сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств

Генезис сознания. Материалистическое решение проблемы сознания

Тема 11. Сознание как философская проблема

1. Сущность сознания как философская проблема.

2. Сознание как высшая форма отражения.

3. Субъект сознания. Индивидуальное и общественное сознание.

4. Проблема бессознательного.

Литература

1. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики. //ВФ. 2000. №10.

2. Жданов Г.Б. Информация и сознание. //ВФ. 2000.№11.

3. Мозг и разум. М., 1994.

4. Никитина Е.А. Искусственный интеллект: философия, методология, инновации. // Вопросы философии. 2006. № 11.

5. Общественное сознание и его формы. М., 1986.

6. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного. //ВФ.2000.№10.

7. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

Методические рекомендации

Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных в философии. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира. Это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Познать, описать, определить сознание очень трудно, так как оно не существует как отдельный предмет или вещь. Вплоть до ХХ века философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, и лишь в ХХ веке философы попытались объяснить феномен сознания.

Каждая эпоха имела свое представление о том, что такое сознание. Поэтому в первом вопросе семинара целесообразно представить, как менялись представления о сознании в истории философии. Какова природа сознания? Каково происхождение сознания? Расскажите о структуре сознания (когнитивные, эмоционально-волевые, регулятивно-волевые, мнемические структуры).

Во втором вопросе следует раскрыть представления о сознании как высшей форме отражения.

Субъектом сознания выступает человек. Какова система отношений сознания и мира? («я» и мир природы, «я» и мир идеалов, «я» и внутренний мир человека, «я» и мир «другого»). Что такое «общественное сознание»? Расскажите об основных формах общественного сознания.

В четвертом вопросе следует выяснить, что такое «бессознательное»? Каковы отношения его с сознанием и самосознанием? Какие философские концепции раскрывали проблему бессознательного?

Контрольные задания, задачи, тексты для анализа к теме

Проблема сознания в истории философии

Вопрос: Каким философским учениям принадлежат определения сознания (или души), приведенные в первом столбце таблицы?

1. Сознание – такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь – продукт печениА) Психоанализ З.Фрейда
2. Сознание человека – это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себеБ) Платон
3. Сознание – верхушка айсберга бессознательногоВ) Буддизм
4. Бессмертная душа творится Богом для каждого человека, она управляется духом и управляет теломГ) Вульгарный материализм
5. Человек – это машина. Человеческий разум тоже механическое явление, он является и результатом и условием совершающихся в человеческом механизме движений. Таким образом, природу сознания также можно описать при помощи законов механикиД) Диалектический материализм
6. Наличие у человека разумной души, помимо животной и растительной, делает его «пригодным» для социальной жизниЕ) Аристотель
7. Сознание – высшая форма отражения материи, функция высокоорганизованного мозгаЖ) Объективный идеализм Гегеля
8. Душа человека состоит из трех частей – разумной, благородной и вожделеющей, она бессмертна, может переселяться в другое телоЗ) Древнегреческий атомизм
9. Духовная сущность человека состоит из дхарм, комбинация и состав которых меняется в каждом перерождении в соответствии с кармическим закономИ) Августин Блаженный
10. Душа состоит из особых атомов, соединяющихся при попадании в тело человека с первым его вдохом и разъединяющихся при последнем выдохеК) Ламетри (Новое время)

Генезис сознания. Материалистическое решение проблемы сознания

Укажите в таблице особенности всех форм отражения, приведите примеры.

1. В чем существенное различие процессов отражения в живой и неживой природе?

2. Расположите в порядке возрастания уровня сложности следующие формы отражения: чувствительность, психика, мышление, раздражимость, ощущения, сознание.

3. В чем принципиальное отличие сознания человека от отражения мира высшими животными?

Отражение – это способность одних систем, изменяться под воздействием других.

Через совершенствование свойства отражения, обусловливающее повышение уровня организации и надежности структур, расширение их функциональных возможностей идёт развитие от низшего к высшему.

3. Вопрос об источниках сознания «. в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытате­лей. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеологическая, вульгарно-материалистическая, феномено­логическая и др.».

В чем же суть и особенности каждого из этих подходов в анализе источников сознания? Назовите философские теории и мыслителей, которые придерживаются каждого из них.

5. Раскройте смысл высказываний:

а) сознание по своей природе имеет общественный характер;

б) сознание предметное;

в) человек мыслит при помощи мозга;

д) самосознание выступает в разных формах;

и) при интуиции объект дан субъекту без всяких предпосылок и условий.

6. Раскройте смысл понятий:

«гилозоизм», «витализм», «инфор­мация», «отражение», «первая сигнальная система», «вторая сигнальная система», «искусственный язык», «образ и объект внешнего мира», «са­мосознание», «интуиция».

Источник

Детерминанты сознания

сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть картинку сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Картинка про сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть картинку сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Картинка про сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть картинку сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Картинка про сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть картинку сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Картинка про сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств

сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть картинку сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Картинка про сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств

сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть картинку сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Картинка про сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств

1.Вопрос об источниках сознания «. в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеологическая, вульгарно-материалистическая, феноменологическая и др «.

— В чем же суть и особенности каждого из. этих подходов в анализе источников сознания?

— Назовите философские теории и мыслителей, которые придерживаются каждого из них.

— Почему в сознании «я» человека живет раздвоеннойжизнью?

— В чем, с точки зрения экзистенциализма, трагизм и грусть дознания?

— В чем сущность этого механизма проекций?

— Есть ли что-то в сознании, не обусловленное окружающим миром?

б).«К идеальным явлениям относится предметное содержание тех нейрофизиологических процессов мозга, которые продуцируют образы, что представляет собой данность объекта субъекту»;

— Проанализируйте отрывки, дайте определения Идеального. Как вы понимаете соотношение идеального и сознания?

5.«Представляя собой свойство высокоорганизованной материи мозга, сознание выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность, а в гносеологическом плане — как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним».

— Всегда ли сознание является осознанным бытием? Откуда в сознании возникает то, чего нет в жизни? В чем причина искаженного отображения мира сознанием?

6.«. Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»‘.

— В чем связь материального и идеального? Можно ли говорить об их абсолютной противоположности?

стоит только осуществить хотя бы сотую часть его великих открытий и социальных идеалов».

— В чем причина опережения или отставания сознания от практики? Почему не все идеалы сознания можно воплотить в жизнь?

8.«. Каждый философ в большей части своего сознательного мышления тайно находится под руководством своих инстинктов, которые и вынуждают его идти определенными путями. За всякой логикой, за ее, по-видимому, автономными движениями прячутся наши уважительные отношения, яснее говоря, физиологическая потребность в сохранении известного характера жизни».

сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть картинку сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Картинка про сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств

— Проанализируйте такую точку зрения на природу сознания. Как называется это философское направление, в чем его специфика?

9.Раскройте смысл высказываний:

а)сознание по своей природе имеет общественный характер;

б).сознание предметное;

в).человек мыслит при помощи мозга;

г).сознание- это не только мышление, самосознание, но и абстрактная деятельность мозга;

д).самосознание выступает в разных формах;

з).при интуиции объект дан субъекту без всяких предпосылок и условий.

11.Вместо точек вставьте пропущенные слова:

б).сознание не определяется мозгом само по себе. Источник наших знаний-. ;

12.Раскройте смысл понятий: «гилозоизм», «витализм», «информация», «отражение», «первая сигнальная система», «вторая сигнальная система», «искусственный язык», «образ и объект внешнего мира», «самосознание», «интуиция».

13.Каким философским направлениям принадлежат следующие высказывания:

а).духовное, сознание могут, существовать до материального и без него;

б).материальный мир есть форма инобытия абсолютной идеи;

в).мир есть не Я, сотворенный нашим Я;

г).сознание вторично хотя бы по той причине, что оно возникает как результат эволюции материи;

д).отличие одушевленных предметов от неодушевленных в том; что у живых организмов есть нематериальная «живая сила»;

е).сознание разлито по всей природе, вся материя мыслит;

з).противоположность материи и сознания имеет абсолютный характер;

а).человек не может познать свою собственную психику, как не может вытянуть себя за волосы из болота, или же увидеть себя в окне, как будто он сам идет по улице;

б).о содержании психических процессов человека судят по его жестам, мимике, поведению;

в).о сознании человека судят не по тому, что он говорит или же пишет, а по тому, что он делает;

г).мое психическое состояние можно понять через самонаблюдение;

д).мысль можно зафиксировать в электроэнцефалограмме;

е).индивид, который мыслит, не может разъединиться так, чтобы одна его часть рассуждала, а другая наблюдала за рассуждением.

15.«В математической реальности мы, строго говоря, не найдем квадрата, треугольника, прямой линии и подобных объектов, которые по

— В чем специфика математических абстракций? Как возникает понятие числа, фигуры?

Мысль сказала: «Я лучше тебя. Ты же не говоришь того, до чего не дошла Я. Поскольку ты перенимаешь меня, и слушаешься меня, Я лучше тебя!» Тогда язык сказал: «Я лучше тебя, То, что ты знаешь, делаю Я известным, делаю Я понятным».

— Как бы вы разрешили спор между мыслью и языком? В чем их взаимосвязь и независимость?

— Прокомментируйте первое и другое высказывания. Согласны ли вы с такими рассуждениями? В чем причина разрыва материального и духовного в человеке? Приведите примеры, когда этот разрыв преодолевается.

18.Штирлиц, разговаривая с пастором Шлагом, говорит: «Вы упрекаете нас в том, что мы апеллируем к низкому, считая духовное вторичным. Духовное, действительно, сущность вторичная. Духовное вырастает как грибок на основной закваске.

— Стремление к славе. Это то, что вы называете желанием»‘.

— Как трактовал «духовное» национал-социализм? В чем сущность марксистского понимания «духовного»? Место «духовного» в тоталитарной общественной системе.

20.«Происхождение сущности бытия существующего непонятно, загадочно. Мы мыслим еще не в буквальном смысле слова- Поэтому мы спрашиваем: что значит мыслить?

— Что значит мыслить диалектически, метафизически, логически, исторически, догматически?

— Согласны ли вы с таким утверждением? Как же тогда быть с общественной природой сознания и связью се с практикой?

Источник

Продолжите этот перечень и укажите, какие еще общесоциальные законы направляют развитие философской мысли.

Практические задания на экзамене по философии

1. Прочитайте следующее определение философии: «Философия – это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру в целом; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». Как видим, здесь утверждается, что, с одной стороны, философия – это особая форма общественного сознания, а с другой – что она есть наука. Однако, во-первых, наука в свою очередь также является особой формой общественного сознания, а во-вторых, не все философские системы являются научными.

Определите, в каком из графически представленных вариантов соотношения объемов понятий «философия» (Ф) и «наука» (Н) данное противоречие снимается?

сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть картинку сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Картинка про сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств
сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть картинку сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Картинка про сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть картинку сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Картинка про сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть картинку сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Картинка про сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств
сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Смотреть картинку сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Картинка про сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств. Фото сознание это сплав сознательного и неосознанного разума и чувств

2. Прочитайте два высказывания и сравните их содержание:

а) «Истинная философия заключается не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей» (Л. Фейербах).

б) «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс).

— Есть ли близость между содержанием этих высказываний и в чем она состоит?

— Есть ли принципиальное различие между содержанием этих высказываний и в чем именно?

3. Как Вы объясните такое разногласие философов: одни (рационалисты) утверждают верховенство разума, мышления в жизни человека, а другие (иррационалисты) отвергают это верховенство. Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство и т. д., и т. п. Рационалисты любят декартовское «я мыслю, следовательно, существую». Иррационалистам ближе шекспировские слова: «Есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам». Первые делают акцент на силе разума, а вторые – на его бессилии.

Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.

4. Развитие философии подчиняется определенным социальным законам. В числе внешних законов называют:

— зависимость развития философии от уровня экономического развития государства;

— зависимость развития философии от состояния духовной сферы общества;

Продолжите этот перечень и укажите, какие еще общесоциальные законы направляют развитие философской мысли.

5. Развитие философии подчиняется определенным социальным законам. В числе внутренних законов философского развития называют:

— развитие философии через противоборство материализма и идеализма;

— развитие философии через борьбу диалектического и метафизического методов познания;

Продолжите этот перечень и укажите, какие еще специфические внутренние законы направляют развитие философии.

6. Согласны ли Вы со следующими рассуждениями?

— «Мысль – это движение, а движение есть свойство всей материи. Значит мысль есть свойство всей материи»;

— «Сознание субъективно, потому что оно принадлежит субъекту»;

— «Все философские категории существуют в сознании человека. Материя есть философская категория, поэтому материя существует в сознании».

7. Античные софисты свое понимание в соотношении бытия и небытия использовали в построение следующего софизма: «Лгать – говорить о том, чего нет. Но о том, чего нет, ничего сказать нельзя. Следовательно, никто не может лгать».

Имеется ли логическая ошибка в этом умозаключении?

Какой важный методологический вывод следует из этого парадоксального рассуждения?

8. Определимся в понятиях:

— Можно ли считать понятия «физическое» и «материальное» равнозначными?

— Можно ли поставить знак равенства между понятием «материя» и понятием «вещество»? Если нет, то почему?

— Можно ли заменить понятие «материя» понятием «реальность», а материализм – реализмом?

— Имеется ли различие в содержании понятий «движущаяся материя» и «материальное движение»?

— Какой смысл вкладывается в понятие «субъективное время»? В чем отличие объективного времени от субъективного?

9. Раскройте смысл высказываний:

— «сознание по своей природе имеет общественный характер»;

— «человек мыслит при помощи мозга»;

— «сознание – это не только мышление, самосознание, но и абстрактная деятельность мозга»;

— «самосознание выступает в разных формах»;

— «сознание – это сплав сознательного и неосознанного, разума и чувств».

10. Ознакомьтесь с рассуждением: «Материя есть объективная реальность. Следовательно, все, что существует объективно и реально, является материальным. По отношению к конкретному человеку мысли, чувства, переживания другого человека существуют объективно и реально».

— Значит ли это, что они тоже материальны?

— Какая неточность (неполнота) первого суждения позволила фактически свести его к абсурду?

— Как, по вашему мнению, следует определить и соотнести друг с другом понятия «объективность», «объективная реальность», «материальность»?

11. Как бы вы разрешили спор между мыслью и языком в данном фрагменте? В чем их взаимосвязь и независимость?

«Дальше о том, как мысль и язык говорили: «Я – красивая». На самом деле мысль и язык сказали: «Я – красивая!».

Мысль сказала: «Я лучше тебя. Ты же не говоришь того, до чего не дошла Я. Поскольку ты переймаешь меня, и слушаешься меня, Я лучше тебя!». Тогда язык сказал: «Я лучше тебя. То, что ты знаешь, делаю Я известным, делаю Я понятным» (См.: Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972. С. 48).

12. К каким последствиям в юридической теории и практике может привести такая методологическая позиция?

«Правдивы лишь слова того мужчины,

Кто верно свяжет следствия, причины».

(Ахмат Югнаки, XII в.)

Почему важно различать и как различить:

— причину и следствие;

13. Согласно Ф. Энгельсу, случайность является «дополнением и формой проявления необходимости».

— Может ли случайность быть необходимостью, а необходимость – случайностью одновременно?

— Может ли случайность стать необходимостью, а необходимость случайностью?

— Возможно ли существование «чистой» (не связанной со случайностью) необходимости и «чистой» случайности?

— Как случайность или необходимость могут проявляться в юридической теории и практике?

14. Из перечисленных ситуаций выберите, какая может быть определена как реальная, а какая как абстрактная возможность:

— ликвидация международного терроризма в XXI в.;

— полет человека в космос в начале ХХ века;

— формирование правового государства в современной России;

— падение подброшенного человеком предмета на землю;

— уничтожение жизни на Земле;

— искусственное создание живого организма.

15. Древнегреческий философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади».

— Прокомментируйте эти платоновские слова.

— Каким образом в них выражена основная мысль его учения?

— Почему, по мнению Платона, нельзя усмотреть идею лошади?

16. Прочтите фрагмент сочинения средневекового философа Августина: «…Бог превыше всего, и все должно покоряться ему… Я мысленно обратил свой взор и на другие предметы, которые ниже Тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от Тебя; не существуют потому, что они не то, что Ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно…

— В чем особенность христианского понимания бытия?

— Что значит: «эти предметы и существуют и не существуют»?

— В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях (необычность эпикурейского понимания удовольствий)? Приведите три тезиса.

— Какое место занимает удовольствие в жизни человека?

18. Прочитайте фрагмент текста:

а) Как называется такая точка зрения?

б) Каковы корни этой философской позиции?

19. Дайте философский комментарий содержанию следующих поговорок:

— «Чужая душа – потемки»;

— «Язык мой – враг мой»;

— «Язык у дипломата для того, чтобы скрывать свои мысли»;

— «Слово не стрела, а пуще разит».

20. Проведите философский анализ ситуации с помощью категорий причины и следствия:

В небольшом поселке Озерный было совершено преступление. Некто Хижняк из ревности нанес ножевую рану Рыжкову. Хотя рана не была смертельной, но пострадавший потерял много крови. Когда он был доставлен в сельскую больницу, то там не оказалось необходимой для переливания группы крови. Ввиду нелетной погоды и бездорожья доставить кровь необходимой группы вовремя не удалось, и пострадавший, несмотря на усилия врачей, скончался. В ходе судебного разбирательства прокурор обвинил Хижняка в убийстве. Адвокат утверждал, что в действиях обвиняемого не содержалось всех необходимых и достаточных условий для наступления смерти Рыжова, так как рана не была смертельной и в случае летной погоды или при наличии в сельской больнице крови требуемой группы пострадавший безусловно был бы спасен.

Кто, по вашему мнению, ближе к истине: прокурор или адвокат?

а) За что экзистенциалист М. Хайдеггер критикует марксизм и христианство по вопросу сущности человека?

б) Каковой видит сущность человека сам Хайдеггер? Что больше всего привлекает его в человеке?

— Какой методологический подход к философскому изучению общества выражает данное суждение?

— Подумайте и обоснуйте роль данного подхода в юридической теории и практике?

Согласны ли вы с приведенными рассуждениями? Свой ответ аргументируйте.

24. «В своей борьбе за существование люди не могут объединяться иначе, как при помощи сознания: без сознания нет общения. Поэтому социальная жизнь во всех своих проявлениях есть сознательно психологическая… Социальность нераздельна с сознательностью. Общественное бытие и общественное сознание, в точном смысле этих слов, тождественны» (Богданов А. А. Развитие жизни в природе и обществе // Из психологии общества. СПб., 1906. С. 57).

— Насколько, по вашему мнению, состоятельна позиция русского философа А. А. Богданова?

— К какому философскому направлению можно отнести подобное рассуждение?

— Есть ли у вас возражения против данного тезиса философа?

25. Немецкому социальному философу и социологу Г. Веттеру принадлежат слова: «Производство есть феномен, целиком и полностью определяемый духом… Таким образом, без сознательной человеческой деятельности не может быть создано ни одно орудие труда… способ производства насквозь пропитан духом, следовательно, в конечном счете историю определяет отнюдь не материальный фактор».

— С чем вы согласны в данном рассуждении, а чему бы хотели возразить?

— Какому философскому направлению соответствует позиция данного мыслителя?

26. «Как можно познать себя? Не путем созерцания: но только путем деятельности. Попробуй исполнять свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть» (Гете И. В. Статьи и мысли об искусстве. Сборник статей. М.-Л., 1936. С. 390).

— Что такое деятельностный подход и почему, по Вашему мнению, именно его рекомендует И. Гете для познания самого себя?

— Какими, на Ваш взгляд, нравственными качествами должен обладать юрист для выполнения своего профессионального долга?

— Всегда ли долг совпадает с желанием?

27. Если считать, что биологические факторы играют ведущую роль в жизнедеятельности человека, то правомерным будет вывод о том, что и в отклоняющемся (девиантном) поведении человека определяющая роль принадлежит биологическим факторам (инстинктам). Тогда можно говорить о генетической заданности преступности.

Каково Ваше мнение по этому вопросу?

28. Прочитайте фрагмент текста: «…Люди делают не несколько отдельных одна от другой историй – историю права, историю морали, философии и т. д. – а одну историю своих собственных общественных отношений, обусловливаемых состоянием производительных сил в каждое данное время. Так называемые идеологии представляют собой лишь многообразные отражения в умах этой единой и нераздельной истории» (Плеханов Г. В.)

Чем определяется общность и специфика форм общественного сознания и, в частности, правового сознания?

29. Английский философ XVII в. Т. Гоббс утверждал, что государство «является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек».

— Согласны ли Вы с такой аналогией?

— Если человек является биосоциальным организмом, то и государство – искусственный биосоциальный организм. Так ли это?

— К какому социально-философскому направлению Вы отнесли бы данную позицию?

30. Дайте характеристику мировоззрению русского мыслителя Д.И. Писарева в отношении к российской цивилизации на основе его высказывания:

«Цивилизаторские попытки Петра прошли мимо русского народа; ни одна из них не прохватила вглубь, потому что ни одна из них не была вызвана живою потребностью самого народа…

Мужику было не до политики и не до Петра, когда ему надо было сегодня пахать, завтра доить, послезавтра сеять, и во все это время ладить то с барином, то с бургомистром…» (Антология русской философии. Т. 3. С. 228).

31. Для того, чтобы освоить любую профессию, индивид вынужден овладеть определенными алгоритмами деятельности. Количество алгоритмов, которым должен следовать каждый человек, желающий стать специалистом, из года в год растет. Наш век – век невиданной стандартизации производства, охватывающей как продукты труда, так и технологию и производственно-техническую структуру отношений между людьми. Автоматизация – это лишь материализованный алгоритм.

— Не несет ли с собой прогресс профессиональной деятельности стандартизацию всей нашей социальной жизни, стандартизацию общества, коллектива, стандартизацию личности? Дайте развернутый ответ.

— Что Вы можете сказать о стандартизации в области юридической деятельности?

32. Американский культуролог и антрополог Р. Линтон полагает, что различия между людьми и животными носят не качественный, а количественный характер. Сопоставление жизни людей с поведением «социальных» животных (пчёл, муравьёв) привело его к выводу о том, что «у них кооперация, необходимая для выживания, обеспечивается физической специализацией различных групп рабочих, воинов и т.д., и высоким развитием инстинктов. Поскольку люди лишены этих инстинктов, появляется необходимость в необычайно долгой и сложной подготовке, чтобы они могли успешно функционировать в качестве членов общества. По существу мы человекообразные обезьяны, пытающиеся жить как термиты, но не столь преуспевающие, как они» (Цит. по: Каримский А.М. Социальный биологизм. М., 1984. С. 38).

— В чем прав или не прав, по Вашему мнению, Р. Линтон?

— Как Вы думаете, с чем связаны истинные причины необходимости профессиональной подготовки людей?

33. Как вы понимаете высказывание русского философа Федорова Н. Ф. о человеке:

— Какие философские точки зрения на соотношение жизни и смерти Вам еще известны?

34. Прочитайте высказывание Аристотеля:

— Что вы понимаете под нравственными устоями?

— Дайте краткий аналитический ответ: как зависят последствия деятельности юриста (позитивно или негативно) от его нравственных устоев?

35. Проанализируйте и объясните приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни человека.

— «Тот, кто умирает ради того, чтобы двинуть вперед наши познания, или ради возможности излечивать болезни, тот и умирая, служит жизни».( А. де Сент-Экзюпери).

— «У человека нет природы, у него есть только история» (Х. Ортега-и-Гассет).

— «Какая цель жизни человека? Какая бы ни была точка исхода моего рассуждения, что бы я ни принимал за источник оного, я прихожу всегда к одному заключению: цель жизни человека есть всевозможное способствование к всестороннему развитию всего существующего. цель жизни человека есть всестороннее развитие человечества» (Л. Н. Толстой).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *