создатель учения о тождестве бытия и мышления

Скрытый смысл

Анализ фильмов и философская пропедевтика

Вы здесь

Тождество бытия и мышления (1)

Одним из постулатов, на котором зиждется классическая философия, является тождество бытия и мышления.

Еще древнегреческий философ Парменид провозгласил: «Одно и то же — мысль и то, о чем она».

Что означает этот тезис?

Начнем с прояснения того, что такое бытие. Мы знаем, что каждая вещь в каком-то смысле есть, существует. Даже то, чего нет, если мы о нем начинаем говорить, оно тоже каким-то образом начинает существовать. Так вот, можно сказать, что бытие — это признак существующей вещи, признак ее существования. Если вещь есть, значит, она причастна бытию. Быть — значит иметь признак бытия.

Получается, что бытие — это нечто более широкое, чем та или иная отдельная вещь. Потому что вещей много, а бытие, которому они причастны, одно.

Но вот, глядя на вещи, мы спрашиваем: а действительно ли они существуют? Что в них, собственно, есть? Вот, возьмем дерево. Еще несколько дней назад на нем не было листьев, а сегодня оно с листьями. Тогда спрашивается: это то же самое дерево или другое? Раньше было дерево без листьев, теперь есть дерево с листьями, а дерева без листьев нет. То есть, мы видим, что разные части дерева то причастны бытию, то непричастны. Стало быть, если это то же самое дерево, значит, оно причастно бытию лишь частично. Оно одновременно и есть, и не есть, потому что листья у него то появляются, то исчезают.

Значит, в этом реальном дереве бытие и небытие совпадают. Возможно, вы уже знаете, что таким совпадением бытия и небытия является становление. Дерево растёт, существует, и из одного становится другим. Оно изменяется. Что-то в нем возникает, а что-то исчезает.

И тогда возникает вопрос: если все вещи, которые нас окружают, причастны бытию лишь частично (ведь все вещи становятся), то что тогда причастно бытию полностью? Что подлинно есть? Не так, что сегодня оно есть, а завтра его нет; сегодня оно одно, а завтра уже другое. А так, чтобы оно всегда было. Уже сейчас понятно, что то, что на самом деле есть, не возникает и не погибает. Это нечто нестановящееся. Нечто вечное и неизменное.

Мы уже заметили, что у дерева одни его части появляются, другие исчезают. Это уже нас наводит на мысль, что если части дерева то причастны бытию, то не причастны, то дерево как целое причастно бытию в гораздо большей степени.

Дерево как целое более есть, чем его отдельные части. То есть, мы обнаруживаем, что возможны разные степени бытия. Быть можно больше или меньше. По отношению к бытию можно приближаться или удаляться.

Помимо того, что у дерева меняются его части, дерево само по себе тоже изменяется. Происходит смена его состояний. Сегодня оно одно, завтра другое. Когда-то оно было маленьким ростком; постепенно оно становится большим. Но при всех своих изменениях, оно остаётся тем же самым деревом. Значит, в нём есть нечто неизменное.

В жизни дерева, во всех моментах его существования, его становления, есть нечто, охватывающее все эти моменты. Если дерево как целое охватывает свои части, так сказать, пространственно, то дерево как бытие охватывает и все временные моменты его существования.

И то общее, которое связывает все моменты и все состояния его существования, то общее, которое лежит в основе данного единичного дерева, постигается мыслью. Мы видим и ощущаем лишь отдельные моменты становления. Саму же вещь, вещь как наличное бытие, мы мыслим. Таким образом, мы обнаруживаем встречу мышления и бытия. Мы видим, что они находятся в одной плоскости. Мышление — это созерцание вечного и неизменного; того, что подлинно есть.

Понятно, что такое мышление отличается от того, о котором говорят психологи и нейрофизиологи. Хотя оно и является фундаментом нашего восприятия, обеспечивая его целостность и единство, тем не менее, до такого чистого и непосредственного созерцания человек поднимается крайне редко.

Нам осталось сделать последний шаг и увидеть, что мысль и мыслимое совпадают. Этот шаг мы сделаем в следующем видео.

Источник

Принцип тождества бытия и мышления

Вы будете перенаправлены на Автор24

Гегель и Шеллинг: первоначало

Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Гегель подробнее не признает мысль Шеллинга По данной теме мы уже выполнили реферат Герменевтика подробнее о том, что первоначало должно мыслиться в качестве абсолютного тождества объективного и субъективного. Это связано с тем, что при таком тождестве исчезает любое возможное различие между ними, что для Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее является невозможным.

Различие и тождество – это две диалектические противоположности, которые неотделимы друг от друга.

Изначальное тождество, которое образует субстанциальную базу всего сущего, по Гегелю, является тождество бытия и мышления. Именно в этом тождестве сразу же виднеется различие между субъективным и объективным.

Тем не менее, это различие существует только в мышлении. По Гегелю, мышление являет собою субъективную человеческую деятельность, которая является и независимой от человека объективной сущностью, которая является первоосновой, первоисточником всего действительно существующего.

Гегель полагает, что мышление «отчуждает» свое бытие посредством природы, материи, которые являются инобытием этого действительно бытийного мышления, которое является Абсолютной идеей.

Готовые работы на аналогичную тему

Бытие

Гегель рассматривает мышление и бытие как продукты и условия существования абсолютной идеи. Бытие является динамическим, вследствие чего абсолютная идея является развивающимся содержанием целостного мирового процесса.

Абсолютное должно пониматься как предпосылка и как результат всего существующего. Это высшая ступень развития всего бытийного. Таким образом, абсолютный дух – это человеческая история, человечество, которое составляет высшую ступень развития абсолютной идеи.

Бытие является ничем другим как составной частью абсолютной идеи, которая заключается в гармонической и идеальной сущности – абсолютном духе. Эти два понятия являются взаимосвязанными и порождают друг друга. Субъективное и объективное – две стороны одного и того же процесса – бытия, которое является целостным в философской традиции Гегеля.

Мышление

Мышление является отражением объективной реальности. Кроме того, так как это объективная реальность, можно говорить о разумном и рациональном взгляде на мир. Тем не менее, Гегель отождествляет отражение реальности и то, что отражается – объективную реальность.

Тождество многообразного мира явлений с мировым разумом является процессом мышления, который вмещает в себя все содержание многообразия действительности, что носит название абсолютной идеи. С одной стороны, это понятие целиком наполнено исторической действительностью и природной реальностью, а с другой стороны оно оказывается целиком рафинированным представлением о Божестве.

Гегель является ярким представителем философии анти-материализма. Он полагает, что бытие представляет собою воплощение понятия, мышления, идеи.

Таким образом, конечным продуктом философской традиции Гегеля является идеалистическое отождествление бытия и мышления. Все процессы будут сводиться к мыслительному процессу. Реальная история сводится к истории познания, а углубление и рост знаний о мироустройстве являются развитием самой действительности.

Источник

Принцип тождества бытия и мышления — Диалектика Гегеля

Идея тождества бытия и мышления является глобальным принципом гегелевского мировоззрения. Согласно Гегелю, мир по своей природе духовен. Материальное, природа, есть порождение или создание идеального, духа, проявление различия, существующего в абсолютном тождестве, благодаря которому абсолютный дух на определенном этапе своего развития отчуждает себя в форме природы. Таким образом, природа предстает как инаковость абсолютной Идеи, Духа. Гегель отверг точку зрения Шеллинга на основу мира как абсолютное тождество бытия и мышления, исключающее всякое различие, поскольку в этом случае в философской системе Шеллинга дух предстает как пассивная основа мира, что определяет пассивность самого тождества, а значит, и невозможность объяснения развития самого мира из его собственной сущности.

Согласно Гегелю, тождество бытия и мышления следует рассматривать как их единство, которое предполагает различие между ними и реализацию этого различия в деятельности, движении и развитии разума. У Гегеля дух предстает как мощная активная сила, которая сама делится на субъективное и объективное. Дух — это Абсолютная Идея, Разум, Бог, т.е. активная всесторонняя творческая духовная сила. Мир объективен, он существует сам по себе, потому что он рационален. Разум, по Гегелю, является высшей и в этом смысле предельной характеристикой бытия мира. Главное по отношению к миру, считал Гегель, — это понять, что «абсолют есть дух; это высшее определение абсолюта». Гегель писал: «Высшее определение Абсолюта состоит в том, что он есть не только дух вообще, но что он есть абсолютно самораскрывающийся, самосознающий, бесконечно творческий дух….».

Только дух как высшая причина, как Абсолют, содержит в себе возможность развития, самоопределения, самоотречения. Она представляет собой высшую творческую силу: «Содержанием духа является свобода, то есть независимость от чего-то другого, отношение к самому себе. Дух — это существо «я-для-себя». Дух, исходя из своей абстрактной сущностной всеобщности для себя, из своего простого отношения к себе, может предполагать определенную действительную дифференциацию в самом себе….. даже в этом высшем дивизионе… в этом полном противоречии с самим собой дух все же остается тождественным самому себе и потому свободным».

Для Гегеля противоречие — это внутренняя сущность духа, основа его свободы и творческой способности, определяющая возможность его развития вообще и, в частности, возможность преодоления им отчуждения в природе и возвращения к самому себе, т.е. в сферу духовной реальности, в конечном счете в сферу самопознания, познания своего собственного бытия.

Гегель по этому поводу писал: «Эта власть духа над всеми присутствующими в нем содержаниями составляет основу свободы духа. Однако в своей непосредственности дух свободен только в себе, только в своем замысле или возможности, но еще не в действительности. Поэтому действительная свобода духа — это не то, что сразу присутствует в духе, а то, что еще только должно быть создано его деятельностью….. Все развитие концепции духа представляет собой лишь самоосвобождение духа от всех форм наличного существования, не соответствующих его концепции, освобождение, которое осуществляется благодаря тому, что эти формы преобразуются в реальность, полностью соответствующую концепции духа.

Таким образом, мир — это саморазвитие духа, его самореализация. Важно понять идею Гегеля о том, что дух есть разум, и поэтому мир обладает разумностью как самореализацией духа. Гегель был убежден: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

создатель учения о тождестве бытия и мышления. Смотреть фото создатель учения о тождестве бытия и мышления. Смотреть картинку создатель учения о тождестве бытия и мышления. Картинка про создатель учения о тождестве бытия и мышления. Фото создатель учения о тождестве бытия и мышления

создатель учения о тождестве бытия и мышления. Смотреть фото создатель учения о тождестве бытия и мышления. Смотреть картинку создатель учения о тождестве бытия и мышления. Картинка про создатель учения о тождестве бытия и мышления. Фото создатель учения о тождестве бытия и мышления

Диалектика Гегеля

Гегелевская формулировка диалектической логики является идеалистической, поскольку Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления. Мы можем не соглашаться с гегелевским пониманием объективности форм мысли, но оно содержит глубокое предположение, что различные формы мысли по своей структуре аналогичны отношениям и процессам, имеющим место в объективной реальности. Согласно Гегелю, понятия находятся в постоянном движении, изменяются, «перетекают» друг в друга, меняются, развиваются, превращаются в свою противоположность, выявляя присущие им противоречия, которые являются движущей силой их развития. Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к более богатому содержанием понятию, которое в своем единстве охватывает различные, даже противоположные стороны. Гегель показывает, что количественные изменения ведут к качественным изменениям, совершаются скачком, прорывом непрерывности. Учение Гегеля о диалектике мышления, о связи и движении понятий, косвенно указывает на содержание и законы развития тех реальных материальных процессов, которые, вопреки учению Гегеля, существуют независимо от познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог «изобрести» диалектику понятий: ее подлинным источником была реальная диалектика вещей в природе и обществе.

Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что она должна включать в себя как то, что отличает явления друг от друга, так и то, что в них одинаково, тождественно. Но в отличие от метафизики, Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга, а являются противоположными моментами бытия, которые соотносятся друг с другом. Когда мы говорим о тождестве, мы подразумеваем различие; когда мы говорим о различии, мы предполагаем тождество.

Гегель противопоставляет метафизическому понятию абстрактного тождества, исключающего различия, диалектическое понятие конкретного тождества, содержащего различия. Концепция абстрактной идентичности предполагает существование неизменных вещей, которые всегда одни и те же. Концепция конкретного тождества, с другой стороны, указывает на то, что всякий вид изменяется, то есть не остается самим собой, всегда одним и тем же, а переходит в другой, этот другой как противоположность, отрицание, содержащее в себе зародыш будущего.

Характеризуя понятие, Гегель справедливо отмечает, что оно не просто общее. Общее, взятое само по себе, вне связи с конкретным, т.е. с тем, что отличает один вид от другого, лишено содержания. В реальной действительности, а следовательно, и в понятии, общее, особенное и единичное также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений. Множественность понятия, чтобы раскрыть единство различных сторон в самой реальности,

Гегель приходит к выводу, что истина истинна лишь постольку, поскольку она содержит в себе единство различных сторон действительности, даже противоположных. В этом смысле Гегель утверждает: не существует абстрактной истины, истина всегда конкретна. Понятие как единство общего, особенного и единичного получает свое необходимое выражение в различного рода суждениях и умозаключениях, которые Гегель представляет как открытие и реализацию творческой силы, присущей «понятию» как внутренней основе всех тех процессов, которые наблюдаются в природе и обществе на протяжении всей истории. Понятие, по Гегелю, — это процесс теоретического мышления, возведенный в абсолют. Деятельность мысли и вся сознательная, целенаправленная, практическая деятельность человека, преобразующая мир, идеалистически трактуется Гегелем как творческое самораскрытие «абсолютной идеи», которая находит в себе все то, что сразу, на поверхности, предстает как развитие природы и общества. Таким образом, признавая развитие и пытаясь дать его картину, Гегель представляет его как процесс познания, происходящий в лоне «абсолютной идеи».

Тождество бытия и мышления — отправная точка философии Гегеля

Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первооснова должна мыслиться как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее всякое различие между ними. Идентичность и различие — это диалектические противоположности, которые неразделимы.

Первоначальное тождество, образующее субстанциальное основание мира, есть, по Гегелю, тождество мышления и бытия, в котором, правда, изначально существует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует только в мышлении. Мышление, по Гегелю, это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимое от человека объективное бытие, первооснова, источник всего сущего.

Мысль, утверждает Гегель, «отчуждает» свою сущность в виде материи, природы, которая является «инаковостью» этой объективно существующей мысли, называемой Гегелем абсолютной Идеей. С этой точки зрения разум — не специфическое свойство человека, а фундаментальная основа мира, из которой следует, что мир принципиально логичен, существует и развивается по законам, присущим мышлению, разуму. Поэтому Гегель рассматривал разум и мышление как абсолютную сущность природы, человека и мировой истории, независимую от человека и человечества. Гегель хочет доказать, что мысль, как субстанциальное бытие, находится не вне мира, а внутри него, как его внутреннее содержание, проявляясь во всем многообразии явлений действительности.

Стремясь последовательно развивать принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как фиксированное, неизменное первобытие, а как постоянно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. Таким образом, абсолютная идея является не только началом, но и развивающимся содержанием всего мирового процесса. В этом смысл знаменитого положения Гегеля о том, что Абсолют следует понимать не только как предпосылку всего сущего, но и как результат, т.е. как высшую ступень его развития. Эта высшая ступень развития «абсолютной идеи» есть «абсолютный дух» — человечество, человеческая история.

Мысль, по сравнению с чувственными восприятиями, является высшей формой познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, что уже не существует (прошлое), и то, что еще не существует (будущее). Сенсорные восприятия напрямую связаны с предметами, с объектами, которые действуют на наши органы чувств; наука обнаруживает, открывает явления, которые мы не можем увидеть, услышать или потрогать. Но как бы ни было велико значение мысли, как бы ни были безграничны возможности теоретического познания, мысль основывается на данных чувственного опыта и невозможна без него. Из-за свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных Гегель не увидел глубокого диалектического единства рационального и эмпирического знания и не понял, как мысль черпает свое содержание из чувственного восприятия внешнего мира. По Гегелю, содержание мысли (содержание науки) — это содержание, присущее ей (только мысли); оно не внешнее, а создано мыслью. Познание, с этой точки зрения, — это не открытие того, что существует вне нас, вне мысли, а открытие, осознание содержания мысли, науки. Следовательно, получается, что мысль и наука познают свое собственное содержание, а познание оказывается самосознанием разума. Наконец, Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческая мысль есть лишь одно из проявлений абсолютной мысли, которая выходит за пределы существования человека — абсолютной идеи, то есть Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов философии Гегеля: все реальное рационально и все рациональное реально.

Логика Гегеля

Основными частями философской системы Гегеля являются Логика, Философия природы и Философия разума, за которыми непосредственно следуют Философия права, Философия истории, Эстетика, Философия религии и История философии. Логика, как следует из исходного положения философии Гегеля, является важнейшей частью его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, с которыми имеет дело логика, являются реальными законами бытия: природы, человеческой истории и познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е. формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышления, Гегель поставил перед наукой логики задачу исследования наиболее общих законов развития знания.

Гегель объясняет логику как учение о сущности всех вещей. Поэтому в «Науке логики» Гегеля, помимо обычных для логики вопросов и понятий, суждений, выводов, рассматриваются и такие вопросы, с которыми формальная логика никогда не имела дела: вопросы о законах самой действительности, о превращении количественных изменений в качественные, о соотношении философских категорий и т.д.

Гегелевская постановка вопроса о диалектической логике является идеалистической, поскольку Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления. Мы можем не соглашаться с гегелевским пониманием объективности форм мысли, но оно содержит глубокое допущение, что различные формы мысли по своей структуре аналогичны отношениям и процессам, имевшим место в объективной реальности.

Понятия, по Гегелю, находятся в постоянном движении, изменяются, «перетекают» друг в друга, меняются. эволюционируют, превращаются в свою противоположность, выявляя присущие им противоречия, которые являются движущей силой их развития. Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к более богатому содержанием понятию, которое в своем единстве охватывает различные, даже противоположные стороны. Гегель показывает, что количественные изменения ведут к качественным изменениям, совершаются скачком, разрывом непрерывности.

Учение Гегеля о диалектике мышления, о связи и движении понятий косвенно указывает на содержание и закономерности развития тех реальных материальных процессов, которые, вопреки учению Гегеля, существуют независимо от познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог «изобрести» диалектику понятий: ее подлинным источником была реальная диалектика вещей в природе и обществе.

Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что она должна включать в себя как то, что отличает явления друг от друга, так и то, что в них одинаково, тождественно. Но в отличие от метафизики, Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно, а являются противоположными моментами сущности, которые соотносятся друг с другом. Когда мы говорим об идентичности, мы подразумеваем различие; когда мы говорим о различии, мы предполагаем идентичность.

Гегель противопоставляет метафизическому понятию абстрактного тождества, исключающего различия, диалектическое понятие конкретного тождества, содержащего различия. Понятие абстрактной идентичности предполагает существование неизменных вещей, которые всегда одни и те же. Концепция конкретного тождества, с другой стороны, указывает на то, что всякое явление изменяется, то есть не остается самим собой, всегда остается одним и тем же, а переходит в другое, это другое как противоположность, отрицание, содержит в себе зародыш будущего.

Характеризуя понятие, Гегель справедливо отмечает, что оно не просто общее. Общее, взятое само по себе, вне связи с конкретным, т.е. с тем, что отличает один вид от другого, лишено содержания. В реальной действительности, а следовательно, и в понятии, общее, особенное и единичное также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений.

Философия духа

Третья часть философской системы Гегеля — философия духа — посвящена созерцанию «абсолютной идеи» на последней стадии ее развития, когда, покидая природу, она «возвращается» к себе как «абсолютный дух», т.е. как «абсолютная идея», преодолевшая свое «отчуждение», упразднившая свое отрицание (природу) и развивающаяся как самосознание человечества в мировой истории. В природе, согласно Гегелю, духовное содержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной формой. Философия разума Гегеля — это идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, о духовном развитии человечества в целом. Поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, в конечном итоге оказывается историей познания и самопознания.

Философия разума состоит из учения о субъективном разуме (антропология, феноменология, психология), учения об объективном разуме (право, мораль, государство) и учения об абсолютном разуме как высшей ступени самопознания «абсолютной идеи» (искусство, религия, философия).

Антропология занимается индивидуальным развитием человеческой личности, взаимоотношениями тела и души, расовыми различиями, разницей в возрасте людей, состояниями здоровья и болезнями человеческого тела, характером, темпераментом и так далее. Характеризуя отличие человека от животного, Гегель, вслед за французскими мыслителями эпохи Просвещения, указывает на первостепенную важность непосредственного хождения, но дает этому факту чисто идеалистическое объяснение. Правильно отмечая, что расовые различия не дают оснований для расизма, Гегель, тем не менее, считает, что расы и нации представляют собой различные ступени самоопределения «абсолютного духа», в силу чего различия между ними в области культурного развития в принципе непреодолимы. Рассматривая возрасты человеческой жизни, Гегель приходит к ошибочному выводу, что бунт индивида против существующих социальных порядков — это юношеское увлечение, которое исчезает с переходом к взрослой жизни. Взрослый, человек, по словам Гегеля, «работает на пользу дела, а не во вред ему, заинтересован в сохранении существующего порядка, а не в его разрушении…».

Гегель прослеживает последующее развитие индивидуального сознания до феноменологии и психологии. Здесь он приходит к выводу, что индивидуальное сознание основано на «объективном духе». Согласно Гегелю, это понятие охватывает правовые и моральные отношения, к которым немецкий идеалист относит семью, буржуазное общество и государство. Таким образом, мораль идеалистически трактуется как внутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но и материальных и политических отношений, различные формы которых рассматриваются как необходимые этапы развития объективного морального духа. Здесь Гегель снова переворачивает фактические отношения с ног на голову. Но гегелевское понимание морали, несомненно, содержит и глубокое предположение об объективном характере ее развития, о связи этого процесса с развитием всей совокупности общественных отношений.

Поскольку сущность духа, по Гегелю, есть свобода, закон определяется как реализация, непосредственное существование свободы. С этой точки зрения закон противопоставляется феодальному деспотизму. Однако Гегель не рассматривает классовый характер правовых отношений как отражение воли господствующего класса. Согласно Гегелю, важнейшим выражением права является частная собственность, которая рассматривается не как особая историческая форма общественных отношений, а как необходимое, субстанциональное воплощение свободы.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

создатель учения о тождестве бытия и мышления. Смотреть фото создатель учения о тождестве бытия и мышления. Смотреть картинку создатель учения о тождестве бытия и мышления. Картинка про создатель учения о тождестве бытия и мышления. Фото создатель учения о тождестве бытия и мышления

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *