создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса

ОТВЕТЫ на тесты по курсу ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Книга Вопрос 1 Выберите несколько правильных ответов. По Б. Г. Ананьеву к видам психологического эксперимента относятся

Выберите один или несколько ответов:

a. предполагает обратную связь

b. проходит в специфически неформальной среде

c. предполагает активность и/или обмен опытом

d. обучение осуществляется на базе опыта

e. подходит для молодой аудитории

f. требует мало финансовых затрат

g. не требует специально-оборудованной аудитории

Выберите один ответ:

c. «неформального отношения»

d. «кто заказчик, тот и прав»

Выберите один ответ:

c. «неформального отношения»

d. «кто заказчик, тот и прав

04. Групповая работа в процессе использования метода бизнес-тренинга строится по трем основным линиям:

Выберите один или несколько ответов:

a. групповая динамика

b. активизация коллективного мышления

c. работа по содержанию

d. индивидуальная работа

e. активизация физического опыта

05. Эти методы работы бизнес-тренинга направленные на постановку, анализ, решение проблем…

Выберите один ответ:

a. методы содержательной работы группы

b. методы качественной работы группы

d. методы координатора

06. Эти методы работы бизнес-тренинга используются для раскрытия причинно-следственных связей, анализа процессуальных характеристик в группе внутренней структуры и взаимосвязей, планирования, развития и ускорения динамических процессов в группе…

Выберите один ответ:

a. методы содержательной работы группы

b. методы качественной работы группы

c. методы структурирования

d. методы координатора

07. Эти методы работы бизнес-тренинга направленные на формирование структуры группы и проводимых интервенций …

Выберите один ответ:

a. методы содержательной работы группы

b. методы качественной работы группы

c. методы структурирования

d. методы координатора

08. Эти методы работы бизнес-тренинга направленные на определение позиции психолога и его роли

Выберите один ответ:

a. методы содержательной работы группы

b. методы качественной работы группы

c. методы структурирования

d. методы координатора

09. «Раскрой» тренинга: К—Р—И расшифровывается:

Выберите один ответ:

01. Это передача организацией на договорной основе каких-либо, как правило, непрофильных, функций стороннему исполнителю (организации или физическому лицу), который является специалистом в данной области и обладает соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами.

Выберите один ответ:

d. Лизинг персонала

02. Это технология поиска и подбора персонала высококвалифицированных специалистов, которая заключается в выходе на конкретного специалиста и убеждении его в целесообразности перехода в организацию заказчика.

Выберите один ответ:

d. Лизинг персонала

03. Это когда компания переводит часть своих работников в штат другой организации, при этом сотрудники продолжают работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности.

Выберите один ответ:

d. Лизинг персонала

04. Это управленческая технология, позволяющая обеспечить бизнес-процесс компании необходимыми трудовыми ресурсами на определенное время, используя услуги сторонней организации.

Выберите один ответ:

05. Это услуга в сопровождении, ориентации на рынке труда, психологической поддержке и в конечном итоге трудоустройстве сокращенного или уволенного работника.

Выберите один ответ:

d. Лизинг персонала

06. При оценке относительно стратегий развития организации прежде всего необходимо определить степень готовности персонала к осуществлению предстоящих организационных изменений. При этом необходимо ответить на вопросы:

Выберите один или несколько ответов:

a. готовы ли сотрудники к индивидуальным изменениям?

b. готовы ли они к напряженной работе по проведению организационных изменений?

c. обладают ли они необходимыми для предстоящей работы знаниями и умениями?

d. хватит ли у организации финансов на необходимые изменения?

e. достаточной ли квалификацией обладает консультант?

f. готов ли руководитель освободить занимаемое место?

07. Это особый вид консультирования, главная задача которого – создать условия прямого диалога сотрудников организации с представителем того или иного уровня управления или специализированного подразделения.

Выберите один ответ:

d. Индивидуальное консультирование

08. Этот вид как правило, используются в том случае, когда в организации нет серьезных проблем, персонал работает стабильно, его главная задача – рассказать более подробно о каком-то аспекте деятельности.

Выберите один ответ:

d. Индивидуальное консультирование

09. Это самостоятельная форма кадрового консультирования, основная задача которой – создание нового состояния группы, в котором проблемы участников получают новое освещение.

Выберите один ответ:

d. Индивидуальное консультирование

10. ____ помогает клиенту, однако руководство организации не предполагает, чтобы он широко касался социальных и поведенческих аспектов процесса изменения в организации.

Выберите один ответ:

a. Консультант по ресурсам (эксперт)

b. Консультант по процессу

c. Консультант по найму

d. Консультант по финансам

11. ____ является активно действующим субъектом изменений в организации, он пытается научить клиента решать свои проблемы, передавая методы, прогнозируя последствия изменений, подходы к оценке, чтобы организация сама могла в дальнейшем проводить диагностику и устранять (решать) собственные проблемы.

Выберите один ответ:

a. Консультант по ресурсам (эксперт)

b. Консультант по процессу

c. Консультант по найму

d. Консультант по финансам

12. Является одним из древнейших механизмов психологического воздействия и представляет собой неосознаваемую подверженность определенным психическим состояниям.

Выберите один ответ:

13. Форма межличностного воздействия, при котором происходит передача эмоций, мыслей и форм поведения, причем человек принимает их некритично, в готовом виде.

Выберите один ответ:

14. Представляет собой воспроизведение индивидом черт и способов демонстрируемого поведения.

Выберите один ответ:

Выберите один ответ:

02. Ответьте, верно ли утверждение: «Коуч не учит своего клиента, как делать»

Выберите один ответ:

03. Улучшенная с помощью коучинга производительность, повышенные энтузиазм и удовлетворенность работой нужна для…

Выберите один ответ:

04. Улучшенные с помощью коучинга коммуникация, мотивация, делегирование, уполномочивание подчиненных, планирование и навыки мониторинга нужны для…

Выберите один ответ:

05. Ответьте. верно ли утверждение: «Коуч всегда работает со стремлением и вниманием поочередно: сначала визуализируя цель, потом уделяется внимание следованию к цели намеченным курсом»

Выберите один ответ:

Выберите один ответ:

b. Анализ реальности

c. Поиск возможностей

d. Принятие решения

e. Конкретные действия

Выберите один ответ:

c. Поиск возможностей

d. Принятие решения

e. Конкретные действия

Выберите один ответ:

b. Анализ реальности

c. Поиск возможностей

d. Принятие решения

e. Конкретные действия

Выберите один ответ:

b. Анализ реальности

c. Поиск возможностей

e. Конкретные действия

10. В этом виде коучинга коуч помогает руководителю осознать свои истинные цели, причины удач и неудач, определить направление развития личности руководителя и, как следствие, организации в целом.

Выберите один ответ:

b. групповой коучинг (корпоративный)

c. внутренний коучинг

11. Этот вид коучинга направлен на работу с изменениями в организации, планирование и внедрение изменений.

Выберите один ответ:

b. групповой коучинг (корпоративный)

Источник

«Техника «соглашение» как тематический инструмент развития социально – эмоционального мышления детей и культуры класса»

Просмотр содержимого документа
««Техника «соглашение» как тематический инструмент развития социально – эмоционального мышления детей и культуры класса»»

Наименование проекта: «Техника «соглашение» как тематический инструмент развития социально – эмоционального мышления детей и культуры класса».

Разработчик проекта: Клабукова Анна Сергеевна

Участники проекта:ученики 1 класса

Проблема: не всем детям одинаково легко даётся адаптация в новом коллективе и на новом месте. При поступлении в 1 – ый класс очень часто дети испытывают дискомфорт, т.к. сложно привыкнуть к новому коллективу. Так же некоторые дети на этом фоне развивают в себе неприятные чувства и ассоциации по отношению к школе и к новому коллективу;
новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающих такую ключевую компетенцию, как умение самостоятельно добывать, анализировать и обобщать информацию, то есть самостоятельно учиться, а после применять полученные знания в жизни, стремиться к самосовершенствованию.

Цель проекта:Создать условия для развития личностного потенциала младших школьников на воспитательных занятиях (внеурочная деятельность).

Познакомить школьников с многообразием эмоций.

Развивать умение выражать и распознавать эмоции (радость, злость, грусть, страх, удивление, интерес) у себя и других людей.

Расширять эмоциональный словарь школьников.

Создавать условия для понимания эмоциональной обусловленности поведения и причин возникновения эмоций.

Формировать у школьников основы саморегуляции и произвольной регуляции поведения.

Способствовать развитию эмпатии, пониманию других людей и оказанию им эмоциональной поддержки.

Развивать способность к децентрации — умению видеть ситуацию с точки зрения другого человека.

Формировать представления о морально-этических нормах и правилах поведения.

Познакомить детей с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях, развивать их коммуникативные навыки.

Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в классе.

Содействовать социальной адаптации младших школьников.

В наше время в обществе происходят бурные изменения. Ребенок вынужден реагировать на них, и часто он бывает к этому не готов. Одним из главных направлений является признание важности человеческой личности, её уникальности и неповторимости. Проявление собственной уникальности непосредственно связано с осмыслением своего соответствия жизни.

Личностный потенциал играет важную роль в адаптационном периоде к условиям жизнедеятельности, формированию профессиональных навыков, оказывает влияние на успешность самореализации, карьеру, развитие своих способностей.

Практическая значимость проекта:

Дети научатся внимательному и уважительному отношению к эмоциям, саморегуляции, взаимопониманию, использованию эмоций при выстраивании взаимодействия.

Так же научатся осознавать эмоциональную обусловленность поведения, делать предположения о том, как разные эмоции могут влиять на поведение, применять элементарные приёмы саморегуляции.
Дети расширят свое представление о различиях и сходствах интересов и предпочтений разных людей. Будут формироваться установки толерантности.

Педагогический проект составлен на основе программы «Социально – эмоционального развития младших школьников». Ипользуются различные приёмы по технологиям 4к.

Учащиеся получат возможность для формирования:

уважительного отношения к мнению другого человека;

начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Учащиеся получат возможность научиться:

применять начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого человека иметь своё мнение; излагать свою позицию и аргументировать собственную точку зрения и оценку событий;

определять общую цель и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

конструктивно разрешать конфликты с помощью сотрудничества, учитывая интересы всех участников.

Предметные результаты освоения программы социально-эмоционального развития разделяются на три блока компетенций: восприятие и понимание причин эмоций, эмоциональная регуляция, социальное взаимодействие.

Система отслеживания результатов:

Оценка результатов усвоения программы проводится в целях выявления индивидуальных особенностей детей для создания индивидуального образовательного маршрута в ходе обучения и содействия раскрытию потенциала каждого ребёнка.

Оценка с фиксацией результатов проводится в начале и в конце учебного года.

В начале учебного года по результатам оценки определяется зона образовательных потребностей каждого ребёнка и конструируется индивидуальная траектория его развития в рамках программы. В конце года на основе результатов диагностики делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и динамике в развитии их умений.
Основным инструментом оценки является структурированное наблюдение за детьми как в ходе занятий, так и в остальное время.

Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Реализовать данный принцип невозможно без использования технологии проблемного обучения. Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и развитие мыслительных способностей.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает интерес не только к результату, но и в первую очередь к процессу деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого. В основе творчества лежит умение комбинировать старое в новые сочетания. Творчество дает переживание своей целостности, оно отражает внутренний мир ребенка, его стремления, желания. В момент творчества человек наиболее полно осознает себя как личность.

Важную роль в развитии личности играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность. Начинают складываться интересы, склонности. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха.

В своей практике, я систематически уделяю внимание, развитию личностного потенциала младших школьников, используя различные творческие задания.

При наблюдении за классом была выявлена некоторая проблема взаимодействия детей между собой. Дети часто обижали друг друга, часто возникали различные недопонимания, обиды. Очень часто были взаимные жалобы, обвинения.

Только часть детей могла хорошо и дружно взаимодействовать. Для того чтобы анализировать данную ситуацию более подробно я провела два вида анкетирования. При помощи этих анкет можно выявить у кого именно и по каким причинам возникают трудности в коллективе.

«Социометрия».
Каждому ребенку была выдана небольшая анкета, которая включала в себя следующие вопросы:

Кого из одноклассников ты хотел бы пригласить к себе на день рождения?

С кем из класса тебе нравится общаться?

Когда у тебя возникнут трудности к кому бы из одноклассников ты обратился?

При проведении данного анкетирования были выявлены дети, которые не смогли ответить на данные вопросы, но большая часть класса с анкетой справилась успешно. Большинство детей отвечали на данные вопросы не задумываясь, некоторым пришлось хорошенько подумать.

Таким образом мы выявили детей которые так и не смогли обзавестись друзьями.

После было проведено другое анкетирование. Мы назвали его «кружки настроения».

Раскрась каждый кружок одним из цветов:
Красный цвет – ты злишься;
Черный цвет – ты боишься и тебе страшно;
Зелёный цвет – тебе спокойно и хорошо;
Желтый цвет – ты испытываешь радость и счастье.

создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса. Смотреть фото создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса. Смотреть картинку создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса. Картинка про создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса. Фото создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса

создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса. Смотреть фото создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса. Смотреть картинку создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса. Картинка про создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса. Фото создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса

создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса. Смотреть фото создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса. Смотреть картинку создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса. Картинка про создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса. Фото создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса

создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса. Смотреть фото создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса. Смотреть картинку создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса. Картинка про создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса. Фото создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса

Большинство детей при работе с данной анкетой использовали лишь два цвета зеленый и желтый, но небольшая часть использовала красный и черный цвета, закрашивая кружки «класс», «урок». Дети объяснили это тем, что им не всегда комфортно в классе, некоторые боятся одноклассников.

Планируемые результаты после работы с соглашением:

ребенок ассоциирует себя с собственным классом;

настроен на выстраивание позитивных взаимоотношений с одноклассниками;

ребенок знает нормы и правила, соблюдение которых поможет каждому ученику чувствовать себя в классе комфортно;

готов соблюдать правила класса.

Так же детям было дано творческое задание, придумать свою небольшую деталь для того чтобы приклеить её на плакат, таким образом каждый ребенок, даже самый скромный и безынициативный принял участие в создании данного соглашения. Даже само создание данного плаката вызывало у детей положительные эмоции, им уже хотелось применять все правила на практике.

После всех работ наш плакат занял почетное место в классе, и дети придерживаются правил, которые определили сами. Положительный исход данного проекта, возможно, был достигнут за счет того, что дети самостоятельно принимали решения при составлении данного соглашения. Это дало им большую мотивацию так как они сами создали этот продукт и в ходе данного занятия они стали понимать что климат и комфорт в классе легко направить в нужное русло, стоит только каждому приложить капельку усилия и быть заинтересованным.

Так же мы уже наметили маршрут, по которому будем двигаться далее. В последующем мы будем использовать технику «Соглашений» уже не только на внеурочных занятиях, но и на уроках, что будет способствовать желанию участвовать в процессе обучения, быть вовлеченным в процесс, а не оставаться в стороне и быть активным участником образовательного процесса.

Таким образом, использование решение проблем творческого характера на уроках в начальной школе, способствует развитию личностного потенциала младших школьников, обеспечивает более прочное усвоение знаний учащимися, повышает мотивацию и интерес к учению, повышает качество образования.

Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным для моих ребят, имело развивающий характер. Продолжая работать над этой темой, в сотрудничестве с детьми, родителями, мы ставим задачу на будущее.

Источник

Создание договора о поведении класса в течение второго года обучения заключается в технике класса

211. Специалисты образовательной сферы должны повышать свою квалификацию:
не реже одного раза в 5 лет

212. Специально организованное осмысление педагогических процессов и систем на основе проблемного анализа имеющегося состояния и целеполагания (прогнозирования желаемого результата) — это:
проектирование

213. Специфика профессиональной деятельности педагога дополнительного образования заключается в:
индивидуализации образовательного процесса в условиях учреждения дополнительного образования, творческом характере, практико-ориентированной направленности, авторском видении процесса и результата, в обязательности предъявления результата

214. Специфические знания об организации педагогической деятельности (или какой-либо ее части: преподавания, воспитательного процесса, формирования детского коллектива и т.д.) — это:
методика

215. Специфические обязанности, определенный круг, направленность деятельности взаимодействующих субъектов в дополнительном образовании — это ________________ дополнительного образования.
функции

216. Спортивные школы и клубы осуществляют работу среди детей и подростков, направленную на:
укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие

217. Способен оказать значительную помощь педагогам дополнительного образования и их воспитанника, подбирая наиболее интересную методическую, научно-популярную художественную литературу:
библиотекарь

218. Среди детских юношеских спортивных школ различают:
комплексные (по нескольким видам спорта) или специализированные (по одному виду спорта)

219. Средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие, — это:
детско-юношеский туризм

220. Средством воспитания подростков и юношей, реализуемым в форме общественно полезной деятельности по изучению родного края, выступает:
краеведение

221. Стационарные городские и загородные лагеря, временные выездные лагеря, турпоходы, экскурсии и массовые посещения культурных и прочих достопримечательностей — это:
формы летнего отдыха

222. Сущность технологии концентрированного обучения заключается в:
глубоком изучении предметов за счет объединения занятий в блоки

223. Сущность технологии модульного обучения заключается в:
самостоятельной работе обучающихся с индивидуальной учебной программой

224. Сущность управления в учреждении образования заключается в:
создании условий для профессионального и личностного саморазвития педагога-носителя нового типа педагогической деятельности

225. Творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене, — это:
театр

Источник

Ученический договор: защитные условия работодателя

Все большее распространение получает практика, когда работники проходят обучение за счет средств работодателя. В условиях высокой конкуренции есть риск того, что работник покинет компанию-работодателя, за счет которой он прошел обучение, и будет использовать полученные знания в интересах конкурентов. Байда Анна Георгиевна, LL.M., старший юрист, руководитель отдела по трудовому праву международной юридической фирмы «БАЙТЕН БУРКХАРДТ», рассказала «ТС», какие условия нужно работодателю включать в ученический договор, чтобы защитить свои интересы.

Закон выделяет два вида ученического договора. С чем это связано? Когда следует использовать каждый из них?

Действительно, закон предусматривает два вида ученических договоров, и у каждого из них свой предмет регулирования.

Прежде всего, следует выделить ученический договор трудового характера, который заключается с лицом, принятым на работу конкретным работодателем и проходящим профобучение или переобучение без отрыва или с отрывом от производства.

Существует также ученический договор гражданско-правового характера. Его заключают с лицом, еще не работающим в компании, с так называемым «лицом, ищущим работу», но в целях его дальнейшей трудовой деятельности в такой компании.

В связи с этим необходимо обратить внимание работодателей на письмо ФСС РФ от 11.06.2003 № 02-18/05-3937, в котором, в частности, говорится, что «ученический договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется нормами гражданского законодательства, а ученический договор на переобучение без отрыва от работы является дополнительным к трудовому договору и регулируется нормами трудового законодательства».

Остановимся на ученическом договоре с работником. Какие требования предъявляет закон к такому договору?

Согласно части 1 ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно определяет необходимость профессионального обучения или переподготовки кадров для собственных нужд и решает, в какой форме оно будет проходить (индивидуальной, бригадной, курсовой и проч.), по каким специальностям. При оформлении ученического договора работодателю следует иметь в виду, что какого-либо единого (типового) ученического договора в принципе существовать не может. Главное, чтобы соглашение на обучение и переобучение было заключено в письменном виде. В силу ст. 199 ТК РФ такой договор должен в обязательном порядке содержать такие положения, как: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором, а также иные необходимые, по мнению сторон, положения. Но, напомню, условия ученического договора, противоречащие ТК РФ, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются.

В каком качестве фигурирует в ученическом договоре образовательное учреждение?

Стороны договора — работодатель и работник. Также в качестве третьей стороны договора может выступать образовательное учреждение, в котором будет осуществляться подготовка работника.

Учитывается ли время обучения при расчете ежегодного отпуска?

Да, так как в силу статьи 121 ТК РФ в стаж, дающий право на отпуск, входит время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы.

Каким по длительности может быть срок действия ученического договора?

Напомню, по ученическому договору на работника возлагается обязанность пройти обучение по определенной профессии и специальности, получить определенную квалификацию. Поэтому договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации. И действует он со дня, указанного в нем, в течение предусмотренного им же срока.

В каких случаях срок действия ученического договора может быть продлен?

Действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полный перечень причин, по которым срок действия ученического договора может быть продлен, работодатель вправе установить в соответствующем локальном нормативном акте, например, в Положении об ученическом договоре и проч.

Могут ли вноситься изменения в условия ученического договора? Как они должны быть оформлены?

В течение срока действия ученического договора его содержание может быть изменено только по соглашению сторон. Изменения должны оформляться как дополнения к ученическому договору, подписываемые его сторонами. При этом каждой из них обязательно должен быть выдан свой экземпляр.

Острые споры обычно вызывает порядок оплаты стоимости обучения. Обязан ли работодатель покрывать ее, если инициатором обучения является он?

Стоимость обучения работника согласовывается сторонами. Оплата может полностью производиться за счет средств работодателя, а может и варьироваться в зависимости от успешности обучения сотрудника. Так, некоторые работодатели придерживаются следующей практики: например, если все промежуточные экзамены работник сдает на отметку 5, то работодатель оплачивает 100% стоимости обучения, если имеются и отметки 4, то работодатель оплачивает лишь 80% расходов.

Как определить размер стипендии, выплачиваемой работнику в период обучения?

Действительно, ученикам в период ученичества за счет средств работодателя выплачивается стипендия. Ее максимальный размер не ограничен. Сумма выплаты определяется в ученическом договоре с конкретным учеником и зависит от получаемой им профессии, специальности, квалификации. Однако существует ограничение в части минимального размера стипендии. Так, согласно ч. 1 ст. 204 ТК РФ он не может быть ниже МРОТ.

Если работник привлекается к работе в период обучения, как она ему оплачивается?

Ответ дает ч. 2 ст. 204 ТК РФ. В ней сказано, что работа, выполненная учеником на практических занятиях, оплачивается по действующим в организации расценкам. То есть оплата не может быть ниже суммы, определенной по установленным расценкам. Хотя, если стороны в ученическом договоре пропишут иной порядок оплаты, но в большем размере, то следует придерживаться его.

В каких временных пределах ученик может привлекаться к работе?

При заключении ученического договора следует учитывать нормы ст. 91 и ч. 1 ст. 203 ТК РФ, согласно которым время обучения и работы в совокупности в течение недели не может превышать определенную норму рабочего времени — 0 часов.

В силу ст. 92 ТК РФ необходимо установить сокращенную рабочую или учебную неделю несовершеннолетним, инвалидам I или II группы, работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда.
Также следует помнить, что в период действия ученического договора учеников, как работников организации, нельзя привлекать к сверхурочным работам и направлять в служебные командировки, не связанные с ученичеством. Такой запрет установлен в ч. 3 ст. 203 ТК РФ.

А если работник направляется на обучение в другую местность, будет ли это считаться командировкой? И каков порядок оплаты в таком случае?

Прежде напомню, что если работодатель направляет работника для повышения квалификации с отрывом от работы, он должен сохранить за ним место работы (должность) и среднюю заработную плату по основному месту работы. Если же работник направляется для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, в соответствии со ст. 187 ТК РФ ему производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Каковы последствия досрочного расторжения ученического договора?

Сегодня работодатель имеет возможность закрепить в ученическом договоре обязанность работника проработать у него в течение определенного срока, установленного в ученическом договоре. Также в нем могут быть предусмотрены «иные условия по соглашению сторон», в частности, возможность получения работодателем компенсации своих затрат на работника (на его обучение), если по каким-то причинам трудовые отношения между ними прекратятся раньше срока, первоначально установленного в трудовом договоре.

Последствия досрочного прекращения ученического договора напрямую зависят от оснований, по которым он расторгнут. Поэтому работодателю целесообразно четко прописать основания для его досрочного расторжения. Например: прекращение трудовых отношений по основаниям, установленным законом, или ненадлежащее исполнение работником обязанности по обучению, выразившееся в пропуске занятий, получении отрицательных оценок; изменение интересов компании в соответствующей подготовке (переподготовке) работника; отчисление работника из образовательного учреждения по причинам, не связанным с учебным процессом, прежде всего за нарушение дисциплины; отказ работника от обучения по каким-либо субъективным причинам и т.п.

Когда работник может быть освобожден от обязательств по договору?

Основания для освобождения работника от ответственности по договору в виде выплаты компенсации и возмещения вреда, как правило, связаны с уважительностью причин, по которым он отказался исполнять свои обязательства. Например, в качестве таковых обычно выступают болезнь, инвалидность, беременность и некоторые другие обстоятельства объективного характера.

Влечет ли расторжение трудового договора прекращение и ученического?

Ученический договор с работником является акцессорным по отношению к трудовому договору и оформляется зачастую как дополнительное соглашение к нему. Однако ученический договор, исходя из смысла норм Трудового кодекса, — самостоятельная сделка. В связи с этим прекращение трудового договора с работником не влечет автоматического расторжения ученического договора, если это напрямую не предусмотрено соглашением сторон. Данный тезис подтверждается судебной практикой.

Вследствие этого целесообразно предусмотреть в ученическом договоре возможность работодателя для одностороннего отказа от исполнения обязательств по нему, а также его расторжение в связи с увольнением работника.

Чем ученический договор, заключаемый с лицами, ищущими работу, отличается с точки зрения содержания от того, который оформляется с работником?

Ученический договор с лицом, ищущим работу (то есть не состоящим в трудовых отношениях с контрагентом по договору), по своему содержанию во многом соответствует перечисленным признакам рассмотренного вида ученического договора. Его главная особенность в том, что между сторонами на момент его заключения отсутствуют трудовые отношения. Если же говорить о конкретных отличиях содержания данного вида договора, то, как правило, они заключаются в следующем. Во-первых, в наименовании сторон не используются термины «работник» и «работодатель». Оно и понятно — ведь таковых и не имеется. Участники обозначаются в большинстве случаев как «компания» и «обучающийся».

Второе отличие — на обучающегося возлагается обязанность трудоустроиться в компании после окончания обучения. Причем иногда в договоре указывается его должность и минимальная сумма оклада. И, наконец, на такой договор распространяются общегражданские сроки исковой давности, которые намного длиннее, чем сроки, предусмотренные трудовым законодательством.

Применимы ли к ученическому договору, заключаемому с лицом, ищущим работу, нормы Трудового кодекса РФ, в частности главы 32? Или на данную сделку (как не предусмотренную законом, но и не противоречащую ему) распространяются исключительно только положения Гражданского кодекса РФ?

Должна признать, что этот вопрос стоит довольно остро, поскольку ответ на него может существенно повлиять на права и обязанности сторон такого договора в случае возникновения спора в суде. Однако в науке и на практике решается он, надо признать, неоднозначно.

Тем не менее гражданско-правовой характер договора предоставляет большую свободу для сторон в определении взаимных прав и обязанностей, и этим необходимо пользоваться.

Разъясните, пожалуйста, на примере обязательств обучающегося, как это можно сделать.

К примеру, в ученическом договоре можно отдельно оговорить последствия прекращения трудовых отношений до окончания периода, в течение которого обучающийся обязан работать в компании. Таковыми могут выступать, например: выплата компенсации расходов на подготовку обучающегося, возмещение ущерба, выплата отступного и т.п. В связи с этим сторонам следует исчерпывающим образом определить виды уважительных причин, по которым работник освобождается от ответственности за отказ от исполнения обязательства, иначе решение этого вопроса остается в компетенции судебной инстанции, рассматривающей спор.
Так, иногда целесообразно указать, что в случаях неисполнения обязательств по договору вся сумма понесенных издержек взыскивается с работника в пользу работодателя в полном объеме (а не пропорционально отработанному работником времени), при этом будет не лишним предусмотреть срок выплаты работником компенсации расходов компании и установить неустойку за несоблюдение этого срока.

В каких случаях организация вправе отказаться от исполнения ученического договора?

Необходимо отметить, что в последнее время участились обращения в суды граждан с требованиями к компаниям о принудительном исполнении ими обязанностей по ученическому договору (например, оплате обучения, последующем трудоустройстве) либо о компенсации убытков, причиненных ненадлежащим исполнением компанией ученического договора.

В этой связи компаниям предлагается предусмотреть в ученическом договоре право одностороннего отказа от исполнения обязательства с предварительным извещением гражданина об этом в разумный срок, что полностью соответствует общим положениям Гражданского кодекса РФ об обязательствах.

Таким образом, в целях наиболее эффективной реализации интересов компании в сфере ученических правоотношений непосредственно ученический договор должен подробно регламентировать, в каком порядке должны разрешаться все возникающие между его сторонами спорные вопросы.

БИОГРАФИЯ

В 1997 году окончила юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, затем получила степень магистра права (LL.M.) в Лейденском государственном университете (Нидерланды).
Впоследствии Анна приступила к работе в качестве юрисконсульта в московском офисе компании «Рэйл Файнэнс АГ» (Швейцария).

В период с 2006 по 2008 гг. занимала позицию юриста в московском офисе юридической компании «Маркс и Соколов» (США).

С 2008 по 2009 гг. работала юристом в представительстве компании «Маннхеймер Свартлинг Адвокатакциебулаг» (Швеция) в Москве.

С 2009 г. работает в московском представительстве юридической фирмы «БАЙТЕН БУРКХАРДТ».

Личные вопросы

Какой исторический период наиболее близок Вам по духу?

Думаю, итальянское Возрождение, когда люди преклонялись перед разумом и его творческой мощью.

Давно ли Вы посещали театр? Какой? На какое представление ходили?

Да, театр люблю. Есть несколько любимых, какой-то один выбрать сложно… Последний раз была в МХТ Чехова на «Старосветских помещиках», Гоголь и его прочтение умиляют.

Ваше любимое время года? Почему?

Весна, потрясающе видеть как все просыпается, меняется и набирает свою мощь и красоту…

Какую кухню Вы предпочитаете?

Профессия — род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования, обучения.

Специальность — вид профессиональной трудовой деятельности, более узкий, чем профессия, усовершенствованный путем специальной подготовки; определенная область труда, знания.

Квалификация — уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемый разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями.

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *