современный урок в условиях дистанционного обучения
Проектирование урока в условиях дистанционного обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Выступление Витряк Т.Н..docx
Курьинская ООШ, филиал МАОУ Бегишевская СОШ
Витряк Татьяна Надиловна учитель биологии
Проектирование урока в условиях дистанционного обучения.
В условиях дистанционного обучения возникла острая необходимость в сжатые сроки перестроиться для работы в новом формате. Так мы с вами погрузились в мир новых цифровых возможностей.
При дистанционном обучении важно грамотно распределить собственную нагрузку и эффективно организовать работу учеников.
Немалым подспорьем в этом становятся социальная сеть «ВКонтакте» и мессенджеры WhatsApp и Viber. Дня нас это основные коммуникационные каналы не только с учениками, но и с родителями. На период дистананционного обучения туда же в некоторых случаях переходит вообще весь процесс обучения: и проверка домашних работ, и рассылка заданий, и проставление оценок, и комментарии к работам.
Но при таком подходе в первую очередь не хватает живого контакта с учениками. Его отсутствие сковывает, становится сложнее отслеживать присутствие и вовлеченность учеников в процесс обучения, сложнее выстраивать дискуссии и обсуждение проблемных вопросов.
Наладить визуальное общение в условиях дистанта, помогают такие платформы как MS Teams и Zoom.
В своей практике я использую Zoom. Мой выбор был обусловлен возможностью этой программы транслировать экран учителя сразу всем обучающимся. Возможностью каждому ученику включать свой микрофон и говорить в эфире. О том как организовать урок на Zoom информация в свободном доступе в интернете. В презентации я вставила ссылку на видео урок в Ютюб «Как провести онлайн видео урок и конференцию на Zoom»
Проектирование урока в условиях дистанционного обучения, требует от учителя профессиональные компетенций :
1.Компетенции в области педагогики: педагогические технологии дистанционного обучения (методики и соответствующие им технологии)
2.Компетенции в области психологии : знание психологических особенностей общения ввиртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципах дистанционного обучения обучаемых разных возрастов и т.д.).
3. Компетенции в области информационных технологий: свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение постоянно совершенствующимся инструментарием.
Свою деятельность при дистанционном обучении разделяю на два этапа
Разработка дистанционного урока по алгоритму (приложение 1)
Реализация дистанционного урока
Использую следующие формы дистанционного обучения
Видеоуроки (запись учителя или просматривают по ссылке)
Онлайн тесты с результатом и оценкой ( скрин результата)
Чат – учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно предоставляется доступ к чату
И распределение персональных устройств было особенно трудной задачей для многодетных семей. У многих детей нет личного рабочего места, они делят его с братьями и сестрами, поэтому уединиться на свой урок им было проблематично. Поэтому очень важно, при дистанционном обучении, грамотно организовать работу, учитывая состав семей и их возможности. Обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся. Что требует от нас учителей больших усилий и полного погружения в работу в режиме 24 на 7.
Закончить своё выступления я хотела бы словами Стивена Джобса « Есть только один способ проделать большую работу- полюбить её!
Спасибо за внимание!
Приложение1
Алгоритм разработки дистанционного урока
1. Определите тему дистанционного урока.
2. Определите тип урока (анонсирующий, вводный, повторение предыдущих тем и др.)
3. Поставьте цели занятия относительно ученика, учителя, их совместной деятельности.
4. Выберите самую оптимальную форму дистанционного урока, исходя из технических и технологических особенностей.
5. Решите, каким способом информация будет представлена перед учениками (презентация, таблицы, диаграммы, графика, текст и т. д.). Структурируйте материал.
6. Выпишите основные тезисы по теме дистанционного урока.
7. Подготовьте необходимые материалы, которые понадобятся ученикам: ссылки на сайты, пособия, электронные книги и др.
8. Разработайте самостоятельные задания для каждый темы (подтемы) урока. Подумайте над системой оценивания: как и за что будет ставиться отметка.
9. Определите продолжительность урока. Учитывайте, что длительность непрерывной работы за компьютером должна быть не более 30 минут. Распределите время урока.
10. Подробно распишите ход занятия. При необходимости подготовьте инструкцию по выполнению заданий для учеников.
11. После проведения урока необходимо проанализировать его. Что удалось/не удалось достичь из задуманного? С какими сложностями столкнулись? Обязательно получите обратную связь от учеников.
Как организовать дистанционный урок: подходы и ресурсы
Понравился материал?
Поделитесь им в социальных сетях с хештегом #ПокаМыДома_яучусь
Как организовать дистанционный урок: подходы и ресурсы
Сегодня перед каждым учителем, окруженным множеством различных образовательных ресурсов, встает важный вопрос – как выбрать из них подходящие для своей работы? Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ СОШ №5 г.Балаково Саратовской области Наталья Родкина поделилась опытом и рассказала о подходах в организации таких уроков.
При выборе предлагаемых цифровых инструментов стоит учесть несколько основных вопросов: какие из этих ресурсов помогут мне добиться высокого образовательного результата за меньшее время? какие из них эффективно работают на всех этапах организации урока по ФГОС? Хорошо, если эти ресурсы окажутся знакомыми. Выбирайте те, которые прошли проверку временем и продолжают эффективно функционировать в формате дистанционного обучения.
Мы рассмотрим несколько вариантов проведения дистанционного урока: по традиционной модели и по модели «Перевернутый класс». Но для начала изучим алгоритм подготовки к дистанционному уроку. Отмечу, что в данном случае мы выбрали ресурсы цифровой платформы LECTA корпорации «Российский учебник» и «ЯКласс». На первой нам доступны интерактивные школьные учебники (именно интерактивные, а не pdf-копии), которые дополнены аудиовизуальным контентом, расширяющим учебный материал. А еще – атласы и тренажеры. С помощью ресурсов «ЯКласса» мы сможем также выстроить индивидуальную образовательную траекторию учеников, организовать обратную связь, проверить знания на любом этапе урока и выставить объективные оценки.
Алгоритм подготовки к дистанционному уроку
Выбрать электронные платформы
Выбор ресурса, установка
Интерактивное расписание в Гугл-документах
Ссылка на урок или доступ к интерактивному расписанию
Проведение видеоконференции (с одновременной записью)
При этом важно взять разрешения у родителей, если запись ведется непрерывно.
Рассылка записи видеоконференции
Особенно актуально в том случае, если родители младших школьников на работе и дети не могут самостоятельно подключиться к уроку-конференции.
Сценарий дистанционного урока по традиционной модели
Рассмотрим упрощенный шаблон технологической карты урока окружающего мира.
Хотите совершить путешествие по Москве?
Сервис «Классная работа»
Что вы знаете о Москве?
Объясните пословицу: «Кто в Москве не бывал – красоты не видал». Сформулируйте цели и задачи урока.
Поиск путей решения проблемы
Какие доказательства и иллюстрации можно привести в подтверждение справедливости пословицы? Составьте план действий. Выберите ресурсы.
Сервис «Классная работа»
Проверка результатов, просмотр или прослушивание и корректировка ответов.
Тестовое задание «Москва – столица России»
Анализируют результаты, разбирают ошибки.
Какие достопримечательности вам хочется нарисовать? Что о Москве вы расскажете своим родным?
Объяснение домашнего задания
— составьте маршрут экскурсии по Москве.
— выполните тестовую проверочную работу.
— посетите виртуальный музей Победы
Здесь мы видим, что на этапах актуализации, мотивации, целеполагания используется сервис «Классная работа» на сайте lecta.rosuchebnik.ru. На этапе выбора источников информации для решения основной проблемы урока уместна вариативность, обусловленная психофизическими особенностями каждого ученика: кто-то выберет рассказ учителя, кто-то отключит микрофон и самостоятельно будет изучать тему через электронные, печатные учебники или материалы в «Классной работе», а кто-то успеет и в «ЯКласс» заглянуть за отведенный отрезок времени: такую возможность эти платформы предоставляют. Для мгновенной организации обратной связи, проверки результатов, получения объективной отметки, проведения проверочной работы в конце урока, тестового домашнего задания доступен набор инструментов «ЯКласс». Не забываем и про формирование универсальных учебных действий (УУД). Обратите внимание на вариативное д/з: создание экскурсионного маршрута, посещение виртуального музея Победы, который открылся в рамках проекта «Москва с тобой».
Сценарий урока по модели «Перевернутый класс»
Основное отличие такого урока заключается в том, что учебная деятельность ученика как бы переворачивается: на занятие он приходит, чтобы применить самостоятельно добытые знания. Но эта модель не исключает учительской поддержки. Она переформатирует его деятельность, переводя педагога из ретранслятора знаний в навигатора, что обеспечивает не только высокий образовательный результат школьников, но и создает реальные условия для формирования УУД. Именно поэтому мы считаем такую модель наиболее эффективной.
Самостоятельное изучение нового материала.
Отработка изученного материала в режиме видеоконференции.
1.Проверка домашнего задания.
2. Разбор сложных заданий.
3. Тренировочный тест «Москва – столица России»
4. Проверка и оценка результатов.
Индивидуальное консультирование в чате
Подведем итоги
7 советов по организации дистанционного урока
Как организовать дистанционный урок
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МОУ Джатиевская ООШ
Муравщик Евгения Юрьевна
учитель русского языка и литературы
Современный дистанционный урок
Современный дистанционный урок.
Основа дистанционного обучения – принцип самостоятельного обучения учащегося.
Во время дистанционного урока учащиеся находятся вне классного кабинета. Но благодаря телекоммуникациям, ученики имеют возможность в любой момент поддерживать связь с учителем.
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.
Учебные средства дистанционного урока.
Сетевые образовательные ресурсы по своим дидактическим свойствам воздействуют на все компоненты системы обучения:
методы и организационные формы обучения.
Это позволяет решать сложные задачи педагогики в процессе обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.
При разработке дистанционного урока следует учитывать, что ученики находятся в изоляции. Поэтому учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями. Должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит ученику задавать вопросы.
Использование качественных графических файлов, оснащенных звуковым сопровождением и анимацией, повышают усвоение материала до 65% (для сравнения: во время обычного объяснения материала усваивается только 5%).
Для того, чтобы провести плодотворный дистанционный урок, к нему нужно подготовиться. Нужно выбрать обучающую цифровую платформу, организовать доступ на выбранную платформу своим ученикам. Обеспечить наличие необходимой литературы, возможности создания презентаций, размещения видео материалов, выполнение онлайн и офлайн проверочных, контрольных работ, тестов. Обязательно нужен теоретический материал, не забывайте, что дистанционное образование – самостоятельное образование. Мы учим учеников учиться, практика без теоретических знаний не принесет результата, кроме, возможно, отрицательного.
Я в своей работе использую обучающую платформу «ЯКласс». И наш урок будет построен на базе данной цифровой платформы.
Дистанционный урок предусматривает составление плана или сценария. Можно составить технологическую карту урока, что позволит структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Примерный алгоритм разработки дистанционного урока (рекомендации коллегам).
1. Определение темы дистанционного урока.
2. Определение типа дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).
3. Цели занятия (относительно ученика, учителя, их совместной деятельности).
4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного урока.
5. Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.
6. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
7. Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, CD-ROM и др. (подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет).
8. Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.
9. Определение времени и длительности дистанционного урока, исходя из возрастной категории обучающихся. Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся.
Я в своей дистанционной работе использую обучающую цифровую платформу «ЯКласс». С помощью ресурсов «ЯКласса» можно выстроить индивидуальную образовательную траекторию учеников, организовать обратную связь, проверить знания на любом этапе урока и выставить объективные оценки. На данной платформе мотивационный элемент тоже присутствует. Это раздел сайта «ТОП класса в школе» и «ТОП ученика в классе».
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.
Данный урок разработан для учащихся 6 класса.
Тема урока: Наклонение глагола.
Программа: УМК Т.А.Лодыженской.
Кол-во часов в неделю 5
Время урока 30 минут
Материально-техническое обеспечение урока:
Комплект компьютерного оборудования, соответствующего требованиям программы дистанционного обучения
Методы и приёмы обучения, применяемые на уроке:
1. частично-поисковый (анализ трудностей в изучении темы );
2. контроля и самоконтроля (закрепление знаний, тестирование).
Тип урока: Изучение новой темы
Модель урока: Перевернутый класс
Интегрирующая дидактическая цель: расширить и систематизировать знания учащегося о наклонениях глагола.
— воспитание нравственных качеств учащихся;
— воспитание эстетического вкуса,
— воспитание любви к русскому языку
— развивать самостоятельность учащихся;
— развивать внимание, память и связную речь;
— учить находить главное в текстах, делать выводы;
— сформировать у учащихся понятие о наклонении глагола;
— научить находить различия в наклонениях глагола;
— закрепить полученные знания практически.
Знать: о наклонениях глагола, изменении глаголов в различных
Уметь: различать наклонения глагола,
находить в текстах глаголы разных наклонений,
правильно употреблять и писать глаголы в разных
Современный урок в условиях дистанционного обучения
Автор: Степанова Елена Рудольфовна
Организация: МДОУ Детский сад 29 «Ягодка»
Населенный пункт: Саратовская область, п. Сенной
На сегодняшний день роль дистанционного образования значительно возросла. Этому способствовали такие обстоятельства, как стремительное развитие Интернет-технологий, создание персонализированных компьютеров и т.д. Кроме того, немаловажную роль в популяризации дистанционного обучения сыграла текущая эпидемиологическая ситуация, в ходе которой образовательные учреждения были вынуждены перейти на онлайн-обучение. Как отмечает О.А. Иванова, ссылаясь на данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, 85% подростков в возрасте от 12 до 17 лет использовали Интернет для учебы [4]. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что необходимо уделять пристальное внимание образовательным возможностям сети, разрабатывать дистанционные и онлайн-уроки с целью повышения мотивации обучающихся к изучению предмета, предоставлять иные форматы и инструменты осваивания нового содержания.
Согласно Л.Г. Егоровой, дистанционное обучение представляет собой взаимодействие преподавателя и учащихся на расстоянии с помощью современных информационных технологий, что позволяет им не тратить время на перемещение к месту занятий и т.д. [3]. Исходя из данного определения понятия «дистанционное обучение», выделаются такие его преимущества, как доступ к разнообразным источникам информации, отличающиеся по объему и содержанию; обеспечение оперативной обратной связи и передачи информации вне зависимости от расстояния, объема и вида информации; усовершенствование навыков работы за компьютером и т.д.
В свою очередь дистанционные уроки подразделяются на следующие виды, представленные на рисунке 1 [7]:
Рисунок 1 – Виды дистанционных уроков
Каждый вид дистанционного урока имеет определенную и конкретную цель:
Как отмечает А. Дийская, любой урок должен быть четко структурирован, как и дистанционные и онлайн-уроки. Структура дистанционных уроков представлена в виде 5 блоков, представленных на рисунке 2 [7]:
Рисунок 2 – Виды дистанционных уроков
Большое внимание стоит уделять мотивации учащихся, поскольку именно от нее зависит, насколько успешно будет усвоен материал и насколько обучающийся будет заинтересован в дальнейшем обучении. Для этого ученикам необходимо ставить явно обозначенную цель с упором на имеющийся уровень их подготовки. В противном случае, возрастает риск стремительного снижения мотивации. В инструктивный блок входят методические рекомендации и инструкции по выполнению задач. Преподавателю необходимо четко и ясно обозначить, как выполнять поставленные цели. Информационный блок составляет система информационного наполнения. Иными словами, педагог должен распределить и структурировать процесс обучения, которому обучающиеся смогут легко следовать. Коммуникативный блок связан с системой интерактивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Задача педагога заключается в том, чтобы он смог организовать наиболее комфортное для всех общение, как между ним и учениками, так и строго между обучающимися. Контрольный блок предназначен для оценивания полученных знаний по определенной теме.
Грамотно структурировать дистанционные и онлайн-уроки позволяет правильно составленный алгоритм разработки подобного урока. Так Г.Г. Блоховцова предлагает использовать следующий алгоритм [1]:
В ходе разработки дистанционного и онлайн-урока следует учитывать внутреннюю и внешнюю стороны учебных возможностей ученика. Под внутренней стороной понимается способность личности к обучению, запоминанию и мышлению, а также наличие специальных знаний, умений и навыков учебного труда, соответствующий уровень работоспособности, ответственности, включая совокупность мотивов учения. Под внешней стороной подразумевается ближайшее окружение ученика, влияние его семьи и среды в целом. Кроме того, нельзя упускать из виду аспект индивидуального подхода к обучающимся, поскольку каждый из них по-разному готов изучать новый материал, запоминает его и т.д. В противном случае произойдет естественное усреднение знаний и развития учеников, что приведет к торможению развития сильных учащихся.
Также в процессе разработки дистанционных и онлайн-уроков нужно придерживаться определенных требований с целью поддержания дисциплины в процессе обучения. Исходя из структуры и алгоритма разработки дистанционного урока, можно сформулировать следующие требования к подобным занятиям [5]:
1. Внешний порядок урока. Нужно четко соблюдать время начала и окончания занятий, а также донести эту информацию до обучающихся. Также стоит предусмотреть вероятность возникновения каких-либо внештатных ситуаций, которые могут быть во время урока;
2. Внутренний порядок урока. Каждый урок требуется разделить на этапы, в каждом из которых нужно обозначить, за какое время стоит пройти ту или иную тему и т.д. Структурно хорошо подготовленный урок учитывает уровень подготовленности учащихся, характеризуется четким распределением учебного материала, позволяет учащимся последовательно продвигаться им от одной частной цели урока к другой;
3. Проблемный подход к обучению. В процессе обучения дети должны не просто потреблять информацию, а осуществлять мыслительную деятельность:
• понимать поставленную проблему;
• искать пути решения;
• приходить к решению проблемы и оценивать ее.
4. Соблюдение дидактических принципов. Предоставляемый материал должен быть наглядным и точным. Все задания, которые предстоит разобрать с учениками, должны соответствовать теме урока;
5. Поддержание активности учеников. Необходимо создать такие условия, при которых учащиеся непроизвольно войдут в процесс обучения и будут участниками решаемых задач до конца урока. В течении всего урока необходимо поддерживать у учащихся интерес к уроку, создавать мотивы активизации их деятельности;
6. Характер урока. Урок должен включать себя и эвристические методы с проблемным изложением материала, и исследовательские, которые дают возможность ученикам самим решать задачи и находить пути их решения.
В свете последних событий, вызванных сложной эпидемиологической ситуацией по причине распространения коронавирусной инфекции, перед педагогами особо остро встал вопрос по обеспечению психологического комфорта для обучающихся. Обязательный переход на дистанционное обучение в начале 2020 г. дался нелегко, поскольку многие привыкли к коллективному общению и обсуждению общих задач, проблем, событий и т.д., что в последующем негативно сказалось на психологическое состояние как преподавателей, так и самих учеников. Так, согласно данным опроса НМИЦ здоровья детей Министерства здравоохранения, у 80% школьников проявились неблагополучные психические реакции на фоне самоизоляции и дистанционного обучения [6]. Из этого следует, что перед педагогом встает новая задача при разработке дистанционных и онлайн-уроков – воссоздать атмосферу сплоченности. Даже в дистанционном режиме возможно организовать групповую совместную деятельность обучающихся, например, посетить онлайн-трансляции театров, музеев, выставок, провести онлайн-квест. После посещения онлайн-мероприятия преподаватель может предложить написать эссе, устроить конкрус на лучший видеоотзыв и т.д. Главное – необходимо объединить детей в группы и следить за тем, чтобы никто не остался в одиночестве. Работа в онлайн-группах дает возможность почувствовать себя причастным к чему-то общему, а коллективная деятельность благоприятно скажется на общем психологическом состоянии ученика и его продуктивности.
Таким образом, на основании всего вышесказанного, были сделаны выводы о том, что на сегодняшний день роль дистанционного образования значительно возросла. Этому способствовали такие обстоятельства, как стремительное развитие Интернет-технологий, создание персонализированных компьютеров и т.д. Кроме того, немаловажную роль в популяризации дистанционного обучения сыграла текущая эпидемиологическая ситуация, в ходе которой образовательные учреждения были вынуждены перейти на онлайн-обучение.
Существует несколько видов дистанционных уроков: анонсирующий урок, вводные занятия, вебинар, веб-квест, консультация, онлайн-тестирования. Каждый из них имеет определенную и конкретную цель.
Любой урок должен быть четко структурирован, как и дистанционные и онлайн-уроки. Структура дистанционных уроков представлена в виде 5 блоков: мотивационный, инструктивный, информационный, контрольный, коммуникативный.
Грамотно структурировать дистанционные и онлайн-уроки позволяет правильно составленный алгоритм разработки подобного урока. В ходе разработки дистанционного и онлайн-урока следует учитывать внутреннюю и внешнюю стороны учебных возможностей ученика. Также в процессе разработки дистанционных и онлайн-уроков нужно придерживаться определенных требований с целью поддержания дисциплины в процессе обучения.
В свете последних событий перед педагогом встает новая задача при разработке дистанционных и онлайн-уроков – воссоздать атмосферу сплоченности. Работа в онлайн-группах дает возможность почувствовать себя причастным к чему-то общему, а коллективная деятельность благоприятно скажется на общем психологическом состоянии ученика и его продуктивности.
Список используемой литературы: