получать предсказуемые результаты.

Например, мы хотим включить свет. Мы подходим к выключателю и включаем его. Это полностью сознательное действие и предсказуемый результат.

В нашем сознании находится наш жизненный опыт, те выводы к которым мы пришли на протяжении нашей жизни. Например, что если подойти к выключателю и нажать на него – то зажжется свет.

Сознание наделяет нас правом выбора. Мы может принимать решения – поступать нам так или иначе: включить свет или сидеть в темноте.

Подсознание – это автоматические инстинкты выживания (модели мышления и поведения) для адаптации к среде.

Большинство подсознательных установок мы получаем от наших предков. Если сказать обобщенно, то предки это созидатели нашего подсознания.

И все эти установки мы получаем через гены, мы наследуем их. В генах содержится очень иного информации. 1 ген содержит 10 в 9 степени бит информации. Т.е 1 миллиард бит информации в одном гене!

Получается в каждой клеточке нашего организма хранится вся информация о наших предках до 4 колена. Все их взаимодействия между собой и окружающим миром (доход, браки, смерти, измены, достижения, работы, учебы, дети и т.д.)

В общем, все, что они делали, говорили и думали. И все это является нашими подсознательными установками. Получается, что мы наследники моделей мышления и поведения наших предыдущих поколений.

Если говорить условно, то мы наполовину папа, наполовину мама, на четверть бабушка, на четверть дедушка, на одну восьмую прабабушка, на одну восьмую прадедушка.

И те ситуации, взаимодействия и выводы к которым в свое время пришли эти наши предки, сейчас являются нашими подсознательными установками.

Например, сознательно мы будем хотеть включить свет, но подсознательно будем саботировать достижение этой цели, потому что когда-то нашего дедушку шандарахнуло током.

И теперь у нас будет подсознательный страх включать свет. Это же касается денег, отношений и здоровья. Сознательно мы можем желать одного, а получать другое из-за подсознательных установок, доставшихся нам от наших предков.

Бессознательное – это то, что скажем так работает под управлением Бога, природы, высших сил, законов мироздания и т.д.

Это деление клеток, выработка нужных гормонов, вращение электронов, вращение планет по орбитам, развитие и рост эмбриона и т.д. Это некий автопилот, благодаря которому все существует и мы в том числе.

Это идеальная программа жизни, по которой работает все мироздание. И она всегда работает без сбоев. Это какие-то общие законы, которые влияют на всех нас.

И эта идеальная программа есть в каждом из нас по факту рождения. Если мы следуем этой идеальной программе (этим законам), то у нас в жизни все будет ок.

Если продолжать аналогию со светом, то идеальная программа это наличие работающего выключателя: какой-то высший интеллект создал выключатель, который работает таким образом, что если его включить, то появится свет.

Но у подавляющего большинства людей это не получается – потому что у нас, кроме этой идеальной программы жизни, есть ряд надстроек: наше подсознательное и сознательное.

Которые могут искажать эту идеальную программу, идти с ней в разрез – и тогда мы получаем различные деструктивные результаты в своей жизни, которые являются мотивацией для того, чтобы мы приблизились (вернулись) к идеальной программе жизни.

Человек счастлив и в достатке, когда он выровнен на уровне сознания и подсознания с идеальной программой жизни.

Теперь давайте разберем, как это работает в динамике.

Допустим, у нас есть цель – хочу 1 миллион рублей. Это наша сознательная цель.

Далее цель погружается с подсознание и там происходит поиск различных вариантов у предков, что же у нас было касательно денег, т.е. как к этому запросу относились наши предки.

Если были раскулачивания, смерти из-за денег и прочие неприятности, то наш запрос корректируется и уходит в окружающую среду.

И вот здесь вступает в силу 3 закон Ньютона – сила действия равна силе противодействия или что посеешь, то и пожнешь.

В нашем сознании создается конструктивный запрос – хочу 1 миллион. Этот запрос проходит через подсознание (через сверку с различным опытом наших предков касательно денег) и может обрести деструктивную окраску: например, если будет много денег, то придет беда.

Этот вывод возник на основании того, что в генах у нас записан такой опыт – он был у нашего дедушки, которого раскулачили.

И этот запрос корректируется подсознанием и превращается в запрос «ну его нафиг эти деньги – от них одни проблемы»: и подобный запрос «излучается» в окружающую среду.

И от бессознательного (окружающей среды) мы получаем соответствующие результаты – деньги в нашу жизнь не приходят.

Хотя изначально в бессознательном есть все и всего в избытке. Но запрос проходя через призму подсознательного (через призму опыта наших предков) искажается и мы получаем соответствующий результат.

В общем, если мы хотим достигать своих целей без искажений, то нужно «вносить правки» в подсознание. Другими словами разбираться с предками – с их моделями мышления и поведения, приводить их в соответствие с идеальным законом жизни.

А идеальный закон жизни гласит: человек создан для радости и у него для этого есть все необходимое. На самом глубинном бессознательном уровне человек рожден для радости.

Плюс на уровне бессознательного нам все достается даром – мы не просили, чтобы нам вращали электроны, чтобы делились клетки, чтобы наши железы вырабатывали нужные элементы и т.д. – мы получили это в дар.

Пока человек излучает РАДость – в ДАР он получает все блага жизни.

Как только во вне мы начинаем излучать отрицательные эмоции (по ряду сознательных или бессознательных причин), то мы начинаем вступать в диссонанс с окружающей средой и идеальным законом жизни – и это приводит к получению деструктивных результатов.

Так вот ИДЕАЛ-метод Тойча как раз-таки и позволяет исправить (скорректировать) наши бессознательные модели поведения, унаследованные от предков так, чтобы они не входили в диссонанс с окружающей средой.

И это позволит нам с легкостью достигать наших целей и желаний.

Надеюсь, теперь вам стало более понятно, что такое сознание, подсознание, бессознательное, в чем между ними разница и как они взаимодействуют в динамике.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *