создание мотивирующей среды обучения
Создание мотивирующей среды (сценарий педсовета)
Предлагаемый педсовет проводится в начале учебного года и призван проанализировать существующую ситуацию в ОУ (ведущие мотивы участников образовательных отношений) и наметить пути решения вопроса о достижении высокого качества образования через повышение их мотивации. Средством такого повышения будет создание мотивирующей среды ОУ. Данный педсовет – начальный этап реализации проекта по созданию среды, который будет продолжен детальной разработкой, реализацией мероприятий и оценкой результативности.
Просмотр содержимого документа
«Создание мотивирующей среды (сценарий педсовета)»
Сценарий педагогического совета на тему «Как мотивировать участников образовательных отношений, чтобы достичь высокого качества образования»
Предлагаемый педсовет проводится в начале учебного года и призван проанализировать существующую ситуацию в ОУ (ведущие мотивы участников образовательных отношений) и наметить пути решения вопроса о достижении высокого качества образования через повышение их мотивации. Средством такого повышения будет создание мотивирующей среды ОУ. Данный педсовет – начальный этап реализации проекта по созданию среды, который будет продолжен детальной разработкой, реализацией мероприятий и оценкой результативности.
Цель: проанализировать мотивацию участников образовательных отношений и выявить возможности её изменения для достижения высокого качества образования
— актуализировать теоретический материал по темам «Мотивация», «Качество знаний», «Мотивирующая среда»;
— проанализировать ведущие мотивы участников образовательных отношений и их роль в повышении качества образования;
— определить необходимые шаги по созданию в ОУ мотивирующей среды как средства достижения высоких образовательных результатов.
— информационные ресурсы (теоретический материал)
— временные ресурсы (продолжительность основной части педсовета не более 1,5 часа)
— материально-технические (оргтехника, помещение)
— педагогический коллектив ОУ (из коллектива педагогов выделяется группа педагогов-родителей, чьи дети обучаются в данном ОУ);
— представители ученического самоуправления;
— представители социальных партнеров ОУ.
Связь мотивации и качества образования (теоретические выступления педагога-психолога и заместителя директора по УВР)
Ведущие мотивы участников образовательных отношений МБОУ СОШ (аналитическая деятельность в подгруппах)
Проектирование мотивирующей среды (разработка и обоснование конкретных предложений в подгруппах)
Педагогом-психологом и заместителем директора по УВР подготавливается соответствующий теоретический материал.
Классными руководителями проводится анкетирование учащихся и родителей.
Организуется анкетирование педагогов, членов администрации, социальных партнеров ОУ.
Проводится предварительное обобщение результатов анкет по группам участников образовательных отношений: обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагоги и администрация ОУ, социальные партнеры ОУ.
Директор школы: Каждому педагогу хочется работать качественно, каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребенка. А что такое «качество образования» сегодня? От чего оно зависит? Довольны ли все участники образовательных отношений уровнем качества образования? Как улучшить эту характеристику образовательной деятельности?
Педагог-психолог: выступление «Мотивы в образовательном процессе» (Приложение 1.)
Заместитель директора по УВР: Вопросы мотивации в образовательных отношениях касаются не только обучающихся и педагогов, но и родителей, общественности. Предлагаю проанализировать результаты анкетирования разных категорий участников образовательных отношений нашей школы по вопросам качества образования и мотивации, которая на него влияет. (Приложение 2. «Анкета «Качество образования и мотивация, влияющая на него») Четырем группам участников предлагаются результаты анкетирования и задание: дополнить при необходимости список и построить рейтинг наиболее популярных ответов. По окончанию работы групп на экран выводятся списки и ведущий выделяет сходства и различия между ответами разных групп, педагог-психолог делает попытку построить единую иерархию мотивации участников образовательного процесса.
Заместитель директора школы по УВР: Одним из способов повышения мотивации всех участников образовательного процесса является создание мотивирующей (мотивационной) образовательной среды. Мотивационная среда — это среда, обладающая комплексом стимулирующих факторов (материальных, организационных, психологических, педагогических, технологических), определяющих высокую мотивацию (систему внутренних побуждений к действию) всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, администрации, родителей, социальных партнеров ОУ), обеспечивающую повышение качества образования. Создание мотивационной среды школы означает насыщение образовательного пространства и самого образовательного процесса мотивирующими факторами, стимулирующими активность субъектов образования и обеспечивающими качество образования.
Мотивирующая образовательная среда (МОС) – это образовательная среда творческого типа, оказывающая влияние на активизацию имеющихся у учащихся мотивов учения, предоставляющая возможности достижения учебной цели, эмоционального подкрепления актуализированных мотивов в результате достижения цели и становления на их основе новых. Роль компонентов МОС в развитии учебной мотивации
Условия проявления естественных мотивов любопытства и любознательности за счет внешней привлекательности, необычности, неожиданности объектов и средств деятельности. Порождение мотивов самореализации представлением свободы пространственного и предметного выбора
Социальный компонент (человеческий фактор)
Условия проявления социальных мотивов за счет создания ситуаций: взаимопомощи, партнерства в удовлетворении образовательных потребностей.
Предоставление возможности «заражения» познавательными интересами и ценностями
Технологический (психодидактический) компонент
Обеспечение возможности переноса мотивов на учение с сопряженной деятельностью. Создание условий подкрепления мотивов учения через ситуации успеха, достижения
Членам групп предлагается посовещаться и заполнить таблицу, представить результаты обсуждения вопроса «Какие мероприятия и шаги необходимо предпринять для реализации проекта по созданию МОС?» с учетом информации по анкетированию. Необходимо предложить хотя бы одно мероприятие.
Что необходимо добавить или изменить в ОУ
Предполагаемое влияние на уровень качества образования
Социальный компонент (человеческий фактор)
Технологический (психодидактический) компонент
Члены группы выступают со своими предложениями, проводится коллективное обсуждение и выделение наиболее реальных и действенных шагов. По результатам обсуждения выносится решение педсовета о реализации конкретных мер по проектированию мотивирующей образовательной среды, которая будет способствовать повышению мотивации участников образовательного процесса на достижение высокого качества образования, определяется круг задействованных в реализации лиц (творческая группа по подготовке и реализации проекта создания мотивирующей образовательной среды), необходимые ресурсы. Творческой группе будет поручена разработка дорожной карты проекта.
Результативность педсовета обеспечивается вовлечением всех заинтересованных лиц в обсуждение и принятие решений, что приведет к формированию общей ответственности за результаты работы. Критериями результативности станут реальные результаты по достижению более высокого уровня образования после реализации проекта по созданию мотивирующей образовательной среды. Инструментом оценки результатов работы станет традиционное анкетирование в конце учебного года «Степень удовлетворенности участников образовательного процесса».
Мотивы в образовательном процессе
Основной отечественной научной разработкой в области проблем мотивации является созданная А. Н. Леонтьевым теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, согласно которой мотив понимается как опредмеченная потребность, обладающая смыслообразующей функцией. Мотив – это побуждение, потребность, цель, намерение, свойства личности, состояния (https://studme.org/88240/pedagogika/tehnologii_aktualizatsii_motivatsionnogo_potentsiala_obrazovatelnoy_sredy). Если говорить об обучающихся, то для повышения качества образования важную роль играет учебная мотивация, которая характеризуется направленностью, устойчивостью и динамикой. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы, успешность, ориентация, притязания). Если мотивация будет очень глубокой, то учеников с такой мотивацией, намного легче учить. У них начинают более активно протекать мыслительные процессы, им становится интересен материал, они эффективнее и быстрее воспринимают информацию. Ученик вырабатывает потребность в информации и знаниях.
Как для обучающихся, так и для педагогов важнейший стимул – мотивация самореализации включает:
– мотив достижения (потребность в достижении своей цели, в самореализации и самоутверждении, стремление быть признанным);
– широкие социальные мотивы (осознание общественной значимости, мотивы морального долга);
– мотив общения (стремление к продуктивному сотрудничеству, к созданию полноценного эмоционального фона в общении).
Одним из основных видов мотивации выступает мотивация достижения, определяющая стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества везде, где есть возможность проявить свое мастерство и способности. Принципиально важным является то, что мотивация достижения тесно связана с такими качествами личности, как инициативность, ответственность, добросовестное отношение к труду, реалистичность в оценках своих возможностей при постановке задач и т.п.
Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Другими словами, все люди обладают способностью быть заинтересованными в достижении успеха и тревожиться по поводу неудачи. Однако каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи – с тревожностью и защитным поведением.
Судьба человека и его положение в обществе, а также профессиональные или учебные достижения во многом зависят от того, доминирует у него мотивация достижения успеха или мотивация избегания неудач. Замечено, что люди, у которых сильнее выражено стремление к достижению успехов добиваются в жизни большего, чем те, у кого оно выражено слабо или отсутствует. Мотив достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Мотивация избегания неудачи рассматривается как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для личности, с преобладанием мотивации избегания неудач, главное не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, ее полного или частичного недостижения. Соответственно и педагог, у которого доминирует мотивация достижения успеха творчески подходит к решению профессиональных задач, рефлексирует полученные результаты, осознает и локализует причины успеха или неудачи в своей работы (в данном случае – это преобладание внутреннего локуса контроля), намечает пути развития и саморазвития и т.д.). Педагог, со сформированной мотиваций избегания неудач (низким уровнем мотивации достижений) будет оперировать в своей деятельности освоенными в процессе обучения способами ее осуществления, чаще всего репродуктивными, видит причины неудач во внешних обстоятельствах (внешний локус контроля), а, следовательно, не осознает необходимости саморазвитии и самосовершенствовании.
Мотивация самоактуализации, саморазвития и самореализации педагога включает в себя всестороннее и непрерывное развитие его творческого и духовного потенциала, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности.
Мотивационная сфера личности динамична, она тесно связана с эмоциями и влияет на них. И наоборот, эмоции могут обусловливать силу, длительность и устойчивость мотивации. Мотивационная сфера определяет волю человека, и взаимоформирует эмоционально-волевую сферу его личности.
Механизмом формирования мотивационной сферы личности является: осознание потребности, ее стимула – трансформирование потребности в мотив – осознание мотива. Сила мотива является показателем непреодолимых стремлений личности. Она оценивается по глубине осознания потребностей и по интенсивности мотива. (Кулмышева Г.К., Орманова З.К., Джексенбаева К.О., Жунисбекова Ж.А. Мотивационная сфера педагога как фактор успеха педагогической деятельности // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-2. – С. 200-204;)
Анкета «Качество образования и мотивация, влияющая на него»
Прочтите вопрос и выберите 3 варианта ответа
Что для Вас значит «высокое качество образования»?
— отметки «4» и «5» по образовательным предметам;
— успешная сдача ГИА;
— получение аттестата особого образца по итогам обучения;
— успешное поступление в вуз;
— хорошие и отличные знания по предметам, межпредметные умения и навыки;
— высокий уровень сформированности личностных качеств обучающихся;
— гармонично-развитая и социально-активная личность выпускника.
2. Что способствует достижению высокого качества образования?
— задатки и способности обучающихся;
— большой труд по освоению образовательных программ;
— личные качества обучающихся;
— интерес и желание учиться;
— качественная работа педагогов, их заинтересованность результатом;
— интересные, новые формы и методы преподавания, организации деятельности ОУ;
— материально-техническое оснащение образовательного процесса;
— заинтересованность и поддержка родителей обучающихся;
— участие общественности, организаций-партнеров в образовательном процессе;
3. Вопрос для обучающихся Вы приходите в школу для того чтобы получать знания, получать хорошие отметки, получить аттестат, получить образование и поступить в вуз, получить аттестат особого образца и медаль, потому что так хотят родители, потому что все ходят в школу, потому что в школе интересно, потому что в школе можно пообщаться с друзьями, в школе можно участвовать в различных творческих и спортивных мероприятиях, у нас красивая и уютная школа _____________________________________________________?
4. Вопрос для педагогов Каковы главные мотивы Вашей педагогической деятельности?
— я хочу давать знания молодому поколению;
— я хочу добиться высоких результатов в своей работе (победители олимпиад, медалисты, высокий балл по ОГЭ и ЕГЭ);
— профессия педагога – уважаемая профессия;
— моя профессия обеспечивает меня материально;
— я получаю моральное удовлетворение от общения с коллегами единомышленниками;
5. Вопрос для родителей Как родители могут повлиять на качество образования?
— родители помогают обучающимся выполнять домашнее задание;
— родители интересуются образовательным процессом, участвуют в мероприятиях;
— родители беседуют с детьми о важности образования и перспективах;
— родители стимулируют и поощряют образовательные достижения обучающихся;
— родители контролируют отметки и наказывают за плохую успеваемость;
— родители поддерживают своего ребенка и гордятся его успехами;
6. Вопрос для представителей общественности и организаций-партнеров
Как общественность и организации-партнеры могут повлиять на качество образования?
— давать высокую оценку образовательным достижениям обучающихся;
— участвовать в образовательном и воспитательном процессах;
— пропагандировать важность высоких образовательных результатов;
— материально стимулировать высокие достижения обучающихся;
Мотивирующая образовательная среда, как система условий развития детей
Елена Петрова
Мотивирующая образовательная среда, как система условий развития детей
Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т. к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, где они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно организована развивающая предметно-пространственная среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.
В ряде нормативных документов регулирующих деятельность дошкольных организаций прописаны требования к сохранению и развитию здоровья воспитанников. Так в Федеральном законе «Об Образовании» говорится, что образовательная организация обязана создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Одним из ключевых условий создания мотивирующей среды является создание у воспитанников чувства безопасности, во все время пребывания в дошкольной организации, безопасности как физической, так и психологической. Тем самым повышается качество жизни воспитанников, обеспечивается целостность социального и личностного развития.
В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир. При взаимодействии со взрослыми, психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды,для которой характерны:
-отсутствие необоснованных запретов;
-продумана последовательная система требований и правил взаимодействия;
-отсутствие психологического давления со стороны взрослого;
-возможность выбора деятельности.
Среда создается только в результате деятельности, а освоение её субъектом осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаимодействий.
Воспитательно-образовательная система нашего детского сада включает развитиеширокого круга детских интересов и форм деятельности: элементарные формы бытового труда и самообслуживания, конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, разнообразные формы продуктивной деятельности, занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, различные формы эстетической деятельности, элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и ролевая игра.
Развивающая предметная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное, мотивирующее средство обогащения развития специфических детских видов деятельности в дошкольный период жизни ребенка.
Изучая вопрос организации развивающей среды и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, мы для себя определили функции развивающей среды. Предметно-развивающая среда должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов, а так же физическому развитию ребенка.
Содержание мотивирующей развивающей предметно-пространственной средыдолжно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры:
— её основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
— она учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок, индивидуально оформленные, обеспеченные достаточным количеством оборудования и материалов);
— также учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает «зоны приватности»— специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка-автобус, дидактические игры;
— среда учитывает и индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка, тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;
— учитывает возрастные и поло ролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.
Значение имеет и мотивационная функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а отрицательно влияет на ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Созданная нашим коллективом мотивирующая развивающая предметно-пространственная среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, принимать самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Мотивирующая РППС в соответствии с ФГОС ДО,должна иметь следующие качества:
Насыщенность среды,она должна соответствовать:
-возрастным возможностям детей;
Трансформируемость пространства,которая осуществляется в зависимости:
-от образовательной ситуации;
-от меняющихся интересов детей.
Полифункциональность материалов, которая предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
Вариативность средыпредполагает следующее:
— наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения;
-разнообразие игр, материалов, игрушек, оборудования обеспечивающего свободный выбор детей;
-периодическую сменяемость игровых материалов, появление новых предметов для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.
Доступность среды определяется:
-доступностью для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
-свободным доступом детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности.
Безопасность среды предполагает:
— соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Мотивирующая среда нашего дошкольного образовательного учреждения способствует своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка. Её содержание построено в соответствии с основными элементами социальной культуры, она мобильна и динамична.
Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.
Образовательная среда «Зона экспериментального развития» Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад № 5 «Родничок» Воспитатель: Денисова Ольга Николаевна I категории «Зона.
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.
Креативная образовательная среда как современное педагогическое пространство В XXI веке общество совершило переход в информационную стадию своего развития, при этом система образования явила собой непрерывный процесс,.
Образовательная, развивающая среда имеет огромное значение для развития детей дошкольного возраста «Макеты уголка природы» Животные Африки. С помощью этого макета я воспитываю у детей уважение к животному миру. Дети могут рассмотреть поверхность саванны, некоторых.
Предметно-развивающая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста 5–6 лет Придя работать в детский сад, я задалась вопросом: «Как предметно-развивающая среда влияет на развитие речи ребенка в детском саду?». Чтобы.
Социальная ситуация развития как одно из условий формирования психики дошкольника Социальная ситуация развития как одно из условий формирования психики дошкольника. Понятие «Ситуация социального развития»(с. с. р.) ввел Л. С. Выготский.
Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.
Информационно-образовательная среда МБДОУ как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов Тема: «Информационно-образовательная среда МБДОУ как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов». Автор: Степанова.