создание проблемных ситуаций для решения образовательных задач проблемно диалоговое обучение
Технология проблемно-диалогического обучения.
В современном мире, который динамично развивается, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком и объёмом информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. «Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию. Современное образование должно стать процессом личностного развития».
В жизни нам постоянно приходится решать различные проблемы (куда пойти учиться и работать, какую взять книгу для чтения, что съесть на обед и т.п.). А так как наша жизнь постоянно меняется, то нам приходится решать такие задачи, с которыми мы раньше не сталкивались. Поэтому школа должна готовить учеников к жизни. Объяснять, организовывать закрепление знаний учениками таким образом, чтобы они могли самостоятельно применять полученные знания в жизни.
Для этого в рамках реализации ФГОС целесообразно использовать проблемно-диалогическую технологию. Она одна из наиболее универсальных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
Технология проблемно-диалогического обучения лежит в основе образовательной системы развивающего обучения Л.В. Занкова, системы нового поколения «Школа 2100». Этот проект, выполненный группой академиков РАО А.А. Леонтьевым, Ш. А. Амонашвили, С. К. Бондыревой и рядом ведущих российских учёных – Бунеевым Р. Н., Вахрушевым А. А., Горячевым А. В., Даниловым Д. Д., Ладыженской Т. А. и другими, целиком построен на лучших российских педагогических традициях, исследованиях последних лет и полностью учитывает особенности детской психики и закономерности восприятия. Главная идея образовательной системы – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека. Поэтому я на личном опыте убедилась в результативности проблемно-диалогического обучения.
Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Работая продолжительное время в школе, постоянно задавала себе вопросы:
Все эти вопросы можно решить, если процесс обучения строить на принципах развивающего обучения. Ни от случая к случаю, а систематически готовить уроки в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения. В этом случае объяснение учителем нового материала сменится поиском, решением возникших проблем, выходом из затруднительных ситуаций, самостоятельным выведением правил, свойств и т.д. Создание «коллизий», проблемных ситуаций, организация «затруднения в деятельности», постановка учебной задачи и т.д. методически правильно организованные учителем на уроке, это возможность, предоставленная учителю: учить детей учиться.
Изучение и анализ перечисленного опыта, исходя из собственного опыта, могу сделать вывод: от того, насколько грамотно используется технология проблемно-диалогического обучения в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе
«Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления».
Е.П. Шеболкина
Современные возможности урока (мультимедийный проектор, интерактивная доска, нэтбуки) позволяют сделать уроки более интересными и запоминающимися. Я объединила организацию проблемных диалогов с демонстрацией презентаций, но использую презентации не только как иллюстративный материал для активизации внимания учащихся современными средствами, но и как возможность прийти к открытиям на уроках более легко и свободно. Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Каждый появляющийся новый слайд презентации, либо служит для активизации внимания и мышления учащихся, либо побуждает к выполнению заданий, или идёт как подтверждение правильных ответов и выводов, проверки самостоятельной работы по эталону. Организация проблемных диалогов с использованием презентаций предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к открытию новых знаний на уроках. Их можно организовать разными приемами:
В любых случаях возникает проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением», а дальше – побуждающий диалог.
В этом случае на этапе совместного «открытия» знаний уместно организовать групповую работу учащихся. Работа по микрогруппам в коллективе – одна из лучших и эффективных форм организации деятельности. Очень важна на этом этапе роль учителя. Необходимо обеспечить учащихся групп всем необходимым для поисковой деятельности, дать четкий инструктаж по порядку работы, все заметить и своевременно оценить. Итак, каждая группа получает свое задание, изучает и предъявляет на всеобщее обсуждение
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала. Ещё Сократ говорил: «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».
Для уроков окружающего мира наиболее характерными являются проблемные ситуации с удивлением или затруднением.
Окружающий мир, 2 класс.
Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне?
Ученики: Очень мало, почти нет.
Учитель: Давайте посмотрим презентацию «Цветение растений пустыни в апреле».
Обучающиеся испытывают удивление. Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из презентации? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?
Русский язык, 3 класс.
– Подберите проверочные слова: мороз, порог, образ.
– Каким способом вы проверяли написание этих слов? (изменяли форму слова так, чтобы в конце после согласного был гласный.)
– А теперь запишите слова: вестник, тростник, сердце. Каким способом вы их проверите? (таким же).
– Какие буквы требовали проверки? Вы смогли их проверить данным способом? (нет).
– Смогли вы выполнить задание? Почему? (не знаем способа проверки.)
– Сформулируйте тему урока.
Чтение: 1 класс.
Знакомимся с ироническим отношением автора к герою в произведениях К.И. Чуковского «Федотка», Е. Чеповецкого «Болезнь Пети…». Мы встречаемся с фразеологизмами и с образами преувеличения в них.
– Кто напомнит нам, что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов, применяемые нами в жизни). Для чего нам нужны фразеологизмы?
Задание от словаря фразеологизмов.
По командам на компьютере открываем картинку, на которой изображён фразеологизм. Какие фразеологизмы мы можем взять для наших героев, соотнесите иллюстрацию и фразеологизм.
Происходит обмен мнениями, обучающиеся приходят к выводу, как и зачем мы используем в нашей жизни фразеологизмы.
При использовании метода – побуждающий диалог, ставится цель: стимулировать учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и обозначению проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. После окончания диалога мы вместе делаем вывод, потом учащиеся проверяют правильность своих выводов по учебнику. Снова ситуация успеха.
Организация проблемных диалогов с использованием презентаций оживляет работу учащихся и предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к «открытиям» новых знаний на уроках, что обеспечивает ситуацию успеха практически для каждого ребенка. Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.
Данная технология является:
Консультация для педагогов на тему «Проблемно-диалогическое обучение в ДОУ»
Ирина Бочарникова
Консультация для педагогов на тему «Проблемно-диалогическое обучение в ДОУ»
Консультация для педагогов на тему:
»Проблемно-диалогическое обучение в ДОУ»
«Если я слышу, то скоро забываю;
если я вижу, то помню долго;
если я чувствую – понимаю…».
Образовательные учреждения перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт. В его основу положена принципиально новая идеология. Задачей педагогов является воспитание человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Целью и смыслом современного образования становится развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности. В связи с этим внимание педагогов активизируется на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие дошкольников. Одной из таких технологий является технология проблемно-диалогического общения.
Диалог – (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами. Постановку проблемы и поиск её решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
Проблемно-диалогическая технология является:
• Результативной, обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности.
• Здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки детей за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому педагогу.
Главное условие применения данной технологии: систематическое проведение специальных диалогов (упражнений, направленных на усвоение программного материала. От того, насколько грамотно используется технология проблемно-диалогического обучения, зависит дальнейшее успешное обучение ребёнка в школе.
Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на занятии.
Технология проблемно-диалогического общения – это метод введения новых знаний. Основными целями проблемно-диалогического обучения является приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности и развитие познавательных и творческих способностей ребёнка.
Проблемно-диалогическая технология:
Всегда направлена на результат;
• Дети активно вовлечены в процесс на протяжении всей деятельности;
• Вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
• Учит обобщать, группировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
• Способствует развитию познавательной активности;
• Предупреждает появление формализма, бездумности;
• Более прочное усвоение знаний;
• Делает деятельность детей более привлекательной
Для успешного применения данной технологии необходимо выполнение следующих основных условий:
• Снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;
• Восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка;
• Владение педагогом технологией организации предметного диалога
• Основные психологические условия для успешного применения проблемно-диалогического общения:
• Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
• Быть доступными для воспитанников;
• Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
• Задания должны быть таковыми, чтобы дети могли выполнить их, опираясь на уже имеющийся опыт
Для успешного применения данной технологии необходимо, чтобы была создана проблематизатиция учебного материала, активность ребёнка и обеспечение связи обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.
Способы создания проблемных ситуаций:
• Анализ фактов и явлений;
Методика создания проблемных ситуаций:
• Педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
• Сталкивает противоречия практической деятельности;
• Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
• Предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
• Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
• Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
• Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
• Ставит проблемные задачи (например,: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Постановка проблемной задачи и процесс решения её происходит в совместной деятельности педагога и детей. Педагог увлекает детей в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Педагог ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретённых знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путём рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.И это вполне закономерно: всё в мире человек узнаёт через сравнение. Благодаря сравнению ребёнок лучше познаёт окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что даёт возможность по новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства.
Компетентности дошкольников, формирующиеся при применении проблемного диалога:
• Организационные – умение решать проблемы.
• Коммуникативные – вести диалог.
• Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы.
• Оценочные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации
Прикреплённые файлы:
Консультация для педагогов ДОУ «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ» Подготовил: инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 68 Ермакова С. Н. Инновационные технологии в образовании, что это такое? Инновация.
Консультация для педагогов «Обучение с использованием ФЭМП» В процессе ФЭМП у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. К практическим.
Консультация для педагогов ДОУ на тему «Совместная деятельность с дошкольниками» Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Совместная деятельность с дошкольниками по формированию начальных представлений о здоровом образе.
Консультация для педагогов «Обучение дошкольников с ОНР использованию фразеологических оборотов» «Обучение дошкольников 6-7 лет с ОНР 3 уровня использованию фразеологических оборотов посредством дидактических игр и упражнений» Фразеологические.
Консультация для педагогов «Обучение игре на флейте: Истории о Флейте» Обучение игре на флейте: ИСТОРИИ о ФЛЕЙТЕ С чего начать? Чаще всего обучение игре на музыкальном инструменте мы представляем, как тяжёлый.
Консультация для педагогов «Понятие адаптации ребенка к ДОУ и причины неготовности ребенка к ДОУ» Воспитатель: Горина М. В. Прежде чем обозначить причины неготовности ребенка к условиям детского сада, рассмотрим понятие адаптации ребенка.
Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.
Консультация для педагогов на тему «Перфокарты» Консультация на тему:»Перфокарты» Составила: Крейнерт Эльвира Алексеевна, воспитатель. В современных условиях быстро меняющейся жизни.
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Подготовила воспитатель- Прасолова Елена.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПРБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области «Нефтегорский государственный техникум»
В статье рассматривается сущность проблемно – диалогического обучения в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС СПО .
Термин « интерактивные технологии» появился относительно недавно, в начале 90-х годов, когда в пространстве педагогики стали интенсивно осваиваться смежные науки. Данное определение появилось от термина «интерактивность», заимствованного из социологии. Появления термина «интерактивные технологии» или «интерактивное обучение связано различными версиями.
Интерактивные формы обучения строятся на взаимной связи между обучающимися и преподавателем. Данные формы позволяют быстро оценить действия, результаты и их последствия, а также получить полную информацию о необходимости внесения дополнений и изменений в методическое обеспечение учебного процесса.
Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами группы того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому ученику.
Непосредственное взаимодействие, при котором все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте.
Индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик должен изучить предлагаемый материал и нести ответственность за помощь остальным (более способные ученики не выполняют чужую работу).
Развитие навыков совместной работы, то есть ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, расспрашивание).
Оценка работы, при которой выделяется специальное время, когда группа оценивает успешность своей работы.
В соответствии с ФГОС СПО, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся мною внедряются следующие интерактивные технологии :
Работа в группах по 2-3 человека
Проблемно-диалогический метод. Моделируется проблемная ситуация для обучающихся, и предполагается, что они найдут новый способ её решения с помощью диалога между собой и преподавателем.
Эвристическая беседа. Преподаватель не сообщает обучающимся готовые задания, а верно поставленными вопросами позволяет им на основе имеющихся знаний подойти к новым.
Урок с использованием мультимедийных средств.
Существует множество интерактивных технологий. Их многообразие обусловлено сложностью процесса обучения, и отсутствием универсальных методик подходящих для каждого обучающегося и для каждой задачи, стоящей перед преподавателем и обучающимися.
Проблемно диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися с помощью диалога, который специально организовывает преподаватель. В сложном прилагательном «проблемно диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.
Данная образовательная система разработана и апробирована Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т. А., Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., Мельниковой Е. Л.
Цель применения технологии проблемного обучения : научить обучающихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Для достижения этой цели надо решать следующие задачи :
Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.
Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.
Проблемное обучение целесообразно применять:
— когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,
— когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),
— когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени
Применение технологии проблемно-диалогического обучения на практике, позволяет формировать у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.
Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Диалоги имеют разную структуру, они обеспечивают разную структуру и развивают, совершенно, разные стороны психики обучающихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать творчески.
На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала преподавателем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы обучающимися. На этапе поиска решения преподаватель побуждает обучающихся выдвинуть и проверить гипотезы.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активно развивает логическое мышление обучающихся. На этапе постановки проблемы преподаватель пошагово подводит обучающихся к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.
На проблемно диалогических уроках преподаватель сначала посредством диалога помогает обучающимся поставить проблему, т.е. сформулировать тему занятия. Тем самым, у обучающихся вызывается интерес к новому материалу. Затем преподаватель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения. При этом достигается четкое понимание материала обучающимися, ибо невозможно не понимать то, до чего додумался лично.
Рассмотрим применение технологии на примере урока в группе по профессии Автомеханик.
Тема: Устройство и принцип работы системы охлаждения
В начале урока преподаватель доводит до сведения обучающихся, что урок будет проходить в форме работы с жизненным ситуациями и поиском их решения. В конце урока каждый получит оценку. Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих обучающихся к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
После полученной информации, обучающиеся делятся на 2 группы.
Каждой группе предлагается прослушать жизненную ситуацию №1
Сергей сменил моторное масло в двигателе, залил масло, поставил новые свечи и поехал на машине в город.
Погода стояла жаркая, около плюс 30 градусов. На полпути в город Сергей заправил автомобиль на АЗС и поехал дальше. Вскоре он почувствовал, что двигатель как-то не так работает: на подъемах стали появляться стуки; автомобиль снижает скорость, стрелка указателя температуры поползла вправо, дальше, чем обычно; упало давление масла; постоянно горит сигнальная лампа о падении давления масла. Когда он приехал в город, поставил автомобиль и выключил зажигание. Но, к его большому удивлению, двигатель продолжал работать как-то странно: обороты коленчатого вала были небольшие и неравномерные, появилась вибрация, от которой тряслась вся машина и слышны хлопки. Через несколько секунд двигатель наконец-то остановился. Когда Сергей открыл капот двигателя, то он увидел пустой расширительный бачок со следами вытекшего «Тосола», проверил уровень масла и увидел, что в картере уровень масла был значительно ниже, чем утром.
На размышление даётся 5 минут. После чего, ведется организационная дискуссия по заданным вопросам, в ходе которой обучающимся предлагается найти на них ответы.
В том случае, если, кто-то из обучающихся, в ходе обсуждения выдвигает верную версию, преподаватель обозначает её как правильную в самом конце.
Если не в одном из ответов нет полностью верной версии, но есть правильные элементы, то в конце обсуждения, преподаватель интегрирует правильную версию.
Преподаватель объясняет тему. Обучающие делают запись в тетради.
Таким образом, технология проблемно-диалогического обучение обеспечивает следующие образовательные результаты:
Регулятивные: умение решать проблемы.
Коммуникативные: умение вести диалог.
Познавательные: извлекать информацию, делать выводы.
Личностные: в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации.
Список источников информации
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2012.
Арстаков М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение. – А. – А.: Мектеп, 1980.
Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения обучения. М.: Народное образование, 1996. 160 с.
Педагогические технологии. Под редакцией В.С. Кукушкина. 2010г.
Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Воронеж, 1998.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007